Конституционная реформа 2005 года в великобритании кратко

Обновлено: 28.06.2024

Компетенция: рассматривает апелляционные жалобы на решения Апелляционного суда.

Лорд – главный судья выполняет обязанности председателя судов и главы судебной власти. Он обязан:

· Представлять судебную власть в парламенте.

· Организационно обеспечивать судебную власть.

Основные изменения в уголовном праве Англии в XX вв.

В 20 веке велась политика упрощения и модернизации уголовного права путем издания консолидированных актов.

Наиболее серьезные изменения английского уголовного права произошли во 2 половине 20 в., особенно после создания комиссии по реформе права. В 1989 был подготовлен проект Уголовного кодекса, который так и не был принят, однако комиссия все же провела большую работу по систематизации уголовного права Англии.

В 1967 был принят Акт об уголовном праве, который отменил деление преступлений на фелонии и мисдиминоры. Вводилась новая классификация преступных деяний, в частности выделялись тяжкие преступления с наказанием выше 5 лет лишения свободы.

В 70-х – 80-х были реформированы большинство институтов общей части, а старинные правила были потеснены. В результате активной деятельности парламента к 90-м гг. лишь небольшое число видов преступлений оставалось в сфере регулирования общего права: недонесение об измене, отдельные виды убийств.

В 20 веке происходит также гуманизация уголовного наказания. Это выразилось в фактической отмене смертной казни, были отменены каторжные работы, и наиболее тяжким наказанием стало лишение свободы.

В связи с ростом преступности, медлительностью судебного процесса был принят Акт о судах 1971 г., который ликвидировал ряд судебных инстанций, унифицировал деятельность окружных судов, и создал новый Суд короны, входящий в систему высших судов страны.

Основные тенденции в развитии уголовного права Франции в ХХ в. Уголовный

По данному документу судебную систему образуют:

Состоит из 12 судей, назначаемых ее величеством.

Компетенция: рассматривает апелляционные жалобы на решения Апелляционного суда.

Лорд – главный судья выполняет обязанности председателя судов и главы судебной власти. Он обязан:

· Представлять судебную власть в парламенте.

· Организационно обеспечивать судебную власть.

Основные изменения в уголовном праве Англии в XX вв.

В 20 веке велась политика упрощения и модернизации уголовного права путем издания консолидированных актов.

Наиболее серьезные изменения английского уголовного права произошли во 2 половине 20 в., особенно после создания комиссии по реформе права. В 1989 был подготовлен проект Уголовного кодекса, который так и не был принят, однако комиссия все же провела большую работу по систематизации уголовного права Англии.

В 1967 был принят Акт об уголовном праве, который отменил деление преступлений на фелонии и мисдиминоры. Вводилась новая классификация преступных деяний, в частности выделялись тяжкие преступления с наказанием выше 5 лет лишения свободы.

В 70-х – 80-х были реформированы большинство институтов общей части, а старинные правила были потеснены. В результате активной деятельности парламента к 90-м гг. лишь небольшое число видов преступлений оставалось в сфере регулирования общего права: недонесение об измене, отдельные виды убийств.

В 20 веке происходит также гуманизация уголовного наказания. Это выразилось в фактической отмене смертной казни, были отменены каторжные работы, и наиболее тяжким наказанием стало лишение свободы.

В связи с ростом преступности, медлительностью судебного процесса был принят Акт о судах 1971 г., который ликвидировал ряд судебных инстанций, унифицировал деятельность окружных судов, и создал новый Суд короны, входящий в систему высших судов страны.

Основные тенденции в развитии уголовного права Франции в ХХ в. Уголовный

Акт, содержащий постановление о модификации должности лорда-канцлера и постановление, относящееся к функциям этой должности; об учреждении Верховного суда Соединенного Королевства, и об отмене апелляционной юрисдикции Палаты лордов; содержащий постановление о юрисдикции Юридического комитета тайного совета и о юридических функциях Председателя Совета; содержащий другое постановление о судьях, их назначении и дисциплине; и для связанных с этим целей Постановляется Ее наипревосходнейшим Королевским Величе- ством, по совету и с согласия лордов духовных и светских и общин, собравшихся в настоящем парламенте, и его властью нижеследующее: ЧАСТЬ 1.

(b) лицо, которое непосредственно перед вступлением в силу этой статьи является старшим ординарным апелляционным лордом, становится заместителем председателя Суда. 33. Пребывание в должности Судья Верховного суда пребывает в должности, пока ведет себя хорошо, но может быть отстранен от нее на основе обращения (address) обеих палат парламента. 40. Юрисдикция (1) Верховный суд является высшим судом письменного производства. (2) Апелляция подается в Суд на любое постановление или решение Апелляционного суда Англии и Уэльса в гражданском процессе. (3) Апелляция подается в Суд на любое постановление или решение суда в Шотландии, если подавалась из этого суда в палату лордов до или непосредственно перед вступлением этой статьи в силу. (4) Приложение 9 — (a) передает иную юрисдикцию из Палаты лордов в Суд, (b) передает деволюционную юрисдикцию из Юридического комитета Тайного совета в Суд, и (c) делает другие поправки, относящиеся к юрисдикции. (5) Суд имеет полномочие решать любой вопрос, который необходимо решить для целей осуществления правосудия по апелляции на основе какого-либо постановления. (6) Апелляция на основе параграфа (2) подается только с разрешения Апелляционного суда или Верховного суда; но она подчиняется правилу любого другого постановления, ограничивающего такую апелляцию.

Новый Верховный суд Великобритании начнет свою работу

Палата лордов оставалась высшим апелляционным органом с 1399 года. С 1876 года судебные функции выполнялись апелляционным комитетом палаты, состоящим из 12 лордов-судей, - пожизненных пэров с юридическим опытом.

Палата лордов оставалась высшим апелляционным органом с 1399 года. С 1876 года судебные функции выполнялись апелляционным комитетом палаты, состоящим из 12 лордов-судей, - пожизненных пэров с юридическим опытом.

Начало конституционной реформы было начато лейбористским правительством Тони Блэра еще в 2005 году. Акт о конституционной реформе предусматривал создание Верховного суда, которому передали судебные функции Палаты лордов и Судебного комитета Тайного совета (органа советников королевы Великобритании). Также документ устранил должность лорд-канцлера как главы судебной ветви власти.

Реформа была мотивирована стремлением к большей прозрачности в вопросе назначения судей и окончательной независимости судебной ветви власти.

Новый Верховный суд будет состоять из 12 независимых от правительства и парламента судей. В сферу полномочий нового органа будет входить рассмотрение вопросов по гражданским делам на территории всей Великобритании, а также по уголовным делам Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Шотландия в вопросах юрисдикции обладает широкой автономией и по уголовным делам высшей инстанцией выступает Высший уголовный суд.

Помимо этого, новому органу отойдут функции Судебного комитета Тайного совета в области рассмотрения дел по вопросам деволюции - соответствия местного законодательства Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии праву Соединенного Королевства.

Новый Верховный суд будет располагаться в здании Middlesex Guildhall напротив парламента. В его первый состав войдут текущие члены апелляционного комитета Палаты лордов, который возглавит бывший глава судебной системы страны в составе палаты, главный лорд-судья Англии и Уэльса лорд Филлипс.


По своему содержанию и методам реализации данная стратегия, будучи целиком и полностью оригинальной, вписывается в общемировые тренды политического развития. Рассматриваемый в настоящей статье опыт реформирования политического устройства Великобритании может оказаться полезным при разработке и осуществлении реформ в Российской Федерации.

Конституционная реформа 1997–2012 гг. как стержень политической стратегии британских властей

Основные слагаемые конституционной реформы – деволюция Шотландии и Уэльса, реформа Палаты лордов и реформа избирательной системы – продвинулись далеко не в равной степени. Но даже там, где продвижение было наиболее успешным, процесс продолжается и оказывает серьезное влияние на положение дел в Соединенном Королевстве.

Деволюция Шотландии и Уэльса


В числе начатых лейбористами реформ деволюция Шотландии и Уэльса, т.е. передача им более широкого круга полномочий, оказалась наиболее быстрой и успешной. Уже в 1999 г., через два года после прихода к власти правительства Т. Блэра, через парламент, легко преодолев сопротивление консерваторов, были проведены необходимые законы. В соответствии с этими законами в Шотландии создавался парламент, наделявшийся достаточно широким кругом полномочий в финансово-экономической, административно-политической и социальной сферах, а в Уэльсе – Ассамблея, также получившая хотя и менее значимые, но все же достаточно широкие полномочия. Аналогичный орган (Ассамблея) был создан и по итогам Белфастского соглашения (1998 г.) в Северной Ирландии. Акты о деволюции дали Шотландской национальной партии (ШНП) и уэльским националистам (партия Plaid Cymru – Партии Уэльса) возможность участвовать в формировании ключевых политических институтов провинций.

Следующий шаг реформы, который, скорее всего, придется сделать уже новому парламенту и новому правительству, не может не учитывать существенных изменений, произошедших в государственном устройстве Великобритании в результате деволюции.

Как и следовало ожидать, получив возможность участвовать в борьбе за власть на наиболее благоприятном для них поле, шотландские националисты за сравнительно короткий период достигли весьма существенных результатов. Подлинным триумфом для них явились последние выборы (2011 г.), на которых ШНП завоевала 69 из 129 парламентских мест, получив 53,5% голосов избирателей, и сформировала однопартийное национальное правительство большинства. Этот успех побудил ее почти сразу же заявить о намерении провести обещанный в предвыборном манифесте референдум о независимости.


Реформа Палаты лордов: затянувшийся сценарий

На состоявшемся в мае 2011 г. референдуме, по условиям которого альтернативой существующей мажоритарной системе должна была стать пропорционально-мажоритарная система, консерваторы грубо нарушили свои обещания не выступать активно против реформы. Лейбористы также отнеслись к ней более чем прохладно, и подавляющее большинство избирателей реформу не поддержало.

Одним из условий формирования коалиционного правительства консерваторов и либерал-демократов после выборов 2010 г. стало обязательство (по настоянию Партии либерал-демократов) завершить начатую лейбористами реформу. В июне 2012 г. в Палату общин был внесен билль о реформе Палаты лордов, в соответствии с которым в ее составе на первом этапе должны были быть 120 избираемых членов, 30 назначаемых, до 21 церковного иерарха и до 8 министров. Сразу же после внесения билля выяснилось, что 92 консерватора-заднескамеечника намерены нарушить партийную дисциплину и проголосовать против билля. Фракция лейбористов, не возражая против билля в принципе, из-за несогласия с процедурой его реализации также практически отказалась его поддерживать. При голосовании 10 июня, помимо упомянутых 92 консерватора еще 19 заднескамеечников тори воздержались, и билль был отклонен.

На мой взгляд, следующий шаг реформы, который, скорее всего, придется сделать уже новому парламенту и новому правительству, не может не учитывать существенных изменений, произошедших в государственном устройстве Великобритании в результате деволюции. О весьма высокой вероятности этого сценария свидетельствует поднимаемый уже не в первый раз, причем в весьма авторитетных политических и экспертных кругах, вопрос о превращении Палаты лордов в палату, представляющую национально-региональные интересы [4].

Фальстарты избирательной реформы


Но вопрос остался и вновь актуализировался после выборов 2010 г. В ходе формирования коалиционного правительства консерваторов и либерал-демократов была достигнута договоренность о проведении референдума по избирательной реформе. На состоявшемся в мае 2011 г. референдуме, по условиям которого альтернативой существующей мажоритарной системе должна была стать пропорционально-мажоритарная система, консерваторы грубо нарушили свои обещания не выступать активно против реформы. Лейбористы также отнеслись к ней более чем прохладно, и подавляющее большинство избирателей реформу не поддержало.

Провал избирательной реформы, казалось бы, еще больше упрочил двухпартийную систему в стране, нанеся тяжелейший удар по престижу и позициям либерал-демократов. Однако восстановить утерянную монополию на политическое представительство двум главным силам – консерваторам и лейбористам – пока не удается.

Остающийся открытым вопрос о реформе избирательной системы, на мой взгляд, влечет за собой ряд других вопросов, относящихся к общим проблемам представительной демократии, олицетворением которой в Великобритании является Вестминстерская модель.

Кризис Вестминстерской модели в контексте общего снижения роли представительной демократии в мире

. В числе наиболее значимых принципов, позволяющих британскому истеблишменту играть эту роль и имеющих отнюдь не сугубо локальное значение, можно выделить, постоянство, с которым истеблишмент осуществляет свою реформаторскую деятельность.

Тот факт, что представительная демократия в ряде стран Запада и в мире в целом переживает кризис, настолько общеизвестен и очевиден, что вряд ли нуждается в сколько-нибудь подробном обосновании. Проявления этого кризиса наблюдаются практически повсеместно и буквально переполняют и средства массовой информации, и все информационное поле. К ним можно отнести резкое снижение рейтинга политиков и политических институтов, сокращение численности и падение авторитета некогда весьма влиятельных партий, рост абсентеизма избирателей, участившиеся скандалы вокруг неэтичного поведения ряда видных политических деятелей. При этом глубина кризиса и его конкретные формы далеко не везде одинаковы. На фоне острейших сбоев политического механизма в таких странах, как Испания, Греция и Италия, положение дел в Великобритании выглядит почти благополучным. Однако в действительности кризис британского представительного правления – вполне очевидная и практически общепризнанная данность, и приведенные выше факты сбоев в функционировании двухпартийной системы – убедительное тому доказательство.

При всей важности отмеченных кризисных явлений не менее существенный интерес представляют инициативы и шаги, предпринимаемые британским истеблишментом для обновления явно устаревших форм политической активности. Одним из таких шагов стало использование технологии так называемых электронных выборов в ходе предвыборной кампании 2010 г. Наряду с таким традиционным видом массмедиа, как телевидение, ведущие участники предвыборной гонки обратили свое внимание на новые электронные СМИ – многочисленные веб-сайты, блоги и иные формы онлайновых коммуникаций. Использование электронных средств массовой информации имело целый ряд последствий, связанных не только с обновлением форм и методов политической борьбы и результатами самих выборов.


Появление подобных структур позволило некоторым партийным лидерам расширить прямые контакты с гражданским обществом. Такие контакты представляют собой еще одну новацию, которая пробивает себе дорогу в британском политическом процессе. Как видим, кризис Вестминстерской системы не просто снижает качество представительной демократии – он порождает обновленческие тенденции, которые уже не укладываются в прокрустово ложе демократии и заслуживают самого пристального внимания.

И, наконец, третий, также весьма существенный принцип – постоянное, хотя далеко не всегда открытое и очевидное, стремление учитывать назревшие общественные запросы и, опираясь на них, реализовывать политическое проектирование.

Читайте также: