Конституция 1848 года во франции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Кутюмы (от франц. coutume — обычай), в феодальной Франции правовые обычаи отдельных провинций, округов, городов и т. д. На севере Франции (т. н. страна обычного права) К. существовали в устной традиции, никаких общих юридических записей обычаев там не было. К. представляли собой смесь старого германского права, заимствованного из варварских правд и соответственно переработанного, канонического права, грамот, регулировавших отношения сеньоров и городов, практики местных судов, приобретшей значение прецедента, и др. На юге Франции (т. н. страна писаного закона) в качестве общего обычая действовало упрощённое римское право, которое дополнялось местными К., получившими письменное оформление.

В 13 в. появились первые писаные частные сборники К. Наиболее важные из них: "Великие К. Нормандии" (около 1255), книги К. Орлеана, Оверни и Анжу под названием "Учреждения св. Людовика" (1273) и К. Бовези (1282), составленные сенешалом Ф. де Бомануаром (запись К. округа Бове и некоторых др. провинций Франции). На основе многочисленных К. в 1389 был составлен "Большой сборник обычаев Франции", но партикуляризм права оставался. В 15 в. действовало около 60 провинциальных и более 300 местных К. Окончательная отмена К. как действующего права последовала в результате вступления в силу гражданского кодекса Франции 1804 (т. н. кодекса Наполеона).

Революция 1848г. во Франции. Конституция Франции 1848г.

Революция 1848 г.Зимой 1848 г. население Парижа, прежде всего рабочие, поднялось на вооруженное восстание. Непосредственным толчком к нему послужил расстрел в феврале этого года мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия конкретных мер по улучшению тяжелого экономического положения народа. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Луи-Филипп отрекся от престола.

Сформировалось Временное правительство из представителей либерально-демократической оппозиции. Была провозглашена республика. Правительство обязалось ввести всеобщее прямое избирательное право. Декретом о труде провозглашалось право на труд и обязанность государства обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже до 10 часов и в провинции до 11, организовать националь­ные мастерские для безработных. Из государственного ап­парата были удалены откровенные монархисты и реакцио­неры, выведены войска из Парижа. Было обещано провести и другие демократические меры.

Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Была создана наемная мобильная гвардия.

Вскоре Временное правительство повысило налоги, что особенно сильно ударило по крестьянству. Недовольство крестьян правительство постаралось использовать в своих целях, утверждая, что увеличение налогов связано с необходимостью содержать парижских рабочих, будто бы желающих жить за счет государства.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Подавляющее большинство Собрания составили крупные буржуа и земельные собственники, генералы, представители высшего духовенства. После выборов новые правящие круги отменили все нормативные акты, предусматривавшие некоторое улучшение положения трудящихся. Не исключено, что буржуазное правительство, ободренное результатами выборов, умышленно провоцировало рабочих на выступление. Восстание началось 22 июня 1848 г. Четыре дня рабочие героически сражались на баррикадах, но, не имея союзников, были разбиты регулярной армией — мобилями (мобильной гвардией).

Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй рес­публики закрепляла интересы не революционной, романтически настроенной буржуазии, а буржуазии уме­ренной и даже консервативной

Конституция 1848 г. закрепляла республиканский строй. В ней особо декларировалось, что "публичная власть не может передаваться по наследству" (ст. 18). Она закрепила также всеобщее избирательное право (прямое, только для мужчин с 21 года).

Структура Конституции 1848 г.: 12 глав + введение.

Определось социальное на­значение и ответственность государственной власти: одной из целей республики декларировалось "более сво­бодное шествие по пути прогресса и цивилизации, введе­ние более справедливого распределения общественных повинностей и выгод". Республика принимала на себя обя­занность "путем братской помощи" обеспечить существо­вание нуждающимся гражданам, подыскивая работу, со­ответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать.

Декларировались права и свободы человека и гражданина:

- право на труд (В ней предусматривалось, что общество "организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятия")

- отмена рабства в колониях

-ликвидация смертной казни по политическим преступлениям

Семья, труд, собственность и об­щественный порядок объявлялись основой республики.

Кон­ституция 1848 г. прямо отвергла революционные методы борьбы, подчеркнув, что республика "стремится без новых потрясений, лишь последовательным и постоянным дейст­вием законов и учреждений, поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния".

Система государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения властей ("разделение властей является первейшим услови­ем свободного правления" - ст. 19). Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной вла­сти, которая делегировалась народом "гражданину, кото­рый получает звание президента республики".Президентне зависел от парламента и избирался на 4 года непосред­ственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отла­гательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних - дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правите­лей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел право роспуска Национального собра­ния, но в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычага­ми исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Национальное собрание, избираемое на 3 года посред­ством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права, т. е. без имущественного ценза, было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов, не делилось, как это было предусмотрено большинством предшествующих конституций, на две палаты. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительно­го аппарата и тем самым было обречено превратиться в орган, не имеющий авторитета и политической силы.

Конституция предусматривала учреждениеГосударст­венного совета, назначаемого на 6 лет Национальным соб­ранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета вхо­дило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национально­го собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникаю­щих в ходе ее деятельности административных споров, т. е. функцииадминистративной юстиции.

1. Попытка реставрации монархии во Франции (период, длившийся с 1814г. до 1847 г.) привела к общему кризису в стране - экономическому, тор­гово-промышленному и финансовому.

Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание. Толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демон­страции парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на сле­дующий день восставшие овладели основными стратегическими пунк­тами столицы. Король Луи-Филипп отрекся от престола. Временное правительство, сформированное из представителей ли­берально-демократической оппозиции, 25 февраля 1848 года провозг­ласило Францию республикой. Был опубликован ряд декретов:

•о введении всеобщего прямого избирательного права - для мужчин;

•о закреплении права на труд;

• о гарантиях организации труда - обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час. Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Опорой

правительства в борьбе с радикальным движением стала созданная наемная мобильная гвардия.

Вскоре Временное правительство повысило налоги, что сильно ударило по крестьянству.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генералам и представителям высшего духовенства.

2. Конституция 1848 г. установила следующие принципы государственного строя:.

•республиканская форма правления;

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собра­ние. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых дого­воров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сро­ком на 3 года.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зави­сел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения за­конопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц.

Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права рос­пуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение ^ Государственного совета, назначаемого на б лет Национальным собранием. В компетенцию Госу­дарственного совета входило предварительное рассмотрение законопро­ектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администра­цией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности администра­тивных споров.

Органы центрального и местного управления не претерпели существен­ных изменений. Сохранилось административно-территориальное деле­ние на департаменты, дистрикты и коммуны.

3. Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тай­ном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.


гос переворот Луи Бонапарта. Вторая империя во Франции. Конституция 1852 г.

Первые президентские выборы принесли победу племяннику Бонапарта — Людовику Наполеону, за которого проголосовало 2/3 населения страны. После его прихода к власти повторились те же события, что и в начале XIX века. Они заключались в формирова­нии в недрах республиканского строя авторитарных традиций. Уже вскоре после прихода к власти Луи Наполеона обозначились расхождения между его по­литическими стремлениями и политикой Законода­тельного собрания. Под предлогом борьбы с революци­ей оно принимает ряд реакционных законов, ограни­чивших свободу печати, собраний и других демокра­тических прав. 31 мая 1850 г. собрание принимает новый избирательный закон, который вводил имуще­ственный ценз вопреки Конституции и повышенный ценз оседлости. В итоге, количество избирателей со­кратилось на 30%. Летом того же года принимаются законы, ограничившие свободу печати, слова, митин­гов и собраний. Специальный закон поставил образо­вание под контроль католической церкви. Таким об­разом, Франция постепенно превращалась в полицей­ское государство. 2 декабря 1851 г. президент своим декретом распустил парламент. Это был по сути пере­ворот, совершенный с опорой на армию.




Слабость республиканских устоев, продемонстриро­ванная уже в ходе выборов 1848 г., привела к новому государственному перевороту и установлению в 1851 г. режима Второй империи. 14 января 1852 г. Луи Бона­парт промульгировал новую конституцию, напоминав­шую Конституцию 1799 г. Вся полнота власти концен­трировалась в руках президента, избиравшегося на 10 лет. Он контролировал законодательный процесс, кото­рый осуществлялся Государственным советом, Законо­дательным корпусом и Сенатом. В отличие от консти­туции Первой империи здесь сохранялось всеобщее из­бирательное право при тайном голосовании. Избиратель­ный закон 31 мая 1850 г. был отменен. Однако за рес­публиканской формой правления скрывалось монархи­ческое содержание. Режим Второй империи окончатель­но оформился после плебисцита, восстановившего им­ператорскую власть в лице Наполеона III. Созданная им система являлась разновидностью бонапартистского (цезаристского) режима, носившего тоталитарный ха­рактер. Он просуществовал с 1852 по 1870 гг. и полу­чил название Второй империи во Франции.

Авантюристическая внутренняя и внешняя поли­тика Второй империи способствовала краху этого ре­жима. После неудач в войне с Пруссией, приведших к военной катастрофе под Седаном и пленению фран­цузского императора, в Париже вспыхнули револю­ционные волнения. 4 сентября 1870 г. Франция была

1. Попытка реставрации монархии во Франции (период, длившийся с 1814г. до 1847 г.) привела к общему кризису в стране - экономическому, тор­гово-промышленному и финансовому.

Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание. Толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демон­страции парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на сле­дующий день восставшие овладели основными стратегическими пунк­тами столицы. Король Луи-Филипп отрекся от престола. Временное правительство, сформированное из представителей ли­берально-демократической оппозиции, 25 февраля 1848 года провозг­ласило Францию республикой. Был опубликован ряд декретов:

•о введении всеобщего прямого избирательного права - для мужчин;

•о закреплении права на труд;

• о гарантиях организации труда - обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час. Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Опорой

правительства в борьбе с радикальным движением стала созданная наемная мобильная гвардия.

Вскоре Временное правительство повысило налоги, что сильно ударило по крестьянству.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генералам и представителям высшего духовенства.

2. Конституция 1848 г. установила следующие принципы государственного строя:.

•республиканская форма правления;

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собра­ние. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых дого­воров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сро­ком на 3 года.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зави­сел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения за­конопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц.

Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права рос­пуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение ^ Государственного совета, назначаемого на б лет Национальным собранием. В компетенцию Госу­дарственного совета входило предварительное рассмотрение законопро­ектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администра­цией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности администра­тивных споров.

Органы центрального и местного управления не претерпели существен­ных изменений. Сохранилось административно-территориальное деле­ние на департаменты, дистрикты и коммуны.

3. Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тай­ном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.


гос переворот Луи Бонапарта. Вторая империя во Франции. Конституция 1852 г.

Первые президентские выборы принесли победу племяннику Бонапарта — Людовику Наполеону, за которого проголосовало 2/3 населения страны. После его прихода к власти повторились те же события, что и в начале XIX века. Они заключались в формирова­нии в недрах республиканского строя авторитарных традиций. Уже вскоре после прихода к власти Луи Наполеона обозначились расхождения между его по­литическими стремлениями и политикой Законода­тельного собрания. Под предлогом борьбы с революци­ей оно принимает ряд реакционных законов, ограни­чивших свободу печати, собраний и других демокра­тических прав. 31 мая 1850 г. собрание принимает новый избирательный закон, который вводил имуще­ственный ценз вопреки Конституции и повышенный ценз оседлости. В итоге, количество избирателей со­кратилось на 30%. Летом того же года принимаются законы, ограничившие свободу печати, слова, митин­гов и собраний. Специальный закон поставил образо­вание под контроль католической церкви. Таким об­разом, Франция постепенно превращалась в полицей­ское государство. 2 декабря 1851 г. президент своим декретом распустил парламент. Это был по сути пере­ворот, совершенный с опорой на армию.

Слабость республиканских устоев, продемонстриро­ванная уже в ходе выборов 1848 г., привела к новому государственному перевороту и установлению в 1851 г. режима Второй империи. 14 января 1852 г. Луи Бона­парт промульгировал новую конституцию, напоминав­шую Конституцию 1799 г. Вся полнота власти концен­трировалась в руках президента, избиравшегося на 10 лет. Он контролировал законодательный процесс, кото­рый осуществлялся Государственным советом, Законо­дательным корпусом и Сенатом. В отличие от консти­туции Первой империи здесь сохранялось всеобщее из­бирательное право при тайном голосовании. Избиратель­ный закон 31 мая 1850 г. был отменен. Однако за рес­публиканской формой правления скрывалось монархи­ческое содержание. Режим Второй империи окончатель­но оформился после плебисцита, восстановившего им­ператорскую власть в лице Наполеона III. Созданная им система являлась разновидностью бонапартистского (цезаристского) режима, носившего тоталитарный ха­рактер. Он просуществовал с 1852 по 1870 гг. и полу­чил название Второй империи во Франции.

Авантюристическая внутренняя и внешняя поли­тика Второй империи способствовала краху этого ре­жима. После неудач в войне с Пруссией, приведших к военной катастрофе под Седаном и пленению фран­цузского императора, в Париже вспыхнули револю­ционные волнения. 4 сентября 1870 г. Франция была

Вторая республика. Революция 1848г. Зимой 1848г. население Парижа, прежде всего рабочие, поднялось на вооруженное восстание. Непосредственным толчком к восстанию послужил расстрел в феврале этого года мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия конкретных мер по улучшению тяжелого экономического положения народа. Злодеяние правительства вызвало бурю возмущения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Луи-Филипп отрекся от престола. Сформировалось Временное правительство из представителей либерально-демократической оппозиции. Была провозглашена республика. Правительство обязалось ввести всеобщее прямое избирательное право. Декретом о труде провозглашались право на труд и обязанность государства обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже до 10 часов и в провинции до 11. Было обещано провести и другие демократические меры. Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Была создана наемная так называемая мобильная гвардия. Сформированная главным образом из деклассированных элементов общества, она стала опорой правительства в борьбе с радикальным движением. Вскоре Временное правительство повысило налоги, что особенно сильно ударило по крестьянству. Их недовольство правительство постаралось использовать в своих целях, утверждая, что увеличение налогов связано с необходимостью содержать парижских рабочих, будто бы желающих жить за счет государства.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Подавляющее большинство Собрания составили крупные буржуа и земельные собственники, генералы, представители высшего духовенства. После выборов новые правящие круги отменили все нормативные акты, предусматривавшие некоторое улучшение положения трудящихся. Не исключено, что буржуазное правительство, ободренное результатами выборов, умышленно провоцировало рабочих на выступление. Восстание началось 22 июня 1848 г. Четыре дня рабочие героически сражались на баррикадах, но, не имея союзников, были разбиты регулярной армией мобилями (мобильной гвардией).

Конституция 1848 г. Основными принципами установленного конституцией государственного строя стали: республиканская форма правления, разделение властей, представительное правление. Высшим органом законодательной власти объявлялось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты Собрания избирались сроком на три года. Главой исполнительной власти становился президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц. Учредительное собрание поставило президента во многом в независимое от парламента положение: президент выбирался избирателями от департаментов, а не Собранием. В качестве совещательного органа, рассматривающего законопроекты правительства, учреждался Государственный совет. В его компетенцию входил также надзор за применением законов. Члены Государственного совета назначались Национальным собранием сроком на шесть лет. Органы центрального и местного управления не претерпевали сколько-нибудь существенных изменений. Сохранялось прежнее административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны. Неизменной оставалась власть префекта в департаменте. Вводилось всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Специальная глава конституции была посвящена демократическим правам и свободам граждан. Фиксированные в конституции демократические институты, равно как и последовательно проведенное разделение властей, могло быть успешно реализовано лишь при условии относительно стабильной внутриполитической обстановки, чего не было тогда во Франции.

Между тем конституция не содержала должных правовых средств стабилизации общества. Более того, она не предусматривала необходимых "противовесов" в случае возможного конфликта конституционных властей. В ст. 68 говорилось о том, что при нарушении президентом конституции возможно лишение его полномочий и передача исполнительной власти Национальному собранию. Но Собрание не было наделено реальной властью для претворения такой возможности в жизнь. Президент же, наоборот, не имел конституционных полномочий для роспуска Национального собрания, но зато мог сделать это силой. Либерально-демократические положения конституции оказались недолговечными. Сначала был введен 6-месячный ценз оседлости для избирателей, потом его увеличили до трех лет. Определение срока проживания рабочих было поставлено в зависимость от показаний работодателей. В результате из списков избирателей вычеркнули свыше 3 млн. граждан. Принятие специального закона ухудшило финансовое положение демократической прессы.

8. Вторая империя Президентский переворот. Первым избранным президентом республики стал Луи-Наполеон, племянник Наполеона Бонапарта. Политический авантюрист, Луи-Наполеон был избран главным образом благодаря голосам крестьян, наивно поверивших бонапартистским агитаторам, уверявшим, что "племянник своего дяди" уменьшит бремя налогов, обеспечит дешевые кредиты и т.д. Эти обещания не были выполнены. Но должно было пройти немало времени, прежде чем бонапартистские иллюзии крестьянства рассеялись навсегда. Что касается банкиров и крупных предпринимателей, то кандидатура ЛуиНаполеона устраивала их главным образом постольку, поскольку они связывали с его первоначальной популярностью и честолюбием планы установления в стране сильной власти, способной предотвратить новые революционные выступления и обеспечить им полную свободу для спекуляций внутри страны и колониальных захватов за ее пределами.

Всем этим воспользовался Луи-Наполеон. Его желание остаться у власти наталкивалось на твердый срок президентства, установленный конституцией (четыре года), и запрещение переизбрания. В декабре 1851 г., грубо нарушив конституцию, Луи-Наполеон, опираясь на худшие элементы войска, разогнал Национальное собрание. Наиболее активные антибонапартисты были арестованы. Конституция 1848 г. упразднена. Военно-полицейскими мерами были разгромлены или загнаны в подполье еще оставшиеся к тому времени республиканско-демократические группы и организации. Многие республиканцы были вынуждены эмигрировать.

Конституция 1852 г. Новая конституция была призвана законодательно закрепить государственный переворот 1851 г. Вся полнота государственной власти передавалась в руки президента. Ему были подчинены все основные звенья государственного механизма, включая армию, жандармерию, полицию, административно-финансовый аппарат. Президент получил право по своему усмотрению назначать и смещать всех высших должностных лиц. Законодательную власть осуществляли Государственный совет, Законодательный корпус и Сенат, но уже совместно с президентом. Он назначал членов Государственного совета и Сената. Законодательный корпус избирался "всеобщим голосованием", но кандидатов в депутаты утверждал президент. Только главе государства предоставлялось право законодательной инициативы: на основе предложений президента Государственный совет составлял законопроекты. Последние принимались или отвергались в целом Законодательным корпусом. Сенат наделялся правом конституционного контроля в области законодательства. Местное управление не претерпело существенных изменений и на этот раз. Переворот 1851 г. ни в малейшей степени не затронул государственного аппарата. Подобно тому как наполеоновская конституция 1799 г. являлась промежуточной ступенью на пути к установлению монархии, так и конституция 1852 г. подготавливала условия для провозглашения империи. Президента отличало от монарха только то, что его власть не была наследственной. Он избирался на 10 лет.

Реставрация империи. В ноябре 1852 г. специальным законом империя была восстановлена де-юре, а Луи-Наполеон стал императором французов под именем Наполеона III. В стране установилось военно-полицейская диктатура Луи-Наполеона. Новому режиму были свойственны некоторые специфические черты. Играя на противоречиях, лавируя между интересами буржуазии и пролетариата, империя пыталась играть роль посредника между ними, надклассового арбитра, стараясь внушить мысль о возможности ликвидации межсоциальных противоречий мирным путем при содействии властей. Вместе с тем монархия преследовала демократические организации. В конце 60-х гг. XIX в. были предприняты попытки путем отдельных незначительных уступок: расширения прав Сената и Законодательного корпуса, смягчения цензуры печати - ослабить революционное брожение. В 1870 г. правительство объявило о принятии новой, "либеральной", как ее называла официальная пресса, конституции, наиболее важным нововведением которой являлось некоторое расширение полномочий Законодательного корпуса.

Бонапартизм. В политике империи конца 60-х гг. XIX в. во всей полноте вскрылась характерная черта бонапартистского управления - сочетание демагогии и репрессий. Выход из нараставших затруднений империя видела главным образом в новой войне. Победоносная война, по мнению правящих кругов, должна была укрепить пошатнувшийся престиж бонапартистского режима, отвлечь внимание рядовых граждан от проблем внутренней жизни страны. Летом 1870 г. Луи-Наполеон начал войну против Пруссии, которая, впрочем, немало сделала, чтобы спровоцировать его на это. Он намеревался, помимо всего прочего, помешать исторически неизбежному объединению Германии. На стороне Пруссии выступили другие германские государства. Война с объединившейся Германией во главе с Пруссией в полной мере обнаружила непрочность бонапартистской империи.

В 1848 г. во Франции разразился экономический кризис, способствовавший росту политической оппозиции. Все слои общества понесли потери от кризиса, поэтому были настроены оппозиционно по отношению к монархии. Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание. Толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Король Луи-Филипп отрекся от престола. Временное правительство, сформированное из представителей либерально-демократической оппозиции, 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию республикой. Был опубликован ряд декретов: о введении всеобщего прямого избирательного права – для мужчин; о закреплении права на труд; о гарантиях организации труда – обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час и т. п.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое приняло Конституцию республики. Конституция 1848 г. установила следующие принципы государственного строя: республиканская форма правления; разделение властей; представительное правление.

По Конституции высшим органом законодательной власти являлось Национальное собрание, которое обладало исключительным правом принятия законов, включая бюджет, решением вопросов войны и мира, утверждением торговых договоров и т. д. Главой исполнительной власти становился президент, который руководил армией, полицией, административным аппаратом, не зависел от парламента и избирался на 4 года. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц. Но он не мог переизбраться на второй срок и не имел права роспуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, в компетенцию которого входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих от правительства и Национального собрания, контроль за администрацией и разрешение административных споров.

Конституция ввела всеобщее (для мужчин) и прямое избирательное право при тайном голосовании, ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало

Конституция США

Конституция США Ныне действующая конституция США была принята 17 сентября 1787 г. Она несет на себе глубокий отпечаток той исторической эпохи, в которой разрабатывалась.Начавшаяся в 1775 г. освободительная война 13 американских колоний против господства Англии, по целям и

23. Конституция США

23. Конституция США Дата принятия конституции США – 17 сентября 1787 г. Конституционный конвент в составе 55 делегатов от штатов принял Конституцию США. По прошествии 2 лет, 4 марта 1789 г., после процедуры ратификации 11 из 13 штатов, Конституция вступила в законную силу.

41. Конституция КНР

41. Конституция КНР Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей в 1982 г.Структура Конституции 1982 г.: преамбула (введение), свыше 140 статей, объединенных в 4 главы.Ее характерные черты:1) это Конституция

44. Конституция Индии

44. Конституция Индии Конституция Индии принималась Учредительным собранием Индии в 1949 г., в законную силу вступила в 1950 г. Конституция Индии основана на положениях, запрещающих эксплуатацию людей, также онасодер-жит идеи демократического социализма.Индия является

53. Конституция Египта

53. Конституция Египта Конституция Египта была принята в 1971 г. после того, как была сформирована составом ЦК Арабского социалистического союза. Процесс ее утверждения проводился путем референдума.Конституция Египта содержит две части:1) конституционную декларацию,

31. Конституция США

31. Конституция США Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. 55 делегатами от штатов специально созванного учредительного органа – Конституционного конвента. Через два года 4 марта 1789 г. после ратификации 11 из 13 штатов она вступила в силу. Это основополагающий акт

65. Конституция КНР

65. Конституция КНР Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) в 1982 г.Структура Конституции 1982 г.: преамбула (введение), свыше 140 статей, объединенных в четыре главы.Ее характерные черты.1. Это Конституция

104. Конституция США

Революция 1848 г. Вторая Республика

Революция 1848 г. Вторая Республика Разразившийся во Франции в 1846–1847 гг. экономический кризис, а затем и торгово-промышленный, финансовый (связанный с резким ростом дефицита государственного бюджета) спровоцировали нарастание политической оппозиции режиму Июльской

Революция 1848 года

Революция 1848 года Общеевропейское революционное движение 1848–1850 гг. по-особому охватило Германию, вызвав в ней противоречивые по последствиям политические процессы. Внутренние предпосылки революционного взрыва в большинстве германских государств (исключая Австрию и

Конституция 1954 г.

Конституция 1954 г. Завершенный государственный и правовой порядок нового, социалистического строя установился с принятием конституции КНР. Решение о ее разработке, с использованием опыта СССР и социалистических стран Восточной Европы, было принято ЦНПС в январе 1953 г. по

Описание этого изображения, также прокомментировано ниже

Конституция 1848 года является конституция голосовала Франции на 4 ноября 1848 г. в Национальном Собрании , конституционного органа , регулирующего II е Республика провозгласила 24 февраля и 4 мая 1848 г. . Он был отменен 14 января 1852 г. путь обнародования конституции 1852 года , которая глубоко изменила лицо II й Республик и была основой для Второй империи , которая была официально провозглашена спустя несколько месяцев, 2 декабря 1852 г. , От Луи-Бонапарт .

Резюме

Республиканская иллюзия весны 1848 года

В феврале 1848 года , меньшинство парижан пользуется эффектом внезапности и инерцией правительства свергает король Луи-Филипп I ул . Временное правительство , в результате чего из парижской политической среды, стесняется о природе нового режима, до тех пор , как в провинции не будет выражена. Ламартин получил провозглашение республики, но отказался от красного флага в качестве новой национальной эмблемы и принял трехцветный флаг. С самого начала ясно, что часть республиканцев не хочет социальной республики.

В республику проходит много митингов. Настоящие республиканцы ( республиканцы накануне ), относительно немногочисленные, присоединяются к республиканцам следующего дня , которые набираются на работу среди легитимистских монархистов, ликующих, видя, как узурпатор-орлеанист отстранен от власти. Мы также находим там оппозиционных орлеанистов, которые довольны исчезновением главы правительства Франсуа Гизо , политическая неподвижность которого привела к революции, но они не готовы принять социальную республику.

Везде официальные органы (магистраты, учителя, священнослужители) сплачиваются с новым режимом. Правительство заменяет должностных лиц власти ( префектов ) уполномоченными республики , которые ему благоприятствуют. Но митинги создают ряд контрольно-пропускных пунктов в провинциальной жизни, пользуясь преимуществом небольшого числа республиканцев.

Повсюду, с февраля по апрель, над Францией дует ветер братства: устраиваются республиканские банкеты (см. Банкетную кампанию ), в общественных местах сажают деревья Свободы . Но экономические и социальные трудности, которые являются основными причинами Февральской революции , сохраняются и усугубляются революционными беспорядками. В Париже строители добиваются (указ от 2 марта) после демонстрации 28 февраля отмены найма путем торга и сокращения рабочего дня, который в столице увеличивается с 11 до 10 часов, а в столице - с 12 до 12 часов. 11 в провинции. В национальных мастерских , предназначенные для обеспечения работы для безработных, созданы 26 февраля. Кооперативные общества формируются (в Париже, 2000 портных собрались вместе в братск общества, которое принимает заказы от правительства). Между начальниками и их сотрудниками происходят жестокие столкновения с целью добиться повышения заработной платы. Вокруг Руана , важного текстильного центра, крестьяне-ремесленники сообщают о фактах луддизма (разрушения машин), конкурирующих с крупными прядильными фабриками и механическим ткачеством. Железная дорога Париж - Гавр подверглась нападению моряков, замков и камердинеров, разрушенных этим новым транспортным средством. Село переживает аграрные неурядицы. Управление водных ресурсов и лесов , ограничивающее право на выпас скота , подвергается жестоким нападениям со стороны козоводов и овцеводов в Альпах , Пиренеях и Юре . В Изере и Варе мелкие крестьяне и сельскохозяйственные рабочие нападают на крупных крестьян, которые запретили права пользователей ( пустое пастбище и т. Д.). Постепенно возникает страх перед красным, перед участниками, перед коммунистом .

Кампания по выборам в Учредительное собрание кладет конец политическому единодушию .

Учредительное собрание

В Республиканцы дня , прежде чем осознает опасность , обращенной к совершенно новой республике. Универсальное мужское избирательное право , установленное на 5 марта, даст значительное политическое влияние в сельскую, три четверти избирателей. Они были мало затронуты республиканской пропагандой и находятся под экономическим влиянием знати (not'maître) в регионах сильного издольщика и идеологического руководства конкордатера католического духовенства, подчиненного своим епископам . Так же 17 марта 1848 г. , в Париже большая демонстрация требует от правительства отложить выборы на две недели (на 23 апреля). Но 16 апреля новая демонстрация с целью новой отсрочки была разогнана министром внутренних дел Ледрю-Ролленом , опирающимся на национальную гвардию , из буржуазных кварталов столицы.

На дополнительных выборах 4 июня партия Ордена продвигается вперед. Адольф Тьер избирается в 4 департаментах, Луи-Наполеон Бонапарт избирается в 4 департаментах, но отказывается от заседаний. С другой стороны, демократы и социалисты выбрали представителей в Париже ( Жозеф Прудон и Пьер Леру ). Усиленное таким образом большинство закрывает национальные мастерские 21 июня. В популярных классах Парижа поднимаются вверх. Это июньские дни 1848 года . Они раздавлены кровью армией, Национальной гвардией и Мобильной гвардией по приказу республиканского генерала Луи-Эжена Кавеньяка . Выживших депортируют в Алжир . На дополнительных выборах 17 сентября партия Ордена снова усиливается: из 17 избранных монархистов 15 (включая Луи-Наполеона Бонапарта, который решает сидеть).

Составление Конституции

В 11 мая 1848 г. Ассамблея единогласно принимает решение о создании в ее рамках конституционной комиссии - специальной комиссии, ответственной за подготовку проекта конституции. На следующий день, 12 мая , он решает, что он будет состоять из восемнадцати членов. 17 и 18 мая продолжается их выборы. Избираются на 17 мая, Cormenin , Марраст , Lamennais , Вивьен , Токвиль и Дюфор затем, 18 мая, Мартин , Woirhaye , Coquerel , Corbon , Tourret , Beaumont и Дюпен , как и Vaulabelle , Барро , Pagès , Dornes и Консидеран . Рядом с социалистом Виктором Консидераном мы находим Одилона Барро , орлеаниста, Жюля Дюфора , орлеаниста, Алексиса де Токвиля , консерватора, Корменина , умеренного республиканца, который является президентом, и Арманда Марраста , который является докладчиком . Эти последние три выступают за американский президентский режим . Проект направляется в комитеты Ассамблеи в конце мая, но последние начинают обсуждение только после июньских дней . Обсуждения проходят активно и позволяют Конституционному комитету внести поправки в свой проект, который вынесен на общее обсуждение 31 августа. Постатейное рассмотрение проходит с 4 сентября по 27 октября. Текст отправляется снова в Конституционной комиссии с 27 октября по 1 - й ноября. Финальное обсуждение состоится 2-4 ноября.

Конституция поставлена ​​на голосование 4 ноября 1848 г. подавляющим большинством голосов против проголосовали только тридцать парламентариев. Учредительное собрание планировало дополнить его органическими законами , но его плохие отношения с новым президентом республики Луи-Наполеоном Бонапартом не дали ему много времени.

Теория институционального функционирования

Наследник как революционной традиции , что парламентская практика при Луи Филиппа I - го , конституция 1848 года является весьма оригинальным: он пытается синтез различных конституционного наследия. Законодательное Собрание является уникальным, так как в конституциях 1791 и 1793 , в то время как черпая вдохновение из двух других крупных институциональных моделей времени, Соединенное Королевство , парламентская система , и США , президентская система .

Общие и принципы текста

Преамбула

Теоретический принцип организации властей

Власти организованы по принципу абсолютного разделения. Однако, хотя президент не может распустить Собрание, он, как и его министры, остаются ответственными (статья 68).

Базовые принципы

Конституция закрепляет отмену рабства . Кроме того, отменяется смертная казнь за политические преступления . В основные свободы , провозглашены и усилены: они являются свободы прессы , вероисповедания и ассоциаций , а также имущества .

Организация учреждений

Законодательная власть

Законодательная власть является первой , которая организована в соответствии с Конституцией (22 статей). Суверенный народ делегирует свою законодательную власть единому собранию . Он состоит из 750 членов в возрасте от 25 лет. Они избираются всеобщим голосованием мужчин (от 21 года и старше) по ведомственной системе списков . Это публичное устное голосование, проводимое в протоколе. Выборы проходят в уездном центре. Депутаты избираются на три года и имеют право на немедленное переизбрание. Ассамблея полностью обновляется каждые три года. Собрание является постоянным, но между сессиями совет из 25 избранных членов обеспечивает постоянство. Он не может быть распущен и решает для себя место проведения своих собраний и вооруженные силы, ответственные за его защиту.

Собрание голосует по своей инициативе или по инициативе правительства. Президент не может наложить вето на принятый закон; однако он может потребовать нового обсуждения . Это Ассамблея объявляет войну и ратифицирует договоры.

Исполнительная власть

Согласно официальному тезису, система 1848 года копирует американскую конституцию . Таким образом, исполнительная власть возложена на президента республики, вдохновленного американской моделью . Последний избирается сроком на 4 года всеобщим прямым голосованием по относительным большинством голосов , но не менее 2 млн голосов; он не может быть переизбран до истечения 4 лет после истечения срока его полномочий. Ему должно быть не менее 30 лет. Рассмотрение Конституции под другим углом позволяет сузить эту параллель, сделав этот текст несбалансированной парламентской системой . Помимо этого правового спора, Конституция создает еще одну проблему из-за контекста. Некоторые опасаются опасности народного мандата. Поправка, направленная на исключение из кандидатуры членов бывших правящих семей, отклоняется. Действительно, некоторые избиратели хотели избежать отклонения от режима, исключив из гонки за выборами племянника Наполеона и членов королевской семьи. Когда он вступает в должность, он приносит присягу перед Национальным собранием.

Потомство

Власти организованы вокруг двух сильных держав, также узаконенных всеобщим голосованием. Мирное разрешение конфликтов невозможно. Но избиратели не боялись конфликтов, потому что считали, что исполнительная власть подчиняется законодательному, и держали в качестве гарантии крайнюю специализацию этих двух полномочий. Однако в реальности президентские выборы делают человека носителем народной легитимности, тогда как в Собрании депутаты раздроблены на 750 депутатов (в остальном они неоднородны по своим политическим возможностям).

Республика свергнут государственного переворота на Луи-Наполеона Бонапарта на 2 декабря 1851 г. хотя номинально это продолжалось до провозглашения Второй империи 2 декабря 1852 года.

Читайте также: