Кризис русской классической культуры кратко

Обновлено: 06.07.2024

Кризис культуры проявляется по разному
1 процесс глобализации негативно воздействует на мелкие культуры, он их подминает под скбя и они прекращают свое существование, исчезают языки диалекты, нар костюмы и обычаи, вводится единая мода язык англ например
2 культура становится все более массовой, яркой кричащей общедоступной, восхваляется китч, безвкусица пошлость, необычность
В угоде моде и деньгам жертвуют душой и духовностью произведений
Например одежда из туалетной бумаги или консервных банок, это весело и необычно а смысл, кто ее носить будет? Картины написанные извиняюсь человеческими испражнениями? Культура в шоке.. .
Ну тут много че написать можно.

Современная мировая культура представляет собой сложный процесс, разделенный на ряд этапов событиями глобального значения - мировые войны. Сложность и противоречивость этого процесса усугубляется тем, что значительный период времени мир был расколот на два лагеря по идеологическому признаку, что внесло новые проблемы и идеи в культурную практику.

На рубеже тысячелетий человечеству брошен вызов в виде глобальных проблем, перед лицом которых ему предстоит выступать в качестве единого субъекта, принимающего осознанные и согласованные решения. В этом созидании общечеловеческого единства решающая роль принадлежит взаимообогащающему диалогу различных культур, мировому культурному процессу.

Перед современной отечественной культурой стоит сложная задача - выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития.

У России особая цивилизующая и организующая функция в мировом социокультурном пространстве. Русская культура издавна играла важную роль в этом процессе. Русская культура доказала свою жизнеспособность, подтвердила, что развитие демократии, нравственное очищение невозможны без сохранения и приумножения накопленного культурного потенциала.

ответ выше полный бред! чувак мог не старатся.. .
кризис культуры? не вижу никакого кризиса.. . по моему.. . все.. . здорово!

Культура исторична: растет, взрослеет, стареет, но изменения могут быть органичными, последовательными, с оглядкой, а могут быть радикальными, лавинообразными — вот это и есть кризис, а его продолжительность варьируется от одного-двух десятилетий до трех-четырех. Правда, кризисы иногда налагаются друг на друга, и тогда продолжительность больше. В этом вопросе еще много неясного.

Итак, в результате возникшего культурного кризиса, нравственной неразберихи почти в каждой спорной ситуации князья обращаются к древнейшему обычаю состязаний, проще говоря, междоусобной борьбе. Она разгорается и между уделами, и за обладание киевским столом. Следом за братоубийством сыновей Святослава Игоревича, ярчайший пример подал Святополк, недаром прозванный Окаянным, занявший Киев сразу после смерти Владимира. Сыновья умершего князя, Борис и Глеб, намеревались следовать родовому правилу старшинства, но Святополк, видимо, не поверил им и убил, как потом убил и брата Святослава. Так что и вся последующая эпоха междукняжеских столкновений, предательств и т. п. была следствием в первую очередь указанного кризиса и возрождением древнейшей пракультурной установки на силовое превосходство. Конфликтовали и сражались друг с другом не только князья, но боярство, города и местности. Борьба утихает, когда христианство, включившее и какие-то прежние нейтральные элементы, окончательно утверждается на Руси. А становление новой культуры обеспечивается ограждением от язычества, искореняемого огнем и мечом.

Говорить о последовавшей тенденции к изоляции довольно трудно, если обращаться к конкретным мерам, разве что отнести к ним бдительное затыкание ртов (судьба Вассиана Патрикеева, Максима Грека и др.). Но не было ли выражением этой тенденции превращение Руси в Царство? Ведь Царство — это прежде всего сплочение и ограждение. Однако само превращение в Царство вело к новому нападению на старую культуру, основными носителями которой были боярство и Рюриковичи. Правда, Иван Грозный использует для гонений не иноземные влияния, а взращенную им самим и состоявшую в основном из русских опричнину, которая по духу и нравам обладала силой не менее разрушительной, а само ее название как раз и означает нечто как бы внешнее, чужое. Если бы первый самодержец прожил дольше, всегдашняя охранительная русская инерция была бы, возможно, окончательно преодолена и Смута начала 17 века закончилась бы катастрофой и для национальной культуры, и для Церкви: Минин и Пожарский уже бы не смогли поднять народ.

Отметим, что пракультурная мифология окруженного врагами острова (см. выше) не только оберегала культурное своеобразие, но всегда исправно служила тому же государству. Контакты с другими странами были только его прерогативой. Вполне созрела эта мифология, вероятно, не позже 16 века, а расцвета достигла в советский период.

Особенно страшный кризис был навязан России большевиками, беспощадно уничтожившими прежнюю культуру, вернее, ее останки, а вместе с ними и ее последних носителей во всех слоях общества. Наряду с разрушением не замедлила и изоляция, обеспечившая скоростное строительство советской культуры.

Не требуется напрягать память, чтобы увидеть падение прежней культуры в постсоветский период вместе с отчаянными попытками не дать ей уйти и яростным осуждением тех, кто, по мнению большинства, по чужой указке разрушает эту прежнюю культуру со всеми ее сторонами — идеологемами, моралью, образом жизни. Усиливается и требование изоляции от других культур, особенно активных и соблазнительных, — не только чтобы замедлить разрушение, но чтобы возникающая новая культура вырастала изнутри, двигалась проторенными путями и не сбивалась на чужой лад. И подобно тому как установка на изоляцию в древних обществах подкреплялась изображением инакого, чужого в самом черном, уродливом виде, в рамках современной культурной ситуации происходит фактически то же самое. И там и тут одна и та же картина: мы — на острове, а вокруг нас в бушующем океане прожорливые чудища только и ждут удачного момента, дабы проглотить нас, как говорится, с потрохами.

Исследование места "Серебряного века" в русской культуре. Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества. Изучение особенностей развития науки, образования, философии. Художественные открытия в театральном искусстве, течения в литературе.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 10.12.2012
Размер файла 2,7 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра философии и общегуманитарных дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Культурология

тема: "Серебряный век". Кризис "классической модели" культуры.

1.1 Русская философия

1.2 Наука и образование

1.3 Литература: поэзия, проза, публицистика

1.4 Искусство: театр, живопись, музыка, архитектура

Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные и представления людей. Агрессивный натиск производства приводил к нарушению гармонии между природой и человеком, к сглаживанию человеческой индивидуальности, к торжеству стандартизации всех сторон жизни. Это порождало растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы. Все выстраданные предшествующими поколениями представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном казались теперь несостоятельным и требовали срочного и кардинального пересмотра.

Процессы переосмысления принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию, и науку, и литературу, и искусство. И хотя подобное положение было характерно не только для нашей страны, в России духовные искания проходили более болезненно, более пронзительно, нежели в странах западной цивилизации. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имён, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской культуры.

1.1 Русская философия

Русская философская мысль рубежа 19 - 20 столетий может считаться своеобразной классикой. Ее важной чертой была тесная связь с отечественной литературой, прежде всего с литературой символизма, что предопределило ее преимущественно религиозно-символический и религиозно-мистический характер. Это было особенно характерно для философии русского космизма и проявилось через стремление мыслителей разработать проблемы космической и божественной природы человека и его неразрывного единства и взаимодействия с космосом и Богом.

Общим для всех направлений русского космизма была вера в безграничные возможности людей; прогресс не мыслится вне единства всего человечества; абсолютной и обязательной основой развития было неуклонное нравственное совершенствование всех и каждого, а главное направление движения определялось как постепенное приближение человека к Богу или высшим бессмертным субстанциям.[3,стр.273]

1.2 Наука и образование

Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в естествознании. Ученые-гуманитарии, как В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, С.А. Венгеров и другие, плодотворно работали в области экономики, истории, литературоведения.

В 1897 г. проводилась Всероссийская перепись населения. Согласно переписи, в России средний уровень грамотности составлял 21,1%: у мужчин - 29,3%, у женщин - 13,1%, около 1% населения имели высшее и среднее образование. В средней школе, по отношению ко всему грамотному населению, обучалось всего 4%. На рубеже веков система образования по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты).

Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых - рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома - своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой.

Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В 1860-е годы издавалось 7 ежедневных газет и работало около 300 типографий. В 1890-е годы - 100 газет и примерно 1000 типографий. А в 1913 г. уже издавалось 1263 газет и журналов, а в городах насчитывалось примерно 2 тысячи книжных магазинов.

Процесс просвещения был интенсивным и успешным, а количество читающей публики быстро возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце XIX в. было примерно 500 публичных библиотек и около 3-х тысяч земских народных читален, а уже в 1914 г. в России насчитывалось около 76 тысяч различных общественных библиотек.

Итак, начало 20 столетия в области науки отличалось широтой интересов, постановкой глубоких научных проблем и предвидением открытий в самых разных научных областях, а рост индустрии рождал спрос на образованных людей.

1.3 Литература: поэзия, проза, публицистика

Важнейшим и крупнейшим течением не только в поэзии, но и в целом в литературе и в искусстве начала ХХ века был символизм, признанным идейным вождем которого можно назвать поэта и философа В. Соловьева.

Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греческого akme - цветущая сила).Акмеисты провозглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Признанным главой направления был Н. С. Гумилев.

Акмеисты использовали в своем творчестве самые разнообразные культурные традиции. Членами кружка акмеистов были А. Ахматова, О. Мандельштам, во многом разделяли их взгляды С. Городецкий, М. Волошин, Г. Иванов и другие замечательные поэты.

Развитие литературы в России в начале ХХ века во многом было обусловлено и шло в русле традиций русской классической литературы XIX века, живым олицетворением которой был Л.Н. Толстой. Последний период жизни Л. Толстого связан с дальнейшим развитием его социально-философских и этических принципов.

В русскую литературу вошло немало имен, снискавших европейскую известность. В их числе И. Бунин, А. Чехов, В. Короленко, А. Куприн и М. Горький и другие.

1.4 Искусство: театр, живопись, музыка, архитектура

серебряный век культура художественный

Серебряный век - это не только взлет поэзии, это и эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце века искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своем носил развлекательный характер, но не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны с появлением пьес А.Чехова и М. Горькова. Открылся Московский Художественный театр (с 1903 г. Московский Художественный театр), основателями которого стали К.Станиславский и В. Немирович-Данченко, новаторы театрального искусства.

В начале ХХ столетия еще продолжали свою творческую деятельность такие видные русские живописцы как В. Суриков, братья Васнецовы, И. Репин, Н. Касаткин, представлявшие реалистическое направление в живописи.

В целом, достигнув творческой самостоятельности, русская живопись двигалась в общем русле европейского изобразительного искусства. Пейзаж вытеснял бытовую живопись. Стремление к передаче воздуха и света, работа на пленэре, характерные для импрессионизма, наблюдались в творчестве Ф. Васильева, И. Левитана, В. Серова, К. Коровина, А. Архипова.

Символизм, неоклассицизм, модерн оказал заметное влияние на А. Врубеля, художников из "Мира искусства" (А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере) и "Голубой розы" (С. Судейкин, Н. Крымов, В. Борисов-Мусатов).

Крупнейшими русскими композиторами начала ХХ столетия были А.И. Скрябин, Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, С.В. Рахманинов, И. Стравинский, творчество которых, взволнованное, приподнятое по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период напряженного ожидания революции 1905-1907 гг.

Композиции Скрябина от романтических традиций эволюционировали к символизму, предвидя многие новаторские течения революционной эпохи.

Строй музыки Рахманинова был более традиционен. В нем отчетливо видна связь с русским музыкальным наследием минувшего столетия. Музыка Рахманинова была менее субъективна и утончена, чем музыка Скрябина, в его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или образами прошлого.

К началу XX века в архитектуре получил распространение новый стиль - модерн, со свойственным ему стремлением подчеркнуть функциональное назначение жилых и общественных зданий, предполагавший использование фресок, мозаики, витражей, керамики, скульптуры, новых конструкций и материалов.

Таким образом, темы - Россия и свобода, интеллигенция и революция - пронизывали и теорию, и практику русской художественной культуры периода конца 19 начала 20 веков.

Мощное влияние классической культуры, ее нравственно-эстетические ценности были важным противоядием духовному оскудению в эпоху тотального наступления рынка и духа коммерции.

Во второй половине столетия совпали во времени два процесса: с одной стороны -- формировалась массовая аудитория культуры со специфическим эстетическим запросом, а с другой -- литература и искусство превращались в отрасль промышленного производства и один из важных сегментов рыночной экономики.

Бурному развитию культуры на рубеже веков, безусловно, способствовала демократизация общества и стремление к просвещению. Дух свободы, отсутствие ограничения творчества, даже некоторая деидеологизация - все это способствовало возникновению такого множества течений, что часто доходило даже до абсурда. Но время всегда расставляет все по местам, и истинные ценности остаются на века, а герои не умирают.

К сожалению, Великая Октябрьская Революция мало способствовала дальнейшему развитию свободной мысли. Судьбы многих гениев Серебряного века сложились трагически: те, кто не смог или не пожелал творить по правилам социалистического реализма, вынуждены были иммигрировать и скитаться по чужбинам. Очень многие были репрессированы и закончили свою жизнь в ГУЛАГе, остальным пришлось изменять своим идеалам и приспосабливаться к новым условиям, что тоже, как правило, приводило к трагическому финалу.

2. Радугин, А.А. Культурология [Текст]: учебное пособие / А.А. Радугин, -М : Центр, 2008.-304 с. - ISBN 5-88860-046-6.

Данный конспект прошёл сверку с видеозаписью лекции, поэтому никакой информации не упущено. Более того: добавлены новые интересные детали к примерам, озвученным в лекции. Лектором курса конспект ещё не проверялся.


Рассуждения Шпенглера напоминают тезисы Леонтьева. Имеется аналогия с живой природой: культуры могут развиваться, а затем угасать и исчезать. Шпенглер полагал, что на стадии угасания культуры, когда развитие сменяется деградацией, культура превращается в цивилизацию. А цивилизация характеризуется тем, что бурно развивается техника, всё стандартизируется, формализуется. Однако при этом творческий потенциал культуры начинает постепенно исчезать.

Каждая культура имеет некоторую двойственность. В своем произведении Шпенлер пытается показать, что Европа дряхлеет , становится старой, сравнивает это со старением античной греческой культуры.


Франк отмечает, что первая мировая война и революция привели к крушению ряда кумиров , которые были характерны для русской интеллигенции и в целом для русского общества дореволюционного времени. О каких кумирах идёт речь?

Когда же революция произошла, многие увидели совсем не то, что ожидали — войну, вражду, много крови и аморальности, бандитизм, анархию, хаос. Революционный энтузиазм оказался несозидательным. Оказалось, что деятельность по разрушению чего-либо и созидательная деятельность — это две разные деятельности, и наличие одной не предполагает обязательное присутствие другой.

Вместе с кумиром революции разрушен был кумир политики. До революции и во время революции общество было очень политизировано. Считалось, что политика — решение всех проблем , участие в политике обеспечивает решение всего остального.

Будучи в эмиграции, Франк затрагивает и европейскую политику, потому что эти страны провозглашали какие-то якобы гуманные идеалы, а на деле вели себя как хищники. Это тоже показало, что политика не является каким-то решающим все проблемы видом деятельности, не стоит возлагать на политику много надежд.

В 19 веке культуру воспринимали как главную ценность человечества. Смысл существования человечества видился в развитии культуры. Культура оказалась неспособна удержать людей от страшных войн, от падения нравтственности, от эгоистического равнодушия друг к другу. Но под ношей социальных проблем люди обнаружили, что культура не сформировала человека высокогуманного, готового жить не только для себя, но и для других . Возникло разочарование в культуре как в самовыражении, которое находится в самых утонченных видах художественного творчества (в живописи, литературе).

В России тоже был Серебряный век, когда было много представлений о художественном творчестве как о сверхценности. Не нравственные нормы, не служение обществу (это все считалось второстепенным) — самым надежным считался эстетический критерий, красота ради красоты, творчество ради творчества. На деле это приводило к тому, что разные группы таких любителей тайной творческой деятельности оказались очень далёкими и малопонятными для окружающих людей. Сам Франк писал:

Ошибка была, как отмечает Франк, в соединении культуры и накопления богатства, развитии техники, промышленности. Всё это — вещи неплохие, но и их соединяли с уровнем нравственности, литературы. После войны все поняли, что экономическое, техническое, хозяйственное развитие не означает развития культуры в целом. Одно не обеспечивает другое. Франк писал, что для человеческого счастья оказались безразличны обилие комфорта, техники, всяких иных средств деятельности, зато духовные ценности европейской культуры — что будет дальше с ними?

В начале 20 века, отмечает Франк, у многих была потеряна вера в прогресс после всех событий того времени. Он пишет:

Жизнь неразрывно связана с пониманием того, что правильно. что неправильно, что хорошо, что дурно, что ценно, а что ничтожно. И с этим нужно разобраться после всех этих крушений.

Читайте также: