Крепостной балет в россии кратко
Обновлено: 07.07.2024
• Крепостной балет в России как забава рабовладельцев
Русский балет — это словосочетание практически знак качества в театральном искусстве. Однако истоки русского балета, как часто бывает с истоками, неприглядны. Ведь начался он как забава рабовладельцев, и судьба даже настоящих звёзд сцены редко была завидной.
Ошибка выжившего
Балет — это о крепостничестве
Пытки как мера воспитания
В условиях, когда в провинции не было постоянно действующего общедоступного театра, крепостные театры объективно служили просветительским задачам, хотя просветительство насаждалось руками помещиков–крепостников чаще всего деспотично и варварски. Крепостные танцовщики были куда бесправнее, чем вольные актеры казенных и частных театров. Особенно тяжело приходилось крепостным актрисам. Многие шереметевские танцовщицы, имевшие роскошные уборные с зеркалами во всю стену, умирали от туберкулеза, так как жили взаперти, в сырых, плохо проветривавшихся помещениях, а выпускали их на воздух изредка и под строжайшим надзором.
В условиях, когда в провинции не было постоянно действующего общедоступного театра, крепостные театры объективно служили просветительским задачам, хотя просветительство насаждалось руками помещиков–крепостников чаще всего деспотично и варварски. Крепостные танцовщики были куда бесправнее, чем вольные актеры казенных и частных театров. Особенно тяжело приходилось крепостным актрисам. Многие шереметевские танцовщицы, имевшие роскошные уборные с зеркалами во всю стену, умирали от туберкулеза, так как жили взаперти, в сырых, плохо проветривавшихся помещениях, а выпускали их на воздух изредка и под строжайшим надзором.
Устроил подобный театр из крепостных актёров в своём имении в Исадах тогдашний их владелец Григорий Павлович Ржевский. Его имя в истории прозвучало, благодаря судьбе этого театра, чьих актёров Ржевский продал конторе Императорских театров.
Есть сведения, что одно из известных зданий исадского именья Красный дом было построено и использовалось для содержания крепостного театра. Таким был Красный дом (справа), стоявший рядом с Белым домом (за ним — мыс Красная Горка). Он на самом деле выглядел, как театральное здание.
Григорий Павлович Ржевский был сыном генерал-поручика обер-коменданта Москвы Павла Матвеевича Ржевского (род. 1734 г., ум. 1793 г.) и первой жены его Прасковьи Григорьевны, урожденной княжны Мещерской, родился 18 октября 1763. В 3-летнем возрасте он лишился матери. Спустя несколько лет отец женился на юной Елене Николаевне Долгоруковой, которая была старше пасынка на 9 лет.
26 января 1773 г. записан был на службу лейб-гвардейцем в Семёновский полк.
С 28 марта по 2 сентября 1790 г. Григорий Павлович был в походе в Финляндии. Прослужив в Семеновском полку до 1 января 1792 г., он вышел в отставку с чином гвардии капитана.
17 июня 1793 г. при посредстве князя Юрия Владимировича Долгорукова назначен командиром 4 батальона Лифляндского егерского корпуса с производством в армии подполковники.
24 апреля 1796 г. Ржевский оставил службу и, будучи богатым Рязанским помещиком, вскоре избран был Пронским уездным предводителем дворянства, переименован в коллежские советники.
В 1802 году оставил службу и 14 сентября 1802 г. пожалован был в камергеры.
С 6 июня 1806 г. был Рязанским вице-губернатором.
12 июня 1809 г. снова вышел в отставку и был причислен к Герольдии.
В октябре 1811 г., в силу указа 3 апреля 1809 г., как не занимавший штатной должности, лишен был камергерского звания.
В то время было несколько разновидностей крепостного театра: театр домашний, рассчитанный на узкий круг близких помещику людей; театр помещичий коммерческий; театр, попавший в результате разорения помещика в руки предпринимателей-коммерсантов из купцов, разночинцев или зажиточных, предприимчивых крестьян.
Некоторые крепостные театры переходили из одной разновидности в другую. Имелись театры коммерческие, но билеты в них продавались только избранной публике.
В большинстве крепостных театров в XVIII в. был оперно-балетный репертуар. Театры некоторых богатых помещиков отличались вызывающей роскошью своих постановок, ничуть не уступая по уровню исполнения и оформления придворным театрам. Постановки мелких усадебных театров были скромными, но тоже преследовали в основном развлекательные цели.
В тех случаях, когда театр становился коммерческим, в нем играли больше драматических бытовых пьес. В XVIII в. еще не было четкого деления на театр драматический и оперный. Крепостному актеру приходилось выступать во многих качествах, очень часто исполнять различные не связанные с театром обязанности.
Как и скоморохи, большинство актеров в помещичьих театрах произносили прозаический или стихотворный текст, были одновременно плясунами, музыкантами, певцами и даже иногда авторами исполнявшихся драматических и музыкальных произведений. Свою творческую деятельность крепостные артисты часто начинали с малоосмысленного чтения монологов, исполнения арий и дуэтов, плясок и танцев; со временем же многие из них овладевали высоким уровнем исполнительского искусства, мастерством воплощения художественных образов как в драматическом, так и оперно-балетном жанрах.
Во многих помещичьих усадьбах существовали школы крепостных актеров; отдельным музыкантам удавалось получить образование за границей.
В 1794 году Медокс из-за финансовых трудностей вынужден был передать театр в казну; театр стал Императорским, то есть включается в систему императорских театров, до сих пор существовавших только в Петербурге, и составляет вместе с расположенным рядом Малым театром единую труппу императорских театров. Здание Петровского театра сгорело 22 октября 1805 года. Его спектакли временно давались на домашних сценах, в том числе в доме Пашкова на Моховой.
К концу первого десятилетия XIX в. крепостные театры в Москве постепенно исчезают. Их владельцы стремятся продать актеров. Талантливые актеры и актрисы продавались за пять и более тысяч рублей за человека. В то время как обыкновенная девушка-горничная продавалась за 80 рублей, а мужчина, годный в рекруты,— за 120.
В 1806 г. собрался продать свою труппу А. Е. Столыпин. Актеры выбрали из своей среды представителя — Бенедикта Баранова и обратились к Александру I с просьбой выкупить их и определить на казенную сцену. Семьдесят четыре человека — крепостные актеры и музыканты с детьми были куплены казной и составили первую труппу императорской московской сцены, то есть Большого театра, долго именовавшегося Петровским.
И все же служба на казенной сцене была для актеров более привлекательной.
В числе актеров, купленных казной в 1806 году у помещика Столыпина, находились 36 балетных артистов. К ним были присоединены тогда же крепостные танцоры графини Головкиной, подаренные ею Воспитательному дому.
Весной 1808 года был выстроен новый деревянный театр у Арбатских ворот (архитектор Росси), который сгорел во время пожара Москвы в 1812 году. Спектакли в нем продолжались вплоть до самого вступления французов в столицу. 96 артистов были брошены на произвол судьбы — дирекция не позаботилась об их эвакуации. Только некоторые из них, как Сандунова, Злов и другие, потом были временно переведены на петербургскую сцену. Многие погибли, пропали без вести, другие осели в провинциальных театрах или в усадьбах богатых помещиков в качестве учителей.
После отступления французов регулярные спектакли в Москве начались только в конце августа 1814 года в доме генерала Апраксина на Знаменке; в 1818 году опять вошел в строй подновленный театр на Моховой.
Своё настоящее значение как питомник профессиональных балетных кадров школа (Воспитательный дом при Петровском театре) приобретает уже после Отечественной войны 1812 года, когда в Москве начинает работать превосходный классический танцовщик и мимический актер Адам Глушковский. С этим именем долго будут связаны успехи московского балета. В лице Глушковского школа приобрела образованного и одаренного педагога; его честным, бескорыстным трудом были заложены подлинно профессиональные традиции московского балета, сразу же выдвинувшего замечательные таланты.
Суворов вместе с хором из крепостных певцов сам принимал участие в церковных песнопениях. Однако больше всего он любил солдатские песни, которые распевал на марше в походах.
Только в 1824 году было вновь отстроено (архитектором Бове по проекту академика Михайлова) здание Петровского театра на Театральной площади, сгоревшее ещё в 1805-м. Всем известное здание Большого театра обрело свой сегодняшний облик только после очередного пожара 1853 года и значительной перестройки архитектором Кавосом, закончившейся в 1856 году.
4 февраля 1815 года Григорий Павлович продал поместье своего брата Петра Павловича в Исадах полковнику Ивану Артамоновичу Кожину. Вероятно, в это время или несколько позже Григорий Павлович привёз своих воспитанников в Москву. Но до самой смерти дружил с Иваном Артамоновичем, становился крестным 2-х его детей и, вероятно, жил какое-то время в Исадах или рядом. В 1816—1819 гг. он состоял Спасским, Рязанской губернии, уездным предводителем дворянства и был снова действительным камергером.
Мой критик, ты чутьем прославиться хотел.
Но ты и тут впросак попался;
Ты говоришь, что мой герой…
Вот эти всем памятные со школьной скамьи строки Грибоедова:
Где, укажите нам отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы.
Не эти ли грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты…
Или — вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов, отторженных детей?!
Сам погружен умом в зефирах и амурах,
Заставил и Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и зефиры все
Распроданы поодиночке!
Театры не только распродавались, но некоторые актёры перебирались, как и их бывшие московские богатые владельцы в новую столицу Санкт-Петербург.
Скажи ты, Пушкин, мне, зачем тогда, когда нас
Соединил Кавказ,
И часто у меня бываешь,
Стихов своих ты не читаешь?
Причины я другой придумать не умел,—
Что скромность вышнего таланта есть удел…
Григорий Павлович Ржевский умер в Петербурге 11 мая 1830 г. и погребен на Смоленском кладбище.
Известно, что у Григория Павловича, кроме Николая, было ещё двое сыновей. Старший сын Михаил родился в 1796 г. в Москве. В 1833 г. Михаил женился на Екатерине Соломоновне Мартыновой, в браке родились 4 сына и 2 дочери. Был отставным гвардии капитаном, рязанским помещиком, умер во время крымской войны (1853-1856).
Средний сын Павел (род. в 1797), погиб в русско-турецкой войне во время осады и взятия Силистрии (май — июнь 1829 г.), крепости на Дунае. Он был помолвлен с румынской баронессой Йожик.
Е.Грошева . Большой театр Союза ССР. Советский композитор. Москва. 1962.
Среди помещиков такая забава, как крепостной театр, очень быстро стала модной. На представления приглашали именитых гостей — похвастаться красивыми актрисами. Иногда же красота и талант крепостных девушек имели власть даже над всесильным хозяином. Истории известно имя певицы Прасковьи Жемчуговой: барин женился на своей невольнице, очарованный ею, они обвенчались в церкви, и этот случай стал сенсацией. А вот о судьбе балерины Татьяны Шлыковой вспоминают гораздо реже.
Татьяна Шлыкова: ее забрали у родителей, но ей повезло
Презентация предназначена по предмету История хореографического искусства для учащихся 7 класса ДШИ. Может быть интересна широкому кругу читателей, интересующихся историей русской культуры.
БАЛЕТ И КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР ШЕРЕМЕТЕВЫХ
Калабун Алена Витальевна
Татьяна Шлыковой-Гранатовой, крепостная танцовщица и актриса
Борис Петрович Шереметев- глава рода Шереметевых
Портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметьева (1652-1719)
Граф Пётр Бори́сович Шереме́тев (1713-1788)
Граф Николай Петрович Шереметев (1751—1809)
Когда Шереметевы давали оперу в своем театре в Кусково, они старались не увлекаться декорациями. Не любили они и всяческие театральные эффекты.
И Петр Борисович, и Николай Петрович главными в театре почитали актеров. Все графские крепостные знали о пристрастии своих хозяев к талантливым людям, знали и о том, что Шереметевы готовят актеров для своего театра с самого детства.
И. Аргунов Портрет Прасковьи Ковалёвой Жемчуговой
А тем временем слухи об удивительной, талантливой актрисе передавались из уст в уста. И вот слава Прасковьи Жемчуговой дошла до самой императрицы Екатерины Второй. Т
ридцатого июня 1787 года в поместье Шереметевых на открытие нового, перестроенного театра (еще одна затея молодого графа) прибыли царственные гости – императрица со своим двором. Изумительный голос Прасковьи и ее игра произвели на императрицу такое сильное впечатление, что Екатерина подарила крепостной актрисе бриллиантовый перстень…
С этого мгновения Прасковья Жемчугова стала настоящей и признанной актрисой, причем одной из самых известных.
Тридцатого октября 1788 года умер Петр Борисович Шереметев, оставив все свои богатства, восемьсот с лишним тысяч десятин земли и более двухсот тысяч крепостных душ сыну. Николай Петрович очень тяжело переживал смерть отца. Он ударился в пьяный загул, стараясь забыться, – и забыл обо всем. И о своем театре тоже. Но Прасковья, которая стала молодому графу близким другом, сумела утешить Николая Петровича, и он прекратил пьянствовать.
Совместные переживания помогли графу открыться любимой девушке. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Он никогда не был аскетом, но любовь к Прасковье была особенной, самой сильной за все тридцать семь прожитых им лет.
Конечно, его чувства были небезответны, Параша сама давно любила графа Николая Петровича. Да только ей ли – крепостной актрисе – было мечтать об одном из самых завидных женихов всей Российской империи.
Как бы то ни было, они полюбили друг друга и стали жить вместе – граф открыто поселил любимую женщину в своем доме. Николай Петрович оставил все холостяцкие развлечения и с упоением посвятил всего себя Прасковье и, конечно же, театру, ведь театр был делом жизни и Прасковьи Жемчуговой, и графа Шереметева.
Вместе со всем наследством Николаю Петровичу досталось и имение Останкино, бывшее частью приданого его матушки, урожденной княжны Варвары Алексеевны Черкасской. Именно здесь, в Останкино, он решил построить новый театр – своеобразный подарок любимой Параше. Этот дар любви был действительно прекрасен. Строительство в Останкино длилось шесть лет и было окончательно завершено в 1798 году. Начинали строительство крепостные архитекторы Алексей Миронов и Григорий Дикушин, но затем понадобились советы и консультации более профессиональных зодчих, и граф обратился за помощью к Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, Ивану Старову и Елизвою Назарову. Завершал работы в Останкино сын крепостного художника Ивана Петровича Аргунова, архитектор Павел Аргунов. Он же занимался убранством и декорированием интерьеров Останкинского дворца .
Варвара Петровна Разумовская урожденная Шереметьева (младшая дочь П. Б. Шереметьева)
Граф Алексей Кириллович Разумовский
Еще три года светились огни рампы и дворцовых окон, три года съезжались к Останкинскому дворцу золоченые кареты, целых три года блистал шереметевский театр – всего лишь три года, а потом… Графа призвали в Санкт-Петербург – Павел Первый пожаловал своему доброму приятелю звание обергофмаршала императорского двора, что, естественно, требовало непременного присутствия при дворе. По дороге в северную столицу Николай Петрович с Прасковьей Ивановной остановились в Москве, где тайно венчались утром 6 ноября 1801 года. Разрешение на столь скандальный брак дал графу сам император. Венчание проходило в церкви Симеона Столпника на Арбате, и приглашены на него были лишь самые близкие и доверенные люди, в том числе давняя и верная подруга Параши – Татьяна Шлыкова, блистательная танцовщица шереметевского театра.
Семнадцать лет любви наконец завершились венчанием. Пятидесятилетний граф Шереметев мечтал о наследнике – законном наследнике, и родить его должна была любимая женщина. Однако долгожданное венчание, несмотря на дозволение императора Павла, сохранили в тайне, и официального объявления не последовало.
В день рождения Дмитрия граф Шереметев наконец объявил всему свету, что Прасковья Ивановна является его венчанной женой перед Богом и людьми.
Однако Прасковью это уже не интересовало, а общество… общество не пожелало признать крепостную девку графиней Шереметевой.
Похоронили Прасковью Ивановну в Петербурге, в Александро-Невской лавре, в фамильной усыпальнице графов Шереметевых. Провожали ее в последний путь друзья-актеры и вся челядь графа, уважавшие и любившие свою графиню-крестьянку. И, конечно же, сам убитый горем Шереметев с крошечным сыном на руках.
Воспитанием сына Прасковьи Ивановны помимо самого графа занималась и лучшая подруга Параши – Татьяна Васильевна Шлыкова. Она тоже хранила память о Прасковье и старалась воспитать в Дмитрии Николаевиче любовь и уважение к умершей матери.
Т. В. Шлыкова-Гранатова прожила долгую, 90-летнюю жизнь. Вырастив сына графа Н.П. Шереметева и П.И. Жемчуговой-Ковалевой, впоследствии помогала воспитывать и их внука.
Читайте также: