Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания кратко

Обновлено: 16.05.2024

Передача осужденных регламентируется следующим образом.

1. Основание для передачи.

По договорам передача может иметь место лишь после вступления приговора в законную силу. Основанием для передачи является наличие международного договора между государствами. Впрочем, отсутствие договора не может повлиять на законность передачи, если она осуществляется на основе взаимности.

2. Вопрос о том, кто может быть передан для отбывания наказания, решен в договорах неоднозначно. Передаваться могут:

а) только граждане государств-участников договора

б) граждане и иные лица, имеющие постоянное место жительства на территории этого государства

3. Условия, при которых осуществляется передача.

В договорах зафиксировано обязательное условие передачи – по законодательству государства гражданства осужденного деяние, за которое он осужден, должно являться преступлением и влечь наказание в виде лишения свободы. Статья 5 Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г. содержит дополнительные условия передачи: получение ходатайства о передаче; наличие письменного согласия осужденного или его законного представителя; на момент получения просьбы о передаче срок лишения свободы, который не отбыт, составляет не менее шести месяцев; наличие согласия государства вынесения приговора и государства исполнения приговора на передачу и прием осужденного.

4. Основания отказа в передаче.

по Конвенции 1978 г. (ст. 4) передача осужденного не производится, если:

a) по законодательству государства, гражданином которого является осужденный, деяние, за которое он осужден, не является преступлением;

b) в государстве, гражданином которого является осужденный, за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан, либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания компетентным органом этого государства;

c) наказание не может быть исполнено в государстве, гражданином которого является осужденный, вследствие истечения сроков давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;

d) осужденный имеет постоянное место жительства на территории государства, судом которого вынесен приговор;

e) не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных Конвенцией.

По ст. 6 Конвенции 1998 г. в передаче осужденного может быть отказано также, если им не возмещен ущерб, нанесенный преступлением.

5. Обязанность государства вынесения приговора разъяснить осужденному его право на обращение с ходатайством о передаче.

Такая обязанность зафиксирована всеми международными договорами, в которых участвует РФ. Статья 6 Конвенции 1998 г. расшифровывает это правило более детально: "о возможности передачи и ее юридических последствиях осужденному либо его законному представителю должно быть письменно разъяснено должностными лицами центральных или территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы государства вынесения приговора".

6. Субъект права на обращение с ходатайством.

Договорная практика РФ на этот счет весьма разнообразна. Обращаться с ходатайством о передаче могут:

б) осужденный и его родственники

в) осужденный, его родственники и законные представители осужденного

г) осужденный, его близкие родственники, законный представитель и адвокат

7. Порядок рассмотрения ходатайства.

Рассмотрев ходатайство, генеральная прокуратура обращается с предложением о передаче. Минимальный перечень сведений, предусматриваемый договорами, следующий:

• документ о гражданстве осужденного или его постоянном месте жительства;

• удостоверенные копии приговора и всех имеющихся по делу судебных решений, документы о вступлении приговора в законную силу;

• документ о части наказания, отбытой осужденным, и той части наказания, которая подлежит дальнейшему отбыванию;

• документ об исполнении дополнительного наказания, если оно было назначено; текст статей уголовного закона, на основании которого лицо осуждено.

8. Иммунитет осужденного.

После передачи осужденный не может быть вновь привлечен к ответственности за то же деяние, за исключением случаев, когда приговор в государстве, где он был вынесен, отменен и предусмотрено новое расследование или судебное разбирательство (ст. 3 Конвенции 1978 г

55. Субъект международного права – действующий или возможный участник м/нар. отношений, регулируемых нормами м/нар. П, т.е. носитель установленных м/нар. нормами П и О.

1. в зависимости от подхода:

a. общепризнанные – концепция особого статуса субъекта м/нар. П. Субъект должен обладать следующими свойствами: государства, м/нар. межправительственные организации, госудаствоподобныпе образования, нации, народы борющиеся за свою независимость:

• наличие П и О, способность участвовать в отношениях, регулируемых нормами м/нар. П,

• юридическая способность к самостоятельным м/нар. действиям, включая создание м/нар. Пх норм,

• способность субъекта к независимому осуществлению этих П и О.

Основные черты субъектов:

• не находятся под чьей-либо властью, юрисдикцией,

• занимают независимое друг от друга положение.

b. необщепризнанные - общетеоретическая концепция понятия субъекта м/нар. П:

• традиционные: государства, м/нар. организации, межправительственные организации, госудаствоподобныпе образования, нации, народы борющиеся за свою независимость,

• а также нетрадиционные: индивиды, национальные юридические лица, м/нар. хозяйственные объединения (транснациональные корпорации), м/нар. неправительственные организации.

2. в зависимости от природы правосубъектности

a. основные (первичные) субъекты - государства, обладающие государ-ственным суверенитетом и приобретающие в силу своего возникновения (образования) международную правосубъектность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую всеобъемлющий характер.

b. производные (вторичные) субъекты - международные межправительственные организации. Специфика их юридической природы выражается, во-первых, в том, что они порождены - именно как субъекты международного права - волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте, а во-вторых, в том, что содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в точном соответствии с предназначением и функциями каждой организации (таким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализированной). С некоторыми оговорками к этой же категории принято относить так называемые государствоподобные образования, т. е. особые исторически сложившиеся политико-религиозные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом.

3. по изданию правовых актов:

a. субъекты правосоздающие, которые одновременно являются и правоприменяющими, так как нормотворческий процесс не может быть отделен от правоприменительного, - государства, международные организации, в меньшей мере - государствоподобные образования и борющиеся нации;

b. субъекты правоприменяющие, но не обладающие нормотворческой способностью - индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации

4. по отраслевому признаку:

a. субъекты м/нар. административного права

b. субъекты м/нар. уголовного права,

c. субъекты м/нар. права внешних сношений (дипломатического и консульского права)

d. субъекты м/нар. права международных организаций

e. субъекты м/нар. международного гуманитарного права и т.д.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

В общем плане международную правосубъектность можно определить как юридическую способность лица быть субъектом международного права. Содержание международной пра-восубъектности образуют основные права и обязанности такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм.

Правовое положение различных субъектов международного права неодинаково, поскольку различен объем распространяющихся на них международных норм и соответственно круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют.

1. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН Конвенция ООН по морскому праву,

2. Римский статут Международного уголовного суда

3. Устав Объединенного института ядерных исследований

4. Декларация о сотрудничестве между Российской Федерацией и Организацией экономического сотрудничества и развития

1. основные общесубъектные права, присущие всем категориям субъектов: право (юридическая способность) участия в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, т. е. взаимодействия с другими субъектами; право реализации в этих отношениях своих субъектных правомочий и несения обязанностей; право защиты своих прав предусмотренными юридическими средствами; обязанность уважения статуса других субъектов.

2. основные субъектно-видовые права, свойственные определенной категории субъектов: право участвовать в создании международно-правовых норм прежде всего путем заключения международных договоров; право устанавливать дипломатические и консульские отношения с другими государствами, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами; право быть членом универсальных и региональных международных организаций и иметь при них свои представительства; право защищать свою правосубъектность, включая право на индивидуальную и коллективную самооборону.

Основные обязанности определяются содержанием основных принципов международного права и включают обязанность добросовестного соблюдения международных принципов и норм, сотрудничество с другими государствами, невмешательство в их внутренние дела, воздержание от угрозы силой или ее применения и т. д.

Субъектно-видовые права и обязанности международных организаций определяются их устава-ми или иного рода учредительными актами соответственно Функциям каждой из них.

Не основные права и обязанности субъектов международного права представляют собой конкретные результаты волеизъявления, деятельности самих субъектов. Реализуя свое право заключения международных договоров, государства, международные организации и некоторые другие субъекты устанавливают для себя и для находящихся под их юрисдикцией субъектов индивидуальные права и обязанности, содержание и объем которых могут изменяться при заключении новых договоров.

учитывая, что отбывание осужденными наказания в государстве, гражданами которого они являются, и лицами без гражданства, постоянно проживающими на его территории, способствует более эффективному достижению цели исполнения наказания,

руководствуясь принципом гуманности,

договорились о нижеследующем:

Совершено в г. Москве 6 марта 1998 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящую Конвенцию, ее заверенную копию.

Особое мнение Азербайджанской Республики
к Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания

Азербайджанская Республика не воспринимает для себя во втором абзаце статьи 15 выражение "Как государство вынесения приговора, так и", а также в статье 17 после слов "другой Договаривающейся Стороны", добавить выражение "согласно своему действующему законодательству" и далее по тексту.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (Москва, 6 марта 1998 г.)

Конвенция вступила в силу 19 января 1999 г.

Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 30 ноября 2009 г.

Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 13 октября 2009 г. N 235-ФЗ с оговорками

Текст Конвенции опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 43 ст. 5978, в Бюллетене международных договоров, март 2012 г., N 3

Разъясняет прокурор отдела государственных обвинителей Маринина В.К.

Лицо, являющееся гражданином иностранного государства, осужденное судом Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы, может быть передано для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Условия передачи осужденного определяются положениями, содержащимися как в международных договорах Российской Федерации, так и в главе 55 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Так, Конвенцией о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 года (Страсбург) в качестве условий передачи лица определены:

- это лицо является гражданином государства исполнения приговора;

- судебное решение вступило в законную силу;

- на время получения запроса о передаче осужденному лицу остается отбывать наказание еще по крайней мере 6 месяцев или срок наказания является неопределенным;

- имеется согласие на передачу самого осужденного;

- действия, в связи с которым был вынесен приговор, являются уголовным правонарушением в соответствии с законодательством государства исполнения приговора;

- как государство вынесения приговора, так и государство исполнения приговора дают согласие на такую передачу.

Конвенцией о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 года (Москва) в целом определены аналогичные условия передачи осужденного.

При решении вопроса о передаче осужденного следует руководствоваться теми международными договорами, участниками которых являются договаривающиеся стороны.

При этом соблюдение условий передачи, определенных в Конвенции, не исключает возможность отказать в передаче государству – участнику данного международного договора Российской Федерации по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законом.

В соответствии со статьей 471 Уголовно-процессуального закона Российской Федерации в передаче осужденного может быть отказано, если:

- ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный;

- наказание не может быть исполнено в иностранном государстве следствие: истечения срока давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства; непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора суда Российской Федерации, либо признание судом приговора суда Российской Федерации без установления порядка и условий отбывания осужденным наказания на территории иностранного государства; несопоставимости с условием и порядком отбывания, определенных судом иностранного государства;

- от осужденного или иностранного государства не получены гарантии исполнения приговора в части гражданского иска;

- не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных международным договором Российской Федерации;

- осужденный имеет постоянное место жительства в Российской Федерации.

При рассмотрении вопроса о передаче осужденного лица необходимо установить не только наличие письменного согласия осужденного, но также согласия государств вынесения и исполнения приговора на такую передачу. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, органы, которые имеют полномочия на дачу согласия, определяются законодательством государства вынесения или исполнения приговора. Это могут быть суды, генеральная прокуратура, министерство юстиции и другие.

Под несопоставимостью условий и порядка отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы, являющейся основанием для отказа в передаче осужденного, следует понимать такие различия в условиях и порядке отбывания наказания, которые не позволят достигнуть цели наказания – восстановление социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений. Отсутствие в иностранном государстве определенного вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда не может обуславливать отказ в его передаче, если условия и порядок отбывания наказания в государстве исполнения приговора в целом сопоставимы с условиями и порядком отбывания наказания в Российской Федерации.

Вопрос передачи осужденного к лишению свободы лица рассматривается в судебном порядке по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказания, обращению осужденного, его представителя, компетентных органов иностранного государства о передаче лица, с вынесением соответствующего решения.

Ратифицировать Конвенцию о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (далее - Конвенция), подписанную от имени Российской Федерации в городе Москве 6 марта 1998 года, со следующими оговорками:

1) Российская Федерация исходит из того, что в Российской Федерации письменное уведомление об осуждении лица и его местонахождении, предусмотренное статьей 3 Конвенции, направляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области исполнения наказаний, в дипломатическое представительство или консульское учреждение Договаривающейся Стороны, гражданином которой осужденный является или на территории которой постоянно проживает (если является лицом без гражданства), близким родственникам осужденного, его законному представителю и адвокату;

2) Российская Федерация исходит из того, что о предусмотренном частью 3 статьи 4 и статьей 10 Конвенции решении компетентного органа Российской Федерации по вопросу о передаче осужденного сообщается лицу, обратившемуся с ходатайством, либо компетентному органу другой Договаривающейся Стороны, обратившемуся с просьбой о передаче, в течение 120 дней,

а также со следующим заявлением:

Российская Федерация заявляет, что для целей Конвенции компетентными органами в Российской Федерации являются:

соответствующие суды общей юрисдикции - по вопросам, требующим принятия решений о передаче осужденных, в том числе предусмотренным частью 2 статьи 4 Конвенции;

Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, предусмотренным Конвенцией, в том числе частями 2 и 3 статьи 4, статьями 7, 8, 10, 11, 13, 16 и 20 Конвенции.

Читайте также: