Крещение иисуса христа кратко

Обновлено: 07.07.2024

Православные христиане отмечают 19 января один из двунадесятых главных христианских праздников-Крещение Господне или Богоявление.

Этот праздник напоминает нам о евангельском событии, когда Иисус Христос в возрасте 30 лет крестился Иоанном Предтечей в водах реки Иордан.

Христиане стали отмечать этот праздник ещё с апостольских времён. Так апостол Пётр на вопрошание народа: Что им делать?-сказал: "Покайтесь, и да креститеся каждый из вас во имя Иисуса Христа". (Деяния апостолов. 2:37-38).

Предыстория праздника Крещения

Накануне прихода Христа на Землю иудеи переживали полный моральный упадок. Языческий мир погряз в пороках и беззаконии. Люди служили дьяволу, оставив и забыв своего Творца.

Исцелить этот падший мир предстояло Христу-Спасителю своими проповедями, смертью и воскрешением.

Иудеи напряжённо ждали Мессию. Поэтому, когда последний иудейский пророк Иоанн Предтеча, призвал ожидающих Спасителя, очиститься в водах Иордана, к нему пришли многие тысячи людей.

Крестилась вся Иудея, кроме лицемерных, притворно набожных фарисеев (монашеский чин) и саддукеев-циничных аристократов (законников), от которых Иоанн (зная их лживую натуру), потребовал, не просто устного покаяния, а реальных добрых дел. В результате этого, они поняли, что ничего "полезного" для их, от прихода Мессии не стоит ждать.

Крещение Господне

Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта (где он вместе с Богородицей скрывался, чтобы не быть убитым Иродом), затем жил до 30 лет в городке Назарет, находящемся в Галилее (Сирия), работая там плотником.

Согласно иудейскому закону, после 30 лет можно было принимать сан священника, поэтому наступило время явления Христа израильскому народу.

Иисус пришёл из Галилеи на Иордан, чтобы наряду с другими, принять крещение от пророка Иоанна, а также, чтобы "исполнить всякую правду", то есть явить преданность и послушание заповедям Божьим.

Святой Иоанн, увидев перед собой Сына Божия, не подверженного греху, стал сам просить у Христа крещения, как человек, находящийся под спудом греха ослушания, перешедшего от Адама и Евы на весь человеческий род.

Однако, когда Христос сказал Иоанну: "Оставь, ибо надлежит нам исполнить всякую правду", то Иоанн Креститель покрестил Иисуса Христа.

Таким образом Иоанн Креститель исполнил глагол Божий, повелевавший ему выйти из пустыни: "На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым".

Христос пришёл креститься, чтобы освятить Собой воду, и тем самым даровать нам купель святого крещения.

Когда же после крещения Господь выходил из Иордана, то отверзлись небеса и Дух Святой сошёл на Него в виде голубя, и раздался глас с небес: "Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором моё благоволение".

Дух Святой явился людям в виде голубя, так как он символизирует собой любовь (мы же иногда слышим: любят друг друга, как голубки), чистоту и кротость.

В начале служения Иисуса израильтянам, Бог возвещает и подтверждает, что Иисус-Его Сын (Марк.1:11), а с другой стороны, что Иисус-это Агнец (Иоанн. 1:29), подчиняющий себя Закону Божьего суда, как и вся прочая грешная плоть.

Почему праздник Крещения называют также Богоявлением?

Дело в том, что при Крещении Господа было явление всех Лиц Пресвятой Троицы: Голос Бога Отца, свидетельствующий о Его Сыне; Сын Бога, крещенный Иоанном в реке Иордан, и Дух Святой, сошедший в образе голубя на Сына Божьего.

Крещение-одно из семи главных церковных Таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе.

Трёхкратное погружение в воду верующего во Христа, символизирует смерть Христову, а восхождение из воды-приобщение крестившегося к трехдневному Воскресению Христа.

Освящение воды в Крещение

Особенностью праздника Крещения является два Великих водоосвящения (в отличие от малых, которые могут осуществляться в любые другие дни).

Первое Великое водоосвящение проводится в храме, в Навечерие Богоявления, то есть в Крещенский сочельник: накануне праздника Крещения.

Второе водосвятие проводится в сам праздник Крещения (Богоявления) под открытым небом.

После богослужения в храме, совершается Крестный ход к ближайщему природному источнику воды: реке, озеру, пруду, роднику.

Во льду водоёма имеется уже готовая прорубь в виде креста, которая называется Иорданью.

Освященную воду называют Агиасмой (в переводе с греческого-святыня) или просто-Крещенская вода.

Святую воду не стоит набирать в посуду из-под алкоголя или пива.

Поскольку празднование Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, заканчивается Отданием праздника 27 января, то святую воду можно набирать вплоть до этого числа.

Святую воду нужно хранить в Красном углу дома, рядом с иконами. Причем эту воду лучше всего хранить в стеклянной таре (но не из-под алкоголя).

Святую воду можно употреблять натощак по ложечке. Перед этим нужно перекреститься, испросить благословение Господа на грядущий день, умыться, помолиться, а затем принять великую святыню-агиасму.

Если верующий принимает лекарства, то святую воду нужно пить перед их приёмом.

После вкушения агиасмы можно приступить к завтраку.

Подвижники христианского благочестия считают освященную воду-лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Поэтому болеющий пьёт её по ложечке каждый час, причем с верой в исцеление.

Святой водой можно умыть больного, а также окропить его постель.

Аналогичным образом окропляют крещенской водой весь дом, тем самым очищая его содержимое от всякой нечисти.

При этом нужно иметь в виду, что капля святой воды может освятить любое количество неосвященной воды, которую затем и можно использовать для периодического очищения жилища от нечистого духа.

Для защиты жилища от всякой нечисти, также принято ставить (рисовать) мелом (или чем-то иным) крестики, начиная от входной двери и продолжая это почти на всех больших предметах в доме.

Чтобы крестики потом не стирались при уборке, их нужно ставить в укромных местах.

И в заключение, об одном народном обычае: заготавливать впрок (на год) крещенскую соль. Уверяют, что она помогает избавляться от сглаза и прочих козней нелюдей.

Смысл празд­ни­ка. Дву­на­де­ся­тый празд­ник Кре­ще­ния Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста, или Бо­го­яв­ле­ния, – один из наи­бо­лее важ­ных и тор­же­ствен­ных празд­ни­ков Пра­во­слав­ной Церк­ви. Ос­нов­ным источ­ни­ком, из ко­то­ро­го мы узна­ем о со­бытии Кре­ще­ния Гос­под­ня яв­ля­ет­ся еван­гельское по­вест­во­ва­ние. О фак­те Кре­ще­ния Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста по­вест­ву­ют все че­ты­ре еван­ге­ли­ста. Это свя­за­но с тем, что Спа­си­тель на­чал об­ще­ствен­ное слу­же­ние по­сле Сво­е­го Кре­ще­ния. Но наи­бо­лее по­дроб­но это со­бытие опи­са­но у еван­ге­ли­ста Мат­фея. Имен­но по­это­му на Бо­же­ствен­ной Ли­тур­гии празд­ни­ка Бо­го­яв­ле­ния чи­та­ет­ся от­ры­вок из это­го Еван­ге­лия.

Со­ше­ствие Св. Ду­ха в ви­де го­лу­бя рас­смат­ри­ва­ет­ся еван­ге­ли­ста­ми как знак по­свя­ще­ния (по­ма­за­ния) Мес­сии, а Кре­ще­ние зна­ме­ну­ет со­бой на­ча­ло пуб­лич­но­го слу­же­ния Ии­су­са как Мес­сии и ста­но­вит­ся от­прав­ной точ­кой из­ло­же­ния Его бла­гой ве­сти.

Итак, еван­гельское по­вест­во­ва­ние пред­став­ля­ет факт Кре­ще­ния Гос­по­да как дву­част­ное со­бытие, вклю­ча­ю­щее в се­бе соб­ствен­но кре­ще­ние, со­вер­шён­ное Ио­ан­ном Пред­те­чей, и Бо­го­яв­ле­ние (глас с не­бес и со­ше­ствие Ду­ха в ви­де го­лу­бя).

Про­ис­хож­де­ние празд­ни­ка. Празд­но­ва­ние в честь со­бытия Кре­ще­ния Гос­под­ня бы­ло уста­нов­ле­но Цер­ко­вью до­воль­но ра­но. Впер­вые празд­ник Кре­ще­ния упо­ми­на­ет­ся не как са­мо­сто­я­тель­ный, а в ка­че­стве од­но­го из вос­по­ми­на­е­мых со­бытий тор­же­ства Тео­фа­нии, или Епи­фа­нии (Бо­го­яв­ле­ния).

Со­вер­шая празд­ник Бо­го­яв­ле­ния (Епи­фа­нии) 6 Ян­ва­ря, Цер­ковь по­свя­ща­ла этот день вос­по­ми­на­нию трех свя­щен­ных со­бытий: рож­де­ние Гос­по­да, по­кло­не­ние волх­вов, кре­ще­ния (на за­па­де так­же чу­до в Ка­не). Древ­ней­шее ука­за­ние на объеди­нен­ное зна­че­ние Епа­фи­нии на­хо­дит­ся в про­по­ве­ди св. Фи­лип­па Ге­рак­лийско­го в пе­ри­од го­не­ний имп. Дио­кле­ти­а­на (304). При­чем в раз­лич­ных мест­но­стях в этот день на пер­вое ме­сто высту­па­ло празд­но­ва­ние раз­ных со­бытий. Апо­стольские по­ста­нов­ле­ния (Си­рия) и копт­ский ка­лен­дарь (Еги­пет) вы­де­ля­ли мо­мент Кре­ще­ния. Блаж. Ав­гу­стин го­во­рит о по­кло­не­нии волх­вов. По­чти вся Во­сточ­ная Цер­ковь до кон­ца IV в. счи­та­ет этот празд­ник па­мя­тью Рож­де­ства Хри­сто­ва.

В Церк­ви не су­ще­ству­ет ав­то­ри­тет­но­го пре­да­ния о вре­ме­ни Рож­де­ства Спа­си­те­ля. По­че­му во­сточ­ная Цер­ковь оста­но­ви­лась имен­но на 6 Ян­ва­ря для Бо­го­яв­ле­ния? В ос­но­ве этой да­ты цер­ков­ные исто­ри­ки ви­дят ал­ле­го­ри­че­ское со­по­став­ле­ние древ­не­го Ада­ма, источ­ни­ка гре­ха и смер­ти, явив­ше­го­ся в 6-й день ми­ро­з­да­ния, с Но­вым Ада­мом – Хри­стом, источ­ни­ком жиз­ни.

Бо­го­слу­же­ние. Служ­ба на Кре­ще­ние Гос­под­не скла­ды­ва­лась по­сте­пен­но, пес­но­пе­ния к ней бы­ли на­пи­са­ны та­ки­ми вы­да­ю­щи­ми­ся цер­ков­ны­ми гим­но­гра­фа­ми, как свв. Ан­дрей и Со­фро­ний Иеру­са­лим­ские, Ан­дрей Крит­ский, Кось­ма Маюм­ский, Ио­анн Да­мас­кин. Цер­ков­ные пес­но­пе­ния на празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня выра­жа­ют не­по­сти­жи­мое со­че­та­ние сми­ре­ния и ве­ли­чия, уни­чи­же­ния и сла­вы Сы­на Бо­жия. И вме­сте с тем они на­пол­не­ны глу­бо­ким бо­го­слов­ско-дог­ма­ти­че­ским со­дер­жа­ни­ем о спа­се­нии лю­дей. Бо­го­слу­же­ние на Кре­ще­ние Гос­под­не схо­же со служ­бой на празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва. Бо­го­яв­ле­ние име­ет 4 дня пред­праздн­ства и 8 дней по­праздн­ства.

В пес­но­пе­ни­ях пред­празд­не­ства по­ка­зы­ва­ет­ся тес­ная связь празд­ни­ка Кре­ще­ния с дву­мя дру­ги­ми ве­ли­ки­ми празд­ни­ка­ми – Рож­де­ством Хри­сто­вым и Пас­хой. Суб­бо­та и Не­де­ля пе­ред празд­ни­ком на­зы­ва­ют­ся суб­бо­той и Не­де­лей пе­ред Про­све­ще­ни­ем. В эти дни по­ла­га­ет­ся чте­ние осо­бых Апо­сто­ла и Еван­ге­лия, име­ю­щих от­но­ше­ние к празд­ни­ку. В дни пред­праздн­ства на по­ве­че­ри­ях по­ют­ся три­песн­цы. На по­ве­че­рии 5 ян­ва­ря ка­нон, по­доб­ный ка­но­ну Ве­ли­кой Суб­бо­ты. Суб­бо­та и вос­кре­се­нье, сле­ду­ю­щие за празд­ни­ком Бо­го­яв­ле­ния, на­зы­ва­ют­ся суб­бо­той и Не­де­лей по Про­све­ще­нии. В них чи­та­ют­ся осо­бые про­ки­мен, Апо­стол и Еван­ге­лие, так же име­ю­щие от­но­ше­ние к празд­ни­ку. Во все дни по­праздн­ства, на­ря­ду со сти­хи­ра­ми и ка­но­ном свя­то­му Ми­неи, по­ют­ся сти­хи­ры празд­ни­ка и пер­вым чи­та­ет­ся ка­нон празд­ни­ка.

В день на­ве­че­рия Цер­ковь в бо­го­слу­же­нии «пред­став­ля­ет из Пи­са­ния Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та все, что от­но­сит­ся к ве­ще­ству, про­об­ра­зо­ва­нию, про­ро­че­ствам, со­бытию и пло­дам Кре­ще­ния. Ка­нун празд­ни­ка Кре­ще­ния на­зы­ва­ет­ся со­чель­ни­ком. Ес­ли на­ве­че­рие слу­ча­ет­ся в по­не­дель­ник, втор­ник, сре­ду, чет­верг или пят­ни­цу, то в этот день уста­вом пред­пи­сы­ва­ет­ся стро­гий пост. Утром в этот день бу­дут со­вер­шать­ся Цар­ские ча­сы. За­тем со­вер­ша­ет­ся ве­чер­ня с Ли­тур­ги­ей св. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го. По­сле ли­тур­гии бы­ва­ет Ве­ли­кое освя­ще­ние во­ды.

Ве­ли­кое Во­до­о­свя­ще­ние. В вос­по­ми­на­ние кре­ще­ния Гос­под­ня Цер­ковь уста­но­ви­ла со­вер­шать в на­ве­че­рие и в са­мый день празд­ни­ка Ве­ли­кое освя­ще­ние во­ды. Во­да, освя­щен­ная в эти дни, на­зы­ва­ет­ся Ве­ли­кой Аги­асмой (греч. ἁγιασμὸς (τῶν ὑδάτων); лат. aquae benedictio). Ве­ли­кое освя­ще­ние во­ды сим­во­ли­зи­ру­ет со­бой при­ми­ре­ние тво­ре­ния с Твор­цом, об­нов­ле­ние при­ро­ды, ис­ка­жен­ной гре­хом. Свя­тая во­да, тем са­мым, яв­ля­ет­ся од­ним из средств бла­го­дат­но­го во­вле­че­ния че­ло­ве­ка и окру­жа­ю­ще­го ми­ра в об­ще­ние с Бо­гом.

Чин во­до­о­свя­ще­ния на празд­ник Бо­го­яв­ле­ния по­явил­ся на Во­сто­ке в V-VI вв., упо­доб­ля­ясь освя­ще­нию во­ды при Та­ин­стве Кре­ще­ния. С те­че­ни­ем вре­ме­ни об­ра­зо­ва­лась тра­ди­ция дву­крат­но­го освя­ще­ния на празд­ник Бо­го­яв­ле­ния. В на­ве­че­рие освя­ще­ние во­ды со­вер­ша­ет­ся в вос­по­ми­на­ние Гос­по­да, освя­тив­ше­го есте­ство во­ды, по­это­му в древ­но­сти в на­ве­че­рие Гос­под­не со­вер­ша­лось кре­ще­ние огла­шен­ных. А в день празд­ни­ка освя­ще­ние во­ды со­вер­ша­ет­ся в вос­по­ми­на­ние са­мо­го со­бытия Кре­ще­ния Спа­си­те­ля.

Важ­ность празд­ни­ка Кре­ще­ния Гос­под­ня со­сто­ит так­же и в его нрав­ствен­ном зна­че­нии, его осо­бом эти­че­ском из­ме­ре­нии. Это тор­же­ство сви­де­тельству­ет о том, что бла­го­дать Ду­ха хри­сти­а­на­ми при­об­ре­та­ет­ся че­рез доб­ро­де­те­ли сми­ре­ния и кро­то­сти, по­доб­но то­му, как Гос­подь под­верг Се­бя ке­но­зи­су, са­мо­у­ни­чи­же­нию, при­няв Ио­ан­но­во кре­ще­ние в по­ка­я­ние, бу­дучи без­греш­ным и ис­пол­нив вся­кую прав­ду, при­об­рел сви­де­тельство бла­го­во­ле­ния От­ца Не­бес­но­го.


Жизнь и учение

Крещение – это одно из главных церковных Таинств, в ходе которого человек приобщается к Богу. Первый, кто прошел обновленный обряд Крещения был ни кто иной, как Иисус Христос. В возрасте 30 лет он попросил Иоанна Крестителя об этом милости.

До этого момента, Он жил простой жизнью, помогал своему названному отцу Иосифу. Но пришел момент, когда возникла необходимость начать Свое Служение.

Место крещения Иисуса Христа

Традиционно, местом крещения Спасителя считается река Иордан. Если быть точным, то берег Вивафара при Иордане. Именно там Иоанн Креститель совершал Таинство над каждым, кто приходил к нему с просьбой приобщиться к Всевышнему. Этот берег, по мнению многих исследователей, недалеко от местечка Каср-Эль-Яхуд.

До определенного момента, исследователи не могли определить место Крещения. Им помогла мозаика при храме Святого Георгия (город Мадаба). Иными словами, мозаика стала картой, ключом к поиску всех святынь, расположенных на Святой Земле.


Те, кто захотят наведаться туда сегодня, не обнаружат реки, т.к та уже давно сменила русло. Единственное, что там есть – сухой берег. Река теперь проходит по другому руслу, ближе к Израилю.

В 1996 году группа исследователей провела экспертизу, в ходе которой было доказано, что христианская святыня действительно имела место быть. Ученые обнаружили руины трех византийских церквей и мраморную плиту основание. Считается, что именно там стоял крест периода раннего крещения.


В этом же году было определено настоящее место крещения Христа: Вади эль-Харар. Многие исследователи не соглашались с этим, пока не накопили внушительную доказательную базу. Со временем, данная точка зрения прижилась в научном сообществе.

Христиане всего света признают именно Вади аль-Харар. К ним относятся как католики, так и православные.

По сей день святое место притягивает паломников. Кто-то приходит к берегу реки, чтобы осуществить омовение. Но приходят и те, кто крестятся в ней, подобно Христу в начале своего служения.

Как проходил обряд

Поворотным моментом в жизни Христа стало достижение тридцатилетнего возраста. Именно тогда он отправился к старцу Иоанну, позже прозванного Крестителем, что бы тот крестил Его как Сына Божьего.

До этого момента Христос жил простой жизнью обычного человека. Был добр, справедлив, не пугался тяжелой работы. Старательно помогал названному отцу своему Иосифу. Перед тем, как Иисус отправился креститься, Господь пришел во сне старцу Иоанну и дал ему наказ крестить всех, кто придет к нему с покаянием.


Омовение происходило в реке Иордан. После того как Спаситель вышел из воды, он не стал исповедоваться в грехах, так как ему это было без надобности. Обряд стал основополагающим для Него, ведь после Он мог начинать служение во имя Всевышнего.

Иоанн Предтеча — пророк, крестивший Христа

Христос – главная, но не основная фигура в событии Крещения. Имеет место быть и старец Иоанн Креститель, который собственно и посвятил Спасителя в служение Ему. Старец слыл проповедником, который яро верил в пророчество Исайи о приходе Мессии в наш мир.


Своей деятельностью, он готовил людей вступить в Царство Божие, которое с каждым днем становилось все ближе и ближе к людям. Принимая кающихся в своих грехах людей, Креститель проводил омовение. До прихода Христа оно не считалось крещением, но люди уже с тех пор готовились вступить в Град Божий, приобщиться к Небесному Царству.

Среди остальных подвижников, Иоанн отличался особой строгостью к образу жизни. Пищей для него служили сушеная саранча и дикий мед. Аскет по жизни, он проповедовал о Царстве Божием, и порицал деятельность фарисеев, которые прикрывались лишь видимым соблюдением Моисеева закона.

Главная цель Крещения


Для многих верующих не понятен обряд Крещения. На самом деле, все очень просто. Основная цель – получение Божьей благодати и прощения грехов. Желать здоровья, счастья, карьерного роста не нужно. Важно позаботиться о своей душе. С каждым днем, Божье Царство становится все ближе и ближе. Скоро настанет поворотный момент, когда все земное померкнет по сравнению с богатствами Небесного Града. В Крещение следует искать возможность спасения своей души.

Перед Крещением, важно свято верить в Господа. Нельзя сначала креститься, а потом верить. Человек должен осознанно любить Всевышнего. Помочь в понимании веры могут святые отцы. Порой при храмах устраивают курсы катехизации, где объясняют смысл истин Православной Веры.

Современные традиции

Праздник прочно основался в русской традиции. Расписано все: когда праздновать, кушать, спать. Удивительно, но все правила влияют на позитивное состояние души и тела.

Но главной традицией по-прежнему остается крещение воды. В праздник, вода освящается, и каждый желающий может совершить омовение. Перед омовением, важно покаяться признать свои прегрешения и только тогда заходить в воду, перекрестившись три раза. Только в этом случае, освященная вода поможет снять груз греха с плеч.


Имеют место быть и крещенские приметы. Например, если на Крещение идет снег, значит, будет хороший урожай. Или лай собак на крещение гарантирует укрепление финансового положения.

На Крещение нельзя заниматься рядом дел, а именно:

  • давать в долг;
  • ссориться;
  • трудиться;
  • выпивать.

День, когда крестился Христос – важный для каждого верующего. Своим поступком он объявил начало новой эры, где человечество получает возможность стать ближе к Господу. Не последнюю роль в этом событии сыграл Иоанн Креститель, чья проповедническая деятельность осуществлялась исключительно до этого момента.

Напомним, что креститься может каждый, кто имеет в своей душе прочную веру в Создателя. Но, не имея веры, лучше не креститься, так как высока вероятность быть наказанным Господом.

Пример Христа заставляет задуматься об истинной ценности покаяния. Только покаявшись, очистив свою душу от тьмы и порока, можно получить приглашение в Град Небесный. Так не имеет значения ваш статус или земные богатства, накопленные в процессе жизни. Вера затмевает все богатства земного мира.

Содержание

Событие праздника

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин.1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте — Лк.3:23) с целью принять крещение. (Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено, с XVI века им считается место, где сейчас находится монастырь Святого Иоанна, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона).

Праздник Крещения в древней церкви



Наиболее ранним свидетельством существования праздника Крещения Господня является свидетельство Афанасия Великого: [1]

Праздник Крещения в различных церквях

  • В Православии праздник принадлежит к числу двунадесятых, отмечается 6 (19 января). Крещением завершаются святки.

Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Представительница, Тя величаем.

Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, и даже ангельский ум недоумевает(, как) воспеть Тебя, Богородица; но, как Благая, прими веру, ведь любовь нашу живую Ты знаешь; Ты — Предстательница христиан; Тебя мы величаем.

Ирмос 9-й песни канона: Ἀλλότριον τῶν μητέρων ἡ παρθενία, καὶ ξένον ταῖς παρθένοις ἡ παιδοποιΐα· ἐπὶ σοὶ Θεοτόκε ἀμφότερα ᾠκονομήθη. Διὸ σε πᾶσαι αἱ φυλαὶ τῆς γῆς, ἀπαύστως μακαρίζομε

  • В Католической церквилатинского обряда Богоявление и Крещение — разные праздники. Крещение празднуется в следующее за 6 января воскресенье.
  • В древневосточных церквях, в том числе в Армянской апостольской церкви, Крещение Господне празднуется одновременно с праздником Рождества Христова под общим названием Богоявления 6 января (в Коптской церкви — 7 января).

Традиции празднования





Народные названия дня

Поговорки и приметы

Читайте также: