Кратко военно политическая мощь западной европы состояние и перспективы

Обновлено: 06.07.2024

б) развертывание государствами… систем и средств противоракетной обороны, крылатых и баллистических ракет средней и меньшей дальности, высокоточного неядерного и гиперзвукового оружия, ударных беспилотных летательных аппаратов, оружия направленной энергии

Значение тех или иных видов и родов войск,вооружений и военной техники (ВВСТ) конечном счёте исторически определяется эффективностью из применения в качестве силовых инструментов политики. В разные периоды времени и в разных странах это значение принадлежало, например, во Франции пехотным батальонам, в Великобритании – флоту, в Золотой Орде - кавалерии, а по времени в последние два века военную мощь определяла артиллерия, авиация, бронетанковые войска, наконец, оружие массового поражения. Очень многое зависело от умения руководителей государств и армий вовремя выбрать приоритеты развития тех или иных вооружений и успетьподготовиться к войне. Так, успех французских войск часто определялся в эпоху наполеоновский войн превосходством полевой артиллерии, накоторую также предусмотрительно сделали ставку и в России накануне войны.

Выбор тех или иных приоритетов в направлениях военно-технического и научного развития страны имеет свой достаточно строгий алгоритм решений и последовательность, от точного выполнения которого зависит как собственно военная безопасность и способность государства использовать военно-силовые инструменты политики, так и эффективность расходования национальных ресурсов, а, в конечном счёте, и боевая эффективность ВС и ВВСТ страны. Эта последовательность помогает избежать крупных ошибок в области военного строительства, имеющих радикальное значение для самого существования государства.

Коротко повторю его основные этапы. Изначально важна максимально адекватная оценка, анализ и прогноз развития ВПО в мире, которые являются самым первым шагом в военно-политическом планировании. Эти политические оценки должны базироваться на точном научном анализе и достоверной информации, которые учитывают многие сотни, даже тысячи факторов, формирующих ВПО. При этом необходимо избежать как давления личных и групповых интересов, так и политических и идеологических спекуляций. Не секрет, что в современной России нередко оценки ВПО в мире давались необоснованно благостными, не отражающими реалий. Часть правящей элиты и сегодня недооценивает опасности развития современной ВПО, более того, в СМИ и на университетских кафедрах сознательно продвигает эти оценки.

К сожалению, и в этой области у нас далеко не всё благополучно. Поправки в Конституцию – только часть той напряженной борьбы за сохранение национальной идентичности и государственного суверенитета, которую мы далеко не всегда ведём успешно.

Последние этапы – программы военного строительства и определения перспективных НИОКР имеют исключительно важное значение потому, что от их реализации зависит реальная способность государства и его ВС добиться поставленных военно-политических целей. Но решение о разработке и реализации таких программ принимается только после того, как качественно будут пройдены все предыдущие этапы. К сожалению, не всегда политические оценки в силу своей субъективности могут точно отражать современные реалии ВПО, что, как правило, крайне негативно сказывается на эффективности внешней и военной политики.

Изменение состояния МО и ВПО в мире, прежде всего, по отношению к России, безусловно, отразилось и на адекватности оценок правящей элиты страны. Но прежде чем перейти к анализу отдельных аспектов военной безопасности, необходимо коротко дать самую общую характеристику МО и ВПО, а также политики США, как главного противника России (в данном случае прежде всего применительно к роли воздушно-космических сил – ВКС и входящих в них войск ПВО-ПРО, где они обладают мировым лидерством).

Другой аспект – взаимосвязь общего экономического и технологического развития и военных возможностей (государственной и национальной мощи и её производной – мощи военной), а по большому счёту точность оценки тех или иных возможностей государств и коалиций, которая зависит даже не только от полноты данных, но и отношения к ним, субъективных представлений тех или иных представителей правящей элиты.

Как известно, сегодня влияние на развитие вооружений, техники и военного искусства со стороны политики, экономики, общего развития науки, техники, образования и культуры настолько сильно, что можно говорить о том, что военно-технические последствия развития военной мощи (качество и количество вооружений и военной техники) являются прямым следствием и продолжением развития социально-экономического и научно-технического потенциала страны. В том числе и прежде всего наукоёмкого, высокотехнологичного. В этой связи уместно напомнить, например, что в настоящее время на США приходится более 40% общемировых расходов на науку. Столько же составила их доля в производстве наукоёмкой продукции. Ещё 30% (18% стран ЕС и 12% Японии) – союзников по блоку.

С другой стороны, существует много иных факторов формирования государственной и военной мощи, а, главное, представлений о нихкак у друзей, так и противников. История человечества знает немало примеров как недооценки, так и переоценки мощи противника. Классический пример – гитлеровская Германия, которая накануне 1941 года не смогла адекватно оценить ни ВВСТ СССР, ни возможности танковой, ни авиационной, ни артиллерийских отраслей промышленности СССР. Более того, уже после 1945 года в США не смогли даже приблизительно оценить возможности советского авиастроения, ракетной отрасли и атомной промышленности.

Другая колонка напротив, посвящена соотношению «недооцененных стран, из которой видно наглядно, насколько реальная мощь этих государств превышает представление об их влиянии в мире.

Мощь и влияние государств в глобальном мире
Comparing the sum of FBIC and GPI:
Which countries punch above and below their weight

Число военнослужащих на действующей военной службе / число общевойсковых соединений

453000 человек ~40 бригад

Сухопутные силы: Основные боевые танки / бронированная техника / артиллерия

1339 ед. / 5639 ед. / 1403 ед.

Военно-воздушные силы: число эскадрилий боевой авиации / число боевых самолетов

20 эскадр. / 845 ед. (4 эскадр., 56 ед. — Морская авиация Военно-морских сил)

Военный бюджет (USD, фиксированный курс 2018 г.)

~54 млрд долларов

Источники: IISS The Military Balance 1991-1992, IISS The Military Balance 2020, SIPRI Military Expenditures Database

Число военнослужащих на действующей военной службе / число общевойсковых соединений

203750 человек ~6 бригад

Сухопутные силы: Основные боевые танки / бронированная техника / артиллерия

222 ед. / 4965 ед. / 265 ед.

Военно-воздушные силы: число эскадрилий боевой авиации / число боевых самолетов

11 эскадр. / 284 ед. (3 эскадр. 42 ед. МА ВМС)

1 тяжелый авианосец; 12 эсминцев; 11 фрегатов; 9 АПЛ

Военный бюджет (USD, фиксированный курс 2018 г.)

~52 млрд долларов

Источники: IISS The Military Balance 1991-1992, IISS The Military Balance 2020, SIPRI Military Expenditures Database

Число военнослужащих на действующей военной службе / число общевойсковых соединений

300100 человек ~27 бригад

Сухопутные силы: Основные боевые танки / бронированная техника / артиллерия

1314 ед. / 5193 ед. / 729 ед.

Военно-воздушные силы: число эскадрилий боевой авиации / число боевых самолетов

26 эскадр. / 530 ед. (3 эскадр., 45 ед. МА ВМС)

2 легких авианосца; 12 эсминцев; 34 фрегата; 14 АПЛ; 7 ДЭПЛ

Военный бюджет (USD, фиксированный курс 2018 г.)

~57 млрд долларов

Источники: IISS The Military Balance 1991-1992, IISS The Military Balance 2020, SIPRI Military Expenditures Database

Число военнослужащих на действующей военной службе / число общевойсковых соединений

148450 человек ~5 бригад

Сухопутные силы: Основные боевые танки / бронированная техника / артиллерия

227 ед. / 1813 ед. / 598 ед.

Военно-воздушные силы: число эскадрилий боевой авиации / число боевых самолетов

8 эскадр. / 222 ед. (1 эскадр. формируется, МА ВМС)

1(+1) тяжелый авианосец; 6 эсминцев; 13 фрегатов; 10 АПЛ

Военный бюджет (USD, фиксированный курс 2018 г.)

~50 млрд долларов

Источники: IISS The Military Balance 1991-1992, IISS The Military Balance 2020, SIPRI Military Expenditures Database

Число военнослужащих на действующей военной службе / число общевойсковых соединений

476300 человек ~44 бригады

Сухопутные силы: Основные боевые танки / бронированная техника / артиллерия

4726 ед. / 5819 ед. / 2637 ед.
(с учетом ВиВТ ГДР: 7000 ед. / 15393 ед. / 4579 ед.)

Военно-воздушные силы: число эскадрилий боевой авиации / число боевых самолетов

29 эскадр. / 636 ед. (9 эскадр., 118 ед., МА ВМС)
(без учета ВиВТ ГДР)

6 эсминцев; 8 фрегатов; 24 ДЭПЛ

Военный бюджет (USD, фиксированный курс 2018 г.)

~60 млрд долларов

Источники: IISS The Military Balance 1991-1992, IISS The Military Balance 2020, SIPRI Military Expenditures Database

Число военнослужащих на действующей военной службе / число общевойсковых соединений

181400 человек ~7 бригад

Сухопутные силы: Основные боевые танки / бронированная техника / артиллерия

245 ед. / 2310 ед. / 252 ед.

Военно-воздушные силы: число эскадрилий боевой авиации / число боевых самолетов

7 эскадр. / 228 ед.

8 эсминцев; 7 фрегатов; 6 ДЭПЛ

Военный бюджет (USD, фиксированный курс 2018 г.)

~51 млрд долларов

Источники: IISS The Military Balance 1991-1992, IISS The Military Balance 2020, SIPRI Military Expenditures Database

Средний уровень механизации сухопутных частей при этом повысился, часто за счет закупок более современной легкой бронетехники, высокозащищенных бронетранспортеров и бронеавтомобилей, способных повысить выживаемость личного состава в условиях ассиметричных боевых действий с иррегулярными вооруженными формированиями. Устаревшая же легкая бронетехника подлежала массовому списанию или распродаже на вторичных рынках.

С чем могут быть связаны такие радикальные сокращения в условиях отсутствия значимой динамики военных расходов в абсолютных цифрах?

Помимо фактора специфической структуры военных трат, огромное значение сыграло резкое удорожание военного производства в странах Западной Европы в последние десятилетия.

Так, например, себестоимость французского истребителя 1980-х гг. Mirage-2000C, по оценкам SIPRI, составляет 22 млн долларов, в то время как себестоимость более современного аналога — самолета Rafale составляет 55 млн долл.

Другой пример: себестоимость британского истребителя Tornado равна 33,5 млн долларов, а заменяющий его многоцелевой истребитель Eurofighter Typhoon оценивается в 57,5 млн долл. [3] . Рыночные и особенно импортные наценки еще сильнее увеличивают эту разницу.

Таким образом, выводя из эксплуатации устаревшее вооружение и военную технику, страны Западной Европы способны при фиксированном бюджете оплатить закупку новых единиц ВиВТ лишь в значительно меньшем количестве (до 2–3 раз). Военная промышленность Европы вынуждена прямо конкурировать с американской в условиях высокой наукоемкости производства и необходимости поддерживать вкладывать колоссальные инвестиции в НИОКР. Решением этой проблемы должна была стать широкая интеграция ВПК основных европейских стран и переход к распределенным цепочкам совместного производства. И хотя это вплоть до сегодняшнего дня позволяет Европе успешно создавать высокотехнологичные системы вооружения и военной техники, часто не уступающие американским аналогам, обратной стороной стало серьезное увеличение транзакционных издержек, а также уязвимость и неустойчивость всего европейского ВПК в целом.

В качестве примера можно привести серьезные трудности в программе разработки и производства многоцелевых истребителей Eurofighter Typhoon [4] и тяжелых военно-транспортных самолетов A400 Atlas [5] . В итоге, утверждая планы военного строительства, европейские страны часто вынуждены соглашаться на жесткие компромиссы, часто включающие необходимость вывода из эксплуатации целых категорий тяжелого вооружения. Так, например, страны Бенилюкса отказываются от тяжелой артиллерии и танков в пользу обновления парка боевой авиации, закупая в США истребители 5-го поколения F-35 JSF.

С начала 2000-х гг. Западная Европа приобрела более 600 новейших многоцелевых истребителей Rafale (Франция) и Eurofighter Typhoon (Австрия, Германия, Италия и Испания), что позволило постепенно отказаться от авиапарка специализированной ударной авиации. В последние годы Нидерланды, Норвегия, Италия и Великобритания начали получать первые опытные экземпляры американских малозаметных истребителей F-35 JSF, а в ближайшем будущем ожидаются поставки в Бельгию и Данию, а также в перспективе — и в Испанию.

Подводя итоги, можно отметить, что инерционные факторы имеют решающее значение в современных программах военного строительства в Европе. Текущая внешнеполитическая повестка может постепенно сдвигать приоритеты развития вооруженных сил, но не способна радикально преодолеть определяющие этот процесс условия макроэкономический и технологический контекст. Несмотря на явный кризис целеполагания НАТО в 1990–2000-е гг., а также текущие проблемы взаимного противоречия интересов и нехватки солидарности между странами — участницами Альянса, этот военно-политический блок остается безальтернативной структурой коллективной безопасности в Западной Европе.

Текущая доктрина и структура организации вооруженных сил западноевропейских стран оставляет даже таким лидерам, как Великобритании и Франции, весьма ограниченные возможности для самостоятельных действий. Такие исключения, как французская операция в Мали, мягко говоря, не показывают ошеломительных успехов.

Для менее крупных стран структурные сокращения вооруженных сил означают принципиальную невозможность самостоятельных действий за рамками НАТО, за исключением разве что небольших контртеррористических операций внутри собственной территории.

В условиях недавнего развала ДРСМД и постепенного обострения конфронтации в Азиатско-Тихоокеанском регионе Западная Европа будет стремиться сохранить шаткий и, по всей видимости, асимметричный военный баланс с Россией.

Западноевропейские страны НАТО будут стремиться удержать пока еще весомое преимущество в способностях проецировать военную силу с моря и с воздуха, добиваясь качественного превосходства в перспективных конфликтах с применением обычных вооружений, с участием США стремясь обеспечить достаточный уровень ядерного сдерживания. Это значит, что Россия должна строить свою внешнюю политику в условиях долгосрочного взаимодействия со странами Западной Европы.

Заявления канцлера Олафа Шольца о развороте политики ФРГ в области обороны на 180 градусов комментирует социолог Игорь Эйдман.


Канцлер Германии Олаф Шольц выступил с радикальными предложениями в области обороны, которые невозможно было себе представить за все 77 лет, прошедших со времени окончания Второй мировой войны.

— Как бы вы прокомментировали выступление Шольца? Речь, похоже, идет об очень серьезной эволюции немецкой внешней и оборонной политики.

— Я бы даже сказал, что это не эволюция, а поворот на 180 градусов. Это радикальное изменение не только отношений Германии и России, но и всего геополитического позиционирования ФРГ. Из страны, которая стремилась демонстрировать свое миролюбие и готовность к сотрудничеству с любыми государствами, в том числе, и с Россией, Германия собирается превратиться в оплот НАТО в Европе, в крупную военную державу, которая своей оборонной мощью сможет гарантировать безопасность восточноевропейских стран. Это существенно меняет роль Германии в мировой политике вообще. Это совершенно новая концепция.

— Все это тем более удивительно было слышать от Шольца…

— Можно ли это назвать кардинальным уходом от всей послевоенной внешней политики ФРГ?

— Я бы сказал от всей политики, которая проводилась с начала 1990-х годов, особенно во времена канцлеров Герхарда Шредера и отчасти Ангелы Меркель. Я напомню, что при Шредере вообще было заявлено, что у Германии нет врагов.

— Насколько я понимаю, сейчас начнется масштабное перевооружение немецкой армии?

Шредер этого не делал по каким-то своим непонятным причинам, а Меркель была очень пацифистски настроенным политиком. По большому счету она — христианский пацифист и армию не очень жаловала.

— Шольц в свое речи также сказал о необходимости укрепления энергетической независимости Германии. На ваш взгляд, ФРГ, будучи крупнейшим потребителем российских углеводородов в Европе, в обозримом будущем может прекратить покупать российские нефть и газ?

— Сейчас на фоне событий в Украине мы видим скачок цен на топливо. Как к этому относятся немцы?

— Да, цены растут, но финансовые ресурсы Германии очень мощные. До пандемии немецкий бюджет из года в год закрывался с огромным профицитом. Запас финансов в стране до сих пор очень серьезный. Для того, чтобы население не страдало (от роста цен на бензин и газ) правительство найдет необходимые средства. Я думаю, что мы уже в этом году увидим нефтяное и газовое эмбарго, наложенное на Россию. К этому все идет, потому что мы видим, что Путин не останавливается.

Да, такая мера приведет к скачку цен на нефть, на отопление, но катастрофы не будет. Во-первых, саудиты могут легко поднять добычу. Во-вторых, если цена нефти будет стабильно выше 100 евро за баррель, станет высокорентабельна добыча сланцевой нефти в США и других странах.

— А как вы полагаете, реальна ли сейчас разморозка ядерной энергетики Германии?


Фото: ссылка

Военно-политическая обстановка в мире к началу 2021 года остаётся напряжённой и имеет тенденцию к обострению.

Мировые расходы на оборону с незначительными колебаниями продолжают расти седьмой год подряд и достигли отметки в 1,93 млрд. долл. США. Несмотря на планируемое в 2021–2022 годах замедление, обусловленное пандемией, к 2030 году общий бюджет на военные нужды может достичь отметки в 2,2 млрд. долл. США. Как и прежде, лидерство в расходах остаётся за Соединенными Штатами (более 40%).

Ключевыми геополитическими игроками ускоряется разработка и принятие на вооружение новых образцов ВВСТ (вооружение, военная и специальная техника). Основные усилия направлены на развитие стратегических вооружений и создание возможностей для их гарантированного применения, на разработку высокоточных гиперзвуковых ракетных комплексов, беспилотных летательных аппаратов, средств ПВО и ПРО, а также на исследования в области искусственного интеллекта и автоматизации управления войсками.

Приоритетом оборонной политики США остаётся обеспечение превосходства национальных вооружённых сил в мировом океане, воздухе и космосе. Целью, как и прежде, остаётся удержание мировой гегемонии, достигаемое, в первую очередь, посредством сдерживания главных оппонентов – России и Китая.

Для достижения своих целей США и страны НАТО усиливают военное присутствие на восточном фланге блока – в Арктике, Восточной Европе и Средиземноморье. Вслед за размещением на постоянной основе отряда БПЛА MQ-9 Reaper на румынской авиабазе Кымпия-Турзий США приняли решение о размещении на норвежском аэродроме Орланд стратегических бомбардировщиков B-1B Lancer. При этом стратеги B-1B Lancer и беспилотники MQ-9 Reaper систематически выполняют учебно-тренировочные полёты и ведут разведку вдоль границ Российской Федерации. Одновременно с наращиванием сил и средств на северной и южной оконечностях восточного фланга особое внимание уделяется военному сотрудничеству с Польшей, как альтернативному Германии и Франции центру Европы. Такая политика позволяет США одновременно снизить возможные риски евроатлантической дезинтеграции и усилить политическое давление на порой не уступчивые Берлин и Париж. Ежегодные комплексные военные учения НАТО Defender Europe позволяют США отрабатывать переброску воинских контингентов через Атлантику и дальнейшие совместные действия с войсками стран-членов НАТО в Восточной Европе. Начало очередных учений, центр которых сместится на Балканы и в западное Причерноморье, запланировано на май 2021 года.

Важнейший партнёр США – Великобритания, реализуя политику трансатлантизма в Черноморском регионе, активно взаимодействует с Турцией и Украиной, способствуя трёхстороннему сближению стран в сфере экономического и военно-технического сотрудничества. И, если ВТС между Анкарой и Лондоном развивается не первый год, то широкое взаимодействие Турции с Украиной – тренд конца 2020 года. В настоящее время объём сотрудничества между двумя странами растёт и оценивается двумя-тремя десятками совместных проектов. Наиболее известные из них – производство Турцией корветов типа Ada и разведывательно-ударных БПЛА типа Bayraktar TB2 для ВСУ.

В свою очередь, США, несмотря на публичную напряжённость в отношениях с Турцией, обусловленную покупкой российских С-400, продолжают тесное сотрудничество с турецким руководством в рамках НАТО. В частности, 9 февраля ВМС и ВВС США и Турции провели совместные учения в Чёрном море, отмеченные официальным представителем МИД РФ Марией Захаровой, как антироссийские. Вашингтон также продолжает оказывать военную помощь Украине, совокупный объём которой за последние 6 лет составил около 2 млрд. долл. США. Характер оказываемой помощи носит преимущественно демонстративный характер и говорит о нацеленности Белого дома на продолжение вооружённого конфликта между ЛДНР и Киевом в вялотекущем режиме, что, однако, не исключает возможностей его форсирования. Приобретаемая же Украиной по линии ВТС военная продукция США не способна кардинально усилить возможности ВС Украины, а реализация стратегии развития военно-морских и воздушных сил до 2035 года невозможна без существенного увеличения военного бюджета. Тем не менее, именно украинское направление является наиболее вероятной военной угрозой для России в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Опасаясь стремительного развития Китая как морской державы, США, помимо санкционного давления, усиливают развитие национальных ВМС, ключевыми характеристиками которого должны стать: значительное увеличение численности корабельного состава (до 500 единиц к 2045 году), введение в строй нового поколения атомных подводных лодок, усиление возможностей морской разведывательной авиации и наличие гиперзвуковых противокорабельных ракет.

Таким образом, вектор политики США и Великобритании в отношении России в начале 2021 года не претерпел изменений и направлен на создание контролируемых угроз по периметру границ РФ. Аналогичная политика в отношении Китая невольно сближает крупнейшие континентальные державы, подвигая мир к блоковому противостоянию.

Теги события:

сша вооружение нато политика великобритания турция украина китай главная война геополитическое противостояние давление запада на россию российско-китайский стратегический союз

Читайте также: