Культура дагестана в 18 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дагестан – республика России, которая расположена в самом южном крае страны. Кроме того, она является многонациональной и объединяет 102 народности. Среди них как коренное, так и заезжее население. К коренным национальностям относят аварцев, агульцев, андийцев, кубачинцев, даргинцев, лакцев, рутулов, лезгинов, табасаранцев, цезов и других.

Культура и традиции народов Дагестана очень разнообразны, они формировались на протяжении долгих лет и передавались из поколения в поколение. Каждый из этих народов имеет свои особенности и отличия, которые придают им самобытности.

Обычаи народов Дагестана

Аварцы

Маарулал или аварцы – народ Дагестана, насчитывающий около 577 тыс. человек. Расселены они по всему западному Дагестану, особенно в горных районах. Большинство из них сельские жители. Общаются они на своем аварском языке, который имеет множество диалектов. Аварцы исповедуют ислам, но элементы язычества в их вере все же присутствуют. Они свято относятся к природе, чтят ее и взывают о помощи, исполняя магические ритуалы.

Традиционным занятием для этих людей являются скотоводство и земледелие. Из животных предпочтительнее разводят крупный рогатый скот, а в горах – овец. Аварцы развили высокоорганизованную структуру террасового земледелия, которая в горах дополнялась еще и оросительной системой. Как и остальные народы Дагестана, аварцы активно с давних времен использовали домашние промыслы. К ним относят ткачество, вышивание, вязание из шерсти, резьбу по дереву и камню, кузнечество.

Народ Дагестана

Агульцы

Традиции этого народа, как и традиции народов Дагестана в целом, уникальны. Главным занятием на протяжении веков для агульцев было скотоводство. Только мужчины имели право ухаживать за овцами. Женщины же занимались исключительно крупным рогатым скотом.

Обработка металла была очень важным аспектом жизни агульцев. Кузнецы изготовляли топоры, косы, ножи и серпы, которые пригодятся в любом хозяйстве. Агульцы были превосходными строителями. Они строили мосты, дома и мечети. Украшали свои сооружения искусно вырезанными камнями, в орнаментах которых отображалась вся культура народов Дагестана.

Андийская группа народов

Андийцы – это целая группа народностей, которая включает в себя такие народы Дагестана, как ахвахцы, ботлихцы, тиндалы, багулалы, каратинцы, годоберинцы, чмалалы и, собственно, сами андийцы. Общее количество людей этих национальностей составляет 55-60 тыс. человек. Проживают они в высокогорных районах Западного Дагестана. Общение происходит на андийском языке с множеством диалектов.

Вероисповедание андийцев отображает обычаи народов Дагестана, так как большинство коренного населения мусульмане-сунниты. Основными занятиями у них также были земледелие и скотоводство. Издревле дома у этих народов строились из камня. Двухэтажных жилищ было не так много, одноэтажные имели прямоугольную форму. Те андийцы, которые занимались земледелием, разработали свой сельскохозяйственный календарь, который помогал определять время посева и сбора тех или иных растений.

Народы Дагестана

Даргинцы

Даргинцы – народ Дагестана, традиционно населяющий горные районы. Языка, который бы объединял всех даргинцев, не существует, вариаций даргинского языка много. Обычаи и традиции народов Дагестана, как и даргинцев в отдельности, тесно связаны с общими социальными и хозяйственными процессами, которые происходили в древний период истории. Занимались они обычной для жителей этой территории деятельностью, то есть скотоводством, земледелием и народными промыслами. Даргинцы славились своими ювелирными и коже-шерстяными изделиями, оружием. Женщины обрабатывали шерсть, ткали сукно и паласы.

Культура и традиции народов Дагестана

Кубачинцы

Этот народ Дагестана проживает в небольшом поселке Кубачи Дахадаевского района. Численность их не превышает 1900 человек. Кроме этого кубачинцы живут и в других поселениях Средней Азии и Кавказа. Их родной язык – кубачинский. Жители этого поселения в основном ремесленники. Если они и выращивали продукты или выпасали скот, то это носило вспомогательный характер.

Наиболее распространенными ремеслами издавна были металлообработка, строительство, резьба по дереву и камню. Женщины занимались вязанием, ткачеством, вышивкой, изготовляли войлок, из которого мастерили обувь. Знание и мастерство в обработке металла передавалось от отца к сыну. Интересными являются народные танцы кубачинцев, которые были тщательно разработаны для исполнения различных обрядов.

Лакцы

Центральная часть Нагорного Дагестана заселена еще одним из народов – лакцами. Язык – лакский, вероисповедание – ислам. Этот народ с древних времен живет на территории Дагестана. Их основное занятие - выращивание пшеничных культур (рожь, пшеница, просо, бобовые, ячмень и другое). Также было развито животноводство. Из промыслов были развиты сукноделие, ювелирное дело, гончарство, обработка камня серебряное и золотое шитье. Лакцы были знаменитыми торговцами, кондитерами и акробатами. Богатый и эпос у этого народа. Из уст в уста передавались истории о великих героях прошлого и о том, как они боролись со злом.

Традиции народов Дагестана

Лезгины

Лезгины компактно расселились на землях Южного Дагестана. Их численность в этом районе составляет 320 тыс. человек. Общение происходит на лезгинском языке, который часто видоизменяется местными жителями. Лезгинская мифология богата на рассказы о богах, которые управляли природой. Но на смену язычеству пришло христианство, которое через некоторое время все же заменил ислам.

Как и все народы Дагестана, лезгины выращивали культурные растения, в особенности пшеницу, рис и кукурузу, разводили домашний скот. Лезгины изготовляли чудесные ковры, которые известны далеко за пределами их края. Также распространенными ремеслами были ткачество, прядение, производство войлока и ювелирных изделий. Известны лезгины и своим народным танцем – лезгинкой, которая стала традиционной для всех народов Кавказа.

Культура народов Дагестана

Рутулы

Название этого народа происходит от самого большого поселения – Рутул, расположенного в Южном Дагестане. Говорят эти люди на рутульском языке, но его диалекты в значительной степени различаются между собой. Вероисповедание традиционно для этой местности - ислам. Также присутствуют элементы язычества: поклонение горам, могилам святых. Еще одной особенностью является то, что наряду с Аллахом рутулы признают еще одного, их собственного бога Йиншли.

Табасараны

Этот народ также проживает в Южном Дагестане. Их численность равна 90 тыс. человек. Табасаранский язык делится на южный и северный диалекты. Основное верование – ислам. Занятия также очень традиционны для этого региона – животноводство и земледелие. Табасараны являются мастерами в ткачестве ковров, гончарстве, кузнечестве, обработке дерева и изготовлении носков с разнообразными узорами. Достаточно развиты разнообразные жанры фольклора, такие как мифические сказания и обрядовые песни.

Обычаи народов Дагестана

Цезская группа народов

К Цезским народам относятся гинухцы, бежтинцы, цезы, гунзибцы и хваршины. Общего языка нет, народы общаются на своих наречиях. Для этих народностей издавна огромное значение имели кровные узы семей, так называемые тухумы. Эти объединения помогали каждому члену, подбирали наиболее выгодную партию для брака. Из продуктов использовали молоко, сушеное и свежее мясо, крупы, муку, свежие и сушеные фрукты. Хотя эти народи и исповедуют ислам, верования в джиннов, домовых, чертей и ведьм сохранились.

Таким образом, Дагестан является колыбелью множества народов. Культура и традиции народов Дагестана и в наше время сохранила свои отличительные черты, что делает их интересными для изучения. Их вера соединила в себе основные черты ислама с пережитками языческого прошлого, что делает их уникальными.


Республика Дагестан является составной частью Российской Федерации. У Дагестана и его народов выверенная временем общая судьба с народами России. Прославленный на весь мир руководитель горцев Дагестана и Чечни имам Шамиль, который в XIX веке более тридцати лет возглавлял борьбу горцев против колониальной политики русского царизма на Кавказе, на закате жизни принес присягу на верность России и завещал дагестанцам жить в дружбе и согласии с ней.

Уникальность Дагестана также в его географическом расположении между Европой и Азией. В историческом прошлом через территорию Дагестана проходила самая короткая сухопутная дорога, соединяющая Европу со странами Передней Азии. Поэтому все завоеватели стремились овладеть территорией Дагестана. По приморской низменности Дагестана также проходил один из Великих шелковых путей из Европы в Китай.

Духовная культура местных народов также развивалась в близком совместном контакте, соответственно происходило их взаимообогащение.

Таковыми являются традиционные нормы культуры поведения и этикет поведения человека в семье и обществе, общие для всех дагестанцев правила гостеприимства и куначества, уважительное отношение к старшему поколению, уважение к женщине, правовая культура и т.д. Эти и другие добрые традиции являются бесценным наследием, которое досталось нам от предшествующих поколений дагестанцев.

Умудренное жизненным опытом старшее поколение в свою очередь старалось вести себя по отношению к молодежи вежливо и корректно, оно было сдержанно, неприхотливо и не требовало к себе излишнего внимания.

О мудрости старцев Страны гор народный поэт Дагестана Расул Гамзатов писал:

В горах старик седоголовый,

Что ходит в шубе круглый год,

Так подковать умеет слово,

Что в мир пословица войдет.

О, горцы старые! Не раз им

Еще народ воздаст хвалу.

Служил советчиком их разум

И полководцу, и послу…

Современный Дагестан

За последние десятилетия в республике сформировалось новое поколение, которое смогло найти себя в формате изменений социально-политической жизни.

Современная молодежь очень мобильна, креативна, она свободно мыслит, лишена консерватизма. И это естественно и сообразно природе. Но в той же степени, насколько хорошо молодежь владеет новейшими техническими возможностями, она должна знать и любить свою историю, чтить свои традиции, уважать старших, постигать опыт прежних поколений. Только в этом случае возможны преемственность в сохранении художественного наследия, этнических и духовных традиций и прогресс личности.

В этом культурно-познавательном процессе велика роль работников учреждений культуры, участников любительских творческих коллективов, фольклорных ансамблей, в том числе и Республиканского Дома народного творчества Министерства культуры Дагестана. Это единственное учреждение, которое должно бороться за сохранение, развитие традиций, культуры народов. Его деятельность напрямую связана с востребованными реалиями сегодняшнего дня, решением проблем межкультурного диалога.

Сохранение этнокультурной среды и поддержка носителей этого пласта требуют новаций в формах и методах работы.

В республике традиционные фестивали фольклора, праздники всех жанров любительского творчества проводятся ежегодно. Их зрителями могут стать не только жители и гости нашей столицы, но и многих районов и городов.

Сегодня народной культуре очень нужна поддержка. Необходимость не только муниципальных, но и государственных вложений в эту отрасль возрастает в силу многих причин.

Человека, для которого главными стали такие чувства, как патриотизм, уважение к семье, любовь к родине, нельзя принудить к всякого рода асоциальным действиям и поступкам. Поэтому одной из причин роста преступности, нравственной распущенности, духовной деградации в молодежной среде является отход от этнического, культурного опыта прошлых поколений и традиций.

Сегодня одними из хранителей самобытности, фольклора, культурных традиций являются село, сельские клубные учреждения и клубные формирования: фольклорные ансамбли, народные театры, коллективы, представляющие жанры хореографического, хорового, музыкального искусства. Сегодня все наши фольклорные коллективы имеют сельскую прописку. У них давние традиции и опыт выступлений, богатая история. Но, к сожалению, часто сам факт их существования зависит от воли муниципальных властей.

Большинство народных коллективов нуждается в обновлении национальных костюмов и обуви, народных музыкальных инструментов. Фольклор под фонограмму или электронную музыку нельзя представлять зрителю или слушателю. Это выхолащивает саму идею традиционности народной культуры. Ведь она, помимо эстетического, несет познавательное, воспитательное значение, поэтому живой звук, живой голос – обязательное условие функционирования фольклорного наследия, его жизнеспособности.

Изучение фольклора и растущий интерес к нему – общая мировая тенденция, причем растет интерес к познанию не только своего художественного наследия, но и культурного опыта других народов.

Добиться этого можно лишь всем миром. Тем более, что авторитет народной культуры сегодня неоспорим, и надежды на нее возлагаются огромные, поскольку в современных условиях, реалиях поколение новой постиндустриальной формации не только по обязанности, но и по вдумчивому пониманию воспринимает фольклор и народные традиции как золотой фонд культуры своего Отечества.

Обрядовая культура – древнейший вид народного творчества. Это особый способ передачи определенных идей, форма проявления коллективных переживаний людей, приобщения личности к обществу. Народная музыка, песня, танец, определенный ритуал обряда рождались по ситуации.

В каждом времени года свое настроение, свои бытовые занятия, своя тональность. Осенью – одни песни, зимой – другие, с иным настроением народ встречает приход весны и торжествующего лета.

Дагестан – уникальный регион, где до сих пор бытуют обряды и обрядовый фольклор – неотъемлемая часть народной культуры. Созданные народными массами обрядовые песни не только исполняются во время проведения тех или иных обрядов, но и выносятся на клубную сцену художественной самодеятельностью различных сел, районов, городов.

Возникли обряды в глубокой древности вместе со становлением человеческого общества как необходимый элемент его социального бытия и духовной культуры. Обряд – это особый способ передачи новым поколениям свода определенных идей, норм поведения, ценностей и чувств.

Обряд – это коллективное символическое действие, форма проявления коллективных переживаний людей, приобщения личности к коллективу, обществу.

Календарные и семейно-бытовые обряды и обрядовая поэзия в своей основе являются древнейшим видом народного творчества. Они тесно связаны с хозяйственной деятельностью и убедительно показывают, как на самых ранних этапах развития человечества обряды и поэзия порождались трудовой практикой и сопутствовали ей.

Обряды приурочивались к наступлению новых периодов календарного года.

Основным занятием народов Дагестана, наряду с животноводством, было земледелие, и поэтому календарная обрядность носит ярко выраженный аграрный характер. В ней отразились древнейшие взгляды на природу и попытки воздействовать на нее, а также думы и заботы дагестанского крестьянства о хлебе насущном, об урожае, от которого зависело благополучие его семьи.

Обряды, как обычаи и традиции, являются по сути своей массовыми формами организаций духовной жизни. Они осуществляют на протяжении тысячелетий передачу нравственного, социального опыта, моральных и этических качеств предшествующих поколений последующим.

Уникальные по многообразию, красочности и богатству народные обряды составляют сокровищницу и непреходящую ценность народной культуры, неотъемлемую часть народной жизни.

Одними из надежных хранителей народной культуры являются фольклорные коллективы. Очень серьезным направлением являются народные художественные промыслы, переросшие в творчество и наоборот. Они появлялись там, где они могли быть. Возникали и жили ограниченно для тех мест, где они рождались, как заготовки, которые будто созданы для дальнейшей шлифовки.

Мастера учились у природы, пользуясь тем, чем наградила она, талантливо, успешно. Где-то были дерево, рог, камень, глина, металл, многое, из чего делали одежду, вязали, пряли, ткали, вышивали, скорняжничали, сапожничали. И казалось, что каждый творил, чтобы отблагодарить и просто – за шанс сделать полезное, редкое и обязательно красивое. Оригинальностью отличалась так называемая кайтагская вышивка, центрами которой были сс. Маджалис, Баржамат, Джибахни, Карацан. Она выполнялась крупной гладью разноцветными шелковыми нитями. Они служили для обшивки подушек, накидок на люльку и т.д.

Одним из широко распространенных видов народного художественного творчества дагестанцев является декоративно-прикладное искусство и его составная часть – народные художественные промыслы, имеющие многовековые традиции. В Дагестане издавна получили распространение и развитие различные виды ремесла: художественная обработка металла, ковроткачество, гончарное дело, резьба по камню и дереву, обработка кости, изготовление национальной одежды и обуви, узорное вязание и вышивка. Значительное развитие достигло и золотошвейное дело, центром которого являлись села Кубачи, Кумух, Чох, Балхар, Согратль и Кулинские села.

Народные художественные промыслы Дагестана, зародившиеся в глубокой древности, прошли длительный путь становления, развития и совершенствования.

Различные виды художественных промыслов продолжали развиваться и в XVIII-XX вв. Высокой степени совершенствования достигла художественная обработка металла в селениях Кубачи, Кумух, Гоцатль, Гамсутль, Чох, Амузги, Харбук, где изготавливались холодное и огнестрельное оружие, а также ювелирные изделия с изысканной художественной отделкой. В производстве и декоративной отделке кинжалов, шашек, кремневых ружей и пистолетов, а также браслетов, серег, колец, женских поясов, всевозможных подвесок, налобных, височных, нагрудных украшений, мужских поясов, газырей кубачинские мастера использовали многообразные технические и декоративные приемы: литье, чернь, позолоту, зернь, филигрань, выемчатую и перегородчатую эмаль, инкрустацию драгоценными и полудрагоценными камнями, цветными стеклами, резной слоновой костью, золотую и серебряную насечку по железу и стали. Центром косторезного дела являлось и продолжает оставаться с. Кубачи.

Оружейное и ювелирное дело было широко известно за пределами Дагестана. Изделия мастеров, работавших в XIX–XX вв., – М. Гасанова, А. Ибрагимова, С. Шахаева из Кубачи, А. Шахшаева, О. Пашаева, А. Габиева из Кумуха, М. Исмаилова из Гоцатля, Мадиева из Чоха, много раз экспонировались на выставках в Тбилиси, Москве, Петербурге, Лондоне, Стамбуле (Константинополь), Тегеране и удостаивались там наград. В это время многие дагестанские златокузнецы работали в городах Центральной России, Ближнего Востока, Северного Кавказа, Закавказья и т.д.

Большого совершенства достигло в Дагестане ковроткачество, центрами которого являлись селения Рутул, Касумкент, Ахты, Микрах, Хив, Халаг, Хучни, Хурик, Ляхля, Артик, Межгюль, Казанище, Каякент, Эрпели, Хунзах, Тлярата, Карата, Кулецма, г. Дербент и т.д.

Крупными центрами медночеканного, гончарного производства являлись аварские, лакские, даргинские села Гоцатль, Ичичали, Кумух, Кубачи, Балхар, Сулевкент.

Камнерезным искусством славились селения Урари, Уллуая, Кумух, Бакни, Сутбук, Кунки, Ругуджа, Чох, Куяда, Андрейаул, Согратль, г. Дербент и близлежащие к нему лезгинские и табасаранские селения.

Резьбой по дереву занимались в районах, наиболее богатых лесом: в Табасаране, Кайтаге, в селах Южного Дагестана и горной Аварии. Мастера села Унцукуль изготавливали из кизилового, абрикосового, орехового дерева широкий ассортимент изделий с серебряной, медной и латунной насечкой: курительные трубки, мундштуки, табакерки и многие другие оригинальные предметы.

В развитии дагестанских художественных промыслов существенные изменения произошли в советское время. На это положительно повлияли объединение мастеров в кооперативы, создание специализированных промысловых артелей, преобразованных в начале 60-х годов в фабрики и художественные комбинаты, участие мастеров в выставках, выполнение государственных заказов, закупка лучших произведений для пополнения музейных коллекций. Для артелей были построены новые здания и созданы новые цеха.

В последние годы значительно повысилось внимание развитию художественных промыслов. Создаются специализированные промысловые крупные артели. Наши мастера и предприятия участвуют в зарубежных и российских выставках, выполняют государственные заказы. Создают более усовершенствованные станки, мастерские, готовят лучших профессиональных специалистов. Труд народных умельцев высоко оценен государством.

Современное искусство народных художественных промыслов зиждется на богатых традициях прошлых исторических эпох. Народные умельцы в своем творчестве опираются на огромный опыт многих предшествующих поколений талантливых мастеров.

Сегодня сохранение народного художественного творчества, народных промыслов – народного мастерства – это объединяющая сила, важный рычаг сохранения народной памяти и культуры нации.

arabskie_knigi_g

Дагестан – крупнейший очаг арабо-мусульманской литературной традиции. Усвоение арабо-мусульманских культурно-философских традиций началось с утверждением Ислама. На сегодняшний день всё ярче вырисовывается роль арабо-мусульманской литературы и арабского языка в развитии национальных культур, в усилении культурных контактов народов Ближнего и Среднего Востока и Кавказа. Арабо-мусульманская культура выступает здесь как один из источников, вспоивших культуры этого региона.
Арабская культура и арабская рукописная книга получили более широкое распространение, чем территория обитания арабов или область их военного и политического господства.

По словам И.Ю. Крачковского, первая волна распространения арабской культуры шла за ранними завоеваниями, которые параллельно несли исламизацию и арабизацию края [1].

Исламизационный процесс на долгие века подключил народы Северного и Восточного Кавказа к мусульманскому кругу мирового культурного сообщества. Взаимный обмен материальными и духовными ценностями в условиях более развитых традиций арабо-мусульманской цивилизации пробуждал в местных культурах их собственные потенции, вызывал к жизни новые интеллектуальные потребности и творческие возможности здешних народов.

Известно, что X–XV вв. в средневосточной зоне Старого Света, а это ареал функционирования арабской, персидской, тюркской и кавказской культур, – время наибольшего расцвета возрожденческой культуры. Именно арабская литература выступала для многих народов как ведущая и втягивала в свой процесс другие литературы, развивавшиеся рядом и входившие в данный культурный круг.

Если обратиться к хронологии, то проникновение арабского языка в Дагестан можно отнести к VII в., а проникновение арабской рукописной книги – к VIII–IX вв., т. е. раннеаббасидскому периоду. На начальном этапе масштабы распространения этого процесса ограничивались Дербентом и близлежащими пунктами, населёнными арабами. Но, как замечает А.К. Аликберов, не исключена возможность проявления этого процесса в предшествующий период, а именно в период заселения кварталов Дербента арабским населением и строительства квартальных мечетей Масламой в 733 г. [2]

С середины VIII в. внимание арабов от завоевательной политики переходит к внутренним проблемам государства. В этот период возникают все условия для развития арабской книжной культуры, центром которой был Багдад. Именно с этим городом связано возникновение арабских книжных собраний, Домов науки ( دار العلم ), уступивших место библиотекам, мечетям и медресе во второй половине XI в. [3]

Что касается тематики памятников восточной письменности, то это традиционные для средневекового Востока дисциплины – богословие и филология (грамматические трактаты, лексикография, юриспруденция, философия и т. д.) [4].

Исчезновение книжных коллекций VIII–X вв. в Дагестане связано с внутриполитической ситуацией в этот период: кровопролитными столкновениями арабов с хазарами, междоусобными войнами местных правителей, неустойчивостью быта, что никак не способствовало сохранению имевшихся книг. Однако восполнить этот пробел помогает эпиграфический материал, тесно связанный с истоками книжной культуры Дагестана. Так, сохранившиеся поныне куфийские надписи свидетельствуют о распространении в Дагестане арабской письменной грамоты уже в IX–X вв. В последующие XI–XV вв. значение арабского языка усиливается, на что также указывают эпиграфические памятники, выявленные в Дербенте, Табасаране, Ахтах, Рутуле, Тпиге, Цудахаре, Кумухе, Хунзахе [6]. По словам В.В. Бартольда, арабский язык из всех языков мусульманских народов сделался международным языком по преимуществу [7].

Изучение арабского языка повлекло за собой создание многочисленных учебных пособий, составленных местными авторами. Таким образом, письменная литература народов Ближнего и Среднего Востока явилась для дагестанской письменной литературы той базой, которая способствовала её возникновению и дальнейшему развитию.

Наряду с историческими трудами местных учёных важное место в дагестанской литературе принадлежит таким жанрам, как суфийская литература и хадисы. Ведь Ислам в Дагестане распространялся в виде суфизма, который именовался как религиозной философией, так и религией Ислама. Экземпляры Корана, комментарии к нему (тафсиры), рассказы о делах и поступках Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) (хадисы), сочинения по мусульманскому праву, грамматике арабского языка, логике, истории, суфизму, этике, словари, художественное и поэтическое творчество пользовались в Дагестане большой популярностью.

Из других учёных, получивших признание не только в Дагестане, но и за его пределами, следует отметить Абу ‘Умара ‘Усмана ибн ал-Мусаддада ибн Ахмада ад-Дарбанди, который некоторое время пребывал в Багдаде. Не менее известен и шафиитский факих Хаким ибн Ибрахим ибн Хаким ал-Лакзи ал-Хунлики ад-Дарбанди, изучавший право у такого выдающегося учёного, как Абу Хамид Мухаммад аль-Газали (ум. в 1111 г.), сочинения которого вызывали глубокий интерес в Дагестане в XV–XVII вв. [10]

В результате этого в средневековом Дагестане в течение многих сотен лет накапливалась обширная восточная литература в виде частных и общественных коллекций арабской книги. Многие из этих библиотечных собраний содержали не только теологическую литературу, но и источники по гуманитарным и естественным наукам, философии, филологии, математике, географии, астрономии, медицине.

В связи с накоплением богатой арабоязычной литературы с XVI–XVII вв. в Дагестане всё больше и больше возникает библиотек при мечетях, примечетских школах и в домах учёных-арабистов, пользующихся, по словам И.Ю. Крачковского, признанным авторитетом со стороны представителей всего мусульманского мира в целом [17]. Так, дагестанский учёный Мухаммад сын Мусы ал-Кудуки, путешествовавший по Египту, Хиджазу и Йемену и обосновавшийся в Алеппо, где и умер около 1717 года, был учеником шейха Салиха ал-Йамани (ум. в 1109/1698 г.) [18]. В 70-х годах XIX в. другой дагестанец Мухаммад Тахир аль-Карахи (1809–1880) также поддерживал довольно тесные связи с мекканскими и египетскими учёными. Аль-Карахи получил хорошее образование в различных медресе, переходя, по сложившейся тогда традиции, из селения в селение. По его словам, он прошёл курс предметов в селениях Корода, Мохсох, в обществе Гидатль, в селениях Гагатль, Гонох [19].

Уровень знаний вообще, арабского языка в частности, был очень высок, так как многие дагестанцы, получавшие образование в городах Арабского халифата, поддерживали контакты с учёными стран Ближнего Востока и Средней Азии.

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что культура арабо-мусульманского Востока сыграла огромную роль в судьбах национальных культур и творчестве народов Дагестана. В настоящее время у нас есть все основания полагать, что если вначале местная культура, носившая общедагестанский характер, обогащалась за счёт арабо-мусульманской, то теперь она приобрела самостоятельность и вносит свой небольшой, но весьма ощутимый по содержанию вклад в общую культуру и литературу Востока.

Литература:

Магомедова З.А.,
к. и. н., м. н. с. ОВ ИИАЭ ДНЦ РАН

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Культура Дагестана в 16-17 вв" для 10 кл.

Культура народов Дагестана в 16-17 вв. 10 класс.

Культура народов Дагестана в 16-17 вв.

План: 1 . Материальная и духовная культура. 2. Искусство. Музыка. 3. Устное народное творчество. 4. Письменность. Школа. Наука. 5. Ученые арабисты Дагестана.

Развитие народной культуры нашло свое выражение в ремесленно-художественном производстве, предназначенном для бытовых нужд. Совершенствуется художественная керамика, богаче становятся бронзовое литье и медная чеканка, совершенства достигает орнаментальная резьба по камню, дереву и кости у даргинцев, аварцев и лезгин.

Развивалось и древнее искусство кубачинцев.Памятником высокого оружейного искусства дагестанцев в 16 веке является кубачинская шашка князя Мстиславского, хранящаяся в фондах Государственной Оружейной палаты, и два кинжала работы аварских мастеров, выставленные в Оружейной палате Московского кремля.

Художественная жизнь Дагестана не была замкнутой. Его мастера живо интересовались искусством своих ближних и дальних соседей – серевокавказских горцев и Закавказья, Ирана и Руси. Дагестанские мастера никого не копировали, они всегда переосмысливали чужой опыт, приспосабливали его к горскому художественному материалу.


Устное народное творчество.

Письменность. Школа. Наука.

Выдающимся ученым, начавшим свою деятельность в 17 веке был Мухаммад Мусалав из с. Кудутли – многосторонний ученый, оставивший работы по философии, мусульманскому праву, логике, праву, богословию, математике, астрономии и др. Он работал в Дагестане, Турции, Египте, Аравии, закончил свою жизнь в Сирии в г. Алеппо в 1717 г. На наследии Магомеда Кудутли и его учеников училось большое поколение ученых Дагестана.

Выдающимся ученым, начавшим свою деятельность в 17 веке был Мухаммад Мусалав из с. Кудутли – многосторонний ученый, оставивший работы по философии, мусульманскому праву, логике, праву, богословию, математике, астрономии и др. Он работал в Дагестане, Турции, Египте, Аравии, закончил свою жизнь в Сирии в г. Алеппо в 1717 г. На наследии Магомеда Кудутли и его учеников училось большое поколение ученых Дагестана.

Материал понравился:



Дагестан уникальный уголок России, да что там России – всего мира. Здесь на относительно небольшой территории (50.3 тыс. кв. км) проживает около 30 этносов и этнических групп, говорящих на совершенно разных языках или языковых диалектах.



По переписи 2012 года население республики составило 2 миллиона 950 тыс. человек. Самый большой и самый многочисленный народ это аварцы. Данных по народам за 2012 год у меня нет, однако на момент переписи 1995 г. аварцами посчитали себя 758,4 тыс. человек.
И вот тут опять интересно, ибо в состав аварцев входят также малые народы: арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, тиндалы, цезы (дидойцы), хваршинцы, чималалы, андийцы. За ранее извиняюсь, если кого-то забыл упомянуть или неправильно назвал, а то получится как тогда….
Говорят, что Борис Николаевич, читая подобный список, по ошибке назвал андийцев индейцами, и это стало в Дагестане предметом для шуток. Кстати, пошутить дагестанцы любили во все времена, но у горцев есть свои определённые правила. Так, например, верхом неприличия считается начать первым громко смеяться над своей собственной шуткой. Надеюсь, читатель простит шутника автора и ушедшего в мир иной Бориса Николаевича.
Кстати, андийцы известны в Дагестане тем, что они из войлока различную одежду шили. Вообще, каждый народ создавал что-то своё, кто-то делал оружие, кто-то ювелирные изделия, кто-то был мастером по обработке камней, кто-то прославился резьбой по дереву. Вплоть до наших дней сохранилось ковроткачество.




По религиозному составу большинство дагестанцев мусульмане-сунниты. Шиитами являются азербайджанцы и малая часть лезгин. По данным за 2000 год исповедующих иудаизм татов (или горских евреев) в республике проживало 14, 7 тыс.


Русских в Дагестане на январь 2002 года было 120,9 тыс. человек.
На основании исследований учёные пришли к выводу, что коренные народы Дагестана принадлежат к двум родственным между собой типам – кавказскому и каспийскому. К кавказскому типу антропологи относят: чеченцев, ингушей, аварцев, лакцев и частично даргинцев.
К каспийскому по их мнению принадлежат: опять таки даргинцы, лезгины, кайтагцы и часть кумыков. И что интересно – у каждого народа своя история, свои легенды, свои обычаи.




Геологи, отвечая на подобный вопрос, обычно говорят, что сам Кавказ никак не может быть причислен к Европе – Кавказ это Азия.


Доказывают они свою правоту тем, что на севере Предкавказья существует Кумо-Манычевская впадина, называемая так от озера Маныч и реки Кумы, впадающей в Каспийское море.



По геологическим исследованиям на месте нынешней впадины был пролив, соединявший Чёрное море через Азовское с Каспийским, и упоминаемая впадина не что иное, как бывшее дно пролива. Соответственно коренные народы населяющие Дагестан необходимо относить к Азии.



По своему географическому положению Дагестан считается самой суровой и труднодоступной частью Кавказа,


и это естественным образом отобразилось в характере местных горцев.
Вплоть до начала двадцатого века люди, как правило, из своих аулов никуда не выезжали. Даже браки старались заключать между членами своей общины. Как правило, мужчина имел одну жену, две или три жены мог позволить себе только очень состоятельный человек, а таковых было мало.
Калым принятый обычно у мусульман здесь не практиковался. Жених перед свадьбой выплачивал кебин. Заметим, что калым выплачивался родителям невесты в качестве подарка, тогда как кебин – это некая денежная сумма, которая выдаётся непосредственно невесте в качестве золотого парашюта на тот случай, если муж с ней захочет развестись.

Ещё интересны традиции алатычества, встречающиеся у кумыков и ногайцев. Младенца почти сразу после рождения отдавали в другую семью, которая чаще всего проживала в другом селении. Законные родители не должны были его видеть вплоть до совершеннолетия. Даже при случайной встрече со своим чадом они проходили мимо.
Приёмный родитель назывался алатыком. Смысл этой традиции заключался в том, чтобы сын не вырос избалованным и изнеженным, а познал с самого детства все трудности и горести жизни. Добавим к этому, что таким образом увеличивалось число родственников, ибо породниться могли различные семьи.
Одной из главных традиций в Дагестане является культ старших.


Никто в семье не имел права ослушаться старейшину рода (как сейчас не скажу). Также любопытно, что горский этикет при людях не позволял горцу называть свою жену по имени, или каким-то ласковым словом. Хвалебные речи в адрес жены или мужа считались неуместными.

Непристойным для мужчины считалось заниматься стряпнёй, стиркой, уборкой, хождением за водой, зашиванием и латанием одежды. Мужчина горец пахал, сеял, занимался обмолотом урожая — все остальные полевые работы выполняла женщина. А у равнинных кумыков наоборот большинство полевых работ делали мужчины.
Дагестанская кухня довольно разнообразна, но общей для всех народов пищей является чуду – лепёшка наполненная мясом, сыром, творогом, тыквой, рисом, орехом и курятиной. И пусть никого не смущает название, чуду еда вкусная.


Основным видом оружия горцев был кинжал, который носило всё мужское население, достигшее совершеннолетия. В комплекс вооружения входили шашка, кремневое ружьё, пистолет. В наше время в Махачкале без проблем можно купить кинжал или шашку.


Цены на современные изделия вполне демократичные, а вот старинные кинжалы, которые любят покупать коллекционеры, реально зашкаливают. Так, например, в одном магазине, когда я смотрел кинжал, и мне сказали, что он стоит 280 тысяч, я чуть не выронил его из рук.



Ни один национальный праздник в республике никогда не обходился без вольной борьбы, метания камней или скачек. По итогам Афинской Олимпиады (август 2004 года) по количеству завоеванных в копилку России медалей Дагестан был на третьем месте. Здесь особенно хорошо развиты различные виды единоборства.
Молодые ребята дагестанцы все стройные и подтянутые, толстых людей в Дагестане практически не увидишь. Хорошая физическая подготовка является обязательным атрибутом мужчины.


Я был реально поражён, когда увидел, как простые обычные ребята в Махачкале на городском пляже на турнике акробатические номера показывали.



Если, допустим, взять нынешнего президента Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова – он аварец, и тут мы видим, что его черты лица явно имеют восточный оттенок.

Фото из интернета.

Фото из интернета.


В прежние времена женская национальная одежда у всех народов Дагестана украшалась множеством монет, блях и всевозможными подвесками.


По костюму, по головному убору можно было безошибочно определить, к какому горскому сообществу она относится.


Мужскую принадлежность к какому-либо сообществу чаще всего определяли по обуви.
Однако пусть никого не смущают дорогие и нарядные женские костюмы.



Вплоть до начала двадцатого века многие горцы имели всего один комплект одежды. Поэтому многие горянки за стирку брались ночью, дабы успеть просушить одежду, а утром вновь её надеть.


В наши дни девчонки дагестанки, как правило, длинноволосые шатенки, блондинки практически не встречаются. Они любят носить обувь на высоком каблуке, всегда аккуратно накрашены и весьма миловидны.

Сфотографировать женщин в

Сфотографировать женщин в Дагестане проблематично.

Если в Чечне и в Ингушетии замужние (или религиозные) женщины обязательно носят на голове косынку, то здесь данное правило не действует. Правда в последние годы в Дагестане женщины стали носить хиджабы, или какие-то другие варианты арабской одежды,


но так ходят не все. Хотя, отметим — женщин одетых на арабский манер в чёрную одежду с каждым годом становится всё больше и больше.

В Махачкале проживают люди сто одной национальности. В Дагестане никогда не возникало конфликтов именно на национальной почве. В 1988 году, когда вдруг взорвался Сумгаит, подобные события стали разворачиваться и здесь в Махачкале. Тогда авторитетные дагестанцы объяснили кое-кому, как нужно себя вести, как следствие этого разборки из соседней республики на Дагестан не перекинулись.

— Стоп, автор, вот тут ты нам уже заливаешь! Мы по телевизору постоянно слышим про стрельбу и про спецоперации в Дагестане, — возмутится читатель.

Я собственно не заливаю, но дабы в Махачкале найти какой-либо махач, для этого нужно проявить рьяное желание и особые способности.


Конфликты конечно бывают, в том числе и вооружённые, иногда где-то стреляют, но происходит это не на национальной почве, а на религиозной, но при этом уличная преступность не выше чем в Москве.
Не хотелось мне писать про ваххабитов, но читатель моему сладкоголосому пению просто не поверит. По некоторым оценкам ваххабитов в Дагестане не более 3-4%, но воду они мутят на всю республику, поэтому от данной темы никак не уйдёшь, про них я расскажу потом, ну а пока хочу поведать о некоторых малоизвестных исторических фактах — о первых чаще всего вооружённых контактах России и Дагестана.

Территориальное единство во все времена заставляло и обязывало дагестанцев сообща выступать против неприятеля.


Так было во время арабских завоеваний, во времена нашествия монголов, так было и в 14 веке в период борьбы с Тимуром. В 18 веке дагестанцы дали отпор грозному Надир-шаху, для решающего сражения с которым поднялся весь Дагестан.

В 2013 году отмечалось 200-летие присоединения Дагестана к России.



зато они дружно фиксируют всевозможные конфликты, судя по которым отношения России и Дагестана развивались не просто.
Испокон веков приходили, сюда спускаясь вниз по Волге, честные гости-купцы, также повторяли их маршрут всевозможные ушуйники, промышлявшие разбое, где только можно.
Напомню, что в свою очередь уже кайтаки ограбили судно А.Никитина. Произошло это где-то в районе Тарки (нынешняя Махачкала).



Весной 1594 года из Астрахани в Тарки направилось войско под управлением воеводы Дмитрия Ивановича Хворостина, усиленное терскими и гребенскими казаками. Они переправились через Терек, с него пошли на Сулак, где разграбили тарковцев, кумыков, ногайцев и далее легко взяли Тарки.

Картинка из интернета.

Картинка из интернета.

второй с боярскими детьми и казаками. Ожидалась помощь из Грузи, но грузины не пришли, испугавшись прогневать иранского шаха.

Как и в первый раз, победа далась относительно быстро, правда отметим, что бой за Тарки был кровопролитным и тяжёлым. И тут вновь поднялся весь Дагестан. Горцы уничтожили русские заставы на Сулаке и Акташе, как и в первом случае вновь обложив Тарки. Далее они попробовали выбить русских из крепости, но это им не удалось. Обложенный со всех сторон, лишённый продовольствия и воды, гарнизон слабел.

Правоверные справляли в это время один из своих праздников, и под предлогом военных игр и джигитовок следовали за отступавшим отрядом. Под видом свадебного торжества подтянулись 20 тыс. аварцев, которые всем своим видом создавали ощущение праздника. Во время пира дагестанцы угостили стрельцов и казаков хмельными напитками.
Перейдя речку Озень, где был разгромлен отряд Хворостина, воеводы разбили лагерь. Ночью на беспечно спавших стрельцов и казаков обрушилось всё горское воинство. Побоище вышло ужасное. Оба воеводы были убиты, и их участь разделило ещё 7 тыс. человек. Спастись удалось совсем не многим.


И далее более ста лет вплоть до Петра Великого русские отряды в Дагестане уже не показывались.

Пётр Первый в 1722 г. дошёл до Дербента, жители которого преподнесли ему ключ от главной крепости Дагестана. Последующие правители то выводили войска с Кавказа, то возвращали. Причём повторно приходилось с боем брать ранее оставленные крепости.

Много войн и громких событий случилось далее в отношениях между Россией и Дагестаном.
12 октября 1813 г. в местечке Полистан в Карабахе в результате русско-иранской войны был подписан мирный договор, по которому Иран признавал победу России и присоединение к ней Гянджинского, Карабахского, Шекинского, Ширванского, Кубинского, Бакинского и Талышского ханств, а также Восточной Грузии и Дагестана. Иран признавал за Россией исключительное право держать военные суда на Каспийском море. Этот день официально считается днём воссоединения Дагестана и России.


В годы ВОВ Дагестан дал фронту 180 тыс. воинов, из них погибло более 90 тыс. человек, и это при том, что численность Дагестана, по данным переписи 1939 года, составляла 1 023 317 человек.



7 человек стали полными кавалерами ордена Славы трех степеней. Трое дагестанцев в годы войны командовали дивизиями.

P.S. При составлении статьи автор использовал открытые информационные источники.
Дагестан. Ч-2. Бархан Сары-кум - самое жаркое место России

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Читайте также: