Конституция 1795 г во франции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Государственный строй Франции в период Директории – это государственное правление, которое осуществлялось правительством Первой Французской революции (Директорией) по конституции 3-го года, принятой в 1795 году.

В результате переворота 1794 года к власти пришла группа умеренных депутатов Конвента По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционное правосознание подробнее , которые отражали интересы французской революции и были республикански настроены. Эта группа депутатов получила название термидорианцев. Все они были повязаны судом над Людовиком XVI и его казнью.

С приходом к власти термидорианцев первое время действовала старая система государственных органов. Тем не менее базовые основы механизма диктатуры якобинцев были разрушены. Существенно ослаблено было значение Комитета общественной безопасности По данной теме мы уже выполнили реферат Административно-правовой механизм обеспечения общественной безопасности подробнее и Комитета общественного спасения. Революционный трибунал По данной теме мы уже выполнили реферат Администратор суда подробнее реорганизовали, а чрезвычайное законодательство якобинцев отменили.

Блок термидорианцев подразделялся на два лагеря:

  • первый – состоял из правых термидорианцев, переродившихся якобинцев, которые представляли буржуазию, разбогатевшую на спекуляциях (Поль Баррас, Жан-Ламбер Тальен, Жозеф Фуше);
  • второй – в него входили левые термидорианцы, принадлежавшие в прошлом, главным образом, к левым течениям якобинцев (Марк Вадье, Ж. Бийо-Варенн, Колло д Эрбуа).

Готовые работы на аналогичную тему

Правые термидорианцы после казни М. Робеспьера стремились оттеснить левых от власти. Жерминальское восстание 1795 года привело к тому, что главных руководителей левых термидорианцев арестовали, а группировку разгромили, несмотря на их полную непричастность.

Термидорианцы по отношению к Конституции 1793 года проводили двойственную политику. Формально якобинская Конституция По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее оставалась в силе, но в силу того, что заложенные в ней идеи, были чужды термидорианцам, они никогда не применялись.

Конституция 1795 года

Для нейтрализации угрозы от противников (роялистов, фейянов и др.) и для закрепления у власти термидорианцев встал вопрос о необходимости создания новой конституции.

Новая Конституция Франции По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция 1852 г. во Франции подробнее была принята в 22 августа 1795 года. В историю она вошла как Конституция 3-го рода республики По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовое положение личности в демократическом государстве подробнее . Из конституции изъяли все положения, касающиеся экономического и политического равенства. На новую конституцию большое влияние оказали предшествовавшие события, которые заставили конвент убрать из декларации прав право на сопротивление, и дополнить конституцию параграфами об обязанностях граждан морального характера. Конституция 3-го года возвращалась к двойной системе выборов 1791 года.

Особенности Конституции 1795 года:

  • избирательное право стало цензовым;
  • законодательную власть представляли Совет старейшин (250 депутатов – вдовцов или женатых, от 40 лет) и Совет 500 (500 депутатов старше 30); Совет старейшин и Совет 500 избирала коллегия выборщиков с учетом цензов оседлости и имущества;
  • Совет старейшин обладал правом утверждать или отклонять без обсуждения законопроекты, списка членов Директории;
  • Совет 500 обсуждал законопроекты, обладал правом законодательной инициативы, формировал списки Директории на основе обсуждения;
  • исполнительная власть передавалась пяти членам Директории, которые избирались тайным голосованием списком голосованием верхней палаты;
  • один из членов Директории ежегодно заменялся (жребием), на его место ставился новый член, выбранный из десяти кандидатов, предоставленных Советом 500;
  • члены Директории руководили ведомствами и министерствами, в которых производили смещение или назначение должностных лиц, контролировали деятельность должностных лиц;
  • председатель Директории избирался из состава своих членов сроком на три месяца.

Директория могла на время отстранять от должности или смещать местные органы власти, назначать комиссаров для контроля над ними. Депутаты не могли занимать должности министров. Директория не имела никаких прав влияния на законодательство, она не могла отсрочивать заседания палат, распускать их. В свою очередь, палаты не имели право низлагать директоров.

Термидорианцы в прямом смысле слова партией не являлись. Они не имели никаких программных установок, именно поэтому основной целью их нахождения у власти было собственное обогащение. Данному обстоятельству способствовала сильная, выгодная буржуазии, инфляция, проводившаяся достаточно последовательно. Это вызвало в стране нужду и страшную дороговизну, особенно в Париже. Это вызывало у населения волну недовольства режима Директории.

Переворот 18 брюмера

Когда Директория полностью себя исчерпала, в 1799 году, во главе государства стал член Директории Э.Ж. Сиейес – видный политический деятель, известный еще с начала революции. Сиейес считал, что Конституция 3-го года непригодна и ее необходимо заменить новой, он разрабатывал собственный проект государственного устройства, которое могло бы принести устойчивое положение внутреннему порядку. Сиейес стал объединять консервативных политических деятелей, которые являлись противниками Бурбонов. Он расположил в пользу своих идей большое количество представителей обоих Советов, которые стали именоваться реформистами.

Бонапарт, узнав о планах Сиейеса, вошел с ним в соглашение, и уже вдвоем они подготовили государственный переворот, основной целью которого было введение новой конституции.

Переворот 18 брюмера – это государственный переворот во Франции, совершенный 9 ноября 1799 года (18 брюмера VIII года Республики) Бонапартом.

После переворота заседания обоих Советов были отложены. Было сформировано временное правительство из трех консулов, в которое входили Наполеон Бонапарт, Сиейес и Дюко и решено создать специальную комиссию для разработки новой конституции.

Последствия переворота 18 брюмера:

  • Директория лишена власти;
  • Парламент (Совет старейшин и Совет 500) разогнан;
  • Установлен новый политический режим во главе с Бонапартом.

На место Директории пришли более радикальные силы, формально переворот 18 брюмера считается окончанием Французской революции.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 08.09.2019

Наталья Николаевна Чувелева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Пришедшая к власти в результате переворота группа уме­ренных депутатов Конвента, отражавших интересы респуб­ликански настроенных кругов французской буржуазии, по­лучила название термидорианцев.
Для этой группировки, как и для других депутатов Конвента, участвовавших в суде над королем и ставших тем самым "цареубийцами", реставрация монархии была абсолютно неприемлема, но столь же нетерпимым для нее стал режим революционного террора.

Первое время термидорианцы были вынуждены сохра­нять систему государственных органов, созданную якобин­цами. При этом сам механизм революционной диктатуры был постепенно разрушен, отменено чрезвычайное социаль­но-экономическое законодательство якобинцев.

Комитет общественного спасения, где заседали теперь участники антиякобинского заговора, потерял значение пра­вительственного органа. Были упразднены Парижская коммуна - оплот якобинцев, а также революционные комите­ты, реорганизован Революционный трибунал.

Но и реформированная термидорианцами политическая система ассоциировалась с революционными традициями. Поэтому с особой остротой вновь стал вопрос о восстановлении конституционного строя.

Формально считалось, что в силе оставалась конститу­ция 1793 г., принятая якобинским Конвентом и подтвержден­ная первичными собраниями выборщиков. Хотя якобинская Конституция так никогда и не применялась, первоначально сами термидорианцы ставили вопрос о поправках и добавле­ниях, необходимых для ее введения в действие. Однако вско­ре, в частности под воздействием новых революционных волнений, правые термидорианцы усмотрели в якобинской кон­ституции "организованную анархию" и приняли решение о подготовке нового конституционного документа. Они спеши­ли с конституированием новой власти, тем более что вновь напомнила о себе политическая опасность со стороны откры­тых врагов республики - роялистов, фейянов и т. д. В авгу­сте 1795 г. Конвент принял новую конституцию Франции (из­вестную как Конституция III года республики).

Следуя установившейся в период революции традиции, термидорианцы вынесли текст конституции на плебисцит, и она была поддержана подавляющим большинством пер­вичных собраний выборщиков, так как народ рассчитывал с помощью новой Конституции спасти и укрепить республи­ку, отвести угрозу реставрации, сохранить демократические завоевания революции.

Отмежевываясь от крайностей революции и политиче­ского безрассудства вождей якобинцев, авторы новой Кон­ституции сохранили не только девиз революции: "свобода, равенство, братство", но и ее важнейшие достижения - республиканизм, народный суверенитет, представительные органы и т. д.

Текст Конституции 1795 г. отличался напыщенностью и многословием (372 статьи), но при этом она была весьма умеренной по своему политическому содержанию.

Декларация прав и обязанностей человека и граждани­на, которая была предпослана Конституции, уже не была проникнута революционным духом (отсутствовало право народа на восстание, на сопротивление угнетению и т. д.) и делала упор на закрепление экономических, моральных и правовых устоев общества. Так, например, в ней подчерки­валось, что собственность "лежит в основе мировой культу­ры, всего производства, всех средств труда и всего соци­ального строя".

Конституция отменяла всеобщее избирательное право и восстанавливала имущественный ценз. Следуя уже испы­танной в 1791-1792 гг. политической модели, новая консти­туция в статье 22 заложила в основу республиканского строя принцип разделения властей. Однако новая организация государственной власти отличалась громоздкостью, доктри­нерством, чисто внешним подражанием образцам античной демократии.

В системе разделения властей законодательному кор­пусу отводилось ведущее место. Авторы конституции про­явили политическую осторожность и отказались от создания "всемогущего" законодательного органа по типу Националь­ного конвента. Впервые в истории французского конституционализма законодательный корпус был создан не на одно­палатной, а на двухпалатной основе. Он состоял из Совета старейшин
(250 членов, избираемых из лиц не моложе 40 лет) и Совета пятисот
(из лиц не моложе 30 лет).

Право законодательной инициативы по конституции предоставлялось только Совету пятисот, но решение послед­него становилось законом только после одобрения Совета старейшин
. Отклоненный последним законопроект мог вно­ситься повторно только спустя год. Законодательная власть, таким образом, заведомо становилась источником полити­ческой конфронтации, а следовательно, и нежизнеспособ­ной.

Политическая нестабильность и неустойчивость были присущи и исполнительной власти, которая также была изначально обречена на малую эффективность. Она вруча­лась Директории
из 5 членов, избираемых путем тайного голосования законодательным корпусом.

Ежегодно Директория обновлялась путем переизбра­ния одного из ее членов. Председательствовали в ней по­очередно все члены в течение трех месяцев. Для осуществ­ления чисто управленческих функций Директория назна­чала министров, которые, однако, не составляли правитель­ство.

Псевдодемократические государственные формы, вве­денные Конституцией 1795 г., не учитывали реального соот­ношения политических сил, не могли обеспечить экономической и правовой стабильности. Хотя по Конституции 1795 г. исполнительные и управленческие рычаги не должны были концентрироваться в одних руках, ведущую роль в Дирек­тории играл один из лидеров термидорианцев, беспринцип­ный карьерист Баррас. Как и многие другие представители правящей верхушки, он откровенно стремился использо­вать государственную казну для личного обогащения.

Откровенная коррупция, поразившая и сами правитель­ственные круги, ухудшила и без того тяжелое финансовое положение республики. Директория не в состоянии была решить те проблемы, которые стояли перед новым сформи­ровавшимся за годы революции гражданским обществом. Сохранялась опасность монархической, феодальной реставрации и нового революционного взрыва масс, вызванного бедственным положением городских низов и возрождением популярности якобинских идей.

Непоследовательность, резкие повороты в политике Директории, то обрушивавшей удары против якобинцев, то начинавшей борьбу против дворян-эмигрантов и неприсягнувших священников, то облагавшей высоким подоходным налогом финансистов и спекулянтов, делали политическую обстановку во Франции непредсказуемой. Ненадежность пра­вительства Директории, проводившей "политику качелей", делала весь созданный в 1795 г. конституционный режим все более непопулярным и неустойчивым.

Конституция Французской республики, принятая через год после Термидорианского переворота, предусматривала отмену всеобщего избирательного права, исполнительная власть вручалась Директории в составе пяти человек.

Конституция закре­пляла имущественные права нуворишей, что вызвало мятеж сто­ронников восстановления монархии. Решающую роль в его подав­лении сыграл генерал Наполеон Бонапарт, артиллерия которого буквально смела мятежников с улиц Парижа.

Бонапарт был назна­чен командующим всеми военными силами внутренней Франции, и с этой ступеньки началось его стремительное восхождение к вер­шинам власти.

Внешняя политика Директории

Война против первой антифранцузской коалиции способствовала милитаризации фран­цузского общества и усилению роли генералов в политической жизни.

Подписанный вскоре мирный договор с Прус­сией ознаменовал начало распада антифранцузской коалиции. С Батавской республикой и Испанией были заключены также союзные договоры, на­правленные против Великобритании.

Знаменитый Итальянский поход Наполеона Бонапарта завершился в 1797 г. разгромом Австрии. На следующий год Бонапарт возглавил экспедицию в Египет, предпринятую с целью вос­становления колониальной империи Франции и для подготовки удара по британским владениям в Индии.

Падение Директории

Режим Директории не мог быть прочным в силу разнородности тех политических сил, на которые он опирался, поэтому, пройдя че­рез череду кризисов, он рухнул в результате другого переворота, от­крывшего новую эру в историческом развитии Франции.

Стремле­ние Директории любой ценой удержать власть привело к дискреди­тации не только её самой, но и республиканского режима в целом.

Переворот 18 брюмера

Директория была обречена, поскольку потеряла всякую опору в обществе. В такой обстановке в октябре 1799 г. в Париж вернулся Бонапарт, который быстро нашёл влиятельных союзников, заинте­ресованных в установлении сильной власти.

18 брюмера VII года Республики (9 ноября 1799 г.) заговорщики, опиравшиеся на вер­ные Бонапарту войска, свергли режим Директории. Генерал Напо­леон Бонапарт был избран Первым консулом Французской респуб­лики, который по конституции 1799 г. наделялся самыми широкими полномочиями.

ДИРЕКТОРИЯ — исполнительная Директория, политический режим во Франции, существовавший с 27.10.1795(5 брю­ме­ра IV го­да рес­пуб­ли­кан­ско­го ка­лен­да­ря) по 19.11.1799 год в ходе Французской революции XVIII века (18 брю­ме­ра VIII го­да рес­пуб­ли­кан­ско­го ка­лен­да­ря)

Ус­та­нов­лен Кон­сти­ту­ци­ей III го­да Рес­пуб­ли­ки (1795).

За­ко­но­датательная власть в пе­ри­од директории на­хо­ди­лась в ру­ках Со­ве­та пя­ти­сот и Со­ве­та ста­рей­шин. Ис­пол­нительная власть бы­ла под­чи­не­на за­ко­но­да­тель­ной и вру­че­на пя­ти ди­рек­то­рам, из­би­рае­мым со­ве­та­ми.

Один из ди­рек­то­ров еже­год­но вы­бы­вал по жре­бию, на его ме­сто из­би­рал­ся но­вый. Чле­ны Директории бы­ли ог­ра­ни­че­ны в сво­бо­де пе­ре­дви­же­ния, не мог­ли ока­зы­вать серь­ёз­но­го влия­ния на за­ко­но­твор­че­ст­во и фи­нан­со­вую по­ли­ти­ку, не об­ла­да­ли пра­вом объ­яв­ле­ния вой­ны, им за­пре­ща­лось при­сут­ст­во­вать на за­се­да­ни­ях За­ко­но­дательного кор­пу­са.

Эти ог­ра­ни­че­ния бы­ли при­зва­ны пре­дот­вра­тить чрез­мер­ное уси­ле­ние ис­пол­нительной вла­сти, ко­то­рое име­ло ме­сто в пе­ри­од яко­бин­ской дик­та­ту­ры.

Ей не уда­лось обес­пе­чить и по­ли­тическую ста­биль­ность, сфор­ми­ро­вать ус­той­чи­вое боль­шин­ст­во в Зако­но­дательном кор­пу­се, еже­год­но об­нов­ляв­шем­ся на 1/3.

По­сто­ян­но ис­пы­ты­вая уг­ро­зы как сле­ва (со сто­ро­ны не­оя­ко­бин­цев), так и спра­ва (со сто­ро­ны роя­ли­стов), Директория бы­ла вы­ну­ж­де­на при­бе­гать для со­хра­не­ния сво­его ре­жи­ма к государственным пе­ре­во­ро­там, по­сколь­ку не су­ще­ст­во­ва­ло кон­сти­туционных ры­ча­гов раз­ре­ше­ния по­ли­тических кон­флик­тов, а основной за­кон мог быть пе­ре­смот­рен толь­ко че­рез 9 лет.

Кон­сти­ту­ция бы­ла на­ру­ше­на уже при соз­да­нии Директории, ко­гда Кон­вент по­ста­но­вил пе­ре­из­брать в но­вый За­ко­но­дательный кор­пус не ме­нее 2/3 сво­их чле­нов.

Дан­ная ме­ра обес­пе­чи­ла боль­шин­ст­во де­пу­та­там, сто­яв­шим на рес­пуб­ли­кан­ских по­зи­ци­ях, од­на­ко че­рез 2 го­да в па­ла­тах по­лу­чи­ли боль­шин­ст­во мо­нар­хи­сты.

Это за­ста­ви­ло Директорию со­вер­шить пе­ре­во­рот 18 фрюк­ти­до­ра V го­да рес­пуб­ли­кан­ско­го ка­лен­да­ря (4.9.1797), в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го из со­ста­ва Со­ве­та пя­ти­сот и Со­ве­та ста­рей­шин бы­ло ис­клю­че­но зна­чительное чис­ло сто­рон­ни­ков мо­нар­хии, при­ня­ты ме­ры про­тив воз­вра­ще­ния во Фран­цию дво­рян-эмиг­ран­тов, 2 ди­рек­то­ра, по­доз­ре­вав­шие­ся в роя­лиз­ме, бы­ли при­го­во­ре­ны к из­гна­нию.

Од­на­ко уже 11.5.1798 года Директории вновь пе­ре­смот­ре­ла ре­зуль­та­ты вы­бо­ров, что­бы очи­стить За­ко­но­дательный кор­пус от не­оя­ко­бин­цев (так называемый пе­ре­во­рот 22 фло­реа­ля VI го­да рес­пуб­ли­кан­ско­го ка­лен­да­ря). 18.6.1799 года За­ко­но­дательный кор­пус за­ста­вил уй­ти в от­став­ку трёх ди­рек­то­ров из пя­ти (так называемый пе­ре­во­рот 30 пре­риа­ля VII го­да рес­пуб­ли­кан­ско­го ка­лен­да­ря).

При от­сут­ст­вии ус­той­чи­вой пар­ла­мент­ской под­держ­ки Директория не су­ме­ла про­вес­ти в жизнь про­грам­му ре­форм, на­прав­лен­ных на ук­ре­п­ле­ние национальной ва­лю­ты, по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти управ­ле­ния, усиле­ние ар­мии.

По­ли­тическая не­ста­биль­ность, рост влия­ния не­оя­ко­бин­цев, до­бив­ших­ся при­ня­тия про­грес­сив­но­го по­до­ход­но­го на­ло­га, от­толк­ну­ли от ре­жи­ма Директории его основную опо­ру — круп­ную бур­жуа­зию. По­ра­же­ния на фрон­тах, раз­но­гла­сия в За­ко­но­дательном кор­пу­се, страх пе­ред тре­бо­ва­ния­ми ле­вых вер­нуть­ся к тер­ро­ру и чрез­вы­чай­ной по­ли­ти­ке вре­мён яко­бин­ской дик­та­ту­ры за­ста­ви­ли часть де­пу­та­тов и ди­рек­то­ров под­дер­жать пе­ре­во­рот 18 брю­ме­ра VIII го­да рес­пуб­ли­кан­ско­го ка­лен­да­ря (9.11.1799), по­ло­жив­ший ко­нец ре­жи­му Директории.

Власть пе­ре­шла к На­по­ле­о­ну I Бо­на­пар­ту.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Sciout L. Le Directoire. P., 1895–1897. Vol.
  • Soboul A. Le Directoire et le Con­su­lat, 1795–1804. P., 1967;
  • Lyons M. France under the Directory. Camb., 1975;
  • Lefebvre G., Soboul A. La France sous le Directoire 1795–1799. P., 1984;
  • Gainot B. 1799, un nouveau Jacobinisme? P., 2001;
  • По­го­сян В. А. Пе­ре­во­рот 18 фрюк­ти­до­ра V го­да во Фран­ции. Ер., 2004.

Конец конвента

Это восстание произошло 13 вандемьера (5 октября 1795 года), и Конвент был спасен лишь благодаря распорядительности Наполеона Бонапарта, встретившего инсургентов картечью. В конце 1795 г.

Конвент уступил наконец место советам пятисот и старейшин и Директории.

Эпоха Директории

Конституция III года действовала четыре года (1795–1799), а её время носит в истории название эпохи Директории. Еще с 9 термидора во Франции все больше и больше обнаруживалось всеобщее утомление и разочарование. Политические принципы и интересы отступили на задний план; на первое место выдвинулись погоня за наживой и стремление к наслаждению жизнью.

Заговор был открыт, причем Бабеф был казнен. В общем, никто не верил в прочность положения, созданного конституцией III года, а управление страной было в величайшем расстройстве.

Революционная армия

Иное зрелище, чем нация и внутреннее состояние страны, представляют собою в эпоху директории французская армия и внешняя политика республиканского правительства.

С 1793 г. Франция была в войне с большой европейской коалицией, и Конвент проявил необычайную энергию в деле защиты страны. В короткое время Карно организовал несколько армий, в которые устремились все наиболее деятельные, наиболее энергичные люди из всех классов общества.

В армию шли и те, которые хотели своею грудью защищать дорогую родину, и те, которые мечтали о распространении республиканских учреждений и демократических порядков по всей Европе, и люди, желавшие для Франции военной славы и завоеваний, и люди, видевшие в военной службе лучшее средство лично отличиться и возвыситься.

Доступ к высшим должностям в новой демократической армии был открыт всякому способному человеку, и немало знаменитых полководцев вышло в это время из рядов простых солдат. Мало-помалу революционный пыл республиканских армий уступил, однако, место чисто военному патриотизму, и слава Франции сделалась им дороже её свободы. И Конвент, и Директория держались против собственных своих врагов, опираясь на эту силу: такими победами, какие были одержаны республиканцами 13 вандемьера или 18 фрюктидора, они были обязаны только солдатам.

У Директории были особые мотивы поощрять развитие воинственных инстинктов в нации. Правительство республики видело в войне средство отвлекать внимание общества от внутренней неурядицы и способ добывания денег. Революция не исправила печального состояния финансов, потому что постоянные смуты, сопровождавшиеся застоем в промышленности и упадком торговли, мешали улучшению финансов.

Еще Учредительное собрание выпустило бумажные деньги (ассигнаты), обеспеченные церковными имуществами, но эти деньги так упали в цене, что чашка кофе стоила бумажками 25 франков.

Директория для поправления финансов придумала налагать большие денежные контрибуции на население завоеванных стран, и тогда во Францию потекли деньги и голландские, и немецкие, и итальянские, притом в таком количестве, что на них можно было продолжать и самую войну.

Молодость Наполеона

В эпоху Директории выдвинулся и тот человек, которому суждено было сделаться потом владыкой Франции – Наполеон Бонапарт. Он родился в 1769 г. на острове Корсике, принадлежавшем Франции с 1768 г., и происходил из мелкого дворянства.

Десяти лет родители отдали его в бриеннскую военную школу, где он потом кончил курс с чином артиллерийского поручика. Когда вспыхнула революция, ему было только двадцать лет. Он сразу примкнул к новому движению, а в эпоху террора стоял даже в очень близких отношениях к партии Робеспьера, за что чуть было не пострадал очень серьезно после 9 термидора.

Свои замечательные военные дарования он обнаружил впервые в 1793 г.под Тулоном, который возмутился против Конвента, а в 1795 году Конвент вверил ему свою защиту против восстания 13 вандемьера.


Наполеон Бонапарт во время осады Тулона

В эпоху директории Бонапарт сблизился с одним из членов этого учреждения (Баррасом), и в 1796 г.

двадцатисемилетнего генерала сделали главнокомандующим армией, которая должна была вести войну в Италии. В это время он еще раз оказал услугу республиканской партии, поддержав переворот 18 фрюктидора.

Результаты термидорианского переворота 1794 были закреплены конституцией III года, выработанной и принятой Конвентом осенью 1795. Сам Конвент распускался (26 октября 1795). Законодательная власть сосредоточивалась в двух палатах — Совете пятисот и Совете старейшин; исполнительная вручалась Директории. Последняя состояла из пятерых человек и ежегодно обновлялась на одну пятую своего состава; в течение первых четырех лет порядок выходящих членов определялся жребием.

В Директорию первого состава вошли Л. М. Ла Ревельер-Лепо, Ж. Ф. Ребель, Ф. Л. О. Летурнер, П.Баррас, Л. Н. Карно. Для каждого вакантного места Совет пятисот составлял список десяти кандидатов, из которых Совет старейшин выбирал нового члена Директории.

Еще до принятия новой конституции термидорианцы успешно расправились с восстаниями парижской бедноты в жерминале и прериале (апреле и мае 1795).

Монархисты, пополнившие обе палаты, приступили к ликвидации революционного законодательства. Так, 7 фрюктидора (20 мая 1797) были отменены законы 1792-93 против неприсягнувших священников, а 30 прериаля (18 июня 1797) Совет пятисот проголосовал за передачу права распоряжения финансами от Директории к Казначейству, контролировавшемуся ультраконсерваторами.

18 фрюктидора V года (4 сентября 1797) верные Директории республиканские войска заняли Париж, наиболее активные депутаты-монархисты были арестованы, результаты выборов в обе палаты по 49 департаментам аннулированы, приняты новые законы против эмигрантов и неприсягнувших священников, разрешена деятельность патриотических клубов.

Конституция III года, — бурж.-респ. конституция, принятая термидорианским Конвентом 22 авг. Являясь отступлением от демократич. принципов якобинской конституции 1793, она восстанавливала имуществ. и возрастной ценз, отменяла всеобщее избират. право. Вводила двухпалатную систему: Совет пятисот (с правом законодательной инициативы) и Совет старейшин (с правом утверждения законов). Исполнит. власть вверялась пяти директорам, назначавшимся Советом старейшин по списку Совета пятисот; министры подчинялись Директории. Продолжала начатую якобинцами централизацию власти, в частности сохраняла полномочия правительственных агентов при местных органах власти. Конституция действовала до государственного переворота 18 брюмера (9-10 нояб. 1799).

Публ.: Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. Сб. док-тов, М., 1957.

Читайте также: