Кратко запишите информацию четвертого микротекста в виде схемы

Обновлено: 27.03.2024

Составьте микротексты (по 2—3 небольших предложения), в которых уместно были бы употреблены характерные для разговорного стиля союзы: а) да и; б) а не то; в) не то. не то; г) не так чтобы, д) нет бы, е) не так чтобы. а (но).

Не так чтобы я испугался, а просто не хотелось наживать себе лишние проблемы. Я постоял, постоял да и пошел прочь. Ну их всех.
— Нет бы позвонил хотя бы.
— Да, понимаешь, дела, времени нет
— Да, ну конечно, это как всегда.
Не то он обиделся, не то просто не захотел нас видеть. Короче, Андрея с нами не было, и от этого было немного грустно.

1. Слово учителя. Сегодня у нас не совсем обычный урок, сейчас мы запишем в тетради сегодняшнее число, а тему – чуть позже, вы сами ее сформулируете. Цель урока – создание творческих работ.

2. Как часто мы произносим слова, обычные, понятные, не требующие пояснений. Вы, наверное, несколько раз слышите на уроке: прочтите текст, составьте вопросы по тексту, перескажите текст, принесите текст, у кого нет текста? А если я попрошу вас дать определение этому понятию? Запишите его в тетради. Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.

Назовите признаки текста. Заглавие или его возможность, тема, идея, делимость (начало, основная часть, конец); связность, композиционная завершенность, стилистическое единство.

3. Прочитайте миниатюру Ф. Абрамова “Лесная дорога” (Приложение 1). Обладает ли, по вашему мнению, эта миниатюра признаками текста? Свой ответ аргументируйте.

Она имеет заглавие, в котором отражена тема, неразрывно связанная с идеей: лесная дорога красива, живописна, идти по ней приятно, радостно. Композиционные части текста: начало – первое предложение – Иду лесом. Основная часть: 2, 3, 4 предложение – стволы ольхи, стволы елей, широкая просека. Конец текста – сравнение лесной дороги-просеки с зеленой рекой, сравнительный оборот отделен точкой, это – парцелляция. Это сравнение возвращает нас к заглавию миниатюры, текст получает композиционную завершенность. Стиль миниатюры – художественный, эпитеты и сравнения – изумрудные, розовые, разогретые, как из бани вышли, будто зеленая река. Федор Александрович Абрамов – мастер слова. Итак, мы увидели, что данная миниатюра – текст.

4. Что означает “микро” (от греческого “малый”), часть сложных слов, указывающая на малую величину чего-либо? Приведите слова, имеющие эту часть в своем составе. Дома – с помощью словаря подберите как можно больше таких слов, существительных. Микробиолог, микробиология, микродвигатель, микроклимат, микрокосмос, микрометр, микрометрия, микромир, микрон, микроорганизм, микрорайон, микрорельеф, микроскопичность, микротом, микрофильм, микрофон, микрофотография, микроэлектроника, микроэлементы, микроцефал.

5. Как мы по иному можем назвать миниатюру Ф.А. Абрамова? Маленький текст или микротекст, часть текста, в которой раскрывается микротема. Соответственно, микротема – наименьшая составная темы целого текста. Это и будет темой нашего урока.

6. Зачем нам нужны эти понятия, чтобы сделать вывод, обратимся к тексту под цифрой 4 (Приложение 1) .

Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?

Отрывок из повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Тема – буран в степи, микротема – изображенные в повести явления природы, связанные с бураном, и реакция на них людей. Выделенные слова и будут названиями пунктов плана, одновременно и названиями микротема. Ключевое слово ветер повторяется в них несколько раз, с нарастанием его силы связаны все явления природы, предвещающие буран.

Текст состоит из микротекстов, а тема раскрывается посредством микротем. Дайте определение этих понятий.

8. Домашнее задание: доработать сочинение, написать миниатюру по картинам И. И. Левитана.

Алевтина Сафьянова

Маша, для научного стиля характерны особые стандартные обороты, например: Нам представляется возможным доказать…, Нетрудно заметить, что. Из всего сказанного можно сделать вывод… Характерно: преобладание местоимений 1 и 3-го лица, значение лица при этом ослаблено.

Алевтина Сафьянова

Olya, птицам не принадлежит? - нет, не притяжательное; диковинный не соотносится ни по какому признаку (материал, место, время, назначение, количество) - не относительное. Прилагательные, которые описывают впечатление, которое оказывает предмет своей внешностью, относятся к качественным. Есть степень сравнения - самая диковинная птица.

Дима Марков

Olya Antonova

Мадина Сагадетова

Мадина Сагадетова

Мадина Сагадетова

Определите в микротекстах основную и дополнительную информацию.
Текст 1.
Гетеротрофами называются организмы, использующие для питания готовые сложные органические соединения. Эти соединения дают гетеротрофам энергию, необходимую для их жизнедеятельности, а также служат источником специфических атомов и молекул, идущих на поддержание и возобновление клеточной структуры и новообразование протоплазмы в процессе роста.

Текст 3.
Животные в отличие от растений имеют две различные, но взаимосвязанные системы координации –нервную и эндокринную. Нервная система действует очень быстро, ее эффекты четко локализованы, а в основе ее деятельности лежит электрическая и химическая передача. Эндокринная система действует более медленно, ее эффекты носят диффузный характер, а в основе ее действия лежит химическая передача сигнала через систему кровообращения.

Текст 4.
Кровь у млекопитающих состоит из клеток, взвешенных в жидкой среде, называемой плазмой. Клетки составляют около 45%, а плазма –55% общего объема крови.

Мадина Сагадетова

Мадина Сагадетова

Алевтина Сафьянова

Мадина, к основной информации текста относят те факты, непонимание которых влечет за собой потерю нити повествования. Чаще всего главную мысль абзаца выражают первое и второе предложения. Найди в каждом тексте главную мысль, например: Гетеротрофы - организмы, питающиеся готовыми сложными органическими соединениями.
О дополнительной информации - о ее видах и функции - см. в табл.
Например, вводная дает общую характеристику. Слов-сигналов нет
Дополняющая - комментарий (что дают гетеротропам органические соединения)
Конкретизирующая - . а также служат источником.
В микротексте не обязательно присутствуют все виды дополнительной инф., может быть всего один. В 4-м только иллюстрирующая инф. (процентный состав в крови клеток и плазмы)

Мадина Сагадетова

❤

Алевтина, спасибо большое

Мадина Сагадетова

Алевтина, Задание 11. Определите в микротекстах основную и дополнительную информацию.
Текст 1.
Гетеротрофами называются организмы, использующие для питания готовые сложные органические соединения. Эти соединения дают гетеротрофам энергию, необходимую для их жизнедеятельности, а также служат источником специфических атомов и молекул, идущих на поддержание и возобновление клеточной структуры и новообразование протоплазмы в процессе роста.
Основная информация: Гетеротрофами называются организмы, использующие для питания готовые сложные органические соединения.
Доп.информация: Эти соединения дают гетеротрофам энергию, необходимую для их жизнедеятельности, а также служат источником специфических атомов и молекул, идущих на поддержание и возобновление клеточной структуры и новообразование протоплазмы в процессе роста. (Дублирующая)

Текст 3.
Животные в отличие от растений имеют две различные, но взаимосвязанные системы координации –нервную и эндокринную. Нервная система действует очень быстро, ее эффекты четко локализованы, а в основе ее деятельности лежит электрическая и химическая передача. Эндокринная система действует более медленно, ее эффекты носят диффузный характер, а в основе ее действия лежит химическая передача сигнала через систему кровообращения.
Основная информация: Животные в отличие от растений имеют две различные, но взаимосвязанные системы координации –нервную и эндокринную. (Вводная)
Доп.информация: Нервная система действует очень быстро, ее эффекты четко локализованы, а в основе ее деятельности лежит электрическая и химическая передача. Эндокринная система действует более медленно, ее эффекты носят диффузный характер, а в основе ее действия лежит химическая передача сигнала через систему кровообращения.

Текст 4.
Кровь у млекопитающих состоит из клеток, взвешенных в жидкой среде, называемой плазмой. Клетки составляют около 45%, а плазма –55% общего объема крови.
Основная информация: Кровь у млекопитающих состоит из клеток, взвешенных в жидкой среде, называемой плазмой.
Доп.инфорация: Клетки составляют около 45%, а плазма –55% общего объема крови. (Иллюстративная)

Мадина Сагадетова

Алевтина Сафьянова

Мадина, основная - она и есть основная. Вводная - тип дополнительной инф. В 3-ем убери (вводная). А доп. инф. в этом тексте развивающая (дополняет основную мысль, разъясняет функции нервной и эндокринной систем).

Алевтина Сафьянова

Алевтина Сафьянова

You, на мой взгляд, все правильно. После проверки преподавателем, если отметит ошибки, напиши мне, пожалуйста.

Aizada Zharmukhambet

🤗

Алевтина, спасибо большое

Bil Ort

Здравствуйте, помогите пожалуйста.
ЗАДАНИЕ:найдите и объясните вид.доп. инфармации микротекстах
1)Нефть – одно из важнейших веществ в современном мире. Из неё делают
топливо для транспорта и электростанций. Её используют при изготовлении многих
видов пластмассы, различных химических соединений.
(Вводная)

5)На площадке бурения устанавливается башня, которая называется буровой
вышкой. Под буровой вышкой проходит бур сквозь центр круглой металлической
доски. Дизельный мотор вращает доску, и вместе с ней вращается бур.

6)По мере того, как тоннель углубляется, бур наращивается с помощью
буровых труб, подаваемых сверху. Эти трубы поднимаются и опускаются с
помощью кабелей, закреплённых на вершине буровой установки. Нефть
выкачивается наверх через бурильное отверстие, которое превращается в нефтяную
скважину.
7) Когда нефть добывают с глубины моря, нефтяная вышка и всё её оснащение
устанавливается на нефтяной платформе. На некоторых платформах
устанавливаются даже дома для работников, хотя, по соображениям безопасности,
их часто устанавливают на отдельных платформах. Некоторые платформы делаются
плавучими, а другие покоятся неподвижно на сваях, вбитых в дно моря.

8)Нефть, добываемую из скважин, называют сырой нефтью. По нефтепроводу, в
танкерах, по железной дороге или по шоссе её доставляют на
нефтеперерабатывающий завод.

9) Сырая нефть представляет собой смесь нескольких веществ. На
перерабатывающем заводе их отделяют друг от друга. Это процесс начинается с
процедуры, которая называется фракционной дистилляцией. Она происходит в
высокой башне. Сырую нефть нагревают до тех пор, пока основная часть жидкости
не начнёт кипеть и превращаться в пар. Пар поднимается вверх внутри башни, всё
более остывая по мере продвижения вверх и вновь превращаясь в жидкость.

10)Различные вещества превращаются в жидкость при разной температуре, поэтому
они вытекают из башни на разных уровнях. Вещества, составляющие нефть,
называются фракциями.

11)Бензин используется как топливо, а также при изготовлении пластмасс и разных
химических соединений. Керосин используется как ракетное топливо и в
керосиновых горелках. Различные масла использутся в качестве дизельного топлива
и смазочных материалов. Кроме того, из нефти получают газ, похожий на
природный. Его испо

Микротема — это часть общей темы, заключенная в одном абзаце. Простым языком – это несколько предложений, связанных идеей. Переходя от одной такой части к другой, можно найти замысел написанного. Результат — цельный текст с единой темой. Из статьи вы узнаете о видах связи микротем, их структуре и схемах.

Что такое микротема, и чем она отличается от темы текста?

В зависимости от сложности произведения их может быть две и больше. Каждая кратко описывает содержание одной части произведения, а не всего текста. Этим они отличаются от темы, но всегда связаны с ней.


Микротема — краткое выражение мысли одной части текста (абзаца).

  • если в тексте несколько частей, то они имеют более узкую тему;
  • каждая описывает один абзац;
  • все они логически связаны.

Структура и схема микротемы

В классическом виде микротема состоит из:

  • зачина (первого предложения с главной мыслью выделенной части текста);
  • раскрытия, уточнения мысли;
  • концовки.

Вторая и третья части могут отсутствовать, если в первой исчерпывающе сформулирована тема абзаца.

При структурно-смысловом членении важно научиться выделять микротемы. Это нужно для анализа произведения, краткого пересказа, чтобы изложение имело строгую последовательность, заложенную автором.

Если какую-то из микротем не использовать, обязательно нарушается целостность и связность повествования, теряется идея рассказа.

Для поиска нити рассказа нужно:

  1. Определить в каждом абзаце ключевые понятия.
  2. Исключить вспомогательные предложения, дополнения и уточнения.
  3. Составить краткое описание абзаца (можно использовать одно или несколько предложений).

Выделение в тексте ключевых мыслей без уточняющей и дополняющей информации, называют также планом.

Какие виды связи Микротемы существуют?

Для логической последовательности необходима связь между составными частями. Есть два типа:

  • лексические — повторы слов или корней, антонимы и синонимы;
  • грамматические — местоимения, частицы, союзы, синтаксический параллелизм, единство обозначения действия и другие.
  • последовательно (выстраивая цепь) — последующая мысль вытекает из предыдущей, используются отсылки (она сказала, ему дали, он решил) и замена слов на похожие по смыслу;
  • параллельно — предложения противопоставляются или сопоставляются, их связь основана на схожести структуры с употреблением одинаковых по виду и времени глаголов.

Отличие в том, что при цепной связи в каждом предложении есть уже известная ранее информация, на которую можно опираться при раскрытии и дополнении основной мысли. Но добавкой есть и что-то новое. А при параллельной мысль, предмет или другие данные описывают в начальном предложении, развитие происходит позднее. Они не соединяются друг с другом, но при этом каждое вытекает из первого.

При выделении микротем стоит придерживаться таких связей, чтобы раскрыть мысль и не упустить деталей.

Какой способ связи в повествовании книги кажется вам более понятным для понимания темы: параллельный или последовательный?

Читайте также: