Конституция 1875 года во франции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основной политической проблемой первых лет после подавления революции был вопрос о будущем государственного строя Франции. Выработка новой конституции была вручена Национальному собранию, избранному еще в годы войны с Германией с единственной целью - санкционировать заключение мирного договора. Его состав был крайне консервативным, монархисты составляли подавляющее большинство. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии.

В 1875 году Национальное собрание приняло три основных закона, которые в совокупности и составили новую конституцию. Это "Конституционный закон об организации государственных властей", "Закон об организации Сената" и "Закон об отношениях государственных властей": устанавливали республиканский строй с президентом во главе, парламентом, как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством.

Президент избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и палаты депутатов, объединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Президент - право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдение за их исполнением, отсрочить заседание палат, потребовать нового обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент - глава вооруженных сил, право назначения на все высшие гражданские должности, право помилования. Конституция наделила Президента всеми атрибутами конституционного монарха, кроме наследственного характера его власти.

Законодательная власть должна была осуществляться палатой депутатов и Сенатом. Сенат должен был нейтрализовать палату депутатов, которая комплектовалась на основе прямых выборов и потому зависела от мнения избирателей. Роль Сената были скопированы с правомочий палаты пэров времен реставрации Бурбонов - независимость Сената от рядовых избирателей, равные права с палатой депутатов в области законодательства, с согласия Сената Президент мог распустить палату депутатов, Сенат же роспуску не подлежал; Сенат мог быть превращен в Верховный судебный орган для суда над Президентом и министрами.

Конституция зафиксировала солидарную ответственность министров перед палатами за общую политику правительства.

В 1884 году были приняты важные поправки и дополнения к конституции 1875 года.

· Запрещалось пересматривать республиканскую форму правления. Члены династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента.

· Был изменен порядок комплектования Сената: упразднялась категория несменяемых сенаторов, теперь их всех избирали выборщики от коммун.

· Палата депутатов и Сенат превратились в основное звено государственной власти. Они получили неограниченные полномочия в области законодательства.

· Ограничены полномочия и функции Президента.

· Вотум недоверия, вынесенный хотя бы одной из палат парламента, обязывал правительство выйти в отставку.

Четвертая республика. Конституция 1946

После освобождения Парижа от гитлеровских войск → вопрос о будущем государственном строе. Референдум (октябрь 1945 года) → созыв Учредительного собрания и новая конституция. Выборы в Учредительное собрание принесли огромный успех компартии; на втором месте — партия Народно-республиканского движения (МРП) — ее основа бывшие христианские социалисты, опора — монополи и банки; на третьем месте — социалисты. Проект новой конституции вырабатывался всеми тремя партиями правительственной коалиции. Коммунисты — за 1-нопалатный парламент и ответственное перед ним правительство, против предоставления президенту широких полномочий (этот проект был отвергнут на референдуме). Второй проект — двухпалатный парламент, усиленная власть президента -стал законом в октябре 1946 года —конституцией 4 республики:

· Открывается Декларацией прав человека и гражданина, дополненной: правом на организацию профсоюзов и на забастовку; равноправие женщин; запрещение дискриминации по мотивам национальности, вероисповедания или политических убеждений; право государства ограничивать частные монополистические союзы; бесплатное светское образование;

· Законодательная власть — Двухпалатный Парламент: Национальная ассамблея (избиралась на основе всеобщего и прямого избирательного права); Совет республики (избирается коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права), имеет право рекомендовать поправки к тексту одобренного Национальной ассамблеей законопроекта, с которыми последняя могла не посчитаться.

· Президент избирается парламентом на 7 лет; может быть переизбран 1 раз. Подписывает и ратифицирует договоры; обнародует законы; каждый акт президента должен быть скреплен председателем Совета министров и одним из министров.

· Президент намечает председателя Совета министров; министры несут коллективную ответственность перед Национальной ассамблеей за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за их личную деятельность. Они не несут ответственности перед Советом Республики.

· Местные коллективы — коммуны, департаменты, заморские территории. Они свободно управляются советами, избираемыми всеобщим голосованием.

Все предметы / Право и юриспруденция / Установление Третьей республики во Франции. Конституция 1875 г.

Предпосылки и история установления Третьей республики

Третья республика - это. буржуазно-демократический режим во Франции в период с 1870 по 1940 год.

В 1870 году было избрано Национальное собрание По данной теме мы уже выполнили реферат Национальное собрание, его полномочия. Партийная система современной Франции подробнее , основная цель которого заключалась в утверждении условий мира с Германией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система Германии подробнее . До 1875 года в Национальном собрании продолжалась борьба республиканцев и монархистов.

Политическая обстановка в стране после падения Парижской коммуны отличалась усилением реакции во всех направлениях и жестоким террором. До 1876 года во Франции действовали военно-полевые суды, которые в огромном количестве приговаривали к смертной казни участников Коммуны. Национальное собрание отменило все демократические устремления Коммуны.

Законодательное оформление Третьей республики Франции происходит в 1785 году:

Готовые работы на аналогичную тему

Все три закона отличала особая краткость. По сути отказ от традиционной Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее позволил монархистам не вносить в нее вводную часть, закрепляющую принципы республиканского строя. Ни один из трех законов не содержал никакого намека на хоть какие-нибудь демократические права или свободы.

Конституция Третьей республики (1875 г.)

Конституцию Третьей республики можно охарактеризовать, как документ, который внес принципы конституционной монархии в общее республиканское устройство послереволюционного государства.

Особенности ветвей власти по Конституции 1875 года:

  • Законодательная власть. Принадлежала Сенату и Палате депутатов По данной теме мы уже выполнили реферат Депутат подробнее . Обе палаты при определенных ситуациях (выборы Президента, принятие поправок к Конституции) могли объединятся и заседать общим Национальным собранием. Сенат выступал основой для перехода к монархической форме правления.
  • Исполнительная власть. Возлагалась на Президента республики и министров. Президента избирало Национальное собрание сроком на 7 лет, он мог переизбираться неограниченное количество раз. Министры подписывали издаваемые Президентом акты (контрассигнация), несли конституционную солидарную, или коллегиальную ответственность за политику правительства, а персональную ответственность – за издаваемые министерствами акты.
  • Судебная власть. Президент республики являлся гарантом независимости судебных органов. Он назначал прокуроров и судей. Президент возглавлял Высший совет магистратуры По данной теме мы уже выполнили реферат Высший Арбитражный суд подробнее , особый двухпалатный орган. Министр юстиции был его заместителем. Одна из палат могла давать рекомендации относительно назначения председателя Апелляционного суда По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Судебная жалоба и исполнительная власть подробнее , членов Кассационного суда По данной теме мы уже выполнили реферат Кассационное производство подробнее , председателей судов высшей инстанции. Другая палата давала заключения о назначении прокуроров, о дисциплинарных санкциях в их отношении.

Полномочия Президента по Конституции 1875 г.:

  • являлся главой государства;
  • руководил всей внешней и внутренней политикой государства;
  • являлся председателем Совета министров, назначал министров;
  • обладал правом законодательной инициативы, мог обратиться к парламенту с мотивированным посланием о новом обсуждении закона (так называемое, отлагательное вето);
  • имел право роспуска нижней палаты с согласия Сената;
  • обладал правом помилования, мог предоставить защиту любому члену правительства, если возникали недовольства со стороны законодательной власти.

Конституция 1875 года не отображала, в чем выражается политическая ответственность, как парламент мог повлиять на смену правительства. Президент за свои действия политической ответственности не нес, но являлся лицом конституционно ответственным, поэтому мог быть обвинен Палатой депутатов в измене и судим Сенатом.

В Конституции 1875 года не отображены вопросы правового положения судей, органов местной власти, вотирования бюджета. Система судебных и местных органов власти практически полностью была заимствована из Конституций 1848 и 1852 гг.

Важные поправки и дополнения к Конституции 1875 года были приняты в 1884 году. Запрещалось пересматривать республиканскую форму правления. Правившие во Франции члены династий были лишены права избираться на пост Президента. Данные поправки окончательно закрепили в государстве республиканский строй.

Особенности законодательной власти

В соответствии с Конституцией 1875 года Сенат мог формироваться двояко: пожизненно назначались 75 человек. 225 человек избирались сроком на 9 лет по департаментам коллегиями выборщиков. Сенат каждые три года обновлялся на треть. В Сенат могли попасть только лица, достигшие 40 лет. Сенат обладал равными правами в области законодательства (исключение составляли финансовые законы) с нижней палатой. У Сената были особые полномочия: юрисдикция специального суда для рассмотрения правонарушений, совершенных министрами или Президентом, по предъявленному Палатой депутатов обвинению (своеобразный импичмент); для рассмотрения отдельных категорий политических преступлений, которые могли стать угрозой безопасности и целостности государства.

Для роспуска Палаты депутатов Президентом до истечения сроков ее полномочий необходимо было согласие Сената. В 1884 году был изменен порядок комплектования Сената, осуществлен переход к выборам сенаторов на определенный срок, а не пожизненно. Это нововведение вводилось постепенно, когда замещались те сенаторы, которые были пожизненными, то есть избранные первоначально 75 сенаторов продолжали осуществлять свои полномочия до смерти.

Палата депутатов По данной теме мы уже выполнили реферат Политическая сфера жизни общества подробнее включала 600 человек, которые избирались всеобщим голосованием на 4 года.

Ни один из конституционных законов не содержал нормы, которые регулировали избирательное право. Законодательным путем было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года). В выборах не могли принимать участие военнослужащие, женщины, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев, основная часть населения колоний. Избирательным правом во Франции могли пользоваться 12 млн. (из 40 млн.).

Законодательной инициативой обладала Палата депутатов, которая могла принимать законы, осуществляла контроль над работой министров вследствие подачи запросов и др. К исключительным полномочиям Палаты депутатов относилось первоначальное рассмотрение и принятие финансовых законов.

Благодаря обладанию законодательной властью Сенат стал органом, сдерживающим радикальные устремления нижней палаты.

4 сентября 1870 г. последовало низложение Наполеона III и установление Третьей Французской республики. Новое государство требовало законодательного закрепления. Вопрос о государственном устройстве должно было принять Учредительное собрание. Тем не менее, стараниями правительства полномочия Учредительного собрания оказались в руках консервативного Национального собрания, большинство в котором принадлежало монархистам.

Социальная база не позволяла возродить монархию, и от этой идеи пришлось отказаться. Национальное собрание пошло по пути организации государственного строя, близкого по форме монархии. Этому способствовали новы конституционные законы.

Новые законы

В 1875 г. Национальное собрание приняло три закона, регулирующих государственное устройство Франции, вошедшие в историю как конституционные законы 1785 г., объединенные в конституцию. Это законы об организации государственных властей, устройстве сената и об отношениях государственных властей. Они насчитывали всего 34 статьи. Согласно законам устанавливалась структура и компетенция высших органов государственной власти. Республика напрямую не учреждалась. Однако выделялась власть президента, что было доказательством немонархической формы правления. Напрямую не упоминались демократические права и свободы граждан.

В законах прописывались органы власти: президент, парламент и правительство. Срок полномочий президента составлял семь лет. Избирали его Сенат и Палата депутатов на основе голосования (абсолютное большинство голосов) – Национальное собрание. Среди полномочий президента – право законодательной инициативы, промульгация законов, контроль за их реализацией, руководство вооруженными силами страны, право помилования. Согласовав с Сенатом, президент мог осуществить досрочный роспуск Палаты депутатов.

Палата депутатов и Сенат представляли законодательную власть. Палата депутатов избиралась на всеобщих выборах на четыре года. Сенат включал 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, избираемых косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на девять лет. В 1884 г. институт пожизненных сенаторов ликвидировался.

Президент имел право роспуска Палаты депутатов, если на это было получено согласие Сената. Судить президента и министров мог Сенат как верховный судебный орган.

Вводился Совет министров. Он был ответственен перед парламентом. Президент не возглавлял правительство, но за ним была закреплена обязанность назначения председателя Совета министров.

Последствия принятия законов

Получив широкие полномочия, президент столкнулся с критикой. Одновременно с этим политические группировки рассчитывали на возможности главы республики на случай осложнений во внутриполитическом развитии государства. На пост президента начали избирать марионеточных лиц. В дальнейшем отдельные полномочия президента перешли к парламенту и правительству.

Национальное собрание после подавления Парижской коммуны вновь взяло полноту власти в свои руки. Формально Собрание было избрано на неопределенный срок (сохранив полномочия до января 1875 г.). Этот период стал временем конституирования новой республики.

31 августа 1871 г. Собрание объявило себя учредительным и в качестве такового постановило, что глава исполнительной власти — Тьер — считается впредь и президентом республики, с правом назначения и смещения министров. Вместе с тем и президент, и министры были сделаны ответственны перед Собранием. В области местного управления была проведена столь настоятельная децентрализация: советам департаментов были предоставлены широкие права выборного самоуправления, а также права избирать мэров. Была проведена важная реорганизация армии, сопряженная с ликвидацией милиционной Национальной гвардии и с созданием регулярной на основе воинской повинности.

Вслед за этим были приняты три закона: 1)О публичной власти, 25 февраля 1875 г., 2) О Сенате, 24 февраля 1875 г., 3) О взаимоотношениях властей, 16 августа 1875 г., — которые вместе с органическими законами о выборах, законами 1871 и 1873 гг. о власти президента составили новую Конституцию 1875 года (в 34 ст.).

Конституция 1875 г. установила странно смешанный строй парламентско-президентской республики, в которой под институтом президентства скрывалась фигура конституционного, но выборного монарха (по типу конституционной монархии Бельгии).

Законодательной властью обладали одновременно две палаты — Палата депутатов и Сенат. Палата депутатов избиралась на 4 года всеобщим голосованием согласно установившимся законам и системе. Сенат формировался двояко: 225 его членов избирались на 9 лет особыми избирательными коллегиями по департаментам, 75 членов назначались пожизненно Национальным собранием. Выборные члены каждые три года на 1/3 обновлялись. Полномочия палат были примерно равными: решение вопросов войны и мира, принятие законов, запросы министрам, парламентские расследования; однако бюджетные законы первоначально принимались Палатой депутатов. Верховной властью располагали только обе палаты вместе. Объединившись в Национальное собрание, они избирали на 7 лет президента и единственно могли пересматривать конституцию.

Президент был главой республики. Он имел право законодательной инициативы, обнародовал законы, назначал на государственные должности, имел право помилования. При согласии Сената президент имел право распустить Палату депутатов и назначить новые выборы. Однако большинство этих полномочий требовало реализации при посредстве других институтов власти, даже внешнеполитические полномочия требовали такого согласия. Президент не был главой правительства — эта важнейшая новая особенность президентской власти во Франции еще более роднила его с фигурой конституционного монарха.

Правительство обладало наиболее значительной реальной властью. Назначал министров президент, но они были солидарно ответственны за политику перед парламентом. Поэтому право президента по закону 1871 г. увольнять министров не могло быть реализовано: парламентский обычай предполагал, что министры назначаются по мнению большинства депутатов. Официально была учреждена также должность председателя Совета министров, хотя президент сохранял право председательствования в собраниях министров.

В течение ближайших последующих лет Конституция 1875 г. включила в себя несколько дополнительных важных положений. Большинство из них были приняты в ходе острой политической борьбы, принесшей победу открытым республиканцам. Они постарались закрепить невозможность воссоздания монархии в той или другой форме. Некоторые поправки были незначительными, хотя, и характерными: в 1879 г. столицей был заново признан Париж вместо Версаля. Законом 14 августа 1884 г. было запрещено возбуждать вопрос в парламенте о пересмотре республиканской формы правления. Одновременно были изменены принципы формирования Сената: категория несменяемых сенаторов упразднялась, всех их отныне избирали коммуны. По закону 9 декабря 1884 г. представительство коммун определялось соответственно численности проживавшего там населения, а не механически. Ликвидировались значительные ограничения пассивного права при выборах в Сенат. Вместе с тем члены ранее правивших в стране династий отныне не могли претендовать на пост президента республики.

Двойственность общего государственного уклада, установленного Конституцией 1875 г., предопределила важнейшее обстоятельство последующей конституционной истории Третьей республики: преобладающее значение политического режима, который, в свою очередь, зависел от реальной расстановки политических сил. После победы республиканцев на выборах 1876 г., а затем на внеочередных 1877 г., последовала отставка президента Мак-Магона. С нею был положен конец авторитарным устремлениям в государственном укладе. С 1879 г. во Франции на основе законов 1875 г. установился новый республиканско-парламентский режим, в главном просуществовавший до начала Первой мировой войны.

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало

101. Конституционные законы 1875 г

101. Конституционные законы 1875 г После падения Парижской коммуны власть перешла к силам реакции. Законом 31 августа 1871 г. Национальное собрание присвоило себе учредительные функции. Все основные министерства находились в руках противников республики. Сам термин

Судебная реформа 1872–1875 гг.

Судебная реформа 1872–1875 гг. Неупорядоченность системы судов, неясность апелляционного порядка и в конечном счете подсудности привели к необходимости реформы гражданской юстиции. Начало ей было положено организацией судов графств. Первый шаг к общей реформе был сделан

Конституция 1791 года

Конституция 1791 года Юридическое изменение прежнего государственного уклада завершилось принятием первой в истории Франции Конституции 1791 г. (в настоящее время государственный строй Франции основывается на 16-й по общему счету конституции). В ней был закреплен новый

Конституция 1793 года

Конституция 1793 года Разработка нового конституционного закона была начата еще до юридического провозглашения республики. Конституционная комиссия Конвента (образована 11 октября 1792 г.) представила подготовленный ею проект к 15 ноября. В основном проект был составлен

Общегерманская конституция 1849 года

Общегерманская конституция 1849 года Проект конституции начал разрабатываться с открытием Национального собрания — 24 мая 1848 г. Этим занялся особый комитет из 30 депутатов. Из-за политических противоречий между либералами-монархистами и республиканцами в комитете было

Конституция Пруссии 1850 года

Конституция Пруссии 1850 года Революционные события 1848 г. привели тем не менее к значительным переменам в конституционном строе многих германских государств. Более чем в 10 германских монархиях были установлены конституционные законы с гарантированными правами народных

Конституция 1871 года

Конституция 1871 года Организация новой империи была закреплена в конституции, принятой учредительным райхстагом 22 апреля 1871 г.; с 4 мая того же года она вступила в силу. Союз государств был юридически преобразован в империю, не переставая быть особо организованным

Конституция 1876 года

Конституция 1889 года

Конституция 1889 года Переход к современным институтам конституционной монархии составлял общее требование правительственных партий и большинства высших сановников. В этом усматривалось и желаемое сближение с Западом. Конституционализм был одним из ориентиров уже в

Установление республики. Конституция 1891 года

Установление республики. Конституция 1891 года Либерализация правительственной политики не смогла устранить нараставшего недовольства сохранением в стране монархии. Республиканско-конституционное движение в стране распространило свое влияние на военных; в 1889 г.

Конституция 1946 года

Конституция 1946 года В первом Учредительном собрании (ноябрь 1945 — апрель 1946 гг.) левые партии (коммунисты, социалисты, христианские демократы) обладали устойчивым, хотя не во всем единым большинством. Соответствующим партийной структуре был и состав Конституционной

Конституция 1919 года

Боннская конституция 1949 года

Боннская конституция 1949 года Разработка конституции ФРГ была проведена специальной правительственной комиссией по поручению конференции премьер-министров земель западных зон в августе 1948 г. Одной из важнейших задач было возрождение в полной мере государственного

Конституция 1982 года

Конституция 1982 года Конституция 1982 г. (177 ст.) провозгласила Турцию республикой, а также демократическим, светским и социально-правовым государством (ст. 1–2). Основой государственной системы был объявлен принцип разделения властей (в развитие Конституции 1962 г.), однако

После падения Парижской Коммуны власть перешла к силам реакции. Законом 31 августа 1871 года вопреки протестам республиканцев Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции. Фактически в это время Франция представляла собой "республику без республиканцев", ибо первые президенты (Тьер, а затем сменивший его в 1873 г. Мак-Магон) были убежденными монархистами. Все министерства находились в руках противников республики. Сам термин "республика" перестал употребляться в официальных государственных документах. В 1875, г. Национальное собрание было вынуждено принять Конституцию Третьей Республики.

Конституционные законы 1875 г. Конституция Третьей республики, разработанная монархистами, заметно отступила от предшествующих принципов французского конституционализма. В ней не было Декларации, или вводной части, содержавшей принципы государственной власти, перечень прав и свобод граждан и т.д. Конституция всецело сводилась к организации высших государственных учреждений. В ее основе были три органических закона: Закон 24 февраля 1875 г. об организации Сената, Закон 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти, Закон 16 июля 1875 г. Об отношениях между государственными властями. Предусмотренная конституцией государственная организация Третьей республики отличалась консерватизмом. Национальное собрание стремилось создать конституционный строй, максимально приближающийся к монархии. Именно поэтому избираемый на семь лет, имеющий право переизбрания президент республики наделялся многими прерогативами конституционного монарха. Он имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента; распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрасигнации одного из министров.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года "всеобщим голосованием", и Сенатом, состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиками по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим. Он не мог быть распущен, и каждые три года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства.

Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., в дальнейшем претерпел существенные изменения. В 1884 г. Были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875 г. : запрещалось пересматривать республиканскую форму правления; представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента; был изменен порядок комплектования сената.

Образование республики в Италии. Конституция 1947 г.

Разгром гитлеровских армий и итальянского экспедиционного корпуса под Сталинградом явился одновременно мощным военно-политическим ударом по итальянскому фашизму. Военное поражение до крайности обострило и без того напряженное внутриполитическое положение в стране. Кризис фашизма породил стремление итальянского генералитета и части руководителей фашистской партии отмежеваться от него путем отстранения от власти Муссолини. 25 июля 1943 г. король поручил формирование правительства маршалу Бадольо, а Муссолини был арестован. Но эти полумеры не могли спасти положения. Под давлением демократического движения правительство Бадольо распускает фашистские организации и подписывает акт о капитуляции. Весной 1945 г. в результате вооруженного восстания на Севере страны вся Италия была освобождена от гитлеровских захватчиков, а позже Временное правительство, состоящее из антифашистких партий, добилось отречения от престола короля Виктора Эммануила, скомпрометировавшего себя сотрудничеством с фашистами. Произошла их переориентация на христианско-демократическую партию, что давало им возможность использовать влияние на ворующих католиков поддеживающего эту партию Ватикана. В мае 1946 г. были проведены референдум по вопросу о форме правления в Италии и выборы в Учредительное собрание. На референдуме 12 700 000 голосов было подано за республику и 10 700 000 — за сохранение монархии.

В Учредительном собрании большинство мест получили три партии: христианские демократы (35% голосов), социалисты (21%) и коммунисты (19%). После длительных дебатов в Учредительном собрании 22 декабря 1947 г. Конституция Итальянской республики была утверждена и 1 января 1948 г. вступила в силу. Конституция провозгласила Италию демократической республикой и установила, что суверенитет принадлежит народу. Задачей республики было объявлено устранение препятствий экономического и социального характера, которые фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности.

В Конституции закреплен широкий круг демократических прав и свобод граждан: равенство всех перед законом, равноправие граждан независимо от социальных, политических, национальных и иных различий, свобода личности и ее неприкосновенность, свобода собраний, союзов, политических партий, слова, печати, право на труд, право на справедливое вознаграждение за него, равенство мужчины и женщины в экономической области, свобода профсоюзов и стачек, участие трудящихся в управлении предприятиями.

Высшим органом законодательной власти стал двухпалатный парламент. Нижняя палата — палата депутатов — по избирательным законам 1948 г. выбирается всеобщими и прямыми выборами по пропорциональной избирательной системе. Верхняя палата — сенат — избирается по областям Италии по смешанной избирательной системе, содержащей элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Палаты равноправны в вопросах законодательства и контроля над правительством.

Главой государства является президент, избираемый на совместном заседании палат с участием представителей от областей сроком на 7 лет. К полномочиям президента относится верховное командование вооруженными силами, назначения на высшие государственные должности, право помилования, представительство республики в международных отношениях. Он может на один месяц задержать вступление закона в силу, в особых случаях издавать декреты, имеющие силу закона, и имеет право роспуска парламента. Акты президента нуждаются в контрасигнации премьер-министра правительства. Представительский и исполнительный орган.

Правительство Италии назначается президентом, но ответственно перед парламентом. Конституция допускает (с некоторыми ограничениями) делегацию законодательных полномочий парламентом правительству и предоставляет правительству право в чрезвычайных обстоятельствах издавать декреты, имеющие силу закона.

В системе высших органов республики Конституция предусмотрела также Высший совет магистратуры — орган по руководству судебной системой, и Конституционный суд, предназначенный для проверки конституционности законов и иных актов властей. В случае признания Конституционным судом того или иного акта неконституционным этот акт утрачивает законную силу. Кроме того, к полномочиям Конституционного суда относится рассмотрение споров между областями и республикой и дел по обвинению президента и министров. Члены Высшего совета магистратуры и Конституционного суда избираются парламентом (1/3) и назначаются президентом и судьями (2/3).

Государственное устройство. Италия согласно Конституции, делится на области, провинции и общины. Во всех территориальных единицах на основе всеобщих выборов создаются представительные органы — областные и провинциальные собрания и муниципалитеты, которые избирали либо коллегиальные, либо единоличные исполнительные органы. Конституция предусмотрела автономию областей с довольно широкой компетенцией местных органов. Однако их деятельность во многом контролируется правительственными комиссарами. Провинциальные и общинные органы в еще большей степени зависят от назначаемых правительством префектов.

В целом можно сказать, что Конституция Италии демократична, хотя демократические институты реализованы в ней с меньшей последовательностью, чем в Конституции Франции 1946 г. Прогрессивные силы страны стремятся оградить демократические институты Конституции от попыток реакции изменить их или ограничить их деятельность.

Шло давление со стороны партии христианских демократов, которая была тесно связана с Ватиканом и имела его поддержку. Они приложили усилия, чтобы затруднить и задержать реализацию положений Конституции об областной автономии, аграрной реформе, участии трудящихся в управлении производством, возможности национализации монополистических объединений. В течение долгих лет не создавались Конституционный суд и Высший совет магистратуры. После того, как не прошёл их закон, предусматривающий, что собравшая более 50% голосов, получает 65% депутатских мест (но это не вызвало поддержки у других, и вновь была возвращена пропорциональная система выборов), положение их было подорвано. Они вынуждены, начиная с 1963 г., создавать коалиционные правительства “левого центра”, в которые кроме них входили представители образовавшейся в 1951 г. социал-демократической, республиканской и (несколько позже) социалистической партии. Эти правительства провели ряд демократических преобразований.

Только в 1981 г. впервые в послевоенной истории правительство было сформировано представителем республиканской партии. Но христианские демократы сохраняют позиции ведущей политической силы страны. Активное использование социальной доктрины христианства, идеи классового мира и сотрудничества, поддержка католической церкви позволяют им оказывать влияние на достаточно широкие слои населения.

В целях его укрепления в 1993 г. на фоне упадка влияния и раскола ряда других партий христианско-демократическая партия была преобразована в Итальянскую народную партию.

В том же году были реформированы государственные дотации парламентским партийным фракциям, негосударственное финансирование политических партий и критерии перераспределения средств на избирательные кампании.

Произошли изменения и в избирательной системе: вместо пропорциональной введена смешанная и установлен порог представительства партий в палате депутатов — не менее 4% голосов избирателей.

Политическая нестабильность, связанная с необходимостью санации промышленного производства и решением проблем отсталого юга страны, а также с решением обострившихся в последние десятилетия задач борьбы с мафиозной организованной преступностью и коррупцией государственного аппарата, проявилась, в частности, в формировании и распаде партийных блоков и частой смене правительств.

На этом фоне стабильным остается конституционное положение основных институтов государственной власти, что свидетельствует о том, что Конституция 1947 г. в целом отвечает современным потребностям развития итальянского общества.

Развитие договорного права.

Происходит усиление договорной ответственности, рассматриваемой в качестве правового средства социальной защиты населения. Предусматривается ответственность за небрежность при заключении договора. Уже одно уклонение от переговоров влекло за собой обязанность возместить убытки. В 50-х гг. утвердилась практика, что договоры не должны ущемлять права третьих лиц.

Были пересмотрены положения БГБ о договоре имущественного, прежде всего жилищного найма, существенно расширившие права нанимателя.

Усиление роли квазидоговорной ответственности (без заключения договора) явилось следствием разработки германскими юристами понятия “фактических договорных отношений”. Это понятие, прежде всего, стало применяться при признании договора недействительным или ничтожным.

Особенностью развития современного германского гражданского права стало также расширение понятия убытков, подлежащих возмещению, введение понятия “фиктивных убытков”. Так, владельцу поврежденного транспортного средства должна быть не только выплачена стоимость ремонта его автомашины, но и оплачено пользование другим автотранспортом во время ремонта, даже если он в это время предпочитал ходить пешком. Стала общепринятой и практика денежного возмещения лишь за простую угрозу наступления деликта.

Вещное.

В сфере вещного права принципиальные изменения коснулись самого определения права собственности. “Собственность обязывает. Осуществление права собственности должно служить в тоже время общему благу” — говорится в Веймарской конституции 1919 г.

Таким образом, основным направлением развития права собственности в Германии в XX в., как и всего германского права, становится его социализация.

Дополнения были внесены и в положения Кодекса, посвященные регулированию права собственности на землю. В 1960 г. был принят Закон о строительстве, в 1961 г. — специальный Закон о сделках с землей, установивший правовую обязанность собственника рационально использовать землю. В свою очередь Закон о строительстве подчинил строительство в городах и деревнях общему плану градоустройства, однако решение застраивать или не застраивать свой участок по-прежнему принадлежало собственнику земельного участка.

Наиболее значительные изменения в Кодексе коснулись норм брачно-семейного права. Были внесены положения об уравнении трудовых прав мужчин и женщин: в приеме на работу, при ее оплате и при увольнении.

Брачно-семейное.

Наиболее значительные изменения в Кодексе коснулись норм брачно-семейного права. Были внесены положения об уравнении трудовых прав мужчин и женщин: в приеме на работу, при ее оплате и при увольнении.

Несмотря на то, что ст. 2 Основного закона ФРГ 1949 г. провозгласила равноправие мужчин и женщин, первый закон о равноправии мужа и жены в семейных отношениях был принят лишь в 1957 г. Этот закон установил раздельный режим имущества супругов. Имущество же, приобретенное в браке, является общей собственностью, подлежащей разделу на равные доли при разводе.

Изменения в брачно-семейном праве коснулись и условий признания действительности брака и развода, и правового статуса внебрачных детей.

Закон 1974 г. установил общий возраст брачного совершеннолетия для мужчин и женщин в 18 лет, исключающий право родителей давать согласие на брак своих детей. Первый закон, уравнявший в правах внебрачных детей с детьми, рожденными в браке, был принят в 1969 г. Отныне законодательно было установлено право детей на получение алиментов от отца и на их участие в получении наследства на основе признания кровного родства с родителем. Раньше внебрачный ребенок и его отец не считались состоящими в родстве. Больше прав в отношении своих детей по этому закону получила и мать.

В 1946 году было признано право развода по инициативе одного из супругов в случае, если они “в течение 3-х лет не проживают вместе. При этом возражения против развода другого супруга не учитывались.

Наследственное право.

Мало подверглось изменениям. Наследование по закону проходило по линиям. Линия наследователя со всеми нисходящими, его родители с их нисходящими. Вторую линию составляли родители наследодателя со своими нисходящими и т.д. Первостепенная линия (парантелла) исключала наследников других линий (парантелл). И самое главное, внутри наследующей парантеллы наследство получают не все родственники, а только главы данной парантеллы. Переживший супруг по-любому получал определенную часть наследства. А при отсутствии первых двух линий все наследство. Наследование по завещанию было свободным, с правом отстратить первостепенных родственников, но они имели право потребовать свою обязательную долю.

Конституция 1875 г. и установление Третьей республики во Франции. Эволюция французского парламентаризма в период Третьей республики.

После падения Парижской Коммуны власть перешла к силам реакции. Законом 31 августа 1871 года вопреки протестам республиканцев Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции. Фактически в это время Франция представляла собой "республику без республиканцев", ибо первые президенты (Тьер, а затем сменивший его в 1873 г. Мак-Магон) были убежденными монархистами. Все министерства находились в руках противников республики. Сам термин "республика" перестал употребляться в официальных государственных документах. В 1875, г. Национальное собрание было вынуждено принять Конституцию Третьей Республики.

Конституционные законы 1875 г. Конституция Третьей республики, разработанная монархистами, заметно отступила от предшествующих принципов французского конституционализма. В ней не было Декларации, или вводной части, содержавшей принципы государственной власти, перечень прав и свобод граждан и т.д. Конституция всецело сводилась к организации высших государственных учреждений. В ее основе были три органических закона: Закон 24 февраля 1875 г. об организации Сената, Закон 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти, Закон 16 июля 1875 г. Об отношениях между государственными властями. Предусмотренная конституцией государственная организация Третьей республики отличалась консерватизмом. Национальное собрание стремилось создать конституционный строй, максимально приближающийся к монархии. Именно поэтому избираемый на семь лет, имеющий право переизбрания президент республики наделялся многими прерогативами конституционного монарха. Он имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента; распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрасигнации одного из министров.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года "всеобщим голосованием", и Сенатом, состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиками по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим. Он не мог быть распущен, и каждые три года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства.

Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., в дальнейшем претерпел существенные изменения. В 1884 г. Были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875 г. : запрещалось пересматривать республиканскую форму правления; представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента; был изменен порядок комплектования сената.

Читайте также: