Кривичи дреговичи радимичи кратко

Обновлено: 25.06.2024

В истории первобытного общества в зависимости от использования того или иного материла для изготовления орудий труда выделяют 3 основных периода:

· Каменный век-100-35тыс. лет назад-конец 3 тысячелетия до нашей эры.

o Палеолит: ранний, средний, поздний.

· Бронзовый век-начало 2 тысячелетия до нашей эры-конец 8 тысячелетия до нашей эры.

· Железный век-7век до нашей эры-конец 5века нашей эры.

Первые попытки проникновения первобытного человека дотируются 100-35тыс. лет назад-неандертальцы (называются от названия реки в Германии-Неандр).

Занятия-собирательство и охота, умели строить жилье, пользоваться огнем, шить одежду из шкур.

В 40-35тыс. лет назад появились крамольцы (пещера Краманьон во Франции). На территории Б известно 2 стоянки: Гомельская обл. р. Припять, д. Юровичи и р. Сож, д. Бердыш. Более совершенны и разнообразны орудия труда.

В эпоху Мезолита-9век-конец 5тысячелетия до нашей эры-происходит полное заселение Б человеком. В долинах крупных рек появляется постоянное население-Доиндоевропейское. В это время орудия труда изготавливаются из дерева, кремня, кости, изобретается плуг, приручается собака.

В Неолите-конец 5-3тыс.лет, до нашей эры-в Б появляются керамические остродонные горшки, прядение и ткачество, животноводство с приручением диких животных. Первая зерновая культура-ячмень, позже-рожь, просо, лен. Появляется мотыжное земледелие. С 3тыс.лет, до нашей эры начался постепенный переход от присваивающего хозяйства к производящему (неолитическая революция).

В Бронзовом веке земледелие и скотоводство-ведущие занятия людей, приводит к существенным изменениям в общественных отношениях. Матриархат сменяет патриархат. Родство ведется по мужской линии, распространяется парный брак. Возникает частная собственность.

Во 3-2тыс.лет, до нашей эры в Б расселяются индоевропейские племена на территории объединявших бассейны рек Вислы, Немана, верхнего Приднепровья. В результате ассимиляции с местным населением сформировался новый этнос-Балты.

Балты и славяне в 6-8ст.ст. Поселения на территории Б. Хозяйство. Торговля. Ремесла. Жизнь и занятия. Верования древних балтов и славян.

Во 2м тыс. лет, до нашей эры на территории Б проживали Балты. Жили в полуземлянках срубной конструкции на открытых неукреплённых поселениях. Городов до прихода славян не было. Занимались скотоводством и земледелием, охота, рыболовство.

Обработка железа, бронзолитейное дело, изготовление глиняной посуды, обработка дерева, камня, кости, прядение и ткачество были наиболее важными занятиями. Мастера создавали бронзовые и серебряные украшения по образцам изделий попадавших к ним от других этносов.

Наши предки с глубокой древности верили, что у человека есть душа. С помощью мифов и преданий наши предки объясняли происхождение всего живого на земле: людей, животных и растений. Всю жизнь человека в древности сопровождали обряды — специальные ритуальные действия, осуществлявшиеся при рождении, наступлении совершеннолетия, свадьбе, смерти и даже при земледельческих работах. Каждое племя имело специальные места, где молились богам и приносили им жертвы. Это место называют святилищем, или капищем.

После распада Римской империи в 476г. Начинается второе великое переселение народов. В этот момент начинается расселение славян-разделились на 3 части:

· Восточных (белорусы, русские, украинцы)

· Западных (поляки, чехи, словаки, лужицкие сербы)

· Южных (болгары, сербы, хорваты, македонцы, словенцы, боснийцы, черногорцы)

С 5 по 8вв. на территорию Б приходят восточнославянские племена, здесь столкнулись с балтами. Славяне были более развиты и ассимилировали балтов, та часть, которая не ассимилировала была вытеснена на Запад. В результате славяна-балтского синтеза возникают новые этнические общества-кривичи, радимичи, дреговичи. Представляли собой не племена, а протонародности, государства-протогосударства.

Восточнославянские союзы племен (кривичи-полочане, дреговичи, радимичи).

Южную и центральную части Беларуси занимали дреговичи (название происходит от слова "дрыгва" - болото). Древнейшим городом на землях дреговичей был Туров. Возможно, что дреговичи вместе с полянами и волынянами ранее составляли крупное племенное объединение. Женшины-дреговичанки носили проволочные височные кольца с металлическими бусинами, украшенными зернью.

Кривичи-полочане, дреговичи, радимичи являлись частью восточнославянской (древнерусской) общности, в которую помимо них входили еще около 15 союзов племен.

В IX в. на землях восточных славян сложились крупные объединения - племенные княжения, которые стали зародышами государственности. Племенные княжения сложились у кривичей-полочан и дреговичей.

Хозяйственные отношения характеризовались наличием земледелия и животноводства как основных занятий восточнославянского населения земель Беларуси. При подсечно-огневом земледелии высекали лес, сжигали пни, засевали освобожденную от леса землю. В качестве удобрения использовали пепел, образовавшийся после сжигания пней. Обрабатывали землю бороной-суковаткой, сделанной из ствола дерева с отсеченными суками. При переходе к пахотному типу земледелия стали использовать деревянную соху с железными сошниками и деревянное рало с железными нарогами. Распространенными сельскохозяйственными культурами были рожь, просо, пшеница. Вторичную роль играли охота, рыболовство, бортничество (пчеловодство) — сбор меда лесных пчел. Бортью у славян называлось дупло, в котором водились пчелы. Мед и воск тогда высоко ценились.

Важную роль играли ремесла. Ремесленники производили вещи из железа. Была налажена обработка цветных металлов (меди, олова, свинца), из которых создавали украшения. Из глины получали посуду (горшки, миски). Женщины пряли и ткали.

Славяне до середины IX в. были язычниками. Язычество – это вера в существование многих богов, которые олицетворяют силы природы. Для язычества характерно мифологическое мировоззрение. Это значит, что представления людей об окружающем мире были фантастическими и синкретическими, то есть в них совмещались правда и вымысел. Для мифологического мировоззрения также характерно наделение всего существующего человеческими качествами. Язычество включает в себя религиозные представления предыдущих исторических эпох: анимизм, тотемизм, фетишизм, магию. У славян был развит культ предков, они верили в духов. Славяне обожествляли природные объекты и явления (солнце, звезды, гром, молнию, ветер, деревья, камни). Со временем религиозные представления славян стали более сложными. Сформировался пантеон - совокупность всех богов. Верховным божеством стал бог грома и молнии Перун. Славяне почитали также бога ветров Стрибога, бога животноводства Волоса (Велеса). Культ солнца, огня, небесных сил представляли боги Cварог, Даждьбог, Хорс, Ярила. В местах проведения языческих обрядов - капищах или светилищах - устанавливались идолы (изображения богов), которым приносили жертвы. В древности люди придавали большое значение специальным ритуальным действиям - обрядам. У славян в разное время существовали разные похоронные обряды. Сперва покойника сжигали, над могилой насыпали курган, затем проводилась тризна – обряд поминовения, сопровождавшийся пиром и военными соревнованиями. С конца X в. умершего стали помещать в землю, рядом с ним клали его вещи, затем насыпали курган.

Вятичи, кривичи, поляне, дреговичи. Кем были наши предки до того, как стали русскими, украинцами и белорусами.

Вятичи были чрезвычайно свободолюбивым народом: киевским князьям пришлось захватывать их не менее четырех раз.

Последний раз вятичи как отдельное племя упоминаются в летописях в 1197 году, но наследие вятичей прослеживается вплоть до XVII века. Многие историки считают вятичей предками современных москвичей.

Известно, что племена вятичей очень долго придерживались языческой веры. Летописец Нестор упоминает, что у этого союза племен многоженство было в порядке вещей. В XII веке вятичами был убит христианский миссионер Кукша Печерский, и только к XV веку племена вятичей окончательно приняли православие.

Впервые кривичи были упомянуты в летописи в 856 году, хотя археологические находки свидетельствуют о зарождении кривичей как отдельного племени еще в VI веке. Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племен и жили на территории современной Белоруссии, а также в районах Подвинья и Поднепровья. Главными городами кривичей были Смоленск, Полоцк и Изборск.

Согласно легендам, когда верховный жрец больше не мог выполнять свои обязанности, он совершал самосожжение. Основной задачей криве-кривайтиса были жертвоприношения. Обычно в жертву приносили козлов, но порой животное могли заменить и человеком.

Последний племенной князь кривичей Рогволод был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем, который взял в жены его дочь. В летописях кривичи упоминаются вплоть до 1162 года. Впоследствии они смешались с другими племенами и стали предками современных литовцев, русских и белорусов.

Поляне жили по Днепру и не имели отношения к Польше. Именно поляне являются основателями Киева и основными предками современных украинцев.

По легенде, в племени полян жили три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Эти братья положили начало первому княжескому роду. Когда хазары обложили полян данью, те выплатили им первую обоюдоострыми мечами.

Изначально поляне были в проигрышном положении, со всех сторон они были зажаты более многочисленными и сильными соседями, а хазары вынудили полян платить им дань. Но к середине VIII века, благодаря экономическому и культурному подъему, поляне перешли от выжидания к наступательной тактике. Захватив многие земли соседей, в 882 году поляне сами оказались под ударом. Новгородский князь Олег захватил их земли, а Киев объявил столицей своего нового государства.

Последний раз поляне упоминаются в летописи в 944 году в связи с походом князя Игоря на Византию.

Про белых хорватов известно немного. Они пришли с верховий реки Висла и поселились на Дунае и вдоль реки Морава. Считается, что их родиной была Великая (Белая) Хорватия, которая располагалась на отрогах Карпатских гор. Отсюда Европу заселили красные, черные и белые хорваты. Первые отправились на юг, вторые - на запад, а третьи - на восток. Борьба с аварами, германцами и другими славянами заставила каждого искать свою дорогу.

Считается, что белые хорваты являются предками карпатских русинов.

Древляне имеют скверную репутацию. Киевские князья дважды облагали древлян данью за поднятие восстания. Милосердием древляне не злоупотребляли. Князя Игоря, решившего собрать повторную дань с племени, связали и разорвали надвое.

Князь древлян Мал тут же посватался к едва ставшей вдовой княгине Ольге. Та жестоко расправилась с его двумя его посольствами, а во время тризны по мужу устроила резню среди древлян.

Судя по всему, дреговичи были очень старым племенем. На острове Пелопоннес в Греции жило племя с таким же названием, и вполне возможно, что в древности это было одно племя. Дреговичи расселились в IX-XII веке на территории современной Белоруссии, считается, что они являются предками украинцев и полещуков.

До вхождения в состав Руси они имели собственное княжение. Столицей дреговичей был город Туров. Недалеко оттуда находился град Хил, который был важным ритуальным центром, где проводились жертвоприношения языческим богам.

Предки радимичей были не славянами, а их ближайшими родичами - балтами. Их племена пришли с запада, вытесненные еще в III веке готами, и поселились в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков.

До X века радимичи сохраняли самостоятельность, управлялись племенными вождями и имели собственное войско. В отличие от большинства своих соседей, радимичи никогда не жили в землянках – они строили избы с курными печами.

В 885 году киевский князь Олег утвердил над ними свою власть и обязал радимичей платить ему дань, которую прежде они платили Хазарам. В 907 году войско радимичей участвовало в походе Олега на Царьград. Вскоре после этого союз племен освободился от власти киевских князей, но уже в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Их войско было разбито, а земли окончательно присоединены к Киевской Руси. В последний раз радимичи упоминаются в летописи в 1164 году, но их .кровь до сих пор течет в современных белорусах

Словене (или ильменские словене) - самое северное восточнословянское племя. Словене жили в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи. Первые упоминания о словенах можно отнести к VIII веку.

Словен можно назвать примером энергичного экономического и государственного развития.

В VIII веке они захватывают поселения в Ладоге, потом налаживают торговые связи с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом, а также с арабскими купцами. После ряда междоусобиц, словене в IX веке призывают варягов на княжение. Столицей становится Великий Новгород. После этого словен начинают называть новгородцами, их потомки до сих пор живут в Новгородской области.

Северяне отличались от прочих славян, у них были тонкие кости и узкий череп. Многие антропологи считают, что северяне относятся к ветви средиземноморской расы — понтийской.

Племенное объединение северян существовало вплоть до визита князя Олега. Раньше северяне платили дань хазарам, а теперь стали платить Киеву. Всего за один век северяне смешались с другими племенами и перестали существовать.

С приходом к власти Олега уличи начали борьбу за независимость. Свенельду, воеводе киевского князя, пришлось отвоевывать земли уличан по кусочку – племена боролись за каждую деревню и городище. Столицу Свенельд осаждал три года, пока город, наконец, не сдался.

Даже обложенные данью, уличи постарались восстановить собственные земли после войны, но вскоре пришла новая беда – печенеги. Уличи были вынуждены бежать на север, где смешались с волынянами. В 970-х годах уличи упоминаются в летописях в последний раз.

Волыняне жили в конце X — начале XI веков в бассейне верхнего течения Западного Буга и близ истоков Припяти. Археологи отмечают, что в основном волыняне занимались земледелием и ремеслами, но при этом известно, что племена владели более чем 70 крепостями.

Волыняне участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году, правда, в качестве переводчиков. В отличие от многих других племен, захваченных к этому времени князем киевским, волыняне делали это добровольно.

Волынян захватили лишь в 981 году, когда киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскую и Червенскую земли.

Русь Киевская

Русь Киевская

Русь Киевская запись закреплена

ПЛЕМЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН НА ТЕРРИТОРИИ МОГИЛЕВСКОГО ПОДНЕПРОВЬЯ И ПОСОЖЬЯ
Точка зрения.

С конца XIX века предпринимаются первые попытки в сопоставлении археологического материала со сведениями летописца.

Согласно Ипатьевскому списку на территории Могилёвского Поднепровья и Посожья расселились три восточнославянских племени: дреговичи, кривичи и радимичи.

Археологическое изучение курганных древностей позволило
современной науке определить ряд особенностей каждой этнической группы.

Основными этническими маркерами служат женские украшения – височные кольца, особенные у каждого из указанных племён. Наряду с височными кольцами также следует указать некоторые виды привесок, шейных гривен и браслетов.

Кроме материальной культуры отличительные черты дреговичей, кривичей и радимичей замечены в погребальной обрядности. Однако элементы погребальной обрядности, как отдельно взятый показатель, не могут выступать этническим маркером.

Как показывают проанализированные нами материалы раскопок, определённые элементы заупокойной традиции были характерны для всех трёх племенных союзов, но появление этих элементов носит разновремённый характер, что следует связывать с процессом распространения христианства.

В современной науке этнические границы трёх восточнославянских племён, расселившихся на территории Могилёвского Поднепровья и Посожья, уже определены.

Однако в свете новых исследований получен материал, позволяющий уточнить уже сделанные выводы. Также следует отметить, что учёными для составления карт расселения восточнославянских племён был обработан колоссальный массив информации, при работе с которым некоторые данные оказались упущенными, неучтёнными или недоступными.

В настоящей статье автор попытался скорректировать некоторые вопросы, связанные с расселением славянских племён на территории современной Могилёвской области Белоруссии. Ряд материалов археологических исследований в данной научной публикации
вводится в широкий научный оборот впервые.

ДРЕГОВИЧИ.
Ипатьевский список Повести временных лет локализует племена дреговичей в междуречье Припяти и Западной Двины. Более точных сведений по вопросу расселения данный источник в себе не содержит, что вызывает необходимость обращения к материалам, полученным в ходе археологических исследований.

Первые попытки выяснения конкретных границ расселения дреговичей были предприняты ещё в конце XIX века В.З. Завитневичем. При этом исследователь большее внимание уделял погребальной обрядности и не включал в этноопределяющие признаки элементы материальной культуры, хотя и отмечал свойственность бочонкообразных зернённых бусин для дреговичей.

Восточная граница расселения племён дреговичей Г.В. Штыховым была определена по реке Днепр. Северная же граница, по мнению учёного, проходила от Ново-Быхова на северо-запад по водоразделу рек Друти и Березины к Борисову.

Таковым является некрополь с дреговичскими бусами Обидовичи на левом берегу Днепра и некрополь Вотня с радимичскими височными кольцами на правом берегу Днепра.

Северная дреговичско-кривичская граница, по мнению В.В. Седова, проходила по линии Борисов – Заславль, на северо-востоке по водоразделу рек Друти и Березины.

П.Ф. Лысенко, исследуя дреговичские древности, определял
дреговичско-кривичское пограничье в тех же границах, что и В.В.
Седов.

КРИВИЧИ.
Согласно Повести временных лет племена кривичей расселились в верховьях рек Волги, Двины и Днепра. Далее летописец указывает, что первыми жителями Полоцка являются кривичи.

Таким образом, уже источник начала XII века содержит сведения о
расселении кривичей на обширной территории.

Этническим маркером кривичских древностей являются браслетообразные височные кольца. В.В. Седов отмечает, что этнически
определяющими следует считать лишь тип с завязанными концами,
который в основном распространён в верховьях рек Волги, Западной Двины и Днепра, что совпадает с локализацией данной этнической группы Нестером-летописцем.

Л.В. Алексеев, учитывая находки браслетообразных височных колец
в могильнике Дымово, указывает на кривичско-дреговичское пограничье на территории современного Шкловского района.

Данная точка зрения не вполне соотносится с дреговичскими
некрополями Новый Быхов, Обидовичи и Быхов, которые расположены севернее отмеченного могильника Лучин. Погребальный инвентарь данного могильника также содержит предметы вооружения
и статусных вещей дружинной культуры. Исходя из этого, следует
думать, что браслетообразные височные кольца, обнаруженные в
могильнике Лучин, являются предметом импорта, попавшим в данный микрорегион посредством крупной реки Днепр.

Исследования Я.Г. Риера и И.А. Марзалюка в курганном могильнике Восход выявили целый ряд женских погребений с браслетообразными височными кольцами, характерных для кривичей, а также костяные привески-уточки. В этом же некрополе были обнаружены радимичские семилучевые височные кольца. Таким образом, данный могильник является этнически смешенным, что указывает на его пограничное положение между племенами кривичей и радимичей.

Браслетообразные височные кольца кривичей были обнаружены в Мстиславском районе в курганном могильнике Рязанцы.

При этом при умершей зафиксирован один экземпляр биэллипсоидной радимичской подвески . Данный факт позволяет судить о данном могильнике, как этнически смешенном некрополе, расположенном у племенных границ радимичей и кривичей.

Таким образом, с учётом новых данных, этническая граница
кривичей в Могилёвском регионе проходила по линии Борисов –
Шклов – Солтановка – Восход, далее на северо-восток по территории современного Дрибинского, Шкловского и Мстиславского районов до устья реки Остер.

РАДИМИЧИ.
Согласно летописным сведениям племена радимичей расселились в бассейне реки Сож. Своё название данная этническая общность, в отличие от всех остальных, получила от имени своего предводителя Радима.

Г.В. Штыхов определяет северо-западную и западную границу
расселения радимичей: южнее Старого Быхова – севернее Славгорода – южнее Чаус и Мстиславля – севернее Рославля.

В.В. Седов, принимая семилучевые височные кольца за основной этнический маркер радимичей, на территории современной Могилёвской и соседних областей провёл границу расселения по следующим погребальным памятникам: на севере – Деребуж – Стракайлы – Анелино. Далее граница проходила по реке Днепр, ориентируясь по курганным группам Обидовичи – Гадиловичи – Веточка – Проскурни – Каменка и далее на юг. По мнению В.В. Седова кривичско-радимичская граница начиналась от впадения реки Ипуть в Сож и далее проходила в верховье реки Ипуть и уходила на северо-восток. От устья Ипути на северо-запад до города Шклова и далее на запад, по мнению учёного, проходила кривичско-дреговичская граница.

Также на карте, составленной В.В. Седовым по находкам радимичских височных колец, заметно отсутствие памятников на продолжительном расстоянии между курганными некрополями Стракайлы и Анелино. Таким образом, северная граница на данном отрезке оставалась не подкреплённой конкретными исследованиями в ходе раскопок.


Восточные славяне — это культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Племена восточных славян, которые слились в единую народность, составили основное население Древнерусского государства в средние века.

Летописные свидетельства

В летописном перечне княжений радимичей нет. Однако из других мест летописей понятно, что радимичи управлялись племенными вождями, имели своё войско и до последних десятилетий X века сохраняли самостоятельность.


В 885 году киевский князь Олег установил свою власть над радимичами и обязал их платить ему дань, раннее уплачиваемую хазарам:

В 907 году в составе войска Олега радимичи участвовали в легендарном походе на Царьград:

Иде Олегъ на Грекы. Игоря остави въ Киевѣ, поя множество варягъ, и словенъ, и чюд(и), и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и сѣверо, и вятич(и), и хорваты, и дулѣбы, и тиверци, яже сут(ь) толковины: си вси звахутьс(я) от грекъ Великая Скуф(ь).

Спустя некоторое время радимичи освободились от власти киевских князей, но в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Воевода киевского князя Владимира Святославовича Волчий Хвост встретился с войском радимичей на притоке Сожа реке Пищань у Пропошеска (нынешний Славгород). Радимичи были разбиты. Их земли оказались в составе Киевской Руси. Последний раз радимичи упоминаются в летописях под 1169 годом.

К XII веку относятся письменные сведения о городах радимичей — Кричеве (Кречют, 1136), Пропойске (Прапошаск, 1136), Гомеле (Гомий, 1142), Рогачёве (1142) и Чечерске (1159).

Карта расселения славянских племен


Расселение

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий, и как происходило их расселение в целом. Существует 2-е основные теории появления восточных славян в восточной Европе:

  • Автохтонная. Предполагает, что славянский этнос изначально был сформирован на восточно-европейской равнине. Теорию выдвинул историк Б. Рыбаков. Существенных аргументов в ее пользу нет.
  • Миграционная. Предполагает, что славяне мигрировали из других регионов. Соловьев и Ключевский утверждали, что миграция были из территории Дуная. Ломоносов говорил о миграции из Балтийской территории. Также есть теория миграция из регионов восточной Европы.

Примерно в 6-7 веках восточные славяне заселили территорию Восточной Европы. Они расселились на территории от Ладоги и Ладожского озера на Севере и до черноморского побережья на юге, от Карпатских гор на Западе до поволжских территорий на Востоке.

На этой территории проживало 13-ть племен. Некоторые источники говорят о 15-ти племенах, но исторического подтверждения эти данные не находят. Восточные славяне в древности состояли из 13 племен: вятичи, радимичи, поляне, полочане, волыняне, ильмене, дреговичи, древляне, уличи, тиверцы, северяне, кривичи, дулебы.

Специфика расселения восточных славян на восточно-европейской равнине:

  • Географические. Нет естественных преград, что облегчало передвижение.
  • Этнический. На территории проживало и мигрировало большое количество людей с разным этническим составом.
  • Коммуникабельность. Славяне селились вблизи плене и союзов, которые могли оказывать влияние на древнее государство, но с другой стороны могли делиться и своей культурой.

Карта расселения восточных славян в древности

Основные восточнославянские племена и места их расселения

в VII-VIII вв. образовались устойчивые восточнославянские племена, расселение которых происходило следующим образом: поляне — жили вдоль реки Днепр. Севернее, вдоль реки Десне жили северяне, а на северо-западных территориях — древляне. Между реками Припять и Двиной поселились дреговичи. Вдоль реки Полота обитали полочане. Вдоль реки Волги, Днепра и Двины — кривичи.

На берегах Южного и Западного Буга были расселены многочисленные бужане или дулебы, часть которых мигрировали в сторону запада и ассимилировались с западными славянами.

Места расселения славянских племен оказывали влияние на их обычаи, язык, законы и способы ведения хозяйства. Основными занятиями было выращивание пшеницы, проса, ячменя, некоторые племена выращивали овёс и рожь. Разводили крупный рогатый скот и мелкую домашнюю птицу.

Карта расселения древних славян отображает границы и ареалы, свойственные каждому племени.

Восточнославянские племена на карте

На карте видно, что восточнославянские племена сконцентрированы в Восточной Европе и на территории современной Украины, России и Белоруссии. В этот же период группа славянских племён начали движение в сторону Кавказа, поэтому в VII в. часть племен оказывается на землях Хазарского каганата.

На землях от Буга до Новгорода проживало более 120 восточнославянских племен. Самые крупные из них:

  1. Вятичи — восточнославянское племя, жившее в устьях рек Оки и Москвы. Вятичи мигрировали в эти районы с побережья Днепра. Это племя длительное время жило обособленно и сохраняло языческие верования, активно сопротивляясь присоединению к киевским князьям. Племена вятичей подвергались набегам Хазарского каганата и выплачивали им дань. Позже вятичи были всё же присоединены к Киевской Руси, но не потеряли своей самобытности.
  2. Кривичи — северные соседи вятичей, проживали на территории современной Белоруссии и Западных областей России. Племя сформировалось в результате слияния балтов и фино-угорских племён, пришедших с севера. Большинство элементов культуры кривичей содержат балтийские мотивы.
  3. Радимичи — племена проживавшие на территории современной Гомельской и Могидёвской области. Радимичи являются предками современных белорусов. Их культура и обычаи подверглись влиянию польских племен и восточных соседей.

Эти три славянские группы впоследствии соединились и образовали великороссов. Надо понимать, что древнерусские племена и места их расселения не имели чётких границ, т.к. между племенами велись войны за земли и заключались союзы, в итоге племена мигрировали и видоизменялись, перенимая культуру друг друга.

Основные восточнославянские племена и места их расселения, таблица 2

Кривичи Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины
Вятичи По реке Ока
Ильменские словене Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов
Радимичи По реке Сож
Древляне По реке Припять
Дреговичи Между реками Припять и Березина
Поляне По западному берегу реки Днепр
Уличи и тиверцы Юго-запад Восточно-Европейской равнины
Северяне По среднему течению реки Днепр и по реке Десна

Видео-лекция по теме: Расселение восточных славян

Западные славянские племена

Западнославянские племена проживали на территории современной Центральной Европы. Их принято разделять на четыре группы:

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Южные славянские племена

В состав южнославянского этноса входили: болгарские, далматинские и грекомакедонские племена, расселённые на северной части Византии. Они были захвачены византийцами и переняли их обычаи, верования и культуру.

Чем занимались

Восточные славяне главным образом занимались земледелием. Специфика их расселения обуславливала способы обработки земли. В южных регионах, а также в районе Днепра, господствовала черноземная почва. Здесь земля использовалась до 5 лет, после чего наступало ее истощение. Потом люди переходили к другому участку, а истощенный восстанавливался 25-30 лет. Такой метод земледелия называется переложной.

Северный и центральный район восточно-европейской равнины характеризовались большим количеством лесов. Поэтому древние славяне сначала вырубали лес, сжигали его, пеплом удобряли почву и только потом приступали к полевым работам. Такой участок был плодородным 2-3 года, после чего его оставляли и переходили к следующему. Такой способ земледелия называется подсечно-огневым.

Если пытаться кратко охарактеризовать основные виды деятельности восточных славян, то список будет следующим: земледелие, охота, рыболовство, бортничество (сбор меда).

Основная земледельческая культура у восточных славян в древности – просо. Шкурки куницы преимущественно использовались восточными славянами в качестве денег. Большое внимание уделялось развитию ремесел.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.


Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Кол-во блоков: 20 | Общее кол-во символов: 21763
Количество использованных доноров: 8
Информация по каждому донору:

Читайте также: