Культура несловесной речи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основные невербальные средства по каналу общения делятся на визуальные, акустические и тактильные.

Визуальные невербальные средства – это те, которые партнеры воспринимают с помощью зрения. Зрение является основным каналом поступления разнообразной информации (до 80%). В визуальные невербальные средства включаются физический облик человека (постоянные параметры: телосложение, национальность, возраст и переменные: настроение, состояние здоровья и пр.); костюм (прическа, макияж, украшения) как способ социального оформления внешности, манеры. Все эти средства создают облик человека в целом, обозначают его статус в ситуациях общения, но прямого отношения к речевому общению не имеют.

Невербальные визуальные средства устной речи – значащие движения: прежде всего жесты, мимика, позы (т.е. кинесика), и имеющая значение для речи статика: взаиморасположение в пространстве (проксимика).

Жесты выполняют в речи различные функции, в соответствии с которыми они делятся на:

Эмоциональные (всплеснуть руками);

Изобразительные (показать размер предмета);

Указательные (указать направление или на предмет);

Регулирующие (призвать к молчанию);

Жесты – символы (рукопожатие).

Жесты речи коммуникативны. Они, с одной стороны, экспрессивны – направлены на то, чтобы выразить себя, свои эмоции, свое отношение к кому-то/чему-то, свою волю. С другой стороны, в жестах отражается направленность речи на адресата – указательные, изобразительные жесты помогают точнее и доступнее объяснить или рассказать.

По классификации Н. И. Формановской, жесты различаются по назначению, по обращенности на себя/на другого, по составу, по происхождению, по значениям.

По назначению различают жесты обыденные, символичные (отдание чести у военных), ритуальные (в церковном обряде).

По составу жесты бывают:

простые, если состоят из одного движения (поднять руку для ответа);

составные, если состоят из нескольких однородных движений (помахать рукой на прощание);

сложные, если состоят из нескольких неоднородных движений.

С точки зрения обращенности на себя/на другого различают:

индивидуальные жесты (бить себя в грудь кулаком);

индивидуально-взаимные (целовать руку даме);

взаимные (пожать друг другу руки).

С точки зрения происхождения жесты могут быть исконными и заимствованными.

Самое главное – жесты должны быть уместными, их смысл должен быть понятен адресату.

Жесты очень тесно связаны с мимикой, поэтому их рассматривают в комплексе.

Мимика (от греческого mimikos – подражательный) – это значимые движения мышц лица.

При этом рот является центром восприятия мимики человека, поэтому особая роль в мимике принадлежит улыбке. Улыбка – символ дружелюбия, радости, искренности. В то же время она бывает иронической, натянутой, искусственной, снисходительной, презрительной и т.д., и в этих случаях улыбка вызовет противоположный эффект. Ее значение целиком и полностью зависит от микродвижений вокруг глаз, рта и положение головы.

- информационный поиск (говорящий смотрит на слушающего);

- оповещение об освобождении канала связи;

- установление и поддержание социального взаимодействия (быстрые короткие взгляды, позволяющие поддерживать контакт);

- поддержание стабильного уровня психологической близости.

Основным феноменом невербального общения является взаимный взгляд. Очень важен обмен взглядами для управления контактом.

Положение в пространстве.

4 дистанции по А. Пиза

Интимная зона (от 15 до 40-50см.) – это зона открыта для самых близких людей. Если вы не уверены, что данный человек считает вас таковыми – соблюдайте дистанцию, иначе вы рискуете показаться навязчивым, невоспитанным или человек расценит как агрессию с вашей стороны.

Личная зона (от 50 до 120 – 150 см.) – это дистанция для общения с хорошо знакомыми и приятными людьми в неофициальной обстановке. Это дистанция, на которой удобно разговаривать, поскольку вы можете смотреть друг на друга без напряжения, но и без утомления, вызванного слишком близким объектом для зрения, и слышите друг друга хорошо, чтобы перейти на шепот или говорить тихо.

Общественная зона (более 360 см.) – эта дистанция, по-видимому, обозначает своеобразный предел для полноценного общения, после которого может состояться только коммуникация. Это расстояние предпочтительно в ситуации массового общения с очень большой аудиторией.

Рекомендации по размещению в пространстве.

Вступать в общение лучше всего с дистанции в 4м.- начать с улыбки, с 2м. – поприветствовать словесно, далее может следовать рукопожатие, а собственно общение желательно проводить на личной дистанции. При этом, если мы, подготовив почву и не встретив сопротивления, переместимся в следующую, более близкую, зону, то скорее всего шансы, что партнер будет склонен выполнить нашу просьбу, гораздо выше, чем если бы вы сохранили первоначальную дистанцию.

Форма и размер стола многое могут рассказать о его хозяине. Решительный властный человек предпочитает прямоугольный стол, во главе которого он и садится. Демократичный руководитель, готовый прислушаться к мнению подчиненных, ставит в своем кабинете круглый или овальный стол.

Ведущими невербальными средствами на письме являются графики, шрифты, почерк, расположение материала на странице, разнообразные средства выделения, с помощью которых передается информация логического плана.

Акустические невербальные средства – это средства, которые воспринимаются на слух. К ним в основном относится голос и интонация, а также ее слагаемые – тембр, темп, ритм, мелодика. Как правило, они сопровождают или заменяют словесную устную речь.

Первое впечатление от человека мы получаем не только благодаря его внешнему виду, но и голосу. Голос очень многое может сказать о человеке.

На интонационный рисунок высказывания оказывает большое влияние темп речи. Темп речи зависит от общего смысла высказывания, от конкретной речевой задачи, от ситуации общения, контакта, от стиля произношения. Медленный темп речи часто вызывается раздумьями автора или его стремлением пробудить соразмышления у слушателей.

Тембр зависит от высоты основного тона, характерной для вашего индивидуального голоса, а также от обертонов (изменений резонирующей ротовой полости), которые придают голосу особую качественную окраску звучания (теплую, холодную, мягкую).

Благозвучность голоса характеризуется чистотой и приятностью тембра, свободного от посторонних призвуков: хрипа, сипения, зажатости, тусклости звука голоса. Дикцией принято называть отчетливость произнесения звуков речи и их сочетаний. Отчетливость произнесения – это отражение внутренней дисциплины, потребность в ясном представлении другим себя и своего мнения.

Интонационный рисунок речи определяется не только техническими параметрами, но и смысловой основой – подтекстом, который в совокупности с психологическими паузами и ударениями делает речь живой, полнокровной и действенной. Подтекст – это передача истинного отношения автора речи к ее предмету и собеседнику посредством интонации.

Тактильные невербальные средства – это средства, которые рассчитаны на осязание, т. е. различного рода прикосновения. К ним принадлежат жесты-прикосновения для привлечения внимания, рукопожатия, объятия и поцелуи, которые носят не только интимно-дружеский характер, но и этикетный.

Несловесные средства гораздо точнее и разнообразнее выражают эмоции, отношения, оценки и гораздо меньше поддаются внутреннему контролю, поэтому степень истинности информации гораздо выше.

Синтез вербальной и невербальной речи предполагает, что невербальная речь по отношению к вербальной выполняет три основные функции:

Вносит в нее дополнительную информацию.

Комбинирует с вербальными средствами, передавая тот же смысл, как, например, интонация.

Помогает сохранять контакт между партнерами и регулировать поток речи.

С помощью вербальных средств передается в основном фактическая и логическая информация, а с помощью невербальных – преимущественно эмоциональная.

Важной функцией невербальных сигналов является функция управления контактом. В зависимости от фазы общения выделяются три группы знаков управления контактом:

контактоустанавливающие (взгляд, соотв. жесты: рукопожатие при приветствии, поклоны, улыбки, привлечение внимания с помощью прикосновения);

поддержание и усиление контакта (обмен взглядами, обращения, усилительные и указательные жесты);

завершающие общение (соотв. жесты: махание рукой, рукопожатие при прощании, поклоны, изменение положения в пространстве).

2. Основные аспекты культуры несловесной речи.

Культура несловесной речи проявляется в знании этих средств, в умении использовать в своей речи, в умении воспринимать и интерпретировать несловесные средства в чужой речи, в умении взаимодействовать с партнерами с помощью этих средств.

Неосознанность сигналов несловесной речи помогает освободить от помех восприятие собеседника как во время говорения, так и во время слушания.

По степени осознанности выделяются три основные группы несловесных сигналов:

Эмблемы – хорошо осознанные знаки, свободные от контекста и имеющие прямой словесный перевод.

Иллюстраторы – менее осознанные знаки, сопровождающие речь; знаки, участвующие в регуляции процесса общения и координации действий партнеров.

Адаптеры и выразительные движения, которые редко употребляются осознанно и преднамеренно.

Наиболее осознанными являются несловесные знаки, помогающие говорящему выразить содержательную сторону речи, менее осознанными – поддерживающие процесс контакта, а наименее поддающиеся контролю – эмоционально-оценочные невербальные средства.

Культура невербального общения предполагает соблюдение основных правил:

Использование невербальных средств не должно создавать помех в приеме, понимании и интерпретации высказываний.

Несловесные средства должны подчеркивать, усиливать или замещать смысл или оптимизировать процесс общения, тем самым облегчать взаимопонимание.

В то же сами единицы невербальных средств как компоненты вербально-невербального общения подчиняются нормам, аналогичным языковым.

Несловесное поведение в целом также подчиняется правилам этикета. Отбор несловесных средств должен быть не менее строгим, чем отбор слов. Особенно нужно следить за уместностью как самих средств, так и их интенсивности.

Невербальные сигналы должны быть правильными (по значению в данной культуре), точными (указательные и изобразительные), логичными (последовательными и непротиворечивыми), выразительными – в соответствии с ситуацией, речевой задачей, а также этическими и коммуникативными нормами.

Для достижения максимальной эффективности речи в целом необходимо учитывать все компоненты ситуации, но в первую очередь – особенности партнеров по общению. Психолог В.А. Рахматшаева пишет: «движения глаз, слова, темп и тембр голоса, дыхание, поза зависят от того, какую систему восприятия мы используем. Переводя наше мышление на язык, соответствующий системе собеседника, мы можем усилить наше взаимопонимание.

Слова и выражения при визуальной системе восприятия:

- Картина, точка зрения, аспект, горизонт;

- Видеть, представлять, появляться, различать, описывать, смотреть, показывать;

- Блестящий, яркий, цветной, большой, маленький, закрытый, узкий, широкий;

- Я вижу, о чем вы говорите, быть на виду, показать в истинном свете, на первый взгляд.

Слова и выражения при аудиальной системе восприятия:

- Слово, крик, интонация, речь, голос, болтовня, монолог, диалог, музыка, ритм;

- Слушать, гармонировать, говорить, молчать, звать, спрашивать, выражать, обсуждать, кричать, звонить;

- Говорящий, молчаливый, глухой, немой, болтливый, мелодичный, неслыханный;

- Говоря другими словами, задавать тон, медведь на ухо наступил, напрячь слух.

. В книге Аллана Пиза приводятся различные данные о средствах общения:

Психологи установили, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20—40% информации передается с помощью вербальных.

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7%, за счет звуковых средств — на 38% и за счет невербальных — на 55%.

Как вы объясните несовпадение этих данных?

Несмотря на значимость несловесных средств в общении, серьезные исследования в области невербальных средств начали проводиться лишь недавно. Объяснений этому много.

С одной стороны, была распространена трактовка невербальных средств как природных, поэтому делался вывод, что им не нужно учить (сейчас также преобладает стремление научить читать невербальные сигналы других людей, а не пользоваться ими самим).

И наконец, несловесные средства настолько разнообразны и так дополняют и уточняют друг друга, что правильно их интерпретировать можно только в комплексе и с учетом всей ситуации общения, а это стало технически возможно лишь недавно.

. 85% людей строят свое первое впечатление от человека на основе его внешнего облика (Панферов В. Н.).

В то же время несловесные средства — это не только костюм и внешний вид в целом. Основные невербальные средства по каналу общения делятся на визуальные, акустические и тактильные.

Визуальные невербальные средства — это те, которые партнеры воспринимают с помощью зрения. Зрение является основным каналом поступления разнообразной информации для человека (по некоторым данным, через этот канал поступает до 80% всей информации). В визуальные невербальные средства поэтому включаются физический облик человека (постоянные его параметры: телосложение, национальные, возрастные параметры и т. п. и переменные: настроение, состояние здоровья и пр.); костюм (в том числе и украшения, прическа, макияж, всевозможные аксессуары и др.) как способ социального оформления внешности, манеры. Все эти средства создают облик человека в целом, обозначают его статус в ситуациях общения, но прямого отношения к речевому общению не имеют.

Нас же будут интересовать речевые средства, среди которых выделяют невербальные визуальные средства устной речи — значащие движения: прежде всего жесты, мимика, позы (т. е. кинесика), и имеющая значение для речи статика: взаиморасположение в пространстве (проксимика).

В письменной речи визуальный канал остается основным, но ведущими невербальными средствами на письме являются другие — средства, которые возможны только на письме: графики, схемы, таблицы, диаграммы, рисунки, фотографии, шрифты, почерк, расположение материала на странице, разнообразные значки и средства выделения, с помощью которых передается информация логического плана. Каждое из этих невербальных средств настолько специфично, что рамки учебника не позволяют охарактеризовать особенности их сочетания с речью, поэтому невербальные средства письменной речи останутся вне нашего рассмотрения.

Акустические невербальные средства — это средства, которые воспринимаются на слух. К невербальным акустическим средствам относятся в основном голос и интонация, а также ее слагаемые — темп, тембр, ритм, мелодика и др. Как правило, они сопровождают или заменяют словесную устную речь. Кроме голосовых, к акустическим несловесным средствам могут быть отнесены и аплодисменты, хлопки, свист и другие разнообразные звуки.

Тактильные невербальные средства — это средства, которые рассчитаны на осязание, т. е. различного рода прикосновения. Тактильные средства, в отличие от визуальных и акустических, могут быть использованы только при непосредственном контактном общении. К ним принадлежат жесты-прикосновения для привлечения внимания, различного рода рукопожатия, объятия и поцелуи, которые носят не только интимно-дружеский, но и этикетный характер. А в письменной — материал для письма (бумага, ткань, кожа и т. д.), способ ее обработки (тиснение, аппликация, прорези и пр.) и т. п. Кроме того, именно на тактильных средствах построена специальная азбука Брайля для слабовидящих. К сожалению, тактильные несловесные средства в лингвистике почти не изучены, вероятно, из-за того, что относятся преимущественно к сфере личного общения, тогда как в центре внимания исследователей находятся в основном ситуации публичной коммуникации.

Следовательно, невербальные средства представляют собой язык (или, точнее, языки) разнообразных несловесных знаков.

Рассмотрение жестов, мимических реакций, особенностей звуковых или иных средств как изолированных друг от друга противоречит и самой природе этих средств, и природе общения в целом. Несловесные средства всегда образуют комплекс — своеобразное высказывание, и в этом отношении они аналогичны словесной речи. У них общие функции, цели, условия общения, исполнители и адресат. Более того, несловесная речь обычно выражает с помощью иных средств то же содержание, что и словесная. Невербальные средства включаются и в процесс речи, и в ее результат — устный или письменный текст. Словесная и несловесная речь чаще всего взаимно усиливают друг друга в одной коммуникативной ситуации, различаясь лишь средствами.

Какие свойства невербальных средств определяют их столь важную роль в человеческом общении? Назовем некоторые, на наш взгляд, наиболее важные.

— Невербальные средства люди воспринимают как знаки, имеющие какой-то определенный смысл, т. е. невербальные сигналы — это один из способов проявления общей культуры человека и определенного коллектива, в который он входит.

— Невербальные средства в целом дают более объемную информацию, чем вербальные, за счет того, что они комплексно задействуют несколько каналов: визуальный, акустический и тактильный. Часто говорят о жесте в широком смысле, который включает в себя сразу несколько невербальных средств.

— Большая часть невербальных средств воздействует через визуальный канал, а всем известно, что около 80% информации об окружающем мире в целом человек получает благодаря зрению.

— Невербальные средства в гораздо меньшей степени поддаются внутреннему контролю, поэтому степень истинности информации, получаемой таким образом, гораздо выше.

— Несловесные средства иногда гораздо точнее и разнообразнее выражают эмоции, отношения, оценки и т. п.

Таким образом, все эти свойства несловесной речи определяют ее значительную и еще не вполне оцененную роль в речевом общении.

Как в целом соотносятся вербальная и невербальная речь?

В подавляющем большинстве случаев устного общения вербальная и невербальная речь сочетаются друг с другом, что дает многим исследователям основание говорить о том, что невербальная речь является дополнительной по отношению к вербальной.

Синтез вербальной и невербальной речи предполагает, что невербальная речь по отношению к вербальной выполняет три основные функции:

1. Вносит в нее дополнительную информацию.

2. Комбинируется с вербальными средствами, передавая тот же смысл, как, например, интонация.

3. Помогает сохранять контакт между партнерами и регулировать поток речи.

В то же время изучение соотношения вербальной и невербальной речи приводит к выводу о том, что далеко не всегда в речи невербальные средства дополняют вербальные.

Русский язык и культура речи. Учебник

В учебнике рассмотрены теоретические основы культуры речи, специфика и виды речевой деятельности, дана характеристика основных механизмов речи. Имеющиеся в учебнике задания для самостоятельной работы активизируют познавательную деятельность, контролируют ее результаты, формируют коммуникативно-речевые умения. Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования Российской Федерации. Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов.

Английский и др. языки Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи. Учебник

Английский и др. языки Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи. Учебник

Английский и др. языки Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи. Учебник

В учебнике рассмотрены теоретические основы культуры речи, специфика и виды речевой деятельности, дана характеристика основных механизмов речи. Имеющиеся в учебнике задания для самостоятельной работы активизируют познавательную деятельность, контролируют ее результаты, формируют коммуникативно-речевые умения. Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования Российской Федерации. Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов.

Внимание! Авторские права на книгу "Русский язык и культура речи. Учебник" (Ипполитова Н.А.) охраняются законодательством!

Несмотря на то, что несловесные средства в речи выступают во многом неосознанно, они подчиняются тем же речевым нормам, что и словесная речь. В первую очередь это касается этических и коммуникативных норм. С точки зрения этических норм не допускается использование в речи жестов, мимики, интонации, взгляда, позы, других значимых движений, оскорбляющих или унижающих, дразнящих или неприличных. И наоборот, все невербальные средства должны быть направлены на демонстрацию одобрения, приятия партнера по общению. Коммуникативные нормы для несловесной речи также действуют в полном объеме, так как любой значимый несловесный сигнал прежде всего коммуникативен, он должен быть направлен на достижение взаимопонимания. Следовательно, при использовании невербальных средств важно соблюдать принципы кооперации, целесообразности, гармонизации и структурирования речи, которые находят свое воплощение в соответствующих правилах.

Культура невербального общения предполагает соблюдение следующих основных правил:

1) использование невербальных средств не должно создавать помех в приеме, понимании и интерпретации высказываний;

2) несловесные средства должны подчеркивать, усиливать или замещать смысл или оптимизировать процесс общения, тем самым облегчать взаимопонимание;

3) в то же время сами единицы невербальных средств как компоненты вербально-невербального общения подчиняются нормам, аналогичным языковым;

4) несловесное поведение в целом также подчиняется правилам этикета. Отбор несловесных средств должен быть не менее строгим, чем отбор слов. Особенно нужно следить за уместностью как самих средств, так и их интенсивности.

Следовательно, невербальные сигналы должны быть правильными (в соответствии с общепринятыми вданной культуре значениями), точными (особенно казательные и изобразительные), логичными (последовательными и непротиворечивыми в комплексе всех вербальных и невербальных средств), выразительными (не только более или менее интенсивными в зависимости от эмоционального состояния, но и красивыми) и пр. – в соответствии с ситуацией, речевой задачей, а также этическими и коммуникативными нормами.

Значит, в основе культуры несловесной речи лежит задача помочь сделать речевое общение в целом как можно более эффективным. Управление всеми вербальными и невербальными процессами идет от общей цели речи и ее задач.

Жесты в общении

Жестикуляция – это значимые телодвижения, главным образом, движения головы и рук. Кроме движений головы и рук, которые иногда называют жестикуляцией в узком смысле слова (их рассматривают в комплексе с мимикой), часто говорят о жестикуляции в широком смысле слова, то есть о любом ярком экспрессивном движении (например, отвернуться, хлопнуть дверью, раскрыть объятия и т. д.). Это жесты в широком смысле слова, поскольку они носят не только комплексный характер, включающий и другие несловесные средства, но это движения, которые имеют определенный смысл сами по себе и часто не нуждаются в словесном сопровождении (отвернуться – выказать обиду; хлопнуть дверью – выразить гнев и раздражение, исчерпанность аргументов в ссоре; раскрыть объятия – не только показать приятие и одобрение другого человека, но часто и обозначить прощение, примирение после ссоры).

Мы будем говорить о жестах в узком смысле слова, но иметь в виду, что они могут быть лишь представителями, отдельными сигналами жестов иного уровня. Жесты выполняют в речи различные функции, в соответствии с которыми они делятся на:

1) эмоциональные (всплеснуть руками);

2) изобразительные (показать размер или форму предмета);

3) указательные (указать направление, конкретный предмет);

4) регулирующие (призвать к молчанию, попросить говорить громче);

5) жесты-символы (рукопожатие) и др.

Жесты речи подчеркнуто коммуникативны. Они, с одной стороны, экспрессивны – направлены на то, чтобы выразить себя, свои эмоции, свое отношение к кому-то или чему-то, свою волю и т.д. (о чем свидетельствуют даже кивание головой и указательные жесты во время разговора по телефону, когда адресат их не видит). С другой стороны, в жестах отражается направленность речи на адресата – указательные, изобразительные жесты помогают точнее и доступнее объяснить или рассказать, продемонстрировать партнеру то, что касается содержания речи (или скрыть что-то от него), запретить или разрешить, поощрить что-то делать и т. д.




Распространенность и значимость жестов в речи обусловлена многообразием их самих и их функций. Жесты различаются по назначению, по обращенности на себя/на другого, по составу, по происхождению, с точки зрения времени существования, по значениям и т. д.

Жест (в широком смысле слова) имеет значение, и, что естественно, он может быть многозначным, сложным по значению и ситуативным.

Мимика в общении

Мимика –это значимые движения мышц лица. При этом очень важно, что под мимикой подразумевается комплекс движений, поскольку именно комплекс изменений мышц лица дает возможность точно определить выражаемую эмоцию.

При этом рот является центром восприятия мимики человека, поэтому особая роль в мимике принадлежит улыбке. Улыбка – символ дружелюбия, радости, искренности. В то же время она бывает иронической, натянутой, искусственной, снисходительной, презрительной и т.д., и в этих случаях улыбка вызовет совершенно другой эффект. Ее значение целиком и полностью зависит от этих микродвижений. Ведь улыбка – это не только растянутые губы, но и сокращение мышц вокруг глаз, и, часто, изменение направленности взгляда и положения головы, а также другие мимические движения.

Не менее важным несловесным средством является взгляд.

Несмотря на то, что несловесные средства в речи выступают во многом неосознанно, они подчиняются тем же речевым нормам, что и словесная речь. В первую очередь это касается этических и коммуникативных норм. С точки зрения этических норм не допускается использование в речи жестов, мимики, интонации, взгляда, позы, других значимых движений, оскорбляющих или унижающих, дразнящих или неприличных. И наоборот, все невербальные средства должны быть направлены на демонстрацию одобрения, приятия партнера по общению. Коммуникативные нормы для несловесной речи также действуют в полном объеме, так как любой значимый несловесный сигнал прежде всего коммуникативен, он должен быть направлен на достижение взаимопонимания. Следовательно, при использовании невербальных средств важно соблюдать принципы кооперации, целесообразности, гармонизации и структурирования речи, которые находят свое воплощение в соответствующих правилах.

Культура невербального общения предполагает соблюдение следующих основных правил:

1) использование невербальных средств не должно создавать помех в приеме, понимании и интерпретации высказываний;

2) несловесные средства должны подчеркивать, усиливать или замещать смысл или оптимизировать процесс общения, тем самым облегчать взаимопонимание;

3) в то же время сами единицы невербальных средств как компоненты вербально-невербального общения подчиняются нормам, аналогичным языковым;

4) несловесное поведение в целом также подчиняется правилам этикета. Отбор несловесных средств должен быть не менее строгим, чем отбор слов. Особенно нужно следить за уместностью как самих средств, так и их интенсивности.

Следовательно, невербальные сигналы должны быть правильными (в соответствии с общепринятыми вданной культуре значениями), точными (особенно казательные и изобразительные), логичными (последовательными и непротиворечивыми в комплексе всех вербальных и невербальных средств), выразительными (не только более или менее интенсивными в зависимости от эмоционального состояния, но и красивыми) и пр. – в соответствии с ситуацией, речевой задачей, а также этическими и коммуникативными нормами.

Значит, в основе культуры несловесной речи лежит задача помочь сделать речевое общение в целом как можно более эффективным. Управление всеми вербальными и невербальными процессами идет от общей цели речи и ее задач.

Жесты в общении

Жестикуляция – это значимые телодвижения, главным образом, движения головы и рук. Кроме движений головы и рук, которые иногда называют жестикуляцией в узком смысле слова (их рассматривают в комплексе с мимикой), часто говорят о жестикуляции в широком смысле слова, то есть о любом ярком экспрессивном движении (например, отвернуться, хлопнуть дверью, раскрыть объятия и т. д.). Это жесты в широком смысле слова, поскольку они носят не только комплексный характер, включающий и другие несловесные средства, но это движения, которые имеют определенный смысл сами по себе и часто не нуждаются в словесном сопровождении (отвернуться – выказать обиду; хлопнуть дверью – выразить гнев и раздражение, исчерпанность аргументов в ссоре; раскрыть объятия – не только показать приятие и одобрение другого человека, но часто и обозначить прощение, примирение после ссоры).

Мы будем говорить о жестах в узком смысле слова, но иметь в виду, что они могут быть лишь представителями, отдельными сигналами жестов иного уровня. Жесты выполняют в речи различные функции, в соответствии с которыми они делятся на:

1) эмоциональные (всплеснуть руками);

2) изобразительные (показать размер или форму предмета);

3) указательные (указать направление, конкретный предмет);

4) регулирующие (призвать к молчанию, попросить говорить громче);

5) жесты-символы (рукопожатие) и др.

Жесты речи подчеркнуто коммуникативны. Они, с одной стороны, экспрессивны – направлены на то, чтобы выразить себя, свои эмоции, свое отношение к кому-то или чему-то, свою волю и т.д. (о чем свидетельствуют даже кивание головой и указательные жесты во время разговора по телефону, когда адресат их не видит). С другой стороны, в жестах отражается направленность речи на адресата – указательные, изобразительные жесты помогают точнее и доступнее объяснить или рассказать, продемонстрировать партнеру то, что касается содержания речи (или скрыть что-то от него), запретить или разрешить, поощрить что-то делать и т. д.

Распространенность и значимость жестов в речи обусловлена многообразием их самих и их функций. Жесты различаются по назначению, по обращенности на себя/на другого, по составу, по происхождению, с точки зрения времени существования, по значениям и т. д.

Жест (в широком смысле слова) имеет значение, и, что естественно, он может быть многозначным, сложным по значению и ситуативным.

Мимика в общении

Мимика –это значимые движения мышц лица. При этом очень важно, что под мимикой подразумевается комплекс движений, поскольку именно комплекс изменений мышц лица дает возможность точно определить выражаемую эмоцию.

При этом рот является центром восприятия мимики человека, поэтому особая роль в мимике принадлежит улыбке. Улыбка – символ дружелюбия, радости, искренности. В то же время она бывает иронической, натянутой, искусственной, снисходительной, презрительной и т.д., и в этих случаях улыбка вызовет совершенно другой эффект. Ее значение целиком и полностью зависит от этих микродвижений. Ведь улыбка – это не только растянутые губы, но и сокращение мышц вокруг глаз, и, часто, изменение направленности взгляда и положения головы, а также другие мимические движения.

Ведущими невербальными средствами на письме являются графики, шрифты, почерк, расположение материала на странице, разнообразные средства выделения, с помощью которых передается информация логического плана.

Акустические невербальные средства – это средства, которые воспринимаются на слух. К ним в основном относится голос и интонация, а также ее слагаемые – тембр, темп, ритм, мелодика. Как правило, они сопровождают или заменяют словесную устную речь.

Первое впечатление от человека мы получаем не только благодаря его внешнему виду, но и голосу. Голос очень многое может сказать о человеке.

На интонационный рисунок высказывания оказывает большое влияние темп речи. Темп речи зависит от общего смысла высказывания, от конкретной речевой задачи, от ситуации общения, контакта, от стиля произношения. Медленный темп речи часто вызывается раздумьями автора или его стремлением пробудить соразмышления у слушателей.

Тембр зависит от высоты основного тона, характерной для вашего индивидуального голоса, а также от обертонов (изменений резонирующей ротовой полости), которые придают голосу особую качественную окраску звучания (теплую, холодную, мягкую).

Благозвучность голоса характеризуется чистотой и приятностью тембра, свободного от посторонних призвуков: хрипа, сипения, зажатости, тусклости звука голоса. Дикцией принято называть отчетливость произнесения звуков речи и их сочетаний. Отчетливость произнесения – это отражение внутренней дисциплины, потребность в ясном представлении другим себя и своего мнения.

Интонационный рисунок речи определяется не только техническими параметрами, но и смысловой основой – подтекстом, который в совокупности с психологическими паузами и ударениями делает речь живой, полнокровной и действенной. Подтекст – это передача истинного отношения автора речи к ее предмету и собеседнику посредством интонации.

Тактильные невербальные средства – это средства, которые рассчитаны на осязание, т. е. различного рода прикосновения. К ним принадлежат жесты-прикосновения для привлечения внимания, рукопожатия, объятия и поцелуи, которые носят не только интимно-дружеский характер, но и этикетный.

Несловесные средства гораздо точнее и разнообразнее выражают эмоции, отношения, оценки и гораздо меньше поддаются внутреннему контролю, поэтому степень истинности информации гораздо выше.

Синтез вербальной и невербальной речи предполагает, что невербальная речь по отношению к вербальной выполняет три основные функции:

Вносит в нее дополнительную информацию.

Комбинирует с вербальными средствами, передавая тот же смысл, как, например, интонация.

Помогает сохранять контакт между партнерами и регулировать поток речи.

С помощью вербальных средств передается в основном фактическая и логическая информация, а с помощью невербальных – преимущественно эмоциональная.

Важной функцией невербальных сигналов является функция управления контактом. В зависимости от фазы общения выделяются три группы знаков управления контактом:

контактоустанавливающие (взгляд, соотв. жесты: рукопожатие при приветствии, поклоны, улыбки, привлечение внимания с помощью прикосновения);

поддержание и усиление контакта (обмен взглядами, обращения, усилительные и указательные жесты);

завершающие общение (соотв. жесты: махание рукой, рукопожатие при прощании, поклоны, изменение положения в пространстве).

2. Основные аспекты культуры несловесной речи.

Культура несловесной речи проявляется в знании этих средств, в умении использовать в своей речи, в умении воспринимать и интерпретировать несловесные средства в чужой речи, в умении взаимодействовать с партнерами с помощью этих средств.

Неосознанность сигналов несловесной речи помогает освободить от помех восприятие собеседника как во время говорения, так и во время слушания.

По степени осознанности выделяются три основные группы несловесных сигналов:

Эмблемы – хорошо осознанные знаки, свободные от контекста и имеющие прямой словесный перевод.

Иллюстраторы – менее осознанные знаки, сопровождающие речь; знаки, участвующие в регуляции процесса общения и координации действий партнеров.

Адаптеры и выразительные движения, которые редко употребляются осознанно и преднамеренно.

Наиболее осознанными являются несловесные знаки, помогающие говорящему выразить содержательную сторону речи, менее осознанными – поддерживающие процесс контакта, а наименее поддающиеся контролю – эмоционально-оценочные невербальные средства.

Культура невербального общения предполагает соблюдение основных правил:

Использование невербальных средств не должно создавать помех в приеме, понимании и интерпретации высказываний.

Несловесные средства должны подчеркивать, усиливать или замещать смысл или оптимизировать процесс общения, тем самым облегчать взаимопонимание.

В то же сами единицы невербальных средств как компоненты вербально-невербального общения подчиняются нормам, аналогичным языковым.

Несловесное поведение в целом также подчиняется правилам этикета. Отбор несловесных средств должен быть не менее строгим, чем отбор слов. Особенно нужно следить за уместностью как самих средств, так и их интенсивности.

Невербальные сигналы должны быть правильными (по значению в данной культуре), точными (указательные и изобразительные), логичными (последовательными и непротиворечивыми), выразительными – в соответствии с ситуацией, речевой задачей, а также этическими и коммуникативными нормами.

Для достижения максимальной эффективности речи в целом необходимо учитывать все компоненты ситуации, но в первую очередь – особенности партнеров по общению. Психолог В.А. Рахматшаева пишет: «движения глаз, слова, темп и тембр голоса, дыхание, поза зависят от того, какую систему восприятия мы используем. Переводя наше мышление на язык, соответствующий системе собеседника, мы можем усилить наше взаимопонимание.

Слова и выражения при визуальной системе восприятия:

- Картина, точка зрения, аспект, горизонт;

- Видеть, представлять, появляться, различать, описывать, смотреть, показывать;

- Блестящий, яркий, цветной, большой, маленький, закрытый, узкий, широкий;

- Я вижу, о чем вы говорите, быть на виду, показать в истинном свете, на первый взгляд.

Слова и выражения при аудиальной системе восприятия:

- Слово, крик, интонация, речь, голос, болтовня, монолог, диалог, музыка, ритм;

- Слушать, гармонировать, говорить, молчать, звать, спрашивать, выражать, обсуждать, кричать, звонить;

- Говорящий, молчаливый, глухой, немой, болтливый, мелодичный, неслыханный;

- Говоря другими словами, задавать тон, медведь на ухо наступил, напрячь слух.

КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

1. Особенности устной и письменной речи.

Две формы речи – устная и письменная – обладают как общими чертами, так и различиями. Главное сходство в том, что в основе – единый литературный язык. Обе формы занимают каждая свою нишу и равно важны в речи. различия связаны с порождением и восприятием каждой, наличием/отсутствием паралингвистических средств, а также некоторых средств выражения.

Отличие устной речи связано с тем, что ей свойственна словесная импровизация. Устная речь характеризуется такими качествами, как прерывность, срывы конструкций, самоперебивы, лаконизм и избыточность.

Избыточность устной речи – не всегда оправданные повторения, уточнения, связанные с тем, что говорящий не всегда может четко сформулировать свою мысль, вследствие чего ему приходится повторяться.

Лаконизм (экономия) речи связан с тем, что говорящий пропускает слова, предложения, которые легко восстанавливаются слушающим из контекста.

Самоперебивы, срывы конструкций – такая особенность устной речи, когда говорящий, не закончив начатое предложение, бросает его, начинает снова, пытаясь сформулировать фразу другими словами.

2. Публичная речь и ее особенности.

Общие принципы, которые необходимо соблюдать при подготовке публичного выступления, следующие:

Принцип последовательности. Выступление должно быть подчинено одной теме, вынесенной в заглавие. Каждая микротема также должна раскрывать основную тему.

Принцип усиления состоит в том, что речевое воздействие на слушателей должно наращиваться от начала выступления к его концу. Имеется усиление эмоционального накала изложения с помощью интонационных средств, расположения аргументов по степени убедительности.

Похожие страницы:

Русский язык и культура речи (17)

. . Наука о культуре речи направлена на выявление и утверждение литературно-языковых норм русского языка. Культура речи руководствовалась основным .

Русский язык и культура речи (15)

. использованной литературы 1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория. Учебник для 5-9 кл. . русского языка: Ок. 35000 слов.-М.: Рус. яз., 1990. 4. Максимова В.И. Русский язык и культура речи. Учебник. М., 2000. 5. Розенталь Д. Э. Русский язык .

Русский язык и культура речи (16)

Русский язык и Культура речи (14)

. трудолюбивым, совестливым - и т.д. Л.А. Введенская в своей книге "Русский язык и культура речи" даёт следующее определение этикета: "Этикет . речевой этикет? Л.А. Введенская в своей книге "Русский язык и культура речи" даёт такое определение речевому этикету .

Русский язык и культура речи. Ступени овладения литературным языком

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации раскрываются свойства и функции невербальной речи.

Модуль 7. Культура русской речи и подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся Задание № 8 Невербальная речь Солиева О.Ю. учитель русского языка и литературы СОШ № 13 г.Маргилана Республики Узбекистан

Модуль 7. Культура русской речи и подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся Задание № 8 Невербальная речь

Солиева О.Ю. учитель русского языка и литературы

СОШ № 13 г.Маргилана Республики Узбекистан

Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют . Восточная мудрость

Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют .

Почему несловесные средства относятся к речи?

Какие свойства невербальных средств определяют их столь важную роль в человеческом общении?

Культура несловесной речи проявляется:

  • - в знании этих средств (учете их особенностей),
  • - умении использовать в своей речи,
  • - в умении воспринимать и интерпретировать несловесные средства в чужой речи,
  • -в умении взаимодействовать с партнерами с помощью этих средств.

По сути, можно говорить о двух взаимосвязанных сторонах этой культуры — культуре говорящего и культуре слушающего . Причем культура данного вида проявляется и в том, насколько каждый из партнеров, участвующих в общении, владеет обеими этими сторонами.

По степени осознанности выделяются три основные группы несловесных знаков :

По степени осознанности выделяются три основные группы несловесных знаков :

Основными невербальными средствами общения являются жесты.

Основными невербальными средствами общения являются жесты.

  • Жесты-символы - очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения. Жесты-иллюстраторы - используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения. Жесты-регуляторы - играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов - рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения. Жесты-адапторы - сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний - нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.
  • наиболее осознанными являются несловесные средства , помогающие говорящему выразить содержательную сторону речи ,
  • менее осознанными — поддерживающие процесс контакта, а наименее поддающиеся контролю — эмоционально-оценочные невербальные средства.

Нормы несловесной речи

Нормы несловесной речи

Невербальные сигналы должны быть: правильными (в соответствии с общепринятыми в данной культуре значениями), точными (особенно — указательные и изобразительные), логичными (последовательными и непротиворечивыми в комплексе всех вербальных и невербальных средств), выразительными (не только более или менее интенсивными в зависимости от эмоционального состояния, но и красивыми) и пр. в соответствии с ситуацией, речевой задачей, а также этическими и коммуникативными нормами.

Невербальные сигналы должны быть:

  • правильными (в соответствии с общепринятыми в данной культуре значениями),
  • точными (особенно — указательные и изобразительные),
  • логичными (последовательными и непротиворечивыми в комплексе всех вербальных и невербальных средств),
  • выразительными (не только более или менее интенсивными в зависимости от эмоционального состояния, но и красивыми) и пр.

в соответствии с ситуацией, речевой задачей, а также этическими и коммуникативными нормами.

Читайте также: