Коротко о конституции рф для школьников кратко

Обновлено: 08.07.2024

Цель: знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.

Задачи:

  • воспитание чувства гордости за свою страну;
  • развитие интереса к истории России;
  • расширение кругозора.

Ход классного часа

Учитель: Сегодня наш классный час посвящен Конституции – основному закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем.

– Как называется наша Родина?

Учащиеся: Наша Родина называется – Россия. (слайд 1)

Учитель: Как называют людей, живущих в России?

Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.

Учитель: Почему к Москве у нас особое отношение?

Учащиеся: Москва – это столица нашей Родины. (слайд 2)

Учитель: Какие символы государства вы знаете?

Учащиеся: Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. (слайд 3)

Учитель: Правильно. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

– Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. (слайд 4)

– А кто знает, что такое Конституция?

Учащиеся: Конституция – это основной закон государства.

Учитель: Верно. (слайд 5)

Учитель: Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. (слайд 7)

– Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно. (слайд 8)

– В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот как она начиналась:

– Сегодня мы поговорим с вами об основных положениях Конституции Российской Федерации. (слайд №10)

– Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.

Заслушиваются ответы учащихся.

– Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:

– И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

Заслушиваются ответы учащихся.

– Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу. (слайд 14)

– Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён?

Заслушиваются ответы учащихся.

– Кто является президентом в России в настоящее время?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Что такое Государственная Дума? Чем она отличается от правительства?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Государственная Дума выбирается народом сроком на 4 года, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране. Это исполнительная власть. (слайд 16)

Учитель: Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть принимающая законы. Она избирается, как и президент, всенародно на 4 года. В её состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в её состав, если ему 21 год. (слайд 17)

Учитель: Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете. Чем она занимается?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России. (слайд 18)

Учитель: Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?

Заслушиваются ответы детей.

Учитель: Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие? (слайд 19)

Учитель: Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. (слайд 20)

Учитель: В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин России?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. (слайды 21, 22)

Права и свободы граждан Обязанности граждан
Право на жизнь Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Право на защиту своей чести и доброго имени Обязанность защищать Родину
Право личную неприкосновенность Обязанность соблюдать законы
Право на жилище и его неприкосновенность Обязанность платить налоги
Право на свободное передвижение
Свобода совести, свобода вероисповеданий
Свобода мысли и слова
Право избирать и быть избранным
Право на труд
Право на отдых
Право на получение социальной помощи
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Право на образование
Право на получение юридической помощи
Свобода информации
Свобода творчества

Учитель: Сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. (слайд 23) У каждого ребёнка есть право на любовь и заботу. Как много в сегодня в мире, да и нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чём, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребёнка!

Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.

Раздел ЕГЭ: 5.4. Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации

Законы регламентируют все сферы жизни правового государства. Свод правил, лежащих в основе законодательства, записан в конституции.

Конституция — основной закон государства, который обладает высшей юридической силой и определяет основы государственного строя, взаимоотношения между гражданином и государством, а также организацию государственной власти.

Действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С 1917 г. она является пятой по счёту. Конституции Российской Федерации подчинены все субъекты федерации.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Главный закон страны имеет отличительные черты, которые выделяют его среди остальных нормативных правовых актов.

  • Вся жизнь государства регулируется Конституцией.
  • Конституция является основополагающим документом. Она определяет права и обязанности граждан, государственное и территориальное устройство, очерчивает деятельность государственной власти, а также устанавливает правопорядок, законность и основные принципы жизнедеятельности государства.
  • Конституция наделена высшей юридической силой. Новые нормативно-правовые акты создаются с опорой на Конституцию и не должны противоречить ей.
  • Конституция является верховным законом. Ей подчиняется вся территория государства, его население, организации, органы власти.
  • Конституция имеет прямое воздействие. Для претворения в жизнь конституционных норм не нужно утверждение каких-либо органов государственной власти или должностных лиц.
  • Конституция принимается и изменяется особым порядком. Поскольку она является главным законом страны, утвердить или изменить её можно только через сложную процедуру, отличающуюся от других законов.
  • Конституция особо защищается государством. Президент РФ и Конституционный суд РФ обеспечивают исполнение норм Конституции, поскольку они регулируют всю деятельность государственного механизма.
  • Конституция принимается народом или от его имени.
  • Конституция может выступать прямым основанием для защиты в суде.
  • Конституция определяет виды и иерархию всех остальных законов и нормативных документов.
  • Конституция стабильна и предусматривает строго установленный порядок пересмотра и принятия в неё поправок (обычно посредством референдума).

Правопорядок — порядок отношений, принятый в обществе, который основывается на точном исполнении законов и их требований.

Законность — подчинение всех государственных органов, должностных и иных лиц требованиям закона и других нормативных правовых актов.

СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ

Как и любой другой нормативный документ, Конституция имеет чётко обозначенные элементы.

  • ПРЕАМБУЛА ⇒ Вступительная часть.
  • РАЗДЕЛ 1 ⇒ Главы, статьи
  • РАЗДЕЛ 2 ⇒ Заключительная часть

Основная часть Конституции содержит главы, каждая из которых занимает определённые статьи.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

Конституция определяет государственное устройство страны, регламентирует права и обязанности власти и граждан.

Конституционный строй РФ — система общественных отношений, установленных и охраняемых Конституцией РФ и иными правовыми актами РФ.

Особенности конституционного строя:

  • Всесторонность. Охват всех сфер жизни государства, общества, определение прав и свобод граждан страны.
  • Неизменность. Конституционный строй невозможно отменить или пересмотреть во время действия Конституции РФ.
  • Базовость. Существующий конституционный строй выступает основой для самой Конституции РФ и, соответственно, для всей правовой системы РФ.

Принципы конституционного строя:

  • Демократия (ст. 1). Обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина.
  • Федерализм (ст. 1). Общая власть для РФ действует в союзе с субъектами РФ и органами местного самоуправления, которые также имеют свои властные полномочия.
  • Гуманизм (ст. 2). Человек и его права — наивысшая ценность, поэтому главной обязанностью государства является их соблюдение и защита.
  • Республиканская форма правления (ст. 1). Разграничение деятельности и полномочий органов власти, высшие органы власти избираются или назначаются на определённый срок.
  • Правовое государство (ст. 2). Закон стоит в основе всех действий внутри государства. Государство поддерживает соблюдение закона, прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией.
  • Равенство россиян (ст. 2). Все граждане РФ вне зависимости от места их рождения, проживания и приобретения гражданства равны перед законом и имеют одинаковые права.
  • Суверенитет народа (ст. 3, ч. 1). Народ является единственным источником власти, способным на неё влиять и осуществлять её. Осуществление власти может происходить двумя путями: непосредственно (выборы и референдумы) и опосредованно (местное самоуправление, органы государственной власти).
  • Многообразие и равноправие форм собственности (ст. 8, ч. 2). Каждая форма собственности защищается равнозначно (государственная, частная и др.).
  • Идеологическое многообразие (плюрализм) (ст. 13, ч. 3). В государстве не может быть принята одна официальная идеология, подавляющая все другие.
  • Социальность (ст. 7). Обеспечение достойной жизни населения государства путём создания достойных экономических и юридических условий. Поддержка неимущего населения.
  • Разделение властей (ст. 10). Ветви власти разграничены между друг другом, каждая имеет свои особые полномочия и не зависит от двух других.
  • Многопартийность (ст. 13, ч. 3). В связи с существованием разных идеологий возможно соседство различных политических мнений, которые ведут к определённым действиям, в том числе к созданию и деятельности партий.
  • Светскость (ст. 14). Признание равноправия всех религий. Государство не отдаёт приоритет ни одной из них и не может признать какое-либо вероучение обязательным или предпочтительным.

Международное право приоритетно. Внутреннее законодательство имеет меньший вес, чем подписанные и утверждённые РФ международные договоры. Правовая система РФ изначально включает в себя общепризнанные нормы международных прав и договоров.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

"Детям о Конституции"

(классный час для учащихся 6 класса )

1. Расширить представление детей о Конституцией РФ – основного закона нашей страны.

2. Формирование чувства собственного достоинства

3. Осознания своих прав , свобод, обязанностей.

4. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека.

5. Воспитывать у детей уважение к своей стране

У каждого из вас есть свой любимый праздник – день рождения. В этот день приятно получать поздравления и подарки , а потом ,загадав желание ,задуть свечи на праздничном пироге. Но этот праздник только ваш , семейный ,на который собираются близкие и друзья.

А есть праздники общие для всего народа , для всей нашей многонациональной страны. И один из таких праздников День Конституции.

Так что же такое Конституция ?

Конституция устанавливает каким должно быть государство , какие права , свободы и обязанности есть у каждого из его граждан. Конституция определяет основу общественного и государственного строя , форму правления и государственного устройства. Конституцию можно сравнить с прочным фундаментом , на котором строится и стоит наш с вами общий дом Российская Федерация.

Наше государство насчитывает пять изданий Конституции.

Первая Конституция была принята в 1918 году.

Вторая – в 1924 году.

Третья – в 1936 году.

Четвёртая Конституция была принята в 1977 году.

И последняя , пятая Конституция ,была принята в 1993 году.

Так выглядела Конституция 1918 года. Это была первая советская Конституция – Конституция РСФСР 1918 года.

Она юридически закрепила власть рабочих и крестьян(диктатуру пролетариата) , отвергала частную собственность, допускала её принудительное изъятие

В 1922 году был образован Союз Советских Социалистических Республик – СССР в состав которого вошли: Беларусия , Украина , Россия , Грузия , Армения ,Азербайджан. Это было новое государство . новому государству требовалась новая Конституция - новый "фундамент" и 31 января 1924 года была принята Конституция СССР.

Эта Конституция действовала до 1993 года .

И 12декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации , которая является основным законом государства по сей день.

Закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод и принадлежности их каждому от рождения. Устанавливаются новые для нашего законодательства права и свободы, а именно, право на жизнь, запрет пыток, насилия, защита частной жизни и др.

В этом году будет отмечаться 22 года со дня принятия последней Конституции России.

По этому закону все права и свободы, данные нам государством, не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан.

Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем права вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.

Кроме прав и свобод граждан Конституция содержит ещё и обязанности

СТ,38 - Забота родителей о детях и их воспитание

СТ,38 - Трудоспособные дети ,достигшие 18 лет ,заботятся о нетрудоспособных родителях

СТ,59 - Защита Отечества (долг и обязанность гражданина Российской Федерации)

СТ,57 - Каждый обязан платить установленные налоги и сборы

СТ,43 - Получение основного общего образования (Основное общее образование обязательно – 9 классов)

Каждый ученик может подробнее узнать о Конституции РФ, прочитав сам закон, или специальный справочник для школьников

А сейчас мы проведём небольшую викторину и посмотрим насколько внимательно вы слушали мой рассказ.

Игра организована по принципу телевикторины "Своя игра". Викторина содержит четыре группы вопросов:

1. "Простой вопрос"

Детям предлагается вопрос и три варианта ответа один из которых правильный

Детям предлагаются видеофрагменты где нарушаются права и свободы героев . Задача детей - определить нарушенное право .На слайде идущем после фрагмента приведён правильный ответ.

по картинке дети должны назвать обязанность граждан определённых Конституцией. время обсуждения -20 с.Можно включить часы ,нажав назвуковой колокольчик.

проверяется знание детьми основных символов государства

Игра содержит два призовых сектора.

. Если во время воспроизведения игры не будут воспроизводиться видеофрагменты , надо удалить фрагмент из презентации и ещё раз вставить его.

Конституция – это ядро всей российской правовой системы. Она обладает прямым действием и имеет высшую юридическую силу над всеми остальными законами, определяет их смысл и содержание.

Сколько было конституций?

Главная ценность – права человека

Кто главный в стране?

Только по-русски

Космическая Конституция

Моя конституция. Учебное пособие. 1-4 классы

Поправки 2020 года

Летом 2020 года в России прошло общероссийское голосование по поправкам к Конституции. Разберем некоторые из них.

Другие поправки связаны с федеративным устройством и закрепляют суверенитет России, а также встают на защиту нашей многовековой истории. Еще вносятся значимые изменения в отношении президента, Государственной думы, Совета федерации и судебной системы страны.

Так, например, президент сможет самостоятельно назначать на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти и увольнять премьера. А чтобы назначить премьера на должность, Государственная дума должна будет окончательно утвердить его кандидатуру. Также Госдума будет в праве утверждать вице-премьеров и министров – за исключением министров иностранных дел и силовой структуры.

Статья 67 дополнена частью 2.1. Конституцией будут защищаться границы и территория нашей страны. В главном документе России теперь закреплен запрет на изменение границ и отдавание территорий. Выступать с предложениями об отдаче территорий страны тоже запрещено.

Конституция теперь содержит статью 67.1, в которой говорится о тысячелетней истории нашего государства и преемничестве, а также о защите исторической правды и детях как о приоритете государственной политики.

Наша конституция. Учебное пособие. 9-11 классы

Статья 68 изложена в новой редакции и дополнена еще одним пунктом:

Глава 3 Конституции дополнена статьей 79.1:

В подборке – лучшие методические разработки классных часов и внеклассных мероприятий
ко Дню Конституции

Читайте также: