Коренизация в средней азии кратко описать

Обновлено: 08.07.2024

В середине 1920-х годов национально-территориальное устройство СССР значительно изменилось. В 1924 году на территории Туркестанской Автономной ССР были образованы новые союзные республики: Узбекская и Туркменская ССР. В составе РСФСР образована Киргизская АССР. В сентябре 1924 года в состав Узбекской, Туркменской и Киргизской республик вошли Хорезмская и Бухарская народные социалистические республики. В октябре 1924 года в составе Украинской ССР возникла Молдавская АССР. В 1924-1926 годах Витебская, Гомельская и часть Смоленской губерний из состава РСФСР были переданы Белорусской ССР. В 1929 году образовалась Таджикская ССР, ранее входившая в состав Узбекистана.

Политика коренизации и борьба по вопросу о национальном строительстве.

Домашнее задание.

Составить конспект урока, используя лекционный материал и презентацию.

Тест по теме: “Образование СССР”

1. Когда был образован СССР:
а) 30 декабря 1922 г.
б) 18 января 1923 г.
в) 20 ноября 1922 г.

2. Каковы причины образования СССР:
а) необходимость определения отношений между шестью самостоятельными республиками, образовавшимися на территории бывшей царской империи
б) стремление политических лидеров образовавшихся республик объединить усилия в борьбе за власть
в) нет верного ответа

3. Как назывался наиболее популярный проект образования СССР:
а) конфедерации
б) автономизации
в) идеализации

4. Когда произошло переименование РКП(б) в ВКП(б):
а) в январе 1924 г.
б) в апреле 1926 г.
в) в декабре 1925 г.

5. Первая конституция СССР была принята в:
а) 1924 г.
б) 1923 г.
в) 1922 г.

6. План объединения советских республик, предложенный Сталиным, получил название плана:
а) советизации
б) автономизации
в) федерализации

7. План объединения советских республик, предложенный Лениным, предполагал их право:
а) выходить из состава СССР
б) создавать собственные вооруженные силы
в) самостоятельно проводить внешнюю политику

8. Какое из указанных положений относится к принципам союзного государства, закрепленным в Конституции СССР:
а) республикам передаются вопросы обороны, внешней политики и внешней торговли
б) советские республики входят в состав РСФСР на правах автономий
в) советские республики равноправны

9. Как, согласно первой Конституции СССР, назывался высший орган законодательной власти СССР:
а) Всесоюзный съезд Советов
б) Съезд народных депутатов
в) Совет Союза

10. Какая советская республика образовалась в качестве союзной республики позже остальных:
а) Украинская ССР
б) Туркменская ССР
в) Белорусская ССР

11. Какая из перечисленных советских республик была среди первых, подписавших Декларацию о создании СССР:
а) Киргизская ССР
б) Молдавская ССР
в) Белорусская ССР

12. В Конституции 1924 г. СССР был провозглашен:
а) Союзом автономий
б) Федерацией республик
в) Конфедерацией регионов

13. Как, согласно Конституции 1924 г., назывался высший орган исполнительной власти в СССР:
а) Совет народных комиссаров
б) Совет национальностей
в) Государственный совет

14. Отметьте четыре советские республики, которые первоначально вошли в состав СССР:
а) РСФСР, Украина, Белоруссия, Молдавия
б) РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская республика
в) РСФСР, Украина, Белоруссия, Литва

Семён Чуйков,

Сегодня, на волне всё более и более развивающегося неравенства, во время экономической нестабильности, политических потрясений и возрождения интереса к левым идеям на территории всего постсоветского пространства — для нас особенно важно донести до широких масс правильное понимание нашей собственной истории, а именно истории революции 1917 года.

В наше время, очень популярно мнение, что революцию в Кыргызстане делали русские для русских, коренное местное население в ней заинтересовано не было и деятельного участия не принимало. Посему, делается вывод, что она имела колониальный характер и не могла быть проведена в интересах кыргызского народа. Одним из апологетов данного подхода является итальянский историк Марко Буттино, занимающийся Средней Азией и выпустивший книгу посвященную раннесоветскому периоду под названием “Революция наоборот” в 2007 году.

Вот как Буттино характеризует установление советской власти на территории Северного Кыргызстана:

Сам Буттино в предисловии к своей книге ограничивает доказательную базу, смещая фокус исследования на рассмотрение отдельных ситуаций и действий конкретных людей:

Позиция выбранная исследователем является безусловно ангажированной, а сам анализ сложного революционного процесса сужается лишь до описания действий отдельных людей, и исключает из себя анализ социальных групп или классов, что даёт широкий простор для выгодной автору интерпретации событий. Выделяя отдельные эпизоды имеющие явно национальный оттенок, происходившие на первом этапе революции, итальянский историк делает их основой для вывода обо всей Октябрьской революции, не беря в рассмотрение то, к чему приходит революционный процесс уже в первые годы после окончания гражданской войны.

Идеи Буттино, несомненно, неплохо удовлетворяют политические и идеологические запросы капиталистических элит Кыргызстана, которым выгодно представление о социалистической революции, как навязанной русскими колонистами извне. Потому нет ничего удивительного в том, что и в среде кыргызстанских ученых данная точка зрения имеет большую популярность. К их числу можно отнести исследовательницу Аминат Чокобаеву, выпустившую несколько материалов посвященных раннесоветскому периоду, Амирбека Усманова, ставшего соавтором в исторической работе Петра Кокайсла о Кыргызстане начала XX века, а также исследовательскую группу “Эсимде”, регулярно проводящую ту же точку зрения в выпускаемых материалах.

Однако добросовестное изучение исторических фактов без труда опровергает позиции сторонников “колониальной революции в Кыргызстане” и в этой статье мы хотим рассмотреть одну из важнейших вех строительства советского государства, а именно процесс так называемой “коренизации”.

Что такое коренизация?

  • равенство и суверенность народов России;
  • право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;
  • отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений;
  • свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Сама политика коренизации была направлена на территориальное размежевание национальных меньшинств населяющих СССР, предоставление им политической автономии, развитие судов, школ и административных органов на родном языке. Изучение и развитие национальной культуры и национального языка. Не случайно еще в начале 20-х годов Касым Тыныстанов будучи студентом начальных курсов Казахского института просвещения, начинает работу над созданием кыргызского алфавита, чтобы скорее включить кыргызов в общесоюзное культурное и информационное пространство. В рамках этой политики происходит широкое вовлечение представителей национальных меньшинств в управление страной: от колхозов, до руководящих постов в правительстве. А учитывая специфику окраин бывшей Российской Империи — крайне низкий уровень грамотности населения, — происходит и срочная подготовка кадров среди местных жителей, сопряженная с распространением образования. Параллельно начинается создание и развитие промышленности, а в конечном итоге и союзных республик. 3 Джениш Джунушалиев — Время созидания и трагедий. Бишкек. Илим. 2003.

Коренизация была необходима по множеству причин, как национального, так и классового характера. Во-первых, для осуществления на практике права наций и народностей на самоопределение, достижения ими равенства в социальной, экономической и политической жизни. Во-вторых, для создания такого аппарата власти, который будет близок и понятен местному населению, способного понимать и отстаивать интересы социальных низов. В-третьих, политика коренизациии была необходима для привлечения ранее отсталых народов к новому, более прогрессивному порядку совместного хозяйствования, к более сложным формам труда и в конце концов к классовому, переросшему национальное, самосознанию.

Очень хорошо позицию ранней советской власти по этому вопросу характеризует запись Юсупа Абдрахманова из его дневника:

Итоги коренизации в Кыргызстане

В первые же годы, политика начала давать свои плоды, все больше молодых людей получали образование и включались в развитие своей страны и отстаивание интересов своего народа — именно в этот период формируется основной блок кыргызской интеллигенции, отцов основателей нашего государства, людей вышедших непосредственно из кыргызской среды, отлично понимавших интересы, проблемы и особенности своего народа, а самое главное, получивших возможность их отстоять. Именно благодаря им запрос кыргызов на самостоятельность был сформулирован и удовлетворён, а Кыргызстан в конечном итоге становится отдельной республикой, а не частью, к примеру, единого Туркестана или частью Казахской, или Узбекской ССР. Появляется же эта кыргызская интеллигенция, во многом, благодаря процессу коренизации, претворяя и дальше данную политику в жизнь на всё более и более высоком уровне. Среди них можно выделить: Юсупа Абдрахманова — выдающегося политического деятеля, одного из основоположников кыргызского государства, без которого возможно бы и не было никакой кыргызской республики, Касыма Тыныстанова — главного просветителя в истории Кыргызстана, автора первых книг по кыргызскому языку, разработавшего первый кыргызский алфавит и современный нам кыргызский язык, Иманалы Айдарбекова — первого председателя Кара-Кыргызского ревкома, занимавшего с 1917-го года множество руководящих постов, Абдыкерима Сыдыкова — апологета идеи о политической автономии кыргызов 5 Плоских В.М. А.Сыдыков — Лидер Социал-Туранской партии , и многих других выдающихся кыргызских интеллигентов, которые искренне верили в идеи социализма и следовали им до самого конца своей, к сожалению, короткой жизни.

Своей сегодняшней свободе, самостоятельности, общественному прогрессу и даже государственными границами, мы обязаны именно этому времени и этим людям, которые остались верны своим идеям и не дали кыргызам затеряться среди множества других народов населявших Среднюю Азию.

Советская политика коренизации быстро дала свои политические плоды. Буквально за 14 лет, от неудачной попытки создания в 1922 году Кыргызской горной автономной области в составе Туркестанской АССР, до Кара-Кыргызской автономной области (которая вскоре стала просто Кыргызской, по просьбе самих же кыргызов), до Кыргызской АССР в составе РСФСР и наконец полноправной и независимой Кыргызской Советской Социалистической республики.

В целом, за чуть менее чем двадцатилетний срок огромными темпами развивалась промышленность, распространялось образование, решались всё новые и новые проблемы. И делалось это не какими-то русскими колонистами по указке из Москвы, а самостоятельно молодым кыргызским народом.

Коренизация с высоты нашего времени

Политика коренизации — прямой продукт марксистской мысли и даже сегодня, с высоты XXI века, она выглядит невероятно прогрессивно. Ряд развитых западных стран, вроде Швеции и Нидерландов, только сейчас приходят к подобным принципам: каждый малый народ имеет своё радио, телевидение, школу на собственном языке, политическое представительство в органах управления и т.д. Однако даже они не могут зайти так далеко, как когда-то зашёл Советский Союз, предоставляя право на самоопределение и образование отдельного автономного государства. И благодаря этому кыргызы избежали трагической судьбы малых и крупных народов вне Советского Союза, что замечательно иллюстрируют судьбы курдов, уйгуров, каталонцев, басков, ирландцев и многих других народностей, лишенных самостоятельности.

Конечно, на 30-х годах история революции не заканчивается и последующие ее этапы являются более спорными, а сама политика коренизации, во все возрастающих условиях сталинской репрессивной кампании против нередко надуманных проявлений буржуазного национализма была преждевременно свернута. Революционная интеллигенция во многих национальных республиках, наравне с большинством старых большевиков, была физически устранены, как политические оппоненты Сталина, однако это происходит сильно позже событий Октября и является темой для отдельной статьи. Несмотря на это, сложно отрицать ту огромную роль, которую этот короткий этап сыграл в истории нашего народа и многих других народов СССР, не имевших сильного рабочего класса, собственной интеллигенции и даже сколько-то значимой прослойки грамотных людей, сумели в кратчайшие сроки выйти по многим показателям на уровень выше многих народов имевших значительно лучшие стартовые возможности.

Если вы нашли ошибку, фактическую или орфографическую, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Enter+Ctrl.

Опять телевизор забит плакатами про "русских оккупантов". Опять заграница призывает нас покаяться, отринуть великодержавный шовинизм и имперское мышление.

СССР сегодня почему-то воспринимают как возрождение Российской империи, что есть полная чушь.

В том-то и дело, что СССР был не продолжением, а противопоставлением Российской империи, ее антитезой: он задумывался и строился на совершенно противоположных принципах.

Когда во время революции и Гражданской войны большевики убедились, что самым серьезным и упорным противником идеи социализма является национализм, они сделали очень хитрый ход. Вместо того чтобы, как предлагал Пятаков, обрушить на главного противника все силы и придушить национальное движение на корню, Ленин и Сталин неожиданно возвели национализм в квадрат.

И в новообразованной империи не то что разрешили брать столько суверенитета, сколько можете взять, – национальные движения начали насаждать как картошку.

Основной принцип был такой: оставайтесь с нами — и вы получите такое национальное возрождение, о котором и не мечтали.

По всей стране национальные элиты во власть тащили за уши. Нет элит? Создадим, вырастим ударными темпами! В пожарном порядке пишутся сотни учебников, создаются десятки письменностей для тех, у кого их отродясь не было. Каждой национальности – своя школа,

в каком-нибудь практически моноэтничном Узбекистане в 1935 году школьное обучение шло на 22 языках.

В раннем СССР были сотни тысяч национальных территорий: уже к июню 1923 года были созданы 2 федеративные республики, 5 союзных, 12 автономных, 11 автономных областей, тысячи национальных округов и районов и сотни тысяч национальных сельских советов и колхозов.

Любые десять человек одной национальности, поселившиеся рядом, тут же обретали автономию.

За одним единственным исключением – кающейся нации.

Да что я распинаюсь, если можно просто привести цитату - зря, что ли у нас тут "Служба забытых цитат"?

В 1937 году в детском журнале "Костер" печаталась документальная повесть М. Ильина "Очерки о Родине".

Очерк первый "Потерянная Родина" начинался главой "Народы-смертники":

Среди заключенных в этой тюрьме были и смертники.

И чуть позже - подробности:

. эти языки истреблялись, вырывались с корнем. Детям не давали учиться родному языку в школе. На Украине запрещали даже молитвенники издавать на украинском языке. Но если людям не разрешалось говорить на родном языке, им оставалось только молчать. Украинский писатель Шевченко писал:

От молдаванина до финна

На всех наречьях все молчат.

До присоединения Украины там было гораздо больше грамотных, чем в Великороссии. Через каких-нибудь два века украинцы стали одним из самых неграмотных народов в империи: на своем языке учиться им не давали, а учиться грамоте на чужом языке было нелегко.

Грамотных сделали неграмотными.

Самое имя народа — и то вычеркивалось из списков заключенных, как имя умершего.

Так вычеркивались народы из списков живых. Казахов именовали киргизами, ненцев — самоедами, нуораведлан — чукчами, украинцев—малороссами или хохлами, а всех - инородцами, как будто они не были коренными жителями у себя на родине, а явились откуда-то из иных мест, из иных стран.

Кого же считали в стране не инородцами, а коренными жителями?

Только русских.

Повторюсь - это 1937 года, активная коренизация давно завершилась, но "господствующий дискурс", как сейчас говорят, оставался прежним.

Русские были "идеологически реабилитированы" только после войны, в 1945 году, после знаменитого тоста Сталина "за русский народ":

Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа. Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.

Но до этого было еще далеко, а практически все довоенное время русские подвергались так называемой "возмещающей дискриминации".

Хватало и экономической дискриминации. К примеру, на Кавказе, в Средней Азии и Казахстане производилось выселение и сгон с земли русских под флагом деколонизации.

О выселении чеченцев не писал только ленивый, но мало кто знает, что в 20-е годы с тех же земель таким же образом выселяли русских:

Приказ № 01721/оп командующего Кавказской Трудовой Армией А. Медведева:

Американцы, ау! Покайтесь: выгоните Бушей с ранчо, верните мексиканцам землю!

Все вышесказанное не значит, что мы молодцы, а все подлецы. Не значит это и то, что при Советской власти русские страдали, а все остальные катались как сыр в масле.

Это значит только, что история - штука сложная, и в ней случалось всякое.

Но случилось это в 1951 году.

Если вам понравились мои тексты об истории, и о людях, живших когда-то в этом мире, вы можете материально поддержать автора, подписавшись на мою книгу "Жизнь примечательных людей" . После этого вы получите мою искреннюю благодарность, и гарантию, что не пропустите ни одной из моих исторических заметок - даже если Фейсбук или Яндекс. Дзен вам их не покажут. Ну даже если вы меня просто лайкаете, подписываетесь на мой канал и рекомендуете меня своим друзьям - меня это тоже очень радует.




Я уже писал в своих произведениях по национальному вопросу, что никуда не годится абстрактная постановка вопроса о национализме вообще. Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетённой, национализм большой нации и национализм нации маленькой.

Тем не менее, примерно тоже самое изложил на XII съезде РКП(б) небезызвестный большевик Николай Бухарин:

Примерно о том же заявляет Григорий Зиновьев-Радомысльский:

«Мы должны безусловно ребром поставить вопрос о великорусском шовинизме. Мы должны это сделать сейчас, на этом съезде. И надо сказать, что в этом отношении известное вам письмо т. Ленина поставило вопрос достаточно решительно. Мы должны прежде всего отвергнуть „теорию“ нейтрализма.

Не можем мы стоять на точке зрения нейтральности, на точке зрения того, что вот, пускай там, на Украине или еще где, борются две культуры, а мы подождем и посмотрим, что из этого выйдет. Это точка зрения не наша, особенно теперь, когда наша партия стоит у власти.

Итогом съезда стало объявление того, что главной и основной целью советской национальной политики должно являться широкое и стремительное развитие всевозможных национальных движений народов советских социалистических республик. Данная политика показалась большевикам наиболее эффективным средством в борьбе против русского национализма, который мог являться той единственной силой, способной консолидировать большинство населения России против коммунистической диктатуры.


Итак, ознакомившись с теоретическими обоснованиями коренизации, можно выделить основные меры, которые использовались для ее осуществления:

  1. Выдвижение на руководящие партийные и административные посты местных национальных кадров, в том числе и путем квотирования.
  2. Введение местного национального языка в делопроизводство.
  3. Создание специальных курсов по изучению национального языка.
  4. Перевод начального и высшего образования на национальный язык.

5. Перевод газет, журналов, СМИ и печати на национальный язык.

Теперь же стоит рассмотреть политику коренизации на конкретных примерах.

Белорусизация




В 1924 году была создана Комиссия по осуществлению национальной политики ЦИК БССР. Самым главным направлением деятельности комиссии стал перевод на белорусский язык всего делопроизводства в республике, для чего были созданы специальные курсы. В результате количество владевших белорусским языком среди работников республиканских учреждений выросло с 22% в 1925 году до 80% в 1927 году, в окружных учреждениях — с 36% до 70%. В октябре 1926 года очередной пленум ЦК КП(б)Б утвердил план, в соответствии с которым до 1 января 1927 года работа партийной и комсомольской вертикалей должна была быть строго переведена на белорусский язык.

Тем временем, большинство начальных школ также перешло на национальный язык. Постепенно он вводился и в высшие учебные заведения. С 1926/27 по 1928/29 учебные годы количество белорусских четырёхлетних школ выросло с 85% до 94%, семилетних — с 67% до 75%.

Украинизация

Коренизация на Украине была проведена аналогичным образом. В августе 1923 года в УССР вышли два постановления: первое обязывало поступающих на государственную службу изучить украинский язык в течение 6 месяцев, а второе обязывало выучить украинский язык в течение одного года действующих госслужащих. При этом, специальные инспекторы по украинизации в партийных и государственных учреждениях проверяли, на каком языке общаются работники, причем не только с посетителями, но и друг с другом.

Забавно, но для ускорения темпов украинизация власти УССР не постеснялись привлечь к этому делу украинских националистов-эмигрантов, в том числе галичан — их назначали на посты в Наркомпросе. Среди прибывших был знаменитый Михаил Грушевский — бывшийПредседатель Центральной рады УНР.



К 1932 году на украинском языке выходили 91,7% газет в УССР. Уже 1928 году на украинском языке издавались 71,2 % журналов, в 1929 году уже 84,0 %. Книги на украинском языке в общей массе книжной продукции в 1931 году составили 76,9 %. Какие-либо комментарии будут, пожалуй, излишними.


Казахизация

22 ноября 1923 года ЦИК Киргизской АССР принял декрет, который предусматривал перевод в период с января по июль 1924 года всего официального делопроизводства в казахских волостях на казахский язык. Однако достичь таких результатов не удалось. Вернулись к внедрению казахского языка немного позднее. В частности, в 1933 году вышло Постановление Бюро Казкрайкома ВКП(б). Оно подразумевало следующие пункты:

  • В течение 1933 года полностью перевести на казахский язык официальное делопроизводство в КазЦИК, в Наркомате просвещения, Наркомате здравоохранения, Рабоче-Крестьянской инспекции, Наркомземе и в аппарате СНК Казахской АССР;
  • Все остальные наркоматы были обязаны вести деловую переписки на казахском и русском языках. На все заявления и письма, поданные на казахском языке, предписывалось давать ответы только на казахском языке;
  • Рекомендовано перейти на казахский язык обучения в учебных заведениях.

Первоначально декретом ВЦИК и СНК РСФСР была образована Автономная Киргизская Социалистическая Советская Республика, с административным центром в Оренбурге. Судя по всему, даже большевики не осмелились пойти на такую откровенную наглость и в 1925 году Оренбург был включен непосредственно в состав РСФСР. В том же году Киргизская АССР была переименована в Казахскую, а в 1936 году она была исключена из состава РСФСР и стала отдельной ССР.


Одним из главных направлений советской политики в Казахстане стало изъятие земель у русских переселенцев и передача из казахам. Сначала советская власть запретила крестьянское переселение в Среднюю Азию постановлением Совнаркома Киргизской автономной советской социалистической республики от 8 ноября 1920 года. Декреты от 2 февраля 1921 года и от 19 апреля того же года передавали казахам следующие земли:

  • Не освоенные переселенцами до февраля 1921 года в Акмолинской, Кустанайской, Тургайской, Семипалатинской и Уральской губерниях;
  • Сданные в долгосрочную аренду дворянам, капиталистам и монастырям;
  • Переданные имперскими властями в вечное пользование за службу Сибирскому и Уральскому казачьим войскам.

Подобный передел собственности провоцировал множество межэтнических конфликтов. Более того, сопротивлялись даже руководящие органы — в июне 1921 года Уральский губернский комитет отказался возвращать казахскому населению 10-ти верстную полосу по левому берегу Урала и со ссылкой на ущемление прав трудового казачества просил выделить Уральскую губернию из состава Казахской АССР. За это руководство губернии было снято с работы. В Семипалатинской области поступили еще жестче — там руководящих партийных работников, которые отказались проводить землеустройство казахского населения, арестовали и отдали под суд.

В автономиях РСФСР

Во всех этих автономиях шел местами разный, но примерно одинаковый процесс коренизации. В различных автономных республиках издавались декреты и указания о введение национальных языков в официальное делопроизводство, в среднее образование и т.д. Здесь достаточно просто привести небольшой и краткий список некоторых созданных автономий, чтобы понять масштаб проводимой политики:

  1. Башкирская АССР создана 23 марта 1919 г. В 1922 г. Башкирии были переданы все районы Уфимской губернии, и ее столицей стала Уфа.
  2. Татарская АССР была создана 27 мая 1920 г. на территории бывшей Казанской губернии со столицей в Казани.
  3. Крымская АССР создана 18 октября 1921 г. В июне 1945 г. ее статус был понижен до области. В 1954 г. Крымская область была передана Украине.
  4. Вотская АО создана 4 ноября 1920 г. В 1932 г. переименована в Удмуртскую АО. Статус АССР получила в 1934 г.
  5. Калмыцкая АО также создана 4 ноября 1920 г. До 1927 г. ее столицей была Астрахань, потом центр перенесли в Элисту. Статус АССР получила в 1935 г.
  6. Марийская АО тоже возникла 4 ноября 1920 г. Статус АССР получила в 1936 г.
  7. Чувашская АО создана 24 июня 1920 г. Статус АССР получен в 1925 г.
  8. Коми АО создана 22 августа 1921. Статус Коми АССР получила в 1936 г.
  9. Черкесская (Адыгейская) АО создана 27 июля 1922 г. Уже через месяц после создания переименована в Адыгейскую (Черкесскую) АО. С 1928 г. называлась просто Адыгейской АО (поскольку Черкесская АО была создана в другом месте, см. выше). Центром этой АО некоторое время был Краснодар. Город Майкоп был присоединен к АО и стал ее центром в 1936 г.
  10. Мордовская АО создана 10 января 1930 г. (с 1928 г. — Мордовский округ). Получила статус АССР в 1934 г.
  11. Хакасская АО создана 20 октября 1930 г. Ранее, с 1924 г. это был национальный уезд Енисейской губернии, с 1925 г. — национальный округ. Статус не повышался.
  12. Чечено-Ингушская АО создана 15 января 1934 г. за счет объединения Чеченской и Ингушской АО. Статус АССР получила в 1936 г.
  13. Еврейская АО создана 7 мая 1934 г. после переселения части евреев на Дальний Восток. Статус не повышался.
  14. Трудовая коммуна немцев Поволжья создана 19 октября 1918 г. Повысила свой статус до АССР 19 декабря 1924 г. Ликвидирована в 1941 г.
  15. Карельская трудовая коммуна возникла 8 июня 1920 г. Статус АССР получила 25 июля 1923 г. Далее некоторое время была союзной республикой (1940—1956 гг.)

И так далее. Подробный список прочитать можно здесь.


Во время катастрофы девяностых, после значительного ослабления советской власти на местах, в созданных большевиками государствах и автономиях начался настоящий геноцид русского населения, о котором не принято говорить. Об этом вам не расскажут в школе, данные события не увековечены в музеях или памятниках.

Министерство по делам национальностей России в июле 1999 года сообщило, что в Чечне с 1991 по 1999 годы было убито более 21 тыс. русских (без учета военных действий), захвачено более 100 тыс. квартир и домов, принадлежащих представителям нечеченских этносов, более 46 тыс. человек были фактически превращены в рабов. У них отбиралось имущество и паспорта при попустительстве республиканских и федеральных властей.

Особенно выделился Таджикистан. В начале девяностых страну захлестнули антирусские настроения, вылившиеся в этнические чистки и массовые беспорядки.

К 90-му году в Таджикистане проживала самая южная русская община бывшего СССР, которая насчитывала 437 тысяч человек. К 2010 году численность проживающего на территории незалежного Таджикистана русского населения составила всего 34 тысячи человек.

Этнические чистки, выдавливание и дискриминация русского населения охватили Среднюю Азию, Кавказ, Молдавию и некоторые национальные автономии РСФСР. Так, количество русских в Татарстане и Якутии планомерно снижалось. Если в 1989 году русские составляли 50% населения Якутии, то в 2010 они начали составлять менее 40%.

Коренизация стала воистину безумным национальным экспериментом, который кончился продолжением русского геноцида — волной этнических чисток, погромов и выселения русского населения из братских советских республик. Ведь Таджикистан — для таджиков, Узбекистан — для узбеков, Чечня — для чеченцев, а для кого же Россия? Россия для всех.

Читайте также: