Культура пермского края кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Глава I . История заселения Пермского края

Глава II . Национальный состав

Глава III . Интересные традиции и обычаи народов Пермского края

Глава IV . Интересные факты.

Мы разные, конечно, все снаружи,

Но в наших жилах кровь одна течет,

И в самые холодные вновь стужи,

Цвет кожи будет уж не в счет.

У нас, у всех одни и те же чувства,

И сердце одинаково стучит,

В душе должно быть все-таки не пусто,

Когда о помощи народ другой кричит.

Да, разные у нас традиции и вера,

Но это ведь на главное для нас.

Должна создаться в мире счастья сфера.

Чтоб на лице улыбка родилась.

Цель : Изучить традиции и обычаи народов Пермского края.

Задачи: Расширить свой кругозор, узнать культуру своего народа.

Предмет исследования: Интересные традиции и обычаи нашего народа.

Метод исследования: Сбор и обработка информации.

Актуальность проблемы:

Изучая в школе географию России очень мало и поверхностно рассматривается вопрос народов: их культура, традиции, национальные блюда, национальные костюмы. Я решила узнать о народах, которые живут рядом с нами, в нашем крае- по соседству. Традиция, обычай, обряд – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. Некоторые обычаи уходят корнями в далекое прошлое, с течением времени они видоизменились и потеряли свой сакральный смысл, но соблюдаются и в настоящее время, передаются от бабушек и дедушек внукам и правнукам как память о предках. У нас в поселке традиции соблюдаются более широко, нежели в городах, где люди живут обособлено друг от друга. Но многие традиции так прочно вошли в нашу жизнь, что мы выполняем их, даже не задумываясь об их смысле.

Основная часть:

Глава I . История заселения края.

Глава II . Национальный состав

В регионе проживают представители 125 национальностей.

Русские, коми-пермяки, татары, башкиры, украинцы, удмурты, белорусы, немцы, чуваши, азербайджанцы, марийцы, армяне, евреи, мордва, молдаване, узбеки и другие, с давних пор, испокон века, проживают на территории Прикамья. Каждый житель Перми и края имеет друзей, знакомых, сослуживцев, одноклассников различных национальностей, и это не мешает общению, дружбе и хорошим взаимоотношениям.

hello_html_2b2df486.jpg

Глава III . Интересные традиции и обычаи народов Пермского края

Каждый народ имеет свои обычаи и традиции. Традиции бывают самые оригинальные и интересные, даже неожиданные. И народы передают эти традиции из поколения в поколение. Так давайте познакомимся с наиболее интересными традициями и обычаями.

Татары проживают почти во всех населённых пунктах Пермского края. Прежде всего, это касается тулвинских татар и татар сёл Куединского района. После падения Казанского ханства свободные земли Южного Прикамья быстро заселяются, в том числе и поволжскими татарами. Наибольшая их концентрация наблюдалась по Тулве, Сылве, Ирени и на прилегающих территориях. К поволжским татарам присоединилась часть сибирских татар, мигрировавшая сюда значительно раньше. С давних времен татары расселились на Пермской земле не вразброс, а компактно, целыми деревнями, поселками, а то и районами. В этом отношении особенно уникален, конечно, Бардымский район, который вполне можно назвать национальным: из 30 тысяч его населения 92 процента составляют татары.

Отзвуки старины

Ранее, когда у татар существовали языческие верования, у них были интересные обряды, направленные на то, чтобы задобрить духов и сделать природные силы управляемыми . Одним из них был Янгыр Телеу. Его проводили, если наступала засуха. Для этого участники обряда собирались около источника воды. Они обращались к Аллаху, просили о дожде и хорошем урожае. Затем вместе ели угощения и обливались водой. Для более сильного эффекта совершали обряд жертвоприношения. Также в наше время еще осталась традиция взаимопомощи. Татары собираются вместе, чтобы построить или отремонтировать дом, поучаствовать в заготовках мяса.

hello_html_5041280b.jpg

В эпоху существования Золотой Орды земли всего Прикамья входили в состав улуса Джучи. С XV века — часть земель Прикамья, в том числе и часть владений гайнинцев на правобережье Камы и узкая полоса по её левобережью, были включены в состав Арской дороги Казанского ханства. В то же время часть земель башкирских родов находились в составе Ногайской Орды.

В 1557 году северные башкиры направили своё представительство во главе с Айзуак-бием в Казань и попросили русского подданства. Царской администрацией были вручены башкирам жалованные грамоты на вотчинное владение землёй, при этом новые подданные были обложены ясаком.

В 1596 году гайнинцы вновь обратились к другому русскому царю — Фёдору Ивановичу — с просьбой подтвердить старую грамоту, что и было им сделано. В 1597 году Строгановы получили от царского правительства приуральские земли, включая и башкирские, по реке Каме до устья Ошапа. Этим было положено начало заселения башкирского народа.

Башкиры соблюдают ряд традиций, которые обусловлены историей существования народа и мусульманскими обычаями.

В зимний период нельзя копать землю, так как почва отдыхает и не надо ее трогать;

Женщинам нельзя переходить дорогу представителям сильной половины, правило сохранялось в отношении мальчиков;

Переступать порог мечети разрешено с правой ноги при входе, левой – при выходе;

В пищу нельзя принимать спиртное, свинину, падаль, а хлеб полагается ломать, а не резать;

Еду берут тремя пальцами, двумя запрещается.

hello_html_m8941bb2.jpg

В I тыс. н.э. это единство распадается на ряд племен, которые в первой половине II тыс. н.э. превратились в древние народности. Были среди них и предки современных коми-пермяков: племена ломоватовской, неволинской и родановской археологических культур.

Сваты, получив согласие родителей жениха, через несколько дней приезжали на рукобитье – обряд согласия на брак, скрепленный рукопожатием отца жениха и отца невесты. Сторона жениха привозила рыбный пирог и вино. Родня невесты варила брагу, стряпала пельмени. В тот же день договаривались о дне свадьбы и приданном.

Свадьбу назначали через дней пять-шесть. Все оставшееся до свадьбы время подруги невесты жили у нее в доме и вместе с ее родственниками готовили приданное.

Накануне свадьбы устраивался девичник – прощание невесты с подругами и со своей девичьей жизнью. Символом уходившей в прошлое жизни была девичья коса, которую в этот день расплетали, и мытье в бане перед предстоящей свадьбой. В этот день невеста и ее подружки исполняли свадебные причитания.

На другой день за невестой приезжал свадебный поезд. В семьях побогаче он состоял из девяти-одиннадцати подвод или саней, у тех, кто победнее – из трех, а в самых бедных семьях это была только одна подвода. Старались, чтобы число подвод было нечетным, это якобы содействовало благополучию новой семьи.

Еще одна традиция - это суседку — домовой, по-иному — бо-боль . Хотя он и причисляется к нечистой силе, его задача — охранять дом и домочадцев от самых разных бед. Поэтому к нему отношение уважительное. При переходе в новое жилище его зовут с собой. Живое поверье, что перед каким-либо важным событием — чаще плохим — суседку производит на спящего человека сдавливающее, удушающее действие, предупреждая его о будущей беде. И если при этом человек сможет у него спросить, что совершится вскоре с ним, то иногда суседку отвечает.

hello_html_465983c3.jpg

Праздник Акаяшка начинается с изгнания Шайтана, чтобы он не испортил людям праздник, а также защиты дома от нечистой силы. Этот праздник длится 3 дня, после которых наступает Пасха. Люди готовят кушанья, варят пиво, созывают гостей. Удмуртами принято забивать в этот день птицу, как правило, утка, для жертвоприношения. А в последний день женщины стегут овец, для того, чтобы было здоровье и достаток.

У каждой удмуртской деревни также была священная роща (Луд) , где несколько раз в году проходили моления. Посещать ее разрешалось только в эти дни. В центре рощи стояло священное дерево. Под его корни зарывали жертвенные дары для богов нижнего мира, дары среднему миру развешивали на ветвях, а на верхушку ставили дары верхнему миру. В качестве жертвы обычно выступали домашние птицы или животные. В некоторых священных рощах в Удмуртии до сих пор проходят языческие моления.

В гости без приглашения приходить было не принято: (Званый гость — в красном углу, незваный — у порога); (Без приглашения только собака приходит); (Незваного гостя и угощать не хочется); (Для нежданного гостя скатерти заранее не селят).

Помимо этого заботились и о гостинце ( салам) , который должен быть не слишком велик, но и не мал. (Большой ценным не бывает). Наиболее подходящей считалась замороженная тушка гуся. Распространено было подношение в качестве гостинцев разнообразных печений. Порицалось опоздание, опоздавшего не ждали.

hello_html_mfeff4e1.jpg

Несомненно, культура и традиции России оказывают огромное влияние и на характер людей, проживающих на территории страны. У русских, как и любой другой нации, есть свои особые черты, известные по всему миру.

Отголоски старины, славянские корни русских дают о себе знать и в современной жизни. Не одно столетие россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. При этом современная культура русских сохранила также более поздние традиции и привычки, зародившиеся в начале 20 столетия.

Обряд церковного венчания становится все более популярным, однако по закону он возможен только после регистрации брака в государственном учреждении - загсе. Венчание - очень красивый и трогательный обряд, когда, стоя под венцом, молодые дают клятвы быть верными в горе и радости. Считается, что после него супруги острее осознают свою принадлежность друг другу и настраиваются на долгую совместную жизнь, поскольку в целом разводы православной церковью запрещены. До регистрации жених, приехавший забрать невесту в церковь, должен выкупить ее у гостей, он также проходит массу испытаний, представляющих собой ряд конкурсов, в конце которых жених по традиции должен расплатиться подарками или деньгами со всеми участниками.

Традиционно кольца, платье и туфли для невесты покупает жених, а семья невесты обеспечивает ее "приданым" - постельным бельем, посудой и мебелью. На свадебном столе обязательно должны быть блюда из птицы, символизирующей счастливую семейную жизнь. Свадебный пирог в России называется "курник". Он готовится из блинов или сдобного пресного теста, прослоенного куриным мясом, грибами, рисом и другими начинками. Когда новоиспеченные муж и жена приезжают в дом родителей жених, его мать встречает и, по русской традиции, хлебом-солью. Все гости следят за тем, кто отломит больший кусок хлеба: тот и будет главой в доме. Современная свадьба обычно длится 2-3 дня.

Один из элементов русской жизни - поход в баню. Раньше русские делали это каждый день, так как "банятерапия" помогает при лечение простудных заболеваний, а также при снятии стресса и психических расстройств. Теперь же эта традиция переросла в развлечение. Сейчас в баню ходят раз в неделю или месяц, чтобы пообщаться с друзьями.

Каляду (или калядки ) устраивают во время Рождества в ночь с 6 по 7 января. В это время люди не спали, а ходили по домам, пели колядки (обрядовые песни), за которые гостей угощали разными вкусностями. Сейчас этот обычай распространен только в селах, однако в былые времена им не брезговали воспользоваться цари и дворяне, которые обычно переодевались в карнавальные костюмы. Бедняки же выворачивали свои одежды наизнанку и надевали маски животных. Особенно в коляде нравилось участвовать детям, которых за песенки обязательно угощали сладостями.

hello_html_m1dc48378.jpg

hello_html_50308c40.jpg

Глава IV . Интересные факты.

Коми- пермяки верят в лешего, едят пироги с пистиками, ткут удивительно красивые пояса.

Одними из своих предков коми-пермяки считают чудь. По легенде северные коми-пермяки ведут свои корни от четырёх богатырей, которых звали Юкся, Пукся, Чадзь и Бач.

Коми-пермяки – прекрасные охотники, которые использовали лук и стрелы. При этом были такие мастера, которые могли стрелой попасть в глаз белки, не повредив шкурку.

Об удмуртских колдунах ходят легенды, будто настолько велика их сила, что они могут наказать злодея, найти пропажу, соединить поссорившихся супругов, излечить любую хворь.

Башкиры ставят интересы общины выше личных. У них принято "башкирское братство" – забота каждого о благоденствии своего рода.

Женские башкирские имена традиционно содержат частицы, обозначающие небесные светила: ай – луна, кон – солнце и тан – заря. Мужские имена обычно связаны с мужественностью и стойкостью.

У башкир было два имени – одно давалось сразу после рождения вовремя заворачивания младенца в первые пеленки. Оно так и называлось – пеленочное. А второе малыш получал при обряде наречения от муллы.

Все народы, живущие в Пермском крае, имеют свои обычаи и традиции. Но есть обычаи, характерные для всех. Это закон гостеприимства, уважения к старшим, закон дружбы между соседями. Хранить и передавать из поколения в поколение мудрость, сохраненную веками, также обычай, существующий у всех народов. Сегодня каждый выбирает сам для себя стоит или нет соблюдать заветы своих предков. Но нужно твердо помнить, что традиции – это часть истории. Судьба каждого близкого нам человека – это также часть истории. Мы должны знать свою родословную, если хотим сохранить свою историю и культуру.

Пермский край расположен в западных отрогах Уральских гор. И исторически, и географически он тесно связан с Уралом, однако при создании в 2000-х годах федеральных округов административно был отнесен к Поволжью, войдя в состав Приволжского федерального округа.

Особенности Пермского края

Пермский край образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО по итогам референдума 7 декабря 2003 года (до этого была меньшая по площади Пермская область).

Стела на въезде в Пермский край

Пермский край в цифрах:

  • Площадь 160 236 км 2 .
  • Численность населения 2 635 849 человек (по данным переписи 2010 года)
  • Плотность населения 16,4 чел./км2.
  • Доля городского населения составляет 74,2%.
  • Делится на 55 муниципальных образований.

На территории Пермского края 22 города: Пермь, Березники, Чайковский, Соликамск, Кунгур, Лысьва, Краснокамск, Чусовой, Добрянка, Чернушка, Кудымкар, Губаха, Верещагино, Оса, Кизел, Нытва, Красновишерск, Александровск, Очёр, Горнозаводск, Гремячинск, Чердынь.

Расположен на востоке Восточно-Европейской равнины и на западном склоне Среднего и Северного Урала. 99,8% площади расположено в Европе, 0,2% – в Азии.

Граничит на юге с республикой Башкортостан, на западе – с Удмуртской республикой и Кировской областью, на север – с республикой Коми, на востоке – со Свердловский областью.

По водным ресурсам Пермский край на первом месте на Урале. Здесь около 30 тысяч рек и других водных объектов. Основные реки: Кама, Чусовая, Сылва, Вишера, Колва, Яйва, Косьва, Коса, Весляна, Иньва, Обва.

Река Кама по водности опережает Волгу, а также занимает 7-е место в Европе по длине (1805 км) и 3-е по водности. В пределах региона при строительстве ГРЭС на ней создано два огромных водохранилища: Камское и Воткинское.

Река Кама в Перми

Более 70% территории края занимают леса, а около 20% - сельхозугодья. Преобладающие породы деревьев – ель и пихта. Доля лиственных пород деревьев возрастает по мере продвижения к югу. Животный мир богат и разнообразен.

Климат умеренно континентальный. Зима снежная, продолжительная, лето умеренно теплое. Годовая норма осадков от 350 мм на юге до 500 мм на севере и 700 мм в горах. Вегетационный период 145–165 дней.

Годовой бюджет Пермского края на 2020 год составляет 140 млрд рублей.

История

В городе Чердынь

Уникальное явление в духовной жизни края – пермский звериный стиль. Металлические фигурки с образами животных находили на многих археологических памятниках Прикамья, они отражают мировоззрение древнего человека.

Первыми из русских походы в эти места начали организовывать новгородские купцы, а первые русские поселения стали появляться в XV веке (среди них был Анфаловский городок). В 1472 году Иван III организовал военный поход, захватив Покчу, Чердынь, Искор, в результате чего земли Перми Великой вошли в состав Руси. Пермский край сыграл большую роль при освоении русскими Сибири. Отсюда в свой поход отправилась и дружина Ермака.

Обширные земли на территории края принадлежали Строгановым, которые владели соляными промыслами и заводами.

Музей Хохловка

В 1781 году по указу Екатерины II появилось Пермское наместничество с центром в бывшем поселке при Егошихинском заводе – новом городе Перми. В 1796 году была образована Пермская губерния.

В ее честь (по впервые обнаруженным тут и описанным отложениям) в геологии был назван открытый Родериком Мурчисоном пермский период – последний период палеозойской эры. Это единственное подразделение в геохронологической шкале, имеющее российское название.

В 1601 году в селе Ныроб был заключен сосланный Борисом Годуновым Михаил Никитич Романов, который здесь же и скончался. Вскоре после этого Романовы пришли к власти.

Дом Мешкова в Перми

Геология

Территория Прикамья отличается большой сложностью и разнообразием. Западная и центральная части края представляют собой пологоволнистую равнину с высотами 200-400 м над уровнем моря. Равнина слабо поднимается к востоку и югу.

Самые высокие горы – на северо-востоке Пермского края. Самая высокая точка – гора Тулымский камень (1469 м).

На северо-западе тянутся Северные Увалы высотой до 270 м, которые служат водоразделом между бассейнами рек Кама и Вычегда. На западе находится Верхнекамская возвышенность с высотами до 335 м, оттуда берет начало река Кама – главная река Пермского края.

На юге простирается Тулвинская возвышенность (до 446 м), которая к юго-западу сменяется Буйской волнистой равниной. На юго-востоке расположено северное окончание Уфимского плато (его самая приподнятая часть – Сылвенский кряж высотой до 403 м).

Между Северными Увалами и Верхнекамской возвышенностью раскинулась Веслянская низменность (средние высоты 140-150 м). Самые пониженные районы края – долина реки Камы и ее притоков. На крайнем юго-западе края, в урезе реки Камы, расположена самая низкая точка Пермского края – 66 м.

На Усьвинских Столбах

Промышленность

В Пермском крае хорошо развита промышленность. Более 80% промышленного производства приходится на Пермско-Краснокамский, Березниковско-Соликамский, Лысьвенско-Чусовской и Чайковский промышленные узлы.

Местные недра богаты на полезные ископаемые. Здесь сосредоточены крупнейшие в мире запасы калийных и магниевых солей и каменной соли. Добывают тут и нефть.

Памятник пермской нефти

В Пермском крае были найдены первые российские алмазы. Долгое время здесь велась их добыча, пока не перешли к разработке более богатых месторождений в Якутии (хотя запасы алмазов еще не выработаны).

В прошлом в Прикамье славился Кизеловский угольный бассейн. Сейчас все угольные шахты закрыты из-за нерентабельности, а территория КУБа – самая депрессивная в Пермском крае.

Имеет место быть и сельское хозяйство (главным образом в южной части края).

Город Пермь

Культура и туризм

Пермский край является крупным культурным центром. Здесь много интересных музеев, театров, проводятся многочисленные необычные фестивали.

Уникальны так называемые пермские боги – пермская деревянная культовая скульптура, собранная в различных районах Пермского края. Самая большая коллекция хранится в Пермской художественной галерее.

Пермские боги

Широко известен и пермский балет – яркое явление культурной жизни Урала. Пермь называют третьей (после Москвы и Санкт-Петербурга) балетной Меккой страны.

Горы на севере Пермского края

На территории Пермского края для сохранения нетронутой природы созданы заповедники Вишерский и Басеги.

Совершить путешествие по Пермскому краю однозначно стоит! Желаю вам интересных поездок по Уралу и спасибо за внимание!

Общая характеристика культурного наследия Пермского края

Культурное наследие Пермского края – сумма материальных и нематериальных объектов культуры, которые обладают историческим, эстетическими, духовным значением и внесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Особенности культурного наследия Пермского края в большей мере обусловлены географическим местоположением региона на стыке двух частей счета - Европы и Азии.

Согласно данным 2017 года, этнический состав Пермского края достаточно пестрый: на данной территории постоянно проживает население 125 национальностей, каждая из которых привнесла свою лепту в создание исключительной полиэтничной культуры региона.

Коренными жителями Пермского края являются коми-пермяки. А, начиная с XVII столетия, на территории северного Прикамья возникло и население русских. Первые города, которые были основаны русскими переселенцами, были основаны на землях среднего Прикамья, на сегодняшний день входящие в состав Пермского края.

Ассимиляция коми-пермяцких и русских традиций, обрядов, бытовых моментов отразилась как на материальной, так и на духовной культурах Пермского края.

В современных реалиях на землях Пермского края насчитывается более 2,8 тысяч объектов, являющихся культурным наследием регионального и федерального значений.

Памятники древности и Раннего Средневековья Пермского края

Освоение людьми земель современного Пермского края было впервые отмечено около 100 тысяч лет тому назад. Памятники культурного наследия края, представляющие ценность для археологии, были выражены в виде палеолитических стоянок, например, Пещерный лог и стоянка имени Талицкого, которые расположены по окрестностям Перми, а датируются 80 тыс. до нашей эры. Уникальным памятником культурного наследия первобытного общества является Писаный камень на реке Вишере.

Памятники древности и Раннего Средневековья Пермского края

Рисунок 1. Фрагмент наскальной росписи Писаный камень р. Вишера Пермский край

Своим названием памятник культурного наследия обязан рисункам, которые были сделаны в различные временные промежутки эпох неолита и энеолита. Более трёх сотен нанесенных красной охрой рисунков изображают разного рода животных (лосей, медведей, куниц, лис).

Большое количество изображений представляет собой известные в истории как солярные знаки, связанные с итогами наблюдений наших предков за движением небесных светил и циклом календаря. Было создано предположение, что Писаный камень есть древнейшая карта охотников.

У подножия скалы было расположен алтарь для жертв, который, по данным ученых-археологов, использовался на протяжении четырёх тысяч лет. Наследием материальной культуры Пермского края можно признать многочисленные предметы искусства, которые изображали птиц и зверей, украшающих бытовые и культовые предметы, элементы одежды, оружие. Сюда же можно отнести мелкую пластику, выполненную из глины, костей, металла. Датой создания эти изображений и фигурок принято считать I тысячелетие до нашей эры – II тысячелетие нашей эры, а также имели место предположения, которые гласили о том, что большое количество из этих статуэток, обнаруженных при раскопках древних городищ и жертвенников, подразумевали собой преподнесённые различным духам пожертвования.

Позже традиционная коми-пермяцкая скульптура и мелкая пластика попали под влияние культурных традиций русского населения, что стало одним из доказательств многоэтнического наследия культуры современного Пермского края.

Памятники культурного наследия Перми

Спустя почти 2 столетия, в 1927 году было постановлением было решено считать 1723 год - годом основания города Пермь. В современное время, территория прежнего Егошихинского медеплавильного завода, места захоронения и расположенные на них религиозные сооружения, а также ряд захоронений Егошихинского кладбища признаются в качестве памятников культурного наследия регионального масштаба. Памятник культурного наследия располагается на берегах реки Егошиха на территории Ленинского и Мотовилихинского районов г. Перми. В наше время, в этом периметре расположены жилые массивы и площадка мотовозоремонтного завода имени Шпагина.

В 1735 году было открыто движение по Сибирскому тракту, которое пролегало через территорию современного города Перми. С этого времени активизируется новый период истории Перми, который связан с развитием торговых отношений.

В 1780 году Егошихинское поселение решили переименовать в город Пермь, получившийс 18 октября 1781 года статус столицы губернии. Стоит отметить, что целый перечень монументов культурного наследия города Пермь имеет связь с персоной архитектора И.И. Свиязева. С его помощью было основано более трех десятков различных построек, воздвигнутых в стиле классицизм

До нашего времени дошла постройка дома бывшего губернатора, а также училище детей служащих губернской канцелярии (ныне это корпус №3 Пермского педагогического университета), Всехсвятская церковь, ротонда городского сада. Все эти здания были внесены в реестр памятников культурного наследия Пермского края. А центральная часть города Пермь напрямую является ничем иным как историческим памятником.

Он был застроен в свое врем, строго соответствия плану городского развития. Современниками были отмечены ровные большие кварталы, а также широкие величественные проспекты.


В начале ХХ столетия в городе было сформировано революционное движение, а также открыта первая типография. Памятниками культурного наследия были признаны дом Попова, в котором в ссылке проживал М.М. Сперанский, сооруженный еще в 1812 году; два дома постройки XIX века, которые были напрямую связаны с революционной деятельностью Я.М. Свердлова, дом Е.И. Худяковой, где в 1905 г. располагалась подпольная лаборатория, заряжающая бомбы. Следовательно, памятники культурного наследия города Пермь имеют связь с его историей в качестве крупного промышленного, торгового и культурного центра.

На протяжении всей истории Пермский край был полиэтничным. Сегодня в нем проживают представители 125 различных этносов. Какие народы населяют Пермский край? Кто из них является коренными жителями региона?

Пермский край

Через регион проходит граница между Европой и Азией. Значительная территория края размещается на востоке европейской части России. На севере с ним граничит Республика Коми, Башкортостан - на юге, Свердловская область - на востоке, а на северо-западе находится Кировская область.

Современное образование – Пермский край - сформировалось в 2005 году, после объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Главным административным центром является город Пермь. Территорию региона люди населяли ещё в эпоху палеолита. Активное освоение русскими началось примерно в XVI веке и усилилось в XVII веке, после обнаружения меди и золота.

народы пермского края

Народы Пермского края и их традиции очень разнообразны. На территории в 160 квадратных километров проживает приблизительно 125 народностей. Общее количество населения - 2,6 миллиона человек. Городское население значительно преобладает над сельским, оно составляет 75 %.

Какие народы населяют Пермский край?

В регионе проживает множество этнических групп и народов. Из них наиболее ранними, аутентичными для этой местности являются только семь. Языки народов Пермского края многочисленны. В пределах коренных этносов они разделяются на финно-угорские, славянские (русский), тюркские.

Основное население представлено русскими (2,1 млн). Следующие по численности идут татары (115 тыс.), коми-пермяки (80 тыс.), башкиры (30 тыс.), удмурты (20 тыс.) и украинцы (16 тыс.). Больше четырех тысяч человек составляют белорусы, немцы, чуваши, а также марийцы. Остальные народы Пермского края представлены в меньшинстве. Среди них армяне, азербайджанцы, турки, ингуши, коми-язьвинцы, мордва, цыгане, молдаване, манси, корейцы, китайцы, грузины, чеченцы и другие.

Коренные народы Пермского края представлены тремя основными группами: финно-угорской, тюркской и славянской. В период с XV по XVI век в районе верхнего течения Камы расселялись предки современных коми-пермяков. Южные части региона населяли башкиры и татары. На территории проживали также удмурты, манси и марийцы. Русское население пришло сюда примерно в XVI веке, совсем скоро став преобладающим.

Марийцы

Название народов Пермского края может отличаться на различных языках. Например, марийцы обычно называют себя мары или маре. Этот народ относится к финно-угорскому этносу. Они размещаются в районе между Волгой и Ветлугой. В большинстве своем они живут в российской Республике Марий Эл, а также на Поволжье и Урале.

По антропологическому признаку они относятся к субуральскому типу, с более выраженными чертами монголоидной расы. Этнос сформировался ещё в I тыс. н. э. Своей культурой и бытом они наиболее схожи с чувашами. Народ составляют четыре этнические группы, на территории края проживают в основном кунгурские марийцы.

 какие народы населяют пермский край

Часть народа приняла православие, хотя основным верованием остается традиционная религия. В данном случае она представляет народную мифологию, совмещенную с монотеизмом. Язычество марийцев основывается на почитании сил природы, моления которым происходит в священных рощах (в ритуальном сооружении куде).

Народная одежда представлена рубахой-туникой, украшенной вышивкой, штанами и кафтаном, сверху опоясывается поясом или полотенцем. Женщины носили украшения из монет, ракушек, бисера. Головным убором служит полотенце с очельем – шарпан, сорока или конусовидный колпак. Мужчины носили шляпы с полями.

Удмурты

Автохтонное население Прикамья и Предуралья – удмурты. Относятся к финно-уграм, как и некоторые другие народы Пермского края. Наиболее близкими к ним являются коми-пермяки и коми-зыряне, хотя на быт и культуру сильно повлияли русские и татарские традиции. Большинство населения исповедует православие, но в селах сохранились элементы народных верований.

Удмурты традиционно занимались земледелием (зерно и картофель) и животноводством, охотой и собирательством, пчеловодством и рыбной ловлей. Они жили соседскими общинами, где на одной территории проживали несколько семей. Занимались вышивкой, вязанием, обработкой древесины, ткачеством и прядением.

народы пермского края и их традиции

Ритуальная постройка (куала) для моления находилась, как и у марийцев, в лесу. В доме стояла печь с подвесным котлом, нары для сна и красный угол (стол и стул) для главы семейства. Женский костюм состоял из рубахи, халата, обшитого бархатом нагрудника и пояса. Украшали себя монетами, кольцами, бисером. Мужчины носили сине-белые штаны в полоску, косоворотки, валяные шляпы.

Коми-пермяки

Представители народа называют себя коми морт или коми отир. Они расселены в основном на территории бывшего Коми-Пермяцкого округа. Относятся к финно-угорской группе. По языку и традициям наибольшие сходства имеют с коми-зырянами. Литературы на языке народа практически нет.

Основным занятием коми-пермяков было земледелие, животноводство, охота, рыбная ловля, ткачество, гончарство, прядение. В настоящее время это обработка древесины и сельское хозяйство. Как и многие народы Пермского края, коми-пермяки были язычниками, однако большинство перешло к христианству. Сейчас народные верования пытаются возрождать.

 название народов пермского края

Манси

Этнос манси относится к угорским народам. В России представителей этого народа немного. Основное население проживает в Ханты-Мансийском автономном округе. Тем не менее манси представляют автохтонные народы Пермского края. В регионе их осталось всего несколько человек (до 40), проживают в Вишерском заповеднике.

Родным для этноса является мансийский язык, относящийся к обско-угорской группе. В культурном плане к манси наиболее приближены венгры и ханты. В верованиях, наряду с православием, сохранилась народная мифология и шаманизм. Манси верят в духов-покровителей.

языки народов пермского края

Среди традиционных занятий - оленеводство, рыболовство, охота, земледелие и скотоводство. Жилье строили сезонное. Зимой жили в срубных домах или избах по типу русских, летом в чумах конической формы из бересты. Открытый очаг из жердей служил отоплением и источником света. Характерной чертой манси было то, что они не употребляли грибов, считая их домом для злых духов.

Женский костюм представлял собой распашной халат из сукна или сатина и платье. Надевался платок и много украшений. У мужчин были рубахи и штаны; одежда, как правило, была с капюшоном из сукна.

Татары

Татары относятся к тюркским народам. И широко расселены по территории России (второй по численности народ). Они проживают в Прикамье, Приуралье, Поволжье, на Дальнем Востоке, Сибири. В Пермском крае татары присутствуют почти во всех населенных пунктах.

Татарский язык принадлежит к алтайской семье. В большинстве своем народ относится к мусульманам суннитского толка, хотя встречаются православные и атеисты. В Прикамье татары тесно взаимодействовали с башкирами, что привело к взаимному влиянию культур друг на друга.

коренные народы пермского края

Национальный костюм отличается у разных этнических групп татар. Основные черты у женского костюма – это длинная рубаха-платье, шаровары. Сверху надевался вышитый нагрудник, а в качестве верхней одежды носили халат. На голову надевалась чалма, платок или шапка калфак. Мужчины носили войлочную шапку поверх тюбетейки. Украшения для женщин делали из металла.

Башкиры

Ещё один народ тюркской группы – это башкиры. Основное население проживает в Республике Башкортостан. Национальным языком является башкирский. Как и татарский, он относится к алтайской семье. Представители народа - мусульмане суннитского толка.

Башкиры наиболее близки к тюркским народам, хотя в их этногенезе участвовали также иранцы и финно-угры. Народ вел полукочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Вместе с этим он занимался рыбной ловлей, охотой, бортничеством, земледелием, собирательством. Среди ремесел было ткачество, производство шалей и ковров. Башкиры разбирались в ювелирном деле и ковке.

народы пермского края культура и этнография

Народная одежда шилась из овчины. Женщины и мужчины носили штаны с широким шагом. Сверху надевалось платье (отличалось у женщин и мужчин). Также носили халат, полукафтан, камзул. На одежде присутствовало много вышивки, аппликаций. Головные уборы варьировались от чепцов, полотенец до шапок-ушанок. Все обильно расшивалось узорами. Мужчины носили тюбетейки и войлочные шапки.

Заключение

Народы Пермского края и их традиции сильно различаются друг от друга. Регион всегда характеризовался полиэтничностью, единой народности на всей его территории не наблюдалось. Раньше отдельные племена постоянно кочевали из одного место в другое, в поисках наиболее благоприятных условий для жизни.

В XV веке сразу несколько племен расселились на территории Прикамья, предки которых и сформировали народы Пермского края. Культура и этнография этих народов развивались не изолированно, а взаимовлияли друг на друга. Например, удмурты унаследовали культурные черты татар, на татар, в свою очередь, повлияли башкиры.

Наибольшее влияние на культуру народов имели русские, которые уже в XVII веке значительно преобладали в численности. Сейчас традиционную одежду и образ жизни поддерживаются слабо. У отдельных представителей они отражаются в религии, хотя многие христианизировались. Народные языки чаще используют как второй, в качестве первого – русский.

Читайте также: