Крейсер марат история корабля кратко

Обновлено: 07.07.2024

Гибель линкора

Немецкое командование сосредоточило усилия ВВС и артиллерии на бомбардировке Кронштадта и уничтожении основных боевых единиц Балтийского флота.

23 сентября германские пикирующие бомбардировщики атаковали линкор. Первая однотонная бомба упала у левого борта. Корабль получил крен на правый борт. Затем в носовую часть попала ещё одна однотонная бомба. Она пробила броню, взорвалась внутри корабля, что вызвало подрыв боезапаса первой башни главного калибра. Произошёл мощный взрыв, уничтоживший носовую башню, надстройку корабля с её постами, зенитками, фок-мачту с носовой боевой рубкой и т.д. Упала носовая дымовая труба. Осколки разлетелись по всей Средней гавани. Столп дыма поднялся до 1 км. Погибли командир корабля капитан 2-го ранга П. К. Иванов, старпом капитан 2-го ранга В. С. Чуфистов и ещё 324 человека. Корабль получил 10 тыс. тонн воды при водоизмещении в 23 тыс. и затонул на глубине 11 метров.

Вот как описал гибель боевого корабля один из очевидцев:

Чтобы защитить неподвижную плавбатарею от огня вражеской артиллерии и налетов авиации, на палубу уложили гранитные плиты толщиной 32–45 см, место котельного отделения усилили броневыми плитами.

Общий_вид_ЛК_Марат.jpg

Содержание

Проектирование и модернизация

Главным изменениям подверглась механическая часть корабля: переход на жидкое топливо позволил отказаться от трех малых котлов в носовой части котельного отделения. В оставшихся 22–х котлах была проведена замена поршневых котельных вентиляторов на турбовентиляторы. В целях улучшения непотопляемости линкора все котельные отделения были поделены пополам поперечными переборками. Технически неоправдавшие себя турбины крейсерского хода были демонтированы. Осуществлен капремонт главных турбин с заменой вспомогательных механизмов. Благодаря проведенным работам суммарная мощность энергетической установки составила 56800 л.с. (вместо прежних 42000 л.с.), а при форсировке – 61110 л.с. Корабль стал использовать в среднем 2000 т жидкого топлива вместо 750 т мазута и 1700 т угля, что позволило обеспечить дальность плавания 2310 миль, развивать и поддерживать скорость 23.8 уз.

Несколько изменились корпусные конструкции. В носовой части была установлена наделка в виде полубака , повышающая высоту надводного борта (в его твиндеке размещалась аппаратура для дымовых завес и плотницкая мастерская). Также были перестроены надстройки и мачты: стержневую фок-мачту заменили башенноподобной, на которую крепилось множество площадок. Благодаря этому дымовая труба получила характерный излом.

Значительно повысилась скорострельность 305–мм орудий башни МК–3–12. При углах возвышения орудий от – 3° до +15 ° она достигала 3 выстрела в минуту, при больших углах (до предельного 25°) – 2 выстрела в минуту (вместо прежних 1.8 на всех углах). Кроме того, изменилась предельная дальность стрельбы: со 130 кбт до 170 кбт. Это было реализовано благодаря введению легкого (314 кг вместо 470.9 кг) снаряда образца 1928 года, имеющего лучшую аэродинамическую форму.

Устройство

Корпус



Бронирование

В силу того что линкоры начала ХХ века строились во времена бурного развития металлургической промышленности, качество броневых плит разнилось: основная часть вертикального бронирования была изготовлена из сталеникелевой брони на Ижорском заводе, центральная часть пояса (406 мм) – из закаленной по способу Гарвея брони, броневая палуба – мягкой никелевой стали.

Главный бронепояс являлся защитой котлов, машин и оснований орудийных башен. На протяжении 46.2 м в его центральной части толщина брони была 406 мм, в районе башен ГК – 305 мм. В нижней части толщина бронеплит значительно уменьшалась: до 203 мм в центральной части и до 152 мм ближе к оконечностям. Броневой траверз закрывал бронепояс и характеризовался следующими параметрами: с носа его толщина составляла 229 мм, с кормы —203 мм. Сверху броневого пояса располагалась плоская броневая палуба, толщина которой варьировалась от 51 мм до 76 мм. Длина верхнего бронепояса составляла около 50 м и толщина – 127 мм, высота – 2.29 м.

Кроме двойного дна и находившихся у бортов угольных бункеров, линкор не имел противоторпедной и противоминной защиты.

Вооружение и авиагруппа



В четырех трехорудийных башнях МК–3–12 размещалась артиллерия ГК – 12–ть 305–мм/52 орудий по 50.7 т каждый. В казематах средней палубы была установлена противоминная артиллерия – 14–ть 120 мм/50 орудий, конструктивно и организованно объединенных в 7 плутонгов по два орудия. Сектор обстрела орудий составлял 120–130°. Линкор был оборудован системой Гейслера , необходимой для управления стрельбой данных калибров. Зенитная артиллерия была представлена 6–тью открытыми 76-мм артустановками 34–К. Побортно на кормовых срезах находились 2 спаренные 76–мм артустановки 81–К. На кормовом и носовом бортиках линкора имелись 6–ть 37–мм автоматов 70–К и 13–ть 12.7–мм пулеметов ДШК.

Авиационное вооружение линкора было представлено гидросамолетом–разведчиком КР–1, который находился на крыше третьей башни. Взлет и посадка КР–1 осуществлялись с воды при помощи крана, располагавшегося в районе кормовой рубки.

История службы корабля



В Кронштадте 23 сентября линкор подвергся атаке, в результате которой две сброшенные бомбы взорвали башню ГК. Фактически корабль был разломлен на две части. Число человеческих жертв составило 325 человек, погиб командир корабля.

Литература и ресурсы сети Интернет

Галерея изображений





Участвовал в первой мировой войне. В 1918 году во время Ледового похода Балтийского флота, вместе с другими кораблями БФ, перешёл из Гельсингфорса в Кронштадт.

В 1921 году экипаж линкора был вовлечён в антибольшевистское восстание. После подавления восстания часть экипажа бежала в Финляндию, часть была репрессирована.

В 1928—1931 годах линкор прошёл капитальный ремонт и модернизацию.












Линкор Марат в конце 1930-х годов.






Водоизмещение 23 288/26 900 тонн
Длина 184,9 м
Ширина 26,9 м
Осадка 9,1 м
Технические данные
Скорость 24,6 узлов (45,6 км/ч)
Дальность плавания 3000 миль
Экипаж 1220 офицеров и матросов
Вооружение
Артиллерийское вооружение 12 (4 Ч 3) Ч 305-мм орудия,
16 (16 Ч 1) Ч 120-мм орудия
Торпедно-минное вооружение Четыре 450-мм торпедных аппарата



Временное правительство, захватившее власть после Февральской буржуазно-демократической революции, делало отчаянные попытки установить контроль над армией и флотом, однако двоевластие, образовавшееся в стране, когда наряду с диктатурой буржуазии существовала и активно действовала революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, позволяло революционным солдатам и матросам оказывать серьезное противодействие диктату Временного правительства.

Вскоре в Гельсингфорсе стало известно о расстреле июльской демонстрации трудящихся. Петропазловцы телеграммой запросили Петроградский Совет. Получив достоверную информацию о трагических событиях в Петрограде, моряки тут же сформировали на линкоре десантные взводы в помощь питерскому пролетариату.





Буквально из-под самого носа врага, рассчитывавшего на богатую добычу, морякам-балтийцам удалось увести корабли. И основная заслуга в этом первых командиров советского флота, впоследствии знаменитых адмиралов — И. С. Исакова и Л. М. Галлера.

3 марта 1918 года был подписан мирный договор с Германией. Таким образом удалось завоевать передышку, позволившую выиграть время для приведения в порядок хозяйства страны, создания Красной Армии и укрепления флота.

А сделать это было далеко непросто: в стране разразился продовольственный и топливный кризис.

13 июня, когда войска Юденича, поддерживаемые белофиннами и эстонскими белогвардейцами, подошли вплотную к Петрограду, на форте Красная Горка, важнейшем стратегическом пункте на подступах к Кронштадту, не без помощи агентов Антанты был поднят мятеж. Контрреволюционеры захватили форт и открыли огонь по Кронштадту.

Петроградский Совет высоко оценил заслуги петропавловцев в подавлении контрреволюционного мятежа, вручив команде линкора почетное Красное знамя.


И потекли корабельные будни, заполненные учебными стрельбами, боевой подготовкой, походами.

После модернизации тактико-технические качества линкора значительно улучшились, и 1 Мая 1931 года обновленный корабль стоял в праздничном строю на Неве у моста Лейтенанта Шмидта.


И как же пригодились артиллеристам навыки, полученные в процессе боевой учебы, когда грянула Великая Отечественная война.


Гангут того же проекта.

О вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну кронштадтцев известили сирены воздушной тревоги, прозвучавшие над городом ранним утром 22 июня 1941 года. И практически сразу же небо заполнили разрывы зенитных снарядив: корабли Балтийского флота принимали свой, первый бой с фашистами. Вскоре налет вражеской авиации был отбит.

На протяжении всей войны боевая деятельность Краснознаменного Балтийского флота была неразрывно связана с героической обороной города Ленина. Как известно, захвату колыбели революции гитлеровское командование придавало исключительное значение. Фашисты предполагали с ходу овладеть Ленинградским промышленным районом, соединиться с финской армией и, лишив КБФ баз, захватить или уничтожить его.




Однако, вот тут есть другая точка зрения - ЧИТАЙТЕ ТУТ.

Несмотря на самоотверженные действия экипажа по борьбе за живучесть, оставшаяся целой часть линкора, постепенно заполнилась водой и легла на грунт.



Прорыв блокады в январе 1943 года и последующее летнее наступление войск Ленинградского и Волховского фронтов резко улучшили оперативную обстановку под Ленинградом.















Часть фок-мачты линкора, отброшенная от корабля силой взрыва на несколько десятков метров. Она была поднята и помещена на стенку кронштадтской гавани

Память


В носовом погребе корабля взорвались полузаряды главного калибра — детонации снарядов не произошло, и дно гавани возле линкора оказалось усеяно неразорвавшимися 305-мм снарядами. Торпеды, хранившиеся вблизи места взрыва, также были найдены целыми. Но взрыв буквально перекрутил корпус линкора и фактически оторвал переднюю часть корабля до второй башни, в районе которой возник пожар. Погиб командир линкора капитан 2-го ранга П.К. Иванов и 325 моряков.


Остальная часть корпуса с тремя башнями и кормовой рубкой осталась на плаву с креном на правый борт. При этом силой взрыва котлы 2-го котельного отделения отбросило назад, и они продавили водонепроницаемую переборку на 57‑м шпангоуте, отчего уцелевшее подбашенное отделение второй башни оказалось затоплено. Выше, между верхней и средней палубами по левому борту, эта переборка была почти полностью разрушена.

От сотрясения даже не пострадавшая часть корпуса начала протекать по швам и заклёпкам. Разрыв паровой магистрали привёл к остановке турбогенераторов — пропал ток, остановились откачивающие воду электронасосы. Носовые дизель‑генераторы были уничтожены при взрыве, а кормовые в тот момент находились на ремонте — таким образом, водоотливные и противопожарные средства оказалось невозможно запустить. Предпринятая несколько позже попытка поднять пар в 4-м и 6-м котельных отделениях не увенчалась успехом — мазут, поступавший из топливных танков, оказался смешан с водой.

Для выравнивания крена была затоплена часть помещений левого борта, в результате крен уменьшился с 5° лишь до 3,5°. Дальше его уменьшить не удалось — мешала скрученная носовая часть, лежавшая на грунте. Экипаж линкора продолжал бороться с поступлением воды, при свете ручных и аккумуляторных фонарей заделывая пробоины, конопатя швы и устанавливая подпорки на переборках. Это продолжалось более двух часов, но когда аккумуляторы разрядились, и аварийное освещение погасло, команда получила приказ покинуть корабль. Через некоторое время с берега удалось подать электричество, и часть экипажа вернулась обратно, но линкор уже принял свыше 10 000 т воды и к утру 24 сентября сел кормой на грунт на ровном киле. Поскольку глубина гавани в этом месте составляла всего 11 м, верхняя палуба корабля осталась над водой. Во внутренних помещениях вода оказалась примерно на середине между средней и нижней палубами, поэтому жилые помещения в основном избежали затопления.

К концу октября 1941 года пробоины в уцелевшей части корпуса удалось заделать, внутренние помещения были осушены, восстановлены электроснабжение и механика башен. Десять уцелевших 120-мм орудий были сняты и отправлены на сухопутный фронт, а третья и четвёртая башни главного калибра вновь введены в строй. 31 октября они возобновили стрельбу по противнику, находившемуся на южном берегу Финского залива. Ввести в строй вторую башню не удалось из-за трудностей с заделкой пробоин на 57-м шпангоуте. Тем не менее до конца декабря потопленный линкор выпустил по врагу 407 снарядов главного калибра.

В конце декабря к обстрелам присоединилась 686-я железнодорожная батарея (Eisenbahn-Artillerie-Batterie 686) из двух 280-мм орудий. По советским данным, она стреляла из района Нового Петергофа, что вызывает серьёзные сомнения — подтащить сюда транспортёры с орудиями немцы могли только через станцию Лигово, находившуюся буквально на переднем крае, в полукилометре от фронта. Скорее всего, огонь вёлся из района Дудергофа или Красного Села.

В июле 1942 года начались работы по восстановлению второй башни. Для этого на 53-м шпангоуте были установлены водонепроницаемые щиты, пространство за ними осушили, после чего восстановили переборку на 57-м шпангоуте, фактически ставшую оконечностью корабля. На расстоянии 70 см перед ней была установлена дополнительная 6-мм переборка высотой от второго дна до верхней палубы, после чего образовавшийся коффердам залили цементом — так корабль получил новую защиту носовой части. Проблемой оставалось то, что носовая часть линкора всё ещё мёртвым якорем лежала на грунте, мешая передвинуть корабль и давая корпусу небольшой крен. К осени 1942 года разрушенные конструкции удалось обрезать, а переборку на 57-м шпангоуте усилить, после чего стало возможным ввести в действие и вторую башню.

Планы восстановления линкора

Только к маю 1945 года удалось обрезать лежавшую на грунте носовую часть по 39-й шпангоут, после чего обрубок линкора приобрёл способность к перемещению, пусть и с помощью буксира. Однако часть искорёженных конструкций днища всё ещё торчала снизу, увеличивая осадку с 9 до 12 м и мешая постановке корабля в док.

Проект 27

Кроме того, Управление кораблестроения потребовало за счёт ослабления массы вооружения усилить горизонтальное бронирование. К концу войны уже стало ясно, что главной опасностью для линкоров, помимо торпед, являются авиабомбы крупного калибра и тяжёлые снаряды на больших дистанциях — они падали под большим углом и угрожали в первую очередь не борту, а палубе корабля.

Проект восстановления линкора получил собственный номер — 27. 19 октября 1944 года Наркомат судостроительной промышленности поручил его разработку КБ завода №189, главным конструктором был назначен А.Г. Соколов. Несмотря на уменьшение числа башен главного калибра, стандартное водоизмещение линкора увеличивалось с 23 940 до 25 000 т, полное — с 26 184 до 27 245 т. Число котлов сократилось с 22 до 16, но при этом мощность машин (61 000 л. с.) и скорость (23 узла) не изменялись. Стоимость всех восстановительных работ теперь оценивалась в 214 млн рублей, а срок их выполнения — в 36 месяцев.

Характерно, что в эскизном проекте вновь разрабатывались два дополнительных варианта: уменьшенный (с двумя башнями главного калибра) и увеличенный (с установкой булей для увеличения остойчивости и усиления противоторпедной защиты). В последнем варианте полное водоизмещение переваливало за 30 000 т, скорость падала до 22 узлов, но зато резко увеличивалась остойчивость, и на 40% возрастала дальность плавания.

В ходе разработок выяснилось, что замена топочного устройства линкора на стандартное, используемое на лидерах, позволяет обойтись без восстановления двух носовых котельных отделений: форсирование оставшихся котлов давало достаточное количество пара для имеющихся турбин. Это позволяло снизить вес корабля и отказаться от передней трубы. Однако неожиданно возникла другая проблема — из-за появления мощной универсальной и малокалиберной зенитной артиллерии, установки радаров и новых систем управления огнём численность экипажа линкора выросла на 20% по сравнению с довоенной и составила 1730 человек. Такое количество людей было негде размещать, так как изначальная численность экипажа линкора составляла 1125 человек — уже до войны подвесные койки в кубриках приходилось вешать в три или четыре яруса.

В результате рассмотрение проекта 27 было отложено, а 14 февраля 1946 года работы по нему по ходатайству Наркомата судостроительной промышленности исключили из планов на 1946 год. И в наркомате, и в руководстве флота возобладало мнение, что восстанавливать устаревший корабль не имеет смысла. Заметим, что восстановление линкора по первоначальным планам 1944 года (просто как учебно-артиллерийского корабля, без кардинальной перепланировки, установки мощной универсальной батареи и новых систем управления зенитным огнём) обошлось бы гораздо дешевле и могло быть выполнено в более короткие сроки. В очередной раз лучшее оказалось врагом хорошего.

Читайте также: