Кратко опишите сюжет произведения леший михаил федоров

Обновлено: 02.07.2024

Коль собрался сидень в путь,
жди пургу иль непогоду
(Чувашская поговорка)

Заложив коня под вечер,
Взяв за пазуху кусок,
Всем давно известный Хведер
Как-то выехал в лесок.

Но Мигул ответил так:
- Целый год жена в постели;
Сам сегодня до Ишак
Собрался вот еле-еле.

Киремет сердит на нас.
Жеребенка в жертву, может,
Принести ему сейчас?
Помолюсь, авось поможет.
А Кирилл - другой сосед -
И не показался.
Знать, его и дома нет:
Хведер не дозвался.

Да и дядюшка Лаврась
Снова выехал в извоз:
Говорят, что он вчера
В волость рекрутов повез.

А закат - горит, горит,
Заалел пожарищем.
Непогоду, знать, сулит
Горизонт пылающий.

Тучи черные невесть
Где взялись, спешат куда, -
Небосвод закрыли весь
Их зловещие стада.

Лес волнуется, шумит.
- Н-но! Не трусь, мой карий!
Иль не видишь: вязь стоит
У дороги старый?

Ну, а карий чуть бредет
И храпит устало, -
Достается в каждый год
И ему немало.

Да уж, что и говорить:
Коль скотинушку корить,
Не соломою ржаною
Надо бедную кормить.

Только где он - корм иной
Так любой рысак устанет.
(Едет Хведер и ворчит).
Вот он. Н-но! - едва не встанет
Еле ноги волочит.

А дорога-то к весне -
Хуже выдумать нельзя:
То навоз сплошной, то снег.
Да и та, кажись, уж вся?

Тьма - хоть выколи глаза.
Ни вперед и ни назад:
Слева - горка, справа - ров;
Чуть свернешь - и будь здоров,
Не захочешь больше дров.

Или, может, это звери?
Сердце трепетно стучит.
Не захочешь, да поверишь,
Как в лесу злой дух кричит,

Как, колдуя на дороге,
Всех сбивает он с пути,
Большеглазый, длинноногий -
Он, должно быть, впереди.

Огрызается собакой.
Кто его ни встретит - всякий
Смертью страшною помрет:
Леший насмерть загрызет.

А потом на лошадь сядет,
Обратится ямщиком,
Так помчит, кричать заладит -
Задрожит земля кругом.

Боже, боже упаси!
Наш хранитель Пихамбар,
Правоверного спаси,
Псов своих запри в амбар.
Никому в лесу, в пути
Смерть не хочется принять.
В дом родной бы хоть прийти,
Милых деток бы обнять.
До седых волос бы жить,
А когда придет конец,
На своей постели б мне
Мирно голову сложить.

Доброй смертью кончу путь -
Не зароют как-нибудь:
Как обычаи велят -
Похоронят с теми в ряд,
Кто мне близок был и рад.

Славу добрый человек
Оставляет, кончив век;
Богатей умрет - добра
Оставляет горы;
Я ж умру - лишь детвора
Будет без призора.

Да жена останется
Горе мыкать и страдать.
Что с детьми-то станется?
От кого им помощь ждать?

Ведь ни сеять, ни пахать
Не умеют малыши.
Кто же доченьку, как мать,
Приласкает от души?
Кто сынишку, как отец,
Пожалеет, наконец?

Чем остаться сиротою,
Лучше быть сухой травою,
Ветром яростным осенним
Унесенным лучше быть,
До пруда ручьем весенним
Легким мусором доплыть
И осесть, как ил, на дно,
Чтоб догнить там заодно.
Вплоть до мельницы до самой
Леший следом брел за нами.
Беглецом, удравшим с боя,
Он прикинулся в яру,
И покойницей-каргою
Стал в Виснеровском бору.
Продолжая так идти,
Стал овцой на полпути;
Приотстал затем слегка,
Обратился вдруг в щенка
И под мельницу - в берлогу
Завернул.
И слава богу!

Рассветает. Кочета
Запевают тут и там.
Не ответив на злословье
Дяде Пете - мужику,
Сеет тетушка Прасковья
На салму, должно, муку.
Снег идет - как пыль мучная;
Где-то в поисках еды
Заяц, день свой начиная,
Сделал свежие следы.
- Не храпи, мой карий друг!
Что нам страх теперь? Гляди:
Идельмесы позади,
Чиберуй лежит вокруг.
И его минуем скоро.
Там и ближний наш лесок, -
Он всегда о чем-то спорит
С ветром - строен и высок.
В три обхвата ели там.
Мы туда хотели-то,
Только эвон круг какой
Дали за ночь мы с тобой!
Да, хорош наш близкий бор,
Глянешь - сердце радует;
Все деревья - на подбор, -
Вот срубить, чай, падают!
А березки! Каждый ствол
На оглоблю бы пошел.
У рябин не счесть развилин, -
Вот уж, право, вышли б вилы!
Бурей дуб там повалило
И черемушник прибило,

Для детей я, сколько знал,
Сказку эту рассказал.
Для невест сложил я песню,
Чтобы пели повсеместно.
И немало здесь затей
Для читающих людей:
Пусть, читая, иль хохочут,
Иль листы слезами мочат.

4)совершенствовать такие навыки работы с текстом, как составление плана, пересказ, обсуждение прочитанного, комментирование эпизодов.

Формы и методы работы:

слово учителя, ответы на вопросы, беседа - поиск ответа на проблемный вопрос, выразительное чтение, прослушивание произведения в исполнении артиста, просмотр слайдов на компьютере, подведение итогов работы.

Приемы для развития речи учащихся: чтение учителем произведения, прослушивание произведения в исполнении артиста, чтение учащимися текста, работа над средствами выразительности, работа над анализом текста, выявление ключевых слов, создание синквэйна.

Оборудование: портрет Михаила Федоровича Федорова, компьютер, слайды, литература:

1) Михаил Федоров Арçури.- Шупашкар, 1984;

2) Метин П.Н, Мефодьев А. И Литература халǎх сǎмахлǎхĕн ǎнлавĕсем.- Шупашкар,1997

3) Чǎваш литературин классикĕ Михаил Федоров.- Шупашкар,1998;

4) Чувашский язык и литература: теория и методика.- Чебоксары, 2004.

Знакомство с темой и целями урока.

Михаил Сироткин,
ученый с мировым именем, профессор

I. Объяснение нового материала.

- Где родился Михаил Федоров? Что вам известно об этом месте?

- Приходилось ли вам бывать на родине писателя?

- Как переводится на русский язык название деревни Хурапха?

- Правы ли были односельчане Михаила Федоровича Федорова, говоря, что из маленького мастера вырастет великий человек?

- Когда родился М. Федоров? Что это было за время?

- С кем из известных чувашских деятелей родился М. Федоров в один год?

- Чем примечательны детство и школьные годы писателя?

- Чем характеризуется время, в которое жил и творил М. Федоров?

- Кто помог найти М. Федорову свое место в литературе?

- Где захоронено тело М. Федорова?

- Где расположен Чар хули? Как он сейчас называется?

2) Основополагающие вопросы урока.

а) Почему классические произведения не теряют своей актуальности?

Классика – произведения искусства, имеющие общепризнанное значение, отличающееся глубиной содержания, продуманностью образов, богатством языка и являющиеся образцом мастерства.

- Когда и где была впервые опубликована поэма?

Существует несколько точек зрения о том, в каком году была написана поэма. Так, М.Я.Сироткин относит ее к 1879 году, Д.Ф.Филимонов – к 1884, а по мнению Г.И.Комиссарова она была создана в 1891 году.

4) Прослушивание поэмы в исполнении артиста Ефима Никитина.

5) Работа над вопросами:

Дайте название эпизоду:

а) Солнце садится. Федор запряг лошадь и отправился в лес.

б) Погода разгулялась. Черный лес взволновался. Лошадь, накормленная ржаной соломой, не может больше идти.

в) Хоть глаз выколи, темно. Федор встретил Лешего.

г) Федор задумался о смерти и своей семье.

д) Облик Лешего меняется: у глубокого оврага он словно беглый солдат, у края Виснера мертвая старуха, на середине пути – ягненок.

е) Погода налаживается, в душе становится спокойнее.

ж) Мысли о жизни, проходящей в нужде.

ІІ. Анализ произведения.

1) Жанр произведения.

Поэма – одна из сложных жанровых форм. Выделяются 2 жанровые разновидности поэмы: лирическая и лиро-эпическая. В основе поэмы – изображение действительных событий, в ней находят отражение мысли и мечты народа. По сравнению со стихотворением и песней в поэме несколько сюжетных линий, более широкий охват действительности, большее количество героев, глубокое проникновение в характер персонажей. Силлабика – такая система стихосложения, для которой характерно одинаковое количество слогов в строке, с ней активно работали такие классики чувашской поэзии, как К.Иванов, М.Федоров и некоторые другие.

2) Композиция произведения.

Завязка – вечером Федор отправляется за хворостом в лес.

Кульминация – в темном лесу Федор пугается лешего настолько, что не в состоянии собирать хворост.

Развязка – Убежав из леса, Федор успокаивается, задумывается о происхождении лешего и своей жизни.


Можно восстановить маршрут Федора. Его протяженность 14-15 километров: Хурапха (не упоминается в произведении) → деревня Ителмес (в настоящее время Сятракасы) → Тǎвар вǎрри (вариант Тарǎн вар, т.е. Глубокий овраг). Оттуда вернуться домой необходимо половина суток с лишним (в произведении действие начинается после заката солнца и завершается с восходом.

В произведении Федору встречаются и такие топонимы, которые не могли иметь место: Виснер, Хурǎншур, Урхас Кушǎк, Чиперуй – звучные и красивые слова. Автор был знаком с этими местами и не смог не включить их в повествование.

Поэт изображает героя разносторонне: в разной обстановке (в пути, в лесу, в поле), обуреваемого разными чувствами (терпение, страх, радость, победа). Герой стремится выжить, избежать позорной смерти. Но и дома у героя не все благополучно: одни лишения ждут его там. Таким автор видит жизнь чуваша.

4) Средства выразительности в поэме.

Краснеет восток.
Хорошая погода портится.
Богач умирает - богатства остаются.
Хороший человек умрет, но имя его будет жить.

Эпитет: темный лес, черная девушка.

Сравнение: как старик седобородый.

Олицетворение: бегут черные тучи.

5) Главный герой поэмы.

Федор - центральный персонаж поэмы. Он бедный крестьянин, имеющий большую семью, маленькие дети еще соху не держали. Может, поэтому он и не заготовил вовремя дров на зиму. Несмотря на вечер, герой отправляется в лес за хворостом. Уже в пути его застает темнота, и Федор начинает робеть, ему чудятся страшилища. Это подчеркивает его уровень развития, веру в суеверия. Федор боится умереть в пути, он хочет успеть добраться до дома. Его пугает и то, что дети останутся сиротами: кто приласкает его ребенка? кто пожалеет дочь? Федор благополучно добирается до желаемого места. Ближе к утру, он держит путь к дому. Начинает светать, и душа его успокаивается, страх отступает.

6) Образ лешего в поэме.

Леший - мифический персонаж. В народе издревле о нем слагались истории. В словаре Н.И .Ашмарина он упоминается как житель лесов и оврагов. Леший возник из душ людей, погибших не своей смертью, а также от незахороненных тел, или если девушка, не вышедшая замуж, родила ребенка и оставила младенца в лесу или овраге. Леший до смерти любит пугать людей, щекотать, доводить до болезни (безумия), но он никогда не убивает своих жертв.

В чувашском фольклоре много преданий о лешем. В них образ лешего предстает и как носитель зла, и как источник добра.

Зачем же понадобился автору образ лешего? Дело в том, что М.Ф.Федоров в поэме изображает жизнь чувашского крестьянина 19 века. Образ лешего, по мнению автора, должен был более полно раскрыть образ главного героя Федора. Автор отказывается от прямой характеристики героя и предоставляет читателю самому делать выводы о персонаже в эпизоде встречи с лешим. Федор не только беден в материальном отношении, но и суеверен. Слышанные когда-то народные предания о мифических существах он принимает за правду, так как далек от науки.

7) Другие образы в поэме.

Конечно, поэма не ограничивается только образами Федора и лешего. Здесь нам встретятся сын старухи Микула, брат Лавраç, Кирилле, Энтри. Как и Федор, они не сидят сложа руки. У Микулы больна жена, уже несколько лет она терпит невыносимые муки. Чтобы получить облегчение, она хочет поклониться иконе Николая Чудотворца, что в Ишаках. Таким образом, автор расширяет представление о жизни чувашского крестьянства, вводя второстепенных героев в поэму.

8) Есть ли у других народов предания о лешем?

III. Закрепление пройденного материала.

1) Вопросы по содержанию поэмы.

- Каким эпиграфом открывается поэма?

- Почему Федор отправляется в лес после заката солнца?

- Где разворачивается действие поэмы?

- Насколько велика семья Федора?

- В лесу, какой деревни, по мнению Федора, живет леший?

- Каким видится леший испуганному Федору?

- Закончите фразу, взятую из поэмы:

Хоть иголку воткни…
Богач умирает…
Чем быть одинокой веткой…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по теме:

1.Ознакомить детей с творчеством поэта.

З.Научить детей уважать и ценить художественные произведения маленьких наций.

II . Изучение новой темы.

М.Фёдоров родился 17 ноября 1848года в селе Хурапха-Итяково Мариинско-Посадского района. С 1864 по 1867г. учился в Бичуринской начальной школе.

Бедность по миру гоняет,

Мы хушпу в заклад кладём,

Озимь с корня продаём

Лишь бы подати внести.

Рад бы нищим не идти,

Да нужда опять в дому-

Вновь берёшься за суму.

В балладе описывается жизнь чувашских крестьян во второй половине 19века. В это время в жизнь чувашей начинают просачиваться порядки и законы капитализма.

Население начинает расслаиваться: на бедняков и богачей. Таких бедняков как Хветер и Энтри становится всё больше и больше. К гнёту властей и чиновников прибавляется и гнёт кулаков, которые обогатились за счёт таких же бедняков, какими были сами. В балладе наряду с деталями предания есть события, факты, обличающие реальную жизнь 19века, есть образы: бедняк Хветер, дед Лаврась, Кирилл, Энтри.

Пользуясь сюжетами народных легенд и преданий, М.Фёдоров мог достоверно описать тяжёлую жизнь крестьян второй половины 19 века.

Герои баллады - главным героем баллады является Хветер. О тяжёлой жизни мы

узнаем с помощью образа Хветера. Ему тоже, как и остальным не везёт: болеет жена,

З.Научить детей уважать и ценить художественные произведения маленьких наций.

II. Изучение новой темы.

М.Фёдоров родился 17 ноября 1848года в селе Хурапха-Итяково Мариинско-Посадского района. С 1864 по 1867г. учился в Бичуринской начальной школе.

Бедность по миру гоняет,

Мы хушпу в заклад кладём,

Озимь с корня продаём

Лишь бы подати внести.

Рад бы нищим не идти,

Да нужда опять в дому-

Вновь берёшься за суму.

В балладе описывается жизнь чувашских крестьян во второй половине 19века. В это время в жизнь чувашей начинают просачиваться порядки и законы капитализма.

Население начинает расслаиваться: на бедняков и богачей. Таких бедняков как Хветер и Энтри становится всё больше и больше. К гнёту властей и чиновников прибавляется и гнёт кулаков, которые обогатились за счёт таких же бедняков, какими были сами. В балладе наряду с деталями предания есть события, факты, обличающие реальную жизнь 19века, есть образы: бедняк Хветер, дед Лаврась, Кирилл, Энтри.

Пользуясь сюжетами народных легенд и преданий, М.Фёдоров мог достоверно описать тяжёлую жизнь крестьян второй половины 19 века.

Герои баллады - главным героем баллады является Хветер. О тяжёлой жизни мы

узнаем с помощью образа Хветера. Ему тоже, как и остальным не везёт: болеет жена,

Читайте также: