Корона российской империи история создания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Такую легкость придать короне было проблематично. Каркас короны должен был быть максимально легким. За дело взялись два лучших мастера: придворный ювелир Экарт и специалист по бриллиантам Жереми Позье. Всего было использовано 4936 бриллиантов весом 2858 карат, и все оправлено в серебро.

В то время различий между шпинелью и рубином ученые не находили, т.к. встречались красная шпинель и рубин в одинаковых породах, визуально выглядили схоже, и при огранке проявляли те же свойства.

К тому же, еще не было Мооса со своей знаменитой шкалой твердости, чтобы понять, что твердость шпинели (8) немного уступает рубину (9).

Только в начале 20 века Минералог Ферсман установил подлинность благородной шпинели в Российской короне.

Где нашли рубиновую шпинель для огранки в корону?

Ранее эта шпинель, а точнее "рубин", как ее тогда называли, венчала корону Елизаветы Петровны.

Появилась шпинель в России, когда русский дипломат Николай Спафарий вернулся из поездки в Китай. Там, в 1676 году он и приобрел знаменитый "рубин" у китайского императора Канси, дабы "Матушку-Государыню поразвлечь".

Императорская корона использовалась для коронования всех императоров, включая Николая II. По тем деньгам, ее стоимость составляла порядка 900 000 царских рублей. В советские годы корону оценили в 52 млн долларов.

Как же удалось сохранить Корону после революции

В 1922 году корона и другие царские регалии были отправлены в ГОХРАН.

Однажды корона даже становилась предметом залога в 20 000 долларов и хранилась в Ирландии в доме ирландского посла. Но в 1948 году корону выкупило советское правительство и вернуло на родину.

Попытки разжиться на имперской короне не ослабевали. Однажды чекист Яков Юровский (цареубийца Николая II и всей семьи) вывез корону и другие царские регалии в Читу, желая их продать. Но история получила международную огласку, и все драгоценности были возвращены в Москву.

С 1934 г. по личному решению И. Сталина запретили вывозить "царские безделушки", дабы не портить имидж партии.

Самое любопытное, что серия из фильма "Неуловимые мстители" про корону российской империи была придумана советским правительством, чтобы изменить сложившуюся в мире репутацию большевиков -"барышников".

Сейчас реконструированная корона Российской Империи с великолепным кристаллом благородной шпинели хранился в Алмазном Фонде России.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал GEM STONES, чтобы видеть больше наших статей в своей ленте.

НАВИГАТОР СТАТЕЙ ПО МИНЕРАЛАМ В КАНАЛЕ GEM STONES ЗДЕСЬ

Над созданием большой императорской короны трудились 2 ювелира: швейцарец Георг Экарт и француз Жереми Позье. Вес императорской регалии около 2 кг, сегодня она находится в Алмазном фонде Российской Федерации.

Корона Российской империи

Большая императорская корона Российской империи являлась главным символом монаршей власти с 1762 года по 1917 год. Была создана для коронации Екатерины Великой. В наши дни носит статус неотчуждаемой собственности государства и не подлежит вывозу за пределы Кремля.

История создания

Венчание на царство Екатерины II должно было состояться 22 сентября 1762 года. Таким образом, на всю подготовку отводилось два с половиной месяца. Создание регалий было поручено придворному ювелиру Георгу Экарту. Ему же передали золото и серебро для изготовления короны.

По его версии полушария в форме эллипса были сильно изогнуты у основания с разведением в разные стороны, что добавляло легкости. Дуга с крестом и шпинелью утопала в полушариях, делая каркас более ажурным и резным. Именно этот эскиз стал основой будущего символа власти императрицы.

Рис. 1 Регалии императоров

Однако инкрустировать каркас доверили Позье. Сказывалось покровительство Бецкого. Перед тем как приступить к процессу, мастер сделал восковую копию основы и уже на ней примерял различные варианты расположения камней. Во время главной работы ему помогали шесть австрийских ювелиров, один француз и еще трое русских умельцев.

Противостояние ювелиров

Соперничество двух главных создателей императорской короны крылось в их разном социальном статусе. Кроме того, они были диаметрально противоположными личностями.

Швейцарец Георг Фридрих Экарт являлся главным ювелиром двора. Работал только по заказам Алмазной мастерской для императорского дома. Сам он был довольно нелюдимым и никогда не стремился к участию в дворцовых интригах. Как профессионал он предпочитал обрабатывать драгоценные металлы. Камни брал готовые.

Француз Жереми Позье являлся, напротив, очень общительным человеком. Был вхож в самые закрытые и влиятельные круги при дворе. К тому же стремился работать не только по официальным запросам Императорского кабинета, но и по просьбам дворян. В профессиональном плане ему не было равных в огранке алмазов.

Первым серьезным столкновением мастеров стала работа по созданию погребальной короны для Елизаветы Петровны. Будущая императрица доверила дело Экарту. Но он не учел, что голова умершей несколько раздулась, потому просто не смог поместить свое творение на нужное место. Более хитрый Позье сделал свой вариант короны заранее, причем на винтах. Таким образом, он очень легко подогнал венец под нужный размер.

Описание короны

Весь образ навеян культурой Византии. Полушария символизируют Запад и Восток соответственно. В качестве знака власти полусферы обрамляются ветвями лавра. Гирлянда между двумя частями короны оплетена дубовыми листьями — символом незыблемости императорской власти. В стилистическом плане корона отражает переходный этап от барокко к классицизму.

Рис. 2 Главный венец российских императоров

В общей сложности на корону ушло 75 жемчужин, почти 5 000 чистых бриллиантов, фунт золота, два десятка фунтов серебра и 1 красная шпинель (в те времена ее не умели отличать от рубина). Последняя стала главным акцентом всей композиции.

Масса венца составила почти 2 килограмма, а его стоимость на момент изготовления приравнивалась к 2 миллионам рублей.

Заметка автора. Сам Позье отмечал, что императрица желала, чтобы корона оставалась неизменной. Потому взял самые массивные камни, какие только были в сокровищнице. И несмотря на все его старания сделать символ власти как можно более легким, его вес все равно доходил до пяти фунтов. Кроме того, это была одна из самых дорогих корон Европы.

Судьба короны после Екатерины Великой

Новую главную императорскую регалию надевали только в самых торжественных случаях. Ее изображение было помещено на геральдические знаки. В соответствии с церемониалом, ношение предусматривалось всеми последующими правителями Российской империи, заканчивая Николаем II.

После 1917 года с судьбой короны не все ясно до сих пор. Сначала ее перевезли в Оружейную палату, где она находилась до 20-х годов. Потом о ней вспомнили. По некоторым данным, партия использовала ее бриллианты для заключения сделок с иностранными агентами. Но были ли это действительно те самые бриллианты, не установлено.

В 80-е годы корона оказалась отреставрирована. Сегодня же она хранится в Алмазном фонде Российской Федерации. Оригинал не подлежит вывозу за пределы Кремля даже в выставочные залы Эрмитажа.


Главный символ власти российских монархов большая императорская корона Российской империи, заказанная Екатериной II Великой для коронации в 1762 году, была создана по эскизу придворного ювелира Георга-Фридриха Экарта и бриллиантовых дел мастером Жереми Позье (1716-1779), всего за два месяца.

Большая императорская корона изготовлена в виде головного убора на редкость изящная формы и удачно найденных пропорций — это все заслуга Георга-Фридриха Экарта.

большая императ. корона

Бриллиантовых дел мастер Еремей Петрович Позье занимался подбором бриллиантов и самоцветов для этого ювелирного чуда. Задача оказалась далеко непростой — мастер оправил в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Ювелир Позье выявил красоту камней, очень умело использовал завораживающее мерцание бриллиантов, игру самоцветов, в сочетании с матовым спокойствием жемчужин.

Сверкание бриллиантового кружева подчёркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук, общей массой 763 карата. Корону венчает редкий драгоценный камень ярко-красного цвета — благородная рубиновая шпинель (Ruby Spinel) величиной 398,72 карата. Знаменитый рубин из короны Елизаветы Петровны, тот самый, что приобрёл в 1676 году у китайского императора Канси́ участник русской делегации в Китай Николай Спафарий, видный русский дипломат, политический деятель.
Императрица поставила одно условие – вес короны не должен превышать 5 фунтов (или 2,27 кг)

Высота Большой императорской короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности — 64 см. Масса короны — 1993,80 грамм.

Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом, императорская корона составлена из двух серебряных полушарий, олицетворяющих соединение Востока и Запада на территории Российской империи.

Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви — символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, символизирующие крепость и незыблемость власти.

Большая императорская корона Российской империи использовалась, как имперская регалия с 1762 до 1917 года, этим венцом короновались все императоры России после 1762 г.:

Екатерина II (1762 г.)
Петр III (1797 г. посмертно коронован Павлом I)
Павел I (1797 г.)
Александр I (1801 г.)
Николай I (1826 г.)
Александр II (1855 г.)
Александр III (1883 г.)
Николай II (1896 г).

По указу Петра I для хранения особо ценных вещей, принадлежащих государству, была создана в 1719 году Бриллиантовая комната, где хранились парадные ювелирные украшения, и орденские знаки и другие государственные регалии, которые использовались монархами во время коронации и других важных торжественных государственных церемониях.

большая импер. корона

Последний раз Большая императорская корона использовалась последним императором России Николаем II в 1906 году на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы.

После Октябрьской революции в 1922 году все ценности и регалии императорской власти были переданы в Государственное хранилище России. Большая императорская корона Российской империи послужила имущественным залогом под денежные займы 25 000 долларов для государственной казны. Основным залогодателем выступал министр финансов Ирландии Майкл Коллинс, и Большая императорская корона до 1938 года хранилась в доме посла Ирландии Гарри Боланда.

В 1948 году новое правительство Ирландии хотело продать все залоговые королевские драгоценности России на аукционе в Лондоне. Однако, после долгих консультаций с советским послом, было решено вернуть все реликвии на родину, в обмен на сумму 25000 долларов.

В Россию Большая императорская корона Российской империи была возвращена в 1950 году после соблюдения процедуры возврата займа и хранится в Алмазном фонде Российской Федерации, где собраны и хранятся все российские реликвии истории, памятники ювелирного искусства, драгоценные камни и самородки.

С 1967 года императорская корона выставлена для обозрения в одном из залов Алмазного фонда России в музее Московского Кремля, в котором экспонируется составная часть фонда Гохрана России.

Уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован в 1984 году. Использованы материалы — серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.

большая Crown_of_Russia

На этом рассмотрение короны Австрийской империи завершим и обратимся к истории короны Российской империи.

История короны Российской империи

Согласно Википедии [5] корона Российской империи была изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье в 1762 году для коронации императора Петра III, который до коронации не дожил, вследствие чего его, казалось бы, личной короной (!) короновалась Екатерина II.

История короны Российской империи

Корона Российской империи была создана в рекордно короткий срок – за два месяца. Руководил работой по созданию короны Экарт, создавший эскиз и каркас, подбором бриллиантов занимался Позье.

Два медведя в одной берлоге

Поговаривают, что между коллегами сложилась личная неприязнь, вследствие чего долгое время считалось, что единственным автором короны Российской империи был Экарт, который всячески замалчивал и скрывал факт участия Позье в создании шедевра.

Краткая биография ювелиров короны Российской империи

История короны Российской империи

Пешком они прошли всю Швейцарию, Голландию и Германию, где в Гамбурге сели на корабль и в августе 1729 года прибыли в Питер. В 1731 году после смерти отца, молодой Иеремия остался без средств к существованию.

Перед смертью отец записал его в ученье к придворному бриллиантщику французу Граверо, у которого Позье проучится семь лет. Он быстро начал делать успехи и стал главным помощником Граверо. Тогда его и приметила императрица Анна Иоанновна.

Ещё раньше Позье открыл собственную мастерскую и, благодаря знакомству с императрицей, стал получать множество заказов и приобрёл большие знакомства при дворе.

В итоге 30 января 1762 года Пётр III пожаловал его в придворные ювелиры и, вместе с тем, сделал бригадиром. По мнению современников, Позье был очень честным и доверчивым человеком.

Большая императорская корона, гравюра

Больша́я импера́торская коро́на Российской империи — главная династическая регалия и символ власти российских монархов, создана в 1762 году для коронации Екатерины II. Вплоть до 1917 года Большой императорской короной венчались на царство все российские монархи [1] . С 1920-го вместе с остальными коронными драгоценностями дома Романовых передана в Гохран. Отреставрирована мастерами Экспериментальной лаборатории Гохрана в 1983—1985 годах [2] [3] . С 1991-го корона является неотчуждаемой государственной собственностью и не подлежит вывозу за территорию Московского Кремля [4] [5] .

Главными создателями короны являются знаменитые в XVIII веке придворные ювелиры Жереми Позье и Георг Фридрих Экарт [6] . Корону венчает редкий драгоценный камень ярко-красного цвета — благородная шпинель весом в 398,72 карата [7] [8] . Лёгкий прорезной каркас выполнен из серебра, изнутри обит красным бархатом, наружная часть разделена на две полусферы и покрыта бриллиантами [9] [5] .

Читайте также: