Контакты дагестанских племен с кочевниками кратко

Обновлено: 05.07.2024

Таким образом, Кавказская Албания была одним из развитых для своего времени государственных образований Северо-Восточного Кавказа и Закавказья. Об этом говорит наличие в стране многочисленных городов, развитие ремесел, денежное обращение, чеканка собственной монеты, распространение письменности и другие элементы, характерные для высокоразвитого классового общества. Однако на рубеже новой эры в бурное развитие производительных сил Кавказской Албании внесли свои существенные коррективы северные кочевые племена. Они, постепенно проникая в Приморский Дагестан, не только отодвигали границу страны с севера на юг, вплоть до Дербента, но и создавали здесь совершенно новую этнополитическую ситуацию. Начало распада Кавказской Албании было обусловлено не только с внешнеполитическими факторами, но и внутренними социально-экономическими причинами, связанными со стремлением местных правителей к политической самостоятельности.

+9 HUMUR (Shah) / История Дагестана: Наследие сарматов

Контакты дагестанских племён с кочевниками. С начала I тысячелетия до н.э. Дагестан испытывал давление кочевников. Среди них заметное влияние здесь оставило киммерийско-скифское население Северного Причерноморья. в VII веке до н.э. наблюдается активизация жизни на обширной степной полосе, вероятно, связанная с освоением железа. В Дагестане эти контакты со скифами вызвали заметное изменение во всём облике археологического материала наследников каякентско-харачоевских традиций. По времени это совпало с установлением господства скифов на Предкавказской равнине, за которым последовали набеги в Закавказье на рубеже VII-VI вв. до н.э. через Дарьяльский проход и Прикаспийский Дагестан. Набеги скифов завершились в начале VI века до н.ъ. длительным походом в страны Среднего Востока. После одного такого похода скифы поселились в степных районах Куро-Аракской низменности и основали своё царство в Азербайджане, просуществовавшее сто лет.

Постепенное передвижение по равнинной части Дагестана не могло пройти бесследно для его обитателей. Между племенами Северо-Восточного Кавказа и скифами установились взаимные связи.

В III в. до н.э. из-за Волги в степи Прикаспия, Предкавказья и Причерноморья начинают продвигаться сарматы. Как и скифы сарматы были ираноязычными кочевниками.

К началу II в. до н.э. сарматы вытеснили скифов. Северные равнины Дагестана вошли во владения сильного сарматского племени — аорсов, простиравшиеся до р. Дон. вероятно, скотоводы-аорсы (сарматские племена) сумели наладить постоянные контакты с албанским племенем утиев. Античные авторы (греки и римляне) иногда даже считают их единым народом "утидорсов"., населявших прибрежную равнину Гирканского (т.е. Каспийского) моря.

Около I в.н.э. из среды сарматских кочевников, выделяется новое племя — аланы. Сила и значение их быстро растут, аланы совершают несколько военных походов в Закавказье, вмешиваясь в борьбу Парфии,Рима и Кавказских государств. В отличие от сарматов и аорсов, аланы сумели перейти к оседлости и земледелию, что помогло им закрепиться на Центральном Кавказе

Магомедов Р.М., Магомедов А.Р. История Дагестана.Махачкала.1994.С.21-23 ISBN 5-297-00894-8

Сарматы на территории Дагестана известны под именем аорсы, также ираноязычное племя, родственное аланам.

М.Р. Гасанов о сарматах

"В I . н.э. сармато-аланские племена через дербентский проход вторглись в Албанию. Ираноязычные сарматские племена были известны античным авторам под именем аорсов и сираков. они разграбили земли, подвергшиеся нашествию. Это подтверждают письменые источники и археологические материалы. В Дагестане для этого периода характерны катакомбные захоронения. Аланская этническая принадлежность этих захоронений не вызывает сомнений. Сарматское влияние прослеживается и в керамическом материале. Мазкуты, упоминаемые армянскими авторами, — это массагеты. Массагеты-мазкуты засвидетельствованы по соседству с албанами".

М.Р. Гасанов пишет: Культурные связи дагестанского и северокавказского населения нашли отражение в археологических памятниках, обнаруженных в Дагестане. Как известно,в формировании культуры северокавказских племён значительную роль сыграли аланы. Поэтому раннесредневековая культура Северного Кавказа именуется аланской. Аланские племена были носителями так называемой катакомбной культуры. Подобные памятники обнаружены и в Дагестане, в частности в Верхнем Чирюрте. Эти памятники датируются V-VII вв. катакомбы обнаружены в Бавтугае, близ Аркаса. Эти и другие памятники говорят о влиянии аланской культуры на определённую территорию Дагестана. впоследствии на почве аланской культуры сложились культуры осетин, кабардинцев,балкарцев,ингушей,чеченцев.

Гасанов М.Р. История Дагестана с древности до конца XVIII века.Махачкала. 1997.С.55

историческая справка: Сарма́ты (др.-греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae) — общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племён (IV в. до н. э. — IV в. н. э.), населявших степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная. Античные авторы выделяли различные сарматские группировки, имевшие свои названия, и занимавшие, в разное время, лидирующие положение в кочевом мире: аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы.

Антропологически сарматы относились к брахикранным европеоидам (широкая и круглая голова), за исключением племени алан, которые относились к долихокранным европеоидам (узкий череп). Поздним сарматам была присуща примесь монголоидности.Сарматы были одним из северных иранских народов, наряду с европейскими скифами и азиатскими саками.

В высокогорном селении Бежта был обнаружен могильник воинов, относящихся к иранскому-сарматскому кочевому миру, датируемый VII—X вв.

Археологи, этнологи, антропологи, лингвисты однозначно считают, что кумыки, хотя и говорят на тюркском языке, не тюрки-кочевники, а коренные местные жители Дагестана, предки которых, начиная с первобытнообщинного строя, жили на территории приморского северо-восточного, частично предгорного Дагестана. Известно, что в пределах единой территории в определенных экологических условиях из данной совокупности людей формируется общность, включая язык и психологию, а также осознание своего единства.

Единый процесс этногенеза кумыков, начавшийся ещё с первобытнообщинного строя, был прерван под влиянием тюркоязычных кочевников, проникших сюда с IV в.н.э.

Кумыки по культуре и этнической психологии - дагестанцы, а по антропологическим признакам - представители каспийской расы, они говорят на тюркском языке, а литературный язык у них составлен на основе аксаевского и буйнакского диалектов. Аксаевский диалект относится к кыпчакской группе тюркских языков. Процесс же тюркизации по языку у предков кумыков начался за 800-900 лет, еще до появления самих кыпчаков на исторической арене, а это около IX-XI вв. Суть этой "тюркизации" сводится к внедрению в местную среду тюркского, языка и отдельных элементов культуры кочевников. Однако, на, основе родства языков, нельзя механически делать выводы о родстве народов.

Профессор кафедры археологии исторического факультета МГУ А.Я.Брюсов (брат поэта, В.Я.Брюсова) на третьем курсе нам, студентам, специализирующимся на этой же кафедре читал спецкурс: "Археологические культуры и этнические общности". Под таким же названием была опубликована его статья в журнале "Советская археология". Он пишет: "Язык является, только одним из признаков этнической общности, но не единственным, и поэтому нельзя подменять историей языка историю народа или, в отношении неолитической эпохи, историю племени".

Даже генетическое родство не является свидетельством родственного происхождения народов. Например, по данным языковедов, по своему грамматическому строю и словарному составу, как считают языковеды, кумыкские языки восходят к древнетюркскому языку. В эту же группу языков входят 27 народов: азербайджанский, балкарский, гагаузский, караимский, казахский, карачаевский, кыпчакский, татарский, туркменский, уйгурский, турецкий, чувашский и др. Все они, в том числе и кумыки, - разные народности как по материальной культуре, так и по антропологическим данным (ногайцы, якуты, киргизы, уйгуры, караимы, казахи, туркмены, татары и т.д.).

Действительно, не всегда язык определяет этнос, нацию: кумыки не тюркский этнос, они из рода дагестанского. Известны случаи и в мировой практике, когда политическое господство вынуждает принять язык пришлых племен и народов (тюрки-сельджуки в Азербайджане, таты и горские евреи, колонисты-испанцы в Океании). Кубинцы говорят на испанском языке, но они же не испанцы. Кто же такие дагестанцы, живущие в городах: аварцы (13 групп), даргинцы, кайтагцы, кубачинцы, кумыки, лезгины, лакцы, агулы, цахуры, рутулы, табасаранцы, не знающие языков своего народа, говорящие на русском языке, так называемая 15-я народность. Кто они?

Русские. Они же не знают родных языков. На каком языке говорили предки кумыков в первобытнообщинном строе, существовал ли некий (тюркский) язык среди дагестанских языков? Этот вопрос пока остаётся открытым. Мы достоверно знаем, что с конца II до конца XII в. н.э. в степные районы Дагестана проникали тюркоязычные кочевники, которые в течение целого тысячелетия контактировали с автохтонами приморского и частично предгорного Дагестана (каспиями, гелами и другими). В результате этих контактов предки кумыков начали говорить на тюркском языке. При этом их материальная (археологическая) культура и антропологический тип (кавкасионский) как у жителей приморского, частично северо-восточного предгорного Дагестана. Если бы происходила этническая ассимиляция автохтонов с пришлыми тюркоязычными кочевниками-монголоидами, то обязательно изменился бы антропологический тип кумыков.

Кумыки ничем не отличаются от аварцев, даргинцев, лезгин, лакцев и др. коренных народностей Дагестана. Исключение составляют кумыки, проживающие в Хасавюртовском, Бабаюртовском и Кизилюртовском районах, у которых действительно сохранились монголоидные черты. Это не удивительно, так как в междуречье Терека и Сулака наряду с кыпчаками кочевали (с конца XIV до XVIII вв.) и ногайцы. Естественно, живя по соседству с кыпчаками и ногайцами, жители этого региона вступали в культурно-экономические, военно-политические, династические связи, заключали браки. И в таких семьях дети рождались с монголоидными чертами лица. Известно, что эти черты передаются из поколения в поколение. Поэтому у большинства засулакских кумыков сохранились монголоидные черты и кыпчакский диалект. У любого народа встречаются такие черты, если заключались браки с монголоидными этносами. Этнологи, антропологи, археологи, лингвисты, которые занимались этногенезом кумыков, однозначно признают эту аксиому и никогда не сомневаются в том, что кумыки не имеют никакого отношения ни к кыпчакам, ни к современным туркам, язык не определяет нацию. Однозначно знаем, что у современных кумыков литературный язык относится к кыпчакскому диалекту. Известно, что на территории Кумторкалинского, частично Буйнакского, Карабудахкентского, Каякентского, частично Кайтагского районов проникали тюркоязычные кочевники. Здесь звучала тюркская речь с конца IV века, возможно, на основе булгарского языка. "Тем самым, - пишет профессор Н.С. Джидалаев, доказано, что в лакском языке, носители которого проживают в центральной горной части Дагестана, выделен большой пласт лексем булгарского происхождения, на что указывает историко-этимологический анализ каждого лакского булгаризма". Однако лакцев никто никогда не сравнивал с тюркоязычными племенами. У населения северо-восточного Дагестана, где сейчас живут центральные и южные кумыки, кипчакский диалект не утвердился. У засулакских же кумыков (среди которых были кыпчаки) появился кыпчакский диалект.

Создатели аксаевского диалекта, естественно, не думали и не подозревали, что спустя 70 лет появятся мифотворческие, "труды научные" М.Аджиева и др., которые будут писать, что кумыки - остатки кыпчаков.

Все народы Евразии и все народности, говорящие на тюркском языке: кумыки, азербайджанцы, балкарцы, ногайцы, карачаевцы, татары, башкиры, чуваши, гагаузы, тюрки-османы, якуты, казахи, киргизы, туркмены, каракалпаки, узбеки, уйгуры, да и не тюркские народы - казаки сибирские, кубанские, украинцы, белорусы, часть русских и др., - по Аджиеву, являются кыпчаками. Создается впечатление, что у М.Аджиева нет элементарного понятия о этномаркирующих признаках (археологические, антропологические, лингвистические) гуннских, булгарских, савирских, хазарских, кыпчакских этносов. По данным М. Аджиева, все эти народности - кипчаки.

"А кто нынешние кумыки? - пишет Аджиев. - Мусульмане-сунниты? Не знаю. Мусульманство стало религией мятежа, знаменем борьбы. Так что вполне возможно, поколение моего прадедушки - первое, родившееся при мусульманстве". Непонятно, что он этим хотел сказать в книге "Мы - из рода половецкого". Никто из аксаевской интеллигенции не отреагировал на эту чушь. Вроде М.Аджиев выдаёт себя за аксаевского кумыка.

"Древнерусские города были построены кыпчаками", - пишет М.Аджиев в книге "Полынь половецкого поля". Далее он говорит, что "Киев - это кыпчакский город-зять (гиев), Орел - верхняя дорога (ор-ёл), Брянск - Биринчи (первый), Тула - Полный (тола). Алтарь, колокол, Москва - все они кыпчакского происхождения".

Этот откровенный обман и фальсификация истории многих народов, в том числе этнической истории кумыков, взволновали меня, и я не мог не отреагировать, когда "мародёры на дорогах истории", как метко сказал о М.Аджиеве и ему подобных фальсификаторах проф. исторического факультета МГУ, специалист по историй Древней Руси Аполлон Кузьмин в статье, опубликованной в журнале "Родина" №7, 1994 г. Меня поразило другое: как могли редакторы газеты "Ёлдаш" перевести на кумыкский язык и издать монографию М.Аджиева, которая указала и оказывает "медвежью услугу" кумыкскому народу?

В исторической науке наиболее сложной была и остаётся до сих пор проблема этногенеза, и для решения её надо знать хотя бы основы этнографии, археологии, антропологии, лингвистики, не говоря о самой методологической основе научного принципа проблемы.

В раннесредневековый период существовали феодальные города-крепости и государственные образования кумыков - Джидан, Тарки и др., на территориях которых жили предки современных кумыков со своим языком, своеобразной культурой.

Именно на основе комплексного исследования археологических, антропологических, этнографических и исторических источников, мне удалось создать целостную картину этнических и этнокультурных процессов и заключить, что основу этногенеза кумыков составляет местное население, занимавшее предгорные и равнинные районы Дагестана с первобытнообщинного строя. Путем сложных поисков, многочисленных сопоставлений и анализов я проследил в своей докторской диссертации преемственность на протяжении тринадцати столетий в развитии материальной (археологической) культуры, служившей основой для создания целостной картины этнических процессов, и пришел к убеждению, что основу этногенеза кумыков, составляет коренное дагестанское население, с глубокой древности занимавшее предгорные и равнинные районы северо-восточного Дагестана.

Мы, историки и вся научно-педагогическая интеллигенция, обязаны остановить потоки лжи, мифотворческие опусы, которые оказывают "медвежью услугу" кумыкскому и другим автохтонным народам единого неделимого Дагестана в составе Российской Федерации.

Кумыкское научно-культурное общество не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.


Длительное господство сармато-алан в южнорусских степях было прервано опустошительным гуннским нашествием, последовавшим в 70-х годах IV в. Нашествие азиатских кочевников — гуннов не только разметало аланские племена, изменив этногеографию Северного Причерноморья, но и открыло широкую дорогу сюда тюркоязычным народам.

Историческое значение гуннского нашествия состоит в том, что им был положен конец доминации древних иранцев на юго-востоке Европы; остатки их были оттеснены на периферию, а место иранцев отныне прочно заняли тюрки. Правда, наиболее ранние исторические свидетельства о племени хуны (гунны), живущем в Европе между бастарнами и роксоланами, сообщены нам Клавдием -Птолемеем (II в., 1, с. 238), однако достоверность этих сведений вызывает сомнения. Во всяком случае, у нас нет достаточных оснований утверждать широкое расселение тюрок в Восточной Европе до нашествия гуннов.



Гуннская держава Аттилы распалась после его смерти в 453 г., а через сто лет в недрах Центральной Азии возникло новое объединение тюркских племен — Тюркский каганат. Вскоре тюрки появляются в Восточной Европе: в 576 г. они взяли Боспор (Керчь), в 581 г. осадили Херсонес. В конце VI в. каганат распался на две враждующие части — западнотюркский каганат, располагавшийся в Средней Азии, и восточнотюркский каганат. История хазар тесно связана с западнотюркским каганатом — хазары, появившиеся в Юго-Восточной Европе в эпоху гуннского нашествия, в середине VI в. были включены в состав Тюркского каганата и после его распада выступили как его преемники. К середине VII в. на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа (включая часть приморского Дагестана) сложилось сильное государственное объединение раннефеодального типа — Хазарский каганат, возглавляемый господствовавшей и в Тюркском каганате тюркской династией Ашина. Степи Северо-Западного Прикаспия и Нижнего Поволжья, сейчас почти безводные, в ту эпоху были гораздо лучше орошены, отличались хорошим травостоем и в экологическом отношении были благоприятны для ведения кочевого хозяйства. Они были достаточно густо населены — это доказано археологическими исследованиями (2, с. 3—13; 3, с. 248—250), причем огромное количество курганов указывает на обитание здесь именно кочевников. Эти степи и равнина Северного Дагестана стали исходной базой Хазарского каганата, а в северной части Дагестана до середины VII в. находилась столица Хазарии — город Семендер, после похода арабского полководца Салмана ибн Раби ал-Бахили ставший затем центром царства Кайтаг, или Джидан (4, с. 152).

Здесь мы не можем не коснуться такого важного и проблемного археологического памятника, как Верхнечирюртовский могильник, бывший объектом раскопок И. П. Костюченко, Н. Д. Путинцевой и М. Г. Магомедова. К сожалению, материалы И. П. Костюченко утрачены, а материалы Н. Д. Путинцевой и М. Г. Магомедова изданы неполностью, что ограничивает возможность интерпретации. Известно, что окружающие Верхнечирюртовское городище (предполагаемый М. Г. Магомедовым хазарский город Беленджер) кладбища состоят из трех основных видов погребений: грунтовых захоронений в ямах, бескурганных катакомб и подкурганных катакомб. Встречено также несколько подбоев. Раскопками И. П. Костюченко и Н. Д. Путинцевой вскрыто более 150 могил, большая часть которых представлена бескурганными катакомбами, относимыми к VII—VIII вв. (14, с. 248—264; 15, с. 79), т. е. ко времени существования Хазарского каганата. Кроме того, М. Г. Магомедовым исследована группа курганов к востоку от оборонительных стен городища. Под курганными насыпями оказались также камерные могилы с двускатными сводами, по форме напоминающие кочевническую кибитку и содержащие погребения с более богатым инвентарем, чем в прочих могилах.


Есть достаточно оснований согласиться с приведенным заключением С. А. Плетневой, но с оговоркой, что принадлежность подкурганных катакомб Верхнего Чирюрта этническим хазарам остается еще проблематичной. Она требует более глубокого обоснования.

Итак, если в Северном Дагестане хазары, по выражению Д. Данлопа, захватили страну алан и поселились в ней (37, с. 5), в Восточном Приазовье — Нижнем Прикубанье хазары подчинили себе остатки болгарских племен, сначала сделав их данниками, а затем — включив их в состав Хазарии. Хазарские владения вплотную приблизились к стране алан с востока и запада.

Читайте также: