Консультирование при переживании утраты кратко

Обновлено: 02.07.2024

Консультирование людей, перенесших утрату, — это нелегкое испытание духовных сил и профессиональной компетенции.

В жизни утраты более или менее ощутимы, но во всех случаях человек испытывает душевную боль, переживает горе. Утраты, как и многие события нашей жизни, не только болезненны, они предоставляют и возможность личностного роста. Консультант может способствовать реализации этой возможности, если понимает природу утраты, ее связь с другими эмоциями, роль в становлении человека.

Для умершего смерть — абсолютный конец его земной жизни. Однако в душах близких и друзей человек еще продолжает существовать, по крайней мере некоторое время. Примирение с утратой — болезненный процесс, в котором от утраченного человека "отказываются" постепенно и с трудом. Но процесс совершенно естественен, и его не надо (форсировать. Никто недолжен вселять искусственный оптимизм в скорбящего, пытаться его чем-либо заинтересовать, занимать развлечениями. Смерть близкого — это тяжелая рана, и несчастный имеет право на скорбь.

Интенсивность и продолжительность чувства скорби у различных людей неодинаковы. Все зависит от характера отношений с потерянным человеком, от выраженности вины, от длительности траурного периода в конкретной культуре.

Душевные терзания как ярчайший компонент траура представляются скорее процессом, нежели состоянием. Перед человеком заново встает вопрос об идентичности, ответ на который приходит не как мгновенный акт, а через определенное время в контексте человеческих отношений.

Для описания процесса скорби часто используется модель Kubler-Ross (1969). Она предполагает чередование стадий отрицания, озлобленности, компромисса, депрессии, адаптации. Считается, что нормальная реакция скорби может продолжаться до года.

Сразу после смерти близкого человека возникает острая душевная боль.

На первом этапе эмоциональному шоку сопутствует попытка отрицать реальность ситуации. Шоковая реакция иногда проявляется в неожиданном исчезновении чувств, "охлаждении", словно чувства проваливаются куда-то вглубь. Это происходит, даже если смерть близкого человека не была внезапной, а ожидалась долгое время. Отрицается сам факт смерти — "Он не умер (она не умерла)", "Этого не может быть", "Я не верю этому" и т. п. Об умершем нередко говорят в настоящем времени, он принимается во внимание при планировании будущего.

В процессе скорби непременно наступает озлобленность. Понесший утрату человек стремится обвинить кого-то в случившемся. Вдова может обвинять умершего мужа за то, что он оставил ее, или Бога, который не внял ее молитвам. Обвиняются врачи и другие люди, способные реально или только в воображении страдалицы не допустить создавшейся ситуации. Речь идет о настоящей злости. Если она остается внутри человека, то "подпитывает" депрессию. Поэтому консультант должен не дискутировать с клиентом и не корректировать его злобу, а помочь ей вылиться наружу. Только в таком случае уменьшится вероятность ее разрядки на случайных объектах.

После первой реакции на смерть близкого человека — шока, отрицания, злобы — происходит осознание утраты и смирение с ней. В статье "Скорбь и меланхолия" (1917) S. Freud назвал процесс адаптации к несчастью "работой скорби" (Trauerarbeit). Современные исследователи "работу скорби" характеризуют как когнитивный процесс, включающий изменение мыслей об умершем, горечь утраты, попытку отстраниться от утраченного лица, поиск своего места в новых обстоятельствах (Stroebe, 1992). Этот процесс не является какой-то неадекватной реакцией, от которой надо уберечь человека, с гуманистических позиций он приемлем и необходим. Имеется в виду очень тяжелая психическая нагрузка, заставляющая страдать. Консультант способен доставить облегчение, однако его вмешательство не всегда уместно. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько необходимо.

Типичное проявление скорби — тоска по умершему (Parkes, Weiss, 1983). Человек, переживший утрату, хочет вернуть утерянное. Обычно это иррациональное желание недостаточно осознается, что делает его еще глубже. Навязчивые мысли и фантазии об умершем постоянно лезут в голову. Его лицо видится в толпе; пропадает интерес к событиям, которые прежде казались важными, к своей внешности. Места и ситуации, связанные с умершим, приобретают особую значимость. Консультанту следует разобраться в символической природе тоски. Поиск умершего не бесцелен — он явно направлен на воссоздание утраченного человека. Не надо противиться символическим усилиям скорбящего, поскольку таким образом он старается преодолеть утрату. С другой стороны, реакция скорби бывает преувеличена, и тогда создается культ умершего. В случае патологической скорби нужна помощь психотерапевта.

В разные периоды жизни люди испытывают амбивалентные чувства друг к другу. После смерти близкого человека прежняя амбивалентность является источником чувства вины. "Работа скорби" обусловливает возврат к отношениям, которые прервала смерть. Предпринимается попытка понять их значение в перспективе времени. Понесший утрату постоянно задает себе вопросы: "Все ли я сделал для умершего?", "Достаточно ли уделял ему внимания?". Вспоминаются случаи несправедливого отношения к умершему, и страдающий человек заверяет себя в совсем ином поведении, будь возможность все вернуть. Консультант должен с пониманием воспринимать эти сложные переживания как неизбежное изживание скорби.

Во время траура испытывают значительное изменение идентичности, например, резко меняется самооценка осуществления супружеской роли. Поэтому важная составляющая "работы скорби" заключается в обучении новому взгляду на себя, поиску новой идентичности.

В трауре очень существенны ритуалы. Они нужны скорбящему, как воздух и вода. Психологически крайне важно иметь публичный и санкционированный способ выражения сложных и глубоких чувств скорби. Ритуалы необходимы живым, а не умершим, и они не могут быть упрощены до потери своего назначения.

"Работу скорби" иногда тормозят или осложняют сочувствующие люди, которые не понимают важности постепенного изживания несчастья. Трудный духовный процесс отделения от умершего происходит в субъективном мире понесшего утрату, и вмешательство в него окружающих неуместно. Консультант тоже не должен заглушать процесс скорби. Если он разрушит психологическую защиту клиента, то не сможет оказать эффективную помощь. Клиент нуждается в защитных механизмах, особенно на ранней стадии траура, когда он не готов принять смерть и реалистично думать о ней. В условиях дефицита рациональности включаются защитные механизмы. В процессе траура их роль функциональна и сводится к тому, чтобы выиграть время и заново оценить себя и окружающий мир. Поэтому консультант должен позволить клиенту использовать отрицание и другие механизмы психологической защиты.

Следует отметить, что "работа скорби" не для всех людей является эффективной стратегией преодоления утраты. Многое зависит от стиля реагирования. Человеку, склонному заглушать болезненные воспоминания другой деятельностью, "работа скорби" мало помогает. Например, согласно Nolen-Hoekseman (1987; цит. по: Stroebe, 1992), женщины во время депрессии склонны к навязчивым раздумьям, что только углубляет упадок настроения. Мужчины, наоборот проявляют активность, и это облегчает и укорачивает депрессию.

С окончанием "работы скорби" происходит адаптация к реальности несчастья, и душевная боль уменьшается.

Понесшего утрату человека начинают занимать новые люди и события. Исчезает желание соединиться с умершим, уменьшается зависимость от утраты. В некотором смысле можно сказать, что процесс траура представляет собой медленное ослабление связи с умершим. Это не означает забвения. Просто умерший человек уже предстает не в физическом смысле, а интегрируется во внутренний мир. Вопрос отношения с ним решается теперь символическим образом — умерший своим незаметным присутствием в душе понесшего утрату помогает ему в жизни. Таким образом чувство идентичности успешно модифицируется.

В период утраты страдание облегчается присутствием родственников, друзей, причем существенна не их действенная помощь, а легкая доступность в течение нескольких недель, когда скорбь наиболее интенсивна. Понесшего утрату не надо оставлять одного, однако его не следует "перегружать" опекой — большое горе преодолевается только со временем. Горюющему человеку нужны постоянные, но не навязчивые посещения и хорошие слушатели.

Роль слушателя в некоторых случаях может выполнять консультант. Находиться со скорбящим человеком и надлежащим образом внимать ему — главное, что можно сделать. Чем больше консультант сопереживает скорби и чем адекватнее воспринимает собственные эмоциональные реакции, связанные с помощью, тем эффективнее целебное воздействие. Не следует поверхностно успокаивать скорбящего человека. Замешательство и формальные фразы лишь создают неудобное положение. Клиенту надо предоставить возможность выражать любые чувства, и все они должны быть восприняты без предубеждения. Задачу консультанта можно выразить словами Шекспира из "Макбета" — "дать грусти слово". Другая очень важная задача консультанта — помочь близким понесшего утрату человека правильно реагировать на его скорбь.

Нормальный процесс скорби иногда перерастает в хроническое кризисное состояние, которое называется патологической скорбью. По мнению Freud, скорбь становится патологической, когда "работа скорби" неудачна или не завершена. Выделяется несколько типов патологической скорби:

1. "Блокирование" эмоций во избежание интенсификации процесса скорби.

2. Трансформация скорби в идентификацию с умершим человеком. В этом случае происходит отказ от любой деятельности, способной отвлечь внимание от мыслей об умершем.

3. Растягивание процесса скорби во времени с обострениями, например, в дни годовщин смерти.

4. Чрезмерно острое чувство вины, сопровождаемое потребностью наказывать себя. Иногда такое наказание реализуется посредством самоубийства.

Переживание утраты при разводе

Утрата близкого человека случается не только при его смерти. Развод представляет собой аналогичную ситуацию и порождает схожую динамику переживаний. Развод — это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства.

Froiland и Hozman (1977; цит. по: George, Cristiani, 1990) для описания развода воспользовались известной моделью Kubler-Ross, о которой упоминалось выше.

1. Ситуация отрицания. Первоначально реальность происшедшего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому трудно сразу смириться с разводом. На этой стадии ситуация развода воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обесцениваются брачные отношения: "Ничего такого не случилось", "Все хорошо", "Наконец пришло освобождение" и т.п.

2. Стадия озлобленности. На этой стадии от душевной боли защищаются озлобленностью по отношению к партнеру. Нередко манипулируют детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону.

3. Стадия переговоров. Третья стадия самая сложная. Предпринимаются попытки восстановить брак, и используется множество манипуляций по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению на партнера со стороны окружающих.

4. Стадия депрессии. Угнетенное настроение наступает, когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов. Человек чувствует себя неудачником, уменьшается уровень самооценки, он начинает сторониться других людей, не доверять им. Нередко испытанное во время развода чувство отвержения и депрессия довольно долгое время мешают заводить новые интимные отношения.

5. Стадия адаптации. Когда консультант встречается с разведенным клиентом во время одной из вышеназванных стадий, его цель — помочь клиенту "перейти" в стадию приспособления к изменившимся условиям жизни. В тех случаях, когда после развода остается неполная семья, детям тоже нужна поддержка в адаптации к новой ситуации. Такую поддержку может оказать как оставшийся с ними родитель, так и консультант, помогающий матери или отцу преодолеть кризис.

Диапазон проблем, возникающих после развода, довольно широк — от финансовых до ухода за детьми. В разрешении проблем существенное место занимает умение жить без супруга (мужа или жены) и преодолевать одиночество. Неизбежна определенная ломка социальных отношений — приходится привыкать одному (одной) ходить на концерты, в гости. Важно здоровым и приемлемым путем удовлетворять сексуальную потребность. Роль консультанта в этих обстоятельствах может оказаться довольно значительной. Он должен помочь отделить одиночество от уединенности, открыто анализировать отношение к сексу и т.п.

Консультирование (терапия) при утрате — это психологическая работа с человеком, который пережил потерю близкого и не может самостоятельно помочь себе. Оно представляет собой сложную работу, начиная с утешения и поддержки и заканчивая разрешением тяжелых и болезненных реакций потери.

Особенности консультирования

Профессиональной задачей психолога является помощь клиенту в переживании утраты, совершении работы горя, а не притупление остроты душевных переживаний. Процесс скорби нельзя считать неадекватной реакцией, от которой уберегается человек. С гуманистических позиций она приемлема и необходима.

В процессе консультирования необходимо обратить внимание на несколько ключевых моментов:

  • Принятие, а не осуждение в процессе выслушивания;
  • Выражение искреннего желания помочь выразить горе;
  • Принятие чувств и страхов человека серьезно;
  • Готовность к злости и неадекватным реакциям со стороны клиента;
  • Установление доверия, на что необходимо время (пока его не будет, клиент не станет делиться переживаниями);
  • Соблюдение уместной дистанции, сохранение позиции помогающего.

Еще одной целью консультации и терапии является позволение пережившему утрату выразить целый ряд чувств, мыслей и действий. В этом случае нужно быть реалистичным: желание устранить боль незамедлительно – неуместно. Клиента необходимо побуждать к разговору об утрате, выражать чувства.

Если человек подавляет реакцию утраты, нужно определить, по какой причине он избегает горя. Если происходит искажение реакции утраты, то ценным может оказаться следующее:

Готовые работы на аналогичную тему

Этапы консультации психолога при переживании утраты

Этапы психологической помощи необходимо выстраивать в зависимости от стадий переживания горя. Если помощь нужна на стадии шока, то человека нельзя оставлять одного, важно присутствовать рядом с ним, проявлять заботу.

Помощь на стадии острого горя заключается в разговорах об утрате, ее причинах и чувствах в связи с происшедшим. Психолог спрашивает о потере, слушает воспоминания, рассказы из жизни. Это необходимо делать даже в том случае, если истории многократно повторяются.

Если перенесший утрату человек замирает, ничего не говорит, глядя в пространство, не нужно пытаться его разговорить, во что бы то ни стало заполняя тишину словами. Важно иметь готовность продолжать разговор, когда клиент вернется к реальности.

Проблемы, разрешаемые в процессе консультирования

Проблемы, которые помогает решать психолог при утрате, отличаются индивидуальностью. Некоторые люди просто не способны понять, что с ними происходит. Здесь даже элементарные объяснения психологии горя помогают уменьшению страха и напряжения.

Человек может отрицать переживание горя, так как полагает, что это отражает его слабость. Клиенты, которые обращаются за помощью на этапе острого горя, могут требовать от психолога спасения. Это способно стать своего рода западней для консультанта, который в таком положении просто обречен испытывать чувство вины.

Характер и темп консультаций зависят от большого количества индивидуальных факторов, включая особенности личности клиента и обстоятельства утраты. Чаще всего ранние сессии сфокусированы на переживаниях острой боли от потери, утраты контроля, отсутствии смысла жизни. Консультант обеспечивает эмоциональную поддержку, помогая выразить чувства.

Основной метод консультирования представлен безоценочным слушанием. Поддерживается стремление клиента каждый раз снова говорить о своей утрате, окружающим рекомендуется придерживаться такой же установки. Психолог может давать и советы о режиме сна, питания и других деталях жизни, направляя к специалисту для медицинского обследования и лечения.

Задача завершающих сессий представлена помощью в возвращении к обычной жизни. При их использовании человек, переживший утрату, воссоздает жизненные смыслы, происходит интегрирование пережитой ситуации и претворение в мотивацию и энергию для жизненных решений.


Консультирование при переживании горя, потери.

Самая тяжелая утрата — это смерть близкого человека. Есть и другие потери, приносящие боль и страдание: развод, потеря работы, ограничения, связанные с возрастом, здоровьем, тяжелый материальный урон, перемена места жительства. Конечно, они отличаются по своей природе, однако, вызывают сходные чувства утраты, горя, потери.

Эта сфера человеческого опыта, по мнению телефонных консультантов, является важным фактором в каждом звонке на Телефон доверия.

Переживание горя – длительный процесс. Однако он имеет определенные закономерности. Приведем пять характерных этапов переживания горя.

Этапы проживания горя:
  1. Шок и оцепенение.
  2. Отрицание и отстранение.
  3. Признание и боль.
  4. Принятие и возрождение.
  5. Жизнь после завершения переживания.
шок, оцепенение

В нашем обществе плакать – это значит проявлять слабость, а проявлять слабость – это значит становится беззащитным, что неприемлемо, особенно для мужчин.

В нашем менталитете не принято ярко переживать и говорить о горе, потерях. Однако молчание в одиночестве затрудняет задачу восстановления. Восстановление происходит быстрее и эффективнее, если человек пользуется поддержкой консультанта. На этом этапе консультант дает защиту и поглаживания клиенту за проявления чувств. Необходимо поощрять людей называть имя умершего или супруга, получившего развод.

Главная цель этого этапа, чтобы человек, переживающий потерю, рассказывал о своих проблемах и увидел, что его слушают и понимают.

отрицание и отстранение

Консультант создает условия для отреагирования негативных эмоций клиента, используя гештальт-техники.

Это могут быть такие слова:

Эффект таких писем может оказаться убедительным. Пробуждается осознание, покаяние и принятие, что дает возможность росту человека.

Признание утраты
принятие и возрождение

Первый знак того, что пройден самый трудный участок пути и наступает принятие и возрождение, — это смена вопросов, которые задает клиент консультанту.

Боль от горя созидательна, она реальна, она длится не вечно. Она не просто проходит, она создает нового человека. Боль от горя аналогична боли при родах. Она мучительна и запредельна. Но эти мучения вознаграждаются новой жизнью.

Люди испытывают боль из-за утраты близкого человека, работы, надежд на будущее, самоуважения. Никто не может понять их лучше, чем они сами. Цель психологического консультирования – осознание клиентом того, что как бы серьезны не были потери, сам клиент остается хозяином своей жизни. Он сам выбирает способ реагирования на горе, время проживания и последствия для себя. Здесь важно показать способы и пути проживания горя.

Пятый этап – жизнь после завершения переживания горя.

Конечно, пережитое горе навсегда останется с человеком. Только оно может обогатить личность, послужить возможностью для дальнейшего личностного роста. Оно может стать важной частью опыта человека, сделать его более добрым и мудрым. Работа консультанта здесь состоит в том, чтобы проследить феномен становления завершения переживания горя. Так, чтобы не остались рубцы и спайки, а человек, прошедший все этапы переживания горя, стал еще более эффективным в своей самореализации.

Основная роль консультанта — заботливо пройти вместе абонентом непосредственно через страдание. Сделать это с принимающей и небезразличной поддержкой другого – значит оказать лечебное действие. Найти нечто, что поможет самореализации клиента, можно только пройдя насквозь через горе вместе с ним.

Трансперсональный подход в практике психологического консультирования, психотерапии и тренинга

ВЕБИНАР: Практика работы с травмой инструментами выразительного искусства

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Травма. О практике работы с утратой

Автор

/module/item/name

Представьте себе атмосферу, в которой группа психологов обсуждает тему изменений, потери, утраты и горевания. Вечер в пансионате в горах, на Военно-Осетинской дороге. За два дня до того шли ливни, а потом прошел сель, и мы утром ходили с любопытством смотреть, как на месте красивого разворота трассы над прозрачной горной рекой течет бурный желтый поток селя. И на склоне работает горная техника, для того, чтобы восстановить дорогу. То, что казалось контролируемым, прогнозируемым и незыблемым, рухнуло. И мы могли быть только свидетелями, но не могли ничего изменить. Буря и сель прошли по Северному Кавказу, смело мосты, тихие речки превратились в грозные потоки, были человеческие жертвы. А потом все стихло. И можно было подвести итоги. Как-то сразу стало очевидно, что есть силы природной стихии, которые мощнее и значительнее, чем возможности человека. И эти силы разрушают то, к чему мы привыкли или что нам дорого. Эта обстановка создала дополнительные оттенки для разговора. И некоторыми размышлениями хочется поделиться.

Сначала стоит поговорить о том, что потери бывают разные. Время от времени в течение нашей жизни мы теряем что-то, разными путями приходя к этому эпизоду. Мы добровольно отказываемся от важного ради новых перспектив, или под влиянием неотвратимых обстоятельств вынуждены столкнуться с переменами. Будет ли это расставание с друзьями из школьного класса, перемена места жительства, смерть кого-то, любимого нами, развод, потеря работы и т. д. и после этого неизбежно придется начать новую жизнь. Потому что прежняя, в тех формах, в которых она была, уже не реалистична, невозможна. И это находится не в области наших персональных возможностей, предпочтений или отвержений, а в области реального пространственно-временного устройства мира.

Алгоритм проживания при потере

Обида. Переживание нестерпимого чувства разрушения своего мира и мира внешнего, переживание катастрофы и, одновременно, протеста против этого разрушения. Диагностически этот этап указывает на то, что человек нашел ресурсы и заметил реальность, и его душа начинает метаться между прошлым и будущим в поисках опоры. Это чувство должно быть выражено вовне, услышано в мире, для того, чтобы психика была способна перейти на следующий этап кризисного пути. По сюжету мы в разговоре с человеком не знаем заранее, куда она спроецируется – на ушедшего, на себя или на мир, на докторов, на друзей. – это нельзя сказать заранее. Обида как переживание символизирует то, что человек начал выходить из слияния, и тревога возросла. Это реакция на разрыв слияния.

Такая наблюдаемая (временная) регрессия к примитивным детским логическим построениям кажется нелепой, но надо помнить, что под влиянием травмы человек часто возвращается на время к инфантильным формам поведения.

Некоторые терапевтические тактики работы с утратой и горем

Как ни кажется это странным, такой последовательный, ориентированный на последовательные этапы процесса, подход к работе с горем может быть применен к любой потере, будет ли это потеря человека, отношений, питомца, работы, предмета и так далее.

Наблюдения из обыденной жизни, вне кабинета терапевта

Вот небольшой пример естественного развития процесса последовательной адаптации человека к изменению системы (поля) в котором он находится. Я наблюдала сценку, в которой на крышу автомобиля, припаркованного около дома, на глазах у его владельца неожиданно обрушилась от небольшого ветра тяжелая ветка тополя. Ветка разбила лобовое стекло и повредила крышу. Последовательность переживаний владельца автомашины была иллюстрацией к тому, как описаны последовательные переживания при утрате.

Цикл контакта при работе горевания

В ситуации утраты эта фаза завершается тем, что субъект на 4 этапе встречается с переживанием горя и вступает в контакт с ним. И завершение этого события будет с точки зрения фазы интеграции по циклу контакта. Это контакт с переживанием одиночества, печали и утраты. На этом этапе в объем интеграции будет включено воспоминание о событиях прошлого.

Утрата в перспективе теории систем

На этапе горевания и грусти система выходит из контакта с окружающей средой. И содержанием жизни системы будет ее собственное переживание пустоты и переживание минимального объема собственной идентичности. На завершающем этапе система начнет реконструировать и забирать из внешней среды новые элементы. В психическом плане это будет идентификация себя, обращение к окружению, восстановление части памяти о прошлом и составление планов на будущее. Система прошла кризис и вошла в новый статус.

Заключение

Я как терапевт отдаю себе отчет, что именно незавершенная, остановленная работа горевания часто становится незаметным, но значительным фрагментом опыта при депрессиях. Часто человек не сообщает об утрате, а предъявляет только симптом. Это симптом в форме тревожности, остановки в развитии, иногда соматический симптом или навязчивости разного рода. Метафорически можно сказать, что как будто такой незавершенный процесс забирает часть ресурсов из актуальной жизни и удерживает человека в некотором диссоциированном состоянии. В этом состоянии активность и спонтанность души в разных ситуациях и в разных областях жизни ограничена. При этом часто нет непосредственной связи между актуальными сюжетами жизненного опыта, в которых не хватает энергии, и сюжетами жизни, в которых была утрата.

Такое различие между сюжетами часто обманывает и мешает диагностике. Иногда клиент сам от себя и от терапевта закрывает такой эпизод своей жизни, для того, чтобы не встречаться с болью. И терапевт должен быть чувствительным в этом месте совместного опыта. Найти правильную, подходящую для клиента форму восстановления контакта с областью остановленных чувств, и помочь завершению временно остановленного процесса. Сопровождение работы горевания – важный момент в работе терапевта с депрессиями.

Читайте также: