Культура киевской руси 9 12 века фольклор кратко

Обновлено: 05.07.2024

Развитие устного народного творчества предшествовало появлению письменной литературы, но именно оно оказало огромное влияние на формирование и определение ее идейной направленности и разных художественных стилей.

Значительное место в фольклорном творчестве Древней Руси занимали мифологические сюжеты, уходящие своими корнями в языческие представления и культовые обряды восточных славян, русов и других этнических групп. В частности, обрядовый фольклор был тесно связан с календарными праздниками наших предков. Например, встреча зимы отмечалась знаменитыми колядками, ее проводы — масленицей, красной горкой и радуницей, а проводы весны и встреча лета — русалиями, семиком или купалой, и т. д. Все календарные праздники традиционно сопровождались разнообразными песнопениями, плясками, хороводами и гаданиями. Песни, пляски и хороводы сопровождали жизнь наших предков и во многих других случаях. Очень распространенными были обрядовые песнопения, свадебные песни, плачи-причитания, песни на поминальных тризнах и дружинных пирах.

Наиболее живучими формами древнего фольклора были всевозможные заговоры и заклинания, которые представляли собой самое распространенное средство магического воздействия на окружающий мир. Многие ученые давно подметили тот примечательный факт, что в русских летописных сводах часто встречались различные заговоры-заклинания, в том числе в русско-византийских договорах, подписанных киевскими князьями Игорем (944) и Святославом (971).

Среди памятников устного народного творчества особое место занимали былины, или старины, которые стали настоящими шедеврами древнерусского фольклора. Поэтому в отечественной исторической науке изучению былинного эпоса всегда уделяли особое внимание и спорили по целому ряду ключевых проблем, в частности: а) когда возник былинный эпос; б) из какой социальной среды вышел этот эпос и в) какова была историчность содержания древнерусских былин.

Зарождение Киевской Руси, как отдельного государства, началось с 9го века. Именно князь Олег возглавил княжество и начал расширять границы. Любое государство не возникает внезапно, этому способствовал долгий период становления и объединения земель. Это означает, что культура уже впитала в себя многовековые традиции народов. Это традиции, обычаи, язык народов, архитектура и устои. Объединение земель в единое государство сыграло немаловажную роль и в культурных традициях народов.


Развитие объединенного государства, торговля и прирост земель требовало определенных нововведений не только в военно-политических вопросах, но и во всех сферах деятельности. В эту эпоху произошли весьма ключевые события и достижения, такие как Крещение в 988 году и переход к принятию Христианства, появился первый судебный свод законов, началось свое собственное производство монет и прекратились набеги на русские земли. В Киеве и Новгороде открывались Христианские церкви, а также училища для священнослужителей. Это способствовало развитию летописания и обучению грамоте.

Письменность и литература

Художественная культура

С развитием Христианства все больше появлялось новых храмов, это положило начало нового вида монументальной живописи. Мозаика и фреска, а также иконопись, которая пришла из Византии, прочно вошли в художественную культуру Киевской Руси. Храмы украшали специально вызванные мастера, которые действовали по четким правилам сложившихся сюжетов. Уже наши мастера перенимали опыт. Главным уникальным памятником развития живописи 9-11 века стала роспись двух башен Киевской Софии. В отличие от церковной тематики, здесь запечатлена и мирская жизнь князей, в том числе и портреты семьи Ярослава Мудрого. Со временем местные мастера внесли свой вклад в создание художественных произведений Киевской Руси. Примером служит церковь Георгия в Старой Ладоге, что стало характерно для Новгородских и Владимирских земель.

Декоративно-прикладное искусство

В декоративно-прикладном искусстве мастерам Киевской Руси не было равных. Обладая техниками обработки металлов, они создавали уникальные творения, особенно в изготовлении ювелирных украшений. Использовались новые краски, уникально подбирались цвета, стали использовать в отделке эмаль. После перехода к Христианству, особенной популярностью стали пользоваться нательные кресты. Также появилась чеканка монет, в них тоже использовались кресты как символика. Такие монеты воины носили как иконы на груди.

Архитектура


Фольклор

Эпоху с 9 по 12 век можно по праву считать расцветом и подъемом всеобщего творчества. Возможно, этому и поспособствовало объединение многих культур и обмен опытом с Византией. Чтобы скорей искоренить вехи язычества, требовалось заменить старые обряды на новые элементы культуры. Культурное просвещение продолжило свое развитие дальше с 11 по 13 века и положило шаги развития, которые дошли до наших дней.

Братья Кирилл и Мефодий были государственными деятелями Византии. Поскольку христианство - идеология государства, то дипломатия в те времена была неотделима от религии. Поэтому государственным деятелям поручались и миссионерские задачи.

Миссионерство - распространение своей религии на различные народы. Так по поручению императора Константина в 863 году братьям надо было составить азбуку , адаптированную для перевода греческих богослужебных книг для южных славян (проживавших на Балканах). Эти славяне, жившие по соседству с Византией, были язычниками и не имели собственного алфавита, поэтому Константин решил, что распространить христианскую веру легче будет, используя язык славян. Западная церковь, по во главе с папой римским и восточная церковь по главе с Константинопольским патриархом были едины с догматической (вероучительной) точки зрения, однако в институциональном отношении, они конкурировали между собой, и каждая из сторон хотели распространить свое влияние на близлежащие племена, так как это являлось идеологическим и экономическим подчинением. Поэтому когда папа Римский узнал о том, что для южных славян составлена собственная азбука, он выступил против, так как считал, что богослужение может проходить только на трех языках: латинском, греческом и еврейском. Поэтому на Кирилла и Мефодия начались гонения, братьям приходилось доказывать свою веру и бороться за свое дело. Они создали две азбуки: кириллицу и глаголицу, некоторые ученые считают, что глаголица , созданная Мефодием - это тайнопись кириллицы.

Изначально в обиходе были обе азбуки, но с течением времени в различных областях принималась одна из них. Так на Руси, например, к 14 веку, кириллица практически полностью вытеснила глаголицу , в Болгарии же наоборот. После смерти братьев (Кирилл умер в 869, а Мефодий в 885), их дело по переводу греческих богослужебных книг на славянский язык, было продолжено их учениками. После принятия Болгарией христианства в 865 году, именно там стали активно использоваться алфавиты, созданные братьями.

И к моменту принятия христианства Русью в 988 году, было уже много книг, написанных на кириллице и глаголице, поэтому Русь приняла алфавит, составленный когда то для балканских славян и получивший уже распространение в Болгарии, и стали переводить на восточнославянский язык книги с греческого и болгарского, используя эти азбуки.

Книжность на Руси:

С принятием Христианства появилась переводная греческая литература церковного и светского содержания. Первые из дошедших до нас рукописных русских книг относятся к XI в. Древнейшими из них являются “Остромирово евангелие” , написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г., и два “Изборника” князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высочайший уровень мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о существовании уже к этому времени традиций изготовления рукописных книг.

Также, как мы видим, книги являлись предметом роскоши и ими обладали только самые знатные и богатые. Однако грамотными были многие горожане, об этом нам свидетельствуют археологические находки, при раскопах в Новгороде было найдено множество берестяных грамот - это послания, написанные на бересте, которые писали друг другу новгородцы. В этих посланиях были, как поручения от официальных лиц, завещания, торговце договоры, так и романтические послания от возлюбленных.

«Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю (или: в это воскресенье) ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под [людских] глаз и примчался

Летописание:

Изложение материала в летописях происходит по годам.

В год 6555 (1047). Ярослав пошел на мазовшан, и победил их, и убил князя их Моислава, и покорил их Казимиру. В год 6556 (1048). В год 6557 (1049). В год 6558 (1050). Преставилась княгиня, жена Ярослава.

Летоисчисление в летописи - не от Рождества Христова, а от сотворения мира , это на 5508 лет больше. До реформ Петра Первого именно летоисчисление от Рождества Христова использовалось на Руси. Современное летоисчисление добавлено в летопись в скобках современными учеными, для удобства. Поскольку составителями летописей были монахи, и вообще назначение летописи - зафиксировать деяния, для суда Божьего, вся летопись наполнена Библейским преданиями, выписками из жития Святых и прочими религиозными текстами. Начинается летопись с библейского повествования о сыновьях Ноя, которые разбрелись по землям и основали различные народы.

Помимо письменных летописей, до нас дошло уникальное произведения - летопись с обилием нарисованных миниатюр - Радзивиловская летопись. Из-за такого оригинального жанра, до сих пор идет жаркая дискуссия и ее подлинности. Авторы летописи поместили более 200 миниатюр на самые различные сюжеты.

Культура Древней Руси

В 9-12 веках образовалось централизованное Древнерусское государство, и культура Древней Руси начала стремительно развиваться. Её ещё называли Киевской Русью, так как ядром новой страны стал Киев. В это время было сделано немало достижений, хоть памятников той эпохи и сохранилось немного. Особенностями этого периода стала централизация с последующим переходом к феодальной раздробленности.

Древние культуры

Культура Киевской Руси в 9-12 веках

Древнерусского государство пребывало в тесном контакте с соседями, причём контакты были самые разные – войны и конфликты, торговля и дипломатия, переселение целых племён и их смешение друг с другом. Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (финно-угорское, скандинавское, византийское, позже монголо-татарское). Благодаря этому культура Древней Руси впитывала в себя множество элементов от других народов. Однако, решающее влияние на Киевскую Русь оказала именно культура Византии. Несмотря на то, что две этих державы порой воевали друг с другом, связь между ними стала особенно тесной после крещения Руси князем Владимиром в конце X века. В целом же можно сказать, что по своему типу культура Киевской Руси относится к традиционному средневековому типу.

Культура Древней Руси кратко

Культура Древней Руси испытывала сильное влияние Византии

Несмотря на это влияние, древнерусская культура оставалась самобытной. Она заимствовала некоторые свои элементы у византийцев, но не слепо копировала, а адаптировала их под себя. Ярким примером тут может послужить архитектура, заимствованная именно у Византии, да и религия тоже, которая в Древней Руси являлась важной и неотъемлемой частью культуры. Архитектура, литература, живопись – все они развивались в тесной связи с христианской религией. Даже кириллический алфавит, созданный Кириллом и Мефодием, был разработан ими на основе именно греческого алфавита, хотя затем кириллица претерпела ряд изменений, постепенно приняв форму, близкую к современной.

Читайте также: