Конституция 1878 япония кратко

Обновлено: 30.06.2024

Конституция Японии (яп. 日本國憲法, 日本国憲法 , Нихон-коку кэмпо:/Ниппон-коку кэмпо:) — основной закон Японии, вступивший в силу 3 мая 1947 года. Формально является серией поправок в Конституцию Мэйдзи, однако традиционно считается отдельной Конституцией.

Никакие поправки в Конституцию Японии после 3 мая 1947 года не вносились.

См. также

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Конституции
  • Государственное устройство Японии
  • Источники права Японии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Конституция Японии" в других словарях:

Конституция Японии — Вступившая в действие 3 мая 1947 г. Конституция Японии хотя и наследовала некоторые позиции Конституции Мэйдзи, носила принципиально новый характер, который определялся сложившейся в стране ситуацией. Потерпев поражение во второй мировой войне,… … Вся Япония

КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ 1947 — утверждена парламентом в 1946, вступила в действие в 1947. Конституция Японии закрепила либерально демократические преобразования в области государственного строя. Ее главные положения разрабатывались американской администрацией в Японии, на их… … Энциклопедический словарь

Конституция Японии (29 января 1890) — Конституция Японской империи (яп. 大日本帝國憲法 Дай Ниппон Тэйкоку Кэмпо. современными иероглифами: 大日本帝国憲法), известная также как Конституция Мэйдзи, являлась основным законом Японской империи с 11 февраля 1889 года по 2 мая 1947 года. Принятая после … Википедия

Конституция Японии 1946 г. — принята парламентом и утверждена Тайным советом согласно ст. 7 Конституции 1889 г. как измененная эта Конституция. Вступила в силу в 1947 г. По К. в Японии устанавливалась парламентарная монархия с унитарным государственным устройством и… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

Конституция США — Конституция США … Википедия

Конституция — (Constitution) Конституция это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны История конституции, классификация конституций, структура и содержание конституции, функции конституции,… … Энциклопедия инвестора

Конституция Соединенных Штатов Америки — Первая страница оригинального текста Конституции Конституция США (англ. United States Constitution) основной закон США, имеющий высшую юридическую силу. Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии… … Википедия

Конституция Соединённых Штатов Америки — Первая страница оригинального текста Конституции Конституция США (англ. United States Constitution) основной закон США, имеющий высшую юридическую силу. Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии… … Википедия

Конституция Японской империи — (яп. 大日本帝國憲法 Дай Ниппон Тэйкоку Кэмпо. современными иероглифами: 大日本帝国憲法), известная также как Конституция Мэйдзи, являлась основным законом Японской империи с 11 февраля 1889 года по 2 мая 1947 года. Принятая после Реставрации Мэйдзи, эта… … Википедия

Это произведение находится также в общественном достоянии в США, поскольку оно было опубликовано до 1 января 1927 года.

Глава I. Император.

Статья I. Японская империя должна управляться и над нею должна царствовать непрерывная во веки веков линия императоров.

Статья II. Императорский престол должен переходить по наследству к мужским потомкам императора, согласно постановлениям закона об императорском доме.

Статья III. Император есть лицо священное и неприкосновенное.

Статья IV. Император есть глава империи, соединяющий в себе права верховные и осуществляющий их в согласии с постановлениями настоящей конституции.

Статья V. Император осуществляет законодательную власть с согласия императорского сейма (парламента).

Статья VI. Император дает законам свое утверждение и распоряжается об их обнародовании и исполнении.

Статья VII. Император созывает императорский сейм, открывает, закрывает, отсрочивает его и распускает палату депутатов.

Статья VIII. В случае настоятельной необходимости оградить общественную безопасность или предотвратить общественное бедствие, император, если в это время не заседает парламент, издает высочайшие повеления на место законов.

Таковые высочайшие повеления должны быть представляемы в ближайшую сессию парламента, и если парламент не одобрит их, то правительство должно объявить их лишенными силы на будущее время.

Статья IX. Император издает или повелевает издать распоряжения, необходимые для исполнения законов или для поддержания общественного порядка и спокойствия и благосостояния подданных. Но никакой приказ не может каким бы то ни было образом изменять существующие законы.

Статья X. Император определяет устройство различных отраслей управления и оклады всех гражданских и военных чинов, каковых он же назначает и смещает. Исключения, особо оговоренные в настоящем основном или в других законах, должны согласоваться с относящимися до них определениями.

Статья XI. Императору принадлежит верховное командование армией и флотом.

Статья XII. Император определяет организацию и мирный состав армии и флота. [531]

Статья XIII. Император объявляет войну, заключает мирные и иные договоры.

Статья XIV. Император объявляет осадное положение. Условия и последствия осадного положения должны определяться законом.

Статья XV. Император жалует дворянство, почетные звания, ордена и иные знаки отличия.

Статья XVI. Император дарует амнистию, помилования, уменьшает наказания и восстанавливает в правах.

Статья XVII. Регентство должно учреждаться в согласии с постановлениями закона об императорском доме.

Регентство должно осуществлять права, принадлежащие императору, его именем.

Глава II. Права и обязанности подданных.

Статья XVIII. Условия, необходимые для состояния в японском подданстве, должны определяться законом.

Статья XIX. Японские подданные могут, если удовлетворяют условиям, обозначенным в законах или распоряжениях, быть назначаемы как на военные, так и на гражданские должности, а равно исполнять и другие общественные службы.

Статья XX. Японские подданные подлежат отбыванию военной или морской службы, согласно определениям закона.

Статья XXI. Японские подданные обязаны платить налоги, согласно постановлениям закона.

Статья XXII. Японские подданные пользуются свободой выбора местожительства и перемены такового в пределах закона.

Статья XXIII. Ни один японский подданный не может быть арестован, удержан в заключении, судим или наказан иначе, как по закону.

Статья XXIV. Ни один японский подданный не может быть лишен права быть судимым судьями, установленными законом.

Статья XXV. Помимо случаев, в законе обозначенных, в дом японского подданного нельзя ни войти, ни произвести там обыск без его согласия.

Статья XXVI. Помимо случаев, в законе обозначенных, тайна переписки каждого японского подданного не может быть нарушаема.

Статья XXVII. Право собственности каждого японского подданного должно оставаться неприкосновенным. Меры, необходимые в интересах общего блага, должны устанавливаться законом.

Статья XXVIII. Японские подданные пользуются свободой вероисповедания, поскольку она не нарушает порядка и спокойствия и не наносит ущерба их обязанностям, как подданных.

Статья XXIX. Японские подданные, в пределах закона, пользуются свободой слова, письма, печати, общественных собраний и союзов.

Статья XXX. Японские подданные могут подавать петиции, соблюдая надлежащие почтительные формы и подчиняясь правилам, на сей предмет установленным.

Статья XXXI. Определения настоящей главы не должны влиять на осуществление прав, принадлежащих императору, во время [532] войны или в других неотложных случаях общенациональной важности.

Статья XXXII. Все и каждое из постановлений, заключающихся в предыдущих статьях настоящей главы, которые не находятся в противоречии с законами или правилами дисциплины в армии и флоте, имеют силу также и для офицеров и нижних чинов армии и флота.

Глава III. Императорский сейм.

Статья XXXIII. Императорский сейм состоит из двух палат — палаты пэров и палаты депутатов.

Статья XXXIV. Палата пэров, согласно указу о палате пэров, должна состоять из членов императорской фамилии, из представителей дворянства и из лиц, возведенных в это звание императором.

Статья XXXV. Палата депутатов должна состоять из членов, выбираемых народом, согласно постановлениям избирательного закона.

Статья XXXVI. Никто не может быть одновременно членом обеих палат.

Статья XXXVII. Каждый закон требует одобрения императорского сейма.

Статья XXXVIII. Обе палаты голосуют о законопроектах, докладываемых им правительством, а также могут и сами вносить законопроекты.

Статья XXXIX. Законопроект, отвергнутый той или другой из палат, не может быть вторично вносим в той же сессии.

Статья XL. Обе палаты могут делать правительству представления как относительно законов, так и по другим доводам. Но если эти представления не будут приняты, то вторично делать их в ту же сессию не дозволяется.

Статья XLI. Императорский сейм должен быть созываем ежегодно.

Статья XLII. Сессия императорского сейма должна продолжаться три месяца. В случае необходимости, сессия может быть продолжена императорским приказом.

Статья XLIII. В случае крайней необходимости, в дополнение к обыкновенной сессии может быть созвана чрезвычайная. Продолжительность чрезвычайной сессии определяется высочайшим приказом.

Статья XLIV. Открытие, закрытие, продолжение и отсрочка сессии императорского сейма совершается одновременно для обеих палат. Если палата депутатов должна быть распущена, то одновременно с этим отсрочивается сессия палаты пэров.

Статья XLV. Когда палата представителей должна быть распущена, то императорским приказом назначаются новые выборы членов, и в пятимесячный срок со дня распущения должна быт созвана новая палата.

Статья XLVI. Ни в одной из палат императорского сейма не могут быть начаты ни дебаты, ни голосование, если нет налицо по крайней мере трети общего числа членов.

Статья XLVII. Вопросы решаются в общих палатах [533] абсолютным большинством голосов. При равенстве голосов решающий голос принадлежит председателю.

Статья XLVIII. Занятия обеих палат происходят публично. Однако по требованию правительства или по решению палаты заседания могут быть сделаны закрытыми.

Статья XLIX. Каждая из палат императорского сейма может подавать императору адреса.

Статья L. Обе палаты могут принимать петиции, подаваемые подданными.

Статья LI. Обе палаты, помимо законов, предусмотренных настоящей конституцией и законом о палатах, могут издавать правила, необходимые для управления их внутренними делами.

Статья LII. Никто из членов каждой палаты не может вне ее считаться ответственным за произнесенные им в палате суждения или за подачу голоса. Но если член палаты огласит свои мнения посредством публичных речей, посредством печатных или писанных документов или тому подобными средствами, то он будет подлежать ответственности по общим законам.

Статья LIII. На время сессии члены обеих палат свободны от задержания не иначе, как с согласия палаты, исключая случая flagrante delicto [1] или преступления, связанного с внутренними волнениями или внешними неурядицами.

Статья LIV. Министры и делегаты правительства могут во всякое время присутствовать и пользоваться правом голоса в каждой палате.

Глава IV. Министры и Тайный Совет.

Статья LV. Министры дают советы императору и являются ответственными за это.

Все законы, императорские повеления и императорские рескрипты какого бы то ни было рода, относящиеся до государственных дел, требуют скрепы министра.

Статья LVI. Тайный Совет, согласно положениям об организации Тайного Совета, имеет совещаться по важным государственным делам, когда император спрашивает его мнения.

Глава V. Судебная часть.

Статья LVII. Правосудие отправляется судами, согласно закону, именем императора.

Устройство судов должно определяться законом.

Статья LVIII. Судьи должны назначаться из числа лиц, удовлетворяющих указанным в законе условиям.

Судья не может быть смещен с своего поста иначе, как по судебному приговору или в виде дисциплинарного наказания.

Правила о дисциплинарных взысканиях должны определяться законом.

Статья LIX. Суд и постановка приговора должны совершаться гласно. Если, однако, существует опасение, что такая гласность может повредить порядку и спокойствию или общественной нравственности, то гласность суда может быть отменена постановлением закона или решением суда. [534]

Статья LX. Все дела, подлежащие компетенции особого суда, должны особо определяться законом.

Статья LXI. Никакой процесс относительно прав, полагаемых нарушенными незаконными мерами исполнительной власти, притом подлежащий ведению административного суда, особо учрежденного законом, не может разбираться обыкновенным судом.

Глава VI. Финансы.

Статья LXII. Обложение новым налогом или изменение норм существующего налога должно определяться законом.

Однако все административные сборы или доходы, имеющие характер вознаграждения, не могут причисляться к вышеупомянутой категории.

Выпуск государственных займов и отягощение государственного казначейства другими обязательствами, за исключением тех, которые предусмотрены в бюджете, требуют согласия императорского сейма.

Статья LXIII. Налоги, взимаемые в настоящее время, поскольку они не изменены новым законом, не должны взиматься по старой системе.

Статья LXIV. Расходы и доходы государства требуют утверждения императорского сейма в форме годового бюджета.

Всякий и каждый расход, превышающий сметные назначения, обозначенные в статьях и параграфах бюджета, или непредусмотренный бюджетом, должен получить последующее одобрение императорского сейма.

Статья LXV. Бюджет должен сперва вноситься на рассмотрение палаты депутатов.

Статья LXVI. Расходы по императорскому дому должны покрываться ежегодно из государственного казначейства, согласно установленной цифре, и не требуют утверждения парламента, кроме тех случаев, когда необходимо увеличить цифру издержек.

Статья LXVII. Установленные уже расходы, основанные по конституции на правах, принадлежащих императору, и те расходы, какие могут возникнут в силу закона или которые относятся до законных обязательств правительства, не могут ни отклоняться, ни сокращаться императорским сеймом без согласия правительства,

Статья LXVIII. Для удовлетворения специальных потребностей правительство может испрашивать согласия императорского сейма на ассигновку из текущего расходного фонда, заранее определенного на известное число лет, но не свыше известной цифры.

Статья LXIX. Для покрытия дефицитов, неизбежно сопутствующих бюджету, а также расходов, в нем непредусмотренных, бюджетом должен быть установлен запасный фонд.

Статья LXX. Если императорский сейм не может быть созван по внешнему или внутреннему состоянию страны, то в случае крайней необходимости оградить общественную безопасность правительство может проводить все нужные финансовые мероприятия путем высочайших повелений.

В случаях, упомянутых в предыдущей статье, отчет о принятых мерах должен быть внесен в ближайшую сессию императорского сейма и испрошено его одобрение. [535]

Статья LXXI. Если императорский сейм не голосовал бюджета, или если бюджет не получил еще действительной силы, то правительство исполняет бюджет предшествующего года.

Статья LXXII. Окончательный счет государственных доходов и расходов должен быть проверен и утвержден Счетной Палатой и представлен правительством на одобрение императорского сейма вместе с отчетом указанной палаты.

Устройство и круг ведомства Счетной Палаты должны быть определены особо.

Глава VII. Дополнительные правила.

В этом случае ни одна палата не может приступить к дебатам, если на лицо имеется менее двух третей общего числа членов; и никакая поправка не может пройти, если за нее высказалось менее двух третей числа наличных членов.

Статья LXXIV. Изменения в законе об императорском доме не должны представляться на обсуждение сейма.

Ни одно положение настоящей конституции не может быть изменено законом об императорском доме.

Статья LXXV. Во время регентства ни в конституцию, ни в закон об императорском доме не могут быть вносимы никакие изменения.

Статья LXXVI. Существующие узаконения — законы, правила, распоряжения, либо иначе называемые, — остаются в силе, поскольку они не противоречат этой конституции.

Все существующие контракты или поручения, налагающие обязательства на правительство и сопряженные с расходами, обсуждаются по статьям LXVI и LXVII.

Принятие Конституции, ставшее кульминацией реставрации Мейдзи, произошло 11 февраля 1889 года. В Японии появились независимый суд и избирательное право.

Как отмечают историки, содержание Конституции Мэйдзи во многом совпало с конституционными актами передовых европейских государств того времени, в частности, больше всего оно напоминало главный закон Пруссии. Это, кстати, произошло совсем не случайно: перед тем, как готовить свод государственных законов, император отправил в европейскую командировку своего советника. Перед Ито Хиробуми стояла чёткая задача — ему необходимо было изучить конституции европейских держав и выбрать лучшую.

Ито Хиробуми.

Тут же японское общество раскололось на два лагеря: консерваторы считали, что Конституция должна начать действовать сразу после одобрения императора, либеральная общественность настаивала на том, чтобы Конституцию приняли на специальном учредительном собрании. Ответственность на себя в очередной раз взял Ито Хиробуми — он пошёл на компромисс. Создал так называемый Тайный совет, куда вошли 12 самых прославленных чиновников, причём как либеральных, так и консервативных. Совету понадобилось ещё полгода, чтобы окончательно доработать текст Конституции. Она была торжественно обнародована в императорском дворце 11 января 1889 года. Император поклялся выполнять все требования, изложенные в ней, а уже меньше чем через в год в Японии состоялось первое заседание парламента.

Здание Дайдзёкан (госсовет).

Ниже мы приводим самые интересные выдержки из так называемой Конституции Мэйдзи, которая состоит всего из 76 статей, распределённых по семи главам.

Глава I. Император.

Статья I. Японская империя должна управляться и над нею должна царствовать непрерывная во веки веков линия императоров.

Статья II. Императорский престол должен переходить по наследству к мужским потомкам императора, согласно постановлениям закона об императорском доме.

Статья III. Император есть лицо священное и неприкосновенное.

Статья IV. Император есть глава империи, соединяющий в себе права верховные и осуществляющий их в согласии с постановлениями настоящей конституции.

Статья V. Император осуществляет законодательную власть с согласия императорского сейма (парламента).

Статья VI. Император дает законам свое утверждение и распоряжается об их обнародовании и исполнении.

Статья VII. Император созывает императорский сейм, открывает, закрывает, отсрочивает его и распускает палату депутатов.

Статья X. Император определяет устройство различных отраслей управления и оклады всех гражданских и военных чинов, каковых он же назначает и смещает. Исключения, особо оговоренные в настоящем основном или в других законах, должны согласоваться с относящимися до них определениями.

Статья XI. Императору принадлежит верховное командование армией и флотом.

Статья XIII. Император объявляет войну, заключает мирные и иные договоры.

Статья XIV. Император объявляет осадное положение. Условия и последствия осадного положения должны определяться законом.

Статья XV. Император жалует дворянство, почетные звания, ордена и иные знаки отличия.

Статья XVI. Император дарует амнистию, помилования, уменьшает наказания и восстанавливает в правах.

Глава II. Права и обязанности подданных.

Статья XX. Японские подданные подлежат отбыванию военной или морской службы, согласно определениям закона.

Статья XXI. Японские подданные обязаны платить налоги, согласно постановлениям закона.

Статья XXII. Японские подданные пользуются свободой выбора местожительства и перемены такового в пределах закона.

Статья XXIII. Ни один японский подданный не может быть арестован, удержан в заключении, судим или наказан иначе, как по закону.

Статья XXIV. Ни один японский подданный не может быть лишен права быть судимым судьями, установленными законом.

Статья XXV. Помимо случаев, в законе обозначенных, в дом японского подданного нельзя ни войти, ни произвести там обыск без его согласия.

Статья XXVI. Помимо случаев, в законе обозначенных, тайна переписки каждого японского подданного не может быть нарушаема.

Статья XXVII. Право собственности каждого японского подданного должно оставаться неприкосновенным. Меры, необходимые в интересах общего блага, должны устанавливаться законом.

Статья XXVIII. Японские подданные пользуются свободой вероисповедания, поскольку она не нарушает порядка и спокойствия и не наносит ущерба их обязанностям, как подданных.

Статья XXIX. Японские подданные, в пределах закона, пользуются свободой слова, письма, печати, общественных собраний и союзов.

Статья XXX. Японские подданные могут подавать петиции, соблюдая надлежащие почтительные формы и подчиняясь правилам, на сей предмет установленным.

Глава III. Императорский сейм.

Статья XXXIII. Императорский сейм состоит из двух палат — палаты пэров и палаты депутатов.

Статья XXXIV. Палата пэров, согласно указу о палате пэров, должна состоять из членов императорской фамилии, из представителей дворянства и из лиц, возведенных в это звание императором.

Статья XXXV. Палата депутатов должна состоять из членов, выбираемых народом, согласно постановлениям избирательного закона.

Статья XXXVI. Никто не может быть одновременно членом обеих палат.

Статья XXXVII. Каждый закон требует одобрения императорского сейма.

Статья XXXVIII. Обе палаты голосуют о законопроектах, докладываемых им правительством, а также могут и сами вносить законопроекты.

Статья XLI. Императорский сейм должен быть созываем ежегодно.

Статья XLII. Сессия императорского сейма должна продолжаться три месяца. В случае необходимости, сессия может быть продолжена императорским приказом.

Статья XLVI. Ни в одной из палат императорского сейма не могут быть начаты ни дебаты, ни голосование, если нет налицо по крайней мере трети общего числа членов.

Статья XLVII. Вопросы решаются в общих палатах абсолютным большинством голосов. При равенстве голосов решающий голос принадлежит председателю.

Статья XLVIII. Занятия обеих палат происходят публично. Однако по требованию правительства или по решению палаты заседания могут быть сделаны закрытыми.

Статья LII. Никто из членов каждой палаты не может вне ее считаться ответственным за произнесенные им в палате суждения или за подачу голоса. Но если член палаты огласит свои мнения посредством публичных речей, посредством печатных или писанных документов или тому подобными средствами, то он будет подлежать ответственности по общим законам.

Статья LIII. На время сессии члены обеих палат свободны от задержания.

Статья LIV. Министры и делегаты правительства могут во всякое время присутствовать и пользоваться правом голоса в каждой палате.

Глава V. Судебная часть.

Статья LVIII. Судьи должны назначаться из числа лиц, удовлетворяющих указанным в законе условиям.

Статья LIX. Суд и постановка приговора должны совершаться гласно. Если, однако, существует опасение, что такая гласность может повредить порядку и спокойствию или общественной нравственности, то гласность суда может быть отменена постановлением закона или решением суда.

Статья LX. Все дела, подлежащие компетенции особого суда, должны особо определяться законом.

Глава VI. Финансы.

Статья LXIV. Расходы и доходы государства требуют утверждения императорского сейма в форме годового бюджета. Всякий и каждый расход, превышающий сметные назначения, обозначенные в статьях и параграфах бюджета, или непредусмотренный бюджетом, должен получить последующее одобрение императорского сейма.

Статья LXV. Бюджет должен сперва вноситься на рассмотрение палаты депутатов.

Статья LXVI. Расходы по императорскому дому должны покрываться ежегодно из государственного казначейства, согласно установленной цифре, и не требуют утверждения парламента, кроме тех случаев, когда необходимо увеличить цифру издержек.

Статья LXIX. Для покрытия дефицитов, неизбежно сопутствующих бюджету, а также расходов, в нем непредусмотренных, бюджетом должен быть установлен запасный фонд.

Глава VII. Дополнительные правила.

В 70-80-ые гг. в Японии развернулось широкое движение за введение конституционного правления. Японцы были намерены взять у Запада самое ценное - конституционализм, который определит их юридические права и огородит от произвола и беззакония. Они готовы были силой добиться конституции. В 1881 г. император Муцухито вынужден был издать указ с обещанием в течение 10 лет даровать японскому народу конституцию и утвердил 4-х юристов-разработчиков конституционного проекта во главе с Ито Хиробуми. В плане подготовки конституционного правления император издал указ о введении титулов князей, виконтов и баронов (как в Европе) для японской аристократии, чтобы со временем создать верхнюю наследственную палату пэров - оплот монархии.

Создатели проекта Основного закона не стремились сконструировать новую конституционную модель и предпочитали использовать соответствующие нормы права других стран, апробированные на практике. Образцом послужили Прусская конституция 1850 г. и Германская конституция 1871 г. Текст Японской конституции был зачитан на заседании Тайного совета в присутствии микадо.

Конституция Японской империи 1889 г. была октроированной, изменять или отменять которую мог только император. С принятием Основного закона Япония стала конституционной монархией.

Император - глава государства принадлежит к "единственной и непрерывной на века династии". Особа императора "священна" и "неприкосновенна". По примеру Прусской конституции 1850 г. Основной закон Японии прикрывал сильную власть микадо одеждами парламентаризма. Глава государства, соединяющий "в себе все права суверенитета", имел законодательные, административные и судебные полномочия.

Законодательные полномочия императора: с согласия парламента издание законов, законодательное вето на постановления парламента, утверждения и обнародования законов. Как глава исполнительной власти, император назначал на все высшие должности в государстве, издавал исполнительные распоряжения, жаловал дворянские титулы и звания, присваивал чины, награждал орденами, объявлял войну и заключал договоры и т. д. Как глава государства он имел право смягчать судебные приговоры, амнистии и помилования.

Свою власть император осуществлял через министров, которые им назначались и смещались. Министры несли ответственность только перед императором. В силу этого правительственная власть в Японии была поставлена в независимое положение от парламента. В системе высших органов исполнительной власти значительную роль играл Тайный совет, в состав которого входили министры и 15 членов, назначавшихся императором. Тайный совет являлся совещательным органом при императоре. Кроме того, деятельность императора по управлению страной направлялась гэнро - советом старейшин, не предусмотренным конституцией.

Деятельность высших лиц государства считалась служением императору. Сам император был ответственен только перед богом. Микадо - священный центр конституционного порядка и императорское самоограничение (предоставление императором некоторых прав парламенту) рассматривались, даже японскими юристами (Ито), как "божественный дар".

Парламент состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Членами верхней палаты пэров были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие "особые заслуги" перед государством. Все члены палаты утверждались императором. Нижняя палата представителей избиралась на основе высокого (25 лет) возрастного ценза, имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не имели избирательных прав. Срок полномочий палаты пэров - в 7 лет, палаты представителей - в 4 года.

Палата представителей находилась под контролем правительства, которому принадлежало право законодательной инициативы. Правительство могло прервать заседание на срок до 15 дней, потребовать слова в палате в любое время и проведения закрытого заседания. По предложению правительства император мог распустить нижнюю палату и назначить новые выборы. Института "вотум недоверия" правительству конституционное право Японии не знало. Парламентский контроль выражался в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатами. Депутаты получили право парламентской неприкосновенности. Срок парламентской сессии был ограничен тремя месяцами. Обязательного согласия парламента на принятие бюджета не требовалось. Если парламент не утверждал бюджет, то правительство принимало его в объеме ассигнований прошлого года. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона. Реально парламент занимался принятием петиции и просительными адресами к императору.




Непосредственное управление на местах находилось в руках 46 префектов. Выборные собрания и избиравшиеся ими советы префектур представляли собой совещательные органы при префекте. На рассмотрение собрания выносился ограниченный круг вопросов, в основном связанных с местным бюджетом. Управление городами и селами было предоставлено собраниям, их советам и мэрам. Префект имел право отменить неугодное ему постановление местных властей, сместить любое должностное лицо и назначить вместо него своего чиновника.

Установленная законом система судебных органов состояла из местных, окружных, апелляционных и административных судов, Верховного суда. Конституция установила принципы независимости и несменяемости судей, деятельность которых осуществлялась "от имени императора и согласно законам". Судьи назначались императором пожизненно. Но для замещения должности судьи требовались юридические знания и профессиональный опыт. Судьями становились лица, сдавшие экзамены по юриспруденции и успешно прошедшие испытательный срок службы в органах суда в течение 3 лет. В конце XIX в. в Японии появились дивизионные военные суды и Высший военный суд.

Одновременно с судами создавались органы прокуратуры и адвокатуры. Каждая из них действовала в границах территории и юрисдикции определенного суда. Незначительный круг прав и свобод граждан не носил безусловного характера и сопровождался многочисленными оговорками. Свободы допускались в "установленных законом пределах". Так, провозгласив "свободу религии" правительство Японии объявило синтоизм не религией, а государственным ритуалом, верховным блюстителем которого был сам император. Кроме того, свободы не были абсолютными, а скорее носили дозированный характер, т. к. зависели от "случаев точно предписанных законом" и мер, которые "необходимо принять для общего блага". Для японской конституции характерен принцип предпочтения национально-государственных интересов гражданским правам. Основной закон Японии один из немногих в XIX в., который четко определяет обязанности граждан (платить налоги, служить в армии и др.).

Итак, Конституция японской империи 1889 г. по многим параметрам не является точной копией Прусской конституции 1850 г. и Германской конституции 1871 г. Некоторые ее положения фиксируют специфические идеи и институты японского конституционного права. Она заложила правовые основы под здание японской буржуазной государственности. Конституция создала правовое поле, на котором в XX в. зарождались новые элементы демократизма и авторитаризма, проводилась прогрессивная и реакционная политика, приведшая к фашизации государственного строя Японии в рамках Основного закона.

В 70-80-ые гг. в Японии развернулось широкое движение за введение конституционного правления. Японцы были намерены взять у Запада самое ценное - конституционализм, который определит их юридические права и огородит от произвола и беззакония. Они готовы были силой добиться конституции. В 1881 г. император Муцухито вынужден был издать указ с обещанием в течение 10 лет даровать японскому народу конституцию и утвердил 4-х юристов-разработчиков конституционного проекта во главе с Ито Хиробуми. В плане подготовки конституционного правления император издал указ о введении титулов князей, виконтов и баронов (как в Европе) для японской аристократии, чтобы со временем создать верхнюю наследственную палату пэров - оплот монархии.

Создатели проекта Основного закона не стремились сконструировать новую конституционную модель и предпочитали использовать соответствующие нормы права других стран, апробированные на практике. Образцом послужили Прусская конституция 1850 г. и Германская конституция 1871 г. Текст Японской конституции был зачитан на заседании Тайного совета в присутствии микадо.

Конституция Японской империи 1889 г. была октроированной, изменять или отменять которую мог только император. С принятием Основного закона Япония стала конституционной монархией.

Император - глава государства принадлежит к "единственной и непрерывной на века династии". Особа императора "священна" и "неприкосновенна". По примеру Прусской конституции 1850 г. Основной закон Японии прикрывал сильную власть микадо одеждами парламентаризма. Глава государства, соединяющий "в себе все права суверенитета", имел законодательные, административные и судебные полномочия.

Законодательные полномочия императора: с согласия парламента издание законов, законодательное вето на постановления парламента, утверждения и обнародования законов. Как глава исполнительной власти, император назначал на все высшие должности в государстве, издавал исполнительные распоряжения, жаловал дворянские титулы и звания, присваивал чины, награждал орденами, объявлял войну и заключал договоры и т. д. Как глава государства он имел право смягчать судебные приговоры, амнистии и помилования.

Свою власть император осуществлял через министров, которые им назначались и смещались. Министры несли ответственность только перед императором. В силу этого правительственная власть в Японии была поставлена в независимое положение от парламента. В системе высших органов исполнительной власти значительную роль играл Тайный совет, в состав которого входили министры и 15 членов, назначавшихся императором. Тайный совет являлся совещательным органом при императоре. Кроме того, деятельность императора по управлению страной направлялась гэнро - советом старейшин, не предусмотренным конституцией.

Деятельность высших лиц государства считалась служением императору. Сам император был ответственен только перед богом. Микадо - священный центр конституционного порядка и императорское самоограничение (предоставление императором некоторых прав парламенту) рассматривались, даже японскими юристами (Ито), как "божественный дар".

Парламент состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Членами верхней палаты пэров были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие "особые заслуги" перед государством. Все члены палаты утверждались императором. Нижняя палата представителей избиралась на основе высокого (25 лет) возрастного ценза, имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не имели избирательных прав. Срок полномочий палаты пэров - в 7 лет, палаты представителей - в 4 года.

Палата представителей находилась под контролем правительства, которому принадлежало право законодательной инициативы. Правительство могло прервать заседание на срок до 15 дней, потребовать слова в палате в любое время и проведения закрытого заседания. По предложению правительства император мог распустить нижнюю палату и назначить новые выборы. Института "вотум недоверия" правительству конституционное право Японии не знало. Парламентский контроль выражался в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатами. Депутаты получили право парламентской неприкосновенности. Срок парламентской сессии был ограничен тремя месяцами. Обязательного согласия парламента на принятие бюджета не требовалось. Если парламент не утверждал бюджет, то правительство принимало его в объеме ассигнований прошлого года. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона. Реально парламент занимался принятием петиции и просительными адресами к императору.

Непосредственное управление на местах находилось в руках 46 префектов. Выборные собрания и избиравшиеся ими советы префектур представляли собой совещательные органы при префекте. На рассмотрение собрания выносился ограниченный круг вопросов, в основном связанных с местным бюджетом. Управление городами и селами было предоставлено собраниям, их советам и мэрам. Префект имел право отменить неугодное ему постановление местных властей, сместить любое должностное лицо и назначить вместо него своего чиновника.

Установленная законом система судебных органов состояла из местных, окружных, апелляционных и административных судов, Верховного суда. Конституция установила принципы независимости и несменяемости судей, деятельность которых осуществлялась "от имени императора и согласно законам". Судьи назначались императором пожизненно. Но для замещения должности судьи требовались юридические знания и профессиональный опыт. Судьями становились лица, сдавшие экзамены по юриспруденции и успешно прошедшие испытательный срок службы в органах суда в течение 3 лет. В конце XIX в. в Японии появились дивизионные военные суды и Высший военный суд.

Одновременно с судами создавались органы прокуратуры и адвокатуры. Каждая из них действовала в границах территории и юрисдикции определенного суда. Незначительный круг прав и свобод граждан не носил безусловного характера и сопровождался многочисленными оговорками. Свободы допускались в "установленных законом пределах". Так, провозгласив "свободу религии" правительство Японии объявило синтоизм не религией, а государственным ритуалом, верховным блюстителем которого был сам император. Кроме того, свободы не были абсолютными, а скорее носили дозированный характер, т. к. зависели от "случаев точно предписанных законом" и мер, которые "необходимо принять для общего блага". Для японской конституции характерен принцип предпочтения национально-государственных интересов гражданским правам. Основной закон Японии один из немногих в XIX в., который четко определяет обязанности граждан (платить налоги, служить в армии и др.).

Итак, Конституция японской империи 1889 г. по многим параметрам не является точной копией Прусской конституции 1850 г. и Германской конституции 1871 г. Некоторые ее положения фиксируют специфические идеи и институты японского конституционного права. Она заложила правовые основы под здание японской буржуазной государственности. Конституция создала правовое поле, на котором в XX в. зарождались новые элементы демократизма и авторитаризма, проводилась прогрессивная и реакционная политика, приведшая к фашизации государственного строя Японии в рамках Основного закона.

Читайте также: