Критика на роман мастер и маргарита кратко

Обновлено: 05.07.2024

В статье использована публикация В. В. Петелина из издания "Собрание сочинений Булгакова в 10 томах", том 9 (Москва, 1999, издательство "Голос").

Смотрите:
- Краткое содержание романа
- Все материалы по роману "Мастер и Маргарита"

Критика о романе "Мастер и Маргарита", анализ образов героев


Анализ образа Воланда

". Роман "Мастер и Маргарита" по своей форме настолько необычен и сложен, что уже самим своим появлением породил споры и разногласия: но самым существенным вопросам. Особенно большие разногласия проявились в трактовке образа Воланда.

". Булгаков блестяще владеет диалогом, речь его героев индивидуализирована, он виртуозно передает богатство речевой интонации, достигает большого эффекта в портретных зарисовках. В "Мастере и Маргарите" явственно проступает еще одна характерная черта его дарования- способность создавать символические фигуры. Образ Воланда и его "шайка" для Булгакова - лишь символ - поэтическое уподобление.

В Воланде автор изображает какую-то частицу себя, в его мыслях легко угадываются некоторые мысли как самого Булгакова, так и мысли его выдающихся современников, обладавших властью.

Воланд пришел на землю казнить и миловать, и он знает, кого и за что казнить, кого и за что миловать. Но автор лишь намекает, позволяя угадывать, что Воланд открыто выполняет его собственные затаенные мысли и желания. Поэтому Воланд не приобретает живой характеристики, оставаясь в образах литературной традиционности, как бы живым символом, аллегорией авторской совести и мудрости.
Вот почему во всем этом таинственном и чудесном нет ничего мистического. "

". Булгаков в облике Воланда сам расправляется с этой нечистью, не дожидаясь, пока наказание к ним придет в форме милицейского работника. Он был нетерпелив, страстно желал увидеть свою страну богатой, прекрасной и культурной. Вот почему он так ненавидел всяческую нечисть, которая, пользуясь несовершенством госаппарата, бюрократизмом и другими недостатками молодого государства, проникая во все поры, разлагала нестойкие души. Из этого нетерпения возник образ Воланда, в котором воnлощены гуманистические идеалы самого Булгакова. Иначе невозможно понять этот роман. "

Анализ образов Мастера и Маргариты

". В романе действуют два героя, которые выражают положительную программу Булгакова. Естественно, образы Мастера и Маргариты привлекают особое внимание и читателей, и критиков. "

". В образах Мастера и Маргариты Булгаков создал русских людей со всеми особенностями их национального характера. Мастер и Маргарита продолжают галерею русских людей, идущих от XIX века. Чтобы понять героев Булгакова, нужно поставить их рядом с пушкинской Татьяной, с тургеневскими женщинами, с героями Достоевского и Толстого, жизнь которых переполнена поисками, сомнениями, свойства и качества которых передают лучшие черты и особенности русского национального характера.

Чистота всего нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга - это извечные черты русских женщин, способных и коня на скаку остановить, и разделить вместе со своими любимыми все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю.


Анализ образа Понтия Пилата

". Большое значение Булгаков придает образам Понтия Пилата и Иешуа. "

". В образе Пилата Булгаков показывает раздвоение человека и государственного деятеля: у него настолько плохая должность, что он ничего не может сделать в защиту Иешуа, хотя по-человечески сочувствует ему, делает все возможное, чтобы спасти его. Пилат - трагический герой, а трагический герой не может быть трусом и предателем. Пилату сострадают Мастер и Маргарита, Воланд. Да и профессор Иван Николаевич Понырев оправдывает Понтия Пилата, с удовлетворением видя во сне осуществление его мечты.

В древнем Ершалаиме, в нелепом дворце Ирода Великого, столкнулись три человека в непримиримейшем конфликте. Каждый из них прав. В этом и суть трагического конфликта. Причем Иешуа, Пилат и Каифа в одинаковой степени мотивированно отстаивают свое понимание правды, справедливости, законности, долга, чести. "

". Пилат щедро одарен различными страстями, капризами, душевной неукротимостью. Мы все время чувствуем, как Пилат захлебывается, тонет в своих страстях. "

". Слабость человеческой природы проявилась в Пилате, что и привело к трагическим последствиям. "

". Булгаков изображает конфликт между чувством сострадания и должностными обязанностями Пилата, и этот конфликт трагичен. Чувство сострадания перерастает в мучительное и беспокойное страдание, окрашивая всю последующую жизнь Пилата безысходностью и мраком. Пилат нарушил нравственный закон, защищая закон гражданский, за что и поплатился вечным страданием. "

Это была критика о романе "Мастер и Маргарита" Булгакова, анализ образов героев.

По материалам статьей В. В. Петелина из издания "М. Булгаков. Собрание сочинений в 10 томах", том 9 (Москва, 1999, издательство "Голос").


Жанр романа

Особенности композиции

Завязка романа: встреча Берлиоза и Воланда, их беседа. Происходит это в 30 годах XX века. Рассказ Воланда уносит читателя тоже в тридцатые годы, но на два тысячелетия назад. И здесь начинается вторая завязка – романа о Пилате и Иешуа.

Далее следует развитие действия. Это проделки Воланда и его компании в Москве. Отсюда же берёт истоки и сатирическая линия произведения. Также параллельно развивается и второй роман. Кульминация романа Мастера – казнь Иешуа, кульминационный момент повествования о Мастере, Маргарите и Воланде – визит Левия Матвея. Интересна развязка: в ней оба романа объединяются в один. Воланд и его свита везут Маргариту и Мастера в иной мир, чтобы наградить их покоем и миром. По пути они видят вечного скитальца Понтия Пилата.

Основные темы романа

Тема любви воплощена в Мастере и Маргарите и придаёт роману нежность и смягчает много острых моментов. Наверное, не зря писатель сжёг первую версию романа, где Маргариты и Мастера ещё не было.

Тема прощения идёт почти рядом с темой сочувствия.

Идея и главная мысль

Неоднозначно показана тема добра и зла на примере образа Понтия Пилата. Он в душе противится казни Иешуа, но ему не хватает смелости пойти против Кесаря. Приговор бродячему невинному философу выносит Пилат по причине трусости, и потому Пилату вечно суждено отбывать наказание за малодушие.

Борьба добра и зла – это и противостояние литературного сообщества Мастеру. Самоуверенным бездарным литераторам мало просто отказать писателю, им необходимо унизить его, доказать свою правоту. Мастер очень слаб, чтобы бороться, все его силы ушли в роман. Не зря разгромные статьи для него приобретают образ некоего существа, которое начинает чудиться Мастеру в тёмной комнате.

Общий анализ романа

Этот роман действительно бессмертный благодаря таланту писателя и неугасающей актуальности тем и проблем.

Булгаков Михаил Афанасьевич

Краткий и полный анализ помогут оценить глубину замысла и невероятный спектр художественных средств в романе.

Годы написания — 1929-1940.
История создания: первые наброски романа о сатане Булгаков сделал в 1928 году, изначально в нем не было любовной линии; в 1930 году большая часть романа была сожжена автором из-за нападок на его творчество. Позже он возобновил работу и продолжал ее до самой смерти в 1940 году. Роман считается неоконченным, доработкой материалов занималась вдова Булгакова.
Жанр — роман (философский/сатирический/фантастический/исторический).
Направление — реализм с элементами фантастики.
Основная идея: Пришествие сатаны не делает людей хуже, оно показывает, что люди сами погрязли в бездуховности и лжи.
Тема: Противостояние доброго и злого начал.
Проблема: Зло в романе неоднозначно, сатана совершает добро для героев, которые не находят помощи в мире света.
Композиция
Роман в романе: один посвящен событиям в Москве 1930-х годов, другой описывает историю, произошедшую в Ершалаиме 2000 лет назад.
Три сюжетные линии:
1. Похождения Воланда со свитой в Москве.
2. Любовная линия между мастером и Маргаритой.
3. История Иешуа и Понтия Пилата.
Все сюжетные линии переплетаются, в каждой есть свои собственные и общие композиционные акценты.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Любовь, способная выдержать все испытания.

Проблема: Любовь может многое, но далеко не все. Чувства Маргариты не спасают мастера от душевной болезни, не защищают от нападок критиков, не помогают прижиться в социуме. Поэтому влюбленным приходится уйти туда, где они будут одни.

2. Тема Поиск истины, вера и атеизм.

Проблема:И верующие, и отрицающие бога и дьявола занимаются поиском истины. Но противостояние веры и неверия длится несколько тысяч лет, а истина все равно ускользает.

3. Тема Пороки человеческого общества.

Проблема: За 2000 лет человечество почти не изменилось: ему свойственны те же пороки и слабости. А встреча с нечистой силой только вскрывает, подсвечивает их.

4. Тема Нравственный выбор и его последствия.

Проблема: Последствия – тяжелый груз для тех, кто отказывается от личной ответственности. Пилат под напором других людей выбирает казнить Иешуа, но понимает, что совершает ужасную ошибку. Это приводит к бесконечному чувству вины, потому что он предает не Иешуа, а справедливость и самого себя, свое нравственное чувство.

5. Тема Милосердие, сочувствие, прощение и искупление.

Проблема: Милосердие и сочувствие – это понимание боли других людей, оплот добра в мире. И каждый имеет на них право. А для получения прощения нужно провести более сложную нравственную работу (Пилат прощен, так как глубоко осознает свою вину и пытается ее искупить).

6. Тема Что такое добро и зло.

Проблема: Люди порой даже не могут определить, что есть добро и зло. Добро в понимании одного человека оборачивается злом для другого. Эта противоречивость затрудняет нравственный выбор человека.

7. Тема Власть и человек, власть и художник.

Проблема: Власть всегда вмешивается в творчество и заставляет служить ей. А если художник отказывается быть пропагандистом, певцом идеологии, режим его уничтожает (судьба мастера).

п.2. Идея и пафос

п.3. Основные герои и их место в образной системе

п.4. Литературные приёмы

✓Сравнение (любовь выскочила как убийца в переулке; кот, громадный, как боров, черный, как сажа; голоса под липами звучали мягче, по-вечернему).
✓Гротеск (сосед превращается в борова, сотрудники Зрелищного управления поют песни против своей воли).
✓Эпитет (больные глаза, утренний вид, колдовская нестойкая одежда, печальные леса, белый плащ с кровавым подбоем).
* Много эпитетов, описывающих разные цвета, свет и тьму.
✓Метафора (дымка страданий; ночь густела, летела рядом, хватало скачущих; исколотая иглами память стала потухать; загорелся мозг, залило огнем уши).
✓Гипербола (девица со скошенными к носу от постоянного вранья глазами).
✓Метонимия (всадник – золотое копье; заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда; вдруг джаз развалился и затих).
✓Синекдоха(костюм сидит за столом и расписывается в документах).
✓Градация нагнетание смысла с помощью синонимов (мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт за свой счет).
✓Стык повествования (глава заканчивается на том, как герой настанет читать роман, следующая глава – сам текст романа в романе).
✓Массовые сатирические сцены, через которые раскрывается образ толпы (представление в варьете, всеобщее пение сотрудников в учреждении).
✓Афоризмы (Рукописи не горят. Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.)
✓Фантастика (расширение пространства в квартире, перемещение Лиходеева в Ялту, говорящий кот, который пьет водку и ездит на трамвае и т.д.)
✓Портреты героев, отражающие их внутренний мир.

п.5. Конфликт романа

Бог и Дьявол не противостоят напрямую, они делают разную работу в мире людей.


Критика по роману "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А.

В.Я. Лакшин: «У Булгакова мы не найдём традиционного религиозного сознания. Но нравственное сознание его было глубоким и прочным. В русской литературе XIX века с именем Достоевского была связана категорическая максима: если Бога нет, то “всё позволено”. Это умозаключение, испытанное гениальным писателем на судьбах Раскольникова и Ивана Карамазова, подтверждалось практикой революционного нигилизма, всегда питавшегося атеизмом. В своём яром натиске богоборчество само становилось подобием веры, открывая дорогу бесчестию (Булгаков проверил это на судьбах Русакова, Пончика-Непобеды).


Однако ещё в XIX столетии русская литература искала и некий “третий тип сознания”, глубоко нравственного, далёкого от воинственного атеизма, но не имевшего примет традиционной веры. Чехов, например, воспринимал своё “неверие” как недостаток, а искание веры ставил в заслугу ищущим душам, но своею личностью и творчеством явил наглядный пример нравственности, имеющей опору в самосознании человека, а не вне его — в ожидании Божьей кары или воздаяния.

Булгакову был близок этот тип миросозерцания: ведь, помимо всего, он врач, естественник, как и Чехов. Сын профессора богословия с уважением относился и к церковной истории, и к некоторым сторонам обрядовости, правда, скорее как к привычной дани верованию отцов, чем потребности души. “Вольнодумство”, свободный ум соединялись в нём с твёрдой верой в справедливость и добро — гуманистический эквивалент христианства.

После первого изумления безнаказанностью всей “клетчатой” компании глаз наш начинает различать, что глумятся-то они, оказывается, там, где люди сами уже до них над собой поглумились.

Заметим: нигде не прикоснулся Воланд, булгаковский князь тьмы, к тому, кто сознаёт честь, живёт ею и наступает. Но он немедленно просачивается туда, где ему оставлена щель, где отступили, распались и вообразили, что спрятались.

Работа его разрушительна — но только среди совершившегося уже распада. Без этого условия его просто нет; он является повсюду, как замечают за ним, без тени, но это потому, что он сам только тень, набирающая силу там, где недостало сил добра, где честь не нашла себе должного хода, не сообразила, сбилась или позволила потянуть себя не туда, где — чувствовала — будет правда. Собственное же положение её (нечисти) остаётся незавидным; как говорит эпиграф к книге: “часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. Всё разорённое ею восстанавливается, обожжённые побеги всходят вновь, прерванная традиция оживает и т. д.

Читайте также: