Культ в христианстве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лишь позже появились другие таинства, которых в настоящее время в христианской церкви насчитывают семь. Это число (семь таинств) было первоначально установлено католической церковью на Лионском соборе в XIII в., а позже было заимствовано восточной православной церковью.

По мере включения в состав христианских общин приверженцев других культов происходит наплыв различных элементов древней обрядности. Христианство в том виде, в каком оно сформировалось во II–III вв., представляло собой чрезвычайно сложное, запутанное и противоречивое вероучение, единство которого удавалось удержать лишь с огромным трудом, и скорее лишь внешним образом. В нем переплелись: иудейское учение о едином боге-вседержителе; иудейская же идея мессии-спасителя, правда превратившегося в духовного спасителя-искупителя и слившегося с образами земледельческих умирающих и воскресающих богов; гностическое учение о противоположности духа и материи и о божественном посреднике между ними – логосе; маздаистская эсхатология и вера в будущее царство блаженства для праведных; маздаистское же представление о духе зла – дьяволе; древневосточное почитание богини-матери (она же богородица). В христианское вероучение влилось и многое другое; в том числе древний погребальный культ с сопутствующей ему верой в загробную жизнь души; шаманская практика заклинания и изгнания злых духов; знахарские приемы магического исцеления больных; античное почитание гениев, восходящее к древнему нагуализму и превратившееся в христианскую веру в ангелов-хранителей, и т. д., вплоть до пережитков древних тотемических обрядов и представлений (вера в непорочное зачатие, таинство причащения).

Культ(от лат. cultus - обработка, почитание) -совокупность определенных традиций, церковных обрядов, дающих возможность общения с Богом и выражающих чувства верующих.

В храмах совершается центральное действие христианского культа-литургия, уримо-католиков называемая также мессой,у протестантов - хлебопреломление, а такжетаинства и проповедь.Богослужение совершается на национальном языке (кроме некоторых православных; у римо-католиков допускается также служба на латыни).Христианский культпозволяет сидеть в определенные моменты службы. У православных обычно скамеек в храме не имеется. Для совершения культа обычно участие священников (пресвитеров в протестантизме), но некоторые культовые действия могут совершать и миряне. Христианский культ многое унаследовал из обрядов ветхозаветной Церкви, но наполнил их христианским смыслом.В Католической Церкви в настоящее время имеется шесть основных обрядов: латинский, византийский, александрийский, антиохийский, армянский и халдейский, которые в свою очередь имеют по несколько разновидностей.

Культ христианства и его структура

Таинство крещения— символизирует принятие человека в лоно Церкви. Как правило, ребенка трижды погружают или обливают водой. Посредством таинства крещения, как учат богословы, человеку прощается первородный грех: подобно тому, как вода омывает тело, так и покаяние очищает душу.

Таинство миропомазания— помазание миром (особым ароматическим оливковым маслом, которое состоит из смеси нескольких душистых веществ). Необходимо для духовного роста.

Таинство причастия(или святая евхаристия) было установлено самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Оно состоит в том, что верующие причащаются хлебом и вином на главной службе Церкви — литургии или мессе (в католицизме). Церковь считает, что только на основе этого таинства человек может сохранять неразрывную связь с Иисусом Христом.

Таинство покаяния(исповеди) представляет собой раскрытие перед священнослужителем своих ошибок, нарушений заповедей Божьих и церковных предписаний. Считается, что искреннее исповедование грехов духовно очищает человека, снимает с него бремя грехов, удерживает его в дальнейшем от всякого рода прегрешений.

Таинство брака состоит в том, что на будущих супругов сходит Божья благодать, которая обеспечивает неразрывный символический союз, основанный на любви, верности и взаимной помощи вплоть до смерти.

Таинство елеосвящения(соборование) осуществляется над больным человеком. Состоит в смазывании лба, щек, уст, рук и груди освященным елеем, которое сопровождается чтением молитв, чтобы помочь выздороветь духовно и физически. Соборованием это таинство называется потому, что его принято совершать собранием (собором) семи священников, правда, сейчас это могут быть и два, и даже один священник.

Таинство священстваосуществляется при посвящении человека в духовный сан, т. е. в ту или иную степень священства.Существует три степени священнослужителей:

Таинство священства происходит на основе специального обряда хиротонии — рукоположения, в процессе которого осуществляется возложение рук епископа на голову того человека, которого рукополагают. Считается, что в момент наложения рук епископа на кандидата в священники или дьяконы передается божественная благодать, которая делает его посредником между Богом и людьми.

Кроме осуществления таинств,христианская культовая система включает в себя молитвы, поклонение святым и реликвиям, кресту, иконам, праздники и посты.

Культ святых— посмертное почитание лиц, наделенных сверхъестественными свойствами. По учению Церкви, святые — это люди, которые вели благочестивую жизнь и после смерти были наделены даром творить чудеса. Чаще всего поклонение святому сопровождается мистическим почитанием его останков — мощей.

Поклонение крестунеобходимо, т. к. это — символ христианской веры, который олицетворяет мученическую смерть и грядущее воскрешение. Крестом увенчаны православные храмы, украшены облачения священнослужителей, его носят на теле верующие.

Церковные праздники рассматриваются как важнейшее средство обучения вере и воспитания среди верующих христианского мировоззрения. Пасха — наиболее почитаемый праздник, установленный в воспоминание о воскрешении распятого на кресте Иисуса Христа.

Вдни поставерующие должны воздерживаться от употребления мясной и молочной пищи; избегать веселья и развлечений, очищая себя физически и духовно. Существуют многодневные и однодневные (среда и пятница) посты.

Как я уже писала в предыдущей статье , здание средневековой культуры было построено на фундаменте религии. Для Европы - таким фундаментом стало христианство. Очевидно, для того, чтобы в дальнейшем говорить о развитии искусства на этих территориях, нужно представлять себе, хотя бы в самом общем виде, основы вероучения, основные идеи и постулаты. Без этого многие явления культуры окажутся нам непонятны, их восприятие будет затруднено, а иногда и недоступно.

В этой статье я попробую сформулировать самые важные (на мой взгляд) моменты христианства, как вероучения. Разумеется - это не подробный теологический анализ. Я ни в коем случае не претендую на всесторонний и глубокий подход к этому вопросу. Всех читающих статью, я прошу относится к данному тексту, как к попытке сформулировать некий "культурный минимум", который необходим для дальнейшего разговора о европейской средневековой культуре и искусстве. Считайте, что это глава из учебника для тех, кто вообще не знаком с христианством, и знакомится с ним впервые.

Зарождение христианства. Бог

Датой начала европейского средневековья принято считать 4 сентября 476 г., когда последний римский император Ро́мул Авгу́стул отрёкся от престола, и Рим был захвачен германскими племенами, которых римляне называли ва́рварами. (кратко о периодизации древнеримской истории можно почитать здесь ).

Казалось, что варвары разрушили до основания не только Вечный Город, но и всю античную культуру. Однако ничто не может исчезнуть абсолютно бесследно, тем более столь великая и мощная цивилизация как Древний Рим. (О культуре и искусстве Древнего Рима есть ряд статей). Вскоре варвары стали считать себя прямыми наследниками античной культуры, а своё государство называть Священной Римской Империей германской нации (название сохранялось вплоть до 1806 года!).

Главным же вкладом Древнего Рима в будущую культуру Европы стало христиа́нство – религия, впоследствии связавшая на века многочисленные племена, населявшие земли бывшей Римской Империи, создав определённую культурную целостность, которую принято называть христианский мир .

Зародилась эта религия в далёкой восточной провинции Римской Империи - Палести́не , в среде иудеев на основе исповедуемого ими иудаизма .

Христианство базировалось на вере в Единого Бога , Непознаваемого, Всемогущего, Всевидящего, Всезнающего, являющегося воплощением Абсолюта и Совершенства, создателя Мира и Человечества. Данное представление о Боге принципиально отличалось от языческих верований и стало толчком к формированию нового взгляда на Мир, центром, причиной, смыслом которого теперь являлся Бог.

Такое мировоззрение, ставшее приоритетным в средние века, называется теоцентри́зм (от греч. теос – бог).


Христианство: особенности вероучения

Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев (около 2,4 млрд, людей), так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Происхождение христианства

Новая религия сначала выступала как религия рабов, бедных, бесправных людей. Среди христиан преобладали настроения борьбы, жажды мести, осуждалось богатство, прославлялась бедность. Единой империи христианство предлагало единого Бога. Первые христианские общины имели демократическое устройство. Христиане называли друг друга братьями и сестрами, устраивали совместные трапезы, бескорыстно помогали друг другу. Объединения общин (церкви) не существовало, не было и духовной иерархии (клира). Рядовой верующий, на которого бы снизошла харизма (благодать), назывался пророком.

Личность Иисуса Христа

Вопрос о том, был ли Иисус Христос исторической личностью или мифологическим персонажем, является и до сих пор дискуссионным. Однако отрицать историчность Иисуса означает обвинять во лжи не только авторов 27 книг Нового Завета, всех ранних отцов церкви I — II вв., оставивших свои сочинения, но также римских историков и писателей Тацита, Плиния Младшего, Светония, Лукиана и др.

Проповеди Иисуса вызывали не только внимание и сочувствие, но и гнев, враждебность, в первую очередь, со стороны фарисеев, которые следили за буквальным исполнением обрядов, заменяя искреннюю веру гордыней и лицемерием. Служители иудейской религии не хотели иметь рядом столь могучего конкурента, каким был Иисус. Они завидовали ему, копили злобу и сеяли ее в народе.

Перед еврейской Пасхой Иисус, сопровождаемый учениками, вошел в Иерусалим. Сидя на ослице, он ехал по улицам древнего города, приветствуемый людьми. В течение последней (страстной) недели земной жизни Иисуса Христа происходили ежедневно очень важные события, которые и по сей день вспоминаются и почитаются верующими. В пятницу во время пасхального ужина с учениками — Тайной Вечери — Иисус предсказал предательство одного из них, а также свои земные страдания и смерть. Он подал своим ученикам хлеб и вино, олицетворяя ими свое тело и кровь. Отсюда в большинстве христианам церквей берет свое начало таинство евхаристии, или причащения.

Так рассказывается о жизни Иисуса Христа в его жизнеописаниях-Евангелиях и в Новозаветной книге Деяний Апостолов. Русский богослов Г.В. Флоровский, отвечая противникам признания историчности Христа, писал, что Христос пришел в мир неузнанным, т.е. его современники (за исключением немногих) не поняли, с кем имеют дело, а потому и не отразили факт явления Христа в исторической хронике. Осознание масштаба и величия этого события произошло гораздо позже. Не согласиться с разумностью этого мнения нельзя.

Культы и традиции христианства

Большую роль в христианском культе играют таинства. Православная и католическая церкви признают семь таинств : крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак, священство, елеосвящение.

Следующую категорию святых составляют пророки, наделенные Божественным даром пророчества, авторы ветхозаветных и пророческих книг. В особый раздел христианская церковь выделяет апостолов — учеников Иисуса Христа, проповедовавших Евангелие. К святым также относятся святители из числа высшего духовенства и мученики, пострадавшие за веру, но не отступившие от христианства. Особое место среди святых занимают преподобные — верные последователи христианства, отказавшиеся от жизненных благ, ушедшие в монастыри и осененные божественной благодатью.

Католическая и православная церкви большое значение придают культу икон. Поклоняясь изображенным на иконах Иисусу, Богородице, святым, верующие стремятся облегчить свои невзгоды, достичь в жизни желаемого. Объектом поклонения верующих являются также святые места, связанные с различными событиями церковной истории, деяниями Иисуса Христа, Богородицы, святых. Особым почитанием пользуются святыни в Палестине, связанные с жизнью, проповеднической деятельностью, мученической смертью и воскресением Иисуса Христа. В православии почитаются места, где хранятся чудотворные иконы, мощи божьих угодников, а также источники, горы, холмы, где людям являлась какая-либо икона.

Важной составной частью христианского культа являются праздники. В православном и католическом церковных календарях на каждый день пода выпадает тот или иной праздник. Праздничные дни установлены в ознаменование действительных событий священной истории, знаменитых дат в истории христианства. К главным, наиболее почитаемым общехристианским праздникам относятся Пасха и так называемые двунадесятые праздники:

Троица, или Пятидесятница — один из важнейших христианских праздников, который отмечается на 50-й день после Пасхи. Он установлен в память реального исторического события — сошествия Духа Святого на апостолов. Характерной для этого праздника является проповедь особой, исключительной роли христианской церкви как хранительницы заветов Христовых и наставницы верующих.

В память вознесения Иисуса Христа на небо также установлен специальный праздник. Согласно евангельским повествованиям, после мученической смерти Христос воскрес чудесным способом и вознесся на небо. Событие это совершилось на 40-й день после воскресения Христа. Священнослужители называют праздник Вознесения праздником завершенного спасения, ибо все дело спасения: рождество, страсти, смерть и воскресение завершаются вознесением.

В сражении Константин одержал победу и с тех пор уверовал в чудодейственную силу креста. Видное место в христианстве занимает культ Богородицы. В ее честь воздвигнуто множество храмов, ее изображение встречается на многих иконах, ей посвящены четыре из всех двунадесятых праздников: Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Благовещение Богородицы и Успение Богородицы.

Христианские тексты:
Священное писание, структура Библии

Новый Завет (27 книг) написан в I — II вв. н.э. на древнегреческом и арамейском языках.

В IX в. братья Кирилл и Мефодий осуществили перевод Библии на древнеболгарский язык. Этот перевод использовался во многих славянских государствах, в том числе и на Руси, вплоть до XIX в., когда был сделан так называемый синодальный перевел на современный русский язык. В настоящее время Библия переведена почти на все языки народов мира и является самой издаваемой книгой.

Рассмотрим структуру и основное содержание Библии. Ветхий Завет разделен на несколько частей.

Первая часть, Закон (древнееврейский — Тора), состоит из пяти записанных в X в. до н.э. книг, называемых также Пятикнижием Моисея.

Священные Писания (древнеевр. — Кетувим) представляют третью часть Ветхого Завета. Сюда вошли Псалтырь (сборник песен царя Давида), книги Притчей Соломоновых, Иова, Песнь Песней, Екклезиаста, Эсфири, Даниила, Неемии, две книги Ездры, две книги хроник (Паралипоменон) и Плач Иеремии. В этих книгах в основном содержатся исторические, пророческие, религиозно-поэтические, нравоучительные тексты. Перечисленные 39 книг Ветхого Завета признаются как боговдохновенные всеми христианскими церквами: католической, православной и протестантской. Православные включают в Ветхий завет еще четыре книги в качестве боговдохновенных, которые были написаны на древнегреческом языке и не включены в Септуагинту. Существует еще много ветхозаветных книг, не признанных каноническими.

Новый Завет состоит из 27 канонических книг:

Таким образом, Библия начинается с сотворения мира и человека, а заканчивается описанием их будущей гибели, после чего должна наступить новая жизнь — жизнь с Христом.

Раскол христианства

Становление и развитие христианства представляло собой противоречивый процесс, порождавший множество расхождений во взглядах отдельных христиан и общин. Вызванные различиями социальной и религиозной жизни христианских общин, эти расхождения приводили к образованию различных направлений в христианстве и церковным расколам.

Один из таких расколов возник на основе догматических разногласий, касающихся споров о триединой сущности Бога. Последователи александрийского священника Ариана не желали признавать основной христианский догмат о единой сущности Бога-Отца и Бога-Сына. По их мнению, Бог-Сын (Христос), будучи творением Бога-Отца, является по отношению к нему существом нижестоящим. Арианство получило широкое распространение во всем христианском мире, однако в итоге было осуждено и запрещено решением двух Вселенских соборов 325 и 381гг.

Ряд христианских общин воспринял несторианство — учение, основанное в Византии Константинопольским патриархом Несторием, которое утверждало, что Иисус, будучи рожден человеком, лишь в последствии, в результате Боговоплощения и Преображения, стал Сыном Божьим, Христом Спасителем. Вселенским собором 413 г. это учение было осуждено как ересь, однако в средние века получило широкое распространение на Востоке и в настоящее время сохраняется как разновидность христианства в Иране, Ираке, Сирии.

Своеобразным ответом на несторианство явилось учение монофизитов, возникшее в Византии в V в. Монофизиты (от греч. слов монос — один, физис — природа) отказывались признавать Иисуса Христа одновременно и человеком, и Богом. Учение это было осуждено Вселенским собором 415 г., окончательно утвердившим определение Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном лице. Несмотря на запрет, монофизиты распространили свое учение в ряде провинций Византийской империи (Египет, Сирия, Армения), где вследствие раскола образовались церкви, до сих пор стоящие особняком от остального христианства: армянская, эфиопская, коптская, сирийская и малабарская. С 971г. они стали называться древним восточными церквами.

Еще более крупным был раскол в XI в., обусловленный разделением Римской империи на Западную и Восточную.

На западе в связи с упадком, а потом и упразднением власти императора, и распадом империи (около 476 г.), необычайно вырос авторитет главы церкви — римского епископа, получившего наименование папы. На востоке, где империя сохранилась, патриархи церквей (константинопольский, антиохийский, александрийский, иерусалимский) не могли получить такой власти. Они почти не пытались выйти из-под опеки императоров. Во время иконоборческого движения в Византии (VII — IX вв.) независимости церкви был нанесен особенно сильный удар: чтобы еще больше подчинить ее себе, императоры запрещали поклонение иконам, ослабляя тем самым притягательность церковных обрядов, и конфисковывали церковно-монастырские земли. Правда, почитание икон позже было восстановлено, но церковные земли не были ей возвращены, что окончательно подорвало самостоятельность церкви.

Несмотря на настойчивые притязания на первенство во всем христианском мире Римского папы, восточные патриархи не желали подчиниться его власти.

Организационные и догматические разногласия между восточной и западной церквами, отражавшие политическую борьбу, постепенно нарастали и привели к разрыву в 1054г. С тех пор восточная ветвь христианства стала называться греко-кафолической (православной).

Третий, последний, раскол христианства произошел в период Реформации XVI в., когда из недр католицизма выделилось новое крупное направление в христианстве — протестантизм. В результате широкого антикатолического движения в Европе, явившегося одним из этапов борьбы нарождающейся буржуазии против феодализма — от католицизма откололось несколько европейских церквей получивших независимость.

Таким образом, с XVI в. в христианстве существуют три основных направления: католицизм, православие и протестантизм.

Читайте также: