Культура германии в 19 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Немецкая культура прежде всего это культура носителей немецкого языка, так как Германия долго не была национальным государством. Только в течение 19-ого столетия вклад в немецкую культуру был внесен жителями немецких территорий, а до этого деятели культуры не были немцами в сегодняшнем смысле.

Повлияло на развитие немецкой культуры и то, что много знаменитых представителей из культуры и науки были объявлены вне закона главным образом по политическим или религиозным причинам; частично они лишались гражданства или эмигрировали – среди них, к примеру, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Генрих Гейне, Курт Тухолский, Томас и Генрих Манн, Альберт Эйнштейн.

В начале 20-ого столетия Германия была ключевой культурной и научной нацией, которая получила мировое признание, особенно в кинематоргафе. Национал-социалистический захват власти разрушил этот статус. Последствия чувствуются в нескольких областях еще сегодня.

Однако сейчас культура Германии является неоспоримой мировой ценностью. Институты Гете (их 128 штук) служат распространению немецкого языка и культуры в мире.

Неудивительно, что настроения и занятия жителей страны, которая так часто участвовала в крупных исторических событиях, отражены в богатом культурном наследии, представленном величественными соборами, киноклассикой эпохи немого кино, великими философами (такими как Кант, Гегель, Ницше и Маркс), величайшими в мире физиками (Эйнштейн и Планк), лучшими композиторами (Бах, Бетховен, Брамс, Гендель и Вагнер), современной музыкой в стиле грандж и краутрок, гением Гете и революционным театром Брехта. Это истинное богатство Германии.

Художественное искусство Германии необычайно ярко и богато, что можно посвятить свой визит только ознакомлению с ним. Несомненно, самой величайшей фигурой немецкой культуры является Йохан Вольфганг фон Гете (1749-1832) - поэт, драматург, художник, ученый и философ. Его величайшая работа представлена драмой "Фауст" - глубокое произведение о поиске смысла жизни человеком. Дух Гете сродни духу Германии. Германия знаменита своими исключительными художниками.

Готическая скульптура Питера Вишера и его сыновей, портреты в стиле ренессанс Альбрехта Дюрера и архитектурные шедевры в стиле барокко Бальтазара Нойманна являются удивительными образцами искусства. В искусстве тенденция постоянного совершенствования выражается в более современных формах - Германия известна продюсерами отличного и перспективного кино, среди которых можно выделить Райнера Вернера Фассбиндера и Вернера Херцога.

Германия - это страна высокой культуры. ФРГ - это красивейший пункт назначения для многих туристов, так как здесь красивейшие горы, реки, озера, леса. Туристы посещают также города с их историческими и культурными достопримечательностями. Здесь много церквей, монастырей, замков и замков.

Самый большой и красивый город ФРГ – это Берлин. Берлин - это столица, лежит на реке Шпрее. Этот город стар. Он был основан в XIII столетии. Тогда это была маленькая лесная деревня (рыбацкий поселок). Здесь живет примерно 4 млн. человек.

В 19-ом веке Берлин развился в один из самых больших городов Европы. Сегодня Берлин - это большой индустриальный и культурный центр. Как у каждого большого города, у Берлина много достопримечательностей.

Самая большая достопримечательность, символ города, - это Бранденбургские ворота. Самая прекрасная и старейшая улица Берлина - это „улица под липами“. Курфюрстендамм является главной улицей. Это одна из самых больших и самых прекрасных улиц города с кафе, ресторанами. Немецкая государственная опера, немецкий театр, красная ратуша очень известны. Между Красной ратушей и Шпрее лежит старейший район Берлина.

Очень красив Трептов парк, где стоит известный памятник погибшим советским солдатам. Очень популярны улица под липами и зоопарк. На этой улице находятся много исторических зданий (государственная библиотека, Немецкая государственная опера, музей немецкой истории).

У города, естественно, есть много других достопримечательностей: Александерплац с телебашней, университет Гумбольдта, музейный остров и т.д.

Мюнхен насчитывает примерно 1,3 млн. человек. Башни, которые возвышаются над домашними крышами как бы указывают дорогу к сердцу города, к колонне на Мариентплатц. Отсюда начинается самый большой торговый квартал города - Кауфингерштрассе, Нойхойсерштрассе и в другом направлении к Максимиланштрассе (главная улица города).

Излюбленными пунктами назначения для иностранных туристов в ФРГ является Рейн с его живописными замками, Шварцвальд с его деревнями и баварцами с его горами и зрением. Очень прекрасна Тюрингия - это лес, Балтийское море и Северное море.

На севере республики также много достопримечательностей. Это, прежде всего, города Гамбург, Бремен и Любек.

Гамбург, „ворота Германии к миру“, - это портовый город всемирного значения и самый большой промышленный город ФРГ. Здесь можно видеть корабли со всего света. Гамбург известен также как метрополия средств массовой информации.

Если прибывают в Бремен или Любек и идут ее старыми кварталами городов, чувствуют себя как в сказочной стране: маленькие романтичные улицы, очень тесно и живописно, прекрасные дома, готические церкви, старые стены, ворота.

Город Лейпциг всемирно известен. Этот город лежит в федеральной земле Саксония. Лейпциг всемирно известен как город технических выставок и книги. Дважды в году: весной и осенью – здесь проходят выставки. Много стран принимают участие в выставках и демонстрируют свои лучшие достижения в области науки и техники. В Лейпциге находится очень большая библиотека. С 1913 она собирает все произведения, которые появляются на немецком языке. Сегодня здесь почти 3 млн. книг.

Город Веймар манит также много туристов. Называют этот город городом немецкой классики. Здесь жили и работали 2 больших немецких классика Гете и Шиллера. Туристы хотят видеть дома Гете и Шиллера, в которых сегодня действуют музеи. Гете и Шиллер были большими друзьями. Перед старым театром стоит памятник Гете и Шиллеру, символ этой тесной дружбы.

Большой культурный центр - это также город Дрезден. Это город искусства. Она лежит на Эльбе. Дрезден оказал большое влияние на развитие мирового искусства. Город богат архитектурными достопримечательностями. Символ города - это всемирно известная опоясывающая крепость. Опоясывающая крепость - это очень красивое здание в стиле Барокко со многими павильонами и галереями. Здесь расположены всемирно известные Дрезденские картинные галереи. Во время 2-ой мировой войны галерея сильно разрушилась и после войны была отреставрирована. Здесь выставлены работы Рембрандта, Рубенса, Рафаэля, Тициана и многих других мастеров. Но самая красивая картина - это „Сикстинская Мадонна“ Рафаэля.

Существует стереотипное мнение, что Германия – это страна порядка и педантизма. Это так и не так. Немцы могут и опоздать, что делает их милее и сближает с нами. Первое, что бросается в глаза – это неизменное "bitte" с неизменной улыбкой, которыми встречают покупателя в Германии в магазинах. Если у вас нет конкретной цели, ответьте "nur guken" ("посмотрим") и обязательно улыбнитесь в ответ.

Нередко говорят, что у немцев не принято устраивать поздние вечеринки. У молодого поколения это не так. Пригласить гостей часов на 8 - 9 вечера считается вполне нормальным. Но, в общем, в Германии любят покой и порядок. И лучше не звонить вечером после 9 часов. А вот утром уже в 7-8 часов это вполне уместно. За исключением выходных. Не звоните в эти дни до 10 часов. Можно сказать, что немцы обожают музыку и чаще всего свой досуг проводят вместе с ней. Немцы считаются сдержанной в эмоциях нацией. Но в то же время при встрече, даже с не очень близкими друзьями, вполне могут начать обниматься и даже целоваться. При разговоре с немцами надо стараться не приближаться к ним особенно близко, чтобы физически не вторгаться в так называемую частную зону. Это же касается очередей. Придержать дверь входящему, улыбнуться в ответ – такие жесты внимания повсеместно распространены в Германии.

Пиво является национальным напитком, а также культурным феноменом, с которым необходимо тщательнейшим образом ознакомиться. Пиво здесь превосходное и достаточно дешевое. На пивоваренном заводе каждого региона производится пиво с отличительным вкусом и консистенцией. Посещения экспромтом мелких пивоваренных заводов проходят интереснее, чем участие в крупномасштабных праздниках, таких как мюнхенский Октоберфест. Зимой можно испытать на себе удивительный дурман "Глюхвайна", горячего пряного вина, которое согревает не только тело, но и душу.

Не смотря на склонность немцев к постоянному улучшению и модернизации, старые культурные традиции очень им дороги. Многие охотники до сих пор носят зеленую одежду, трубочисты ходят в черных, как смоль, костюмах и цилиндрах, некоторые баварские женщины облачаются в дирндл (платье с четырехугольным вырезом, с облегающим лифом на пуговицах с короткими рукавами и широкой сборчатой юбкой), в то время как их мужья часто одевают традиционные баварские ледерхосен (кожаные шорты), лоден (короткие жакеты) и фетровые шапки.

В Германии много праздников. Самыми лучшими являются Рождество, Новый год и Пасха. Рождество отмечают 25 и 26 декабря. Центральным событием праздника является ночь с 24 на 25 декабря - сочельник. В этот день закрыты все театры, кино и рестораны. Вечер проходит в тесном семейном кругу. Зажигается украшенная рождественская елка, подарки для каждого члена семьи лежат под ней. Традиционные рождественские блюда: гусь, рождественский пирог, пряники, печенье. В крупных городах в течение месяца перед Рождеством организуется рождественский базар.

Празднование Нового года проводится, как правило, вне дома. С утра до вечера гремят хлопушки. Ровно в полночь звонят колокола. Традиционными новогодними блюдами и напитками являются карп, пончики, пунш.

В феврале или марте проводится традиционный народный праздник проводов зимы в виде карнавала. Проходят шутовские процессии, карнавалы, костюмированные балы и танцы. В марте или апреле празднуется Пасха. Традиционные атрибуты праздника - крашеные яйца, пасхальный заяц. К семейным праздникам также относятся: день рождения, конфирмация (первое причастие), обручение, свадьба.

Die deutsche Kultur hat sich, da Deutschland lange nicht als Nationalstaat existierte, über Jahrhunderte vor allem über die gemeinsame Sprache definiert.

Aus 1871 stammt der Begriff „Land der Dichter und Denker“, der noch heute patriotische Verwendung findet. Zu Beginn des 20. Jahrhunderts war Deutschland die weltweit führende wissenschaftliche Nation, die auch kulturell, etwa im Film, einen der vorderen Plätze einnahm. Der personelle Aderlass durch Emigration ab der nationalsozialistischen Machtergreifung zerstörte diesen Status. Die Folgen sind in einigen Bereichen noch heute zu spüren.

Die BRD und ihre Sehenswürdigkeiten. Die BRD ist sehr reich an Sehenswürdigkeiten. Hier gibt es viele Kirchen, Klöster, Burgen und Schlösser.

Berlin ist die Hauptstadt, liegt am Fluss Spree. Diese Stadt ist alt. Die größte Sehenswürdigkeit, das Wahrzeichen der Stadt, ist das Brandenburger Tor. Sehr bekannt sind die deutsche Staatsoper, deutsches Theater, rotes Rathaus. Die Stadt hat natürlich viele andere Sehenswürdigkeiten: der Alexanderplatz mit dem Fernsehturm, die Humboldt-Universität, die Museumsinsel u.s.w.

Die beliebtesten Reiseziele für die ausländischen Touristen in der BRD sind der Rhein mit seinen malerischen Schlössern, der Schwarzwald mit seinen Dörfern und Bayern mit seinen Bergen und Sehen. Sehr schön sind auch der Harz und der Thüringen Wald, die Ostsee und die Nordsee.

Weltbekannt ist die Stadt Leipzig. Leipzig ist als die Stadt der technischen Messen und des Buches weltbekannt. Die Stadt Weimar lockt auch viele Touristen. Hier hatten zwei große deutsche Klassiker Goethe und Schiller gelebt und gewirkt. Ein großes Kulturzentrum ist auch die Stadt Dresden. Das ist die Stadt der Kunst. Hier befindet sich die weltberühmte Dresdener Gemäldegalerie.

Die Traditionen Deutschlands. Das Bier ist ein nationales Getränk. Die Deutschen sind nicht emotional. Die kulturellen Traditionen sehr von ihm die Wege. Viele Jäger tragen die grüne Kleidung bis jetzt.

Feiertage in Deutschland. Es gibt viele Feiertage in Deutschland. Zu den schönsten gehören Weihnachten, Neujahr und Ostern. Weihnachten feiert man am 25. und 26. Dezember. Neujahr feiert man gewöhnlich außer Haus. Im Februar oder März wird das traditionelle Volksfest Fasching als Karneval veranstaltet. Im März oder April wird Ostern gefeiert. Andere Familienfeste sind der Geburtstag, die Konfirmation, die Verlobung und Hochzeit.

Девятнадцатый век в истории Германии имел исключительное значение. В начале раздробленная страна к концу века не только объединяется, но становится одним из самых мощных в экономическом и политическом отношении государств мира. Вместе с тем победа капитализма вызвала в Германии рост рабочего класса и неизбежное усиление эксплуатации трудящихся масс. Борьба пролетариата стала почвой, на которой именно в Германии выросла научная теория коммунистической революции — учение Маркса и Энгельса. Однако трагической стороной немецкой истории 19 в. явилось то обстоятельство, что реакционные, милитаристские силы с прусским юнкерством во главе сохраняли влияние на судьбы государства и нации, ведя страну навстречу грядущим катастрофам.

В противоречивой обстановке роста буржуазной Германии различные стороны ее культуры развивались неравномерно. Огромным был ее вклад во все области как точных наук, так и философии. В частности, Гегель, несмотря на идеалистическую основу своей системы, обогатил эстетику, рассматривая развитие искусства как исторический, диалектически развивающийся процесс. Высочайшими достижениями в немецкой музыке было творчество Бетховена, в литературе — Гёте. Развитие изобразительного искусства, несмотря на расширение круга тем и проблем, не представляется столь плодотворным и столь значительным.

В изобразительном искусстве тенденции прогрессивного романтизма сказались слабее, хотя они ощущаются в творчестве К.-Д. Фридриха и Ф.-О. Рунге.

Классицизм был господствующим направлением в архитектуре первой половины века. Еще в 1788—1791 гг. в центре Берлина К.-Г. Лангханс (1732—1808) строит Бранденбургские ворота, своеобразную триумфальную арку, попытку государства продемонстрировать свою силу сурово-прусской интерпретацией элементов дорики. Самым выдающимся архитектором этого времени был Карл Фридрих Шинкель (1781—1841). Ученик рано умершего Ф. Жилли, отдавшего дань увлечению романтическими идеями, Шинкель начал свой творческий путь как художник-пейзажист романтического плана. Однако после 1815 г., когда он получает возможность работать как архитектор, классицистические тенденции надолго остаются ведущими в его творчестве. Он обращается к наследию греческой классики, перерабатывая его в своих строгих по формам, гармонических, хотя и несколько суховатых сооружениях. Большинство из них находится в Берлине: здание Новой Караульни (1816—1818), внушительный кубовидный массив, который украшает величавый шестиколонный дорический портик; Драматический театр (1819—1821), более стройный по пропорциям, изящный в своей отделке; Дворцовый мост и самое грандиозное его создание — Старый музей (сейчас Национальная галерея; 1824—1828). После поездки в Англию обостряется интерес Шинкеля к готике, в духе которой он возводит в Берлине Вердерскую церковь (1825—1828) и ряд других построек. В последнее десятилетие в творчестве Шинкеля наступает перелом. Требования жизни приводят его к решениям нового типа. Отказываясь от стилизации под готику и классической системы, он создает проекты магазина и библиотеки, строит здание Строительной академии в Берлине (1831—1835). Гладкие кирпичные стены ее, расчлененные небольшими выступами, украшенные изразцовыми орнаментами, предвосхищали постройки новейшего времени.

Перед архитекторами Германии встал вопрос о градостроительстве. Так, например, Л. Кленце вместе с Ф. Гертнером (1792—1847) занимался реконструкцией Мюнхена. Использование форм итальянского Возрождения сказалось на многочисленных зданиях, возведенных Готфридом Земпером (1803—1879). Земпер строил в Вене, Цюрихе и других городах. Особенно типичные для него построенные в Дрездене Оперный театр (1838—1841, восстановлен в 1871—1878) и Картинная галерея (основное строительство 1847—1849, окончено в 1856), которая замыкает двор Цвингера. Это здание — строгое, рациональное, профессионально выверенное, но сухое и несколько скучное, что особенно явственно выступает при его сопоставлении с архитектурой, созданной в 18 в. Пеппельманом.

Прогрессивным было значение Земпера как теоретика, поскольку он требовал учета назначения здания, а также возможностей строительного материала.

Младший современник Шадова и Даннекера — Кристиан Даниэль Раух (1777— 1857), работавший по заказам прусского короля, был признанным главой официального немецкого искусства. Его мраморные надгробия с фигурами королевы Луизы (1811—1815) и Фридриха Вильгельма III (1846; мавзолей в Шарлоттенбурге,

В немецкой живописи первой трети 19 в. наиболее живыми и значительными явлениями были те, которые выявляли непосредственную связь художников с жизнью. Они находили яркое выражение в области портрета и пейзажа, причем сильнее всего обозначались в искусстве художественных кругов Гамбурга и Дрездена, где работали наиболее значительные представители раннего, во многих своих чертах прогрессивного романтизма — Рунге и Фридрих. Несмотря на то, что оба эти художника испытали воздействие идей реакционной немецкой романтической философии и литературы, творчество их заключало и подлинно патриотические настроения, связанные с пропагандой национального единства и освобождения от наполеоновского гнета. В их искусстве также отразилась борьба против косности, изживших себя традиций 18 в.; в этом отношении они выступали как новаторы.

Немецкое искусство рассматриваемого времени стремится найти черты идиллической привлекательности в мирке маленького человека. Эти тенденции связаны с поисками конкретного, непосредственно исходящего от жизни национального начала, с утверждением характерных особенностей быта, родного пейзажа, фольклора.

Наиболее видными художниками, работавшими в этом направлении, были Людвиг Рихтер, Мориц Швинд и Карл Шпицвег. Национально-исторические темы вдохновляли Альфреда Ретеля.

Мориц фон Швинд (1804—1871) по преимуществу сказочник. Его творчество глубокими нитями связано с фольклором; весь мир немецких сказок оживает

в его картинах в тесной связи с пейзажем, своеобразным, характерным и в то же время опоэтизированным. Уроженец Вены, работавший больше всего в Баварии, а именно в Мюнхене, Швинд сохранил легкую жизнерадостность венца. Представитель позднего бидермейера, Швинд, разумеется, меньше всего был способен к созданию монументальных росписей, которым, однако, в течение всей своей жизни отдавал много сил (роспись венской оперы —1863—1867 и др.).

В 40-х гг. в искусстве Германии возникло и другое направление. В Дюссельдорфской Академии среди молодых художников, вопреки руководству В. Шадова, стала развиваться жанровая живопись критического направления. Не поднявшись до высокого художественного уровня, живописцы этого направления, однако, ставили своей задачей будить общественную мысль.

На примере творчества Кнауса и Вотье видно, что жанровая живопись, в которой к середине 19 в. сложились зачатки критического реализма, в последующие годы ослабела в своей социальной направленности. В творчестве этих художников повествовательность нередко снижалась до анекдотической занимательности, а морализирующая подоснова часто не шла дальше сентиментальности.

Помимо морализирующей жанровой живописи и помпезных исторических композиций в середине 19 в. в Германии начало утверждать себя новое направление в реализме. Его ярким представителем был Менцель, чье творчество не ограничилось чисто внешней документальностью и протокольной точностью искусства Крюгера и выросло в большое, образное, подлинно реалистическое искусство.

Адольф Менцель (1815—1905) родился в Бреслау (ныне Вроцлав), умер в Берлине. Вся его долгая жизнь была наполнена упорнейшим, настойчивым и терпеливым трудом. Но эта настойчивость соединялась в его лице с огромным темпераментом художника, способного понимать, переживать и живо воспроизводить широчайший круг самых разнообразных явлений; Менцель, кроме того, был одарен творческой фантазией, которая замечательным образом сочеталась у него с исключительной, почти беспримерной добросовестностью документации.

На протяжении всей своей деятельности Менцель очень много рисовал. Имевшие сперва преимущественно подсобное значение, эти рисунки под конец стали приобретать самостоятельный смысл. Они необычайно разнообразны не только по изображаемым явлениям, но и по манере — иногда эти тщательнейшие зарисовки необыкновенно детальны, порой непосредственное впечатление передано в них замечательно широко и метко; он применял черный уголь, итальянский карандаш, иногда широкий графит столяра или перо и кисть. И в рисунках он был и импровизатором, и наблюдателем, и художником архитектурных мотивов, и пейзажистом, и острым портретистом.

Вопрос о путях объединения Германии окончательно решился уже в 1862 г., когда министром-президентом Пруссии становится Бисмарк (назначенный королем Вильгельмом). В 1871 г., после победы над Францией, возникла Германская империя, господствующей силой стал блок юнкерства и крупной буржуазии. Наступает пора грюндерства. Официальное искусство продолжает обращаться к помпезным композициям на вымышленные сюжеты. Громкую славу в Мюнхене и Берлине приобрел Франц Ленбах (1836—1904)—художник-эклектик, с успехом писавший портреты деятелей Прусской монархии (в частности, Бисмарка) в различных манерах, внешне воспринятых им у старых мастеров.

Художники, противостоящие официальному искусству, шли разными путями. Но для всех было ясно, что идиллия бидермейера отошла в область воспоминания. В творчестве художников самых разных индивидуальностей видно стремление преодолеть маленькое спокойное мещанское искусство. Это сказалось и у тех художников, которые в поисках большого стиля уходят от современного мира (Фейербах, Бёклин, отчасти Маре), и у тех, которые утверждают реалистическое искусство (Лейбль, Либерман).

Выходец из шварцвальдской деревни, Тома остался наиболее искренним в изображении того, что связывало его с родным краем,— в пейзажах и бытовых деревенских сценах, овеянных сентиментальным настроением. Особенно беспомощен Тома в аллегориях и сказочных мотивах, в которых он стремился подражать Бёклину. Мистико-символические тенденции Бёклина нашли свое продолжение и в искусстве Франца Штука, творчество которого уже связано с проблематикой искусства 20 в.

Замечательных успехов достигает в это десятилетие и портретное искусство Маре, отчасти под влиянием изучения Рембрандта,— автопортрет 1862 г. (Берлин, Национальная галерея). В 1863 г. художник создал своеобразный двойной портрет — автопортрет с Ленбахом (Мюнхен, Новая пинакотека). Маре вложил в этот портрет своеобразную иронию: Ленбах, глаза которого не видны за стеклами очков, выступает темным силуэтом на фоне смеющегося лица Маре с его лукавым насмешливым взглядом, которое не может полностью заслонить темная шляпа его спутника.

Талант Хильдебранда с лучшей стороны раскрылся в декоративной скульптуре. Здесь пристрастие к четкой архитектонике и умение мыслить пластическими массами нашли себе достойное применение. Лучшее его произведение в этой области — Виттельсбахский фонтан в Мюнхене (1895). Архитектурная часть строга и обусловлена функциями сооружения, скульптурные группы гармонично сочетаются с архитектурой. Весь фонтан хорошо вписан в окружающее его пространство. Организация пространства архитектурно-скульптурными сооружениями — одна из сильных сторон творчества Хильдебранда.

Несколько отвлеченному искусству Маре и Хильдебранда противостоит искусство Вильгельма Лейбля (1844—1900), которое знаменует собой новый этап реализма в Германии. Сила реализма Лейбля в мощной искренности его правдивого отношения к жизни, в той энергии, с которой он схватывает жизненное явление во всей его полноте и цельности. Этому отвечал и характер его дарования как живописца. Он умел видеть широко большую форму и в то же время мог прослеживать и подчинять ей все детали до такой степени законченности, что его нередко сближали с теми классиками немецкого искусства, которые всегда обогащали свои образы большой степенью детализации,— особенно с Гольбейном.

Среди учеников Мюнхенской Академии, куда он поступил в 1864 г., Лейбль занимал несколько обособленное положение. Портретные работы Лейбля этого времени выходят далеко за пределы учебных упражнений. Особенно замечателен портрет отца (1866; Кельн, музей Вальраф-Рихарц). Живая характеристика сочетается здесь с прекрасной живописью, которая проявляется не только в тонкой моделировке головы и рук, но и в восприятии формы в пространстве, в тонкости тональных отношений.

Обращение Лейбля к образам простых людей, к крестьянству знаменательно для немецкого искусства этого времени, характерно оно и для раннего творчества Либермана. Сын банкира, Макс Либерман (1847—1935) был материально обеспечен, что в условиях капиталистического общества облегчало ему независимые от прихотей художественного рынка, целенаправленные поиски. Реалистическая, северонемецкая, берлинская традиция (Ходовецкий, Крюгер, Менцель) нашла новое продолжение и развитие в творчестве этого художника.

Либерман был не только живописцем, оказавшим большое влияние на развитие немецкой живописи, но и выдающимся рисовальщиком. Рисунки, которые в течение первых лет его творчества были в основном подсобным материалом к его картинам, позднее приобрели значение самостоятельных произведений графики. На примере искусства Либермана можно видеть, что художников Германии интересовали, особенно в 90-х гг., те же проблемы, что и французских импрессионистов. Все же импрессионизм в Германии имел свои специфические черты. В творчестве Фрица фон Уде пленэристические достижения импрессионистов использовались для выполнения религиозных сюжетов.

Громкую известность создали Уде последующие его выступления: художник обратился к религиозным темам, введя персонажей евангельских легенд в бытовое окружение современности, в среду бедных простых людей. Это была попытка сочетать социальный момент (он заключался в основном в показе моральной чистоты трудящихся бедняков) с христианской мистикой. Уде написал целый ряд композиций в этом плане. Проповедь покорности, смирения и терпения в годы, когда эксплуатируемые переходили от проклятий и стихийных восстаний к организованной классовой борьбе, не могла, естественно, встретить отклика в широких массах трудящихся или изменить природу капиталистов.

Облачный рендеринг. Быстро и удобно
☆ от 50 руб./час ☆ AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!

Разделы

Германия XIX

культура, которая достигает высокого расцвета. В Германии сложилась философская система Гегеля. Имена Гете и Гейне, Бетховена и Вагнера стоят в ряду с именами величайших деятелей мировой культуры. Исторический вклад немецкого народа был громадным и в области поэзии и музыки. Изобразительное искусство и архитектура не поднялись здесь до такого же уровня. Их достижения связаны с распространением в первой трети 19 в. противостоящих друг другу направлении - классицизма и романтизма, имевших своеобразную национальную окраску. Начиная с 1830-х гг. возникает реалистическое течение, которое достигает вершины во второй половине века в искусстве Адольфа Менцеля.
Подъем творческой мысли в Германии был тем более необычайным, что он произошел в стране, которая на протяжении почти всего 19 в. продолжала оставаться раздробленной на ряд самостоятельных королевств, курфюрств, княжеств. Лишь к концу века, объединившись в единое государство, усиленно набирая темпы развития промышленности, Германия выдвинулась в ряды мощных капиталистических держав мира с передовым рабочим классом, вооруженным основами теории научного коммунизма. И все же прогрессивные тенденции встречали на пути своего развития порой непреодолимые препятствия; в Германии сохранили свое влияние реакционные милитаристические элементы с прусским юнкерством во главе, которые вели страну к грядущим катастрофам.
Противоречивость и сложность политической обстановки в Германии в начале 19 в. обусловили характер ее культурного развития. Завоевательные войны Наполеона способствовали разрушению феодальных порядков, но народное движение против иноземных захватчиков было использовано феодальной реакцией. После изгнания наполеоновских армий в немецких государствах распространяется движение против влияния французского просвещения, возрастает интерес к национальному, в частности средневековому культурному наследию, что является одной из отличительных черт романтизма.

Архитектура
Наряду с романтическими течениями в изобразительном искусстве в немецкой архитектуре с конца 18 в. утверждается классицизм. В Бранденбургских воротах, сооруженных Карлом Лангхансом в Берлине в 1788— 1791 гг., дорический ордер используется для возвеличивания усиливающегося Прусского государства. В постройках Карла Фридриха Шинкеля (1781 — 1841) царит строгий спартанский дух, но они отмечены тяжеловесностью и некоторой сухостью исполнения (Новая караульня в Берлине, 1816—1818). В ряде поздних сооружений Шннкель использует черты готического стиля, предвосхищая некоторые тенденции дальнейшего развития немецкой архитектуры (Капелла в Александрии).


Шинкель. Берлинский музей

Во второй половине 19 в., несмотря на расширение строительства, не было создано значительных по своим художественным достоинствам сооружений. Господство эклектики, подражательства разным стилям приобретает космополитический характер.

Живопись
С начала 19 в. классинизирующие тенденции в немецкой живописи были вытеснены романтическими. В немецком романтизме, получившем поддержку со стороны господствующих классов, преобладали мистические и религиозные настроения и образы. В условиях реакции многие немецкие художники становятся на примиренческие позиции, не могут подняться над буднями мелких дел. Лишь в творчестве некоторых из них нашли отражение прогрессивные тенденции эпохи. Самые живые явления романтического искусства проявились в области портрета и пейзажа.


Рунге. Портрет родителей


Фридрих. Двое, созерцающие луну


Менцель. Железопрокатный завод


Значительное общественное подъем переживает, разграничена на мелкие княжества феодальная Германия, в первой половине XIX века. В ее культуре усиливаются романтические тенденции. Они переплетаются с реакционным культом воспевание патриархальной древности.

В стиле классицизма полно оказалась архитектура Германии начала XIX века. Но со временем классицизм превращается в помпезный стиль, который оторван от жизни.

В изобразительном искусстве господствует романтизм. Прогрессивное направление возглавляли художники Каспар Давид Фридрих (1774 — 1840 гг.) И Филипп Рунге (1777 — 1810 ГГ.). Филипп Рунге — работал в жанре портрета. В своих работах он стремился раскрыть внутренний мир своих героев. Так, в картине "Мы втроем" художник изображает себя с невестой и братом. На формирование предпочтений Фридриха большое влияние имела природа Балтийского моря. Пейзажи Фридриха — это овеянные тонкими наблюдениями и поэтическим чутьем виды.

В искусстве Германии в середине XIX века, строго прослеживается ориентация на утверждение реалистического направления в национальной художественной культуре. Адольф Менцель (1815 — 1905 ГГ.) Был ярким выразителем этих тенденций. Сферу бытовой живописи охватывают первые картины художника. Он рисует родной город Бреслау, его жителей, близких и знакомых. Привычная будничная атмосфера, реальная действительность в творчестве художника занимают центральное место. Картина "Проповедь в старой монастырской церкви Берлина" передает типы жителей: обедневший дворянин, молоденькая грациозная девушка, надменный франт.

Как непосредственный отклик на события 1848 года воспринимается другое полотно Менцеля — "Похороны мартовских жертв". В 60-е годы художник увлекается жанровой картиной. Он рисует жизнь города — его кафе, магазины, улицы, театры, рынки. В серии произведений, которые были навеяны поездкой в Париж, раскрывается талант Менцеля-жанриста — "Воспоминание о Люксембургский сад", "После обеда в Тюильри", "Парижские будни".

Тема труда также занимает в творчестве Менцеля особое место. Он пишет портреты крестьян, строителей, рабочих. Полотна "Точение ножей в крестьянской кузнице", "Крестьянская кузница с водяным молотом" правдиво воспроизводят будни людей.

Рисует свои картины Менцель с натуры. "Фридрихиана", изображающая жизнь прусского короля Фридриха Великого (конец XVIII в.), Это полотно принесло художнику славу исторического живописца. "Битва при Хохкирхе" — картина, которая отражает поражение Фридриха. В ней изображена сцена ночного боя: одинокая фигура на лошади — Фридрих (король), а вокруг хаос битвы: в панике бегут солдаты, среди дыма и огня изувеченные тела, зловещие тени, испуганные лица.

В творчестве Менцеля самостоятельное значение имеет графика. Сюжетами его графических работ становилось все, что он видел вокруг себя.

Живопись Вильгельма лейбл (1844 — 1900 ГГ.) Отмечается истинным отношением к жизни и высоким художественным уровнем. Художник изображал действительность такой, как она есть, показывая своих героев без идеализации и фальшивого пафоса. Например, картина "Неровная пара", на которой изображены здоровая крестьянская девушка и молодости, но богатый жених. На правдивое воспроизведение морального и физического состояния людей направлены живописные характеристики.

Макс Либерман (1847 — 1935 ГГ.) Выступает, как продолжатель лучших традиций реалистической школы. Главное место в его творчестве заняла тема жизни ремесленников, крестьян, рабочих. "Производят консервы", "Сапожная мастерская", "ощипывания гусей", "Урок жизни" — эти работы характеризуются объективностью изображения, непосредственностью наблюдений.

Кроме прогрессивного искусства в настоящее время получает распространение символизм, представители этого направления подменяли реальный мир — придуманным. Различные чудища, композиции, наполненные аллегориями и мифами, фантастические пейзажи — все это есть в полотнах Арнольда Бёклина (1827 — 1901 ГГ.). Но лучшие достижения немецкого искусства связано прежде всего с реалистичным направлением.

Читайте также: