Конституционный вопрос в эпоху реформ 19 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

В данной статье мы будем рассматривать конституционализм как процесс, направленный на установление ограниченной законом системы правления [5]. Необходимо отметить, что это понятие не совпадает ни с понятием конституции, ни с понятием либерализма, хотя конституционализм довольно часто с ними отождествляют [6]. Достаточно сказать, что отсутствие писаной конституции в Англии не является препятствием считать ее старейшим оплотом конституционализма в Европе, а несколько конституций в Советской России не стали залогом появления здесь конституционализма, который бы мог обуздать произвол власти в отношении личности. То же касается и слепого отождествления конституционализма с либеральными идеями, поскольку конституционализм гораздо старше либерализма и скорее восходит к республиканской традиции [7].

В исследованиях, посвященных конституционным проектам различных эпох, от дворянского конституционализма XVIII века до политических проектов начала XX века, практически отсутствуют следующие не затрагиваются вопросы, без которых, по-видимому, невозможно понять развитие конституционализма в России.

1. Отсутствуют попытки найти внутреннюю связь между различными проектами ограничения политической власти в России. Фактически нет единой истории дворянского конституционализма [11].

2. Не проведены четкие различия между правительственным и дворянским конституционализмом. Зачастую одни и те же сочинения ученые относят то к одному, то к другому течению.

По отдельности эти проблемы решить нельзя – необходимо комплексное рассмотрение. Попытаемся далее дать только краткий очерк этой проблематики.

Если еще более конкретизировать различия дворянского и правительственного конституционализма, можно сказать, что их представители вели речь о разных типах монархии: дворянство говорило о сословной, правительство – об административно-бюрократической.

Наиболее яркие примеры дворянского конституционализма второй половины XVIII века – это проекты Н.И. Панина и М.М. Щербатова.


Примечания:

[1] Архив СПб ИИ РАН. Ф.36. Оп.1. Д.400. Л.179об-180.

[2] Shogimen T. Constitutionalism // New dictionary of the history of ideas / edited by Maryanne Cline Horowitz. Volume 2. Communication of Ideas–Futurology. N.Y.; L., 2005. P. 458

[3] Ibidem; Fellman D. Constitutionalism // Dictionary of the History of Ideas: Studies of Selected Pivotal Ideas. N.Y., 1973. Vol 1. P. 485

[4] Griffin, Stephen M. American Constitutionalism: From Theory to Politics. Princeton University Press, 1996. P. 5.

[6] См. уже давно ставшую классической работу Чарльза Ховарда МакИлвэйна по истории конституционализма: McIlwain, Charles Howard. Constitutionalism: Ancient And Modern. Ithaka, N.Y., 1940. Она полностью доступна в сети: http://www.constitution.org/cmt/mcilw/mcilw.htm Интересно, что Уолтер Ф. Мёрфи полагает, что даже демократические теории и конституционализм, "несмотря на некоторые общие основания, значимо разнятся… демократическую теорию отличает моральный релятивизм, в то время как для конституционализма характерен моральный реализм". См.: Murphy, Walter F. Constitution, Constitutionalism and Democracy // Constitutionalism and democracy: transitions in the contemporary world. Ed. by Douglas Greenberg & al. Oxford, 1993. P. 5-6.

[8] Медушевский А.Н. Российская конституция 1993 года в сравнительно-историческом контексте // Российская история. 2008. № 6. С. 29.

[9] Конституционные проекты в России XVIII-XX вв. М., 2000. Было бы неплохо подготовить к юбилею российской конституции в 2013 г. полное научное издание всех предшествовавших конституционных проектов с текстологическим исследованием всех редакций и разночтений и подробными научными комментариями, пригласив специалистов по каждой эпохе.

[10] Так, А.Б. Плотников опубликовал проекты Верховного тайного совета и шляхетства с источниковедческими комментариями и вводными статьями в трех сборниках: Россия в XVIII столетии. Вып. 1-3. М., 2006-2009.

[12] Корсаков Д.А. Воцарение императрицы Анны Иоанновны. Казань, 1880. С. 18.

[13] Madariaga, Isabel de Portrait of an Eighteenth-Century Russian Statesman: Prince Dmitry Mykhaylovich Golitsyn // The Slavonic and East European Review. Vol. 62. 1984 . № 1. P. 59.

[15] РНБ ОР. Ф. 550. F. II. 41. Л.126.

[16] Там же. Л. 123.

[17] РГАДА.Ф. 3. Д. 4. Л.35.

[18] Феофан Прокопович. История о избрании и восшествии на престол блаженной и вечнодостойной памяти государыни императрицы Анны Иоанновны, самодержицы всероссийской // Со шпагой и факелом. Дворцовые перевороты в России. Документы и материалы. М., 1991. С. 121-122.

[19] Корсаков Д.А. Указ.соч. С. 271.

[21] Щербатов М.М. Замечания на Большой наказ Екатерины // Щербатов М.М. Неизданные сочинения. М., 1935; Тарановский Ф.В. Политическая доктрина в Наказе Императрицы Екатерины II // Сборник статей по истории права, посвященный М.Ф. Владимирскому-Буданову его учениками и почитателями. Издан под редакцией М.Н. Ясинского. Киев, 1904. С. 44-86.

[22] Institutions politiques / par Monsieur le baron de Bielfeld. A La Haye : Chez Pierre Gosse junior, 1760. 2 v.

[25] Чечулин Н.Д. Проект Императорского совета в первый год царствования Екатерины II // Журнал Министерства народного просвещения, 1894, № 3. С. 77-79; Сафонов М.М. Конституционный проект Н. И. Панина - Д. И. Фонвизина. // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 6. Л. 1974, с. 271- 280; Raeff M. Plans for Political Reform in Imperial Russia (1730-1905). New Jersey. 1966, p. 53-54; Ransel D. The Politics of Catherinian Russia. The Panin Party. New Haven, Lnd. 1975, p. 53-98; Плотников А.Б. Политические проекты Н.И. Панина // Вопросы истории. 2000. № 7. С. 74-84.

[26] См. подробнее: Плотников А.Б. Политические проекты Н.И. Панина // Вопросы истории. 2000. № 7. С. 74-84.

[27] Рассуждение о непременных государственных законах // Фонвизин Д.И. Собрание сочинений в 2-х тт. Т.2. М., 1959. С. 254-266.

[28] Там же. С.265-266

[29] Щербатов М.М. Сочинения кн.М.М. Щербатова. Том первый. Политические сочинения. Под ред. И.П. Хрущева. СПб., 1896. С. 337.

[30] Там же. С. 346.

[31] О повреждении нравов в России князя М. Щербатова и Путешествие А. Радищева. Факсимильное издание. Под ред. академика М.В. Нечкиной, д.и.н. Е.Л. Рудницкой. Вступительная статья и комментарии Н.Я. Эйдельмана. М.: Наука, 1983. Приложение. С. 77, 94.

[32] Nicolas Mikhailovitch, le Grand-Duc. Le Comte Paul Stroganov. Paris, 1905. T. 2. P. 38.

[33] Сахаров А.Н. Указ.соч. С.12.

[34] Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 2002. С.239.

[37] Из обнаруженной нами неизвестной записки Н.Н. Новосильцева, которая готовится к публикации.

Во-первых,интерес к проблеме создания конституционно-правовых документов сохранялся в России еще со времен правления Екатерины II. Императрица, желая показать свою просвещенность и образованность, стремилась к созданию нового законодательства, для чего, в частности, собрала Уложенную Комиссию. Однако результаты деятельности комиссии Екатерину II не удовлетворили, и новое Уложение, как свод законов, не было создало, но стремления Екатерины II к переустройству государства, к введению новых законов не прошли бесследно, и были затем востребованы ее внуком - императором Александром I.

Во-вторых, на создание в России конституционно-правовых проектов повлияли события революционной Франции. Великая французская буржуазная революция вызвала огромный резонанс в русском обществе. Русское дворянство активно занялось созданием конституционных проектов, часть его - для того, чтобы не допустить в России событий, подобных французской революции, часть -чтобы позаимствовать передовые идеи революции.

В-третьих, в немалой степени на всплеск конституционного творчества в России повлиял государственный переворот 11 марта 1801 г., убийство Павла I. Заговорщикистремились к избавлению страны от тирана и деспота, каким они считали императора Павла I. Таким образом, они стремились к установлению системы верховенства закона над случайными действиями власти. Именно поэтому первыми действиями императора Александра I было издание Манифеста о восшествии на престол, в котором он обещал установить законность в управлении, справедливость в суде, заботиться о своих подданных, отменитьмногие распоряжения своего отца, произвести широкую амнистию осужденных.

Все эти причины вызвали смягчение цензуры в обществе, что повлекло за собой создание новых общественно-политических журналов. В новых изданиях активно обсуждались проблемы переустройства жизни общества.

Основные проблемы, волновавшие высшее русское общество, сводились в теме идеального правителя, к форме государственного правления, к законности, к гарантиям от возврата к деспотизму, к проблемам прав и свобод личности.

Общие идеи

· Идеальный правитель должен проявлять заботу и уважение к человеку, соответствовать представлениям о справедливом и мудром государе.

· Форма государственного правления, наиболее подходящая для России, как считали авторы проектов конституции, была монархия, способная защитить подданных государства от произвола.

· Требование законности в государстве. (чтобы законность была превыше власти, и сам царь действовал бы сообразно принятым им законам - это бы защитило страну от возможного возврата к деспотизму)

Следовательно, авторы проектов поставили вопрос о возможном законодательном ограничении власти императора.

Основные проекты

Проект Сперанского

Необходимость реформ в государстве Сперанский объяснял самим ходом исторического развития. Сперанский был сторонником монархии, но ограниченной принципом законности. Для поддержания законности в государственной политике, по мнению Сперанского, необходимо было придерживаться принципа разделения властей. При соблюдении идеи разделения властей каждый орган власти выполняет только те полномочия, которые определены ему законом. По идее Сперанского, законодательную власть следовало сконцентрировать в новом органе - Государственной думе, исполнительную власть передать министерствам, а судебную поручить Сенату. Закон четко определял полномочия самого императора. По правовому проекту Сперанского в государственную жизнь вводились гражданские и политические права, выборное начало и ограничение самодержавной власти.

До отечественной войны 1812 г. в русском обществе было подготовлено множество конституционных проектов. Из них частично был реализован лишь проект Сперанского (создание Государственного Совета, несколько ранее вместо приказов стали создаваться министерства).

Проект Новосильцева

Проекты декабристов

Анализируя конституционные проекты, предложенные властью и оппозицией, можно отметить, что идеи конституционализма приобретали все большую популярность в обществе, в высказанные в проектах предложения получили дальнейшее развитие в последующих государственных реформах.

ВЫВОДЫ

I. Духовное и социально-экономическое развитие России в течение всего XVIII века подтачивало устои феодального строя и средневековой идеологии, подготовляло страну к переходу на более высокую ступень развития, обнаруживало ростки новой идеологии с требованием преобразований ее общественного и государственного строя.

II. Расширение связей России с Западной Европой, начавшееся в петровскую эпоху и продолжавшееся в течение всего XVIII века, привело в первой четверти XIX века к всплеску в верхах Российского общества интереса и симпатий к преобразованиям в западных странах, прежде всего во Франции, и выразилось в составлении ряда конституционных проектов реформ.

III. Однако состояние российского общества резко отличалось от того, что было достигнуто в западных странах. Россия оказалась не готовой к масштабным преобразованиям. Значительное западное влияние и очевидная для части интеллигенции привлекательность идей народовластия, парламентского строя столкнулись с сопротивлением консервативных сил общества, с отчужденностью широких слоев населения от предлагавшихся реформ, а также с огромной сложностью преобразований в такой большой стране как Россия.

IV. Борьба вокруг реформ показала столкновение внешних влияний и внутренних сил, выявила неприемлемость игнорирования русских национальных традиций государственного строительства и простого заимствования западных образцов и идеальных проектов, оторванных от внутренних условий жизни страны, а также необходимость тщательно готовить предполагаемые реформы, продуманно взвесив все возможные последствия вводимого новшества.

V. Вместе с тем нельзя забывать, что в первый период царствования Александра I были осуществлены такие важные преобразования в государственном строе России как создание Государственного совета и переход к министерской системе управления (вместо прежних приказов), а также дарование Конституции Королевству Польскому. В конституционных проектах реформ пробивались идеи, которые получают признание и в наше время - о верховенстве законодательной власти перед исполнительной, о введении ответственности исполнительной власти перед законодательной, о повышении роли государственного контроля над работой законодателей и правительства.

VI. Можно обратить внимание на необходимость преодоления имевшего место в прошлом чрезмерного восхваления революционных, насильственных преобразований, а также увлечения частью интеллигенции западническими проектами реформ государственности России, не учитывающими ее условия и традиции.

VII. Поражение радикальных проектов реформ на время толкнуло Россию к реакции и застою. Однако всплеск внимания к конституционным преобразованиям, опыт борьбы вокруг реформ первой четверти XIX в. подготовил проведение великой реформы второй половины XIX в., наделил их пониманием необходимости ради сохранения целостности и могущества России последовательного решения назревших вопросов реорганизации государственного строя и общественного уклада в жизни страны.

Страхов Денис

45.Систематизация законодательства Российской империи в 30- гг. XIX в., ее результаты и значение.

46.Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845г.: общая характеристика принципов и институтов.

47.Отмена крепостной зависимости крестьян: причины, общая характеристика законодательных актов, нового статуса крестьян, институтов крестьянского самоуправления и суда, значение.

48.Земская реформа 1864 г.: общая характеристика законодательной основы, организации и компетенции земских учреждений, значение. Земская контрреформа.

Положение 1890 года признало государственный статус земских учреждений. Члены и председатели земских управ считались теперь государственными служащими. Им присваивались классные чины, а должность председателя управы могли занимать лишь лица, имеющие право на поступление на государственную должность.

Шахунова Юлия

49.Городская реформа 1870 г.: общая характеристика законодательной основы, организации и компетенции органов городского самоуправления, значение. Городская контрреформа.

50.Законодательная основа судебной реформы 1864-1899 гг.: общая

51.Реформа судоустройства: общая характеристика новых органов юстиции.

52.Реформа судопроизводства: общая характеристика принципов и институтов. Организация следствия, прокуратуры и адвокатуры.

граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.

Принятие Конституции обусловлено факторами социально -экономического и

Государственное развитие России в течение длительного периода не

сопровождалось принятием Основного закона страны, выдвижения принципа

Сторонниками конституционного правления были представители

наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали

посредством конституционных реформ осуществить переход к

конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения

власти монарха народным представительством, ратовали за установление

демократической формы правления и режим законности, избавление России

от произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных

графа М.М. Сперанского (1809) и «Государственную уставную грамоту

П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьева, а также

идеи конституционных преобразований в России того времени остались

нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни

политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею

самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти.

В своей курсовой работе по теме: ’’Конституционные проекты в

дореволюционной России’’ я должна показать этапы развития

конституционализма в России в дореволюционный период.


“План государственного преобразования” М.М. Сперан с кого

В экономике России в начале XIX в. имелись глубокие противоречия.

Развитие капиталистических отношений и кризис крепостничества обостряли

классовые противоречия в стране. На этой основе у Александра I возникло

опасение о возможности в России революции и проявлялось стремление к

тому, чтоб ы предотвратить ее путем либеральных реформ и приспособить в

известной мере государственный аппарат к нарождающимся

капиталистическим отношениям. Александру I удалось найти человека,

который " - полным правом мог претендовать на роль реформатора. Им стал

М. М. Сперанский (1772-1839 гг.) родился в семье священника во

Владимирской губернии. Окончив духовную академию, он служил во время

царствования Павла I секретарем у князя Куракина, а позднее - у ряда

министров. Александр I назначил Сперанского своим статс- секретарем.

Сперанский был сторонником умеренных буржуазных реформ и

1809 г., Сперанский критиковал неограниченную монархию. «Все жалуются,-

пишет он,- на запутанность и смешение гражданских наших законов. Но

государственных? K чему г ражданские законы, когда скрижали их каждый

И. В. Кузнецов, В. И. Лебедев. Пособие для учителей "ИСТОРИЯ СССР. XVIII - середина XIX вв".


Сперанский говорит, что там, где существует конституция, которой

ограничена власть монарха, устранена возмо жность произвола. Сперанский

как сторонник умеренных буржуазных преобразований боялся революции,

он полагал, что конституция должна быть введена сверху.

Конституция, указывал Сперанский, должна быть не плодом «воспаления

этом Сперанский исходил из необходим ости постепенного преобразования

Сперанским была подготовлена записка "Размышления о

государственном устройстве империи". В этой работе Сперанский пишет о

том, что метания от одного плана государственного устройств а к другому

приводит к отсутствию определенного образа правления и четких институтов

власти, и, следовательно, самые "благораз умные и спасительные законы" не

Если в государстве правит самодержавный монарх, то "народ будет все то,

чем власть предержащая быть ему повелит". Попытки механического

заимствования опыта других государств, которые те государства

приобретали веками, не приведут к реальному изменению ситуации в стране,

Хотя перенятый опыт и не изменит ситуации, но познакомит людей с

"имянами прав, законов, преимуществ, свободы. И очень скоро поймет, что

все эти свободы он имеет только на словах и рано или поздно явится

Если вся система государственного управ ления держится лишь на

единоличной самодержавной власти, а не на законах и общег осударственном

едином плане преобразований, то любые преобразования бессмысленны:

управление на местах выльется в про извол чиновников, а все преобразования

будут локальны, противоречивы и лишь будут тормозить друг друга.

Сперанский М.М. Размышления о государственном устройстве Империи (1802 г.). Директ-Медиа, 2008г.


“Государственная уставная грамота Российской Империи” Н.Н.

Укрепив в результате победы над французами свой авторитет,

Александр во внутренней политике послевоенного времени предпринял

очередную серию реформаторских попыток. В мае 1815 Александр объявил о

даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание

двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати.

Вслед за польской конституцией Александр I сделал публичное

заявление о введении российской конституции "наподобие польской". В

1818 близкий к Александру I Новосильцев H. Н., служивший в это время в

Польше, получил указание составить проект российской конституции.

Опираясь на политические сочинения Сперанского М.М., конституцию

Царства Польского и другие европейские конституционные акты, в

канцелярии Новосильцева Н.Н. составили конституционный проект под

названием "Государственная уставная грамота Российской Империи".Проект

“Государственной уставной грамоты Российской империи” ,

предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу

Новосильцев хорошо знал проект М.М.Сперанского и понимал, что

одной из причин недовольства Александра I этим проектом было умаление

прав сам ого императора – однажды, обсуждая проект уже после ссылки

автора, царь воскликнул: «А что же я? Какова моя роль в законодательной

Новосильцеву, что на практике опять должно было привести к противоречию

– сохранить в неприкосновенности полновластие монарха и одновременно

ограничить самодержавие. «Государь есть единственный источник всех в

власти определяется «сею государственною уставною грамотой, жалуемою


должна была объявить о введении в России народного представительства, т.е.

Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными

романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной

политической практ ики. Отрез вляющее воздействие оказало на Александра

известие о восстании Семеновского полка (1820) , воспринятое им как угроза

революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо

было принять жесткие м еры. Александр окончательно оставил свои

конституционные стремления и планы, и грамоту Новосильцева положил

В первой четверти XIX в ека налицо было созревание элем ентов

революционной ситуации в России. Именно в этих ист орических условиях

происходило идейное становление тех людей, которые 14 декабря 1825 года

вышли на сенатскую площадь, бросив вызов самодержавию и

крепостничеству, и получили название декабристов. Одним из наиболее

видных мест в их числе принадлежит Павлу Ивановичу Пестелю - одному из

идеологов и вождей декабристского движения, блестящему офицеру, герою

Над конституционным проектом Пестель работал с 1820 по 1824 годы.

Этот проект был делом его жизни. Павел Иванович постоянного

совершенствовал его, подвергая переделкам, изменениям и дополнениям.

Основные положения его обсуждались на первом съезде руководства

Южного общества в Киеве в январе 1822 г., на котором было решено

предоставить всем его членам год на обдумывание пестелевских

Мироненко С.В., Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в., М., 1999г.

История России с древнейших времен до конца XVII века .Боханов А.Н., Горинов М.М. М.: АСТ, 2001г.


предложений. На втором съезде в январе 1823 г. после доклада Пестеля

проект б ыл обсужден по в сем пунктам и принят голосованием, став

программным документом Южного общества. В 1824 г. документ получил

новое название - «Русская правда или Заповедная Государственная Грамота

Великого Народа Российского, служащая Заветом для Усовершенствования

Государственного устройства России и Содержащая Верный Наказ как для

- свода законов Киевской Руси XI - XII вв. Этот период он считал наиболее

благополучным в жизни русского народа, поскольку тогда еще феодальные

отношения находились в зародыше и сохранялись пережитки первобытного

ассоциировалось у него, таким образом, со справедливым общественным

Никита Муравьев в ранний период участия в движении декабристов, т.

республиканских взгля дов. Но уже к 1822 г . его взгляды станов ятся

умеренными. На изменение его взглядов повлияло изменение внутренней и

международной обстановки: в России были подавлены волнения в военных

поселениях, в Семеновском полку; в Европе были задушены революции. Все

это вместе взятое, видимо, и повлияло на то, что Муравьев стал держаться

более умеренных взглядов и вм есто республики стоял за конституционную

Конституция Никиты Муравьева явилась плодом длительной работы.

Он начал ее писать с осени 1821 г., но нет сомнений, что подготовительный

период ее создания начался ранее. Никита Мурав ьев изучил всевозможные

действовавшие в то время конституции, штудировал основные законы

В основу государственного устройства России Сперанский первым положил идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим органом судебной власти должен был стать Сенат, исполнительной — министерства, законодательной — Государственная дума. Однако выше всех этих высших органов учреждался Государственный совет в качестве совещательного органа при царе. Как и прежде, окончательно утверждал или отклонял любой законопроект, даже принятый Государственной думой, Его величество император.

Александра I вполне устраивали такие рассуждения. Ненависть дворян к Сперанскому тоже оказалась для царя кстати. Она давала ему возможность пожертвовать Сперанским и таким образом вернуть себе расположение дворянства, утраченное после Тильзита.

Однако в уже 1815 г. Александр на первом польском сейме произносит речь, где говорит о том, что он и в России намерен ввести конституционный строй.

Уставная грамота Российской империи. Её составителями были: граф Новосильцев, французский юрист Пераш-Дешан, поэт Вяземский.

Читайте также: