Кратко об истории фантастики

Обновлено: 04.07.2024

Наверное, ни для кого не секрет, что фантастика зародилась еще в глубокой-глубокой древности.

Начиная с тех времен человечество пыталось разгадать мистические явления и необъяснимые события, которые происходили с ними и окружали повсюду.

Именно тогда началось зарождение различных философских вариантов сотворения мира, которые, впоследствии вылились в современные концепции и законы философии.

Достаточно сложно дать точное и однозначное определение фантастике.

Если рассматривать ее как явление, то фантастика представляет собой череду необъяснимых событий в материальном мире, которые несут в себе мистику, волшебство, великую тайну своего происхождения.

С литературной точки зрения фантастика - это часть общечеловеческой культуры, искусства, художественное изложение автором придуманного цельного мира, который существенно отличается от реальности и допускает определенные условности в своем преставлении.

На сегодняшний день известно множество различных видов (классификаций) фантастики, начиная от научной фантастики и заканчивая социальной.

Естественно, становление этого направления имеет свою историю и истоки.

Попробуем подробнее их рассмотреть.

Истоки и история фантастики.

Итак, как уже говорилось выше, фантастика известна человеку еще с древних времен.

Истоками этого самого древнего жанра является специфическое восприятие картины древнего мира в момент перехода мифологии в фольклор.

Этот переход достигался путем реалистичного восприятия различных необъяснимых событий в виде понятий и определений.

Однако не все понятия можно было закрепить в реальных понятиях и формах, часть их оставалось фантастичным.

Эти фантастические события первыми нашли свое отражение в волшебных сказках - именно они и считаются истоками зарождения и дальнейшего развития фантастики.

Мировоззрение человека постепенно менялось и развивалось, а события, которые сложно было объяснить, выражались во всевозможных образах, создавались величайшие произведения с невиданными героями. Но суть всех этих произведений одна – извечная борьба добра и зла.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока 1.Развитие жанра фантастика.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока 1.Развитие жанра фантастика.

Тема урока 1.Развитие жанра фантастика.

Фантастика — жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусств.

Фантастика — жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ. Основным признаком фантастики является наличие в произведении фантастического допущения, это основной элемент жанра фантастики. Он заключается во введении в произведение фактора, невозможного с точки зрения читателя либо героев произведения. Научно-фантастическое, футурологическое, фольклорно, миротворческое, мистическое допущение и т.д.


Первая половина XX века ознаменовалась расцветом научной фантастики. Ключевой.

В СССР самыми видными последователями Уэллса были Александр Беляев («Человек-.

В 1934 году во время всесоюзного съезда писателей Самуил Яковлевич Маршак фак.

Существует точка зрения, что суть и главная задача фантастики - научные проро.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

История фантастики: происхождение и развитие


В процессе исследовательской работы по литературе История фантастики: происхождение и развитие ученицей 10 класса была поставлена цель найти информацию о зарождении и развитии фантастики как литературного жанра и собрать проанализированный материал в коротком образовательном ролике.

Подробнее о работе:


В исследовательской работе по литературе "История фантастики: происхождение и развитие" автором приводится описание исторических данных о происхождении и развитии фантастики с момента ее возникновения и до XX века, а также исследование признаков фантастики как отдельного литературного жанра, так и как части других литературных направлений.

В предложенном проекте по литературе "История фантастики: происхождение и развитие" автор дает характеристику фанастических элементов в литературных произведениях направления романтизма и реализма. Результаты исследовательского проекта "История фантастики: происхождение и развитие" были представлены на уроке литературы в виде видеоролика с мр3 звучанием.

Оглавление

Введение
1.Фантастика. История происхождения и развития.
1.1 Общее вступление и терминология.
1.2 Фантастика с момента возникновения и до XX века.
1.3 Фантастика в разных литературных направлениях.
А) Фантастика в Романтизме.
Б) Фантастика в Реализме.
2. Техническая часть
Заключение
Список литературы

Введение


В древние времена наши далекие предки, пытаясь постигнуть окружающий мир, строили философские, мифологические, религиозные концепции, в которых отражались представления об устройстве происходящих вокруг явлений. Так зародился один из известнейших жанров литературы – фантастика.

Шли века, сменялись эпохи, но задачи и актуальность жанра не менялись: пользуясь художественным методом, опираясь на фантастические допущения, люди все так же пытались постигнуть Вселенную и место в ней человека.

Развитие науки, техники, культуры, искусства непрерывно обогащало фантастику, предоставляя новые идеи, сюжеты, художественные приемы. Или же наоборот, многие писатели предсказывали появлений абсолютно новых вещей в своих фантастических произведениях. Жанр становился сложнее, рождались новые течения, появлялись новые системы образов.

Фантастический жанр меняется вместе с цивилизацией. Для каждой эпохи характерны специфические разновидности фантастики, наиболее полно отвечающие требованиям времени, и в наше время эта позиция не меняется. Чтобы знать, как менялось устройство общества и место человека в мире, и понимать, как все это может измениться дальше, необходимо проследить историю этого литературного жанра хотя бы поверхностно, на что и направлена эта работа.

Целью работы стало найти главную информацию о зарождении и развитии фантастики как литературного жанра и собрать проанализированный материал в коротком образовательном ролике выбранного формата.

Для достижения цели были решены следующие задачи:

  • Изучить материалы по данной теме, историю фантастики;
  • Изучить время и причину зарождения фантастики;
  • Разделить процесс ее развития на определенные периоды, выделить особенности каждого, привести примеры самых характерных произведений;
  • Определить, какой формат образовательного ролика будет наиболее практичен для изложения информации;
  • Проанализировать собранную информацию и изложить ее в краткой форме в ролике выбранного формата.

Для исследования были использованы следующие : анализ найденного материала, синтез полученной информации.

Что такое фантастика?

Это расшифровка уже ясно дает понять, что является определяющей чертой данного творческого метода. Такие писатели-фантасты, как братья Стругацкие, Олег Ладынежский и Дмитрий Тарабанов, а также библиограф фантастики Юрий Зубанов, в свое время выделили примерно одинаковые определения фантастики, которые в общей сложности звучат так:

Со временем и развитием литературы писатели выделили целую классификацию фантастических допущений, на основе которых, в свою очередь, появились новые подвиды фантастики. Чтобы понять, каким образом этот жанр литературы достиг такого разнообразия и дошел до состояния, в котором он находится сейчас, необходимо взглянуть на его историю.

Фантастика с момента возникновения и до XX века

История и истоки фантастики лежат в далеком прошлом, а именно в мифологии и фольклоре. С древнейших времен люди пытались познать мир вокруг себя и дать объяснение всем происходящим в природе явлениям. Это вылилось в создание целой системы различных мифов, легенд и народных сказаний, объясняющих с разных точек зрения взаимосвязи вещей в окружающем мире.

Однако фантастика как жанр тогда не существовала, поскольку все созданные произведения являлись, по сути, чем-то вроде научных гипотез и претендовали на реальную попытку объяснения явлений вокруг.

Но время шло, со временем возникало множество других представлений о мире, которые резко контрастировали с уже существующими версиями. Как раз эти события породили самый старый и самый первый вид фантастической литературы – волшебную сказку. Это были устные или письменные сочинения, созданные преимущественно для развлекательных целей, и включающие в себя то самое фантастическое допущение.

В народном творчестве таким допущением чаще всего было появление мифологических животных (жар-птица, змей Горыныч в русской культуре) и существ, похожих на людей со сверхъестественными способностями (Зеленозубая Дженни, Черная Аннис в фольклоре Англии). В авторских сочинениях периода Античности добавлялось также использование вымышленных или недостижимых миров.

В конце периода Античности и практически перед началом эпохи Раннего Средневековья начинает развиваться новое ответвление фантастики - парадоксография.

Также в XII веке поджанр волшебной сказки соединился с героическим эпосом и рыцарским романом. В результате этого слияния было написано большое количество произведений, где быт известных рыцарей соединялся с их фантастическими приключениями и путешествиями в сказочные страны. Более того, из-за обращения к мифологическим мотивам литература смогла избавиться от рамок, возведенных уже сформировавшимися к тому времени церковными канонами.

В конце XII века, когда рождаются все больше разновидностей стремительно развивающейся к тому моменту литературы, интерес к фантастике ослабевает, и она становится лишь фоном или частью основы других жанров. Фантастика оказывается подспорьем таких направлений, как философский трактат, плутовской роман и идеологическая сатира. В произведениях этих жанров вымышленный элемент противопоставлялся элементу рациональному, и эта двойственность в конечном итоге привела литературу к появлению предромантизма.

После этого в истории фантастики происходит второй застой, когда жанр уходит на третий план и авторы обращаются к новым направлениям. Этот застой заканчивается на рубеже XIX-XX веков. Прежде всего к фантастике возвращаются неоромантики (Р. Л. Стивенсон), символисты (А. А. Блок), экспрессионисты (Г.Мейринк) и сюрреалисты.

Развитие детской литературы порождает новый облик фантастического мира — мир игрушечный, как, например, в произведениях Л. Кэрролла, К. Коллоди. Из русских авторов можно выделить А.Н. Толстого, К. Чуковского. Воображаемый, отчасти сказочный мир создаёт с привлечением мотивов и образов западной приключенческой литературы А. Грин.

Фантастика и Романтизм

Фантастика и Реализм

Этот поджанр является в своем роде полностью новым – фантастическое допущение тут представляет собой реальный фактор, существующий или имеющий возможность появиться в действительности, который коренным образом меняет жизнь человека.

Чаще всего этим фактором являются какие-либо научные изобретения или достижения, что и следует из наименования поджанра. В качестве примера можно привести большую часть работ французского писателя Ж. Верна и английского публициста Г. Уэллса.

Исследование фантастического жанра

Одной и целей проекта было выбрать наиболее удобную и практичную форму для реализации практической части. Нужно было найти такой формат сосредоточения информации, который позволил бы любому человеку подросткового и выше возраста понять и быстро усвоить собранный материал. В данном случае был выбран формат подкаста.

В последние годы этого столетия среди людей, в частности среди молодежи, стал популярен формат аудиокниг или же обозначенных выше подкастов, поскольку такая форма была достаточно простой и удобной для получения новой информации.

Без лишнего и нагруженного видеоряда или дополнительных мультимедиа, формат дает возможность получить новые знания в любое время в любом месте. Слушателю достаточно использовать лишь один орган чувств, что позволяет ему параллельно сосредоточиться на любом другом занятии, не требующем интеллектуальной деятельности, например, уборкой или прикладным творчеством.

Заключение

Мы изучили литературу, посвященную зарождению, происхождению и развитию фантастики, истории фантастикикак одного из ведущих жанров литературы. Далее, используя такие методы исследования, как анализ найденной информации и синтез полученного материала, мы выделили основные этапы истории этого направления и указали наиболее яркие примеры произведений к каждому из этих этапов. Вся обработанная информация, предоставленная в документе, была озвучена в образовательном ролике, формат которого также был определен в процессе работы.

Фантастика появилась еще в древние времена, когда человек пытался объяснить явления окружающего его мира. Назначением этого жанра, естественно, стало постижение Вселенной через нереальные образы, предположения и догадки.

Фантастика развивалась вместе с человечеством; менялись ее формы, система поджанров усложнялась, менялись и совершенствовались используемые писателями приемы. В наши дни фантастика все еще остается более чем актуальной, но чтобы предсказывать будущее дальше, чтобы дальше познавать роль человека в мире, необходимо знать прошлое этого жанра, хотя бы самые основы.

Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.


История советского и постсоветского фантастиковедения — тема не то чтобы неисчерпаемая, но достаточно обширная, чтобы посвятить ей несколько серьёзных монографий. Были в этой истории свои герои и злодеи, взлёты и падения, шекспировские страсти, личные трагедии и внезапные триумфы. Кроме того, о фантастиковедении трудно говорить в отрыве от истории русской литературы за последние сто с лишним лет и истории нашей страны в целом — втиснуть всё это в один небольшой журнальный очерк не представляется возможным по чисто техническим причинам. Остаётся только конспективно пройти по главным реперным точкам, чтобы в общих чертах разобраться, как эволюционировала и развивалась эта ветвь литературной критики и литературоведения в России с 1917 года по сегодняшний день.

Так откуда же всё-таки это недовольное бурчание, откуда этот скепсис, если с фантастиковедением у нас всё так шоколадно? Чего нам не хватает для счастья: ещё больше статей, диссертаций и биографий — для бога статей, диссертаций и биографий? Да нет, не в этом дело.

Отследить все тематические публикации, вдумчиво рассортировать и разложить их по полочкам способен далеко не каждый эксперт, не говоря уж о читателе, не имеющем специальных навыков и уймы свободного времени. Трудно оценить, где густо, а где пусто, чего действительно не хватает, а чего в избытке. В результате на фоне реального изобилия возникает ощущение досадной скудности — во многом обманчивое, но от этого не менее тревожное.

Читайте также: