Кратко о фильме отцы и дети

Обновлено: 05.07.2024

Посмотрела новый вариант экранизации Тургенева. Есть возможность сравнить с фильмом 1984 года.
Фильм Смирновой мне понравился. Во-первых, снят красиво, в чем-то более реалистично, чем фильм 1984 года (например, губернский бал), в чем-то менее реалистично (улицы губернского города – декорации, тогда как старый фильм на натуре снимался, хоть и небольшой кусочек, но что поделаешь – сейчас и небольшого кусочка старинного квартала найти сложно).
В некоторых моментах, чтобы уйти от повторения со старым фильмом автор сняла сцены по-другому, но фильм не проиграл от небольшого расхождения с произведением Тургенева. И авторам удалось сделать 4 серию, где смерть Базарова, не такой мрачной, как в прошлом фильме, где Базаров борется со смертью как со всеми злыми силами, а в новом фильме как современный нигилист ощущает нелепость.

Об актёрах.
Александр Устюгов в роли Базарова – это современный нигилист, который имеет популярную профессию какого-нибудь ай-тишника и любит критично рассуждать на разные темы. Такой образ понятней современному зрителю, хотя немного дальше от тургеневского, чем в фильме 1984 года.
Александр Скотников в роли Аркадия Кирсанова – это попадание в точку, молодой наивный правильный барин.
Анна Одинцова в исполнении Наталии Рогожкиной холоднее, исполненная достоинства королева (в фильме 1984 года Одинцова мне романтичней показалась).

Прекрасно играет Кукшину Наталия Курдюмова (лучше подходит для этой роли, чем Догилева в 1984 году)

Братья Кирсановы немного староваты для мужчин от 40 до 50. Но у Николая Петровича (Анатолий Васильев) такой добрый взгляд, да и Павел Петрович (Андрей Смирнов, отец режиссёра Авдотьи Смирновой) тоже человечнее.

в общем семейство Кирсановых больше представлено как обычные люди (чем в фильме 1984 года, где некая оторванность дворян от людей имеется). Кстати, и крестьяне в фильме современных мужиков из рабочего класса тоже напоминают. Также стоит отметить мэтров кино - Сергея Юрского в роли отца Базарова, Наталью Тенякову в роли матери Базарова. Из молодых актрис: Екатерина Вилкова – Фенечка – просто играет милую девушку. А Дарья Белоусова – Катя – соответствует характеристики Базарова, что она весь дом к рукам приберёт.

По "Отцам и детям " И.С.Тургенева снято несколько фильмов и поставлено множество спектаклей. Я предлагаю ограничится сравнением экранизаций 1958, 1983 и 2008 годов. Краткий обзор их здесь .

Сегодня пройдемся подробнее по основным мужским персонажам поколения "детей", их трактовке в каждом из фильмов (это будет мое сугубо личное мнение, оно может отличаться от вашего).

Лучший Базаров – в версии 1958 года. Идеальное соответствие внешности: долговязый, некрасивый, неизящный, встопорщенный, "с своими бакенбардами — настоящая свинья в кусте" (выражение слуги Прокофьича). Внутренне тоже чувствуется раздражительность, что-то сильное и опасное, с чем лучше не связываться. Можно понять, от чего в нем шарахнулась Анна Сергеевна. Не столько даже хищный, сколько неприручаемый.

Такое чувство, что Анна ему отказала ввиду полной бесперспективности и невозможности пристроить к достойному делу под своим руководством. Злая энергия из него начинает переть после ее отказа, в виде аутоагрессии. Хорошо показно, что он буквально нарывается, ищет конфликта. И с Фенечкой-то он целоваться полез, специально провоцируя крупную ссору. Сцена начинающейся драки с Аркадием в стогу – изумительна. Уже здесь понятно, что смерть он в результате найдет.

Базаров-2008 – просто иконописный няшечка-красавчик с аккуратной бородкой и идеальным выхоленным телом, которое долго и старательно демонстрируется в сцене купания. Так и хочется сказать: да покажись ты в таком виде Анне и все дела! Хищности и надрыва в нем никаких нет, есть молодая игривая задиристость, всплески энергии, пузыри, порывы. Очень обаятельный, много смеется. С Фенечкой заигрывает просто от избытка сил – есть молодая бабенка, что же не поскалить с ней зубы? В общем, жизнь – игра! Хотя можно и доиграться.

Аркадий Кирсанов во всех трех фильмах примерно одинаков и в целом соответствует описанию в книге: сначала немного суетливый и дергано-развязный, потом вздыхающий по Анне (без попыток приблизиться и обратить на себя внимание), затем с облегчением отходящий от всяких энергичных идей (прозорливо поняв свою незавидную роль в возможных делах переустройства общества) и ступающий на семейную стезю.

Аркадий-1958 - наиболее "мягонький барич" и вообще какой-то невнятный. На мой вкус, в версии 1983 года он поживее, посимпатичнее и эмоциональнее. Это уже студент. Хотя в игре В.Конкина и угадывается все тот же Володя Шарапов рядом с грубоватым и сильным Глебом Жегловым, издали засматривающийся на Варю Синичкину (Анну Одинцову играет та же актриса). Но Аркадий 2008 - это уж совсем офис-менеждер в отпуске, да и слишком взрослый.

Молодые "передовые люди".

Они везде противные. Впрочем, во всех книгах Тургенева это всегда жуткие карикатуры, в которых трудно найти хоть сколь-либо человеческие черты. Не говоря уже о чертах симпатичных. Хотя тот же Ситников участвует в жестком бизнесе отца и хотя бы поэтому не может быть совсем уж слизняком или подпрыгивающим кузнечиком.

Здесь бы подошел типаж Садальского, Даля или Золотухина (в роли Женьки Ксидиаса из "Интервенции") - кто-то нестабильный, дерганый, но временами обаятельный и искренне погружающийся в момент.

Чтобы не портить женскую подборку, здесь же покажу галерею эмансипе Кукшиной. Первая, пожалуй, действительно похожа на губернскую дамочку тех времен. Вторая, в исполнении Т.Догилевой, больше напоминает обитательницу купринской "Ямы". Третья - просто злая современная пародия на некрасивую девицу, решившую объявить себя "мыслящей", раз уж кавалеров нет.

Следующая подборка - про экранные воплощения "отцов"

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба .

Рецензия на фильм "Отцы и дети".Автор творческой работы - Сырицына Ольга, ученица 10 класса "А" МАОУ "СОШ № 23" г. Северодвинска.

ВложениеРазмер
retsenziya_na_film_ottsy_i_deti._syritsyna_olga_10a_klass.docx 14.63 КБ

Предварительный просмотр:

Автор работы – Сырицына Ольга, ученица 10А класса.

Действие разворачивается в усадьбе Кирсановых, куда в гости к родителям приезжает выпускник Аркадий вместе с другом Базаровым. Евгений Васильевич с первой встречи не понравился Павлу Петровичу, дяде юного Кирсанова. На протяжении почти всего романа два человека с разным мировоззрением находятся в конфликте: Евгений - нигилист, а Павел Петрович представляет традиционные взгляды, он аристократ.

Развивается и внутренний конфликт разума и чувств Базарова, когда он понимает, что влюбился в Одинцову. Лекарь убеждается в ошибочности своего мировоззрения.

Для визуализации авторского текста романа в сценарии были придуманы образные решения некоторых сцен. Например, эпизод признания Базарова Одинцовой разворачивается в комнате, заставленной стеклом, для придания атмосфере хрупкости. Когда Евгений обнимает Анну, падает кувшин, который хозяйка успевает поймать, что, на мой взгляд, значит: в тот момент она уравновешенна и внимательна, поэтому никак не могла быть влюблённой в лекаря. У И. С. Тургенева в романе подчёркивается, что нигилист чувствует себя чужим рядом с роскошной и холодной Одинцовой. Авторы фильма и тут нашли интересное решение: Базаров входит в обстановку изящного дворянского мира, место преломления лучей от стекла в своих тяжёлых сапогах; проявляет неуклюжесть, когда из-за него падает кувшин.

Микропересказ : Студент-медик отрицал дружбу, любовь, никого не уважал, из-за чего потерял друга и любимую, а старшие невзлюбили его. Отвергнутый обществом, он поселился у стариков-родителей и умер, никем не понятый.


Действие происходит в середине 19-го века в Российской империи.

Очень краткое содержание

Молодой человек, сын помещика, вернулся домой после учёбы и привёз с собой друга, Базарова.


Евгений Васильевич Базаров — убеж­дённый ниги­лист, студент-медик, высокий, свет­ло­во­лосый, с длинным, худым лицом и бакен­бар­дами, зеле­но­ва­тыми глазами, умный, спокойный, само­уве­ренный.

Базаров ни во что не верил, никого не уважал и быстро восстановил против себя старшее поколение.

Через некоторое время, благодаря богатому родственнику, друзья попали на бал к губернатору, где познакомились с молодой красивой вдовой и влюбились в неё. Вдова пригласила друзей в своё богатое поместье. Там она увлеклась Базаровым, а сын помещика сблизился с её младшей сестрой.

Базаров не верил в любовь и испугался этого чувства, а вдова не захотела рисковать своим покоем. Они расстались. Друзьям пришлось уехать. Они погостили у родителей нигилиста, затем сын помещика, не терявший надежды покорить вдову, вернулся в её поместье.

Базаров отправился в поместье друга и начал ухаживать за молодой сожительницей помещика. Брат помещика, тайно влюблённый в сожительницу, узнал об этом, вызвал Базарова на дуэль, и тот ранил его в ногу.

После дуэли Базарову пришлось уехать. Он заехал к вдове, примирился с ней и узнал, что сын помещика влюблён в её сестру. Базаров понял, что их пути расходятся, и расстался с другом навсегда. Он вернулся к родителям, начал лечить крестьян и умер, заразившись тифом. Перед смертью он успел попрощаться с вдовой.

Вскоре вдова вышла замуж по расчёту. Сын помещика женился на её сестре, помещик обвенчался с сожительницей, а его брат навсегда уехал в Европу.

Подробный пересказ по главам

Названия глав — условные.

Главы 1–11 . Знакомство с Базаровым

В жаркий майский день помещик Николай дожидался на постоялом дворе сына, который окончил университет и возвращался домой.


Николай Петрович Кирсанов — небо­гатый помещик, 44 года, невы­сокий, пухленький, седой, немного хромает, воспи­танный, добрый и спра­вед­ливый.

Николай родился в семье генерала, окончил университет, женился на дочери мелкого чиновника и прожил с любимой женой десять счастливых лет. Овдовев, он с трудом пережил горе и теперь преобра­зовывал своё поместье Марьино в ферму.

Его сын Аркадий приехал с другом Базаровым, с которым познакомился меньше года назад, но уже успел стать его верным последо­вателем.


Аркадий Николаевич Кирсанов — сын Николая, 23 года, свежий и румяный, со звонким голосом, умный, добрый, немного наивный, подвержен чужому влиянию.

Базаров был ярым нигилистом, не признавал авторитеты, отрицал религию, никого не уважал, дружбы для него не существовало, а любовь он считал чисто физиоло­гической реакцией.

Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип.

К Николаю Базаров относился снисходительно, а его брата — ухоженного щёголя Павла — считал чудаковатым.


Павел Петрович Кирсанов — старший брат Николая, лет 50, красивый, стройный, обра­зо­ванный, немного надменный, благо­родный.

Обосновавшись в Марьино, Базаров занялся естественными науками и быстро подружился с дворней. Простым людям Базаров внушал доверие, хотя был о них невысокого мнения. Не нравился он только дворецкому Кирсановых, который был аристократом не хуже Павла. Он считал Базарова прощелыгой и, также как Павел, относился к нему с брезгливостью.

Из-за различий во взглядах Базаров и Павел стали непримиримыми врагами, постоянно спорили. Павлу не нравился и внешний вид Базарова, он называл его волосатым. Чтобы хоть немного примирить друга с дядей, Аркадий рассказал Базарову историю Павла.

Николая огорчали яростные споры брата с Базаровым. Он видел, что молодые люди относятся к нему снисходительно и посмеиваются над ним. Единственный сын не понимал Николая и отдалялся от него.

Однажды Николай получил приглашение от родственника, богатого чиновника, который приехал в ближайший город с проверкой. Николай с Павлом ехать отказались, и Базаров предложил Аркадию съездить вместо них.

Главы 12–19 . Встреча с Одинцовой, любовь Базарова

Богатый родственник посоветовал Аркадию съездить с визитом к губернатору, а тот пригласил друзей на свой бал. Там они познакомились с Одинцовой.


Анна Сергеевна Одинцова — богатая вдова, 28 лет, красивая, высокая, стройная, умная, спокойная, властная и холодная.

Одинцова пригласила друзей погостить в Никольском. Они пробыли там дней пятнадцать. Одинцова больше общалась с Базаровым: эту холодную женщину он чем-то привлекал. К робевшему перед ней Аркадию она относилась как к младшему брату, и тот начал искать утешение в дружбе с её сестрой Катей.


Катерина Сергеевна Локтева (Катя) — младшая сестра Один­цовой, 20 лет, темно­во­лосая, смуглая, с тёмными глазами и круглым приятным лицом, тихая и задум­чивая, поба­и­ва­ется властную сестру.

Базаров же всегда был встревожен, сердит и сильно отдалился от друга.

Постепенно циничный Базаров понял, что он, нигилист, влюблён, и это выбило его из колеи.

…это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нём билась, сильная и тяжёлая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…

В Никольское приехал слуга родителей Базарова: те жили неподалёку и очень хотели повидать сына. Базаров решил восполь­зоваться этим предлогом и уехать. Он сообщил об этом Одинцовой. Та не хотела, чтобы Базаров уезжал. Он признался ей в любви, но Одинцова испугалась его страсти и не ответила на неё, не стала рисковать своим покоем.

Вскоре Базаров и Аркадий покинули Никольское.

Главы 20–22 . В гостях у родителей Базарова, возвращение в Марьино

Пожилые родители Базарова были бедными помещиками. Его отец, полковой врач в отставке, раньше служил под началом деда Аркадия, мать была дворянкой, доброй, набожной и суеверной.

Единственного сына старики боготворили, но побаивались. Базаров родителей любил, но относился к ним свысока: с матерью почти не общался, посмеивался над старинными привычками отца и навещал их редко — в деревне ему было скучно.

Через три дня Базаров соскучился и уехал, чем сильно расстроил родителей. В Марьине Базаров вернулся к препари­рованию лягушек. Аркадий пытался помогать отцу, хозяйственные дела которого шли плохо, но погрузиться в проблемы поместья не смог, потому что постоянно думал об Одинцовой.

Однажды он узнал, что его покойная мать переписывалась с матерью Одинцовой, заставил отца найти эти письма и решил использовать их как предлог для визита в Никольское. Пробыв дома десять дней, Аркадий уехал, а Базаров остался в Марьине.

Главы 23–24 . Дуэль Базарова

Базаров усиленно занимался наукой. С Павлом он больше не спорил и позволял ему наблюдать за научными опытами, но их взаимная неприязнь не уменьшилась. Николай заходил к Базарову часто, пытался учиться.

Николай сожитель­ствовал с дочерью умершей экономки, Фенечкой, имел от неё сына.


Федосья Николаевна (Фенечка) — сожи­тель­ница Николая, 23 года, бело­кожая, пухленькая, с тёмными воло­сами и глазами, робкая и добрая, но глупенькая, необ­ра­зо­ванная мещанка.

С ней Базаров общался охотнее всего, а она доверяла ему. Павла Фенечка боялась: он наблюдал за ней и часто неслышно появлялся за её спиной.

Базарову нравилась хорошенькая молодая женщина. Однажды утром, застав Фенечку одну в беседке, Базаров поцеловал её. Днём Павел вызвал Базарова на дуэль, умолчав о её причине. Однако Базаров понял, что на дуэль его вызвали из-за Фенечки, и заподозрил, что Павел в неё влюблён.

Каждый из них сознавал, что другой его понимает. Друзьям это сознание приятно, и весьма неприятно недругам, особенно когда нельзя ни объясниться, ни разойтись.

Стрелялись без секундантов. Базаров ранил Павла в ногу и оказал раненому первую помощь.

На следующий день Базаров уехал. Павел выяснил, что Фенечка не хотела того поцелуя, и попросил Николая как можно быстрее жениться.

Главы 25–28 . Базаров умирает в одиночестве, Аркадий женится на Кате

Аркадий и Катя всё больше сближались. Он освобождался от влияния Базарова, и девушке это нравилось: она чувствовала, что странный друг Аркадия чужд им.

Разговор услышали Аркадий с Катей. Молодой человек как раз путано объяснялся девушке в любви. Услышанное придало ему решимости — он сделал Кате предложение, и та согласилась. Одинцова отпустила сестру замуж, начала радоваться счастью влюблённых, и те вскоре забыли о нечаянно подслушанном разговоре.

Базаров навсегда попрощался с Аркадием и уехал к родителям. В деревне он затосковал, забросил науку и весь август лечил окрестных крестьян.

Участвуя во вскрытии мужика, умершего от тифа, Базаров заразился и слёг. Понимая, что умирает, он попросил послать за Одинцовой. Она приехала со своим врачом, но тот не смог помочь. Базаров успел попрощаться с единственной женщиной, которую по-настоящему любил.

— Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. — Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…

Одинцова поцеловала Базарова в лоб — тот заснул и больше уже не просыпался.

Шесть месяцев спустя Аркадий женился на Кате, а Николай — на Фенечке. Павел сразу после свадеб уехал и поселился в Дрездене. Аркадий взялся за хозяйство, и ферма стала приносить солидный доход. Катя родила сына. Николай попал в мировые посредники и постоянно находился в разъездах.

Базаров похоронен на небольшом сельском кладбище. К его могиле часто приходят, поддерживая друг друга, старики-родители и долго печально молятся.

Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взято издание романа из собрания сочинений Тургенева в 30 томах (М.: Наука, 1981). Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также: