Критерии оценки результатов научного исследования кратко

Обновлено: 18.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ

НЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто.

Это миф, что параллельные линии не пересекаются, просто ни у кого не хватило терпения проследить их до конца.

Тезисы доклада на тему

Методические рекомендации по соблюдению понятийного аппарата исследовательской работы

(с разъяснением критериев оценивания результатов исследования)

27 октября 2015 г

Понятийный аппарат исследования


Актуальность – начальный и обязательный этап любой исследовательской работы.

Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы. Освещение актуальности не должно быть многословным.

Раскрытие актуальности темы исследования может быть связано:

с не изученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела;

с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.

Недопустима формальная констатация актуальности, что часто встречается в исследовательских работах. Актуальность темы предлагаемого исследования имеет определяющее значение.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.

Определение проблемы исследования - достаточно сложная задача. Любое исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов.

Правильная постановка и ясная формулировка проблемы очень важна, ибо она в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности.

Не менее важно в начале исследования правильно сформулировать тему.

Тема исследования - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна отражать содержание работы и иметь лаконичную формулировку.

С проблемой тесно связан объект и предмет исследования.

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.

Цель - это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования.

Формулировку цели исследования можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

В исследовании может быть только одна цель.

В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования.

Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели.

Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

Гипотеза указывает, как исходный факт следует преобразовать в такое состояние, которое требуется.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

быть логически непротиворечивой;

После формулировки гипотезы следует этап определения методов исследования.

Метод - это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.

Методы исследования традиционно делятся на две группы: теоретические и эмпирические мето ды. Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др.). Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений ( наблюдение, беседа, интервью, анкетирование; изучение, эксперимент ). Для каждого этапа исследования продумываются такая совокупность методов, которая обеспечивает полное и правильное решение поставленных задач.

Критерии оценки научных работ

Уровень постановки исследовательской проблемы

Работа репродуктивного характера – присутствует лишь информация из других источников, нет обобщений, нет содержательных выводов

Работа в целом репродуктивна, но сделаны неплохие самостоятельные обобщения

Работа частично поисковая – в работе есть проблемы, которые имеют частный характер ( не отражающий тему в целом, а касающиеся только каких-то её аспектов)

Работа исследовательская, полностью посвящена решению одной научной проблемы, пусть не глобального плана, но сформулированной самостоятельно.

Актуальность, и оригинальность темы

Тема всем известная, изучена подробно, в литературе освещена полно. При этом автор не сумел показать, чем обусловлен его выбор кроме субъективного интереса, связного с решением личных проблем или любопытством

Тема малоизученная, практически не имеющая описания, для раскрытия которой требуется самостоятельно делать многие выводы, сопоставляя точки зрения из соседних областей исследования.

Работа представляет собой бессистемное изложение того, что известно автору по данной теме.

Работе можно заметить некоторую логичность в выстраивании информации, но целостности нет.

Отмечается смысловая законченность, целостность и связность текста , логичный переход от одной мысли к другой, от одного предложения к другому. Важнейшим средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические структуры в виде слов или их сочетаний, указывающие на последовательность развития мысли

Корректность в использовании литературных источников

В работе практически нет ссылок на авторов тех или иных точек зрения, которые местами могут противоречить друг другу и использоваться не к месту.

Противоречий нет, но ссылок либо практически нет, либо они делаются редко, далеко не во всех необходимых случаях.

Текст содержит наиболее необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда делается информация принципиального содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.)

Текст содержит все необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда даётся информация принципиального содержания (определения, описания, обобщения, характеристика, мнение, оценка т.д.), при этом автор умело использует чужое мнение при аргументации своей точки зрения, обращаясь к авторитетному источнику.

Нет списка литературы

Незначительное количество источников источника

Список имеет несколько источников, но упущены некоторые важные аспекты рассматриваемой проблемы.

Список охватывает достаточное количество источников по заявленной теме, составленные строго по стандартам

ГОСТ 7.1–2.2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления

ГОСТ 7.0.12-201 Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила

ГОСТ 7.82-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления

ГОСТ Р 7.05-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления

Известные к данному моменту времени теоретические и практические знания, отобраны и описаны по определенной схеме.

Результаты исследования имеют влияние на существующие концепции, подходы, идеи, теоретические представления в определенной области.

Сформулированы новые теоретические знания об окружающей действительности в выбранной области исследования

Работа поверхностна, иллюстративна, источники в основном имеют популярный характер.

Работа строится на основе одного серьёзного источника, остальные – популярная литература, используемая как иллюстрация.

Рассмотрение проблемы строится на содержательном уровне, но глубина рассмотрения относительна.

Рассмотрение проблемы строится на достаточно глубоком содержательном уровне.

Практическая значимость работы

Отсутствие практической значимости для коллег, студентов и производства

Незначительная значимость исследования

Предложенные решения проблемы имеют достаточное практическое значение для коллег и для учебного процесса

Решения проблем, предложенные в работе имеют практическую ценность для учебного процесса, производства и общества в целом

Оформление носит абсолютно случайный характер, обусловленный собственной логикой автора.

Работа имеет нестрогую структуру

Работа в общем соответствует требованиям, но имеет некоторые недочёты, либо одно из требований не выполняется.

Работа имеет чёткую структуру, обусловленную логикой темы, правильно оформленный список литературы, корректно сделанные ссылки и содержание (оглавление).

Параметрами оценивания научных исследований являются следующие: актуальность исследования, научная новизна, теоретическое и практическое значение полученных результатов, их достоверность [2]. Их оценка позволяет судить об исследовании, о его промежуточных и итоговых результатах. Особенностью указанных параметров является их внутренняя взаимосвязь, их корреляция и даже взаимообусловленность. Например, практическая значимость предопределяется теоретической значимостью. Подобным образом дело обстоит и с другими параметрами.

Важным параметром любого исследования, в том числе и диссертационного, служит его актуальность.Этот параметр указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики исследуемой области, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения, которые могут дать наук и практика в настоящее время.

При оценки актуальности фундаментальных исследований исходят из теоретической значимости темы, степени разработанности проблемы в науке, учитывают то влияние, которое могут оказать ожидаемые результаты на существующие теоретические представления в данной области. При подведении итогов научной работы оцениваются естественно реальное влияние полученных результатов.

При оценке актуальности технологических работ в первую очередь принимаются во внимание практическая потребность в разработке темы. Степень решения данного вопроса на практике, предполагаемый социальный и экономический эффект от внедрения. Прогноз в этом случае более надёжен, чем для фундаментальных работ.

Научная новизнахарактеризует одну из основных содержательных сторон результата исследования новые теоретические положения, которые ранее не были известны и не зафиксированы в науке и практике. Из них проистекают обоснованные практические рекомендации.

Суть соответствующей рубрики оценочно-методологической части диссертации состоит в том, чтобы строго без преуменьшения, и преувеличения, к чему нередко стремятся диссертанты, перечислить те новые положения, которые добыты и сформулированы диссертантом.

Для оценки результата с точки зрения новизны существенно выделить следующие характеристики.

Вид новизны.Можно выделить теоретическую новизну (концепция, гипотеза, закономерность, терминология и т. д.) и практическую (правило. Предложение, рекомендация, средство, требования, методическая система и т. д.). В зависимости от типа работы на первый план будет выходить его теоретическая или практическая новизна или оба вида одновременно.

Указание уровня новизнырезультата, места полученных знаний в ряду известных, их преемственности. Итоги новых исследований в сопоставлении с уже известными в науки данными могут выполнять различные функции – уточнять, конкретизировать известное, дополнять его, либо коренным образом преобразовывать.

Уровень конкретизации:новый результат уточняет известное, конкретизирует отдельные теоретические или практические положения. Изменения затрагивают частные вопросы, отдельные положения, не имеющие принципиального значения для понимания сути явления, процесса.

Уровень дополнения:новый результат расширяет известные теоретические положения, практические рекомендации. Приращение носит существенный характер, открывает новые аспекты, грани проблемы, выделяются новые элементы, части, которые ранее не были известны. В целом нововведение не изменяет картину, а дополняет её.

Уровень преобразованияхарактеризуется принципиально новыми подходами, которых раньше в теории и практике не было, коренным образом отличающимися от известных представлений в данной области.

Теоретическое значениепоказывает влияние результатов исследования на существующие концепции, походы, идеи, теоретические представления в исследуемой области, характеризует ценностную сторону результатов исследования.

Для характеристики теоретической значимости результатов исследований учитывают новизну, концептуальность и доказательность, перспективность. Каждый показатель может быть ранжирован. В зависимости от области и тематики данные критерии наполняются конкретным содержанием.

Практическое значениерезультатов исследования указывает на изменения, которые произошли или могут быть достигнуты в результате внедрения полученных результатов в практику.

Оценка результатов исследования с использованием рассматриваемого параметра обычно вызывает наименьшие затруднения в силу своей очевидности. Необходимо лишь, добросовестно проанализировав, кратко описать те новые практические задачи (группы, классы задач), которые позволяет дополнительно решать либо сама созданная диссертантом теория (когда исследования носит целостный объектный характер), либо совокупная теория объекта, усовершенствования с учётом новых данных, полученных диссертантом.

Практическая значимость результатов диссертационных исследований зависит от числа и состава пользователей, заинтересованных в результатах работы; масштаба внедрения (область, регион, государство); степени готовности результатов к внедрению (начальный, основной, завершающий): предполагаемого социально-экономического эффекта от внедрения.

Достоверность результатов научного исследования.Речь идёт, в сущности, об оценке соответствия теоретической модели объекту исследования. Теоретическая модель исследуемого объекта считается завершённой в том случае, если эта модель во всех возможных условиях своего реального существования ведёт себя так же, как и исследуемый объект и при этом структура объекта и модели изоморфны [2 ].

Любое теоретическое построение – теорию, концепцию, закон – можно считать достоверным в том случае, если они подтверждаются практикой. На этом и строится методики экспертизы теоретических моделей на достоверность, т. е. на их изоморфность реальности.

Планирование и этапы диссертационного исследования

Любое научное исследование должно начинаться с планирования этапов его выполнения. В общем случае при планировании должны учитываться следующие виды работ:

1) Подготовительные работы:

- составление чернового плана по теме;

- ознакомление с научной литературой по теме;

- накопление научной информации по теме;

- ознакомление с литературой о методах научной работы, технике организации и гигиене умственного труда, методиках работы с научной литературой и ресурсами Интернет.

2) Выбор темы диссертации:

- обоснование актуальности выбранной темы;

- определение цели и задач исследования.

3) Овладение методами исследования:

- изучение методов научного исследования;

- проверка на практике методов и приёмов, необходимых для работы над темой.

4) Консультация со специалистами:

- консультации с научными руководителям;

- консультации со специалистами в организациях.

5) Обзорные рефераты по теме:

- изучение литературы и других информационных материалов по теме;

- составление обзорных рефератов и обсуждение их со специалистами;

- выбор систем хранения и обработки первичной научной документации

7) Собственно-исследовательская работа:

- выяснение современного состояния по теме;

- систематическое изучение литературы и других необходимых материалов по теме, их критическое осмысление;

- уточнение рабочего плана;

- составление развёрнутого плана научных исследований с выделением центральной задачи, главного эксперимента.

8) Сбор информации по теме диссертации:

- систематическое изучение литературы и многих других материалов по теме, анализ и учёт информационных данных.

9) Накопление собственных научных факторов:

- различные формы накопления оригинальных научных результатов, их обработка и систематизация.

10) Оформление предварительных научных результатов по теме:

- анализ и обобщение полученных данных, ориентировочные выводы, обсуждение их в научных коллективах.

- подготовка реферата или научного отчёта по работе с предварительными выводами по теме.

12) Организация дополнительных экспериментов, наблюдений или разработок:

- если критические замечания специалистов потребуют расширенной программы исследований или уточнения каких либо положений, то организуются дополнительные эксперименты.

13) Завершение плановых и дополнительных работ по теме:

- анализ с научным руководителем или консультантом проделанной работы, оценка её теоретической и практической ценности в плане творческой идеи и замысла автора.

Научно-исследовательская работа магистранта проходит под руководством научного руководителя и в постоянном контакте с ним в течение всего времени обучения в магистратуре. Эта работа организуется и выполняется согласно методических указаний по научно-исследовательской работе магистранта.

На стадии завершения исследования возникает необходимость, подвести итоги, четко и конкретно определить, какое новое знание получено и каково его значение для науки и практики. В этом случае в качестве главных критериев оценки результатов научной работы выступают – научная новизна, теоретическая и практическая значимость, готовность результатов к использованию и внедрению. Кратко остановимся на этих аспектах оценки результатов научного исследования.

Необходимости получения нового знания подчинен весь ход исследования и все его методологические характеристики. В первом приближении вопрос о научной новизне результатов исследования, как правило, возникает еще на стадии определения предмета исследования – необходимо обозначить, относительно чего будет получено такое знание. Новое знание в виде предположения о нем выдвигается в гипотезе. Но вот завершен определенный этап исследования или выполнена вся работа в целом. Теперь, при осмыслении и оценке промежуточных и окончательных результатов, нужно дать конкретный ответ на вопрос о его научной новизне: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые? Если нет убедительного ответа на этот вопрос, может возникнуть серьезное сомнение в смысле и ценности всей работы. И здесь проявляется соотнесенность основных методологических характеристик: чем конкретнее сформулирована проблема и выделен предмет исследования, показана практическая и научная актуальность темы, тем яснее самому исследователю, что именно он выполнил впервые, каков его конкретный вклад в науку.

Во введении научного исследования указываются следующие критерии:

Критерий научной новизны характеризует содержательную сторону результатов исследования, то есть новые теоретические положения и практические ре­комендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в психолого-педа­гогической науке и практике.

Обычно принято выделять научную новизну в теоретических результатах (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т. д.) и практических (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т. п.).

Нужно различать два способа представления научной новизны результатов исследования: описание новизны и ее содержательное изложение. Простое описание (упоминание) полученных исследователем научных результатов уместно в том случае, когда новые результаты входят в состав других характеристик исследования, например, защищаемых положений или заключения о теоретической значимости работы. Приведем примеры описания научной новизны результатов исследования: “выявлены два типа построения заданий, связанных с формированием теоретических знаний”, или “определена эффективность игровых приемов обучения, применяемых в контексте современной методики руководства детской изобразительной деятельностью”. Для целей методологической рефлексии подобное описание может оказаться достаточным, поскольку оно в общем виде включает и содержание полученных новых результатов. Без самих результатов описание их было бы невозможно.

Для экспертизы качества исследовательской работы может потребоваться содержательное изложение новых результатов, объединенное с их описанием, чтобы читатель мог ясно представить, в чем конкретно они состоят. Приведем пример такого изложения: “Определены дидактические основания требований к всесторонней проверке усвоения теоретических знаний в общественных науках. К их числу относятся: а) конкретизированный перечень целей изучения теоретических знаний в общественных науках; б) типология теоретических знаний, обеспечивающая всестороннюю их проверку у учащихся; в) требование усвоения знаний до готовности их к творческому применению”.

Следующие два критерия, определяют значимость результатов исследования для науки и практики.

Критерий теоретической значимости определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории и истории педагогики. Он дает возможность судить о сущности и закономерности психолого-педагогических процессов и явлений, непос­редственно связан с научной новизной и степенью сформированности теоретичес­ких положений, то есть концептуальностью, доказательностью сделанных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки вопросов прикладного плана.

Нередко определение новизны и теоретической значимости идут под одной рубрикой и, фактически, в лучшем случае дело сводится к научной новизне. Например, указывается, что “научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: обоснована сущность самовоспитания молодых педагогов . охарактеризована специфика направленности самовоспитания. раскрыты педагогические условия наиболее успешного и эффективного осуществления самовоспитания молодых специалистов в области педагогики. ”. Подобный подход допустим только в том случае, если исследование носит явно выраженный теоретический характер. Более правильным будет сначала выделить положения, которые ранее отсутствовали в науке и получены исследователем в результате научного поиска, а затем показать их теоретическую значимость для дальнейшего развития науки.

Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения ре­зультатов исследования в практику. Прикладная значимость результатов зависит от числа и категорий лиц, заинтересованных в результатах науч­ного труда, масштаба внедрения, степени готовности к этому результатов исследования, предполагаемого социально-экономического эффекта.

Защищаемые положения.У молодых исследователей часто возникают вопросы: Какие положения научной работы выносить на защиту? Как их правильно сформулировать? Сколько таких положений должно быть? Постараемся кратко дать на них ответы.

На защиту, как правило, выносятся те положения, которые могут служить показателями качества исследовательской работы. Они должны представлять собой по отношению к гипотезе тот ее преобразованный фрагмент, который содержит “в чистом виде” что-то спорное, не очевидное, что нуждается в защите и что, поэтому, нельзя спутать с общепринятыми исходными положениями. Такие положения содержат утверждения о необходимых и достаточных условиях протекания педагогических процессов, о структурных элементах какого-либо вида педагогической деятельности, критериях, требованиях, границах, функциях и т. п.

Таким образом, на защиту следует выносить те положения, которые определяют научную новизну исследовательской работы, ее теоретическую и практическую значимость, которые ранее не были известны в науке или педагогической практике и поэтому нуждаются в публичной защите. Формулировать эти положения необходимо кратко, логично, лаконично, но в тоже время, чтобы в них уже присутствовали элементы доказательности, обоснованности и достоверности. Количество положений, выносимых на защиту, определяет сам автор, но, опыт свидетельствует, что для диссертационной работы их может быть не более 3–5, а для курсовой и дипломной работы не более 2–3.

Параметрами оценивания научных исследований являются следующие: актуальность исследования, научная новизна, теоретическое и практическое значение полученных результатов, их достоверность [4]. Их оценка позволяет судить об исследовании, о его промежуточных и итоговых результатах. Особенностью указанных параметров является их внутренняя взаимосвязь, их корреляция и даже взаимообусловленность. Например, практическая значимость предопределяется теоретической значимостью. Подобным образом дело обстоит и с другими параметрами.

Важным параметром любого исследования, в том числе и диссертационного, служит его актуальность. Этот параметр указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики исследуемой области, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения, которые могут дать наука и практика в настоящее время.

При оценке актуальности фундаментальных исследований исходят из теоретической значимости темы (на первом этапе – из предполагаемой), степени разработанности проблемы в науке, учитывают то влияние, которое могут оказать ожидаемые результаты на существующие теоретические представления в данной области. При подведении итогов научной работы оцениваются, естественно, реальное влияние полученных результатов.

При оценке актуальности технологических (архитектурно-дизайнерских, педагогических) работ в первую очередь принимается во внимание практическая потребность в разработке темы, степень решения данного вопроса на практике, предполагаемый социальный и экономический эффект от внедрения. Прогноз в этом случае более надежен, чем для фундаментальных работ.

Научная новизна характеризует одну из основных содержательных сторон результата исследования новые теоретические положения, которые ранее не были известны и не зафиксированы в науке и практике. Из них проистекают обоснованные практические рекомендации.

Суть соответствующей рубрики оценочно-методологической части диссертации состоит в том, чтобы строго без преуменьшения, и преувеличения, перечислить те новые положения, которые добыты и сформулированы магистрантом.

Для оценки результата с точки зрения новизны существенно выделить следующие характеристики.

Вид новизны. Можно выделить теоретическую новизну (концепция, гипотеза, закономерность, терминология и т.д.) и практическую (правило, предложение, рекомендация, средство, требование, методическая система и т.д.). В зависимости от типа работы (фундаментальная, технологическая) на первый план будет выходить его теоретическая и практическая новизна или оба вида одновременно.

Указание уровня новизны результата, места полученных знаний в ряду известных, их преемственности. Итоги новых исследований в сопоставлении с уже известными в науке данными могут выполнять различные функции – уточнять, конкретизировать известное, дополнять его, либо коренным образом преобразовывать.

Уровень конкретизации: новый результат уточняет известное, конкретизирует отдельные теоретические или практические положения. Изменения затрагивают частные вопросы, отдельные положения, не имеющие принципиального значения для понимания сути явления, процесса.

Уровень дополнения: новый результат расширяет известные теоретические положения, практические рекомендации. Приращение носит существенный характер, открывает новые аспекты, грани проблемы, выделяются новые элементы, части, которые ранее не были известны. В целом нововведение не изменяет картину, а дополняет ее.

Уровень преобразования характеризуется принципиально новыми подходами, которых раньше в теории и практике не было, коренным образом отличающимися от известных представлений в данной области.

Теоретическое значение показывает влияние результатов исследования на существующие концепции, подходы, идеи, теоретические представления в исследуемой области, характеризует ценностную сторону результатов исследования.

Для характеристики теоретической значимости результатов исследований учитывают новизну (а), концептуальность и доказательность (б), перспективность (в). Каждый из показателей может быть ранжирован. В зависимости от области и тематики данные критерии наполняются конкретным содержанием.

Практическое значение результатов исследования указывает на изменения, которые произошли или могут быть достигнуты в результате внедрения полученных результатов в практику.

Практическая значимость результатов диссертационных исследований зависит от числа и состава пользователей, заинтересованных в результатах работы; масштаба внедрения (область, регион, государство); степени готовности результатов к внедрению (начальный, основной, завершающий); предполагаемого социально-экономического эффекта от внедрения.

Достоверность результатов научного исследования. Речь идёт, в сущности, об оценке соответствия теоретической модели объекту исследования. Теоретическая модель исследуемого объекта считается завершённой в том случае, если эта модель во всех возможных условиях своего реального существования ведёт себя так же, как и исследуемый объект и при этом структура объекта и модели изоморфны [4].

Любое теоретическое построение – теорию, концепцию, закон – можно считать достоверными в том случае, если они подтверждаются практикой. На этом и строятся методики экспертизы теоретических моделей на достоверность, т.е. на их изоморфность реальности.

Вместе с тем разработаны и аналитические методы определения достоверности полученных в исследовании результатов. Но они, естественно, не могут служить окончательным доводом в пользу достоверности теоретической модели. Даже эксперимент имеет в этом смысле определенные ограничения.

Планирование и этапы диссертационного исследования

Любое научное исследование должно начинаться с планирования этапов его выполнения. В общем случае при планировании должны учитываться следующие виды работ:

1) Подготовительные работы:

– Предварительный выбор темы диссертации;

– составление чернового плана по теме;

– ознакомление с научной литературой по теме;

– накопление научной информации по теме;

– ознакомление с литературой о методах научной работы, технике организации и гигиене умственного труда, методиках работы с научной литературой и ресурсами Интернет.

2) Выбор темы диссертации:

– обоснование актуальности выбранной темы;

– определение цели и задач исследования.

3) Овладение методами исследования:

– изучение методов научного исследования;

– проверка на практике методов и приемов, необходимых для работы над темой.

4) Консультации со специалистами:

– консультации с научным руководителем;

– консультации со специалистами на производстве.

5) Обзорные рефераты по теме:

– изучение литературы и других информационных материалов

– составление обзорных рефератов и обсуждение их со специалистами.

– выбор систем хранения и обработки первичной научной документации.

7) Собственно-исследовательская работа:

– выяснение современного состояния вопроса по теме;

– систематическое изучение литературы и других необходимых материалов по теме, их критическое осмысление;

– уточнение рабочего плана;

– составление развернутого плана научных исследований с выделением центральной задачи, главного эксперимента.

8) Сбор информации по теме диссертации:

– систематическое изучение литературы и других материалов по теме, анализ и учет информационных данных.

9)Накопление собственных научных фактов:

– различные формы накопления оригинальных научных результатов, их обработка и систематизация.

10) Оформление предварительных научных результатов по теме:

– анализ и обобщение полученных данных, ориентировочные выводы, обсуждение их в научных коллективах.

– подготовка реферата или научного отчета по работе с предварительными выводами по теме.

12) Организация дополнительных экспериментов, наблюдений или разработок:

– если критические замечания специалистов потребуют расширенной программы исследований или уточнения каких-либо положений, то организуются дополнительные эксперименты.

13) Завершение плановых и дополнительных работ по теме:

– анализ с научным руководителем или консультантом проделанной работы, оценка ее теоретической и практической ценности в плане творческой идеи и замысла автора.

Этапы диссертационного исследования

Научно-исследовательская работа магистранта проходит под руководством научного руководителя и в постоянном контакте с ним в течение всего времени обучения в магистратуре. Индивидуальный учебный план работы магистранта заполняется магистрантом совместно с научным руководителем после выбора темы магистерской диссертации в начале I семестра (Приложение 2).

В каждом семестре совместно с научным руководителем уточняется план научно-исследовательских работ, включающий цели и задачи данного этапа НИР. Каждый раздел – этап выполнения магистерской диссертации – соответствует работе магистранта в семестре. В индивидуальном плане указываются цель и содержание научно-исследовательской работы; планируемые сроки выполнения различных видов научно-исследовательских работ (изучения информационных источников, проведения экспериментальных исследований и др.); ожидаемые результаты проделанной работы и форма их представления (литературно-патентный обзор, статья, доклад, заявка на изобретение и др.).

Результатом научно-исследовательской работы в I, II и III семестрах является отчет магистранта, содержащий изложение изученной литературы, её обобщение и представление в форме, удобной для анализа и выводов, предварительную постановку задачи исследования. Научный руководитель дает рецензию на отчет исходя из научно-исследовательской работы магистранта в течение семестра и содержания отчета.

Научно-исследовательская работа в I семестре заключается в подборе и изучении литературы по теме магистерской диссертации, осмыслении места темы магистерской диссертации в общей системе научных знаний по выбранной теме, разработке предварительной постановки задачи, участие в конференциях различного уровня.

В результате знакомства магистранта с литературой, с непосредственным участием научного руководителя формируется предполагаемая тема научного исследования. В процессе определения темы магистерской диссертации происходит более целеустремленное и глубокое изучение литературных источников, осмысление изученного материала. Желательно ознакомиться со всеми видами источников, содержание которых связано с темой исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, официальные материалы. Изучение литературы по выбранной теме следует начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. Следует иметь в виду, что не все полученные данные будут использованы полностью в магистерской диссертации, часть из них может оказаться бесполезной. Это специфика научной работы: научное творчество включает значительную долю черновой работы.

Научно-исследовательская работа во II семестре заключается в конкретизации, окончательной постановке задачи, включая описание исследуемого объекта, формирование целей и критериев, поиск методов решения, обоснование выбранного метода анализа, техники эксперимента, проведения экспериментальных исследований. Поставленная задача должна быть такова, чтобы прогнозируемые результаты содержали новое, существенное. Поисковое исследование должно быть нацелено на научную новизну, теоретическую и практическую значимость. В процессе разработки методики анализа задачи магистерской диссертации рекомендуется использовать современные информационные технологии.

Научно-исследовательская работа в III семестре заключается в окончательной постановке задачи магистерской диссертации, выборе метода решения и его реализации, включая сбор информации, её статистическую обработку, оценку точности и достоверности данных, получение численных результатов. Из проделанной научно-исследовательской работы должны следовать правомерность использования предложенных методов, обоснование их использования в каждом конкретном случае, новизна и практическая значимость полученных данных, результатов, выводов.

Научно-исследовательская практика в IV семестре – заключительный этап работы над магистерской диссертацией, состоящий в доведении исследований по теме до законченных теоретических и практических результатов; написании и оформлении магистерской диссертации; подготовки к предзащите и защите магистерской диссертации.

Написание диссертации

Есть два варианта последовательности написания глав и параграфов. Первый – в соответствии с планом диссертации. На наш взгляд, более целесообразен второй вариант: сначала автор пишет те разделы, которые для него легче, достаточно проработаны, а на конец оставляются наиболее трудные разделы.

Начинайте писать, как только накоплен материал по очередному параграфу. Используйте целевой подход, т.е. определите цель, результат, к которому необходимо прийти. Сформулируйте примерные выводы. Составьте план раздела.

Первоначально не надо много времени тратить на формулировки: поменьше обращайте внимания на литературную сторону. Вы еще не раз вернетесь к началу и по ходу дела улучшите стиль изложения. Выбирайте знакомые слова. Старайтесь делать фразы простыми и ясными, тем более, что и писать таким образом значительно легче.

Работа над первым вариантом диссертации начинается с общей оценки ее построения. Следует посмотреть, насколько логично и последовательно изложен материал, достаточно ли аргументированы отдельные положения, выделены ли основные, удалось ли отчетливо показать, что нового несет в себе работа. С особой тщательностью проверяются все формулировки и определения.

После устранения структурных дефектов можно приступать к оценке объема приводимых в работе материалов и степени подробности их изложения. При этом следует избегать как излишней лаконичности, так и слишком подробного изложения материала и стремиться к примерно одинаковому объему параграфов диссертации.

Следующий этап – проверка правильности оформления диссертации. Здесь все должно быть сделано в соответствии с определенными правилами (см. ниже). Касаются они фактически всех элементов работы: ее рубрикации, ссылок на источники, цитирования, составления библиографических указателей, оформление таблиц и иллюстративных материалов и т.д.

Заключительный этап – литературная правка. Основными ее задачами являются: достижение единства стиля изложения; подготовка соображений по поводу того, как должен излагаться текст и какие потребуются в нем выделения; проверка правильности орфографии и пунктуации.

Под исследованием в педагогике понимаются процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях обучения и воспитания, теории и методике организации учебно-воспитательного процесса, его содержании, принципах, методах и формах, управлении образованием. Научное исследование основывается на точно установленных фактах, которые допускают их эмпирическую проверку, опирается на уже известные теории, отличается целенаправленностью, систематичностью, взаимосвязью всех элементов, процедур и методов. Научно-педагогическое исследование можно охарактеризовать с точки зрения его качества и эффективности.

Качество исследования тесно связано с потребительной стоимостью продукта науки, находится с ней в диалектическом единстве. Для оценки степени полезности всякой потребительной стоимости, в данном случае полезности научной продукции, прибегают к исследованию ее качества, совокупности теоретических и практических положений, полученных в итоге исследования. Качество исследования детерминируется новизной, актуальностью, теоретической и практической значимостью полученных в исследовании результатов.

Качество фундаментальных научно-педагогических исследований определяется принципиально новыми концепциями, идеями, подходами в области обучения и воспитания, теории и истории педагогики, значимостью полученных результатов для теории и практики, перспективой, которую они открывают для развития прикладных исследований.

Качество прикладных научно-педагогических исследований и разработок определяется их практической значимостью, влиянием на процессы обучения и воспитания, актуальностью полученных знаний. Превращение потенциальной потребительной стоимости исследования в действительную происходит в процессе внедрения научного продукта в практику.

Эффективность научно-педагогического исследования можно рассматривать в социальном и экономическом плане. Для большинства педагогических исследований характерен социальный эффект.

Основной единицей анализа качества педагогического исследования является его результат (продукт). Для оценки качества результат должен быть раскрыт с содержательной и внутренне связанной с ней аксиологической (ценностной) стороны. Содержательную сторону результата характеризует критерий новизны. Ценностную сторону - критерии теоретической и практической значимости, актуальности. Теоретическая и практическая значимость характеризует реальную ценность полученных результатов, актуальность - потенциальную, которая может быть выявлена после завершения работы.

В основе оценки качества научно-педагогических исследований лежит дифференцированный подход. Результат исследования оценивается в зависимости от области педагогики и типа работы с помощью общенаучных, типовых и конкретно-научных критериев.

Критерии качества должны быть семантически однозначными, одинаково пониматься как самими разработчиками, так и экспертами.

Для описания новизны мы предлагаем использовать следующие характеристики.

Вид новизны. С этой точки зрения можно выделить теоретическую новизну (концепция, гипотеза, терминология и т.д.) и практическую (правило, предложение, рекомендация, средство, требование, методическая система и т.д.). В зависимости от типа работы и области исследования на первый план будет выходить его теоретическая или практическая новизна.

Уровень новизны - характеризует место полученных знаний в ряду известных и их преемственность. Он оценивается с помощью уровня конкретизации, дополнения и преобразования.

Критерий теоретической значимости характеризует ценностную сторону результата, показывает влияние результатов исследования на существующие концепции, подходы, идеи, теоретические представления в области обучения и воспитания, определяет вклад работы в развитие педагогической науки, ценностную сторону результатов исследования. В отличие от критерия актуальности он характеризует готовый продукт исследования, менее зависит от времени и может не совпадать с актуальностью. Нередко правильная оценка работ дается через несколько лет, когда более четко обозначатся изменения, которые произошли в теории под влиянием полученных результатов.

По степени и широте влияния на теорию мы выделяем несколько уровней теоретической значимости: общепедагогический уровень, дисциплинарный уровень, общепроблемный уровень, частнопроблемный. Перечисленные уровни условны, границы между ними подвижны, однако в большинстве случаев их можно определить.

Теоретическая значимость исследования тесно связана с его новизной, степенью сформированности теоретических положений, т.е. концептуальностью, доказательностью полученных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки прикладных тем. В фундаментальных исследованиях концептуальность является сущностной характеристикой и отражает теоретическое кредо автора. Исследование, лишенное концепции, будет носить описательный или эклектический характер и в теоретическом отношении малоубедительно. Критерий теоретической значимости позволяет получать знания о сущности и закономерностях процесса воспитания, совершенствовать и преобразовывать практику, намечать проекты новой педагогической деятельности.

Критерии практической значимости характеризует реальные достижения в обучении и воспитании, организации различных видов деятельности, методике преподавания, которые стали результатом использования педагогических исследований в практику.

Практическая значимость результатов прикладных педагогических исследований и разработок зависит от следующих показателей.

Число и состав пользователей, заинтересованных в результатах исследования; масштаб использования результатов; социально-экономический эффект; готовность результатов исследования к использованию. В зависимости от степени разработанности дидактических и методических предложений и предписаний различают начальный, основной и завершающий этапы готовности. В зависимости от области применения полученных результатов можно выделить три уровня практической значимости: частнометодический уровень, общеметодический уровень, общедидактический уровень.

Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания, характеризует противоречия, возникающие между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения. Критерий актуальности динамичен, зависит от времени, конкретных условий и специфических обстоятельств.

При определении аргументации актуальности работ возникают теоретические вопросы. Главным из них является определение факторов выбора тематики исследований. Утвердилось представление, что достаточно учесть социальный заказ, перечислить общественно значимые проблемы, которые следует решить в данный момент, для того, чтобы тема автоматически стала актуальной. Подобное обоснование актуальности недостаточно полно и нуждается в дополнительной аргументации. Социальный заказ определяет лишь направление научного поиска, но не конкретную проблематику. Социальный заказ вытекает из анализа практики. Научная проблема находится в другой плоскости. Она определяет основное противоречие, которое должно быть преодолено средствами науки. Постановка научной проблемы - творческий акт, требующий особого видения, специальных знаний и квалификации. Перевод социального заказа на язык научной проблематики предполагает выделение главных, кардинальных вопросов, поиск узловых противоречий, решение приоритетных задач.

Методы определения новизны результатов научно-педагогических исследований.

Метод эталонного сравнения включает: составление эталона; анализ и классификацию полученных результатов; сравнение базового варианта и результатов анализируемой работы. За эталон (базовый вариант) принимают известные к данному моменту времени теоретические и практические знания в области народного образования и педагогики, отобранные и описанные по определенной схеме. Составление базового варианта предполагает анализ литературы по искомой проблеме, классификацию знаний по видам и их описание с помощью соответствующих характеристик. Таким образом получают перечень основных результатов (концепций, методов, идей, рекомендаций и т.д.) по искомой проблеме, которые будут выполнять роль эталона. Данный эталон относителен и действует определенное время.

На этапе анализа и классификации эксперты анализируют результаты оцениваемой работы и классифицируют ее по видам знаний, содержанию и уровню новизны. На заключительном этапе проводится сравнение базового варианта (эталона) и результатов анализируемой работы. В зависимости от степени совпадения или несовпадения базового варианта и полученных результатов итоги анализируемой работы оцениваются как известные или новые.

Информационный метод определения новизны включает поиск документа, в котором с наибольшей вероятностью могут содержаться аналогичные выводам из искомой работы. Поиск проводится с помощью автоматизированных информационно-поисковых систем. Фиксируются лишь название документа и основные задачи, поставленные в работе. Методика определения новизны сводится к поиску релевантного документа, содержание которого в наибольшей степени соответствует содержанию анализируемого источника. Все документы в базе данных предварительно индексируются с помощью рубрикатора и тезауруса.

Читайте также: