Культура при карле великом кратко

Обновлено: 02.07.2024

После восстановления империи при дворе Карла Великого стал возрождаться литературный латинский язык, появился интерес к трудам ученых древности, к античной культуре. Побывав в Италии, Карл был поражен величием памятников античного Рима. При дворе он собрал ученых, знатоков латыни, истории, поэзии из разных стран Европы. Они также, как король, были восхищены и увлечены произведениями античных авторов. Здесь возник небольшой ученый кружок, который по античной традиции назвали Академией.

На первой ступени ученики осваивали три из семи свободных искусств (по-латыни — тривиум). Тривиум состоял из грамматики, риторики и диалектики. На уроках грамматики ученики зубрили латынь, читали античных и христианских авторов, Евангелие. Занятия риторикой должны были научить их красиво и правильно говорить, составлять письма и документы. Постижение диалектики позволяло логически мыслить, рассуждать, вести споры, излагать доказательства своей правоты, разгадывать трудные загадки, задавать умные вопросы.


Каролингское возрождение – небольшой по временным рамкам, но достаточно яркий и самобытный период в истории западной Европы, связанный с расцветом культуры и научной мысли. Он проходил примерно с 800 по 900 годы.

Что такое каролингское возрождение?

Каролингское возрождение – это период, который пережило государство франков и близлежащие государства. Это расцвет не только в политической, но также в научной и культурной сфере.
Каролингское возрождение напрямую связано с деятельностью короля франков Карла Великого и его последователей Людовика Благочестивого и Карла Лысого, принадлежавших к династии Каролингов, что и дало название периоду.
Причинами такого возрождения послужила любовь Карла к учености, наследию Римской империи и стремление во всем ровняться на нее. Им были проведены попытки возродить римские традиции и навыки строительства. Архитектурные стили переплетались между собой, связывая античную направленность со средневековой и ромейской.

Бург

Рис. 1. Бург.

В период возрождения возник новый тип сооружения военного лагеря – бург. Он имел высокие башни, именуемые донжонами. Они легли в основу создания внешнего вида средневекового замка.

Сам термин “Каролингское возрождение” был введен французом Жан-Жаком Ампером в XIX веке, хотя он часто оспаривался из-за ограничения расцвета лишь в среде духовенства и отсутствия социальных движений.


В северной Италии Карл познакомился англосаксом Алкуином, занимающегося наукой. Он стал идейным вдохновителем Карла. Он поселился в городе Йорк, где находилась огромная библиотека. Именно им был разработан курс по обучению священнослужителей церкви и монахов грамоте и различным научным дисциплинам.

Каролингское возрождение и Церковь

Христианство в VIII веке было ведущей интегрирующей силой в Европе. На всей территории Священной Римской Империи церковная служба велась по римским стандартам. Это послужило предпосылкой к тому, что в монастырях начали сосредотачиваться древние книги, служившие источниками научных знаний. Были вновь освоены римские техники кладки арок, каменного строительства и возведение сводов. В империи развернулось широкое строительство церквей в соответствии с уставом преподобного Бенедикта.

которые читают вместе с этой


Монастырь Сен-Рикье

Рис. 2. Монастырь Сен-Рикье.

За период с 768 по 855 год в Европе было построено 417 монастырей, 100 королевских резиденций и 27 новых соборов. Развернулось широкое строительство школ, больниц, мостов, городов и крепостей. Яркий пример тому – монастыри Сен-Рикье и Сен-Дени, построенные с глубокой продуманностью организации внутреннего пространства церкви, создающего эффект непрерывности и имеющей форму базилики.

Монах переписывает рукопись

Рис. 3. Монах переписывает рукопись.

Главной целью императора Карла являлось единство франкской церкви, которая полностью находилась под его контролем. До его правления древние рукописи переписывались монахами бездумно, без сохранения пунктуации, слова были написаны без интервалов, что делало расшифровку этих рукописей почти невозможным. В VII-VIII веке не было единых стандартов, академического языка и даже заглавных букв. При Карле Великом ситуация меняется кардинально. Все тексты стали досконально изучаться монахами, император ввел общий стандарт для средневековой латыни, которая претерпела множество изменений со времен падения Рима.

Что мы узнали?

Из темы по истории 6 класса мы узнали о том, что такое Каролингское возрождение. Кратко о Каролингском возрождении можно сказать, что оно стало подготовительным этапом развития романского и формирования готического искусства. Правление Карла Великого часто сравнивают с правлением Александра Македонского, Юлия Цезаря, Юстиниана. Кончина Карла оказалась большим ударом для развития культуры, находившейся под его протекцией, и послужила одной из основных причин начавшегося упадка франкского государства.

Каролингское возрождение. Подъем культуры при Карле Великом

Образование

Варварский монарх даже своим примером старался привить подданным любовь к учению. Он выучился читать, говорил на нескольких языках и делал попытки обучиться письму, но в последнем так и не преуспел (хоть и засыпал каждую ночь с письменными принадлежностями под подушкой).
Карл был очень недоволен тем, что священники, которые должны просвещать народ, сами необразованны и невежественны. Христианская империя варваров отчаянно нуждалась в образованных служителях церкви и государства. Стала очевидной необходимость использовать потенциал монастырей для обучения грамоте и богословию хотя бы самих клириков.
В 787 году правитель франков издает "Капитулярий о науках", который и предписывал открывать школы на базе монастырей и при епископских кафедрах. Прошедший такую школу священник должен был научиться силой слова влиять на народные массы и внушать им истинную веру: тем самым должна была укрепляться церковь, а ересь искоренятся из умов людей. За деньги обучали и платежеспособных мирян (богатые крестьяне, феодалы, горожане). Способных деятелей образования, необходимых для управления школами, Карл завозил из более передовой в культурном плане Италии. Среди них Павел Диакон, Теодульф, Лейдард.
Кроме обучения грамоте, на базе монастырей начали создавать библиотеки. В специально оборудованных помещениях с высокими окнами - скрипториях - грамотные монахи переписывали древние манускрипты. Рукопись зачитывалась чтецом вслух, а писцы (до 40 человек) по услышанному создавали копии. Так до наших дней дошли ценные рукописи прошлого. Широкомасштабное копирование текстов потребовало проведение реформы письменности. В результате было выработано стандартизированное письмо, впоследствии ставшее основой современной латиницы. Эту понятную для чтения и удобную для рукописного копирования систему записи называют каролингским минускулом.
В скрипториях основное внимание уделяли копированию Священного Писания и трудов святых отцов. Однако, с века в поле зрения монахов попадает и античное литературное наследие, которое также переписывают и комментируют. В результате, больше всего копий античных рукописей (до Возрождения XV века) датируются именно веком.

Изобразительное искусство

Переписываемые книги снабжались красочными миниатюрами, выполненными то в рамках античной стилистики, сочетающейся со средневековыми символами (как в "Евангелие Годескалька" и "Евангелие Ады"); то свободными от канонов, передающими порывистость, динамику, волнующую непосредственность ("Утрехтская псалтырь", "Евангелие Эббо"). По иллюстрациям в указанных книгах можно судить о расцвете искусства миниатюры во время Каролингского возрождения.
Культурным центром Каролингского возрождения был Аахен. Там же были две лучшие мастерские, где изготавливали рукописные книги. В одной из них преуспели в искусстве декорирования. Их рукописи украшались: орнаментами из пурпура и золота; имитациями мозаики; вставкой цветных камней. Миниатюры другой мастерской создавались по типу позднеантичных образцов изобразительного искусства: на них изображались евангелисты в белых одеяниях, в смиренных позах, а пространство пейзажей было наполнено видимым воздухом.

Академия

Правой рукой Карла в делах развития науки и образования был Алкуин - английский монах из Йорка. Ему же король доверил воспитание своих детей, для которых монах разработал учебник. Он же возглавил "Дворцовую академию", созданную при королевском дворе в Ахене. "Академия" (названная так по аналогии с платоновской) стала центром притяжения для просвещенных и талантливых людей эпохи Каролингского возрождения. Среди участников Академии можно упомянуть Эйнгарда, впоследствии написавшего биографию Карла, Ангильберта, известного поэта того времени.
Заседания Академии проходили в форме обсуждения античных текстов и церковных трактатов; также зачитывались и разбирались труды самих участников этого научного кружка. Так зарождалась средневековая схоластика. Все, кто входил в это объединение, имели псевдонимы (Карл Великий принимал участие в заседаниях под именем Давида).

Архитектура

Повсеместно воздвигались дворцы и храмы. Для их построения использовался материл, добытый разрушением еще целых античных построек Италии, активно вывозились мраморные колонны древнеримских сооружений. В основном, в ходе развернувшегося строительного бума, копировались византийские образцы, возведенные в Италии во времена Юстиниана. Но франкские архитекторы внесли и свой вклад в архитектурное разнообразие. Был создан новый тип храма, в котором было несколько алтарей, а общая композиция дополнялась башнями (последнее повышало обороноспособность церковных построек). Западная часть церкви представляла собой вырастающую из квадратного основания многоярусную конструкцию, так называемый вестверк - элемент культовых сооружений, введенный франками.
Еще одной строительной новинкой франков были пфальцы - дворцы императора, в которых он останавливался во время путешествий по своему обширному государству. В них прослеживаются тенденции к наследованию древнеримским образцам.
Из сохранившихся до наших дней сооружений можно назвать капеллу Ахенского собора, возведенную Одо из Меца. Это шестнадцатигранная в плане постройка, с вписанным в нее восьмиугольным залом. Стены в свое время были украшены мозаикой. В массиве стен оборудованы винтовые лестницы, ведущие на второй ярус: там места для императора и его свиты. При строительстве Одо задействовал "трофейный" материал - колонны и облицовку из развалин равеннского дворца Теодориха (Италия).

Каролингское возрождение не было общеевропейским явлением. Территориально оно не выходило за пределы франкских земель. Да и там проявлялось только в отдельных центрах - Аахене, Реймсе, Туре. И даже в этих центрах в культурный подъем были вовлечены только единичные представители высших сословий. В целом заявленная цель по возрождению Римской империи не была осуществлена. А вновь открытые формы античного искусства, были переработаны и наполнены близким современникам христианско-варварским содержанием. Этот синтез и положил начало той средневековой культуре, какой мы ее знаем сегодня.

КУЛЬТУРА ФРАНКСКОГО ГОСУДАРСТВА (V - IX в.в.)

В феодальном обществе франкского государства, пришедшем на смену обществу рабовладельческому, возникла новая, феодальная культура. Носительницей феодальной культуры в период раннего средневековья являлась церковь.

Религия в феодальном обществе Франкского государства была одним из мощных средств утверждения и сохранения классового господства эксплуататоров. Обещая небесное блаженство в награду за земные страдания, церковь всеми путями отвлекала народные массы от борьбы с феодалами, оправдывала феодальную эксплуатацию и настойчиво пыталась воспитывать трудящихся в духе полной покорности их господам. Влияние церкви сказалось со всей силой и на духовной культуре средневекового общества Франкского государства.

Надгробие франкского воина. VII в.

Распад феодального общества на ряд замкнутых в экономическом и политическом отношении мирков и повсеместный разрыв существовавших в рабовладельческом обществе торговых, политических и культурных связей обусловливали отсутствие сколько-нибудь широкого образования в VI—Х вв. Все существовавшие тогда школы (епископальные и монастырские) находились в руках духовенства. Церковь определяла их программу и подбирала состав их учащихся. Основной задачей церкви при этом являлось воспитание церковных служителей, способных воздействовать на народные массы своей проповедью и охранять в неприкосновенности существующие порядки.

От своих служителей церковь требовала в сущности очень малого — знания молитв, умения читать по латыни Евангелие, хотя бы и не понимая всего прочитанного, и знакомства с порядком церковных служб. Лица, чьи знания выходили за пределы подобной программы, являлись в западноевропейском обществе VI—Х вв. редчайшими исключениями.

Образование во Франкском государстве, монополизированное западно-христианской церковью, носило весьма примитивный характер. Церковь не была, да и не могла быть заинтересована в сохранении всего античного наследства и, вынужденная обращаться к последнему, старалась использовать его лишь в своих целях.

Роль церкви в этих условиях становилась всё более важной. Вот почему, укрепляя церковный авторитет путем создания слоя грамотных клириков, Каролинги оставили всю монополию на образование в руках церкви и ни в какой степени не изменили существовавших до этого порядков. Грамотных людей, необходимых им для работы в государственном аппарате, Каролинги черпали из церковных школ.

Таким образом, и в капитуляриях Карла Великого, и в постановлениях собиравшихся во время его правления церковных соборов речь шла не о повышении общего образовательного уровня и подъеме культуры во всех слоях феодального общества Франкского государства, а лишь об обучении определенного круга лиц, способных воздействовать своей проповедью на народные массы.

Таким образом, действительная картина церковной деятельности в области духовной культуры Франкского государства в период раннего средневековья свидетельствует о том, что монополия на образование, захваченная церковью на самой ранней ступени развития феодального общества, привела к весьма плачевным результатам.

Одну из своих главных задач церковь видела в том, чтобы держать народные массы в состоянии крайнего невежества и тем самым способствовать более полному их закабалению. Господствовавшая тогда феодально-церковная культура носила ярко выраженный классовый характер.

Крепость в Каркасоне времен Меровингов

Учебные пособия, составленные в форме диалогов между учителем и учеником, свидетельствуют о крайне низком уровне тогдашней образованности.

Вся литература каролингского периода являлась сугубо подражательной главным образом христианской литературе первых веков нашей эры. Это видно и из произведений самого Алкуина, и из произведений его ученика — биографа Карла Великого — Эйнгарда. Однако рукописи в это время значительно улучшились. Была проведена реформа письменности, в результате которой повсюду установилось чёткое письмо (каролингский минускул), послужившее основой для современного начертания латинских букв.

Переписчики украшали рукописи миниатюрами (небольшими картинками) на библейские темы. Наряду с церковными произведениями каролингские переписчики переписывали и книги античных авторов (поэтов, философов, юристов и политических деятелей), что способствовало сохранению этих рукописей.

Необходимо упомянуть и о том строительстве, которое происходило при Карле Великом. Стремясь повысить значение императорской власти и церкви, он приказывал возводить дворцы и соборы в Ахене и других пунктах своего государства. По своей архитектуре здания напоминали стиль византийских построек в Равенне. В течение VI—VIII столетий в Европе строили только культовые сооружения. Так, в эпоху правления династии Меровингов во Франкском королевстве в Париже возвели 29 церквей, в Реймсе — 22, в Лионе — 18, в Бордо — 12. Быстро увеличивалось и число монастырей. За время правления Карла Великого (768—814 гг.) лишь на территории его империи появилось 232 монастыря.

Строительная техника Франкского государства в это время являлась крайне несовершенной. По приказанию Карла Великого при возведении построек нередко использовались мраморные колонны, которые в целом виде вывозились из Италии. Античные памятники искусства при этом варварски уничтожались. Однако большая часть возведённых при Карле построек была деревянная и поэтому очень быстро погибла.

Подобно тому, как учению церкви, оправдывавшей и защищавшей феодальную эксплуатацию, противостояли народные еретические антифеодальные учения, так и духовной культуре господствующего класса противостояло духовное творчество народных масс: сказочно-былинный эпос, песни, музыка, танцы и драматическое действие.

О богатстве народного творчества Франкского государства прежде всего говорит то обстоятельство, что первоначальной основой наиболее крупных эпических произведений западноевропейского средневековья являлись народные сказания. С наибольшей полнотой эти народные сказания сохранились в северных и северо-западных областях Европы, где развитие феодальных отношений совершалось сравнительно медленно и где долгое время существовал значительный слой свободного крестьянства.

Народное творчество во Франкском государстве существовало и в области изобразительных и прикладных искусств Франкского государства, несмотря на то, что последние были полностью подчинены интересам церкви и талант народных мастеров поставлен на службу господствующему классу феодалов. Сохранились различные художественно выполненные предметы, служившие для украшения церковных зданий или употреблявшиеся во время церковных служб (богато орнаментированные колокола; раки, служившие для хранения мощей, украшенные резными изделиями из дерева или кости; различная церковная утварь — чаши, кресты и подсвечники из драгоценных металлов; литые бронзовые церковные врата и т. д.).

Золотые украшения в виде пчёл из захоронения Хильдерика I. V в.

Неизвестные, но искусные мастера, создававшие эти предметы, несомненно, стремились к максимально полному удовлетворению церковных вкусов и не выходили в своём творчестве за пределы библейских преданий. Однако сами изображения в ряде случаев носили на себе следы народного влияния, которое выражалось в реалистической трактовке человеческих фигур, в употреблении народных орнаментов и в изображении разных действительно существующих или же сказочных животных.

Значение народного творчества во всех его проявлениях в истории культуры средневекового общества Франкского государства, так же как и в истории человеческой культуры в целом, было огромным.

Читайте также: