Конституция франции 1793 кратко

Обновлено: 20.05.2024

Проект Конституции в конце июня 1793 г. был принят Конвентом и одобрен народным голосованием - 1, 8 миллионов высказались за, против около 12 тыс. из семи миллионов избирателей. Для условий гражданской войны, которой тогда была охвачена Франция, (правительство на тот момент контролировало не более трети территории страны), такой результат мог считаться вполне удовлетворительным

Конституции 1793 г. предшествовала Декларация прав человека и гражданина. Она содержала новые черты, которых не было в Декларации 1789 г. Учредительного собрания:

3. На общество возлагается обязанность помощи неимущим путем предоставления работы или пропитания.

4. Обязанность общества содействовать образованию всех граждан.

Тем самым якобинцы отмечали необходимость социальной помощи беднейшим слоям населения, хотя они не были социалистами и провозглашали неприкосновенность собственности. В остальном якобинская Декларация мало чем отличалась от первой декларации 1789 г. Общественного строя, установленного конституцией 1791 г., якобинская Декларация не меняла.

Якобинская Конституция 1793 года объявляла Францию (народной) республикой по форме правления, а по форме государственного устройства - унитарным государством. Характерными чертами этой республики являлись коллегиальность в принятии решений (большинством), выборность и кратковременное пребывание у власти всех должностных лиц, элементы прямой демократии (постоянный плебисцитарный механизм) в организации законодательной власти.

Конституция исходила из идей Руссо о непосредственном участии народа в законодательстве. Согласно Руссо верховная власть принадлежит народу и она неотчуждаема, то есть не может быть передана одному или нескольким лицам. Поэтому для принятия закона необходимо созывать народ. Руссо выступал за демократическую республику, в которой непосредственно правит народ, сходящийся на собрания. Осуществление этой идеи в рамках большого европейского государства представлялось проблематичным. Поэтому Конституция 1793 г. осуществила идею Руссо лишь наполовину. Она разработала особый механизм постоянных референдумов (плебисцитов) для утверждения законов.

Конституция устанавливала всеобщее, равное и прямое избирательное право. Возраст избирателей мужчин был снижен с 25 лет до 21 года, а имущественный ценз отменен. Выборы депутатов сделались прямыми, не двухступенчатыми, как по конституции 1791 г., избиратели выбирали непосредственно депутатов, а не выборщиков.

Конституция 1793 г. не признавала разделения властей. Государственными властями являлись Законодательное собрание и Исполнительный совет. Должностные лица исполнительной власти обязаны были подчиняться законодательной власти. Законодательная власть принадлежала однопалатному Законодательному собранию, избираемому на один год. Оно заседало постоянно в течение всего года.

Конституция вводила различие между законами и декретами. Законы предлагались Законодательным собранием и считались принятыми, если они не были опротестованы десятой частью первичных собраний избирателей более половины департаментов республики. В случае отклонения законопроекта собираются первичные собрания избирателей, которые и принимают окончательное решение о судьбе законопроекта- утвердить или отклонить. Законы считаются выражением воли народа, пока народным голосованием не будут отклонены. Декреты как распоряжения, касающиеся отдельных случаев и лиц, издавались Законодательным собранием, то есть они имели окончательную силу и не подлежали народному голосованию.

Между Законодательным собранием и должностными лицами Конституция поставила Исполнительный совет из 24 лиц, назначаемых Законодательным собранием из числа 83 кандидатов, представленных департаментскими собраниями избирателей. Члены Совета не осуществляли сами непосредственно исполнительную власть. Они назначали главных должностных лиц администрации и контролировали их.

Проект Конституции в конце июня 1793 г. был принят Конвентом и одобрен народным голосованием - 1, 8 миллионов высказались за, против около 12 тыс. из семи миллионов избирателей. Для условий гражданской войны, которой тогда была охвачена Франция, (правительство на тот момент контролировало не более трети территории страны), такой результат мог считаться вполне удовлетворительным

Конституции 1793 г. предшествовала Декларация прав человека и гражданина. Она содержала новые черты, которых не было в Декларации 1789 г. Учредительного собрания:

3. На общество возлагается обязанность помощи неимущим путем предоставления работы или пропитания.

4. Обязанность общества содействовать образованию всех граждан.

Тем самым якобинцы отмечали необходимость социальной помощи беднейшим слоям населения, хотя они не были социалистами и провозглашали неприкосновенность собственности. В остальном якобинская Декларация мало чем отличалась от первой декларации 1789 г. Общественного строя, установленного конституцией 1791 г., якобинская Декларация не меняла.

Якобинская Конституция 1793 года объявляла Францию (народной) республикой по форме правления, а по форме государственного устройства - унитарным государством. Характерными чертами этой республики являлись коллегиальность в принятии решений (большинством), выборность и кратковременное пребывание у власти всех должностных лиц, элементы прямой демократии (постоянный плебисцитарный механизм) в организации законодательной власти.

Конституция исходила из идей Руссо о непосредственном участии народа в законодательстве. Согласно Руссо верховная власть принадлежит народу и она неотчуждаема, то есть не может быть передана одному или нескольким лицам. Поэтому для принятия закона необходимо созывать народ. Руссо выступал за демократическую республику, в которой непосредственно правит народ, сходящийся на собрания. Осуществление этой идеи в рамках большого европейского государства представлялось проблематичным. Поэтому Конституция 1793 г. осуществила идею Руссо лишь наполовину. Она разработала особый механизм постоянных референдумов (плебисцитов) для утверждения законов.

Конституция устанавливала всеобщее, равное и прямое избирательное право. Возраст избирателей мужчин был снижен с 25 лет до 21 года, а имущественный ценз отменен. Выборы депутатов сделались прямыми, не двухступенчатыми, как по конституции 1791 г., избиратели выбирали непосредственно депутатов, а не выборщиков.

Конституция 1793 г. не признавала разделения властей. Государственными властями являлись Законодательное собрание и Исполнительный совет. Должностные лица исполнительной власти обязаны были подчиняться законодательной власти. Законодательная власть принадлежала однопалатному Законодательному собранию, избираемому на один год. Оно заседало постоянно в течение всего года.

Конституция вводила различие между законами и декретами. Законы предлагались Законодательным собранием и считались принятыми, если они не были опротестованы десятой частью первичных собраний избирателей более половины департаментов республики. В случае отклонения законопроекта собираются первичные собрания избирателей, которые и принимают окончательное решение о судьбе законопроекта- утвердить или отклонить. Законы считаются выражением воли народа, пока народным голосованием не будут отклонены. Декреты как распоряжения, касающиеся отдельных случаев и лиц, издавались Законодательным собранием, то есть они имели окончательную силу и не подлежали народному голосованию.

Между Законодательным собранием и должностными лицами Конституция поставила Исполнительный совет из 24 лиц, назначаемых Законодательным собранием из числа 83 кандидатов, представленных департаментскими собраниями избирателей. Члены Совета не осуществляли сами непосредственно исполнительную власть. Они назначали главных должностных лиц администрации и контролировали их.

Декларация прав человека и гражданина 1793 года отличается от прежней большим демократизмом и революционностью. "Целью общества - указывает Декларация 1793 года, - является общее счастье", которое возможно в условиях народного суверенитета и республики. Ярким проявлением революционного характера якобинской демократии явилось провозглашение в Декларации права на восстание: "Когда правительство нарушает права народа, восстание составляет для каждой части народа самое священное из прав. ". Было упразднено деление граждан на активных и пассивных, как несовместимое с идеей равенства.

Конституция 1793 года провозгласила Францию унитарной республикой, в которой верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу и, вследствие этого, устанавливалось всеобщее мужское избирательное право. Избирателями являлись все граждане, имеющие постоянное место жительство не менее шести месяцев (ст.11). Каждый француз, пользующийся правами гражданства, мог быть избран на всем пространстве республики (ст.28). Французское гражданство предоставлялось каждому родившемуся и имеющему место жительство во Франции. По достижении 21 года он допускался к осуществлению прав французского гражданина. Эти права мог получить также иностранец по достижении 21 года, проживающий во Франции в продолжение одного года, живущий своим трудом, приобретший собственность, или женившийся на француженке, или усыновивший ребенка, или принявший на иждивение старика, наконец, каждый иностранец, имеющий, по мнению Законодательного (национального) корпуса, достаточные заслуги перед человечеством (ст.4).

Важные новшества наблюдались и в организации государственной власти Французской республики. Конституция якобинцев отвергла принцип разделения властей, как противоречащий суверенитету народа. Народный суверенитет предопределил полупрямое осуществление законодательной власти народом. Законодательный (национальный) корпус, избиравшийся на 1 год прямым голосованием, мог лишь предлагать законы, которые одобрялись или отклонялись собраниями граждан по департаментам. Законодательному корпусу вручалось исключительное право издания декретов. Конституция ввела начало единства властей ( законодательную, исполнительную и судебную). Дела непосредственного управления вручались не правительству, Исполнительному совету. Он образовывался следующим образом: собрание выборщиков каждого департамента назначало одного кандидата. Законодательный корпус избирал из общего списка этих кандидатов 24 члена Совета. Местные органы государственной власти и управления изменений не претерпели.

Уникально-оригинальная Конституция 1793 года была одной из самых демократических в истории Франции и Европы. Она предусматривала ряд своеобразных институтов конституционного права.

Конституция 6 мессидорского года I (24 июня 1793) , Конституция года I или Конституция 1793 года , была составлена во время Французской революции по горцам конвенции и приняла на 6 мессидорского год I ( 24 июня 1793 г. ). Обнародовано 4 августа 1793 г. для управления Национальной конвенции о Первых Республиках , он никогда не применялись, Конвенция того декрет 10 октября 1793 года, что правительство будет революционным до мира. Однако это имело правовые последствия, в частности, в отношении гражданства.

Он состоит из декларации прав человека и гражданина, дополняющей и заменяющей декларацию 1789 года, и конституционного акта, касающегося организации государственной власти.

Резюме

Проработка

В 10 июня Эро де Сешель представляет работу комитета Съезду и зачитывает с трибуны проект конституции, которому предшествует проект билля о правах.

В соответствии с постановлением 21 октября 1792 г. , текст вынесен на референдум. Это первый референдум, организованный во Франции.

Одобренная референдумом при вполне определенных обстоятельствах (было более пяти миллионов избирателей при контингенте примерно в семь миллионов избирателей, из-за гласности голосования, что тайна голосования не была предложена), эта очень демократичная конституция ( универсальная мужское избирательное право , значительная власть местных собраний в принятии законов) не применялась из-за внутренних конфликтов ( Вандейская война ), а также внешних конфликтов ( Первая коалиция ) на территории Франции.

Содержание


Декларация 1793 г.


Декларация прав человека и гражданина, избитая национальной овцой в 1793 году. Этот текст, выгравированный на латунной доске, хранился в сундуке из кедрового дерева, встроенном в июле 1792 года в один из камней колонны Свободы, которая должен был быть построен на руинах Бастилии; 5 мая 1793 г. в соответствии с декретом от 25 апреля 1793 г. он был забит национальной овцой. Этот текст устарел в результате смены режима в сентябре 1792 г. и одновременной разработки Новой конституции и пересмотренной декларации. Национальный архив .

Депутаты хотят завершить декларацию прав человека и гражданина 1789 года, которая не была завершена [исх. необходимо] . Таким образом, индивидуальные права 1789 года подтверждаются, но мы можем заметить некоторые нововведения:

  • провозглашение экономических и социальных прав (ассоциации, собрания, работа, помощь и обучение),
  • освящение теории народного суверенитета в ущерб национальному суверенитету, что привело к проекту референдума (суверенными являются реальные люди, а не нация, сублимированные люди, что шире - лежащее в основе понятие большинства);
  • восстание становится правом и обязанностью (то есть, это, возможно , сделал право) , когда правительство нарушает права народа,
  • запрет на правовое рабство - де-факто присвоение чрезмерного права, граничащего с привилегией, кастой или сектором государственного управления, если случайно объем законодательных текстов выходит за общепринятые рамки регулирования, одобренные народом [Что?] .

Режим сборки

Конституция I года устанавливает систему собраний, при которой власть более или менее сосредоточена в руках одного собрания, ежегодно возобновляемого прямым всеобщим голосованием . Он осуществляет законодательную власть с участием граждан посредством своего рода референдума . Он черпает свою легитимность в народе, присоединение к большинству новых поколений, исчезновение старых, требует возобновления одобрения народа (статья 28).

Французский народ распределяется для осуществления своего суверенитета в первичных кантональных ассамблеях. Первичные собрания состоят из граждан, проживающих в каждом кантоне в течение шести месяцев. Они состоят из минимум двухсот граждан, максимум шестисот, призванных на голосование.

Законопроекты Национального собрания рассылаются во все муниципалитеты Республики под следующим заголовком: предлагаемый закон . Через сорок дней после отправки предложенного закона, если в половине департаментов плюс один, десятая часть первичных ассамблей каждого из них, регулярно формируемых, не потребует, проект принимается и становится законом .

Законы, указы, постановления и все публичные акты озаглавлены: Именем французского народа, годом… Французской Республики .

Исполнительный совет состоит из двадцати четырех членов. Избирательное собрание (собравшиеся на первичные собрания граждане назначают избирателя из расчета 200 граждан, присутствующих или нет; двое от 301 до 400; трое от 501 до 600) каждого отдела назначает кандидата. Законодательное собрание выбирает членов Совета из общего списка. Он продлевается наполовину в каждом законодательном органе. Совет отвечает за управление и надзор за общим управлением; он может действовать только во исполнение законов и постановлений законодательного органа.

Он назначает, помимо своей лона, главных агентов генеральной администрации республики. Эти агенты не образуют совет; они отделены друг от друга, между ними нет непосредственных отношений; они не обладают никакой личной властью.

Совет назначает внешних агентов Республики извне и заключает договоры. Совет несет ответственность за неисполнение законов и постановлений, а также за нарушения, которые он не осуждает.

Конституция никогда не применялась

Статья 4 , пункт 2 , из лакомств Конституционного закона как о гражданстве , что гражданство . Его действие заключается в натурализоваться на иностранцах , которые удовлетворяют необходимые условия, без гражданской присяги или декларации. Это дало возможность признать французскую национальность сразу нескольким людям.

Потомство

Примечания и ссылки

Заметки

«Являются ли французскими гражданами: (. ) - Те, кто родился за пределами Королевства от родителей-иностранцев и проживает во Франции, становятся французскими гражданами после пяти лет непрерывного проживания в Королевстве, если они, кроме того, приобрели там здания или женился на француженке, или основал сельскохозяйственное или торговое предприятие, и если они приняли гражданскую присягу. "

"Иностранец становится французским гражданином, когда, достигнув возраста двадцати одного года и заявив о своем намерении поселиться во Франции, он проживает там семь лет подряд при условии, что он уплачивает прямой взнос и что, кроме того, он владеет земельным участком, сельскохозяйственным или торговым учреждением или женился на француженке. "

Разработка нового конституционного закона была начата еще до юридического провозглашения республики. Конституционная комиссия Конвента (образована 11 октября 1792 г.) представила подготовленный ею проект к 15 ноября. В основном проект был составлен одним из видных политических деятелей жирондистов, литератором и историком Ж. Кондорсе. Проект был в значительной степени ориентирован на политическую доктрину Руссо с ее идеями народного суверенитета и государственного принуждения. Большое место было уделено исполнительной власти, которая должна была стать доминирующей государственной силой. По этой причине, а также потому, что в проекте не была формально гарантирована неприкосновенность собственности (что также вытекало из руссоистских идей), проект Кондорсе был отставлен. Новый проект был подготовлен к началу июня 1793 г. (его единственным автором стал Геро де Сенийль) и быстро утвержден Конвентом уже в изменившейся политической обстановке изгнания жирондистов из правительства и Конвента и возобладания леворадикального крыла якобинцев.

Организация государственной власти также отличалась важными новшествами. Начало народного суверенитета, понятое в избыточно демократическом духе, предопределило полупрямое осуществление законодательной власти народом (вместо представительного). Самостоятельным законодательным органом было Национальное собрание, избиравшееся на 1 год прямым голосованием на основе установившегося практически всеобщего избирательного права (один представитель от 40 тыс. населения с учетом оседлости в 6 месяцев). Однако в издании наиболее важных законов (гражданских и уголовных, налоговых, управления имуществами, касавшихся войны, административного деления и т. п.) Собрание было связано необходимостью одобрения их собраниями выборщиков по департаментам и первичными собраниями населения. В таком же порядке могло происходить и изменение конституции, причем даже по инициативе снизу.

Полная выборность должна была характеризовать организацию местных институтов самоуправления и судебную систему. Провозглашалась также всеобщая воинская повинность.

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало

92. Конституция 1793 г

92. Конституция 1793 г Новая Декларация прав человека и гражданина и Конституция 1793 г. были декларацией и конституцией якобинцев, наиболее радикального крыла революционной Франции. Они были приняты Конвентом 24 июля 1793 г. и одобрены подавляющим большинством народа на

Вяземский Александр Алексеевич, князь (1727–1793), действительный тайный советник

Вяземский Александр Алексеевич, князь (1727–1793), действительный тайный советник * * *Родился в родовитой княжеской семье. Образование получил в Сухопутном кадетском корпусе, где наряду с другими дисциплинами основательно изучал право. Окончил корпус в 1747. Во время войны с

Конституция 1791 года

Конституция 1791 года Юридическое изменение прежнего государственного уклада завершилось принятием первой в истории Франции Конституции 1791 г. (в настоящее время государственный строй Франции основывается на 16-й по общему счету конституции). В ней был закреплен новый

Конституция 1875 года

Конституция 1875 года Национальное собрание после подавления Парижской коммуны вновь взяло полноту власти в свои руки. Формально Собрание было избрано на неопределенный срок (сохранив полномочия до января 1875 г.). Этот период стал временем конституирования новой

Общегерманская конституция 1849 года

Общегерманская конституция 1849 года Проект конституции начал разрабатываться с открытием Национального собрания — 24 мая 1848 г. Этим занялся особый комитет из 30 депутатов. Из-за политических противоречий между либералами-монархистами и республиканцами в комитете было

Конституция Пруссии 1850 года

Конституция Пруссии 1850 года Революционные события 1848 г. привели тем не менее к значительным переменам в конституционном строе многих германских государств. Более чем в 10 германских монархиях были установлены конституционные законы с гарантированными правами народных

Конституция 1871 года

Конституция 1871 года Организация новой империи была закреплена в конституции, принятой учредительным райхстагом 22 апреля 1871 г.; с 4 мая того же года она вступила в силу. Союз государств был юридически преобразован в империю, не переставая быть особо организованным

Конституция 1876 года

Конституция 1889 года

Конституция 1889 года Переход к современным институтам конституционной монархии составлял общее требование правительственных партий и большинства высших сановников. В этом усматривалось и желаемое сближение с Западом. Конституционализм был одним из ориентиров уже в

Установление республики. Конституция 1891 года

Установление республики. Конституция 1891 года Либерализация правительственной политики не смогла устранить нараставшего недовольства сохранением в стране монархии. Республиканско-конституционное движение в стране распространило свое влияние на военных; в 1889 г.

Конституция 1946 года

Конституция 1946 года В первом Учредительном собрании (ноябрь 1945 — апрель 1946 гг.) левые партии (коммунисты, социалисты, христианские демократы) обладали устойчивым, хотя не во всем единым большинством. Соответствующим партийной структуре был и состав Конституционной

Конституция 1919 года

Боннская конституция 1949 года

Боннская конституция 1949 года Разработка конституции ФРГ была проведена специальной правительственной комиссией по поручению конференции премьер-министров земель западных зон в августе 1948 г. Одной из важнейших задач было возрождение в полной мере государственного

Конституция 1982 года

Конституция 1982 года Конституция 1982 г. (177 ст.) провозгласила Турцию республикой, а также демократическим, светским и социально-правовым государством (ст. 1–2). Основой государственной системы был объявлен принцип разделения властей (в развитие Конституции 1962 г.), однако

Читайте также: