Конфликт культур это кратко

Обновлено: 05.07.2024

критическая стадия противоречий в ценностных ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями и группами, личностью и группой, личностью и обществом и т.д. Культурный конфликт специфичен именно своей идеологической обусловленностью, несовместимостью оценочных позиций, мировоззренческих и религиозных установок, традиционных норм и правил.

конфликт, возникающий в сознании индивида, находящегося на стыке двух культур, обладающих противоречащими друг другу нормами, стандартами, требованиями. Столкновение цивилизаций у С.Хантингтона объясняется тем, что современный мир вступил в новую фазу, когда источником конфликтов стала не идеология, экономика, политика, а культура. Т.к. различия в культуре и религиозных традициях более фундаментальны и менее подвержены изменениям, усиление взаимодействия ведет к росту национального самосознания, экономическая модернизация приводит разрушению традиционной идентификации людей с местом жительства.

критич. стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отд. личностями, их группами, личностью и группой, личностью и об-вом, группой и об-вом, между разными сооб-вами или их коалициями. В отличие от большинства иных видов конфликтов, в основании к-рых лежат, как правило, противоречия в более или менее прагматич. и утилитарных интересах сторон (экон., полит. и других властно-собственнических, статусно-ролевых, гендерных, кровно-родственных и пр.), К.к. специфичен именно своей идеол. обусловленностью, несовместимостью оценочных позиций, мировоззренч. и религ. установок, традиц. норм и правил осуществления той или иной социально значимой деятельности и т.п., т.е. в конечном счете различием в социальных опытах конфликтующих сторон, закрепленных в параметрах их идеологии (индивидуальной или групповой). Процессуально всякий конфликт динамичен и обычно включает стадии накопления противоречий, попыток разрешить их в процессе переговоров, разрыва переговоров, враждебных действий или демонстраций враждебного отношения, завязывания новых контактов между сторонами, новых более конструктивных переговоров и, наконец, нахождения компромисса и заключения конвенции. Разумеется, широко распространен и такой способ разрешения конфликтов, как борьба “до победного конца”, заканчивающаяся уничтожением соперника или приведением его в полную покорность, что, как правило, является лишь откладыванием подлинного разрешения конфликта на будущее. Практич. формы К.к. могут иметь разл. масштаб и характер: от ссоры в межличностных отношениях до межгос. и коалиционных войн. Типичными примерами наиболее масштабных и жестоких К.к. являются крестовые походы, религ., гражд., революц. и отчасти национально-освободит. войны, деяния церковной инквизиции, геноцид, насильств. обращение в насаждаемую веру, в значит. мере полит. репрессии и т.п. Существ. место элементы К.к. именно как конфликта ценностных установок занимали в причинах возникновения Второй мир. войны (в отличие от Первой, преследовавшей преимущественно политико-экон. цели). К.к., как правило, отличаются особенной ожесточенностью, бескомпромиссностью, а в случае применения силы преследуют цели не столько покорения, сколько практич. уничтожения носителей чуждых ценностей. С этой спецификой связана и особенная сложность нахождения компромисса и примирения конфликтующих сторон, стремящихся отстоять свои принципы “до победного конца”. Компромиссы, как известно, легче достигаются между соперничающими интересами, нежели между несовместимыми ценностными и идеол. установками. Проблема К.к. неразрывно связана с проблемами культурной толерантности и комплементарности, с интересом к иной культуре (в ее групповом или персонифицированном воплощении) и поиском точек ценностных совпадений или пересечений. Поскольку антропол. и социальные основания интересов и потребностей, а отсюда и базовые ценностные установки у всех людей и их сооб-в в силу единства физич. и психич. природы человечества более или менее однотипны, это открывает большие возможности для поиска и манифестации совпадающих ценностных парадигм в культурах разных сооб-в и их социальных групп в качестве профилактики К.к. В конечном счете поиск такого рода оснований для согласования интересов и общих ценностных ориентиров между субъектами противоречий и понижения уровня напряженности этих противоречий является одной из гл. задач всякой политики. Особым типом К.к. является творч. конфликт между направлениями, школами, группировками или отдельными корифеями науки, философии, худож. культуры. Здесь прежде всего имеет место соперничество между разл. методами познания и отражения действительности, конфликт в определении критериев истинности того или иного метода. Близким к этому типу является и конфликт интерпретаций (преимущественно культурных текстов), свойственный как перечисленным областям интеллектуально-творч. деятельности, так и сферам религии, права, образования и т.п., в к-ром также значимую роль играет вопрос о критериях истинности той или иной интерпретации того или иного текста. Разрешение такого рода К.к., как правило, связано с достижением конвенций, признающих равноправие и взаимодополнительность разл. позиций, методов, интерпретаций и пр. В отличие от существующих теорий социального конфликта, рассматривающих это явление как в основном положит., способствующее поступат. развитию об-ва, анализ К.к. не выявляет в нем никаких явных развивающих потенций. Ведь здесь имеет место противоречие не между более и менее эффективными способами удовлетворения объективных интересов и потребностей людей, а между разл. оценками и интерпретациями тех или иных культурных текстов, единств. объективное преимущество к-рых заключается в том, что они “наши” или “не наши”, т.е. речь идет о конфликте не столько интересов, сколько амбиций личностей, групп, сооб-в. Может быть, именно поэтому К.к. отличаются такой бескомпромиссностью. Лит.: Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996; Модернизация России и конфликт ценностей. М., 1995. Dahrendorf К. Soziale und Klassenkonflikt in der industriellen Gesellschaft. Stuttg., 1957. А.Я. Флиер. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Под культурным конфликтом понимают критическую стадию противоречий ценностно-нормативных установок, ориентаций, позиций, суждений между отдельными индивидами, их группами, личностью и группой, человеком и обществом, группой и обществом, между разными сообществами или их объединениями.

Специфика культурного конфликта

Особенностью культурного конфликта является то, что он обусловлен идеологическими установками, противоречивыми оценочными позициями, несовместимостью мировоззрения, религиозных предпочтений, традиционных норм, правил поведения в той или иной ситуации.

Можно сказать, что конфликтует социальный опыт различных социальных образований.

На практике формы культурного конфликта могут быть разного масштаба и характера, начиная с ссоры между двумя индивидуумами кончая конфликтами между государствами. В истории тому немало примеров. К конфликтам относят:

  • крестовые походы,
  • различного рода войны,
  • гражданские после революций, национально-освободительные,
  • геноцид,
  • инквизицию,
  • политические репрессии,
  • насильственную смену веры.

Ярким примером конфликта культуры служит Вторая мировая война в качестве примера конфликта ценностных установок в отличие от Первой мировой войны, причины которой лежат в области политики и экономики.

Готовые работы на аналогичную тему

Культурные конфликты особенно жестоки, потому что каждая сторона стремится идти до победного конца и буквально старается уничтожить инакомыслящих. В этой особенности и заключается трудность нахождения хоть какого-то компромисса.

Типы культурных конфликтов

Проблема культурных конфликтов всегда связана с проблемами культурной толерантности, с интересом к культуре других социумов и поиском точек ценностных совпадений или пересечений.

В силу того, что физическая и психическая природа человечества более или менее одинакова, то основные же ценностные установки у каждого человека и всего социума так же однотипны, поскольку базируются на одних и тех же антропологических и психических основаниях интересов и потребностей. Это дает возможность искать совпадающие ценностные парадигмы в культурах разных сообществ и их социальных групп и манифестировать их для профилактики культурных конфликтов.

Необходимо найти точки соприкосновения ценностных ориентиров, отношений к миру у конфликтующих сторон для того, чтобы снять напряжение между сторонами противоречий, а это и есть главная задача любой политики.

Среди типов культурных конфликтов особым считается творческий, который заключается в том, что различные научные, творческие направления, школы, группы или отдельные выдающиеся личности в области искусства, литературы, науки соперничают в признании приоритета определенного метода познания, признания справедливыми критерии истинности того или иного метода.

Следует отметить еще один тип культурных конфликтов – это конфликт интерпретаций, в основном касающийся культурных текстов, который свойствен не только научным и художественным областям интеллектуально-творческой деятельности, но и аспектам, связанным с религией, правом, образованием. В них так же важную роль играет проблема определения критериев истинности той или иной интерпретации того или иного текста.

Нужно достигнуть такого консенсуса, когда признаются и равноправие, и дополнительность разного рода позиций, методов, интерпретаций, и тогда удастся разрешить культурный конфликт любого рода.

критич. стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отд. личностями, их группами, личностью и группой, личностью и об-вом, группой и об-вом, между разными сооб-вами или их коалициями. В отличие от большинства иных видов конфликтов, в основании к-рых лежат, как правило, противоречия в более или менее прагматич. и утилитарных интересах сторон (экон., полит, и других властно-собственнических, статусно-ролевых, гендерных, кровно-родственных и пр.), К.к. специфичен именно своей идеол. обусловленностью, несовместимостью оценочных позиций, мировоззренч. и религ. установок, традиц. норм и правил осуществления той или иной социально значимой деятельности и т.п., т.е. в конечном счете различием в социальных опытах конфликтующих сторон, закрепленных в параметрах их идеологии (индивидуальной или групповой).

Процессуально всякий конфликт динамичен и обычно включает стадии накопления противоречий, попыток разрешить их в процессе переговоров, разрыва переговоров, враждебных действий или демонстраций враждебного отношения, завязывания новых контактов между сторонами, новых более конструктивных переговоров и, наконец, нахождения компромисса и заключения конвенции. Разумеется, широко распространен и такой способ разрешения конфликтов, как борьба “до победного конца”, заканчивающаяся уничтожением соперника или приведением его в полную покорность, что, как правило, является лишь откладыванием подлинного разрешения конфликта на будущее.

Практич. формы К.к. могут иметь разл. масштаб и характер: от ссоры в межличностных отношениях до межгос. и коалиционных войн. Типичными примерами наиболее масштабных и жестоких К.к. являются крестовые походы, религ., гражд., революц. и отчасти национально-освободит. войны, деяния церковной инквизиции, геноцид, насильств. обращение в насаждаемую веру, в значит, мере полит, репрессии и т.п. Существ. место элементы К.к. именно как конфликта ценностных установок занимали в причинах возникновения Второй мир. войны (в отличие от Первой, преследовавшей преимущественно политико-экон. цели). К.к., как правило, отличаются особенной ожесточенностью, бескомпромиссностью, а в случае применения силы преследуют цели не столько покорения, сколько практич. уничтожения носителей чуждых ценностей. С этой спецификой связана и особенная сложность нахождения компромисса и примирения конфликтующих сторон, стремящихся отстоять свои принципы “до победного конца”. Компромиссы, как известно, легче достигаются между соперничающими интересами, нежели между несовместимыми ценностными и идеол. установками.

Проблема К.к. неразрывно связана с проблемами культурной толерантности и комплементарности, с интересом к иной культуре (в ее групповом или персонифицированном воплощении) и поиском точек ценностных совпадений или пересечений. Поскольку антропол. и социальные основания интересов и потребностей, а отсюда и базовые ценностные установки у всех людей и их сооб-в в силу единства физич. и психич. природы человечества более или менее однотипны, это открывает большие возможности для поиска и манифестации совпадающих ценностных парадигм в культурах разных сооб-в и их социальных групп в качестве профилактики К.к. В конечном счете поиск такого рода оснований для согласования интересов и общих ценностных ориентиров между субъектами противоречий и понижения уровня напряженности этих противоречий является одной из гл. задач всякой политики.

Особым типом К.к. является творч. конфликт между направлениями, школами, группировками или отдельными корифеями науки, философии, худож. культуры. Здесь прежде всего имеет место соперничество между разл. методами познания и отражения действительности, конфликт в определении критериев истинности того или иного метода. Близким к этому типу является и конфликт интерпретаций (преимущественно культурных текстов), свойственный как перечисленным областям интеллектуально-творч. деятельности, так и сферам религии, права, образования и т.п., в к-ром также значимую роль играет вопрос о критериях истинности той или иной интерпретации того или иного текста. Разрешение такого рода К.к., как правило, связано с достижением конвенций, признающих равноправие и взаимодополнительность разл. позиций, методов, интерпретаций и пр.

В отличие от существующих теорий социального конфликта, рассматривающих это явление как в основном положит., способствующее постулат, развитию об-ва, анализ К.к. не выявляет в нем никаких явных развивающих потенций. Ведь здесь имеет место противоречие не между более и менее эффективными способами удовлетворения объективных интересов и потребностей людей, а между разл. оценками и интерпретациями тех или иных культурных текстов, единств, объективное преимущество к-рых заключается в том, что они “наши” или “не наши”, т.е. речь идет о конфликте не столько интересов, сколько амбиций личностей, групп, сооб-в. Может быть, именно поэтому К.к. отличаются такой бескомпромиссностью.

Лит.: Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996; Модернизация России и конфликт ценностей. М., 1995. Dahrendorf К. Soziale und Klassenkonflikt in der industriellen Gesellschaft. Stuttg., 1957.

Культурология. XX век. Энциклопедия . 1998 .

☼ критич. стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отд. личностями, их группами, личностью и группой, личностью и об-вом, группой и об-вом, между разными сооб-вами или их коалициями. В отличие от большинства иных видов конфликтов, в основании к-рых лежат, как правило, противоречия в более или менее прагматич. и утилитарных интересах сторон (экон., полит. и других властно-собственнических, статусно-ролевых, гендерных, кровно-родственных и пр.), К.к. специфичен именно своей идеол. обусловленностью, несовместимостью оценочных позиций, мировоззренч. и религ. установок, традиц. норм и правил осуществления той или иной социально значимой деятельности и т.п., т.е. в конечном счете различием в социальных опытах конфликтующих сторон, закрепленных в параметрах их идеологии (индивидуальной или групповой).

Процессуально всякий конфликт динамичен и обычно включает стадии накопления противоречий, попыток разрешить их в процессе переговоров, разрыва переговоров, враждебных действий или демонстраций враждебного отношения, завязывания новых контактов между сторонами, новых более конструктивных переговоров и, наконец, нахождения компромисса и заключения конвенции. Разумеется, широко распространен и такой способ разрешения конфликтов, как борьба “до победного конца”, заканчивающаяся уничтожением соперника или приведением его в полную покорность, что, как правило, является лишь откладыванием подлинного разрешения конфликта на будущее.

Практич. формы К.к. могут иметь разл. масштаб и характер: от ссоры в межличностных отношениях до межгос. и коалиционных войн. Типичными примерами наиболее масштабных и жестоких К.к. являются крестовые походы, религ., гражд., революц. и отчасти национально-освободит. войны, деяния церковной инквизиции, геноцид, насильств. обращение в насаждаемую веру, в значит. мере полит. репрессии и т.п. Существ. место элементы К.к. именно как конфликта ценностных установок занимали в причинах возникновения Второй мир. войны (в отличие от Первой, преследовавшей преимущественно политико-экон. цели). К.к., как правило, отличаются особенной ожесточенностью, бескомпромиссностью, а в случае применения силы преследуют цели не столько покорения, сколько практич. уничтожения носителей чуждых ценностей. С этой спецификой связана и особенная сложность нахождения компромисса и примирения конфликтующих сторон, стремящихся отстоять свои принципы “до победного конца”. Компромиссы, как известно, легче достигаются между соперничающими интересами, нежели между несовместимыми ценностными и идеол. установками.

Проблема К.к. неразрывно связана с проблемами культурной толерантности и комплементарности, с интересом к иной культуре (в ее групповом или персонифицированном воплощении) и поиском точек ценностных совпадений или пересечений. Поскольку антропол. и социальные основания интересов и потребностей, а отсюда и базовые ценностные установки у всех людей и их сооб-в в силу единства физич. и психич. природы человечества более или менее однотипны, это открывает большие возможности для поиска и манифестации совпадающих ценностных парадигм в культурах разных сооб-в и их социальных групп в качестве профилактики К.к. В конечном счете поиск такого рода оснований для согласования интересов и общих ценностных ориентиров между субъектами противоречий и понижения уровня напряженности этих противоречий является одной из гл. задач всякой политики.

Особым типом К.к. является творч. конфликт между направлениями, школами, группировками или отдельными корифеями науки, философии, худож. культуры. Здесь прежде всего имеет место соперничество между разл. методами познания и отражения действительности, конфликт в определении критериев истинности того или иного метода. Близким к этому типу является и конфликт интерпретаций (преимущественно культурных текстов), свойственный как перечисленным областям интеллектуально-творч. деятельности, так и сферам религии, права, образования и т.п., в к-ром также значимую роль играет вопрос о критериях истинности той или иной интерпретации того или иного текста. Разрешение такого рода К.к., как правило, связано с достижением конвенций, признающих равноправие и взаимодополнительность разл. позиций, методов, интерпретаций и пр.

В отличие от существующих теорий социального конфликта, рассматривающих это явление как в основном положит., способствующее поступат. развитию об-ва, анализ К.к. не выявляет в нем никаких явных развивающих потенций. Ведь здесь имеет место противоречие не между более и менее эффективными способами удовлетворения объективных интересов и потребностей людей, а между разл. оценками и интерпретациями тех или иных культурных текстов, единств. объективное преимущество к-рых заключается в том, что они “наши” или “не наши”, т.е. речь идет о конфликте не столько интересов, сколько амбиций личностей, групп, сооб-в. Может быть, именно поэтому К.к. отличаются такой бескомпромиссностью.

Лит.: Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996; Модернизация России и конфликт ценностей. М., 1995. Dahrendorf К. Soziale und Klassenkonflikt in der industriellen Gesellschaft. Stuttg., 1957.

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .

В современном обществе проблема межкультурных конфликтов стоит особенно остро. Они возникают между этносами в рамках отдельных государств, в международных отношениях. Проведение внутренней и внешней политики требует от правительств учета культурных аспектов межэтнических и межгосударственных взаимодействий, понимания причин возникновения конфликтов и формирования стратегии их урегулирования.


Понятие

На сегодняшний день практически не существует этнически однородных обществ. Одни имеют многовековую историю сосуществования различных культур, другие начали жить в таких условиях сравнительно недавно (рост трудовой миграции, массовое переселение беженцев в развитые страны Европы). Не всегда соседство этносов имеет мирный характер. При прямом контакте выявляются различия в ценностных установках, восприятии окружающего мира, способах поведения. Выделяют 6 типов реакции на другую культуру и ее представителей:

  1. Отрицание различий культур – уверенность в том, что все люди в мире должны разделять одни и те же ценности, убеждения, нормы поведения.
  2. Защита собственного культурного превосходства – признание установок собственной культуры единственно верными и негативное отношение к ценностям и обычаям других культур. Это проявляется в межличностном общении в виде неприязни и агрессии по отношению к членам инокультурной группы.
  3. Минимизация культурных различий – признание ценности других культур, их мирное сосуществование, поиск общих, объединяющих черт, способность разных культур адаптироваться друг к другу.
  4. Принятие существования межкультурных различий – в целом благожелательное, но обособленное и отстраненное сосуществование культур.
  5. Адаптация к новой культуре – восприятие норм и ценностей другой культуры, способность жить и действовать в ее рамках при сохранении собственной культурной идентичности.
  6. Интеграция – глубокое взаимопроникновение своих и чужих культурных традиций, установок, выражающееся в образе жизни, способах поведения индивида.

Таким образом, диапазон восприятия человеком другой культуры довольно широк: от полного ее отрицания и неприятия до интеграции, когда инокультурные нормы и ценности начинают восприниматься как свои собственные.

Причины

В ходе общения представителей разных культур возникают затруднения и сложности, снижающие его эффективность – коммуникативные барьеры:

  • языковой – слабое владение языком иной группы, мешающее правильному восприятию информации и взаимопониманию;
  • барьер невербальной коммуникации– несовпадение значений символов, жестов, мимики для участников общения;
  • особенности группового сознания – этноцентризм, стереотипы и предрассудки в восприятии другой культуры и ее представителей.

Конфликт – неизбежная часть повседневной жизни, естественное проявление межкультурной коммуникации. Конфликты чаще всего возникают между представителями:

  • этнических групп;
  • религиозных групп;
  • различных поколений;
  • субкультур в рамках одной общей культуры.

Межкультурные конфликты различаются по:

  • составу участников – внутренние, международные, региональные, мировые;
  • интенсивности и характеру взаимодействия – столкновения, погромы, террористические акты, войны;
  • предмету спора – культурно-языковые, религиозные, конфликт поколений.

Носителями конфликта являются люди, которые нередко акцентируют различия между группами, противопоставляют одну другой. Причинами любых конфликтов между людьми служат:

  • личностные особенности индивидов – своенравие, амбициозность, некоммуникабельность, недоверчивость, неуважительное отношение к другим;
  • социальные отношения – соперничество, неготовность идти на компромисс, противоречие целей и средств их достижения;
  • организационные отношения – вопросы власти, статуса, справедливости распределения социальных благ, ущемления интересов индивидов и групп.

Причины межкультурных конфликтов:

  • ошибки атрибуции – неверное толкование поступков и слов субъектов межкультурного общения, обусловленное коммуникативными барьерами;
  • незнание культурных особенностей, включая религиозные и идеологические аспекты;
  • незнание табу инородной культуры.


В реальной жизни межкультурных конфликтов в чистом виде не существует, в них вплетается множество других конфликтов: финансовых, статусных, территориальных. Возникновение конфликта не означает прекращения отношений между участниками общения: они отходят от имеющейся модели коммуникации и затем выстраивают новую. Дальнейшее развитие отношений может иметь как позитивную, так и негативную направленность.

Пути решения

Конфликты являются дестабилизирующим фактором социальной жизни: препятствуют сотрудничеству, приводят к затяжному противостоянию, вражде. Они представляют серьезную опасность для общества, поэтому очень важно быстро выявлять их возникновение и принимать все возможные меры для урегулирования. Пути разрешения межкультурных конфликтов:

  • соревнование– использование соперничества с позиции силы для достижения своих целей, подчинение одной стороны другой;
  • сотрудничество – поиск решений, выгодных обеим сторонам;
  • избегание – откладывание разрешения конфликтной ситуации в надежде, что он разрешится сам, а также использование полумер, скрытых мер, позволяющих затормозить развитие конфликта;
  • приспособление – движение одной из сторон навстречу другой, выражающееся в готовности отказаться от собственных интересов;
  • компромисс – взаимные уступки с обеих сторон, позволяющие прийти к согласию.

Выбор способов разрешения конфликта определяется особенностями менталитета и культурными традициями сторон. Важную роль в управлении конфликтами играет налаживание межкультурного диалога, позволяющего улучшить взаимопонимание, снизить напряжение в отношениях.

Заключение

Процессы глобализации не ведут к формированию единой мировой культуры: она остается множеством самобытных культур, взаимодействующих друг с другом. Интенсификация этих взаимодействий становится причиной учащающихся межкультурных конфликтов. Это ставит мировое сообщество перед необходимостью поиска новых оснований и способов выстраивания продуктивных отношений между нациями, народами, этносами.

Читайте также: