Конфликт между либералами и демократами в отцы и дети кратко

Обновлено: 28.06.2024

Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший.
А. Грибоедов
Ярким солнечным днем двадцатого мая тысяча восемьсот пятьдесят девятого года к постоялому двору на шоссе подкатил тарантас, из которого вышли два молодых человека. Как мы узнаем позже, это Евгений Васильевич Базаров и его друг Аркадий Кирсанов. Однако стоит задуматься, почему автор уже в начале произведения называет точную дату происходящих событий. Перенесемся мысленно в эпоху конца пятидесятых годов девятнадцатого столетия. “Да ведь это же время перед отменой

Действительно, в эти годы обнажился кризис крепостнической системы, но тогда же произошло не менее важное для России событие – выход на арену борьбы за освобождение народа нового типа общественного деятеля – революционера-демократа. Причем это рождение шло в острейшей борьбе с отживающим свой век либерализмом.
Что же такое либерализм и демократизм? Либерализм возник как прогрессивное течение и означал любовь к народу, протест против всего темного и притеснительного, уважение к искусству, науке. Но с течением времени это движение утратило свои начальные принципы,

Его сущностью стала защита привилегий господствующего класса и в тоже время борьба против уродливых форм эксплуатации, но только путем реформ: ведь либерализм был противником движения масс. “Болтунами, хвастунами и дурачьем” назвал либералов Н. Г. Чернышевский.
И в это же время в непрерывной борьбе с либерализмом происходит процесс становления революционной демократии, которая последовательно и действительно боролась за подлинные интересы народа. И. С. Тургенев, обладающий исключительным даром угадывать зарождающееся явление, выразил в своем ро мане “Отцы и дети” идейные споры либералов и демократов, художественно воплощенных в образах господ Кирсановых и разночинца Базарова.
Познакомимся с героями поближе. В образе Евгения Базарова сконцентрированы мельчайшие крупинки свойств, присущих молодому поколению. Тяжелая, бедная, трудовая жизнь в молодости приучила его к лишениям, выработала презрение к комфорту и изяществу, сделала сильным и суровым. “Демократом до конца ногтей” называет его автор.

Труд, созидательная деятельность, жизнь, приносящая реальную пользу,- вот идеал Базарова. Годы упорной работы сделали его образованнейшим человеком. Его главный предмет – естественные науки. “Да он все знает” – эти слова Аркадия прекрасно характеризуют кругозор Евгения. Глубокое изучение естественных наук сделало его материалистом, опыт стал для него единственным источником познания.

Материалистическое миросозерцание породило нигилизм Базарова, то есть отрицание устаревших авторитетов, принципов жизни, отношение ко всему с критической точки зрения. Это отрицание носило революционный смысл, заключавшийся в бескомпромиссной борьбе с барством, в решительном разрыве с либерализмом, презрении к фразерству. “И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером”,- отмечал Тургенев.
И вот этот передовой, мыслящий революционер-демократ попадает в гнездо либералов Кирсановых. В лице Николая Петровича писатель показал черты умеренно-либерального дворянства, стремящегося к различным преобразованиям и не отвергающего возможности компромисса с демократами. Николай Петрович – мягкий, чувствительный, гуманный человек, любящий искусство, чувствующий красоту природы. Свое призвание он видит в хозяйственной деятельности, осуществлении преобразований в поместье, улучшении жизни крестьян.

Как стремится он приспособиться к новому времени, поспеть за жизнью! “Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями”,- досадует он. Но, несмотря на его трудолюбие и рвение, все начинания кончаются крахом, “и недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из старого дерева”, а все поместье имело жалкий вид.
Став мировым советником, он “трудился изо всех сил”. В чем же заключается его неустанный труд? Да в том, что Николай Петрович “беспрестанно разъезжает по своему участку” и “произносит длинные речи”.

Вот он, российский либерализм со своей дряблостью и бессилием!
Старшего Кирсанова, Павла Петровича, в противоположность Базарову можно назвать “аристократом до конца ногтей”. Аристократизм и англоманство – один из принципов этого человека, без которых он не мыслит своего существования. Во внешности (аккуратно выбритый подбородок, красивые ногти, прекрасные белые зубы), в одежде (накрахмаленные воротнички, изящный костюм) и в поведении (приятный голос, легкий наклон головы, отказ от рукопожатия с Базаровым) чувствуется желание щегольнуть своим аристократизмом.

В молодости Кирсанов блистал в свете, его ожидала блестящая карьера, но несчастная любовь сломила светского льва, и жизнь его стала пустой. Найти службу он не захотел и, дожив до седин без цели и дела, приехал к брату в деревню, где, окружив себя изящным комфортом на английский вкус, превратил свою жизнь в спокойное прозябание.
Спокойное, размеренное существование господ Кирсановых прерывает внезапный приезд Евгения Базарова, демократизм которого с первой же встречи восстанавливает против себя аристократа Павла Петровича. Все в нем: от “длинного балахона с кистями”, “красной руки” до самоуверенного, независимого обращения – вызывает неприязнь Кирсанова, которая вскоре перерастает в открытую ненависть. Различные взгляды героев на жизнь неизбежно ведут к столкновению двух лагерей. “Меж ними все рождало споры”: и пути развития страны, и назначение человека, и отношение к народу, и вопросы о материализме и идеализме, науке, искусстве, природе.
Одним из принципов Павла Петровича является проповедь политических свобод, прогресса, конституции, гласности. “Меня все знают за человека либерального и любящего прогресс”,- говорит он о себе. Но эта половинчатость, трусость целей либерализма, конечно же, находится в противоречии со взглядами демократизма. Базаров отрицает все “в людском быту принятые постановления”, то есть всю систему общественного устройства во имя полезности.
“Мы действуем в силу того, что мы считаем полезным”. “Строить – не наше дело. Сперва нужно место расчистить”,- говорит Базаров, выражая этими словами сокровенные мысли.
Революционность мышления Базарова, смелость его воззрений – все это накладывает особый отпечаток на его личность. Именно это больше всего и злит Павла Петровича, больнее всего бьет его по “чувству собственного достоинства”. Лекарский сын представляет силу, угрожающую сословию аристократов.

Может быть, Павел Петрович очень хотел бы унизить Базарова, представить его грубым, неотесанным мужланом. Базаров же не так мелок, чтобы обратить свое возмущение против незначительного “уездного аристократишки”. У него есть более серьезный противник – самодержавно-помещичий строй.
Дуэль решит вопрос о том, кто из них является носителем истинного благородства и настоящего чувства чести. Тургенев предоставил Павлу Петровичу самому ответить на этот вопрос. И Павел Петрович почувствовал себя нравственно побежденным.
Разночинная демократия делала решающий шаг на пути к революционному свержению эксплуататорского строя. Вот почему такие люди, как Базаров, никогда не исчезнут с лица земли, они будут вечной частицей жизни. Они “драться хотят”, а без их бунтарства невозможно рождение нового.

Проблематика романа Тургенева

Проблематика

Разногласия между родителями и детьми — это конфликт поколений, когда старые традиции не согласуются с новыми взглядами на жизнь. Это показал в своем романе Иван Сергеевич Тургенев. Спор аристократа-либерала Кирсанова с разночинцем-демократом Базаровым раскрывает суть конфликта, непримиримого в своей основе. У героев романа противоположные взгляды на жизнь, обусловленные разницей в воспитании, происхождении, образе мышления и ценностях.

О разном восприятии жизни говорит даже портрет Кирсанова и Базарова: первый выглядит как аристократ, у второго обычная несколько грубоватая внешность. Если аристократичный Кирсанов является представителем света, то Базаров полностью соответствует своей фамилии и далек от утонченности и светскости.

Конфликт между поколениями существовал всегда, но действие в романе Тургенева происходит в особый для Российской империи период: отмена крепостного права в 1861 году. Империя нуждалась в проведении крестьянской реформы, за что активно ратовали демократы. Но либерально настроенные аристократы опасались крестьянского бунта и революции, хотя и приветствовали отмену крепостного права. В романе Тургенева показан конфликт этих двух политических воззрений.

Евгений Базаров как представитель молодого поколения революционеров не может и не хочет понимать принципов старшего поколения, так как считает их безнадежно устаревшими. Он отдает предпочтение созданию материальных ценностей вместо развития духовности, поэтому отрицает искусство и философию. Он считает их ненужными и бесполезными.

Павел Кирсанов отстаивает интересы прежних поколений и защищает привычки, традиции, либерализм, аристократизм, искусство. Он не желает видеть происходящих вокруг него перемен, потому что они разрушают привычные устои общества.

Конфликт между либералами и демократами

Павел Кирсанов и Евгений Базаров принадлежат одному сословию и далеки от крестьянской жизни. Однако Базаров отказался от родового имения, так как считал дворянство неспособным привести страну к процветанию. Он искренне уверен, что от него нет никакой пользы. Задача нигилистов, к которым относится Базаров, — принести пользу народу. Поэтому они ратуют за революцию как единственно правильный путь развития.

Базаров отрицает значимость:

  • дворянства;
  • общепринятой морали;
  • самодержавно-крепостнического строя;
  • религии.

Кирсанов возлагает надежду на:

  • патриархальный уклад жизни;
  • религиозность и благочестие;
  • крестьянскую общину.

Павел Кирсанов убежден, что русскому мужику вера необходима как воздух. Однако не смотря на показную заботу о народе, Кирсанов брезгует простыми крестьянами. Тургенев это образно подчеркивает в своем романе, упоминая, что Павел Петрович брезгливо морщит нос при разговоре с мужиками и нюхает одеколон.

Конфликт поколений

В романе ярко показан внутрисемейный конфликт Базаровых — сына и родителей. Это был особенный конфликт, который образовался на смене эпох: от капитализма к социализму. Еще несколько лет и грянет Великая Октябрьская революция, которая полностью изменит мир. Революционные настроения витали в воздухе и не давали покоя активно настроенной молодежи. Это отразилось на взаимоотношениях между Базаровым-сыном и Базаровыми-родителями.

Базаров не знал, как объяснить своим родителям отъезд из отчего дома, поэтому постоянно молчал. В романе ярко показана трагедия родителей, которые сначала потеряли духовную связь с сыном, а потом пережили утрату. Нет большего горя, чем похоронить собственного ребенка — свою надежду на благополучную старость.

Зоя, очень хорошо подготовлен, написан материал.
Мне нравится статья Писарева, иногда гламурным девицам советую ее почитать, сколько мудрых советов в ней содержится, помните, Писарев описывает, как Одинцова влюбляет в себя Базарова: "Физическая красота бросается в глаза с первого взгляда; ум обнаруживается в первом же разговоре; а когда, таким образом, вся фигура женщины и каждое слово производят на человека стройное и приятное впечатление, то чего же вам больше? И кровь волнуется, и мозг раздражается, и все это так обаятельно - ну вот, и любовь готова". но Анна Сергеевна, к тому же холодна, этим она еще больше волнует воображение Базарова.

Спасибо, Зоя, всколыхнули во мне столько чувств.

И Вам, Настя, спасибо! Всегда приятно читать добрый отклик.
Всего Вам наилучшего!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Демократизм Базарова наглядно отражён в его портрете, речи, биографии, занятиях, чертах характера и мировоззрении.

Разночинцы-демократы 60-х годов не ограничивали свои интересы одной наукой. Они стремились к широкой общественной деятельности, к уничтожению самодержавия, крепостничества.

Но во многом правильно, исторически правдиво передав в образе Базарова типичные черты революционеров-демократов своего времени, нарисовав своего героя с несомненной любовью и сочувствием, Тургенев сообщил ему и несвойственные разночинцам-революционерам черты.

В силу противоречивости и ограниченности своего мировоззрения Тургенев не смог дать полный, во всём и до конца правдивый образ революционного демократа-разночинца.

РОМАНЫ ТУРГЕНЕВА — НАКАНУНЕ →

Еще по данной теме::

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА ОТЦЫ И ДЕТИ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА ОТЦЫ И ДЕТИ Романы Тургенева — своеобразная художественная л…

РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ Особое место в творчестве Тургенева занимают — его повести и рассказы. Они как…

В силу противоречивости и ограниченности своего мировоззрения Тургенев не смог дать полный, во всём и до конца правдивый образ революционного демократаразночинца.







Читайте также: