Конституционное оформление ссср кратко

Обновлено: 02.07.2024

Факторы, способствующие сохранению единства страны и объединению революционных народов в новом централизованном государстве (общность исторических судеб; сложившаяся на основе разделения труда между территориями, единая хозяйственная система и единый общероссийский рынок; общая транспортная сеть и почтово-телеграфную служба; исторически сформированная перемешанность полиэтничного населения; налаженные культурные, языковые и другие контакты) оказались мощнее факторов, препятствующих сохранению единства (остающееся национальное неравноправие, память о русификаторской политике старого режима; стеснение прав отдельных национальностей и боязнь повторения такой политики в новом виде; вкус к независимой власти, быстро обретавшийся национальными элитами окраинных народов в период разраставшейся смуты).

Национальная политика Советской власти позволила переломить разрушительную тенденцию и склонить народы России к сохранению единства в рамках единого федеративного государства. Стихийное развитие процесса самоопределения народов бывшей империи было прервано Наркомнацем — Народным комиссариатом по делам национальностей РСФСР — государственным органом РСФСР по осуществлению национальной политики Советской республики. Наркомат действовал с октября 1917 г. по апрель 1924 г. Его деятельность распространялась на территорию РСФСР и на все национальные окраины бывшей Российской империи.

Основной задачей наркомата было обеспечение мирного сожительства и братского сотрудничества всех национальностей и племен РСФСР, а также договорных дружественных советских республик; содействие их материальному и духовному развитию с учетом особенностей их быта, культуры и экономического состояния; наблюдение за проведением в жизнь национальной политики Советской власти.

В составе РСФСР на протяжении 1918–1922 гг. возник целый ряд автономных образований. Первыми из них были Туркестанская АССР (апрель 1918 г.), Трудовая коммуна немцев Поволжья (октябрь 1918 г.), Башкирская АССР (март 1919 г.). В 1920 г. созданы Татарская АССР, Карельская трудовая коммуна, Чувашская АО, Киргизская (с 1925 г. — Казахская) АССР, Вотская (с 1932 г. — Удмуртская) АО, Марийская и Калмыцкая АО, Дагестанская и Горская АССР; в 1921 г. — Коми (Зырянская) АО, Кабардинская АО, Крымская АССР; в 1922 г. — Карачаево-Черкесская АО, Монголо-Бурятская АО, Кабардино-Балкарская АО, Якутская АССР, Ойротская (с 1948 г. — Горно-Алтайская) АО, Черкесская (Адыгейская) АО, Чеченская АО. В Закавказье образованы: на территории Азербайджана — Нахичеванская Советская Республика (1920), на территории Грузии–Аджарская АССР (1921) и Юго-Осетинская АО (1922); в 1921 г. создана Абхазская ССР.

Потенциал возникновения новых национально-государственных образований на территории бывшей царской России был весьма значителен. См. таблицу 2, с. 538–539 По переписи 1926 г. насчитывалось 185 наций и народностей — лишь 30 из них в той или иной форме обрели государственность к концу 1922 г. Основная масса малых национальностей была индифферентна к федеративному строительству и спокойно существовала в рамках прежнего статуса. К моменту создания СССР национальные образования далеко не покрывали всей территории страны, наравне с ними продолжали существовать административно-территориальные единицы, сохранявшие преемственную связь с дореволюционным губернским, областным, уездным и волостным делением. К 1917 г. в России было 78 губерний, 25 из них в 1917–1920 гг. отошли к Польше, Финляндии, странам Прибалтики.

Руководители Грузии на заседании расширенного пленума ЦК КПГ 19 октября 1922 г. предложили ликвидировать образованную в марте того же года Закавказскую федерацию, по их мнению, искусственную и нежизненную. 20 октября решением Заккрайкома председателя Совнаркома Грузии Окуджаву сняли с поста. 21 октября грузинский ЦК в знак протеста почти в полном составе сложил свои полномочия. Однако в Москве к коллективной отставке отнеслись прохладно.

В Москве такое предложение, как и другие, шедшие вразрез с резолюцией Октябрьского пленума ЦК, принято не было. Конференция полномочных делегаций четырех союзных республик, работавшая в Москве 29 декабря 1922 г., утвердила проекты Декларации и Договора об образовании союзного государства для рассмотрения и принятия назначенным на следующий день объединительным съездом Советов.

I Всесоюзный съезд Советов I Всесоюзный съезд Советов (30 декабря 1922 г.) принял Декларацию и Договор об образовании СССР, избрал Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР — однопалатный орган власти в составе 371 представителя республик по пропорциональному принципу. ЦИК получил верховные полномочия на период между съездами Советов. Избранному тогда же Президиуму ЦИК поручено разработать Положения о наркоматах СССР, о СНК и Совете Труда и Обороны, о ЦИК и его членах, проекты флага и герба СССР. Для руководства работой ЦИК избраны 4 председателя — М.И. Калинин (от РСФСР), Г.И. Петровский (УССР), Н.Н. Нариманов (ЗСФСР), А.Г. Червяков (БССР) и секретарь А.С. Енукидзе. Так, в обновленном варианте и со многими издержками было воссоздано тысячелетнее Российское государство, гарантирующее безопасность существования и развития всем российским народам.

Четвертое совещание ЦК РКП(б) с ответственными работниками национальных республик и областей состоялось 9–12 июня 1923 г. Официально оно созывалось для выработки практических мер по проведению в жизнь резолюции XII съезда партии по национальному вопросу. Докладчиком по основному вопросу совещания был Сталин. Положение дел на местах обрисовали представители 20 партийных организаций. Все были солидарны в том, что коммунистические организации на окраинах могут окрепнуть, сделаться настоящими, марксистскими, только преодолев национализм.

Большое место на совещании заняли проблемы Конституции СССР. В итоге было решено учредить в составе ЦИК СССР две палаты (Союзный Совет, Совет Национальностей), установив равенство их прав и соблюдение условий, при которых ни один законопроект, внесенный на рассмотрение первой или второй, не может быть превращен в закон без согласия на то обеих палат. Конфликтные вопросы предлагалось решать посредством согласительной комиссии, в крайнем случае — съезда Советов. В решениях было записано, что во второй палате автономные и независимые республики будут иметь одинаковое представительство (4 человека или более), а каждая национальная область — по одному представителю.

Заместителями Ленина в правительстве, утвержденном в 1923 г. в соответствии с Конституцией СССР, стали Л.Б. Каменев (одновременно председатель СТО), М.Д. Орахелашвили (председатель Совнаркома ЗСФСР), А.И. Рыков (председатель ВСНХ), А.Д. Цюрупа (нарком РКИ), В.Я. Чубарь (председатель СНК Украины). В состав Совнаркома вошли также 10 наркомов СССР — руководители 5 общесоюзных и 5 объединенных наркоматов.

II Всесоюзный съезд Советов В январе 1924 г. прошли съезды Советов союзных республик, ратифицировавшие Конституцию СССР. Окончательно утвердить ее текст должен был II Всесоюзный съезд Советов, созванный 26 января 1924 г. Он работал в траурные дни: 21 января умер В.И. Ленин. Съезд принял специальное обращение к трудящемуся человечеству и ряд постановлений об увековечивании имени вождя (сооружение мавзолея и памятников, переименование Петрограда в Ленинград, издание сочинений). Тело Ленина было помещено в мавзолей на Красной площади в Москве, ставший местом паломничества миллионов людей.

На основе новой Конституции СССР разрабатывались и принимались конституции союзных и автономных республик. В апреле 1925 г. введена в действие Конституция ЗСФСР, в мае — РСФСР. В 1927 г. принят Основной Закон Белоруссии. Первые после образования СССР изменения в Конституцию Украины были внесены уже на IX съезде Советов Украины: переработанный проект утвержден в мае 1929 г. Из конституций автономных республик в 1920-е гг. был разработан и вступил в силу Основной Закон Молдавской АССР. Высшими исполнительными и распорядительными органами государственной власти союзных республик являлись Советы народных комиссаров, включающие соответствующие союзно-республиканские и республиканские наркоматы.

Образование СССР – это объединение нескольких республик в единое государство. Договор о создании СССР был подписан 30 декабря 1922 г.

Предыстория

Большевики ставили национальную проблему на второе место после классовой. Считалось, что автоматически национальные противоречия будут разрешены после перехода к социализму.

Историческая общность, хозяйственное разделение труда, единая транспортная и связная система, историческая полиэтничность, налаженные культурно-языковые контакты, союзы между республиками были факторами, которые способствовали объединению разных народов в едином государстве. Однако были и факторы, которые наоборот, препятствовали: стремление национальностей к автономии, боязнь повторения русификаторской политики царского режима и т.д.

Поскольку советская власть после революции провозгласила право наций на самоопределение, то во время и после Гражданской войны возникло множество республик (Бухарская, Хорезмская, Закавказская, Туркестанская, Украинская, Белорусская и т. д.) и автономий (Марийская, Кабардинская, Крымская, Черкесская, Чеченская и пр.). В РСФСР же проживало 70 % будущего населения СССР и она занимала 90 % территории.

В марте 1921 г. на X съезде РКП (б) было озвучено, что воплощением искомой формы федерации всех советских республик является РСФСР – федерация с автономными субъектами. Тогда же план автономизации набрал большую популярность. В 1922 г. Сталин предоставил проект резолюции (впоследствии названный сталинским планом автономизации), по которому предусматривалась необходимость признания целесообразным вступление независимых советских республик (Грузии, Армении, Азербайджана, Украины, Белоруссии) в состав РСФСР. Этот проект был разослан руководству республик, но не был встречен с поддержкой.

Готовые работы на аналогичную тему

Ленин же, изучая этот вопрос, занял либеральную позицию. В итоге сформировались ленинская и сталинская формулировки. Ленин считал, что союзные республики должны на равноправных началах объединиться с РСФСР, а не войти в нее, и необходимо создать высшие органы всего Союза. Сталин же стоял на мнении, что союзные республики должны войти в состав РСФСР, а органы власти РСФСР стать главными.

Однако авторитет Ленина был несоизмеримо выше, поэтому было принято его предложение.

Образование СССР

На I Всесоюзном съезде Советов 30 декабря 1922 г. были приняты Декларация и Договор об образовании СССР.

Согласно Договору об образовании СССР создавалось новое государство – Союз Советских Социалистических республик, куда входили РСФСР, УССР (Украина), БССР (Беларусь), ЗСФСР (Закавказье). Договор содержал преамбулу и 26 пунктов:

  • В преамбуле констатировалось объединение республик;
  • 1 пункт определял компетенцию Союза: представительство СССР во внешней политике, изменение границ, прием в состав новых республик, заключение договоров и т.д.
  • 2-10 пункты устанавливали систему органов власти: верховная власть передавалась Съезду Советов, а в период между Съездами его полномочия передавались Центральному исполнительному комитету (ЦИК), куда входил 371 представитель республик (в руководство ЦИК вошли М. Калинин (от РСФСР), Н. Нариманов (ЗСФСР), Г. Петровский (УССР), А. Червяков (БССР); из ЦИКа выделялся Президиум (19 членов), который должен был составить Положения о наркоматах СССР, об СНК и т.д., проекты герба и флага СССР;
  • 11 пункт : исполнительным органом объявлялся Совет народных комиссаров, определялась его структура;
  • 12 пункт: регулировалось работа Верховного суда;
  • 13-17 пункт ы содержали основы правового регулирования СССР;
  • 18 пункт: устанавливался состав СНК республик;
  • 19 пункт закреплял основы работы ВСНХ и пр.;
  • 20 пункт регулировал республиканские бюджеты;
  • 21-23 пункты объявляли единое гражданство, символику и столицу СССР;
  • 24 пункт: обязательное приведение Конституций республик в соответствии с Договором;
  • 25 пункт: утверждение и изменение Договора может быть сделано только Съездом;
  • 26 пункт: закреплялось права свободного выхода из Союза.

В Декларации содержались принципы СССР и его цели:

  • постулировалось, что мир разделен на два лагеря – социализма и капитализма;
  • главной целью Союза является мировая революция;
  • мировой пролетариат призывался объединиться против капитализма;
  • любому государству, которые вступит на путь социализма, открыт доступ в Союз.

На II Съезде Советов в январе 1924 г. была принята Первая Конституция СССР. Согласно ей, в ведение СССР находились торговля, вопросы войны и мира, экономические вопросы, формирование бюджета Союза, руководство вооруженными силами; республики объединялись на добровольной основе, а изменения территорий могли произойти только после согласования.

Конституция создавала новые органы власти:

  • Съезд Советов – верховный орган, который единственный мог закреплять Конституцию и изменять ее; выборы проходили от Советов городов;
  • Центральный исполнительный комитет – управлял строй между Съездами; делился на Союзный совет и Совет национальностей;
  • Президиум ЦК – занимался государственными делами между сессиями ЦИК;
  • Совет народных комиссаров – занимался исполнительскими функциями; в него входили председатель, его заместитель и 10 наркомов.

Главные посты в них могли занимать только большевики, что позволило осуществлять полный контроль партии над государством.

Провозглашение Союза Советских Социалистических Республик 30 декабря 1922 г. потребовало создания новой общесоюзной Конституции, положения которой были бы обязательны для всех республик, вошедших в его состав: Российской, Украинской, Белорусской советских республик и Закавказской федерации, включавшей Грузию, Армению и Азербайджан.

Основой новой Конституции стали Декларация об образовании СССР и Договор об образовании Союза ССР, утвержденные I Всесоюзным съездом Советов. Накануне принятия Конституции разгорелись споры между сторонниками стремительно терявшего здоровье Владимира Ленина, настаивавшего на равноправии республик, и поборниками автономизации, требовавшими безоговорочного подчинения территорий Москве.

Сталин предложил вариант Основного закона, где главную роль играла РСФСР, а остальные республики оказались в подчиненном положении. Нарком по военным делам Михаил Фрунзе раскритиковал его и выступил за полное равноправие союзных республик, против особого положения органов России в Союзе, а также за равноправие палат в Центральном исполкоме (ЦИК) СССР. Некоторые представители Украины и Грузии настаивали на конфедеративном устройстве с минимальной ролью центра, но их идеи также были отвергнуты.

8 июня 1923 г. состоялось первое заседание расширенной комиссии ЦИК СССР по выработке Конституции, в котором участвовали не все представители РСФСР. 13 июня комиссия решила до сессии ЦИК СССР обсудить только проект Конституции (договора), приступив в первую очередь к вопросам об общесоюзном бюджете, о Верховном суде, о союзном гербе и флаге.

В конце июня проект Конституции был рассмотрен Конституционной комиссией ЦК РКП(б), внесшей в него значительные изменения, преимущественно направленные на усиление единства союзного государства. Комиссия отвергла очередные попытки Xристиана Раковского принизить значение Основного закона. Уже не решаясь отрицать идею Конституции в принципе, Раковский предложил прежний свой вариант: принять два документа одновременно – Конституцию, в основе которой лежала бы декларация, и Договор об образовании СССР.

Пленум ЦК РКП(б) 26–27 июня 1923 г. заслушал доклад Конституционной комиссии и, поддержав общую идею проекта, внес в него изменения, укрепившие гарантии суверенитета союзных республик. Вслед за этим проект союзной Конституции обсуждался на заседаниях ЦИК союзных республик. 6 июля 1923 г. ЦИК Союза единогласно утвердил проект Конституции и незамедлительно ввел ее в действие, хотя окончательно ее утвердил прошедший уже после смерти Ленина, 31 января 1924 г., II съезд Советов.

Конституция состояла из 11 глав, которые были посвящены государственному устройству Союза и отдельных республик. Отдельная глава касалась Объединенного государственного политического управления – предшественника НКВД и нынешней ФСБ. Союзным органам власти передавались полномочия в сфере внешней политики, вооруженных сил и государственной безопасности, разработки и принятия союзного бюджета, единого народнохозяйственного плана и устройства транспорта, почты и телеграфа.

Что любопытно, общесоюзная Конституция не касалась прав и свобод граждан и не устанавливала рамок избирательного законодательства, уровень дискриминации представителей прежних имущих классов определялся республиками.

Союзные республики получили достаточно широкие полномочия в сфере внутригосударственного устройства, создания системы местной власти. Четвертый пункт второй главы давал республикам право выхода из СССР.

Быстрое утверждение проекта Конституции было вызвано комплексом причин. Высшие руководители партии стремились принять ее в кратчайшие сроки, в момент, пока Ленин не утратил полностью дееспособности. Они считали необходимым закрепить правовые изменения, вызванные введением новой экономической политики, наконец, стремились пресечь шовинистические поползновения отдельных партийных и государственных руководителей и одновременно сдержать сепаратистские тенденции части украинских и грузинских коммунистов.

Другие материалы в сюжете

Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть её

Наши проекты

Контакты

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2022

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2022

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных


СССР распался 26 декабря 1991г.

Документы

Декларация и Договор об образовании СССР

Предпосылки образования СССР

В СССР в 1922 году вошли 4 республики:

В последующие годы в СССР вошли

1924 – Узбекская ССР

1925 -Туркменская ССР

1929- Таджикская ССР

1936- Казахстан и Киргизия

1936- ликвидирована ЗСФСР и вошли в состав СССР как союзные республики Грузия, Азербайджан и Армения.

1940 – в состав ССР вошли Молдавская ССР, Литовская СССР, Латвийская СССР и Эстонская СССР

Карело-Финская ССР- с 21 марта 1940г.- 16 июля 1956г. (стала автономной республикой)

Реализован был план Ленина В.И.

27 декабря 1922 года четырьмя республиками был подписан Договор об образовании СССР, который был ратифицирован, то есть принят, 30 декабря 1922г.

Однако после смерти Ленина В.И. в 1924 году Сталин И.В. фактически вернулся к своему плану автономизации, в стране стала формироваться сверхцентрализация власти.

Органы власти в СССР

Высшим органом государства - Всесоюзный съезд Советов.

В период между съездами - ЦИК СССР, организованный по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей.

М. И. Калинина - председатель ЦИК,

сопредседатели - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Читайте также: