Культура петербургской россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Реформы Петра I подготовили почву для распространения идей Просвещения в России. В его царствование появилось много новшеств, в частности, газеты, журналы, портретная живопись и др. В страну начали проникать философские и общественно-политические идеи западноевропейских мыслителей.

Просвещение не было подготовлено в России внутренним развитием страны, его идеи были позаимствованы в основном у французов небольшой прослойкой интеллигентного дворянства.

Гуманистические тенденции российского Просвещения проявлялись в том, что наши общественные деятели настаивали на усилении просветительской роли государства, создании разветвленной системы государственного образования, открытии доступа к науке, государственной и общественной жизни талантливым выходцам из низших слоев общества. (с. 434)

Реальная жизнь показала, что сочинять уставы и проекты куда проще, чем претворять их на практике.

Культура России XIX века являет пример невиданного взлета в своих вершинных достижениях. Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины, внесших такой вклад в сокровищницу общечеловеческих достижений. (с. 435)

Н. М. Карамзин был первым, кто на рубеже XVIII—XIX вв., может быть, интуитивно, но почувствовал, что самым главным в русской культуре наступающего XIX в. будут усилия по решению проблемы ее национальной самоидентичности. Следом за Карамзиным шел Пушкин, решавший задачу соотнесения своей национальной культуры с другими культурами.

Во II половине XIX в. европейская и мировая известность русской культуры усиливается, в первую очередь благодаря литературе, произведениям И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Впервые в XIX в. культурный обмен между Россией и Европой приобрел двусторонний характер, русская культура приобрела европейское и мировое значение. Россия выразила себя в понятных для Запада формах, не утратив своего своеобразия.

Равновесие двух линий в культуре нарушилось. Возобладали радикальные модернистские идеи в своем разрушительном виде. (с. 437)

Культура Санкт-Петербурга

Главной особенностью петербургской культуры с петровских дней и до нашего времени всегда была ее открытость всему новому. Причем с завидной гармонией в богатой и разнообразной культурной жизни города сосуществуют, казалось бы, противоположные стили и тенденции - от самой традиционной классики до смелого авангардного искусства. Итог этого непрерывного слияния - уникальная атмосфера города. Петербург - это оплот классического балета и в то же время родина русского рока, это Пушкин и Достоевский и в то же время ежегодный фестиваль панк-поэзии, это особый мир старых петербургских квартир и многотысячные стадионные рейвы. На экранах его кинотеатров идут новейшие блокбастеры и уникальные архивные ленты. В музейных залах проходят выставки всеми признанных классиков и молодых авангардистов, зрителей собирают старинные оперы и молодые исполнители альтернативной музыки. Все эти явления тесно переплетены и существуют в своеобразном единстве. К примеру, нередки случаи, когда один и тот же музыкант сегодня виртуозно исполняет скрипичные концерты Паганини в академической капелле, а на следующий день в молодежном клубе очень органично выступает в составе рок-группы. С такой же легкостью из одного зала в другой перемещаются и восторженные зрители.

Фестивали

Музеи

Петербург считается родоначальником музейного дела в стране. Основанный Петром Великим, первый публичный музей Кунсткамера был открыт в молодой российской столице еще в 1719 г С тех пор музейное дело шагнуло далеко вперед. В городе есть музеи на любой вкус. Всего их около 250, а общее число всех экспонатов - почти 15 млн. Конечно же, главные из них - Эрмитаж с его богатейшей коллекцией шедевров мирового искусства и Русский музей с великолепными произведениями русских мастеров, от древних икон до работ современных авангардистов.

У петербургских театров большая история, свои давние традиции. Именно здесь еще в 1714 г. при дворе сестры Петра I Натальи Алексеевны - страстной любительницы этого вида искусства - возник самый первый театр в стране. Бурно развивалось театральное дело в царствование Елизаветы Петровны, Екатерины II, Николая I.

И сейчас в Петербурге масса театров с мировым именем: знаменитейший Мариинский театр, Михайловский (Малый) театр оперы и балета, Большой драматический театр и многие другие. Всего в городе более 100 театров и концертных залов. Кроме того, большое количество гастролирующих коллективов принимают многочисленные Дворцы и Дома культуры. Культурная жизнь здесь просто кипит - ежегодно в Петербурге проводится много театральных фестивалей, творческих конкурсов и премьер, так что практически в любое время года, когда бы вы ни приехали, вы сможете выбрать из предлагаемого многообразия спектакль по душе.

Классическая музыка

У многих богачей Петербурга имелись крепостные оркестры и собственные театры. Особенно большой эффект производила роговая музыка своеобразный оркестр духовых инструментов, состоявший из различной величины медных рогов, каждый из которых мог издавать лишь один звук, высота которого зависела от длины рога. Полный роговой оркестр состоял примерно из 90 человек, а исполняемая им музыка была слышна за семь километров. Одним из музыкальных чудес Санкт-Петербурга была хоровая капелла графа Шереметева.

В XIX в. Петербург стал настоящим центром развития русской музыкальной культуры. Здесь открывались все новые концертные залы и музыкальные театры. Самыми известными были Большой театр, Зал дворянского собрания, Театр-цирк. В начале XIX в. родился и приобрел большую популярность русский романс.

Много ярких страниц истории русской музыки связано с Петербургом. Здесь жили и творили великие русские композиторы - Д. Бортнянский, М. Глинка, С. Даргомыжский.

Классическая музыка продолжает развиваться в городе и по сей день.

Современная музыка

В Петербурге, в отличие от Москвы, несравнимо меньше продюсерских центров, музыкальных студий, да и денег, необходимых для раскрутки молодых музыкантов. Тем не менее в этом безденежном, но творческом городе до сих пор продолжают создавать новые произведения талантливые рокеры и барды.

Эстрадная музыка, так называемая попса, гораздо менее популярна в Петербурге.

Послушать выступления современных питерских музыкантов и коллективов вы можете как в больших концертных залах, так и в клубах, арт-кафе и арт-клубах, на квартирных концертах (объявления о них обычно даются в Интернете).

Изобразительное искусство

Перечислить все фамилии знаменитых петербургских художников, скульпторов, архитекторов просто невозможно - их список займет несколько страниц. Но самое важное, что изобразительное искусство продолжает развиваться и сейчас, в городе открыты для посетителей около 50 художественных галерей. С развитием современных технологий появились и замечательные мастера художественных фотографий, которые тоже выставляют свои работы в галереях и выставочных залах.

Литература

Сейчас в Петербурге действуют сотни типографий, издательств и книгоиздательских фирм.

Кино в Санкт-Петербурге

Горожане очень любили кино. Расписание фильмов публиковали в газетах и вывешивали на уличных стендах. Один фильм шел одновременно всего в двух-трех кинотеатрах, поэтому очереди за вожделенным билетиком вытягивались порой на сотни метров. В 1980-х годах каждый житель города ходил в кино 16 и более раз в год.

Спорт

Любят в городе и другие виды спорта: хоккей, волейбол, баскетбол, фигурное катание, плавание, парусный спорт. Но футбол безоговорочно занимает первое место.

Знаменательная трансформация произошла в Петровскую эпоху и с государством. Петровская государственность превратилась в конечную истину, не имеющую выше себя никакой инстанции, не являющуюся ничьей представительницей и ничьим образом. Человек вручал себя государству, создавалась светская религия государственности. Государство заняло то место, которое в средневековом мировоззрении занимала церковь. Хотя патриархи зависели во многом от светской власти,

их влияние на общественную жизнь было значительно сильнее, чем влияние Святейшего Синода в синодальный период, и дело тут не в существовании патриаршества. Государи Московской Руси воспитывались в духе неукоснительного посещения разных церковных служб, строгого соблюдения всех церковных требований и ритуалов. Начиная с Петра I цари воспитывались по-другому, церковность отодвигалась на задний план.

Если французское Просвещение носило светский характер, то российские просветители не обсуждали вопрос о существовании Бога. Даже М. В. Ломоносов был деистом. Яркой чертой российского Просвещения был патриотизм, чем оно отличалось от космополитизма европейского Просвещения. Впоследствии патриотизм был характерен и для многих видных деятелей русского либерализма. Гуманистические тенденции российского Просвещения проявлялись в том, что наши общественные деятели настаивали на усилении просветительской роли государства, создании разветвленной системы государственного образования, открытии доступа к науке, государственной и общественной жизни талантливым выходцам из низших слоев общества. В этом отношении во многом совпадали взгляды таких разных мыслителей, как А. Кантемир и М. Щербатов, Н. Новиков и А. Радищев, Д. Фонвизин и Н. Карамзин. Большую роль сыграли ученые--просветители, и прежде всего М. В. Ломоносов, в создании русского научного языка.

Культурным событием колоссальной важности, с точки зре-

Согласно этому учению человечество постепенно становится основной силой, определяющей своей деятельностью эволюцию Земли, и на определенной стадии оно должно будет принять на себя ответственность за будущее биосферы для сохранения возможности своего существования и дальнейшего развития. Биосфера должна превращаться в ноосферу, т. е. в сферу разума.

Картина русского художника Василия Сурикова Вечер в Петербурге

Становление петербургской культуры, по мнению и Анциферова, и Лихачева, вовсе не предполагало слепого копирования чужеземных образцов, формального соединения разнородных элементов, но являлось результатом творческой переработки чужого, его изменения применительно к русской специфике.

Сергей Ефошкин. На набережной Невы XVIII век, 1996


Сергей Ефошкин, "На набережной Невы XVIII век", 1996

Разумеется, включение воззрений академика Лихачева, касающихся сути Петербурга как культурного феномена российской истории, в контекст современных дискуссий еще не подводит черту под спорами по данному вопросу. Во-первых, есть основания полагать, что актуализация историко-культурного научного наследия Лихачева, происходящая в настоящее время, является лишь частью современного процесса по воссозданию целостной картины истории российской культурологической мысли — картины, существенно деформированной в советское время. И результаты этого процесса не могут не сказаться на осмыслении фактов и явлений нашей истории. Во-вторых, можно предположить аналогичный эффект и от общего стремительного развития отечественных гуманитарных наук [75], в особенности от совершенствования методологии междисциплинарных исследований.

Наконец, как нам представляется, утверждение взгляда на историю Отечества как историю Культуры, историю утверждения и неуклонного расширения Человеческого начала является в целом одним из прогрессивных направлений развития исторической науки.

Все это позволяет нам надеяться на дальнейшее развитие дискуссии по различным аспектам историко-культурной сути феномена Петербурга.

1. См.: Анциферов Н. П. Душа Петербурга. Л., 1991 ; Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX вв. СПб., 1994 ; Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996 ; КеллерЕ. Э. Праздничная культура Петербурга : очерки истории. СПб., 2001 ; Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской культуры. Петербург. Тарту, 1984 ; ПушкаревИ. И. Николаевский Петербург. СПб., 2000 ; Санкт- Петербург: 300 лет истории. СПб., 2003 ; Синдаловский Н. А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. СПб., 1994 ; Смирнов С. Б. Петербург-Москва: сумма истории. СПб., 2000 ; Топоров В. Н. Петербургские тексты и петербургские мифы // В честь 70-летия профессора Ю. М. Лотмана. Тарту, 1992; и др.

2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. A. M. Прохоров. М. ; СПб., 1999. С. 1270.

3. См., напр.: Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. М., 2004. С. 757.

4. Феномен Петербурга : тр. Междунар. конф., сост. 3-5 ноября 1999 г. во Всерос. музее А. С. Пушкина. СПб., 2000. С. 8.

5. Исупов К. Г. Диалог столиц в историческом движении // Москва-Петербург: pro et contra. Диалог культур в истории национального самосознания : ан- тол. / отв. ред. Д. К. Бурлака. СПб., 2000. С. 6-7.

6. Топоров В. Н. Петербург и петербургский текст русской литературы // Семиотика города и городской культуры. Петербург. С. 4.

7. См.: Москва-Петербург: pro et contra. Диалог культур.

8. Спивак Д. Л. Метафизика Петербурга. Французская цивилизация. СПб., 2005. С. 5.

9. Голиков И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. М., 1788. Ч. 2. С. 107.

10. Пушкин А. С. О ничтожестве литературы русской // Пушкин А. С. Полн. собр. соч. : в 10 т. М., 1958. Т. 7. С. 307-308.

12. Потапенко И. Н. Проклятый город // Наши ведомости. 1918. 3 янв.

13. Смирнов С. Б. Указ. соч. С. 23.

14. Цит. по: Смирнов С. Б. Указ. соч. С. 23.

15. Белинский В. Г. Петербург и Москва // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. : в 13 т. М., 1955. Т. 8. С. 397.

16. Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре / науч. ред. Ю. В. Зобнин. СПб., 2006 ; Д. С. Лихачев — Университетские встречи. 16 текстов / науч. ред. А. С. Запесоцкий. СПб., 2006.

17. Лихачев Д. С. Достоевский в поисках реального и достоверного // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 285-303 ; Он же. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М., 1998.

18. Лихачев Д. С. Заметки к интеллектуальной топографии Петербурга первой четверти двадцатого века // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 276-284.

19. Лихачев Д. С. Петербург в истории русской культуры // Д. С. Лихачев — Университетские встречи. 16 текстов. С. 11-25.

22. Подробнее см.: Запесоцкий А. С. Великий русский культуролог // Санкт- Петербургские ведомости. 2006. 27 нояб. С. 4.

23. Лихачев Д. С. Избранное. Воспоминания. СПб., 1997. С. 182.

24. Лихачев Д. С. Декларация прав культуры (проект идей): впервые представлена в СПбГУП на Дне знаний 1 сентября 1995 г // Д. С. Лихачев — Университетские встречи. 16 текстов. С. 29.

25. Лихачев Д. С. Русская культура в современном мире // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 196.

26. Лихачев Д. С. Первые семьсот лет русской литературы // Лихачев Д. С. Избранное. Великое наследие. Классические традиции литературы Древней Руси. Заметки о русском. СПб., 1997. С. 30-31.

27. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков. СПб., 1998. С. 18.

29. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 359.

30. Лихачев Д. С. Петровские реформы и развитие русской культуры // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 166.

31. Цит. по: Петр Великий: pro et contra. Личность и деяния Петра I в оценке русских мыслителей и исследователей : антол. СПб., 2003. IV. Контекст. § 4.2. Петр — ускоритель уже начавшейся до него европеизации. С. 736.

32. Лихачев Д. С. Петровские реформы и развитие русской культуры. С. 168.

33. Белинский В. Г. Указ. соч. С. 394.

34. Лихачев Д. С. Петербург в истории русской культуры // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 263.

35. Заварихин С. П. Явление Санкт-Питеръ-Бурха. СПб., 1996. С. 102.

36. Грабарь И. История русского искусства. М., 1910. Т. 1. С. 1, 2.

37. Лихачев Д. С. Петербург в истории русской культуры // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 264.

38. Там же. С. 263.

39. Там же. С. 264.

40. Федотов Г. П. Три столицы // Москва-Петербург: pro et contra. Диалог культур. С. 484.

41. Гиппиус В. В. Сон в пустыне // Там же. С. 384.

42. Лихачев Д. С. О русской интеллигенции // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. С. 379.

43. См.: там же. С. 384-385.

44. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1921. С. 95.

45. Подробнее об отношении Лихачева к евразийству см.: Запесоцкий А. С. Дмитрий Лихачев — великий русский культуролог. СПб., 2007. С. 7290. (Ряд глав написаны в соавт. с Ю. В. Зобниным, Л. А. Санкиным, Т. Е. Шех- тер, Ю. А. Запесоцким.)

46. Лихачев Д. С. О русской интеллигенции. С. 384.

48. Лихачев Д. С. Петербург в истории русской культуры // Д. С. Лихачев — Университетские встречи. 16 текстов. С. 16-17.

49. Анциферов Н. П. Указ. соч. С. 36.

50. ЛихачевД.С. Петровские реформы и развитие русской культуры. С. 165.

51. Лихачев Д. С. Русская культура в современном мире. С. 191-192.

52. Келлер Е. Э. Указ. соч. С. 99.

53. Цит. по: Запесоцкий А. С. Дмитрий Лихачев — великий русский культуролог. § 4. Образ России как культурная доминанта Петровских реформ. С. 69.

54. См.: Лихачев Д. С. Петровские реформы и развитие русской культуры. С. 165.

55. Дидро Д. Собрание сочинений : в 10 т. М., 1947. Т. 10. С. 192.

56. Лихачев Д. С. Русская культура в современном мире. С. 195.

57. Лихачев Д. С. Петербург в истории русской культуры // Д. С. Лихачев — Университетские встречи. 16 текстов. С. 15.

58. Белинский В. Г. Указ. соч. С. 394.

59. Лихачев Д. С. Петровские реформы и развитие русской культуры. С. 168.

60. Цит. по: Исупов К. Г. Указ. соч. С. 15.

61. Лихачев Д. С. Русская культура в современном мире. С. 206.

62. Цит. по: Буганов В. И. Мир истории: Россия в XVII столетии. М., 1989. С. 287.

63. Лихачев Д. С. Петербург в истории русской культуры // Д. С. Лихачев — Университетские встречи. 16 текстов. С. 17.

65. См.: КаганМ. С. Указ. соч. С. 400.

66. Лихачев Д. С. О русской интеллигенции. С. 379.

67. См. подробнее: Запесоцкий А. С. Последний российский интеллигент: к 100-летию со дня рождения Дмитрия Лихачева // Огонек. 2006. 20-26 нояб. № 47. С. 14-15 ; Он же. Дмитрий Лихачев и русская интеллигенция // Нева. 2006. № 11. С. 129-140.

68. Биллингтон Д. X. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры М., 2001. С. 234.

69. Лихачев Д. С. О русской интеллигенции. С. 371.

70. Лихачев Д. С. Петербург в истории русской культуры // Д. С. Лихачев — Университетские встречи. 16 текстов. С. 21.

72. Там же. С. 22-23.

74. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда. С. 361.

75. См., например: Важнейшие достижения научно-исследовательской и научно-организационной деятельности ОИФН РАН в 2001-2006 гг. М. : УОП Ин-та этнологии и антропологии РАН, 2006.

Первая публикация: Вопросы философии, 2007, №9 С. 96-107

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.

Читайте также: