Контрреформация в англии кратко

Обновлено: 04.07.2024

После смерти Генриха VIII в 1547 году королём Англии становится его девятилетний сын Эдуард VI (годы жизни 1537-1553). Кратковременное правление единственного наследника оборвала его преждевременная смерть от туберкулёза. Он распорядился передать трон правнучке Генриха VII Джейн Грейн. Сводные сёстры – Мария и Елизавета – в завещании не упоминались. Жители Лондона и большинство дворянства не поддержали претендентку на престоле, выдвинув законной наследницей старшую дочь Генриха VIII Марию Тюдор. В 1553 году Мария стала королевой Англии.

Мария Тюдор – первая коронованная женщина на английском престоле. Годы жизни 1516-1558. Вошла в историю как ярая католичка, стремящаяся восстановить власть папы римского в Англии. За свою деятельность получила прозвище Мария Кровавая или Мария Католичка.

Реформы Марии Тюдор

Утвердившись на английском престоле, Мария Тюдор попыталась провести контрреформацию в стране. Полной реставрации католицизма в Англии произойти не могло, так как этому воспротивились владельцы секуляризированной у церкви земли.

Истинная цель правления Марии заключалась в примирении Английского королевства с Римом. Дворяне-землевладельцы парламента обладали светским мышлением и поэтому требования королевы встретили без особого сопротивления. Они отменили законы Генриха VIII и Эдуарда VI, касающиеся религии. Их единственное требование заключалось в сохранении собственности на земельные участки, отнятые у церкви после 1536 года.

Для восстановления католической веры Мария нуждалась в помощи папы. В 1554 году в Англию по поручению папы прибыл кардинал Пол. Он простил английскому королевству прежние грехи и объявил, что произошло примирение с папством. Ему дали три года на восстановление папской власти. Времени было недостаточно, денег не выделяли вообще. Он провёл ряд мер в духе Контрреформации:

Готовые работы на аналогичную тему

  • восстановил проведение литургии,
  • усилил надзор за поведением духовенства и его образованием.

Королева Мария проводила феодально-католическую реакцию. Усилившаяся при дворе феодальная знать, недовольная итогами королевской Реформации, ожидала полного возврата к дореформаторским порядкам. Особенно за это ратовала северная феодальная аристократия. Но их надеждам не суждено было осуществиться. Мария после примирения с папой восстановила католицизм как государственную религию, подвергла преследованиям и казням протестантов. Но вернуть бывшие церковные земли королева не решилась.

Жестокие расправы над сторонниками протестантизма породили религиозную эмиграцию. Протестанты перебирались в Германию и Швейцарию, где ещё больше пропитывались идеями Реформации. В 1557 году община английских беженцев во Франкфурте создала самоуправляемое сообщество во главе со старейшиной. Так появились пресвитериане. Они выступали против папы, власти епископов и основ англиканской церкви.

Конец правления Марии Тюдор

В 1554 году Мария вышла замуж за Филиппа, сына испанского короля Карла V. Муж не имел права вмешиваться в управление Англией. Дети становились наследниками английского престола. Новая знать с неодобрением относилась к усилению Испании в государстве. Происпанская политика могла привести к войне с главным торговым партнёром – Францией. Купцы, перевозившие шерсть из Англии в страны континентальной Европы через порт Кале, боялись потерять столь важный опорный пункт торговли. Вскоре опасения подтвердились: французы захватили Кале и изгнали оттуда англичан.

Изначальна Генрих 8 не был сторонником Реформации. Он издал несколько книг, которые выступали против Лютера. Эта книга была издана в 1521 году и содержала в себе брань по отношению к виттенбергскоу реформатору. За эти труды, столь ярый защитник был вознаграждён орденом защитника веры, которые ему вручил сам папа римский. Но некоторые обстоятельства вынудили Генриха 8 кардинально пересмотреть свои взгляды.

Генрих заключил брак с Катариной Арагонской и единственным наследником, которого родила ему супруга, была дочь. Именно она через некоторое время займёт место королевы и будет Марией Тюдор. Как только король понял, что жена не родит ему наследника, он решает развестись с ней. Но папа римский напрочь отказывается это делать, ведь он был под полным контролем племянника супруги Генриха 8.

Тогда Генрих решает использовать свою власть в государстве и решает обвинить духовенство Англии в неповиновении статуту. Он издаёт указ, благодаря которому, назначить папой римским мог только он. Ещё Генрих вынудил всё духовенство признать, что оно стоит во главе Английской церкви. На клир Англии наложили штраф в размере 119 тысяч фунтов. В начале 1532 года, Генрих выбирает на пост Контерберийского Архиепископа своего наставника по имени Томас Кранмер. Благодаря новому Архиепископу, брак короля удалось расторгнуть и он смог вступить в следующий брак. В середине 1534 года, был издан указ, который гласил о том, что только король является главой церкви в Англии. С тех пор папская власть не имела больше никакого влияния с политической стороны. Все, кто решил оспорить это решение, были немедленно казнены.

Следующим действием короля стало то, что он начал повсюду закрывать монастыри и конфисковывать их земли и имущество. Было закрыто практически 350 монастырей, которые располагались в разных города. Земли, которые принадлежали церкви Генрих 8 частично забрал под свой контроль, а частично распродал новым дворянам, которые всячески его поддерживали. Но принципы этой церкви всё ещё напоминали о католической вере. Зато библия в Англии теперь была переведена на народный язык.

После того, как Генрих 8 скончался, его место на троне занял его сын по имени Эдуард 6. На тот момент наследнику только исполнилось девять лет. При его власти регентом был герцог по фамилии Сомерсет. Он имел некую склонность к протестантизму. В середине 1547 года, начало распространятся причащение всех прихожан в церкви. Начиная с 1459 года, всем священникам было разрешено заключать браки. В том же году, была издана книга для собрания общих молитв, в которой все тексты были написано только на английском языке. Данная книга претерпела несколько незначительных изменений, но по сей день используется в церкви. Особый уклон при богослужении делался на чтение библии.

Кранмер принял непосредственное участие при создании текста для вероисповедания. В 1553 году, после одобрения царя, сорок две страницы священного текста стали официальным документов для английской церкви. После того, как писание было одобрено Эдуардом 6, царь скоропостижно скончался.

Место на троне стала занимать старшая сестра бывшего правителя, которую звали Мария. Во времена её правления неоднократно были предприняты попытки восстановления католицизма на землях Англии. В эти года около 900 представителей различных церквей, бежали, а три сотни, которые предпочли остаться, были казнены.

Но правление королевы Мари было весьма коротким. После того как она скончалась, на трон взошла Елизавета 1. Но для того, чтобы её статус считался подтверждённым, ей необходимо было признать все реформы, которые совершал её отец. Он решила пересмотреть те 42 страницы церковного писания и исключила из низ три страницы, которые по её мнению были лишними. Каждый пастор обязан был поставить свою подпись под этим документом. С тех пор и сегодняшний день, это писание используется во всех церквях Англии. Неоднократно предпринимались попытки устроить заговор против королевы, но всех участников заговора тут же казнили. Победа в Испанской войне принесла с собой и победу Англии над протестантизмом.

В эпоху Нового времени изменения произошли во всех сферах европейского общества: феодальную раздробленность сменил абсолютизм, натуральное хозяйство преобразовалось в рыночное, крепостные крестьяне получили личную свободу, произошел прорыв в развитии науки и искусства. Изменения затронули также духовную сферу- произошла революция в религиозном сознании европейцев, ставшая причиной религиозной Реформации. Что такое Реформация, где и при каких обстоятельствах она зародилась, к чему привела – вы узнаете из данного урока.

План урока:

Что такое Реформация

Реформация – это общественно-религиозное движение, целью которого является переустройство церкви, изменения в религиозной жизни общества. Она началась в 1517 году в Германии, а затем охватила Англию, Швецию, Францию, Швейцарию, Данию, Австрию, Нидерланды, Венгрию и другие европейские страны.

Реформация в Европе совпала с началом новой исторической эпохи – Нового времени, и это было не случайно, связано с рядом причин.

В начале 16 века католическая церковь утрачивает свой авторитет, теряет доверие собственных последователей. Этому послужили:

  1. Великие географические открытия, опровергнувшие убежденность церкви в том, что Земля плоская (кругосветные путешествия доказали что Земля имеет форму шара);
  2. Развитие науки – интерес людей переместился от загробной жизни к земной, люди устремились к познанию природы, космоса, самих себя;
  3. Нравственный упадок католической церкви. Католические священнослужители, проповедуя скромную жизнь, сами жили в роскоши, много времени проводили на охоте, часто присутствовали на пирах. Верующие были разочарованы поведением католического духовенства, обвиняли его в безнравственности;
  4. Стремление католической церкви к обогащению. Помимо того, что церковь обладала несметными богатствами, огромными земельными владениями, она использовала все дополнительные возможности, чтобы еще больше обогатиться. Например, церковь торговала индульгенциями – специальными грамотами, покупая которые, верующий мог быть уверен в прощении грехов. Стоимость индульгенции завесила от тяжести греха: за убийство, кражу, измену, нарушение клятвы - назначалась своя цена. Искренние верующие называли это лицемерием, обвиняли церковь в жадности, неуемной жажде наживы;
  5. Церковные поборы также возмущали крестьян, которые все еще обязаны были выплачивать церкви десятину (отдавать одну десятую часть своих доходов или урожая).

Постепенно, антицерковные настроения охватили все слои общества, возмущенные поведением римско-католической церкви. Высшие слои общества были недовольны вмешательством священнослужителей в их частную жизнь, низшие слои общества были истощены церковными поборами. Сложились все условия для начала Реформации в Европе.

Бюст Папы Римского

Начало движения за переустройство церкви

Особенно остро религиозный кризис ощущался в Германии, которая и стала центром начала Реформации. Германия все еще оставалась феодально раздробленным государством, не имела сильной королевской власти. Большинство германских земель принадлежало князьям-феодалам и католическому духовенству. Горожане и крестьяне обязаны были содержать католическое духовенство, которое слишком часто проводило дорогостоящие богослужения, пышные обряды.

Реформация в Германии охватила все слои общества:

  • князья стремились освободиться от всевластия духовенства, обогатиться за счет конфискации его земель;
  • горожане мечтали о закрытии монастырей, стремились к более простым и дешевым религиозным обрядам;
  • крестьяне добивались отмены церковных поборов.

Первым человеком, открыто начавшим борьбу за переустройство католической церкви в Германии, стал Мартин Лютер.

Родившийся в крестьянской семье Мартин Лютер получил хорошее образование, учился в нескольких религиозных школах, а окончив университет - принял монашеский обет. Спустя время он стал священником, держателем 11 монастырей, преподавателем богословия. В возрасте 32 лет Мартин приходит к мнению, что верующий может получить прощение грехов только искренне раскаявшись перед Богом, но никак не купив индульгенцию. Эта идея стала центральной в учении Мартина Лютера.

Папа Римский проклял Лютера за его призывы к отказу от папской власти, содержания католического духовенства, проведения дорогостоящих религиозных обрядов и богослужений. Однако его проклятие еще больше сплотило сторонников Мартина Лютера, обеспечило ему сочувствие населения и всестороннюю поддержку.

Мартин публично выступал с проповедями, писал письменные обращения. Будучи хорошим оратором, он умело излагал свои мысли так, чтобы они были понятны и князьям, и горожанам, и безграмотным крестьянам. Тезисы Мартина Лютера не только разошлись по всей Германии, но и дошли до соседних стран Западной Европы.

Сторонников Мартина Лютера стали называть лютеранами, а новые церкви, возникшие в некоторых районах Германии - лютеранскими. Лютеранская церковь отличалась от католической следующими особенностями:

  • она была простой и дешевой, не владела землями, дорогостоящим имуществом, не располагала большими денежными средствами;
  • исчезли дорогостоящие обряды и богослужения, верующие перестали поклоняться святым мощам [1] и иконам;
  • лютеранское духовенство имело право заводить семью (католическое духовенство не имело право иметь жену и детей).

Несмотря на большое количество последователей Мартина Лютера, около половины населения оставалось верным католицизму. Католики стали называть сторонников Реформации протестантами, так как последние выступали против существующих религиозных порядков.

Отношения между католиками и протестантами накалялись, по мере того как крестьяне и городская беднота стали настаивать на полном уничтожении власти церкви, конфискации земель феодалов и ликвидации имущественного неравенства.

Запоминаем даты!

1524-1525 гг.-Крестьянская война в Германии.

Даже после окончания крестьянской войны столкновения между католиками и протестантами не прекращались. Ситуация изменилась лишь в 1555 году, когда германский император Карл V заключил религиозный мир в Аугсбурге, уравняв в правах католиков и протестантов.

Памятник Мартину Лютеру в Дрездене

Распространение Реформации в Европе

Швейцария

Вслед за Германией движение за переустройство церкви охватило множество других стран Европы, таких как Англия, Австрия, Франция, Дания, Норвегия, Венгрия. Следующим центром Реформации стала Швейцария, в которой новое протестантское вероучение основал Жан Кальвин.

Французский богослов Жан Кальвин, вдохновленный учением Мартина Лютера, стал протестантом. Положение протестантов во Франции было тяжелым, поэтому Жан Кальвин переехал жить в Женеву, где с 1535 года протестантизм становится государственной религией.

Для организации нового протестантского общества в Женеве были взяты за основу следующие идеи Жана Кальвина:

  1. Каждый человек должен развивать в себе следующие качества: скромность, трудолюбие, бережливость, расчетливость, прижимистость.
  2. Жизнь человека заранее предопределена Богом, человек не может изменить свою судьбу в лучшую сторону.
  3. Главная задача человеческой жизни – узнать и выполнить свое предназначение, для которого человек появился на свет. Чтобы узнать свое предназначение людям необходимо постоянно трудиться, заниматься земными делами, тем самым выявлять заложенные Богом таланты и способности.

Учение Кальвина получило название – кальвинизм. Позднее последователи кальвинизма появились и в Англии, Нидерландах, Шотландии. Основав в Швейцарии новое религиозное учение, Жан Кальвин фактически стал ее правителем, хотя и не занимал видных государственных должностей. Уставшие некогда от гнета католицизма, жители Женевы теперь были вынуждены мириться с жесткими порядками Жана Кальвина. Открыто протестовать против них население боялось, ведь в Женеве была введена смертная казнь, с помощью которой кальвинисты быстро расправлялись с мятежниками.

Кальвинистская церковь стала контролировать все процессы и вопросы в государстве, вмешивалась в частную жизнь горожан, отменила все католические праздники (праздники считались нерабочими днями, поэтому они были отменены), народные гуляния, карнавалы. Так как учение Жана Кальвина запрещало роскошь и восхваляло скромность, все жители Женевы стали носить темную неприметную одежду, женщины отказались от изящных причесок. В большинстве женевских домов хозяева даже разбивали зеркала, выражая, таким образом, свое презрение к заботе о внешнем виде.

Англия

В отличие от других европейских стран Реформация в Англии началась сверху- то есть по инициативе английского короля –Генриха VIII. Причиной этого стал конфликт между королем Англии и папой римским, не желавшим предоставить Генриху VIII разрешение на развод с его супругой (в то время европейские монархи могли развестись только по разрешению папы римского).

Генрих VIII стремился во что бы то ни стало получить разрешение на развод, так как хотел жениться на своей фрейлине – Анне Болейн. Поэтому отказ папы он не принял, и в 1534 году объявил себя главой английской церкви. Государство изъяло все монастырские земли и другое имущество у католического духовенства, что значительно усилило власть Генриха VIII.

Не желавших отказаться от католической веры, несогласных с новыми порядками казнили. По стране прокатилась волна жестоких расправ с бунтовщиками. Новым религиозным устройством была довольна только знать, разделившая с королем церковное имущество. Крестьяне работавшие на монастырских землях были с них изгнаны, большинство из них стало бродягами и попрошайками.

Контрреформация

Папа Римский во главе всех последователей католицизма не желал мириться с распространением учений Мартина Лютера, Жана Кальвина и других протестантских проповедников. Все они окончательно подрывали авторитет римско-католической церкви, а это означало потерю неограниченной власти и несметных богатств.

Чтобы возвратить престиж католицизма папа римский организует Контрреформацию - борьбу католической церкви за восстановление ее власти в европейском обществе. Контрреформация в Европе началась с организации в 1534 году Ордена Святого Игнатия (Ордена Иезуитов). Чтобы возродить престиж католической веры члены Ордена Иезуитов вели проповедническую деятельность, воспитывали подрастающее поколение, занимались благотворительностью. Папа Римский заранее прощал членам ордена все грехи, если их действия (пусть даже убийство) были направлены на распространение Контрреформации в Европе.

Ключевые слова конспекта: Реформация, Контрреформация, Лютер, 95 тезисов, Мюнцер, крестьянская война, секуляризация, кружки гуманистов, протестанты, кальвинизм, Шмалькальденские войны, Тридентский собор.

Реформация – широкое религиозное и социально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в 16 веке в большинстве Европейских стран. Она положила начало новым религиозным течениям и сектам. Реформация вербовала своих сторонников во всех социальных слоях, и каждый из них истолковывал её задачи в соответствии со своими интересами. Отсюда разнообразие понимания Реформации: то узкое, ограниченное религиозными переменами, то доходящие до идей всеобщего переустройства существующих порядков. Основные причины Реформации были связаны с кризисом католической церкви и обострением комплекса общественных противоречий в эпоху начавшегося разложения феодального строя.

реформация причины

К началу XVI века в Центральной и Западной Европе возросли материальные и политические претензии католической церкви. В средние века она — идеологическая опора феодального строя и претендент на политическую гегемонию. Это вызывало недовольство феодалов, горожан (зарождающейся буржуазии).

В 15 — 16 века королевская власть в странах, вставших на путь государственной централизации, давала отпор притязаниям церкви. Но в раздробленной Германии папство не идёт на уступки. В Германии Реформация началась раньше, объединив широкие слои населения. Реформация в Германии – знамя широкой антифеодальной борьбы (как и в Нидерландах). Требования церковной реформы были в каждой программе политических реформ. Общественному подъёму способствовало гуманистическое движение. Буржуазные отношения создали условия для новой идеологии. Кружки гуманистов – пропагандировали научные мировоззрения, борьбу со схоластикой, о национальном языке немцев, о роли папского Рима и его агентуры в унижении Германии.

реформация направления

Радикальное направление реформации – Т. Мюнцер: единственный источник веры – это Библия, Бог есть везде. Он сторонник социального переворота (крестьянство + городская беднота), а священное писание лишь указывает необходимые действия: власть нужно отдать народу, уничтожить дворянские замки и монастыри. Реформация – это путь к революционному переустройству общества. На основе идей и деятельности реформаторов разгорелась крестьянская война. Подавление войны привело к усилению власти. Во многих городах Германии закрылись монастыри, вводится реформированное богослужение. На сторону Реформации переходят некоторые имперские князья, заинтересованные в секуляризации (изъятии чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению).

По итогам двух Шмалькальденских войн признавалось равноправие католиков и протестантов. Местные князья получили право определять религию своего княжества. В результате в Германии в XVI в. сложились 2 группы княжеств – католическая (наследственные земли Габсбургов) и протестантская (остальные княжества).

Возникает много направлений и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина. Центром кальвинизма становится швейцарский город Женева. Кальвинистская церковь управлялась по демократическим принципам, она поощряла накопительство и торговлю, чем способствовала развитию капиталистических отношений.

значение реформации

Всюду проводилась секуляризация церковных земель, что вело к укреплению светской власти, дворянства, бюргерства. В целом Реформация нанесла удар по римско-католической церкви как одному из устоев феодализма и сломала монополию католицизма в духовной жизни общества.

контрреформация

Контрреформация — реакция церкви на новые явления в социально-политической, религиозной и культурной жизни общества. Папство вынуждено было создать новые инструменты — новые религиозные ордена, инквизицию, книжную цензуру. Оплот Контрреформации – Испания, Германия, Австрия – где были сильны позиции католицизма. Тридентский собор сохранил устои католической церкви; отверг попытки изменения догматов; протестантов — анафеме, папство укрепило все звенья церковной организации.

Зачастую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем :

  • национального освобождения (Нидерландское восстание 1560-1570-х);
  • борьбы феодальных семей и группировок за власть (французские религиозные войны второй половины XVI в.);
  • соперничество за европейскую гегемонию — Тридцатилетняя война (войны между Францией и Габсбургами XVI-XVII вв.).

Читайте также: