Конфуцианство в японии кратко
Обновлено: 08.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
КОНФУЦИАНСТВО В ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЯПОНИИ
При первом упоминании о конфуцианстве, каждый человек сразу подумает о том, что это Религиозно-философская система Конфуция, появившаяся в Китае примерно 2500 лет назад. Примерно в тот же период она начала распространяться по всей Азии. И так же как Христианство оно породило множество различных интерпретаций, философских школ, повлияло на саму историю развития и формирования целого ряда стран. Одной из этих стран стала Япония.
Третья статья гласит: При получении приказа государя следует ему полностью повиноваться. Небо — господин, а Земля — слуга; Небеса покрывают сверху, а Земля поддерживает. Так следуют в определенном порядке четыре времени года и духи природы проявляют свое могущество.
В этот период главной особенностью японского конфуцианства стало то, что оно было достоянием лишь высших аристократических кругов японского общества, в то время как в Китае учение Конфуция было создано также и для широких народных масс. При этом господствующей религией остается буддизм, который отнесся к Конфуцианству достаточно осторожно. В результате, представители буддизма, к тому времени обладавшие огромной властью, сделали все, чтобы учения Конфуция не получили должного развития, путем теоретических доказательств и политических махинаций.
Когда к власти пришел Токугава Иэясу, первостепенной оставалась проблема обрести и поддержать политическую и социальную стабильность полуразрушенной страны, не вырабатывая стройной системы правления. Буддийская философская система была не в состоянии удовлетворить потребность государства в стройной идеологической доктрине. Поэтому в этом деле он уверенно положился на конфуцианскую концепцию общественного порядка, основанную на неизменных принципах, которые оправдывали, как им казалось, жестокое социальное расслоение и политический абсолютизм системы.
В-четвертых, были введены два основных принципа:
$1А.Принцип правильного соотношения, следуя которому Государь — Небо, накрывающие Землю — Вассалов, которые поддерживают его, что позволяет сохранять гармонию. И такая гармония будет сохраняться пока те, кто стоит ниже не пойдут против Неба, желая накрыть его, что приведет к хаосу и уничтожению.
Эта система была элитной — являлась достоянием только ограниченного круга лиц, среди властей, служа способом обоснования социальной иерархии, политики сегуна и методов ее проведения, все еще оставаясь далекой для широких народных масс, которые придерживались синто-буддийского синкретизма.
Кроме основного, идеологического неоконфуцианства можно выделить еще два основных направления в конфуцианстве эпохи Токугава. Их теории в целом совпадали, но имели отличия. Это школы оёмейгаку и когаку.
Другой известный представитель школы Ямага Соко считал, что этика конфуцианства должна стать основой морального воспитания современных японцев и этим Япония и ее этические ценности превосходят Китай.
Другой вариант находим у Ямадзаки Ансая, который сформировал систему, объединяющую философия синто и японскую мифологию. Результатом его исследований стали последующие положения:
1. человек не смеет быть легкомысленным, уста должны быть замкнуты, а воля под контролем, если человек расслабиться даже на долю секунды, то его эгоистичные желания обретут свободу — человек погрязнет в грехах, и это приведет к нарушению гармонии между Небом и Землей;
Результатом работ конфуцианских учителей эпохи Токугава стали:
1. разработка основных японских учений (Бусидо, Сингаку);
2. формирование этической системы и модели поведения японцев, путем адаптации манер и этикета, изложенных в трудах Конфуция, к обычаям Японии;
3. развитие у народа исторического сознания и возрождение интереса к синто и японской классике через конфуцианство;
4. превращение этических идей в идеологию.
Само понятие конфуцианство, как религии или учения растворилось в истории страны. Но, его влияние и идеи сохранились в сферах жизни японцев. Так в экономике и политике современной Японии активно используется деловая этика, основанная на конфуцианстве, а самым ярко выраженным последствием влияния конфуцианства на культуру Японии стал знаменитый на весь мир японский менталитет [4].
Подводя итоги, мы можем констатировать, что конфуцианство в Японии, никогда не являлось религией, а представлялось учением, идеологией, подстраивающейся под особенности Японии и ее правящих кругов. Конфуцианство стало духовной силой, консолидирующей общество.
Список литературы:
Читайте также: