Конвенция об открытом море 1958 г кратко

Обновлено: 05.07.2024

В Конвенция об открытом море является международный договор который кодифицирует нормы международного права, касающиеся открытого моря, иначе известные как международные воды. [1] Конвенция была одним из четырех договоров, подписанных в Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС I). [2] Эти четыре договора были подписаны 29 апреля 1958 г. и вступили в силу 30 сентября 1962 г., хотя в соответствии с правовой традицией позднее присоединение было разрешено. [3]

По состоянию на 2013 год договор ратифицировали 63 государства, в том числе большинство НАТО-bloc и Советский блок наций, но с заметными исключениями большинства ОПЕК и Арабская лига нации любят Сирия, Египет, Иордания, Саудовская Аравия, и Иран, а также Китай, Северная Корея, и Южная Корея. [4]

Конвенция об открытом море была заменена Конвенцией 1982 г. ЮНКЛОС III, который ввел несколько новых концепций в закон морских границ, включая Исключительные экономические зоны.

Положения

Договор разделен на 37 статей:

Статья 1. Определение термина "открытое море".

Статья 2: Заявление о принципах

Статья 9: Другие суда на государственной службе

Статьи 10–12: Безопасность, спасение

Статья 13: Запрещение перевозки рабы на море

Статья 22: Посадка на торговые суда военными кораблями

Статья 23: Преследование по горячим следам, то есть преследование судна через границу в целях правоприменения

признавая, что заседавшая в Женеве с 24 февраля по 27 апреля 1958 года Конференция Объединенных Наций по вопросам морского права приняла нижеследующие постановления как носящие общий характер декларации установленных принципов международного права,

согласились о нижеследующем:

Совершено в Женеве двадцать девятого апреля тысяча девятьсот пятьдесят восьмого года.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конвенция об открытом море (Женева, 29 апреля 1958 г.)

Конвенция вступила в силу 30 сентября 1962 г.

СССР ратифицировал настоящую Конвенцию Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1960 г.

Текст Конвенции опубликован в Ведомостях Верховного Совета СССР, 1962 г. N 46, Сборнике действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, выпуск XXII, 1967 г.

Конвенция регламентирует сотрудничество в области законного использования свободы открытого моря. К незаконным и преследуемым действиям относятся пиратство и работорговля.

Ст. 12. 1. Каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, поскольку капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров:

а) оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;

б) следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать;

в) после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и пассажирам.

2. Все прибрежные государства должны способствовать организации и содержанию соответствующей эффективной спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также заключать с этой целью в необходимых случаях региональные соглашения о взаимном сотрудничестве с соседними государствами".

Открытое море (high seas, open sea) включает в себя все части Мирового океана, которые находятся за внешней границей территориальных вод. Открытое море не может быть подчинено чьему-либо суверенитету, оно находится в общем и равноправном пользовании всех государств. Правовой режим открытого моря в отличие от других видов морских пространств регламентируется исключительно нормами международного права, прежде всего, положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и Конвенции об открытом море 1958 г.

Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю.
Согласно Конвенции об открытом море 1958 г. свобода открытого моря включает в себя:
1) свободу судоходства;
2) свободу рыболовства;
3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
4) свободу летать над открытым морем.
Конвенция 1982 г. расширила понятие свободы открытого моря, дополнительно включив в указанный перечень:
5) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;
6) свободу научных исследований.
Все государства должны осуществлять эти свободы, должным образом учитывая интересы других государств. Иными словами, свобода открытого моря не носит абсолютного характера.
Свобода судоходства означает, что каждое государство, независимо от того имеет ли оно выход к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.
Основу правового режима судоходства в открытом море составляет принцип свободы открытого моря, являющийся одним из общепризнанных принципов современного международного права. Из него вытекает принцип исключительной юрисдикции государства флага, в соответствии с которым любое судно, находящееся в открытом море, подчиняется законам и власти только того государства, под флагом которого оно плавает.
Вмешиваться в плавание иностранного торгового судна в открытом море имеют право только военные корабли или другие суда и летательные аппараты, находящиеся на правительственной службе и уполномоченные для этих целей.
Кроме того, такое вмешательство ограничено строго определенными случаями. Так, Конвенция об открытом море 1958 г. предусматривает возможность вмешательства :
1) на основании международного договора;
2) если судно занимается пиратством;

3) если судно занимается работорговлей;
4) если на судне поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, но в действительности судно имеет ту же национальность, что и данный корабль;
5) при осуществлении права преследования. Конвенция 1982 г. в дополнение к указанному перечню
предусматривает право на вмешательство при пресечении несанкционированного вещания из открытого моря и если судно не имеет национальности.
Во всех вышеуказанных случаях военный корабль может осуществить проверку права судна на плавание под флагом, который оно несет. С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну. Если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейший осмотр на борту этого судна со всей возможной осмотрительностью.
Если подозрения оказываются необоснованными и при условии, что осмотренное судно не совершило никаких действий, которые оправдали бы эти подозрения, ему должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.
Ст. 108 Конвенции 1982 г. предусматривает, что все государства сотрудничают в пресечении незаконной торговли наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой в открытом море в нарушение международных конвенций. Любое государство, которое имеет разумные основания считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей или психотропными веществами, может обратиться к другим государствам с просьбой о сотрудничестве в пресечении такой незаконной торговли.
Вмешательство не может осуществляться в отношении судов, пользующихся иммунитетом (военные корабли, государственные некоммерческие суда), кроме случаев, когда такие суда являются пиратскими.
Одной из самых ранних конвенций, предусматривавших вмешательство в открытом море, является Конвенция о рыболовстве в Северном море 1882 г. Ее положения предусматривают контроль за рыболовством кораблями военных флотов стран-участниц для установления фактов нарушения Конвенции, а также привод судна-нарушителя в порт государства-флага и передачу компетентным властям.
К числу других международных договоров, допускающих вмешательство, относится Международная конвенция по охране подводных кабелей 1884 г. Согласно ее положениям военные и специально уполномоченные для этих целей суда имеют право остановить и осуществить проверку любого торгового судна, независимо от флага, если оно подозревается в нарушении Конвенции. Командир военного корабля или специального судна в этих случаях может составить протокол. Однако любые вопросы, связанные с нарушениями Конвенции 1884 г., могут рассматриваться только судебными учреждениями государства флага судна.

Во всех указанных случаях применение оружия российскими пограничниками признавалось оправданным с точки зрения положений международного морского права.

Читайте также: