Кратко координация и регуляция

Обновлено: 02.07.2024

Функционирование организма как единого целого обеспечивают Системы регуляции процессов. Они обеспечивают взаимодействие отдельных частей организма и его реакцию на внешние воздействия. Как правило, общее название всех систем регуляции — нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Центральные системы регуляции процессов жизнедеятельности организма человека: нервная, гуморальная (эндокринная) и иммунная. К системам регуляции некоторые авторы относят также кровеносную и лимфатические системы. Все системы регуляции процессов в организме тесно связаны между собой и влияют друг на друга. В результате их взаимодействия обеспечивается слаженная работа организма.

Нервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур. В результате совместного взаимодействия с эндокринной системой нервная система обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма. А также реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система , связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной). Прежде всего всё разнообразие значений нервной системы вытекает из её трех свойств.

Эндокринная система — система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными клетками непосредственно в кровь либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки. Эндокринная система делится на гландулярную эндокринную систему (или гландулярный аппарат), в которой эндокринные клетки собраны вместе и формируют железу внутренней секреции, и диффузную эндокринную систему .

Иммунная система — система органов, существующая у позвоночных животных и объединяющая органы и ткани, которые защищают организм от заболеваний, идентифицируя и уничтожая опухолевые клетки и патогены. Иммунная система распознаёт множество разнообразных возбудителей — от вирусов до паразитических червей — и отличает их от биомолекул собственных клеток. В таком случае конечной целью иммунной системы является уничтожение чужеродного агента. Им может оказаться болезнетворный микроорганизм, инородное тело, ядовитое вещество или переродившаяся клетка самого организма. Этим достигается биологическая индивидуальность организма.

Системы регуляции процессов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов

Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов

Все живые организмы и окружающая среда взаимосвязаны. Сокращение светового дн.

Все живые организмы и окружающая среда взаимосвязаны. Сокращение светового дня – сигнал к перелетам для птиц При повышении температуры пустынные животные прячутся или впадают в спячку Зимующие птицы и звери накапливают жир Организм – целостная система

Координация – согласованная работа органов и систем организма. ( А. Северцев).

Координация – согласованная работа органов и систем организма. ( А. Северцев) Регуляция – управление координацией.

Раздражимость (чувствительность) – способность организмов отвечать на воздей.

Раздражимость (чувствительность) – способность организмов отвечать на воздействия окружающей среды.

Инфузории туфельки устремляются в ту часть капли, где концентрация поваренной.

Инфузории туфельки устремляются в ту часть капли, где концентрация поваренной соли меньше. Какое значение имеет раздражимость в жизни организмов?

Эволюция нервной системы: Диффузная (сетчатая) Узловая Трубчатая

Эволюция нервной системы: Диффузная (сетчатая) Узловая Трубчатая

надглоточный нервный узел подглоточный нервный узел Нервные узлы: Окологлото.

надглоточный нервный узел подглоточный нервный узел Нервные узлы: Окологлоточное нервное кольцо

Узловая нервная система насекомых Инстинкт- врожденный комплекс определенных.

Узловая нервная система насекомых Инстинкт- врожденный комплекс определенных, особых для каждого вида реакций на воздействия окружающей среды.


Отделы головного мозга: Передний - конечный -промежуточный Средний(зрительные.

Отделы головного мозга: Передний - конечный -промежуточный Средний(зрительные доли) Задний мозжечок - продолговатый


Передний - конечный - промежуточный Средний (зрительные доли) Задний - мозже.

Передний - конечный - промежуточный Средний (зрительные доли) Задний - мозжечок - продолговатый

Особенности: Большой объём головного мозга Самый крупный отдел- большие полуш.

Особенности: Большой объём головного мозга Самый крупный отдел- большие полушария

Гормоны- активные химические вещества выделяемые железами внутренней секреци.

Гормоны- активные химические вещества выделяемые железами внутренней секреции. Гуморальная(химическая) Нервная (рефлекторная)

Условные (приобретенные) Безусловные (врожденные)

Условные (приобретенные) Безусловные (врожденные)

КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ БЛАГОДАР.

КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ БЛАГОДАРЯ РАБОТЕ НЕРВНОЙ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМ.В ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЛЕЖАТ РЕФЛЕКСЫ.В ОСНОВЕ РАБОТЫ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ ЛЕЖИТ ДЕЙСТВИЕ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ - ГОРМОНОВ.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 381 материал в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.03.2017 3560
  • PPTX 4 мбайт
  • 27 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Белова Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Автор: Дёмкина Любовь Вениаминовна

Организация: МКОУ СОШ №1

Населенный пункт: г. Киренск

Цель : познакомить учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности у живых организмов;

дать понятие об особенностях регуляции работы органов одноклеточных животных, условных и безусловных рефлексах; сформировать представление о роли нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности кишечнополостных, червей, насекомых, позвоночных ;

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Регулятивные: развиваются умения самостоятельного – целеполагания, планирования, контроля.

. Познавательные: развитие умений работы с информацией (поиск, отбор, систематизация), самостоятельное решение проблемы.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, владение устной и письменной речью.

ХОД УРОКА

I .Организационный момент

II .Изучение нового материала.

Учитель : Дирижерская полочка и милицейский жезл помогают представителям 2-х разных профессий выполнять свои профессиональные обязанности

Задание : Подобрать как можно больше слов-ассоциаций , которые характеризуют функции этих предметов.

Они помогают представителям двух профессий выполнять свои обязанности. Какие? (Регуляция, управление, согласование, взаимосвязь, приказ).

- А в живом организме могут быть такие действия? (Могут).

- Как работают органы в организме? (Согласованно).

-Ими что- нибудь управляет?
- А какая система? (Нервная).

- Какую работу она совершает в организме? (Регулирует).

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

- Какова цель нашего урока? (Познакомиться с процессами регуляции в живом организме)

Координация - согласованная работа всех частей организма.

Регуляция - это взаимодействие между отдельными частями организма, благодаря которому он работает как единое целое.

Учитель: Все важные процессы жизнедеятельности организма животных осуществляются во взаимодействии и в соответствии с процессами ,происходящими во внешней среде. Любые изменения в окружающей среде тотчас влияют на живые организмы, и они перестраивают свою деятельность в соответствии с ними . (сокращение светового дня - сигнал к перелету птиц ,линьке, накоплению жира, повышение температуры- прячутся в норы, впадают в спячку)

Способность организмов отвечать на воздействие окружающей среды - РАЗДРАЖИМОСТЬ. (запись понятия)стр 114, 2 ой абзац сверху

Раздражимостью обладают все живые организмы.

  • Реакция амёбы на соль (анимация ,электронный учебник)
  • Реакция инфузории на соль(анимация ,электронный учебник)

Вывод :У амебы нет специализированных структур ,которые руководят её деятельностью. У инфузории есть особые волокна ,которые пронизывают всё тело. Они координируют работу ресничек. Если их повредить, то биение ресничек станет беспорядочным , а движение хаотичным

Учитель : В ходе эволюции процессы координации и регуляции усложнялись, совершенствовались .Так впервые появилась нервная система. Основу нервной системы составляет нервная клетка – нейрон. Простейшую нервную систему имеют кишечнополостные, например – гидра.

Задание : посмотрите реакцию гидры - анимация (электронный учебник)

Учитель :В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития

  • 1этап-диффузная нервная система (гидра)
  • 2этап-лесничная нервная система (планария)
  • 3этап – узловая нервная система (черви , насекомые , моллюски )
  • 4этап – нервная трубка (позвоночные животные )

Учитель : Дождевой червь и пчела имеют узловой тип нервной системы ,но поведение пчелы более сложно ,что стоят только их архитектурные и строительные способности.

Задание : Прочитайте в учебнике с.116, объясните разницу в поведении дождевого червя и пчелы.

1. Инфузория передвигается с помощью ресничек.

2. Дождевой червь при движении использует жгутик.

3. Движения собаки связанны с мышечной деятельностью.

4. Рыба при движении использует лапы.

5.Копытные животные бегают быстрее всех

. –Учитель : Приведите примеры позвоночных животных.

- Нервная система у них имеет трубчатое строение, расположены на спинной стороне тела и имеет сложное строение: головной, спинной мозг и отходящие от них нервы.

-Спинной мозг: находится в позвоночнике и имеет вид длинного тяжа.

-Головной мозг: находится в черепе, состоит из 5 отделов: передний, средний, промежуточный, мозжечок и продолговатый мозг.

- У всех животных они развиты по- разному, в зависимости от образа жизни и их организации.

- У животных есть комплекс рефлексов, который называется инстинкт.

С 119 зеленые галочки Выпишите понятие инстинкт

Сейчас вашему вниманию будет предложено три примера инстинктивного поведения животных, ваша задача – обобщить их и сделать вывод.

*Енот-полоскун, прежде чем съесть свою добычу, тщательно прополаскивает ее в воде. Если в его лапы попадает кусочек сахара, он поступает с ним точно так же.

*У хищных птиц добыванием пищи для своей семьи занимается отец, он кидает добычу в гнездо, где самка разрывает ее на куски и дает птенцам. Если мать погибнет, то поведение отца не изменится: он будет продолжать кидать пищу в гнездо, заваливая умирающих от голода птенцов.

. Тест на нахождение соответствий: написаны разные примеры поведения животных и свойства. Расставьте буквы.

- Услышав звук дверцы холодильника, пёс прибежал на кухню в надежде получить что- нибудь вкусненькое. (рефлекс)

-Птицы строят гнёзда весной. (Инстинкт)

- Водоросль хламидомонада плывёт по направлению к свету. (Раздражимость)

-Пауки плетут ловчие сети, муравьи строят муравейники, пчёлы делают соты. (инстинкт)

-Кошка прибегает к хозяину, когда он её зовёт. (Рефлекс)

-Инфузория туфелька плывёт к местам где меньше соли. (Раздражимость).

- Хомячки заботятся о своём потомстве: ДЕЛАЮТ ГНЁЗДА, КОРМЯТ ДЕТЁНЫШЕЙ МОЛОКОМ. (инстинкт).

Продолжи фразу Сегодня на уроке я…

V .Домашнее задание параграф 17.Найти интересные факты о инстинктах животных

И еще немного о рефлексах.

*Во время съемок одного фильма свинья Мотя, валяясь в грязной луже, должна была сжевать бумагу. Мотя с радостью выполняла полдела (валялась в луже), но категорически отказывалась жевать бумажный листок. Какой выход нашла известная дрессировщица Наталья Дурова? (бумага была облита сгущенкой).

*Лисята очень пугливы и обычно не подпускают к себе близко людей. В российском фильме о животных Аляски есть уникальные кадры: пятеро лисят буквально бросаются на камеры. Какие хитрости применили операторы во время этой съемки? (один из самых желанных звуков для лисиц – писк мыши. Операторы подзывали лисят, маскируясь белым халатом под цвет снега и подражая писку мышей).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эндокринные железы, гуморальная регуляция, рефлекс, координация и регуляция, спинной и головной мозг.

Координация и регуляция Эндокринные железы Гуморальная регуляция Работу выполнила ученица 8 класса МБОУ СОШ №24 Ударцева Валерия

Координация и регуляция Эндокринные железы Гуморальная регуляция

Работу выполнила ученица 8 класса МБОУ СОШ №24 Ударцева Валерия

Ход работы: Нервная и эндокринная системы; Рефлекс (условный, безусловный); Щитовая железа; Гипофиз; Спинной и головной мозги; Другие органы относящиеся к координации и регуляции.

Синапсы нервной системы.

  • Для выполнения своих функций – восприятия информации, переработки ее и передачи двигательного импульса на исполнительный орган – отростки нервных клеток образуют с нейронами и другими клетками особые соединения – синапсы. При поступлении сигнала к окончанию аксона там освобождается химическое вещество, которое вызывает возбуждение или торможение в соседней клетке. Такие вещества называются медиаторами, к ним относятся, например, ацетилхолин, норадреналин и др.
  • Вырабатываются в течении индивидуальной жизни животных и человека. Поэтому условные рефлексы строго индивидуальны: у одних особей они могут быть, у других отсутствуют. Для возникновения таких рефлексов необходимо совпадение во времени действия условного раздражителя с действием безусловного. Лишь многократное совпадение этих двух раздражений приводит к образованию временной связи между двумя центрами.

Три большие группы гормонов.

Значение эндокринной регуляции.

  • В ряде случаев два или несколько гормонов оказывают на функцию клетки или органа совокупное действие. С другой стороны, гормоны могут влиять на какой-либо физиологический процесс прямо противоположно друг другу. Так, если инсулин снижает уровень сахара в крови, то адреналин повышает этот уровень. Таким образом, эндокринная регуляция жизнедеятельности организма является комплексной и строго сбалансированной.

Передняя доля гипофиза.

Задняя и средняя доли гипофиза.

Строение спинного мозга.

  • Спинной мозг находится в позвоночном канале и имеет вид белого тяжа. В центре его проходит спинномозговой канал, вокруг которого сосредоточено серое вещество – скопление нервных клеток образуют контур бабочки. Серое вещество окружено белым веществом – скоплением пучков отростков нервных клеток. В сером веществе различают, задние и боковые рога. В передних рогах залегают двигательные нейроны, в средних – вставочные, которые осуществляют связь между чувствительными и двигательными нейронами.
  • Белое вещество спинного мозга образует проводящие пути, которые тянутся вдоль спинного мозга, соединяя как отдельные его сегменты друг с другом, так и спинной мозг с головным.

Строение головного мозга.

  • продолжение спинного и повторяет его строение : на передней и задней поверхности здесь также залегают борозды. Он состоит из белого вещества – проводящих пучков, где рассеяны скопления серого вещества – ядра, от которых берут начало черепные нервы – с IX по XII пары, в их числе языкоглоточный (IX пара), блуждающий (X пара), иннервирующий орган дыхания, кровообращения, пищеварения и другие системы, подъязычный (XII пара). Вверху продолговатый мозг продолжается в утолщение – варолиев мост, а с боков от него отходят нижние ножки мозжечка. Сверху и с боков почти весь продолговатый мозг прикрыт большими полушариями и мозжечком.
  • Расположен впереди варолиевого моста , он представлен четверохолмием и ножками моста. В центре его проходит узкий канал (водопровод мозга), соединяющий III и IV желудочки. Мозговой водопровод окружен серым веществом, в котором лежат ядра III и IV пар черепно-мозговых нервов. Средний мозг играет важную роль в регуляции тонуса и осуществлении рефлексов, благодаря которым возможны стояние и ходьба.

Другие органы, отвечающие за координацию и регуляцию.

  • Сетчатая нервная система – самый простой тип нервной системы; Инстинкт – врожденный комплекс определённых, особых для каждого вида реакций на воздействия среды; Мозжечок – отдел заднего мозга, ответственный за координацию движений и ориентацию тела в пространстве; Нервный импульс – это волна возбуждения, которая распространяется по нерву. Нервные импульсы распространяются со скоростью от 0,5 до 120 м/с.


-75%

Читайте также: