Конституционные реформы в казахстане кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сейдахметова А., заведующий научно-исследовательским сектором Отдела анализа и планирования Верховного Суда Республики Казахстан.

Подлинной основой для развития государственности Казахстана стала Конституция 1995 года. Этот документ готовился группой специалистов при активнейшем участии и непосредственном руководстве Президента страны.

По результатам обсуждения проекта Конституции, в ходе которого было внесено около 30 тысяч предложений, 55 из 99 статей проекта Конституции претерпели существенные изменения. Опубликованный в новой редакции вариант, учитывавший эти поправки, был представлен на республиканский референдум и по его итогам принят в качестве основного закона.

Говоря о причинах принятия Конституции 1995 г. и закреплении в ней основ конституционного строя, нельзя не сказать о становлении парламентаризма в республике. Как известно, за период с апреля 1990 г. по март 1995 г. в Казахстане институт высшего законодательного органа пережил два кризиса. В первом случае — это решение о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета, принятое самими депутатами, во втором — роспуск Верховного Совета, которому предшествовало решение Конституционного Суда о признании нелегитимными полномочия депутатов Верховного Совета. Думаю, что здесь стоит кратко остановиться на причинах парламентского кризиса. В рамках рассматриваемого периода Верховный Совет функционировал с апреля 1990 — по декабрь 1993 г. Его формированию и деятельности предшествовали первые демократические выборы (впрочем, такие выборы проходили по всей территории бывшего СССР).

Таким образом, первый парламентский кризис в Казахстане характеризовался распадом всей системы Советов, их роспуском. На этом этапе выдвигается задача по формированию профессионального, постоянно действующего законодательного органа.

Но как бы то ни было, Республика Казахстан, с учетом положительных и отрицательных проявлений функционирования основных институтов демократии, продвигается вперед. И это было особенно ощутимо с принятием путем всенародного голосования 30 августа 1995 г. Конституции Республики Казахстан.

Конституция 1995 года определила Республику Казахстан как демократическое унитарное государство с президентской формой правления.

К числу важнейших приоритетов отнесены демократические принципы конституционного строя Казахстана — ценность человека, его прав и свобод, идеологическое и политическое многообразие, равенство перед законом. Конституция в полной мере воплотила положения Всеобщей декларации и международных пактов ООН, а международные договоры, ратифицированные Парламентом страны, имеют приоритет перед ее законами.

Изменения и дополнения в Конституцию, принятые Парламентом осенью 1998 года, укрепили значимость, роль и место высшего представительного органа в системе государственной власти. Корректировка конституционных норм была направлена на повышение эффективности деятельности законодательного органа страны, профессионализма его депутатов. Изменения касались компетенции, порядка формирования и сроков полномочий отдельных государственных органов. Были расширены полномочия Парламента, к примеру, по внесению изменений в Конституцию. Значимые изменения были внесены и в избирательную систему, в частности, увеличено число депутатов Мажилиса Парламента и введены выборы от политических партий по пропорциональной системе.

В преамбуле Конституции Республики содержится ряд общепризнанных положений, а также некоторые специфические моменты. Все многонациональное население определяется как "народ Казахстана". Это означает, что политическое самоопределение осуществлено не одной нацией, а всеми национальностями. Такое положение имеет исключительно важное значение для единения людей различных национальностей, укрепления этносоциальной основы государства, недопущения дискриминации, развития демократии. Вместе с тем в преамбуле отмечается, что народ Казахстана не является случайным конгломератом, а объединен общей исторической судьбой. Отдавая должное казахской нации, преамбула подчеркивает, что государственность создается на исконной казахской земле. Однако признание национально-территориальных истоков государства Казахстан не означает установления каких-либо привилегий и преимуществ для казахов.

Раздел I "Общие положения" Конституции Республики Казахстан посвящен характеристике формы правления и устройства государства, принципам его организации и деятельности, социальной сущности, экономической основе общества, а также определению действующего права. В соответствии с Конституцией Казахстан "утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы". Такая характеристика показывает, что оно находится на начальном этапе развития. Вместе с тем Конституция определяет перспективы и направления развития общества и государства.

Демократический характер государства Казахстан закреплен в конституционных положениях. Одним из основополагающих принципов организации государства является выборность Президента, депутатов Парламента, местных представительных органов. Другим основополагающим принципом является решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами (проведение референдума, процедура голосования в Парламенте и т. д.).

Демократизм государства Казахстан выражается и в том, что Конституция устанавливает демократические нормы, позволяющие гражданам выдвигать и выбирать в представительные органы своих представителей, выражающих, желающих и способных отстаивать интересы народа в целом, национальных меньшинств, законные интересы граждан.

Демократизм государства Казахстан выражается в демократических способах проведения референдума. Его проведение основывается на принципах: 1) добровольности участия в референдуме и свободного волеизъявления граждан; 2) всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосовании; 3) гласности. На референдум могут быть вынесены вопросы принятия Конституции, конституционных законов, законов Республики, внесение в них изменений и дополнений, иные вопросы, связанные с решением наиболее важных вопросов государственной жизни.

Конституция Республики Казахстан предусматривает демократический политический режим. Во-первых, он выражается в установлении институтов представительной и непосредственной демократии. Во-вторых, в закреплении широких гражданских прав и свобод и обеспечении гарантии их реализации. В-третьих, Конституция создает условия для формирования независимых средств массовой информации. Политическая цензура, являвшаяся мощным средством тоталитарного режима, ушла в прошлое. Отсутствие цензуры - яркое проявление существования демократического политического режима. В-четвертых, политический плюрализм, признанный Конституцией, позволяет создавать различные организации, в том числе оппозиционные. И это, безусловно, одна из гарантий от возможного отступления от демократических методов управления обществом.

Одним из важнейших принципов демократической организации государства является принцип разделения властей. Конституция Республики установила, что государственная власть в Казахстане осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви с использованием системы издержек и противовесов.

Встав на путь независимого развития, Казахстан воспринял идеи правового государства. Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан" провозгласил его "независимым, демократическим и правовым государством". Однако в 1991 г. не было реальных оснований для того, чтобы называть Казахстан правовым государством. Правовое государство - продукт длительного исторического развития. Учитывая это обстоятельство, Конституция 1995 г. осторожно подходит к идее правового государства. Республика Казахстан только встала на путь утверждения правового государства.

Важным принципом правового государства является верховенство закона, его господство в общественной жизни. Наиболее важные стороны общественной жизни должны регулироваться посредством законов.

Конституция Республики Казахстан подводит правовую основу для формирования социального государства. С одной стороны закрепляется широкий спектр социально-экономических прав и свобод граждан, позволяющих свободно трудиться в любой сфере общественной жизни и получать должное вознаграждение за труд. С другой - запрещается принудительный труд, использование собственности во вред обществу. В Конституции Республики говорится, что пользование собственностью должно одновременно служить общественному благу. Следовательно, Конституция возлагает на государство обязанность следить за установлением социальной справедливости в сфере производства и распределения.

Все сказанное свидетельствует, что в основу Конституции положен не формационно-классовый подход к определению социальной сущности государства. По Конституции социальная база государства - все население, весь народ. Таким образом, и с социально-экономической точки зрения народ является единственным социальным субъектом общества, поэтому формирующееся государство с максимальной уверенностью можно назвать социальным государством. Дополнительным подтверждением этого является ориентация Конституции на общечеловеческие (а не классовые) ценности, выраженные в общепризнанных нормах международного права.

В Конституции Республики указывается, что Казахстан является светским государством. Светский характер государства проявляется в том, что в нем не существует официальной, государственной религии - ни одно из многочисленных вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В соответствии с Конституцией вероучения, их каноны и догматы, религиозные объединения, действующие в Казахстане, не вправе оказывать влияние на политику государства, на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц. Светский характер государства Казахстан обеспечивается отделением религиозных объединений от государства. Это означает также, что государственные органы не должны допускать незаконного вмешательства в дела религиозных объединений, а также возлагать на религиозные объединения функции государственных органов.

Светский характер государства Казахстан выражается также в том, что не допускается деятельность политических партий на религиозной основе. Конституция говорит о недопущении деятельности политических партий на религиозной основе.

Светский характер Республики Казахстан выражается и в том, что не допускается государственное финансирование религиозных объединений.

Республика Казахстан является унитарным государством. Унитарная форма государственного устройства не может быть изменена, говорится в Конституции.

Конституция 1995 г. знаменует начало второго этапа формирования единой национальной системы законодательства. Поскольку союзные нормативные акты потеряли свою актуальность и значение в связи с коренными экономическими, политическими и социальными изменениями, а также с принятием новых законов, отпала необходимость указания в новой Конституции на союзные нормативные акты, хотя отдельные союзные акты продолжают действовать.

Конечно, формирование единой национальной системы законодательства - длительный процесс, который, вероятно, охватит весь переходный период. Одновременно это процесс развития единой системы, поскольку устаревшие акты и нормы будут отменяться и заменяться более совершенными. Несомненно, что процесс формирования и развития законодательства должен основываться на Конституции. В унитарном государстве Казахстан национальное законодательство представляет единое, неделимое и целостное явление. Иначе говоря, в Казахстане формируется система национального законодательства, которое создается единой системой высших органов государственной власти. Законодательные акты местными органами государственной власти не принимаются.

Конституция Республики Казахстан признает идеологическое и политическое многообразие. Идеологическое многообразие означает допущение существования и функционирования самых различных идеологических воззрений и течений, порою противостоящих друг другу. Главное условие их легитимности состоит в том, чтобы идеологические течения не претендовали на исключительное право стать государственной идеологией, не проповедовали идеи и взгляды, направленные на насильственное изменение конституционного строя, на нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, религиозной, сословной и родовой розни. Освобождение от господства официальной государственной идеологии - марксистской, безусловно, благотворно влияет на общественное сознание, освобождает сознание от прокрустова ложа одной идеологии и способствует идейному развитию общества.

Политическое многообразие означает возможность существования самых различных политических партий и организаций, а также систему власти, основанную на взаимодействиях и противовесах основных политических партий и организаций.

Таким образом, Конституция Республики Казахстан создала широкую конституционную основу для организации и деятельности политических партий и других объединений. С одной стороны, имеется достаточное конституционное поле для обеспечения политического плюрализма, а с другой стороны, вполне демократическими, цивилизованными средствами защищаются права, свободы граждан, суверенитет и законные интересы государства.

В ст. 6 Конституции Республики Казахстан определяется правовая основа собственности. Конституционно закрепляются два вида собственности: государственная и частная. Они могут иметь разнообразные формы и защищаются равным образом.

В Конституции Республики закреплены принципы правового статуса человека и гражданина, т. е. основные правовые начала, исходя из которых человек и гражданин пользуется своими правами и свободами, выполняет обязанности. Отмеченные принципы выражены в следующих положениях Конституции.

Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия.

Главным итогом современного конституционного развития Казахстана является обусловленное воспринятием ею традиционных стандартов демократии, превращение Конституции из способа закрепления строя патерналистского государства с характерной для него неограниченной правовыми рамками властью в закон, закрепляющий строй социального правового государства, власть которого ограничена суверенитетом народа и правами, человека и гражданина, составляющими сферу индивидуальной автономии личности и устанавливающими способом и меру ее социализации.

И наконец, можно констатировать, что именно эта Конституция открыла для Казахстана возможности войти в круг развитых стран мирового сообщества. И в то же время позволила уважать и считаться с Республикой Казахстан, как с равноправным членом международного сообщества наций.

1. Зиманов С. Нужна перестройка самой перестройки // Вестник Казахстана. — 1994. — 19 апр.

2. О самороспуске Алатауского районного Совета народных депутатов г. Алматы // Советы Казахстана. — 1993. — 18 нояб.

3. Последний день сессии // Советы Казахстана. — 1993. — 14 дек.

6. Зиманов С. 3. Нужен ли такой Конституционный Суд? // Юридическая газета. — 1996. — 14 июля.

Конституция Республики Казахстан

Конституции Казахстана в этом году исполняется 26 лет, за такой короткий по историческим меркам промежуток наш Основной закон прошел путь глубокого реформирования. При этом поправки не поменяли основы Конституции, которую составляют идеи согласия и стабильности.

Намного старше

Измерение возраста Основного закона оказывается не совсем корректным, если обратиться к истории. На территории современного Казахстана первая конституция была принята 95 лет назад. Тогда это был Основной закон для Казахской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР, утвержденный в 1926 году. Позднее Казахстан получил иной статус – Казахской ССР, и для него появилась новая Конституция в 1937 году. В свою очередь, и эта версия была реформирована настолько, что в 1978 году появился совершенно новый документ.

И вот как раз по Конституции 1978 года Казахстан жил до момента принятия нового Основного закона для независимого государства – Республики Казахстан за некоторыми исключениями. Как и в Конституциях большинства союзных республик, в казахстанской в начале 90-х появились положения, которыми главой исполнительной и распорядительной власти стал Президент, а Совет министров стал Кабинетом министров.

По новым правилам

В начале 90-х годов прошлого века Казахстан, ранее бывший союзной республикой, начал свое существование в новом статусе независимого государства. По сути, появилась новая страна с совершенно иным экономическим, политическим и общественным устройством. И действовавшая с 1978 года Конституция, даже с учетом внесенных изменений, уже не соответствовала требованиям объективной действительности.

Как отмечает в книге Нурсултан Назарбаев, суверенный Казахстан нуждался в новой Конституции – правовом фундаменте для дальнейшего развития как современного цивилизованного государства.

В результате над новой версией Конституции трудилась специальная рабочая группа, созданная по поручению Елбасы. В нее входили известные юристы и правоведы. Плод их трудов был принят Верховным Советом 28 января 1993 года.

Но прежде, чем вновь изменилась Конституция, поменялся орган, который ее принимал. Верховный Совет Казахстана был признан Конституционным судом нелегитимным в марте 1995 года, после чего был распущен. Глава государства взял на себя законодательные полномочия и за год принял около 140 Указов, имеющих силу Закона. Ранее за такой же период Верховный совет принимал 7 законов.

И вновь была создана рабочая группа для создания Конституции, отвечающей велению времени и новым казахстанским реалиям. Во главе группы стоял тогдашний министр юстиции РК Нагашбай Шайкенов. К обсуждениям также подключился и Первый Президент.

Новая Конституция была вынесена на всенародный референдум 30 августа 1995 года. За нее проголосовали 90% участников референдума, и таким образом была принята Конституция Республики Казахстан, по которой страна живет и сегодня.

Одним из ключевых моментов нового Основного закона стали закрепленные в Основном законе по настоянию Первого Президента положения о базовых принципах РК, среди которых - общественное согласие, политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.

Новая Конституция провозгласила идеологическое и политическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом.

Шаги трансформации

Конституция Республики Казахстан, принятая в 1995 году, реформировалась несколько раз. В каждом случае, как отмечают эксперты, поправки были связаны с тем, что страна выходила на новый уровень развития.

Впервые Основной закон независимой республики был скорректирован в 1998 году. Всего внесено 19 поправок, направленных на совершенствование избирательной системы, повышение роли политических партий, расширение полномочий Парламента. Также изменения касались обеспечения свободы прессы, формирования независимой судебной системы, увеличения представленности женщин во всех органах власти.

С этого момента в Казахстане начались реформы избирательной системы с переходом к смешанному варианту. Выборы в Мажилис теперь проводились и по одномандатным округам, и по партийным спискам. Политические партии таким образом получили возможность бороться за депутатские мандаты, 10 кресел в Мажилисе распределялись между партиями в зависимости от числа проголосовавших за их списки избирателей.

Срок полномочий депутатов Мажилиса составил 5 лет, депутатов Сената – 6 лет.

Второй этап конституционной реформы, датированный 2007 годом, был озвучен Первым Президентом на совместном заседании палат Парламента. Нурсултан Назарбаев заявил о переходе к новому этапу демократизации. Результатом реализации инициатив Елбасы стал законопроект с поправками в Конституцию. В итоге поправками число депутатов Парламента в целом увеличено до 154. Была изменена и значительно упрощена процедура выражения Мажилисом вотума недоверия Правительству либо одному или нескольким министрам. Также выборы депутатов Мажилиса стали проходить не по мажоритарной (большее число избирателей за кандидата), а по пропорциональной системе (большее число голосов за партию). Введена процедура назначения Премьер-министра с согласия большинства депутатов Мажилиса.

Необходимо отметить важнейшую поправку, внесенную в Основной закон РК в 2007 году. Благодаря этому Ассамблея народа Казахстана была наделена правом избирать из своих членов депутатов Мажилиса в рамках установленной квоты. Таким образом, АНК получила парламентский статус.

В 2011 году изменения были внесены в Конституцию в третий раз. Поправками было установлено: внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента РК и проводятся в порядке и сроки, установленные конституционным законом (новый пункт 3-1 статьи 41 Конституции Казахстана).

Третья модернизация Казахстана

Большой резонанс вызвали поправки, внесенные в рамках этого процесса в Конституцию РК. В частности, большой объем полномочий был передан от Президента Парламенту и Правительству. За Главой государства в качестве приоритетных остались стратегические функции – роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти, решения во внешнеполитической сфере, вопросы национальной безопасности и обороноспособности страны.

При этом достигался важный результат – повышение ответственности ключевых государственных институтов и усиление их роли. Правительству переданы полномочия по утверждению по согласованию с Президентом государственных программ и обеспечение их выполнения.

Также поправками закреплено, что Глава государства теперь только после консультации с Премьер-министром и председателями Мажилиса и Сената может прекращать досрочно полномочия маслихата любого уровня. Также назначать акимов Президент может с согласия маслихатов, областей, городов республиканского значения и столицы.

Важным изменением стало и то, что по Конституции теперь лишение гражданства Казахстана допускается по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам страны. Также в категорию неконституционных действий вошли действия не только против межнационального, но и против межконфессионального согласия.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Двадцать пятого января 2017 года глава государства объявил об очередной конституционной реформе. Поправки к Основному закону были подготовлены конституционной комиссией, созданной по инициативе Президента РК.

Сегодня эти поправки вынесены на общественное обсуждение, которое продлится месяц, после чего эти изменения будут направлены на утверждение в Парламент РК.

Является ли данная реформа неожиданной для казахстанского общества?

Думается, что нет. Она была обещана главой государства в ходе своей предвыборной кампании в 2015 году. Поэтому обществом данная конституционная реформа воспринимается, как плановое, а не экстренное (форс-мажорное) мероприятие.

Между тем, в средствах массовой информации и в среде специалистов, разбирающихся в вопросах государственного строительства, содержание конституционной реформы получило неоднозначную оценку. Разброс мнений, в этом вопросе, весьма, широк, от эпохального события до косметического ремонта Конституции [ 1 ] .

Так, какую оценку дать заявленной реформе?

Сразу следует заявить, что по оценке автора настоящей статьи, реформа носит весьма неоднозначный характер. В ней есть удачные находки, спорные моменты и, к сожалению, малоэффективные предложения.

Означает ли это, что такое решение следует расценивать, как переход, от президентской к президентско-парламентской форме правления. Однозначно, нет. Президентская форма правления как была, так и остается де-юре. Об этом свидетельствуют положения п.1 статьи 2 Конституции РК.

Исходя из этого, следует заключить, что реформаторы, говоря словами политолога А.Чеботарева, предлагают лишь преобразовать действующую политико-властную систему республики таким образом, чтобы все три ее ключевых института - президент, парламент и правительство - были достаточно сильными в реализации своих властных полномочий [ 3 ] . Но как этого можно реально добиться (не корректируя форму правления и не внося предложений по совершенствованию порядка избрания Мажилиса Парламента по партийным спискам и путем самовыдвижения и т.д.)? Об этом, к сожалению, в проекте Закона речи не идет.

На наш взгляд, данная редакция будет более точной по содержанию, т.к. конкретно определяет элементы незыблемости государства - независимость, унитарность, территориальная целостность и республиканская форма правления.

Касательно последнего элемента - республиканской формы правления, следует пояснить, что в теории права существуют две основные формы правления: республика и монархия. Так, в Казахстане должна быть незыблемой республиканская форма правления, а не президентская форма правления, как вытекает из редакции п.2 ст.91, предложенной разработчиками. Президентская форма правления является всего лишь производной от республиканской формы правления. Иными словами, республиканская форма правления должна быть неизменной, а ее разновидности президентская, парламентская или президентско-парламентская формы правления должны по мере необходимости меняться. Например, как сегодня это происходит в Турции.

Без этого уточнения трудно понять среднестатистическому гражданину, какая у нас форма правления, да, и международному сообществу будет четче видна направленность этой реформы.

Весьма обнадеживает предложение реформаторов, связанное с корректировкой пунктов 1 и 2 статьи 26 Конституции. В частности они предложили данные пункты изложить в следующей редакции:

«1. Каждый может иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество.

Необходимость корректировки данных пунктов вызвано в первом случае неточностью действующей редакции пункта 1 ст.26 Конституции РК. Сегодня в нем говориться, что частную собственность и любое законно приобретенное имущество могут иметь граждане Республики Казахстан, что де-юре, нарушает права иностранцев и лиц без гражданства.

Изменение редакции пункта 2 ст. 26 Конституции РК можно объяснить, во-первых, тем, что ранее проведенные легализации имущества и денежных средств, требуют соответствующей государственной защиты и гарантий со стороны государства. Во-вторых, это сигнал мировому сообществу, что собственность в Казахстане неприкосновенна, что откроет дорогу зарубежному капиталу и инвестициям.

Кроме того, изменение данной статьи, на наш взгляд, теперь налагает на государство и на действующую власть обязанность, гарантировать мощью своей правоохранительной системы, защиту права собственности и её неприкосновенность. Это значит, что не только суды должны стать бастионом защиты права собственности от любых посягательств на нее, как со стороны преступных элементов, так и со стороны государственных органов, но и органы внутренних дел, должны активизировать работу по предупреждению и раскрытию краж частной собственности граждан.

Данное дополнение, на наш взгляд, дает гарантию того, что суверенитет нашего государства будет защищен на конституционном уровне от любых посягательств со стороны третьих стран, особенно, когда идет речь о создании каких-либо наднациональных органов в рамках, тех или иных, межгосударственных союзов.

В целях экономии словесного материала и логики его изложения можно порекомендовать комиссии по конституционной реформе объединить положения подпунктов 18), 19), 20) статьи 44 Конституции РК в подпункте 5) этой же статьи .

Данное предложение основано на том, что в подпункте 5) идет речь о том, что Президент образует, упраздняет и реорганизует государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные ему, а в подпунктах 18) - 20) названы органы, которые он формирует.

Считаем необходимым обратить внимание разработчиков на положения пункта 3-1 статьи 41 Конституции РК.

Несмотря на то, что по этому пункту ст. 41 Конституции РК было принято нормативное постановление Конституционного Совета РК от 24 февраля 2015 года, которое определило, что Президент Республики Казахстан имеет исключительное право единолично назначать внеочередные выборы [ 5 ] .

Считаем, что данная норма требует установления конкретного перечня ситуаций, при наступлении которых Президент страны мог принять решение о внеочередных президентских выборах, а не брал на себя весь груз исторической ответственности при решении этого вопроса. При этом следует иметь в виду, что Президент как гарант Конституции не имеет права на ошибку, которая может создать отрицательный прецедент и пагубно отразиться на принципе верховенства норм Конституции, да, и на имидже самого Президента.

Исходя из этого, считаем, что данную норму лучше исключить или дополнить конкретным перечнем ситуаций, при наступлении которых Президент страны мог принять решение о внеочередных президентских выборах.

Здесь мы видим проблему в том, что принадлежность главы государства к политической партии перестает быть гарантией принципа независимости судей.

Как это связано с независимостью судей? Прямой связи, может быть, и нет, но опосредовано она существует. По Конституции РК судьи по кадровым вопросам зависимы от Президента РК (имеется ввиду назначение им председателей и судей местных судов, а также представление им в Сенат Парламента кандидатур на вакантные должности судей в Верховный суд РК и др.). Кроме того, в его прерогативу также входит образование и упразднение судов, прекращение полномочий назначенных им судей, лишение их неприкосновенности и др.

Возникает вопрос, такая зависимость судей, не спровоцирует ли у них и соответствующего политического пристрастия при рассмотрении конкретных дел, тем более, когда в стране есть оппозиционные и другие партии. На основании этого, полагаем, что полномочие по формированию судов, целесообразно передать Парламенту, как коллегиальному органу, имеющему в своем составе представителей разных политических партий. Судьи, избранные (назначенные) Парламентом, уже не будут связаны точкой зрения только одного должностного лица, что даст им возможность на более объективную и независимую оценку рассматриваемых ими дел.

В заключение следует отметить, что вышеизложенные предложения по совершенствованию текста Конституции РК носят субъективный характер, а посему не бесспорны.

Литература:

4. Афоризм Мадей К. ;

30 лет независимости Казахстана

Конституционный процесс Казахстана

26.08.2021

Конституционный процесс Казахстана

За годы независимости Казахстан прошел путь, присущий многим молодым государствам – от приверженности общим подходам и позициям до выработки деталей. Принятая всенародным голосованием 26 лет назад Конституция заложила фундамент современного государственного устройства Казахстана, стала надежной основой развития по пути демократии и свободы, стабильности и созидания. В странах, недавно вставших на путь независимости, утверждение конституционализма выступает целью и средством глубоких преобразований общества и государства, становится одной из первейших гарантий национальной безопасности.

Правильно воспользоваться уникальным средством получается далеко не у всех. О том, какой путь прошли конституционные реформы Казахстана за годы независимости порталу Qazaqstan Tarihy рассказал научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК кандидат политических наук Б.Р. Шериязданов.

Республика Казахстан успешно прошла сложнейший отрезок своей многовековой истории: мягкий, без потрясений и человеческих жертв кардинальный демонтаж социализма и вхождение в будущее - становление и утверждение государственной независимости. Конституция Казахстана является ядром национальной политико-правовой системы, юридической основой государственности и суверенитета страны, законности и правопорядка, фундаментом, на котором базируется все законодательство, правоприменительная практика, а также процесс государственно-правовых преобразований и развития страны.

В тексте Конституции закреплены как общечеловеческие, так и национальные ценности, отражена единая воля народа Казахстана, его интеллектуальный потенциал и основные стандарты международного сообщества. По Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским и правовым государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (статья 1). Конституция закрепила единство народа страны и объединила представителей более 130 национальностей, 45 конфессий, связанных общей исторической судьбой. В ней в первую очередь акцентируется внимание на определение правового статуса гражданина и основ общественного устройства, а потом уже государства и его институтов. Тем самым утверждается приоритет общечеловеческих ценностей и общепризнанных норм международного права.

За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в нее вносились пять раз: в 1998, 2007, 2011, 2017 и 2019 годах.

В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей Основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий президента, депутатов Сената и Мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего.

Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов Мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.

Основные положения конституционной реформы сводятся к следующему. Во-первых, формируется более эффективная и сбалансированная система сдержек и противовесов в виде властных полномочий и ответственности между ветвями власти при повышении роли Парламента. Часть полномочий Президента перераспределяется в пользу Парламента, который получает возможность формировать Правительство, две трети Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета и контролировать их работу. Срок полномочий Президента сократился с 7 до 5 лет. Исключается норма, ограничивающая право Президента на осуществление деятельности в политической партии на период осуществления своих полномочий. Уточнены полномочия Президента в отношении Парламента, Правительства, Верховного суда, Центральной избирательной комиссии, Национального банка и акимов - глав местных исполнительных органов. Для обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества главе государства были даны полномочия по утверждению 15 депутатов вместо прежних 7. Президент наделяется правом законодательной инициативы и роспуска Мажилиса в отдельности, а не всего Парламента. Премьер-министра руководитель страны теперь будет, назначат с согласия только нижней Палаты, а министров иностранных и внутренних дел, обороны и юстиции, председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии - самостоятельно. На утверждение Президентом председателя Национального банка необходимо одобрение Сената. Маслихаты получили полномочия о даче согласие на назначение акимов областей, города республиканского значения и столицы Президенту страны. Нижняя Палата Парламента получает большее влияние на судьбу исполнительной власти. Премьер-министр обязан ставить перед вновь избранным Мажилисом вопрос о доверии Правительству, а для вотума недоверия теперь достаточно простого большинства голосов депутатов. Устанавливаемая ответственность Правительства не только перед Президентом, но и всем Парламентом, что, по сути, знаменует начало перехода от президентской к президентско-парламентской форме правления. Численность Парламента увеличивается с 116 до 154 депутатов. Исключена норма о том, что парламентарий не связан каким-либо императивным мандатом.

Во-вторых, обеспечивается более широкое участие общества в управленческих процессах путем укрепления роли политических партий. Одновременно для дальнейшего развития общественного консенсуса и обеспечения представительства этнических групп в высшем законодательном органе страны, дальнейшей консолидации полиэтнического общества Ассамблея народа Казахстана получила статус конституционного органа и фиксированную квоту мест - 9 мандатов в нижней Палате Парламента. Осуществлен переход к процедуре формирования Правительства партией парламентского большинства, которая будет нести ответственность за действия Кабинета Министров. В зависимости от итогов выборов вводится частичное бюджетное финансирование политических партий.

В-третьих, создаются новые возможности для формирования общественных институтов и новой демократической культуры. Как определено Законом маслихаты становятся основой местного самоуправления, которым, в соответствии со специальным законом, может быть делегировано осуществление государственных функций. В числе их новых полномочий - сопричастность при назначении акимов, право выражения им вотума недоверия простым большинством голосов. Для обеспечения стабильности власти на местах срок, на который избираются маслихаты, увеличен с 4 до 5 лет.

В-четвертых, усиливается независимость и эффективность судебной системы, расширяется объем гарантий защиты конституционных прав и свобод человека. Поправка, внесенная в статью 15 Конституции, гарантирующая право человека на жизнь, фактически отменяет данный вид наказания в Казахстане, так как, согласно ей, смертная казнь может предусматриваться законом, как исключительная мера наказания лишь за особо тяжкие преступления, совершаемые в военное время и террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.

Таким образом, конституционная реформа 2007 года стала конкретным важным шагом в сторону реальной демократизации Казахстана.

Также были расширены полномочия правительства и парламента Республики Казахстан. Переход к пропорциональной системе выборов в Мажилис усилил возможности партий в формировании законодательного поля. Повышению роли партий, а через них и усилению контроля гражданского общества над властью отвечают норма об утверждении Премьер-министра парламентским большинством и процедура консультаций Президента с партийными фракциями при назначении Главы Правительства. Благодаря этой норме, повысилась взаимная ответственность Парламента и Правительства. Эти и другие конституционные нововведения принципиально изменили облик государства и означали собой выбор оптимальной модели казахстанской государственности.

Данные изменения позволили решить три основные задачи:

- создать запас устойчивости политической системы на многие годы вперед;

- повысить роль Правительства и Парламента, что даст более эффективный механизм ответа на современные вызовы;

- сформировать современную модель государственного устройства в рамках международного опыта, в ответ на мировые вызовы в виде затянувшегося экономического и финансового кризиса, угрозы терроризма и экстремизма, мировой пандемии через перераспределение полномочий между ветвями власти.

Все вышеперечисленные изменения показывают модернизационный потенциал Основного закона страны. Во-первых, модернизация как тип политического реформирования состоит в значительном расширении функций государства. В Конституции 1995 г. немало статей посвящено именно функциональной роли государства.

Во-вторых, политическая модернизация означает серьезное реформирование прежних властных структур. Ключевым элементом развития этой конструкции является не конституционная реформа, а реформирование институтов государственной службы – создание рациональной бюрократии, способной эффективно действовать на правовой основе. Перспективная цель этих преобразований – создание сильного демократического государства.

Главная же идея конституционной реформы в Казахстане сильное и устойчивое государство, способное ответить на глобальные вызовы нашего сложного времени, идущее по пути дальнейшей демократизации и ускоренного социально-экономического роста при сохранении межэтнического согласия и стабильности. Конституционные изменения, оказывают позитивное воздействие на эффективность всей системы государственного управления, способствуя ее демократизации, стабильности и прозрачности.

При этом в обществе фиксируются позитивные ожидания конституционной реформы, связанной с усилением роли Парламента, улучшением транспарентности госаппарата, более активным участием и влиянием общественности в жизни государства и расширением роли местного самоуправления.

В этом контексте, именно благодаря Конституции, Казахстан за 30 лет своей Независимости сохранил и обеспечил внутреннюю стабильность, сформировал надежную социальную базу развития. За прошедшие годы Казахстан стал полноправным и ответственным участником международного сообщества, выполняющего важные функции по обеспечению геополитической стабильности и международной безопасности в регионе.

Современные темпы развития Казахстана в контексте проводимых реформ порождают необходимость глубокого осмысления идей и принципов конституционализма, степени их распространения и динамики реализации в национальном законодательстве. Конституция как основная форма воплощения этих правовых постулатов является высшим политико-правовым актом, регулирующим основополагающие общественные отношения, и ее дальнейшее совершенствование в соответствии с глобальными вызовами и потребностями развития государства является необходимым и востребованным.

Необходимо отметить, что для Казахстана Основной закон страны сыграл положительную роль в преодолении не только экономических, финансовых кризисов, но и в период мировой пандемии. Это отмечают не только руководители ВОЗ, но и лидеры других государств со всего мира. Это высокая оценка не только деятельности Президента страны, но и оценка действующей Конституции (Основного закона) страны.

Читайте также: