Коринфский ордер описание кратко

Обновлено: 05.07.2024

До нашего времени не сохранились жилые строения эллинов, но мы можем судить о древнегреческой архитектуре по прекрасным храмам, обильно украшавшим их города.

Уже в период архаики в Древней Греции появились и в общих чертах утвердились основные принципы архитектуры:

1. греки не использовали арочные своды и купола, поэтому все их здания состояли из вертикальных опор – колонн и, поддерживаемых ими, прямых горизонтальных перекрытий ;

3. пропорции зданий , рассчитывались исходя из пропорций человека , а архитектурные элементы иногда уподоблялись (конечно, весьма условно) частям человеческого тела;

4. архитекторы бо́́́́льшее внимание уделяли экстерье́рам ( внешнему виду зданий) , чем интерье́рам.

Главным достижением архаики считается появление и утверждение ордерной системы в архитектуре – соотношения опоры (колонны) и перекрытия, которое она держала.

Классическая греческая колонна состояла из трёх частей: базы – основы, на которой устанавливалось тело (или ствол ) колонны и капите́́ли – её самой верхней части, поддерживающей балки перекрытий.

Греки создали три типа колонн , ставших основой классических ордеров: дори́ческого, иони́ческого и кори́нфского . Каждый из них, был по-своему антропоморфным , то есть наделялся в воображении греков чертами, присущими человеку.

Ионический ордер имел более лёгкие и изящные пропорции и соответствовал женскому началу. Эта женственность особенно явно проявлялась в капители ионической колонны – её украшали спиралевидные завитки с обеих сторон – волю́ты – имеющие сходство с локонами волос, уложенными в прическу.

Несколько позже появился коринфский ордер – по мнению греков, соответствующий образу юной девушки. Его ствол строен и высок, а капитель, пышная и сложная, напоминает корзину со стилизованными листьями растения ака́нфа (аканта) .

Якобы, в далёкие времена, на острове Коринф жила девушка, удивительной красоты. Она была настолько хороша, что возгордившись, заявила, что прекраснее самой богини Афродиты. Ревнивая богиня не оставила это заявление без внимания, и при первой же возможности отомстила. Девушка встретила прекрасного юношу, они назначили свадьбу, но прямо накануне бракосочетания невеста умерла.

Безутешные родственники провели похоронный обряд, а на могиле оставили закрытую крышкой корзину с поминальной трапезой. Прошло время. Росток дерева аканф, пробил днище корзины, и пустил ветви. Но поскольку тоненькие побеги не могли приподнять крышку корзины, то они, извиваясь, стали прорастать сквозь прутья, пуская молодые листочки.

Случайно на этот некрополь забрёл талантливый архитектор Каллимах . Увидев корзину, с проросшей сквозь неё листвой аканфа, он и вдохновился на создание нового типа колонны.

От того, какого типа использовались колонны, зависело и то, как будут выглядеть и украшаться перекрытия этого здания, та часть строения, которая получила название антаблемент.

Антаблемент - несомая часть ордера, в свою очередь тоже состоял из трёх элементов (надо сказать, что греки очень любили трёхчастное деление). Эти элементы назывались снизу вверх: архитрав, фриз, карниз .

Архитрав и карниз усложнялись по мере увеличения "затейливости" и высоты колонны. То есть, самые простые архитравы и карнизы были у дорического ордера, а самые навороченные и вычурные - у коринфского.

Главную же эстетическую функцию в антаблементе нёс фриз - его центральный элемент в виде ленты.

Фриз дорического ордера был разделён выпуклыми полосами - триглифами на квадраты - метопы .

В Коринфе, знаменитом городе Пелопоннеса, был впервые изобретен ордер, называемый коринфским. Он более украшенный и стройный, нежели ионический и дорический. И наиболее сложен в построении по сравнению с остальными. При этом ему присуща особая визуальная гармония и изящество, он самый пышный и богато украшенный, что соответствовало богатой частной жизни.

Коринфский ордер. Храм Зевса Олимпийского в Афинах


Происхождение коринфского ордера

Существует целая легенда о его происхождении.

Самый первый найденный образец коринфской колонны

Самый ранний известный образец — единственная колонна в храме Аполлона в Бассах. Она единственная стояла свободно, отделяя адитон и замыкая главную часть целлы. Она как бы указывала на недоступность адитона. Возможно, вся колонна была мраморной. Её база очень мало расширялась книзу, что подчеркивало конструктивное значение этой отдельно стоявшей опоры.


Коринфская капитель известна лишь по рисункам Коккереля и Галлерштейна, потому что сразу после раскопок она была разбита. Колонна представляет собой дальнейшее развитие капители массалийской сокровищницы в Дельфах VI в. до н.э. Внутренние спирали её были велики, абака тяжела: понизу шёл лишь один ряд листьев.

Учитывая место и роль коринфской колонны в композиции целлы, необходимо отвергнуть реконструкцию интерьера, предложенную археологом Динcмуром. Опираясь на новое толкование некоторых фрагментов, он утверждал, что в храме имелась не одна, а три коринфские капители: одна — у свободно стоявшей колонны и две — у полуколонн диагональных стенок по её сторонам. Но греческий зодчий едва ли сделал бы одинаковые капители на таких различных по своей конструктивной сущности и тектонической трактовке опорах. Реконструкция Динсмура не вяжется ни с архитектурно-композиционным решением целлы, ни с характером художественного мышления греков. Скорее можно предположить, что на диагональных поперечных стенках по сторонам колонны боковые волюты ионических капителей не обрывались посередине, но имели второй завиток, являя особый тип трехсторонней ионической капители, по своей форме отличающийся и от коринфской капители свободно стоявшей колонны и от капителей остальных ионических полуколонн.

Расцвет коринфского ордера

В архитектуре эллинизма, так же как и в предшествовавшей греческой архитектуре, господствует ордерная система. Приспособляемый к новым градостроительным задачам и к новым видам сооружений греческий ордер утрачивает в эпоху эллинизма строгость форм. Дорический и ионический ордера отныне не только свободнее сочетаются друг с другом (например, двухъярусная колоннада — внизу дорическая, вверху ионическая — в перистиле храма Афины в Пергаме), но и смешиваются в своих элементах, например ионическая колоннада с дорическим антаблементом или триглифный фриз с зубчиками.


Коринфский ордер. Храм Зевса Олимпийского в Афинах


Характерным нововведением в обработке ордера было широко распространенное частичное каннелирование колонны только в её верхней части (около 2/3 высоты).

Широкое и разнообразное применение получают перистили, т.е. крытые колоннады, окружающие архитектурно организованное открытое пространство, будь то площадь или дворик жилого дома. Перистильные композиции становятся характерной особенностью эллинистического города, его ансамблей и жилых домов.

Изменение вкусов и применение ордеров в перистильных композициях отразилось на соразмерности его частей. Колонны получают большую стройность не только в перистильных, но и в периптеральных композициях (в перистилях отношение диаметра дорической колонны к её высоте становится меньше 1/7, в периптерах доходит до 1/7, в ионических колоннах до 1/10)

Пропорции коринфского ордера

Составные части коринфского ордера и их построение

Колонны такие же, как у ионического ордера. Длина колонны, учитывая базу и капитель, составляет 9,5 модулей. Если колонны каннелированы, то и число каннелюр должно быть 24, а глубина их в половину своей ширины. Дорожки, или промежутки между каннелюрами, втрое уже каннелюр. Архитрав, фриз и карниз составляют пятую часть высоты колонн.

Антаблемент и капитель коринфского ордера из трактата Виньолы (лист XXVI)

У Виньолы высота коринфской колонны равна 20 модулям, её диаметр составляет 1/10 часть высоты. Стержень колонны утоняется так же, как и в ионической колонне. На нём расположены 24 каннелюры, отделенные друг от друга дорожками.


Под коринфскими колоннами находится пьедестал, равный по высоте четверти высоты колонны. Он делится на 8 частей, из которых одна приходится на карниз, две на базу и пять остается на стул. База делится на три части, из которых две образуют цоколь и одна — карниз. Колонны имеют аттическую базу, но последняя отличается от базы, применяемой в дорическом ордере тем, что она выступает на одну пятую часть диаметра колонны.

Коринфский ордер база колонны, пьедестал



Коринфская капитель в высоту равна толщине колонны у основания и сверх того должна быть увеличена на одну шестую, приходящуюся на абаку. Остальное делится на три равные части. Первая идёт на первый ряд листьев, вторая — на второй, третья же в свою очередь делится на две части: в части, смежной с абакой, делают завитки, поддерживаемые листьями, из которых они как бы вырастают. Поэтому ствол, из которого они выходят, делается более толстым, и завитки, по мере закручивания, всё утоняются, примером чего служат растения, более толстые у начала, чем у конца. Самый колокол или стержень капители под листьями, должен быть на отвесе дня каннелюр колонны.

Построение коринфской капители

Для построения абаки с правильным выступом строится квадрат, сторона которого равна полутора модулям. Затем проводятся диагонали, в точке их пересечения, т.е. посредине, устанавливается неподвижная ножка циркуля и по направлению к каждому углу квадрата откладывается по одному модулю. Через засечки проводятся линии, пересекающие диагонали под прямым углом и касающиеся сторон квадрата, они будут определять конец выступа, а длина их — ширину конца абаки. Кривизна, или линия выреза, определяется посредством нити, которую протягивают между концами, и посредством точки, из которой строится треугольник, основанием коего и будет линия выреза. Затем от концов абаки проводится линия, касательная к краю астрагала, или валика колонны, при этом концы листьев располагаются так, чтобы они её касались или несколько выступали наружу, чем и определяется их выступ. Розетка должна равняться в поперечнике четверти диаметра колонны у основания.


Архитрав, фриз и карниз, составляющие пятую часть высоты колонны, делятся в целом на двенадцать частей, как в ионическом ордере. Различие же заключается в том, что карниз делится на восемь с половиной частей. Одна идёт на каблучок, другая на зубцы, третья на четвертной вал, четвертая и пятая на модильон, остальные три с половиной на венец с гуськом. Выступ карниза равен его высоте. Кессоны для розеток, находящиеся между модильонами, должны быть квадратной формы, а толщина модильонов должна равняться половине промежутков, в которых находятся розетки. Детали этого ордера не показаны буквами, т.к. они подобны предыдущим, на основании которых их легко определить.


КОРИ́НФСКИЙ О́РДЕР, один из трёх ос­нов­ных греч. ор­де­ров ар­хи­тек­тур­ных . Впер­вые встре­ча­ет­ся в ин­терь­е­ре хра­ма Апол­ло­на в Бас­сах (ок. 430 до н. э.; см. Вас­се ) как оформ­ле­ние от­дель­но стоя­щей ко­лон­ны. Со­глас­но Вит­ру­вию , К. о. изо­брёл афин­ский скульп­тор Кал­ли­мах. Сре­ди ран­них при­ме­ров – по­лу­ко­лон­ны па­мят­ни­ка Ли­си­кра­та в Афи­нах (ок. 335 до н. э.). Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние К. о. по­лу­чил в эпо­ху эл­ли­низ­ма. В ар­хи­тек­ту­ре Древ­не­го Ри­ма пе­рио­да им­пе­рии он при­ме­нял­ся очень час­то, им­по­ни­руя пыш­но­стью и тор­же­ст­вен­но­стью форм. По сво­ей су­ти К. о. пред­став­ля­ет со­бой ва­риа­цию ио­ни­че­ско­го ор­де­ра : в др.-греч. по­строй­ках ко­ринф­ская ко­лон­на от­ли­ча­лась от ио­ни­че­ской толь­ко ри­сун­ком ка­пи­те­ли ; лишь ко вре­ме­ни имп. Ав­гу­ста в др.-рим. ар­хи­тек­ту­ре скла­ды­ва­ется ха­рак­тер­ная для К. о. фор­ма ан­таб­ле­мен­та .


Кори́нфский о́рдер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.

Галерея


Колонны коринфского ордера Олимпейона в Афинах


Капитель коринфского ордера (от одной из колонн Одеона Агриппы) на территории Афинской Агоры


Капитель коринфского ордера в Бейт Шеане (Скифополь)


Колонна коринфского ордера у римского театра в Бейт Шеане (Скифополь)


Фасад Библиотеки Адриана (Афины)

Литература

  • Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Архитектура-С, 2005.
  • Михайловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. М.: Изд. В. Шевчук, 2003.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Коринфский ордер" в других словарях:

Коринфский ордер — один из трёх основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта, обрамлённого небольшими волютами. Сложился во второй… … Художественная энциклопедия

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР — КОРИНФСКИЙ ОРДЕР, один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом с каннелюрами и пышной капителью из рядов листьев аканта и небольших волют. Сложился во 2 й половине 5 в. до нашей эры. Отличается пышностью и… … Современная энциклопедия

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР — один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками (каннелюрами), и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и небольших волют … Большой Энциклопедический словарь

Коринфский ордер — относительно более новый и богатый древнегреческий архитектурный стиль, сложился ок. 400 г. до н.э., получил название от города Коринфа. Имеет высокую колонну с базой, стволом, каннелюрами и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и… … Энциклопедия культурологии

Коринфский ордер — КОРИНФСКИЙ ОРДЕР, один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом с каннелюрами и пышной капителью из рядов листьев аканта и небольших волют. Сложился во 2 й половине 5 в. до нашей эры. Отличается пышностью и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Коринфский ордер — один из трёх основных греческих архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта, обрамленного небольшими волютами. Сложился во 2 й… … Архитектурный словарь

Коринфский ордер — один из трёх основных греческих архитектурных ордеров. Сложился во 2 й половине 5 в. до н. э. (примененная Иктином коринфская колонна в целле храма Аполлона в Бассах на Пелопоннесе, около 430 до н. э.) как более насыщенный декором вариант … Большая советская энциклопедия

Коринфский ордер — один из трёх основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками (каннелюрами), и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканта и небольших волют. * * * КОРИНФСКИЙ ОРДЕР КОРИНФСКИЙ ОРДЕР, один из… … Энциклопедический словарь

Коринфский ордер — один из трёх основных греческих архитектурных ордеров. Сложился во 2 й половине 5 в. до н. э. (примененная Иктином коринфская колонна в целле храма Аполлона в Бассах на Пелопоннесе, около 430 до н. э.) как более насыщенный декором вариант… … Строительный словарь

коринфский ордер — (по назв. древнегреческого г. коринф) архитектурный ордер, характеризующийся гл. обр. своей капителью, украшенной листьями аканта и завитками, поддерживающими углы абака. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009 … Словарь иностранных слов русского языка

Читайте также: