Культура древней руси 9 12 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

  • Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (ярчайший пример - масленица).
  • Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое влияние на становление культуры Древнерусского государства. В частности славяне заимствовали у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные) различные элементы. Например так был заимствован бога Перун, который стал аналогом Перунаса.

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

Былина о трех богатырях

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

Берестяная табличка - письменность на Руси

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Лаврентьевская летопись

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

  • Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов.
  • Над строениями возвышались небольшие башенки.
  • Большое количество пристроек к основному строению.

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

Десятинная церковь в Киеве

Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность - центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси.

Софийский собор в Новгорое - памятник зодчей культуры Руси

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

  • Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
  • Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Фрески Софийского собора в Новгороде

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.

Доспехи войина Киевской Руси

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

Братья Кирилл и Мефодий были государственными деятелями Византии. Поскольку христианство - идеология государства, то дипломатия в те времена была неотделима от религии. Поэтому государственным деятелям поручались и миссионерские задачи.

Миссионерство - распространение своей религии на различные народы. Так по поручению императора Константина в 863 году братьям надо было составить азбуку , адаптированную для перевода греческих богослужебных книг для южных славян (проживавших на Балканах). Эти славяне, жившие по соседству с Византией, были язычниками и не имели собственного алфавита, поэтому Константин решил, что распространить христианскую веру легче будет, используя язык славян. Западная церковь, по во главе с папой римским и восточная церковь по главе с Константинопольским патриархом были едины с догматической (вероучительной) точки зрения, однако в институциональном отношении, они конкурировали между собой, и каждая из сторон хотели распространить свое влияние на близлежащие племена, так как это являлось идеологическим и экономическим подчинением. Поэтому когда папа Римский узнал о том, что для южных славян составлена собственная азбука, он выступил против, так как считал, что богослужение может проходить только на трех языках: латинском, греческом и еврейском. Поэтому на Кирилла и Мефодия начались гонения, братьям приходилось доказывать свою веру и бороться за свое дело. Они создали две азбуки: кириллицу и глаголицу, некоторые ученые считают, что глаголица , созданная Мефодием - это тайнопись кириллицы.

Изначально в обиходе были обе азбуки, но с течением времени в различных областях принималась одна из них. Так на Руси, например, к 14 веку, кириллица практически полностью вытеснила глаголицу , в Болгарии же наоборот. После смерти братьев (Кирилл умер в 869, а Мефодий в 885), их дело по переводу греческих богослужебных книг на славянский язык, было продолжено их учениками. После принятия Болгарией христианства в 865 году, именно там стали активно использоваться алфавиты, созданные братьями.

И к моменту принятия христианства Русью в 988 году, было уже много книг, написанных на кириллице и глаголице, поэтому Русь приняла алфавит, составленный когда то для балканских славян и получивший уже распространение в Болгарии, и стали переводить на восточнославянский язык книги с греческого и болгарского, используя эти азбуки.

Книжность на Руси:

С принятием Христианства появилась переводная греческая литература церковного и светского содержания. Первые из дошедших до нас рукописных русских книг относятся к XI в. Древнейшими из них являются “Остромирово евангелие” , написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г., и два “Изборника” князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высочайший уровень мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о существовании уже к этому времени традиций изготовления рукописных книг.

Также, как мы видим, книги являлись предметом роскоши и ими обладали только самые знатные и богатые. Однако грамотными были многие горожане, об этом нам свидетельствуют археологические находки, при раскопах в Новгороде было найдено множество берестяных грамот - это послания, написанные на бересте, которые писали друг другу новгородцы. В этих посланиях были, как поручения от официальных лиц, завещания, торговце договоры, так и романтические послания от возлюбленных.

«Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю (или: в это воскресенье) ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под [людских] глаз и примчался

Летописание:

Изложение материала в летописях происходит по годам.

В год 6555 (1047). Ярослав пошел на мазовшан, и победил их, и убил князя их Моислава, и покорил их Казимиру. В год 6556 (1048). В год 6557 (1049). В год 6558 (1050). Преставилась княгиня, жена Ярослава.

Летоисчисление в летописи - не от Рождества Христова, а от сотворения мира , это на 5508 лет больше. До реформ Петра Первого именно летоисчисление от Рождества Христова использовалось на Руси. Современное летоисчисление добавлено в летопись в скобках современными учеными, для удобства. Поскольку составителями летописей были монахи, и вообще назначение летописи - зафиксировать деяния, для суда Божьего, вся летопись наполнена Библейским преданиями, выписками из жития Святых и прочими религиозными текстами. Начинается летопись с библейского повествования о сыновьях Ноя, которые разбрелись по землям и основали различные народы.

Помимо письменных летописей, до нас дошло уникальное произведения - летопись с обилием нарисованных миниатюр - Радзивиловская летопись. Из-за такого оригинального жанра, до сих пор идет жаркая дискуссия и ее подлинности. Авторы летописи поместили более 200 миниатюр на самые различные сюжеты.

Произведения культуры всегда обусловлены уровнем хозяйственного развития общества, традициями, опытом предшествующих поколений, влиянием других, сопредельных культур. Древнерусская культура выросла на базе культуры восточнославянских племен, испытывая одновременно влияние византийской, болгарской, скандинавской, закавказской, степной и других культур. При этом речь шла не о механическом соединении элементов различных культур, а о их синтезе.

Наиболее известным является былинный цикл, в котором воспеваются русские герои-богатыри, защитники Руси – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Фольклор оказал огромное влияние на развитие русской письменной литературы, её тематику, направленность, положил в основу её содержания важнейшие проблемы жизни Руси.

Развитие архитектуры и живописи было тесно связано с принятием христианства. С X в. на Руси начинается широкое строительство каменных культовых зданий, церквей и монастырей. Ведущим типом строительства храма стал крестово-купольный, заимствованный из Византии (в его основе – два свода, которые пересекались под прямым углом, образуя своего рода крест, на месте их пересечения сооружался, купол). Как правило, это были большие, монументальные здания, с торжественными арками, светлыми помещениями, позолоченными куполами, богато украшенные изнутри, что должно было символизировать могущество молодого государства (Черниговский храм Спаса, Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде). Древнерусское зодчество развивалось под сильным влиянием византийских мастеров (именно из Византии пришло умение кладки кирпича), но в то же время имело и свою специфику (использовалось многоглавие храма, ступенчатая пирамидальность, местные строительные материалы). Своеобразный стиль строительства сложился в Новгородской земле, где сказывалось влияние Севере, скандинавской культуры. Храмы здесь воздвигались, как правило, с одним куполом, их отличали суровость и простота.

Внутренние стены храмов обязательно расписывались изнутри, украшались иконами, фресками и мозаиками. Мозаика – это изображения или узор, составленный из кусочков окрашенного непрозрачного стекла. Фреска — это рисунок водяными красками по сырой штукатурке. Икона – изображения святых на деревянной доске красками натурального происхождения. Большинство икон этого периода не сохранилось, но дошло имя одного из мастеров- иконописцев – монаха Алимпия. Ещё одной формой живописи была книжная миниатюра, изображавшая библейские сюжеты. Живопись была подчинена строгим религиозным канонам (правилам): условность письма, плоскость и неподвижность изображения, определённая символика цветовой гаммы и др.

Широкое развитие на Руси получило прикладное искусство – резьба по дереву, по камню, по кости, что использовалось при украшении дворцов, храмов (утварь, посуда, культовые предметы). Имелись стеклоделательные мастерские. Очень искусным было ювелирное ремесло. Среди основных видов ювелирной техники выделяются украшения зернью, сканью, чернью, перегородчатой эмалью.

В целом для древнерусского государства был характерен достаточно высокий по средневековым меркам уровень развития культуры.

Синтез языческой культуры восточнославянских племен и христианской традиции Византии предопределил самобытность русской национальной культуры. Ее основные черты – гуманность, патриотизм, народность. Древнерусская культура характеризуется стремлением к масштабности и монументальности и одновременно её отличали цельность и простота, мягкость и изящество.


Письменность была на Руси и до принятия христианства, и древнерусское письмо было буквенным. Однако именно после принятия христианства письменность начала распространяться, появились книги.

Распространение письменности связано с именами братьев - Кирилла и Мефодия во 2 пол.9.в. . Они создали первую славянскую азбуку.C 60-х г. 9в- начало их просветительской деятельности.

Рубеж 9-10в.- использовалась кириллица (упрощённая глаголица), пользуемся ею и сейчас. Её реформа – при Петре 1 и в 1918г.

Первые документы:

- договор между Олегом и Византией в 911г.

- берестяные грамоты (новгородские)

- надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий-граффити( например запись о кончине Ярослава Мудрого на стене Софийского собора в Киеве).

Писали на пергаменте - специально выделанной телячьей коже, а также на берёсте чернилами или киноварью, до 19 в.- гусиными перьями.

Книги украшались миниатюрами, золотом, драгоценными камнями или финифтью (эмалью)

Первые летописи - ок. 1040

Устное народное творчество.

Заговоры, заклинания, обрядовые песни, былины, пословицы, поговорки, загадки.

Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Микуле Селяниновиче, о великане Святогоре, о Садко. Легендарный сказитель – Боян.

Жанры древнерусской литературы.

Жанры литературы: летопись, житие, слово ,поучение, исторические повести.

СЛОВО.

Евангелие.

1056-1057-Остромирово евангелие (При Изяславе)-самое раннее.

Летописи.

Нач.15в- Ипатьевская летопись-( Та же лаврентевская, но добавлены события в Киеве. Галиче, Волыни до 1292).

Поучение.

1117- Поучение В. Мономаха – политическое и нравственное завещание с элементами автобиографии.

Хождение (хожение)

Хожение игумена Даниила в Палестину.

Моление.

На рубеже 12-13вв- Моление Даниила Заточника.

Житийная литература(жития святых, агиография)

11 век - открыты первые школы для детей высшего слоя. (1023- при Я. Мудром, в Киеве.)

1023- Я. Мудрый- в Новгороде школу для священников и простых граждан..

Сестра В. Мономаха - в Киеве создала женский монастырь, где обучали грамоте.

Читайте также: