Конституция великобритании на английском кратко

Обновлено: 04.07.2024

Конституция Великобританиибыла принята в конце XVII – начале XVIII вв. как комплекс нормативных актов. Она разрабатывалась на основании сложившихся обычаев в государстве, законов, которым следовали многие века до этого. Принятый пакет документов того времени являлся документом со всеми признаками конституции, как мы понимаем это сейчас.

Конституция содержала следующие документы:

1) Акт для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заключений за морями (документ Habeas Corpus Act от 1679 г.). С помощью этого документа устанавливался общий запрет на необоснованные аресты, предопределялись правила судебного контроля и надзора над задержанными;

2) Билль о правах от 1689 г., на основании которого парламент был признан законодательным органом;

3) Акт о престолонаследии от 1701 г., который подробно раскрывает статус семьи монарха;

4) Акт о соединении с Шотландией от 1706 г.

В XX в. парламент дополнил конституцию новымизаконами, которые регламентируют более широкие аспекты жизни граждан Великобритании. Были приняты акты, контролирующие соблюдение избирательного права, регламентирующие структуру создания, полномочия членов палат парламента. Также в новые законы вошли акты об организации местного самоуправления. Всего было принято более 40 актов.

В Основной закон Великобритании входит большое количество источников, на основании которых принимали законы: судебные прецеденты и статуты, конституционные обычаи и соглашения, различные доктрины.

Отличие конституционных соглашений Великобритании заключается в том, что их действие длится до тех пор, пока они не противоречат мнению и желанию участников. Любые изменения и несоблюдение сложившихся веками обычаев, которые не признаются законами, не могут быть нарушением этого закона. И обратное действие: приверженность существующим столетиями традициям может рассматриваться как стремление соответствовать правовой культуре своих предков. К таким законам в Великобритании относят процедуру созыва палат парламента и роспуска Палаты общин, назначения премьер-министра лидера правящей партии и др.

В современной Великобритании все известные судебные прецеденты связаны с отношениями и положением, использованием привилегий британской Короны. По сложившимся тенденциям многие привилегии правящей семьи заменяются на статусы в соответствии с современными условиями жизни. На создание прецедентов имеют право только высшие суды страны – Верховный суд, Палата лордов и Тайный совет.

В основной состав конституции Великобритании включены доктринальные источники,т. е. все опубликованные мнения известных правоведов всех времен, начиная с момента принятия самой конституции, по соответствующим вопросам конституционного права. Правоведы имеют право давать справки и советы судам, затрудняющимся в некоторых случаях в выборе обоснования своих постановлений.

Конституция – комбинированная, писаной конституции нет (т.е. нет совокупности законов, которые были бы объявлены основными законами страны. 4 категории источников: Статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаев, доктринальных источников.

Статут – акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства – монархом. Все законы обладают одинаковой юр.силой (Примеры: Великая Хартия Вольностей, Хабеас корпус акт 1679г., Билль о правах 1679г., акты о престолонаследии 1701г., о парламенте 1911 и 1949г.).

Судебный прецедент – решения высоких судов (Апелляционного и Высокого судов), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами. Совокупность прецедентов получила название общего права. В нем есть и прецеденты конституционного значения. Регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям короны, а также многие права граждан.

Конституционные обычаи – сложились в практической деятельности высших органов государства (не судов). Они имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (например, порядок формирования правительства).

Доктринальные источники – мнения выдающихся ученых (Блэкстон, Дайси ….) по вопросам конституционного права. К ним обращаются суды, Парламент при пробелах в праве.




Содержание конституции – ее различные источники регулируют отдельные вопросы и нередко делают это лишь частично. Многие вопросы (общественный строй, партии) в конституционном праве даже не упоминаются. Естественность прав человека не требует их отражать в законах и Конституции – там должен быть только порядок их защиты. По Конституции Великобритания – парламентская монархия, унитарное государство с автономными единицами (Сев. Ирландия, Шотландия и Уэльс). Существует 2-х партийная система, демократический режим.

Изменение конституции – особых требований к порядку изменения законов нет. Их роль, влияние, сила измеряются только их авторитетом. Института Конституционного контроля нет. Конституция гибкая, что позволяет постоянно и легко приспосабливать ее к изменяющимся условиям.

Конституция Великобританиибыла принята в конце XVII – начале XVIII вв. как комплекс нормативных актов. Она разрабатывалась на основании сложившихся обычаев в государстве, законов, которым следовали многие века до этого. Принятый пакет документов того времени являлся документом со всеми признаками конституции, как мы понимаем это сейчас.

Конституция содержала следующие документы:

1) Акт для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заключений за морями (документ Habeas Corpus Act от 1679 г.). С помощью этого документа устанавливался общий запрет на необоснованные аресты, предопределялись правила судебного контроля и надзора над задержанными;

2) Билль о правах от 1689 г., на основании которого парламент был признан законодательным органом;

3) Акт о престолонаследии от 1701 г., который подробно раскрывает статус семьи монарха;

4) Акт о соединении с Шотландией от 1706 г.

В XX в. парламент дополнил конституцию новымизаконами, которые регламентируют более широкие аспекты жизни граждан Великобритании. Были приняты акты, контролирующие соблюдение избирательного права, регламентирующие структуру создания, полномочия членов палат парламента. Также в новые законы вошли акты об организации местного самоуправления. Всего было принято более 40 актов.

В Основной закон Великобритании входит большое количество источников, на основании которых принимали законы: судебные прецеденты и статуты, конституционные обычаи и соглашения, различные доктрины.

Отличие конституционных соглашений Великобритании заключается в том, что их действие длится до тех пор, пока они не противоречат мнению и желанию участников. Любые изменения и несоблюдение сложившихся веками обычаев, которые не признаются законами, не могут быть нарушением этого закона. И обратное действие: приверженность существующим столетиями традициям может рассматриваться как стремление соответствовать правовой культуре своих предков. К таким законам в Великобритании относят процедуру созыва палат парламента и роспуска Палаты общин, назначения премьер-министра лидера правящей партии и др.

В современной Великобритании все известные судебные прецеденты связаны с отношениями и положением, использованием привилегий британской Короны. По сложившимся тенденциям многие привилегии правящей семьи заменяются на статусы в соответствии с современными условиями жизни. На создание прецедентов имеют право только высшие суды страны – Верховный суд, Палата лордов и Тайный совет.

В основной состав конституции Великобритании включены доктринальные источники,т. е. все опубликованные мнения известных правоведов всех времен, начиная с момента принятия самой конституции, по соответствующим вопросам конституционного права. Правоведы имеют право давать справки и советы судам, затрудняющимся в некоторых случаях в выборе обоснования своих постановлений.

Конституция – комбинированная, писаной конституции нет (т.е. нет совокупности законов, которые были бы объявлены основными законами страны. 4 категории источников: Статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаев, доктринальных источников.

Статут – акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства – монархом. Все законы обладают одинаковой юр.силой (Примеры: Великая Хартия Вольностей, Хабеас корпус акт 1679г., Билль о правах 1679г., акты о престолонаследии 1701г., о парламенте 1911 и 1949г.).

Судебный прецедент – решения высоких судов (Апелляционного и Высокого судов), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами. Совокупность прецедентов получила название общего права. В нем есть и прецеденты конституционного значения. Регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям короны, а также многие права граждан.

Конституционные обычаи – сложились в практической деятельности высших органов государства (не судов). Они имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (например, порядок формирования правительства).

Доктринальные источники – мнения выдающихся ученых (Блэкстон, Дайси ….) по вопросам конституционного права. К ним обращаются суды, Парламент при пробелах в праве.

Содержание конституции – ее различные источники регулируют отдельные вопросы и нередко делают это лишь частично. Многие вопросы (общественный строй, партии) в конституционном праве даже не упоминаются. Естественность прав человека не требует их отражать в законах и Конституции – там должен быть только порядок их защиты. По Конституции Великобритания – парламентская монархия, унитарное государство с автономными единицами (Сев. Ирландия, Шотландия и Уэльс). Существует 2-х партийная система, демократический режим.

Изменение конституции – особых требований к порядку изменения законов нет. Их роль, влияние, сила измеряются только их авторитетом. Института Конституционного контроля нет. Конституция гибкая, что позволяет постоянно и легко приспосабливать ее к изменяющимся условиям.

The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland is a constitutional monarchy. It means that the sovereign reigns but does not rule.

Britain does not have a written constitution, but a set of laws.

Parliament is the most important authority in Britain. Technically Parliament is made up of three parts: the Monarch, the House of Lords; and the House of Commons. In reality the House of Commons is the only one of the three which has true power.

The monarch serves formally as head of state. But the monarch is expected to be politically neutral and should not make political decisions.

The present sovereign is Queen Elizabeth II. She was crowned in Westminster Abbey in 1953.

The House of Commons consists of Members of Parliament. There are 650 of them in the House of Commons. They are elected by secret ballot. General elections are held every five years. The country is divided into 650 constituencies. All citizens, aged 18 and registered in a constituency, have the right to vote. But voting is not compulsory in Britain. Only persons convicted of corrupt and certain mentally ill patients don't take part in voting.

Each political party puts up one candidate for each constituency. The one who wins the most votes is elected MP for that area.

The party which wins the most seats in Parliament forms the Government. Its leader becomes the Prime Minister. His first job is to choose his Cabinet. The Prime Minister usually takes policy decisions with the agreement of the Cabinet.

The functions of the House of Commons are legislation and scrutiny of government activities. The House of Commons is presided over by the Speaker. The Speaker is appointed by the Government.

The House of Lords comprises about 1,200 peers. It is presided by the Lord Chancellor. The House of Lords has no real power. It acts rather as an advisory council.
It's in the House of Commons that new bills are introduced and debated. If the majority of the members are in favour of a bill, it goes to the House of Lords to be debated. The House of Lords has the right to reject a new bill twice.

But after two rejections they are obliged to accept it. And finally a bill goes to the monarch to be signed. Only then it becomes law.

Parliament is responsible for British national policy. Local governments are responsible for organizing of education, police and many others.

Государственный строй Великобритании

Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии является конституционной монархией. Это значит, что монарх является главой государства, но не управляет им.

В Британии нет написанной конституции, но есть свод законов.

Парламент — главный государственный орган Британии. Он состоит из трех частей: Монарх, Палата Лордов и Палата Общин. Палата Общин — фактически единственный государственный орган, обладающий реальной властью.

Монарх формально является главой государства. Монарх должен быть политически нейтрален и не должен принимать политических решений.

В настоящее время королева Елизавета II. Она была коронована в Вестминстерском аббатстве в 1953 г.

Палата Общин состоит из парламентариев. Их 650. Они избираются тайным голосованием. Всеобщие выборы проходят каждые пять лет. Страна делится на 650 избирательных округов. Все граждане, достигшие возраста 18 лет, регистрируются в избирательном округе и имеют избирательные права. Но голосование в Британии не обязательно. Преступники и душевно больные не принимают участия в голосований.

Благодаря британской избирательной системе в Британии существует мало политических партий. Основные это консервативная партия, лейбористская партия и либерально-социал-демократический альянс.

Каждая политическая партия выдвигает одного кандидата от каждого избирательного округа. Тот, кто наберет большинство голосов, становится членом парламента от этого округа.

Партия, которая получает большинство мест в парламенте, формирует правительство. Его лидер становится премьер-министром. Его главная задача — сформировать Кабинет министров. Премьер-министр обычно принимает политические решения с согласия Кабинета.

Функции Палаты Общин — законотворчество и проверка деятельности правительства. Палату Общин возглавляет Спикер. Спикера назначает правительство.

В Палате Лордов около 1200 пэров. Председательствует Лорд-канцлер. У палаты Лордов нет фактической власти. Она служит скорее консультативным советом.

Именно в Палате Общин представляются и обсуждаются новые законопроекты. Если большинство членов палаты за принятие законопроекта, его направляют в Палату Лордов на обсуждение. Палата Лордов имеет право дважды отклонить новый законопроект.

Но после двух отклонений она обязана принять его. Для окончательного подтверждения законопроект направляют монарху, который подписывает его. Только после этого законопроект становится законом.

Парламент отвечает за британскую национальную политику. Муниципальные правительства отвечают за организацию образования, полиции и других.

Сохранить эту страницу в социальной сети:

Англо-русский словарь онлайн

5 тестов скорости!

In England there is no one document or fundamental body of law that can be described as a "constitution". The absence of any such document or of any distinction between public and private law has led to the suggestion (perhaps first made by Alexis de Tocqueville) that there is no constitution in England. Certainly the English constitution has no existence apart from the ordinary law; it is indeed part of that very law. The Magna Carta, the Petition of Right, the Habeas Corpus Act, the Bill of Rights, and the Act of Settlement are the leading enactments; but they are in no sense a constitutional code; and, without a host of judicial decisions, other statutes of much less importance, and a mass of custom and convention, these statutes would be unworkable.

The sources of English constitutional law are statutes, judicial precedent, textbooks, law books, the writings of historians and political theorists, the biographies and autobiographies of statesmen, the columns of every serious newspaper, the minutiae of every type of government record and publication. This is what is meant by saying the English constitution is "unwritten": it is not formally enacted; its rules have to be sought out in a dozen fields, not in any one code.

Similarly, it is flexible, and here the contrast is with a rigid constitution. There are no special safeguards for constitutional rules; constitutional law can be changed, amended, or abolished just like any rule of private law; there is no field in which Parliament is forbidden to legislate; there are no fundamental or unalterable ideologies and no procedures to prescribe delay or extra processes for constitutional change.

Task 5. See if you know the answers to the following questions on the text.

What is the characteristic feature of the British constitution?

What documents are the leading enactments of the British constitution?

What are the sources of the constitutional law in Great Britain?

What does the flexibility of the British constitution imply?

Task 6. Render the following text into English.

Британская Конституция

В Великобритании не существует единого документа, который был бы официально провозглашен Основным Законом. Однако существует неписаная конституция, состоящая их трех категорий: норм статутного права; норм прецедентного права; норм, представляющих собой конституционные обычаи.

Статутом в Великобритании принято называть законодательный акт, принятый или одобренный в соответствии с установленной процедурой обеими палатами парламента и подписанный главой государства. К статутам, имеющим конституционное значение, британские правоведы относят Билль о правах 1689 г., Закон о престолонаследии 1701 г., Закон о парламенте 1911 г. и другие. К конституционным документам относится также Великая хартия вольностей 1215 г.

Другой закон, принятый в 1679 г. и ставший впоследствии важным элементом Британской конституции, был Хабеас Корпус, закон о неприкосновенности личности.

Еще один важный документ, Билль о правах, закрепивший режим конституционной монархии, был принят в 1689 г. Этот документ ограничивал исполнительную власть короля.

Новой вехой в развитии Британской конституции стал принятый парламентом в 1701 г. Акт о престолонаследии. Он гласил: "Законы Англии являются наследственными правами ее народа, и все короли и королевы, которые вступают на престол английского королевства, обязаны производить управление английским народом в соответствии с указанными выше законами, и все их подчиненные и министры должны нести службу, соблюдая те же законы. Королевская власть объявлялась, таким образом, ограниченной законами, которые вправе издавать только парламент.

Описанные законодательные акты составляют так называемую Библию британской конституции. Ограничение королевской власти, зависимость правительства от парламента, правовые гарантии, записанные в Habeas Corpus Act и ряде законов, принятых в начале XVIII в., независимость судей от короля и правительства – все эти черты английской конституции стали предметом гордости английских правоведов.

Британская конституция
британской Конституции неписаные в отличие от Конституции в Америке или предлагаемой Европейской Конституции и таким образом, именуется как некодифицированных Конституции в том смысле, что нет ни одного документа, который может быть идентифицирован как Конституция Великобритании. Британской Конституции можно найти в различных документов. Основными из них являются: Устав (Великой хартии вольностей 1215 и Закон об урегулировании 1701), акты парламента; обычаи и традиции, политические конвенций, прецедентное право; конституционные вопросы, решение в суде.
Поскольку английской гражданской войны, основной принцип британской Конституции традиционно доктрины парламентского суверенитета, согласно которой парламент принял Устав являются в Великобритании высший и последний источник права. Из этого следует, что парламент может изменить Конституцию просто путем передачи новых актов этой последует королевскую санкцию. Существует некоторая дискуссия о ли этот принцип действует полностью сегодня, отчасти из-за членства в Европейском союзе Великобритании.
Согласно доктрине парламентского суверенитета парламент может принять любое законодательство, которое он желает. Существует много акты парламента, которые сами имеют конституционное значение. К примеру парламент имеет право определить свой срок. Однако суверен сохраняет право распускать парламент в любое время по рекомендации премьер-министра. Парламент также имеет право изменить структуру своих составляющих дома и связь между them.consists суверен, палаты общин и палаты лордов. Все законы должны получить одобрение государя (королевы). После вступления Великобритании в Европейское экономическое сообщество (теперь Европейский союз) в 1972 году, Великобритании стало связанным положениями Европейского права и что более важно, принцип верховенства права Европейского союза.FIouse Commons только обладает полномочиями выносить вотум недоверия в правительство, которое требует от правительства либо уйти в отставку или искать новые выборы. Такое предложение не требует прохождение лордов, или Королевская санкция. Парламент традиционно также имеет мощности для удаления отдельных членов правительства путем импичмента. По конституционной реформе Закона 2005 года он имеет право удалить отдельные судьи от должности за misconduct.executive власть в Соединенных
Королевства осуществляется суверенное через правительство ее Величества, Монарх назначает премьер-министр как глава правительства ее Величества в Соединенном Королевстве. Премьер-министр выбирает других министров, которые составляют правительство. Как в некоторых других парламентских систем правления, исполнитель подотчетен Parliament.Courts Соединенного Королевства разделены на три отдельных jurisidictions, действующей в Англии и Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии, как Соединенное Королевство не имеет единого единая судебная система.Конституционные реформы Закон 2005 года создал новый Верховный суд Соединенного Королевства взять на себя судебные функции Палаты лордов и передача дела из судебного комитета Тайного Совета. Верховный суд начал работу в 2009 году, и служит в качестве высшей апелляционной инстанции в Англии и Уэльсе и Северной Ирландии и по гражданским делам в Шотландии. Высокий суд юстициария останется суд последней инстанции по уголовным делам в Шотландии.

Британской конституции
Британский Конституция является неписаным в отличие от конституции в Америке или предложенной европейской Конституции, и как таковой, называют незашифрованном конституции в том смысле, что не существует ни одного документа, который может быть идентифицирован как конституции Великобритании. Британский Конституцию можно найти в самых разных документов. Основными из них являются: Устав (Великая хартия вольностей 1215 года и Закон об урегулировании 1701), акты парламента; обычаи и традиции, политические соглашения, прецедентное право; конституционные вопросы решили в суде.
Поскольку английской гражданской войны, Основным принципом британской конституции традиционно доктрина парламентского суверенитета, согласно которому устав, принятые Парламентом являются высшим и последним источником Великобритании закона. Отсюда следует, что парламент может изменить конституцию, просто принятие новых актов Parliamentto, которым должны следовать в королевскую санкцию. Существует некоторая дискуссия о, остается ли этот принцип полностью в силе и сегодня, отчасти из-за членства Великобритании в Европейском Союзе.
Согласно доктрине парламентского суверенитета, Парламент может принять любой закон, который он хочет. Есть много акты парламента, которые сами имеют конституционное значение. Например, парламент имеет право определять длину собственной перспективе. Тем не менее, Государь сохраняет за собой право распустить парламент в любое время по совету премьер-министра. Парламент также имеет право вносить изменения в структуру своих учредительных домов и связи между them.consists суверенного, Палаты общин и Палаты лордов. Все законодательство должно получить одобрение Государя (королевскую санкцию). После вступления Великобритании в Европейское экономическое сообщество (ныне Европейский союз) в 1972 году, Великобритания стала связаны европейского права и что более важно, принцип верховенства права Европейского Союза law.FIouse одних общин обладает силой, чтобы пройти движения о недоверии правительству, которое требует от правительства либо уйти в отставку или искать новые выборы. Такое движение не требует прохождение по лордов, или королевскую санкцию. Парламент традиционно также имеет право удалять отдельные члены правительства по импичменту. По о конституционной реформе Закона 2005 он имеет право удалять отдельные судьи от должности за misconduct.executive власти в Соединенных
Королевства осуществляет Государя через правительства Ее Величества, Монарх назначает премьер-министра в качестве главы правительства Ее Величества в Великобритания. Затем премьер-министр выбирает других министров, которые составляют правительство. Как и в некоторых других парламентских систем правления, исполнительная власть подотчетна Parliament.Courts Соединенного Королевства разделены на три отдельных jurisidictions выступающей в Англии и Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии, а Великобритания не имеет единой унифицированной судебной системы. Закон Конституционная реформа 2005 создал новый Верховный суд Соединенного Королевства взять на себя судебные функции Палаты лордов и передачи дела из Судебного комитета Тайного совета. Верховный суд начал работу в 2009 году, и служит в качестве высшего апелляционного суда в Англии и Уэльсе и в Северной Ирландии, и по гражданским делам в Шотландии. Высокий суд Justiciary останется судом последней инстанции в Шотландии по уголовным делам.

Британская
британской конституции является наиважнейшим в отличие от конституции в Америке или предлагаемой европейской конституции, и как таковые, называется биопиратства конституции в том смысле, что нет единого документа, в котором могут быть определены в конституции. Британской конституции можно найти в различных документах. Основные из них:Законов (Великая хартия вольностей в 1215 году и закон о разрешении 1701), акты парламента; обычаи и традиции, политических конвенций, случае права; конституционных вопросов принято решение в суде.
поскольку в английском языке гражданской войны, основной принцип британской конституции традиционно доктрины парламентского суверенитета,В соответствии с которым уставы парламентом, в Соединенном Королевстве верховного и окончательным источником права. Отсюда следует, что парламент может изменить в конституции просто путем принятия новых актов Parliamentto, королевское согласие. В дискуссии о том, является ли этот принцип остается полностью свою актуальность и сегодня, в результате в Соединенном Королевстве членства в Европейском союзе.
В соответствии с доктриной парламентского суверенитета, парламент может пройти каких-либо законодательных актов, которые она хотела бы. Многие акты парламента, который сами же конституционное значение. Например, парламент имеет право определить длину срок своих полномочий. Тем не менее, суверенного сохраняет за собой право распускать парламент в любое время по рекомендации премьер-министра.Парламент также имеет полномочия на изменение структуры составляющих его домов, а также связи между ними.состоит из суверенных, палаты общин и палаты лордов. Все законодательство, должны получать утверждение суверенного (королевское согласие). После присоединения Великобритании до Европейского экономического сообщества (в настоящее время Европейский союз) в 1972 году,Соединенное Королевство стало связано европейского права и, что еще более важно, принцип примата права Европейского Союза.FIouse Палаты общин не обладает полномочиями выносить предложение не доверия к правительству, которое требует, чтобы правительство в отставку или добиваться новых выборов. Такое предложение не требует канал в палате лордов, или согласие монарха.Парламент традиционно также имеет право снять отдельные члены правительства путем импичмента. Конституционного закона о реформе 2005 года он имеет полномочия на снятие отдельных судей от должности в случае проступка.исполнительной власти в
Королевства осуществляется с помощью суверенного через правительство Ее Величества,монарху назначает премьер-министра в качестве главы правительства Ее Величества в Соединенном Королевстве. Премьер-министр выбирает других министров, правительство. Как и в некоторых других парламентских систем государственного управления, директор подотчетен парламенту.судов Соединенного Королевства разделены на три отдельных jurisidictions подают Англии и Уэльса,Шотландии и Северной Ирландии, Соединенного Королевства не имеют единой судебной системы.конституционного закона о реформе 2005 года создан новый Верховный суд Соединенного Королевства с призывом принять на судебных функций Палаты лордов и передачи дел из судебного комитета Тайного совета. Верховный суд приступил к работе в 2009 году,и служит в качестве высшего апелляционного суда в Англии и Уэльсе, а также в Северной Ирландии, и по гражданским делам в Шотландии. Высокий суд юстициария останется суд последней инстанции в Шотландии по уголовным делам.


Главное условие демократии – защита отдельного гражданина от диктата большинства. Для этого в каждой стране существуют законы и нормативные акты, которым должны следовать все граждане и государственные органы. В нашей стране таким основным законом является Конституция РФ, которая в 2020 году претерпела серьезные изменения.


Между тем одна из старейших европейских демократий – в Великобритании – вовсе не подчиняется единому документу, который можно было бы назвать конституцией. Точнее такой закон есть, но Конституция Великобритания несколько отличается от традиционного представления этого законодательного акта в других странах.

Особенности английской Конституции

Отличительной чертой британского конституционного права является его некодифицированность, то есть Конституция Великобритании не является главным законом государства, которому подчиняются все остальные нормативно-правовые акты страны. Более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции.

Такое положение конституционного акта вызвано особым (по сравнению с другими европейскими государствами) характером права Великобритании, которое относится к англосаксонской системе. Данная система отличается тем, что в качестве источника права используется судебный прецедент, обладающий главенствующим характером.

Простыми словами, прецедент – это случай или событие, произошедшее в прошлом, и которое является примером для того, как поступать и принимать решения, когда подобное повторяется.

Например, судебный прецедент – это решение высшего судебного органа по определённому делу, которое в дальнейшем является обязательным для судов при разрешении аналогичных дел. Когда в суд поступает похожее дело, по такому же спору, судья обязан вынести такое же решение как в указанном прецеденте.

Выделяют три составляющих Конституции:

  • статутное право (Statute Law);
  • общее право (Com­mon Law);
  • конституционные соглашения (Con­sti­tu­tion­al conventions),
  • которым соответствуют следующие источники права: статуты, судебные прецеденты и конституционные соглашения.

Например, в России, чтобы внести поправки в Конституцию в 2020 году необходимо было провести общенародное голосование или референдум. В других странах Европы изменения и дополнения в основном законе принимаются квалифицированным большинством в парламенте и пр.

При этом в Великобритании стабильность права охраняется обычаем. К примеру, монарх теоретически может просто решить взять власть в свои руки, а парламент — отменить выборы.

Конституция Великобритании, в отличие от многих других документов конституционного и иных отраслей британского права, является единым законом для всего Соединенного Королевства: Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.

В 1215 году мятежники заставили короля Англии Иоанна Безземельного подписать Magna Car­ta — Великую хартию вольностей. Для истории британского права это оказалось отправной точкой, на которой были основаны вся английская демократия и политико-правовая система.

Демократия — это не только власть большинства, но и ограничение такой власти соответствующими процедурами.

То есть именно Конституция должны стоять на страже отдельных людей против диктата большинства. И в этом плане Великая хартия вольностей 1215 года вполне соответствовала демократии в понимании ее как совокупности ограничений власти суверена.


Наследником Иоанна Безземельного стал его сын Генрих, который признал хартию в более выгодной для себя редакции 1225 года.

В 1265 году появился первый британский парламент, который представлял три сословия. В дальнейшем вольности хартии распространились на всех жителей Великобритании, а не только на привилегированные сословия.

Со временем часть положений хартии потеряла свою силу, но была закреплена в иных законодательных актах. На данный момент действующими по факту остались четыре статьи, которые регулируют права и вольности Лондона, права английской церкви, а также суд равных.

В Великобритании до сих пор нет кодицированной конституции как единого документа, где были бы прописаны стойкие нерушимые правила.

Например, во время Второй мировой войны английский парламент продлил свои полномочия до десяти лет. Но после окончания войны было решено снова ограничить их пятью годами. При этом теоретически никто не мешает депутатам вовсе отменить выборы.

Помимо этого, во многом законодательный орган Великобритании ограничивается только собственноручно принятыми законами.

Современный английский парламент обладает верховной властью в государстве, которая фактически мало чем ограничена. Однако парламент не отменяет выборы в стране.

Монарх Великобритании может оспорить некоторые решения парламента в поле своих полномочий. Информация, что он обладает чисто символическими полномочиями, не соответствует истине. Юридически королева или король могут отвергнуть любой закон, который был принят палатами лордов и общин.

Именно монарх, как правило, утверждает на должность премьер-министра, выбранного в партии, которая победила на выборах. Однако теоретически она опять же может выбрать для этой роли любого человека, но такое уже давно не случается.

Премьер обязан отчитываться перед парламентом

Парламент Великобритании состоит из Палаты лордов и Палаты общин. Палата общин избирается всеобщим народным голосованием сроком на 5 лет, но может быть распущена досрочно премьер-министром с согласия королевы.

Палата лордов состоит из наследственных и пожизненных пэров. Все законопроекты проходят через обе палаты прежде, чем стать законами.

Действующие традиции в части публичности и демократичности принятия решений обеспечивают британскому парламенту поддержку населения Великобритании.

Представители правящей партии всегда помнят о предстоящих выборах. Ведь напротив сидят члены так называемого теневого правительства. Они не обладают властью, но постоянно предлагают альтернативный план политики страны. И англичане понимают, какой курс они выберут, если поддержат на выборах ту или иную партию.

В английском парламенте существуют и другие традиции со времен истоков Конституции Великобритании, которые не позволяют ему оторваться от народа. Например, любой гражданин может прийти и потребовать встречу со своим депутатом. Конечно, сделать это будет сложно, но в целом, данная схема диалога власти и депутатов работает.

При этом премьер регулярно отчитывается перед парламентом. Еженедельно члены партии общин задают ему ряд разнообразных вопросов. И сидит чиновник на скамейке рядом с членами своей партии, а не на отдельной трибуне. Вопросы сыплются со всех сторон. Все это сопровождается ироничными выкриками оппозиции или одобрительными возгласами сторонников.

На заседаниях представители СМИ сидят на балконе над парламентариями. Журналисты обязаны носить пиджак и галстук, отдавая дань уважения представительному органу власти. Парламентариям запрещено поднимать глаза наверх. Они должны вести себя так, будто прессы в зале нет.

Таким образом, нельзя сделать однозначный вывод: что лучше – кодифицированная некодифицированная Конституция. Наверное, все зависит от конкретной страны и история формирования права в каждом отдельном государстве.

Читайте также: