Конфликты в вузе кратко

Обновлено: 05.07.2024

деградация материально-технической базы вузов; •

падение престижа социального статуса преподавателя; •

снижение мотивации преподавательской деятельности; •

отток профессорско-преподавательского состава в коммерческие структуры (в последние годы из вузов ушли 15% профессоров и 10% доцентов);

Перечисленные причины негативно сказываются на морально-психологическом климате в вузовской среде, способствуют возникновению различного рода конфликтов и снижают уровень подготовки специалистов высшей квалификации.

отставание интеллектуального и творческого уровня выпускаемых вузами специалистов от потребностей современного постиндустриального общества; •

недостаточная гибкость вузовского образования в вопросах под готовки специалистов необходимого профиля, в результате чего значительная часть выпускников оказывается невостребованной; •

невостребованность специалистов с высоким уровнем образования и интеллекта, ориентированных на академическую (фундаментальную) науку, искусство, литературу, т.

е. работников высокоинтеллектуального творческого труда, которые в развитых странах находятся под защитой (правовой, экономической, социальной) государства и общества.

Существует три стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный, или директивный стиль предполагает высокую централизацию власти, единоначалие в принятии решений и жесткий контроль за деятельностью подчиненных.

Демократический, или коллегиальный стиль основан на коллективном обсуждении важнейших производственных проблем и коллективной ответственности. Такой стиль управления стимулирует инициативу со стороны подчиненных и способствует установлению благоприятного психологического климата в коллективе.

Либеральный, или попустительский стиль предполагает минимальное участие руководителя в управлении коллективом. При таком стиле управления подчиненные как бы предоставлены сами себе, их работа редко контролируется.

Современный руководитель должен в совершенстве владеть различными методами управления, так как в разных ситуациях наиболее эффективным и приемлемым может оказаться тот или иной стиль руководства. Например, в экстремальных ситуациях вполне оправдан авторитарный стиль, предполагающий быстрое принятие решений и безоговорочное исполнение распоряжений. В нормальных условиях работы организации более эффективным и приемлемым является демократический стиль руководства.

Стиль руководства во многом обусловлен структурой организации, количественным и качественным составом ее членов и спецификой производства. Чем выше творческий и интеллектуальный потенциал организации, тем в большей степени для управления подходит демократический и, в определенной степени, либеральный стиль.

По данным социологических исследований, лишь треть преподавателей, из числа опрошенных, отметили позитивную роль руководства вузов во всех сферах вузовской жизни, в том числе и в разрешении конфликтов.

Оценки студентов более негативны: стиль работы ректората одобрил только каждый четвертый опрошенный, а не одобрил каждый третий. Стиль управления на уровне факультета одобрил лишь каждый десятый студент, а не одобрил — каждый второй.

На уровне кафедр также доминируют причины конфликтов, связанные со стилем руководства. Плохую организацию труда отметили 20% респондентов, несправедливое распределение нагрузки — 18%, недовольство проводимой на кафедре кадровой политикой — 15%.

По мнению преподавателей-респондентов, причины конфликтов в вузовских коллективах имеют следующие основания: •

различия в ценностных ориентациях (15%); •

различия в уровне профессионализма (15%); •

нетерпимость, бестактность в общении друг с другом (8%); •

разногласия между старшими и младшими поколениями преподавателей на кафедре (5%).

Необходимо особо подчеркнуть, что до 70% преподавателей считают своих коллег некомпетентными людьми, и в то же время самооценка самих опрошенных довольно высока.

Нередки случаи, когда студенты из более благополучных социальных слоев смотрят на преподавателей как па неудачников. И эта особенность также стимулирует конфликтность.

Во взаимодействиях студентов и преподавателей наиболее характерными являются следующие причины конфликтов: •

различия в ценностных ориентациях; •

бестактность в общении; •

различия во взаимных ожиданиях; •

уровень профессионализма преподавателя и успеваемость студентов.

Различия в ценностных ориентациях обусловлены прежде всего периодом нестабильности в идейно-нравственной сфере российского общества. Средства массовой информации и ряд политических деятелей усиленно пропагандируют беспредельный либерализм. В обществе целенаправленно культивируются: индивидуализм, эгоцентризм, пошлость, вседозволенность, культ силы, жестокость и т. д. Идеалы демократии извращены и опошлены. С другой стороны, экономический кризис и обнищание большинства россиян стимулируют возрождение социалистических и коммунистических идеалов. В таких условиях конфликты в ценностных ориентациях (и не только в них) в педагогическом процессе вполне закономерны.

Формы общения преподавателей и студентов во многом зависят от социокультурных и индивидуально-психологических качеств взаимодействующих субъектов, а также от установившихся в вузовском коллективе традиций, норм и правил общения.

В свою очередь, низкую эффективность учебного процесса и конфликтность в общении преподаватели объясняют следующими причинами: •

иждивенческое отношение к учебе, лень, нежелание учиться (такого мнения придерживаются каждый третий преподаватель-респондент); •

слабая базовая подготовка по гуманитарным наукам, отсутствие у студентов самостоятельного мышления, низкий уровень общей образованности и политической культуры, непонимание ими значимости общественно-политических дисциплин (13% опрошенных); •

отсутствие интереса к учебе и к будущей профессии (69%); •

завышенная самооценка (30%).

неадекватность оценок и самооценок (28%); •

различия в ценностных ориентациях (23%); •

разлад человека с самим собой (13%); •

бестактность в общении, зависть к успехам другого (9%).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Природа конфликтов в студенческой среде.

Как и для любого социального института, для учреждений среднего профессионального образования характерны разнообразные конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому в учреждениях среднего профессионального образования, как и в других образовательных учреждениях важны благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт преподавателю и студенту. Важнейшим условием становления гражданского общества является умение ее членов вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты. Это означает, что преподаватель, классный руководитель должен обладать этим умением прежде всего.

В студенческой среде часто возникают различного рода конфликты. Они могут происходить как внутри учебного заведения, так и за его пределами. Причинами конфликтов в студенческих группах обычно являются личные антипатии, различие точек зрения на содержание групповых ценностей, а также состояние высокого психического напряжения членов группы. Но более всего они связаны с учебным процессом и с личными причинами социального и психологического характера. Так, например, в среде студентов на первых курсах идет процесс адаптации, самоутверждения в группе, особенно в начальный период. В это время на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Недостаточно высокий уровень “Я — концепции” студента может порождать конфликтные ситуации. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственный этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру, создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям. К старшим курсам межличностные взаимодействия студентов приобретают более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, а могут заканчиваться разрывом отношений.

В начале учебного года низкий уровень конфликтности имели 4,3% первокурсников, проходивших обследование, уровень ниже среднего – 17,5%, средний – 34,8%, выше среднего – 39,1%, высокий – 4,3%. В конце учебного года низкий уровень конфликтности имели 4,3% первокурсников, проходивших обследование, уровень ниже среднего – 26%, средний – 39,2%, выше среднего – 28,3%, высокий – 2,2%.

Причиной снижения уровня конфликтности первокурсников в течение учебного года является в первую очередь адаптация к новой среде, в которую они попадают, поступив в профессиональное учебное заведение. Большинство студентов к концу первого курса адаптируются к новым условиям жизнедеятельности, что позволяет им чувствовать себя более комфортно. Данный факт положительно сказывается на снижении уровня конфликтности студентов. Таким образом, преподавателям, воспитателям учебного заведения необходимо разрабатывать комплекс мер, способствующих максимально возможному сокращению адаптационных периодов.

Конфликты между преподавателями и студентами: примеры и пути решения

Если знаешь, как и о чем написать курсовую работу – это не гарантия успешной сдачи. Всегда нужно помнить о человеческом факторе, который испортил жизнь не одному студенту.

О чем речь? О том, что делать, если есть проблемы/недопонимание с руководителем курсовой.

Когда и почему такое происходит? Что делать, если есть конфликт с преподавателем? Как выти из конфликта с преподавателем в вузе победителем? Если не нашли этой информации на нашем телеграм-канале, обязательно прочитайте эту статью. В ней мы обо всем расскажем по порядку.

Почему происходит конфликт

Конфликты между преподавателями и студентами существовали во все времена. С одной стороны, взаимоотношения между ними играют важную роль в педагогическом процессе. С другой, если отношения не заладились с первого дня, они мало кому принесут радость.

Почему вообще происходит так, что преподаватель и студент конфликтуют? Вроде бы ни учитель, ни ученик изначально не идут в стены университета с целью нажить себе врага. Так как же тогда происходит столкновение?

Процесс обучения – это передача информации, определенных жизненных установок, ценностей одного субъекта другому.

Первая причина конфликтов заключается в том, что студент изначально является заказчиком услуг. Принимая знания со стороны, он будет оценивать их с позиции достоверности.

Вторая причина – в статусе преподавателя. В университетской среде авторитет учителя очень высок, однако снижение престижа профессии диктует свои условия: некоторые студенты позволяют себе смотреть на преподавателя свысока не имея для этого никаких веских причин.


Ну вот возник конфликт, и преподаватель никак не хочет идти навстречу, чтобы решить ситуацию, да еще и в пользу студента. Что делать? Как выйти из положения, чтобы не было проблем на будущих экзаменах?

Есть пара способов, которыми мы с вами спешим поделиться. Но для этого важно понять, с кем имеешь дело.

Сразу оговоримся, здесь вы не найдете никакой противозаконной информации – все только в рамках приличного. Всегда думайте, прежде чем что-то сделать.

Типы преподавателей и способы решения конфликтов

Чтобы понять, как воевать с врагом, нужно тщательно его изучить. Итак, есть разные типы преподов. Исходя из этого следует выбирать и определенную стратегию поведения с ними.

Препод справедливый

Не обманывайтесь, если он пошутил разок-другой на лекции. Обычно чувство юмора у него отсутствует.

Во время консультаций или на защите курсовой будет оценивать не только знание предмета, но и креативную сторону личности студента.

Метод борьбы:

Списывать или ходить к нему на экзамены с наушником не рекомендуется. Если поймает, а он поймает, будет плохо и больно. Единственно возможный метод борьбы – выучить все досконально и доработать курсовую до блеска.

Препод кровососущий


Обычно представители этого вида – женщины, а это уже само по себе опасно. Любая маленькая проблема в личной или профессиональной жизни, как она тут же начнет срываться на бедном студенте, который только пытается сделать курсовую или диплом.

Метод борьбы:

Делайте всё по конспекту, потому что он – эталон того, как надо. Более того, изучите написанное вдоль и поперек, чтобы на консультациях блеснуть знаниями и дать понять, что вы учили.

Препод депрессивный

С этим представителем проблем как раз не будет. Он не только даст хорошую тему для написания курсовой, но, скорее всего, ее за вас и напишет, отредактирует, похвалит и почти что сдаст.

Тихий и спокойный. Даже если вы не посещали 99% его семинаров и лекций, подшучивали над ним, сдать можно будет с 20%-ым знанием предмета без шпаргалок и бомб с первого раза.

Методы борьбы:

Никаких методов, никакой борьбы. Он сам будет искать повод помириться вами и не допустить конфликтной ситуации.

Препод принципиальный

Вот этот опасней всех, потому как ему никто и ничто не докажет ошибку. Знает свой предмет в совершенстве и будет требовать такого же идеального знания от студента.

Отправит на доработку курсовой или диплома раз 18, если не больше.

Методы борьбы:

Такой препод – настоящий спец: сообразительный, собранный, уверенный в себе. И бороться с ним сможет только такой же.

Хотите одержать победу в этом матче? Докажите ему, что вы ничего из себя не представляете: не умник и не тупой, не активист и не тюфяк, не ботаник и не прогульщик. В идеале вы должны быть обычным середнячком, который добивается только одного – сдать экзамен и жить дальше.

Препод зеленый

Молодые практиканты или аспиранты чаще всего не доставляют опытным студентам проблем. Для защиты вашей курсовой они сделают даже больше, чем вы сами: найдут за вас весь материал, нормы по оформлению, переделают и назначат еще 24 дополнительных консультации (ну, чтобы наверняка).

Методы борьбы:

С такими чаще всего не возникает проблем.

Препод подлый


С этим типом проблем будет предостаточно. Его терпения и сил хватит, чтобы устроить подлянку 90% студентов. Он будет отправлять на доработку курсовой вплоть до последнего дня, затягивая все сроки и срывая нервы молодняку. И ему даже не лень потратить на это весь свой летний отпуск.

Методы борьбы:

Будьте готовы к каверзным вопросам во время сдачи. Даже если это не в его интересах, он попытается вас завалить. Просто потому что может. Самый лучший способ борьбы с ним – сразу делать курсовую идеально, чтобы дать ему как можно меньше поводов.

Еще пара способов постоять за себя

Если знание типа преподавателя и перечисленные способы не помогли, есть пара способов, которые никак не помогут в неприятной ситуации. Они нужны только для улучшения самочувствия уязвленного студента.

Например, можно дать объявление в интернете/газете. Это не очень красивый способ, и мы даже не уверены, что он на все сто законный. Однако он поможет обиженному почувствовать себя немного лучше.

Попробуйте отыскать адрес и телефон обидчика. На найденную информацию подайте объявление на форумах или досках объявления о продаже Nokia последней модели по суперпривлекательной цене. Кому-то придется помучиться с ответом на звонки, пока объявление не устареет. Правда, так обидчик вряд ли поймет, что он сделал не так.

А вот поминальные венки, гробы, слежку – не надо! Мало того, что это неэтично. Если окажется, что у учителя плохо работает сердце, результат может быть очень плачевным.

Знаете электронный адрес преподавателя? Отлично! Можно организовать хорошо продуманную рассылку спама, который заставит его задуматься о своем поведении. Важно: тема каждого последующего письма должна быть связана логически с предыдущим.
Например, вот такую цепочку писем можно составить, чтобы горе-препод задумался о плохом поведении:
"Не обижайте студентов с татарскими фамилиями"
"Осторожно: обиженный студент может наделать глупостей"
"Испортить жизнь молодому поколению или помочь?"
"Говорят, что старшее поколение – мудрее. Так ли это?"
"Если довести студента до ручки, он может начать искать прощения по адресу: ул. Барано-Козлиновская 17 " (где адрес, конечно же, самого преподавателя).
Стоит жертве увидеть свой адрес, как вся смелость и упрямство куда-то деваются. Скорее всего, войне настанет конец. Но с темой лучше не переборщить: никаких угроз, обид, оскорблений!

Самая приятная месть – заработать на курсовых

Лучший способ борьбы с любыми типами научных руководителей – выполнить курсовую так, чтобы к ней невозможно было придраться. А сделать это можно, только если у вас богатый опыт.

Мы предлагаем беспрецедентный способ выиграть войну, еще не начиная ее: начать писать курсовые чуть ли не с первого курса для других.

Если вы решите заработать на написании курсовых работ, у вас появляется разу несколько преимуществ:

  • ощутимая прибавка к стипендии (если она есть);
  • наработка опыта для собственной курсовой;
  • получение углубленных знаний по теме;
  • подработка в удобное время (курсовые пишут по собственному графику).

Собственно, еще одна хорошая причина – насолить преподавателю. Ведь что может быть приятнее, чем ощущать себя с обидчиком на равных? Пусть он об этом не узнает (и это даже хорошо, потому что есть политика конфиденциальности, благодаря которой о вашем заработке на курсовых никому не будет известно, кроме вас!). Зато вы будете понимать, что и вы добились в своей жизни ничуть не меньше за гораздо более сжатый срок.

Просто регистрируйтесь, выполняйте заказы и получайте деньги!

Лучшая месть – забыть о мести!

Все мы мечтаем в то или иной мере расквитаться с обидчиком. Но принесет ли это удовлетворение?

Но вот исследования, проведенные учеными Кевином Карлсмитом, Тимоти Уилсоном и Дэниелом Гилбертом, показывают: люди очень редко способны предугадать, какие чувства принесет им свершившаяся месть. То есть, предполагая, что им станет хорошо и спокойно, когда удастся отомстить, люди чаще всего ошибаются.

Далее последовала серия опытов, когда людям давали возможность отыграться на обидчике. И когда ученые после эксперимента проводили опросы по поводу состояния участников, оказалось: те, кто наказывал врага, чувствовали себя намного хуже, чем представляли в мыслях.

Так что лучший способ расквитаться – забыть и избегать обидчика. Если не идти на конфликт, вы покажете нерадивому, что не желаете продолжения конфликтной ситуации, тем самым проявляя мудрость и смирение. Это заставит учителя попридержать коней и остепениться (скорее всего).

Шейкина Анастасия Александровна


Саратовский архитектурно-строительный колледж

Процесс общения относится к разряду искусства. Люди постигают эту науку на протяжении всей жизни. Но, к сожалению, в силу различных индивидуальных особенностей, отстаивая свои позиции, попадают в ловушку конфликтных ситуаций.

На сегодняшний день в теории и практике педагогики накоплен значительный запас наблюдений и фактов для попытки поднятия вопроса об оформлении самостоятельного теоретического направления – педагогической конфликтологии.

Конфликт в педагогической деятельности в большинстве случаев проявляется как стремление преподавателя утвердить свою позицию и как протест студента против неправильной оценки его деятельности или несправедливого наказания.

Важнейшей задачей преподавателя является способность вставать на сторону студента, принимать его точку зрения, стараться имитировать его рассуждения, попытаться понять, как ученик воспринял ту или иную ситуацию и почему он поступил именно так.

При разрешении педагогических ситуаций действия преподавателя часто определяются его личной обидой на студентов. Тогда у преподавателя появляется стремление выйти победителем в конфликте со студентом, не заботясь о том, как студент выйдет из сложившейся ситуации, какой урок усвоит из общения с преподавателем и как изменит свое отношение к себе и взрослым.

Студенту трудно каждый день выполнять строгие правила поведения в учебном заведении, и правила требуемые преподавателем на своем уроке, поэтому вполне естественно наблюдать незначительные нарушения в поведении со стороны студента. При правильном реагировании на его поведение, преподаватель должен взять сложившуюся ситуацию под свой контроль и восстановить порядок, избегая конфликтных ситуаций. Так конфликтная ситуация может возникнуть при поспешности в оценке поступка студента и принятию неправильного решения, что вызовет возмущение у студента на несправедливость со стороны преподавателя.

Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают взаимоотношения между преподавателем и студентам, что вызывает у преподавателя стрессовое состояние и неудовлетворенность своей работой.

Причинами возникновения конфликтов могут послужить действия и манера общения преподавателя, особенности личности студента и общая обстановка в группе.

-педагог, как правило, оценивает не отдельный поступок учащегося, а его личность, такая оценка определяет отношение педагога к ученику;

-личностные качества педагога так же могут послужить причиной конфликта (раздражительность, грубость, беспомощность, самодовольство, мстительность и др.);

-свидетелями ситуации становятся другие студенты, поэтому преподаватель стремиться сохранить свой социальный статус любыми возможными средствами, тем самым доводит ситуацию до конфликтной;

-педагог не в состоянии провести анализ сложившейся ситуации, торопится строго наказать студента, считая, что лишняя строгость не повредит;

Так же факторами возникновения конфликта могу выступать – настроение преподавателя при взаимодействии с учащимися, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие. Необходимо помнить, что люба ошибка преподавателя, в разрешении конфликтной ситуации, сохраняется в памяти студента и долго влияет на характер взаимоотношении.

Важную роль в управлении конфликтом играет эффективное использование принципов социальной регуляции, умелое применение ее приемов и методов. Управление конфликтом и социальная регуляция тесно взаимосвязаны. С одной стороны, управление является одним из видов социальной регуляции, направленной на преодоление напряженности и предотвращение столкновений. С другой - методы и приемы социальной регуляции являются частью технологии предотвращения и преодоления конфликта.

Урегулирование означает приведение чего-либо в соответствии с установленными нормами и правилами. Если нет таких норм правил, то урегулирование теряет всякий смысл. Например: нельзя регулировать взаимоотношения, не имея представления о том, кто и чем должен заниматься.

Конфликтующие люди, как правило, недружелюбно настроены друг к другу. Эмоции мешают адекватно оценивать ситуацию. Контролируя конфликтную ситуацию перед педагогом встает задача, снизить эмоциональное напряжение между конфликтующими сторонами. Для этого можно использовать такие приемы:

-дать возможность оппоненту высказаться;

-не отвечать агрессией на агрессию;

-не унижать и не оскорблять противоположную сторону;

-не делать скоропостижных выводов;

-стараться выразить свое понимание и участие.

Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении. Конфликтные ситуации, участниками которых являются преподаватель и студент, характеризуется несовпадением или прямой противоположностью их мнений и позиций в отношении образовательного процесса и правил поведения в образовательном учреждении. Несерьезное отношение к учебе, отсутствие дисциплины со стороны студента и нетерпимость и повешенная авторитарность преподавателя, наиболее частые причины межличностных конфликтов. Однако своевременный пересмотр своих позиций может помочь избежать возникновения конфликта.

Продуктивное разрешение конфликта возможно только тогда, когда педагог провел тщательный анализ причин и мотивов приведших к создавшейся ситуации, целей и вероятных исходов конкретного межличностного столкновения. Показателем профессионализма преподавателя является его способность быть объективным.

Наиболее эффективным методом решения конфликта являются переговоры.

В процессе посредничества должна быть задействована третья нейтральная сторона, посредник, который участвует в переговорах между конфликтующими сторонами и помогает им найти оптимальное решение. Основными принципами посредничества являются: нейтральность – посредник не занимает ни чью из сторон, беспричастность – посредник не заинтересован в выигрыше одной из сторон.

Однако есть и отрицательные стороны переговорного процесса. Метод переговоров эффективен только в определенных рамках, выходя за которые данный метод становится способом поддержания конфликтной ситуации.

Методы разрешения конфликтных ситуаций можно разделить на две группы:

  1. Позитивные – предполагается сохранение основы взаимосвязей между субъектами конфликта – переговоры и конструктивное соперничество;
  2. Негативные – включают в себя все виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой.

Выбор методов разрешения конфликтной ситуации определяет стратегию поведения в конфликте. Преподаватель может избрать тактику ухода от конфликта, сглаживания его, компромиссного решения, принуждения или неприятия чужой позиции. Основной способ применения рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит в том, чтобы рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему или потенциальную проблему, которая ждет своего решения.

Читайте также: