Конституция при николае 1 кратко

Обновлено: 03.07.2024

На подлинных Собственною Его Императорского Величества рукою написано:
"БЫТЬ ПО СЕМУ".
В Царском Селе, 23 апреля 1906 года.

ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

1. Государство Российское едино и нераздельно.

2. Великое Княжество Финляндское, составляя нераздельную часть Государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства.

3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных и общественных установлениях определяется особыми законами.

Глава первая.

О СУЩЕСТВЕ ВЕРХОВНОЙ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ

4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная Власть. Повиноваться власти Его не только за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает.

5. Особа Государя Императора священна и неприкосновенна.

6. Та же Верховная Самодержавная Власть принадлежит Государыне Императрице, когда наследство Престола в порядке, для сего установленном, дойдет до лица женского: но Супруг Ее не почитается Государем: он пользуется почестями и преимуществами, наравне с Супругами Государей, кроме титула.

7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственною Думою.

8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе.

9. Государь Император утверждает законы, и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.

10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего Государства Российского. В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от Него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим Его Именем и по Его повелениям.

11. Государь Император, в порядке верховного управления, издает, в соответствии с законами, Указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.

12. Государь Император есть Верховный Руководитель всех внешних сношений Российского Государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского Государства.

13. Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.

14. Государь Император есть Державный Вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского Государства. Он определяет устройство армии и флота и издает указы и повеления относительно: дислокации войск, приведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и всего вообще, относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского Государства. Государем Императором, в порядке верховного управления, устанавливаются также ограничения в отношении права жительства и приобретения недвижимого имущества в местностях, которые составляют крепостные районы и опорные пункты для армии и флота.

15. Государь Император объявляет местности на военном или исключительном положении.

16. Государю Императору принадлежит право чеканки монеты и опредение внешнего ее вида.

17. Государь Император назначает и увольняет Председателя Совета Министров, Министров и Главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.

18. Государь Император, в порядке верховного управления, устанавливает в отношении служащих ограничения, вызываемые требованиями Государственной службы.

19. Государь Император жалует титулы, ордена и другие государственные отличия, а также право состояния. Им же непосредственно определяются условия и порядок пожалования титулов, орденов и отличий.

20. Государь Император издает непосредственно указы и повеления как в отношении имуществ, личную Его собственность составляющих, так равно в отношении имуществ, именуемых Государевыми, кои, всегда принадлежа Царствующему Императору, не могут быть завещаемы, поступать в раздел и подлежать иным видам отчуждения. Как те, так и другие имущества не подчиняются платежу налогов и сборов.

21. Государю Императору, как Главе Императорского Дома, принадлежат, согласно учреждению о Императорской Фамилии, распоряжения по имуществам удельным. Им же определяются так же устройство состоящих в ведении Министра Императорского Двора учреждений и установлений, равно как и порядок управления оными.

22. Судебная власть осуществляется от имени Государя Императора установленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение Именем Императорского Величества.

23. Государю Императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением судебного против них преследования и освобождения их от суда и наказания, а также сложение в путях Монаршего милосердия, казенных взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и гражданские права.

24. Постановления свода законов о порядке наследия Престола, о совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке, о вступлении на Престол и о присяге подданства, о священном короновании и миропомазании, о титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе и о вере сохраняют силу Законов Основных.

25. Учреждение о Императорской Фамилии, сохраняя силу Законов Основных, может быть изменяемо и дополняемо только Лично Государем Императором в предсказываемом Им порядке, если изменения и дополнения сего Учреждения не касаются законов общих и не вызывают нового из казны расхода.

26. Указы и повеления Государя Императора, в порядке верховного управления или непосредственно им издаваемые, скрепляются Председателем Совета Министров либо Главноуправляющим отдельною частью и обнародываются Правительствующим Сенатом.

Глава вторая.

О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ РОССИЙСКИХ ПОДДАННЫХ.

27. Условия приобретения прав российского подданства, равно как и их утраты, определяются законом.

28. Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит военной повинности согласно постановлениям закона.

29. Российские подданные обязаны платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона.

30. Никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном.

31. Никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных.

32. Никто не может быть судим и наказан иначе, как за преступные деяния, предусмотренные действовавшими во время совершения сих деяний уголовными законами, если притом вновь изданные законы не исключают совершенных виновными деяний из числа преступных.

33. Жилище каждого неприкосновенно. Производство в жилище, без согласия его хозяина, обыска или выемки допускается не иначе, как в случаях и в порядке, законом определенных.

34. Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы Государства. Ограничения в сих правах установлены особыми законами.

35. Собственность неприкосновенна. Принудительное отчуждение недвижимых имуществ, когда сие необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, как за справедливое и приличное вознаграждение.

36. Российские подданные имеют право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия. Законом определяются условия, при которых могут происходить собрания, порядок их закрытия, а равно ограничение мест для собраний.

37. Каждый может, в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами.

39. Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этою свободой определяются законом.

40. Правами российских подданных иностранцы, в России пребывающие, пользуются с соблюдением ограничений, установленных законом.

41. Изъятия из действия изложенных в сей главе постановлений в отношении местностей, объявленных на военном положении или в положении исключительном, определены особыми законами.

Почему не была принята первая русская конституция

Еще с начала XIX века Россия могла обрести конституцию. Сначала неудачным оказался проект Сперанского, за ним и Уставная грамота. Если бы один из них был принят императором, возможно, история нашей страны развивалась бы совсем иначе. Попытаемся разобраться, что представлял собой новый проект и почему он так и остался на бумаге.

После победы над Наполеоном

0

Маршал Мармон вручает ключи от Парижа российскому императору Александру I

С другой стороны, несмотря на то что в ходе своего правления Александр I значительно менялся как личность, от молодого пылкого либерала-реформатора он проделал большой путь к российскому самодержцу, он всё же видел необходимость реформ. Война действительно далась Российской империи тяжело. Потребовалось напряжение сил всего народа, не зря она стала Отечественной. Автор великих свершений во внешней политике Александр I мог стать человеком, кардинально изменившим и внутреннее устройство России.

Замысел проекта

0

Н.Н. Новосильцев

Интересно, что параллельно Уставной грамоте разрабатывался и первый в истории России секретный проект отмены крепостного права. Его предложили могущественный А. А. Аракчеев и министр финансов Д. А. Гурьев. А позднее, в 1821 году, князь Новосильцев вместе с М. С. Воронцовым и А. С. Меншиковым разработал и представил Александру I доработанную версию проекта по отмене крепостного права.

0

Государственная Уставная грамота являлась попыткой соединения самодержавия с конституционной системой, парламент мог отвергнуть внесённый императором закон, но был лишён права законодательной инициативы. Император обладал всей полнотой исполнительной власти и правом законодательной инициативы.


Император Николай I царствовал в России почти 30 лет, с декабря 1825 по март 1855 года. Его внутренняя политика была одновременно консервативной и реформисткой. Основными направлениями реформ стали: крестьянский вопрос, государственное управление, финансы.

Реформы государственного управления

В своей внутренней политике основной задачей Николай I видел централизацию и укрепление власти. На такой курс повлияло и восстание декабристов в начале его царствования.

Николай I

Рис. 1. Николай I.

В 1826 в составе императорской канцелярии появился новый орган – секретная служба, он получил название Третьего отделения. Ее первым руководителем стал Александр Бенкендорф.

В том же году вышел “чугунный” цензурный устав, который запрещал печатать любые материалы с политической подоплекой. В 1828 устав немного ослабили, но с 1848 года, из-за революций в Европе, произошло новое усиление цензуры.

В 1826-1832 Михаил Сперанский провел кодификацию законов Российской империи. Созданный им свод законов действовал до 1917 года.

В 1829 году Николай I был коронован титулом короля Польского. Вскоре после этого началось восстание 1830-31 годов. Императорская армия его подавила, а собственно Царство Польское было превращено в губернии и лишилось своих армии и сейма.


Рис. 2. Николай I и Сперанский.

Крестьянская и финансовая реформы

Как и предыдущие императоры, Александр I и Павел I, Николай старался облегчить положение крепостных. Он запретил ссылать их на каторгу, продавать без земли и предоставил им право выкупа из продаваемых имений помещиков. Своеобразным фундаментом отмены крепостного права стал “указ об обязанных крестьянах” 1842 года.

В 1837-1841 годах граф Киселев провел реформу государственных крестьян. Она улучшила положение значительной части населения (около 50%) и дала ценный опыт, который впоследствии был использован для отмены крепостного права. В ходе проведения реформы появилось массовое крестьянское образование.

В 1839-1843 была проведена финансовая реформа графа Канкрина. Ее результатом стало создание стабильной финансовой системы на период до Крымской войны. Основным платежным средством стал серебряный рубль.

В национальной и религиозной политике для правления Николая I характерны такие действия: преследование старообрядцев, курс на русификацию народов Поволжья, воссоединение с православием униатов Беларуси и Волыни.

Россия при Николае I

Рис. 3. Россия при Николае I.

Что мы узнали?

Кратко о внутренней политике Николая I следует знать, чтобы лучше понимать место в истории России этого императора, которому современнику дали характеристику консерватора.

Конституция Российской Империи утверждена 113 лет назад

6 мая 1906 года Николай II утвердил свод основных государственных законов Российской империи. Фактически это была конституция, в которой говорилось об основных принципах управления государством и разделении власти между императором и российским парламентом, состоящим из Государственного совета и Государственной думы.

Эти изменения были вызваны революционными волнениями в России в 1905 году. Желая разрядить обстановку в стране, Николай II учредил Первую Государственную Думу. В октябре 1905 года он издал манифест, существенно расширивший полномочия Думы, которая стала законодательным органом, откуда законы поступали в верхнюю палату парламента — Госсовет. В своём манифесте император также обещал привлечь в Думу слои населения, лишённые до этого избирательных прав.

Основные государственные законы стали фактически первой конституцией России, которая состояла из двух разделов, 17 глав и 223 статей. В них говорилось об общих началах государственного строя Российской империи, закреплялся государственный язык, принципы верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви. Основные законы потеряли юридическую силу в 1917 году при крушении монархии.


Читайте также: