Конфискация и реквизиция земельного участка кратко

Обновлено: 05.07.2024

ЗК РФ Статья 51. Реквизиция земельного участка

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

Ранее конфискация – отобрание имущества в связи с преступлением, совершенным собственником.

Ст. 50 ЗК – конфискация – принудительное безвозмездное изъятие имущества у собственника за совершенное им преступление или правонарушение. Основания для конфискации закреплены в законе и применяется только по решению суда.

ФЗ от 08.12.2003г. №162 – исключение конфискации как вида уголовного наказания.

Ст. 160 ГК – возможность безвозмездного изъятия имущества в доход государства в виде санкции за умышленное совершение сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности.

Реквизиция – временное изъятие имущества, которое допускается только в чрезвычайных ситуациях (эпидемии, эпизоотии, стихийные бедствия и др.).

Реквизиция осуществляется по решению государственных органов в административном порядке в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества, государства в целом от возникших в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз.

Порядок реквизиции – ст. 51 ЗК – реквизиции осуществляется с обязательной выдачей собственнику документа о реквизиции, и в случае невозможности возврата земельного участка ему возвращается стоимость земельного участка (например, заражение участка сильнодействующими веществами и т.д.). В случае отпадения чрезвычайных обстоятельств собственник может требовать возвращения реквизированного участка в судебном порядке. Он вправе требовать возмещения ему убытков в связи с временным ограничением прав.

Ст. 53 ЗК (в рамках ст. 235 ГК).

Добровольный отказ от права собственности (п. 2 ст. 53 ЗК) – односторонняя сделка. Осуществляется отказ посредством подачи заявления собственником в государственный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

П. 1 ст. 225 ГК – бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами от права собственности, на которое собственник отказался. И де-юре, и де-факто такая редакция означает, что земельный участок теперь не может иметь статус бесхозяйной вещи.

П. 3 ст. 18 ЗК - в городах Москва и Санкт-Петербург земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты прекращения права собственностью Москвы и Санкт-Петербурга.

Аналогичное правило предусмотрено ст. 19 ЗК (п.1.1) – право собственности городских округов, сельских поселений и т.д. Право собственности приобретают эти округа и т.д.

Добровольный отказ от права пожизненного владения и права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется путем подачи заявления в орган государственной власти или орган МСУ. К заявлению прилагается:

- подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае отсутствия этих документов, решение о предоставлении земельного участка;

- копии документов, удостоверяющих личность гражданина или удостоверяющих регистрацию юридического лица.

В заявлении об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования дополнительно прилагается документ, подтверждающий согласие органа, создавшего данное юридическое лицо (казенные предприятия, ГУПы, МУПы).




Часть 2 статьи 53 ЗК РФ определяет, что отказ от права пожизненного наследуемого владения и бессрочного пользования осуществляется путем подачи заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. К заявлению прилагаются: кадастровый паспорт, подлинники документов, удостоверяющих права на землю, а в случае этих документов, решение о предоставлении земельного участка, копии документов, удостоверяющих личность гражданина или документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица. К заявлению об отказе от права бессрочного пользования также прилагается документ, подтверждающий согласие органа, создавшего данное юридическое лицо.

Конфискация и реквизиция земельных участков

Ранее конфискация – отобрание имущества в связи с преступлением, совершенным собственником.

Ст. 50 ЗК – конфискация – принудительное безвозмездное изъятие имущества у собственника за совершенное им преступление или правонарушение. Основания для конфискации закреплены в законе и применяется только по решению суда.

ФЗ от 08.12.2003г. №162 – исключение конфискации как вида уголовного наказания.

Ст. 160 ГК – возможность безвозмездного изъятия имущества в доход государства в виде санкции за умышленное совершение сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности.

Реквизиция – временное изъятие имущества, которое допускается только в чрезвычайных ситуациях (эпидемии, эпизоотии, стихийные бедствия и др.).

Реквизиция осуществляется по решению государственных органов в административном порядке в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества, государства в целом от возникших в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз.

Порядок реквизиции – ст. 51 ЗК – реквизиции осуществляется с обязательной выдачей собственнику документа о реквизиции, и в случае невозможности возврата земельного участка ему возвращается стоимость земельного участка (например, заражение участка сильнодействующими веществами и т.д.). В случае отпадения чрезвычайных обстоятельств собственник может требовать возвращения реквизированного участка в судебном порядке. Он вправе требовать возмещения ему убытков в связи с временным ограничением прав.

Ст. 53 ЗК (в рамках ст. 235 ГК).

Добровольный отказ от права собственности (п. 2 ст. 53 ЗК) – односторонняя сделка. Осуществляется отказ посредством подачи заявления собственником в государственный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

П. 1 ст. 225 ГК – бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами от права собственности, на которое собственник отказался. И де-юре, и де-факто такая редакция означает, что земельный участок теперь не может иметь статус бесхозяйной вещи.

П. 3 ст. 18 ЗК - в городах Москва и Санкт-Петербург земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты прекращения права собственностью Москвы и Санкт-Петербурга.

Аналогичное правило предусмотрено ст. 19 ЗК (п.1.1) – право собственности городских округов, сельских поселений и т.д. Право собственности приобретают эти округа и т.д.

Добровольный отказ от права пожизненного владения и права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется путем подачи заявления в орган государственной власти или орган МСУ. К заявлению прилагается:

- подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае отсутствия этих документов, решение о предоставлении земельного участка;

- копии документов, удостоверяющих личность гражданина или удостоверяющих регистрацию юридического лица.

В заявлении об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования дополнительно прилагается документ, подтверждающий согласие органа, создавшего данное юридическое лицо (казенные предприятия, ГУПы, МУПы).

Часть 2 статьи 53 ЗК РФ определяет, что отказ от права пожизненного наследуемого владения и бессрочного пользования осуществляется путем подачи заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. К заявлению прилагаются: кадастровый паспорт, подлинники документов, удостоверяющих права на землю, а в случае этих документов, решение о предоставлении земельного участка, копии документов, удостоверяющих личность гражданина или документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица. К заявлению об отказе от права бессрочного пользования также прилагается документ, подтверждающий согласие органа, создавшего данное юридическое лицо.

В отношении ситуаций принудительного изъятия территорий в случаях, предусмотренных законодательством, используются такие законодательные понятия, как конфискация и реквизиция земельного участка. Однако данные понятия имеют определенные отличительные характеристики, а также отличаются между собой порядком выполнения и основаниями для законного совершения изъятия.

Понятие конфискации

Вопрос о конфискации земельных участков регулирует гражданское, земельное и уголовное законодательство. Помимо конфискации в сфере земельных отношений применяется понятие реквизиции, которое рассматривается как возможность изъятия материального имущества у законного собственника государственными или муниципальными органами, а также предусматривает дальнейшую выплату равноценной стоимости данного имущества.

Конфискация земельного участка в соответствии со ст. 50 Земельный Кодекс РФ являет собой безвозмездное изъятие участка земли у собственника исключительно по решению суда и в виде санкции за совершение преступления.

Отличие конфискации от реквизиции

Земельное законодательство четко разграничивает понятия конфискации (ст. 50 ЗК РФ) и реквизиции (ст. 51 ЗК РФ). Реквизиция земельного участка имеет следующие особенности:

  1. В законе (п. 1 ст. 51 ЗК РФ) перечислены ситуации, когда возможно применение данного действия. В список входят: стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства чрезвычайного характера; список не является исчерпывающим, однако, конкретно указывает чрезвычайные ситуации.
  2. В соответствии с п. 2 ст. 51 ЗК РФ такое изъятие:
  • может производиться уполномоченными исполнительными органами государственной власти;
  • его целью является защита жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с указанными ЧС угроз;
  • предполагает возмещение собственнику земельного участка причиненных убытков и выдачу ему документа о реквизиции.
  1. Как реквизиция не может рассматриваться такое лишение собственника земельного участка, которое производится как изъятие для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 ЗК РФ (п. 2 ст. 51 ЗК РФ).
  2. Если возникает ситуация, при которой невозможно вернуть собственнику реквизированный земельный участок, ему должна быть возмещена рыночная стоимость такого земельного участка, которая определяется по правилам статьи 66 ЗК РФ (п. 3 ст. 51 ЗК РФ). Оценка стоимости участка (как реквизированного, так и временно изъятого) может быть оспорена собственником в судебном порядке (п. 6 ст. 51 ЗК РФ).
  3. Собственник реквизированного земельного участка по прекращении действия обстоятельств, ставшими причинами реквизиции, имеет право требовать возврата ему реквизированного участка в судебном порядке (п. 4 ст. 51 ЗК РФ).
  4. В соответствии с п. 5 ст. 51 ЗК РФ возможно временное занятие земельного участка с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав. Эти условия применяются, когда нет необходимости проводить реквизицию земельного участка, но существуют условия, указанные в п. 1 ст. 51 ЗК РФ.

Рассмотрим подробнее ситуации, которые предусматривают возможность реквизиции земельного участка. Из текста закона следует, что они влекут определённые риски и опасность для общества, государства и отдельных гражданских общин. К ним относятся:

  1. Стихийные бедствия, то есть события, которые возникают в результате воздействия природных сил независимо от воли человека.
  2. Аварии техногенного характера, которые предусматривают поломки и выход из строя технических механизмов.
  3. Эпидемии, то есть распространение инфекционных заболеваний в массовых масштабах в таком уровне, который значительно превышает нормы.
  4. Эпизоотии – распространение инфекционных заболеваний животных, которое превышает нормальные показатели.
  5. Иные чрезвычайные обстоятельства включают в себя такую обстановку, которая сложилась в результате аварии или стихийного бедствия, которые могут причинить угрозу жизни и здоровью людей, принесут материальные потери и нарушение нормальной жизнедеятельности людей. К данной группе обстоятельств также относятся ситуации, которые сопровождаются введением чрезвычайного положения, несут угрозу для здоровья и жизни людей, целостности конституционного строя.

Земельное законодательство обязывает ответственные муниципальные и государственные органы точно определять сроки и пределы, в которых будут действительны все ограничения, которые применялись в условиях чрезвычайного положения. В таких случаях применяется такая специальная предупредительная мера, как изъятие для удовлетворения потребностей оборонной сферы.

Реквизиция земельного участка обычно подтверждается специальным документом, который составляется и издаётся для законного собственника исполнительным органом государственной или муниципальной власти, принявшим соответствующее решение в отношении конкретного имущества. В случаях возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций земельная территория может быть изъята на временной основе. Соответствующие действия выполняются уполномоченными органами государственной и муниципальной власти для дальнейшей защиты общественных и государственных интересов.

Специфика конфискации земельных участков

Под конфискацией земельного участка – с учётом положений УК РФ – следует понимать процедуру исполнения наказания, предусмотренного за совершение таких тяжких преступлений, как похищение человека (ст. 127 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ), незаконная предпринимательская деятельность (ст. 171 УК РФ) и других (полный перечень указан в п. а ч.1 ст. 104.1 УК РФ).

Постановление суда о конфискации земельного участка должно прямо указывать на конкретный объект недвижимости, который изымается у осуждённого, и не предусматривает компенсации за это.

Исходя из вышесказанного, конфискация земельного участка имеет следующие особенности:

  1. Производится на безвозмездной основе.
  2. Осуществляется только по решению суда.
  3. Применяется в качестве санкции за совершение преступления (на основании ст. 104.1 УК РФ, которая определяет конфискацию как принудительное изъятие и обращение в собственность государства имущества на основании обвинительного приговора).

Таким образом, закон разграничивает два вида изъятия земельного участка у собственника – конфискацию и реквизицию. Правовые нормы достаточно подробно описывают обязательные условия применения данных мер. Очевидно, что конфискация земельного участка представляет собой более негативное явление, чем реквизиция, поскольку связана с наступлением уголовно-правовой ответственности, а реквизиция предполагает временное изъятие земельной участка в критические периоды, вызванные природными либо техногенными факторами.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок в интересах общества может быть изъят (реквизирован) у собственника по решению государственного органа в порядке и на условиях, установленных федеральным законом, с выплатой ему стоимости земли.

2. Лицо, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действий обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать возврата ему этого земельного участка.

3. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и отсутствия необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в интересах общества с возмещением собственнику убытков, связанных с временным ограничением его прав Оценка, по которой собственнику компенсируются убытки, может быть оспорена им в судебном порядке.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, земельный участок может быть конфискован у собственника в судебном порядке.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Для того, чтобы обеспечивать государственные и публичные интересы, государство имеет право изъять имущество у его правообладателя при особых условиях. Именно этот процесс, управляемый гражданским законодательством, называется реквизицией. Согласно статье 242 ГК РФ, именно государственные органы имеют право реквизировать земельную территорию с целью лишения правообладателя части имущества. Причиной этого могут быть стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии или другие обстоятельства, имеющие чрезвычайный характер. В рассматриваемой ситуации порядок и условия изъятия имущества диктует законодательство – собственник получает выплату, соответствующую стоимости всего имущества, которое было конфисковано.

Реквизиция земельного участка представляет собой отдельную форму экспроприации, вследствие которой органы государственной власти имеют право изъять имущество у собственника, при этом выплатив ему стоимость конфискованной недвижимости.

Порядок реквизиции земельных участков

ЗК РФ имеет несколько положений в отношении реквизиции земли, при этом все формы изъятия носят больше временной характер, нежели перманентный. К примеру, в 51 статье указано, что земельный участок может быть изъят у правообладателя только на тот промежуток времени, когда влияние стихийных бедствий на территории может принести вред окружению, интересам граждан, общества и государства в целом. Процедуру выполняют уполномоченные исполнительные органы государственной власти. При этом нет четко сформулированного порядка возмещения убытков, которые понес собственник из-за реквизиции, для этого есть общий список норм гражданского законодательства, которыми стоит руководствоваться.

В 4 пункте той же 51 статьи указано, что в случае невозврата реквизационного участка его правообладателю после окончания стихийного бедствия или другого обстоятельства, из-за чего земля была изъята, собственник может обратиться в суд с целью возврата своего земельного участка.

Если же вернуть реквизированный земельный участок не удается даже в результате судебного разбирательства, за собственником остается право потребовать финансовое возмещение – сумма должна составлять точную рыночную стоимость изъятого земельного участка. Альтернативным вариантом является предоставление субъекту другого земельного участка с равноценной стоимостью. Если был нанесен другой реальный ущерб в последствии стихийных бедствий, или же правообладатель упустил выгоды из-за реквизиции, он также вправе требовать компенсацию. Собственник может в любой момент оспорить решения государственной комиссии касаемо формы и размера компенсации в судебном порядке, при этом во внимание берется оценка всех причиненных убытков на участке. Реквизиция несет за собой прекращение разных прав на владение земельным участком, предписанных нормами права:

  • право пожизненного владения землей;
  • бессрочное пользование участком;
  • аренда или безвозмездное срочное пользование.

После реквизиции такого земельного участка обладатели всех вышеуказанных прав могут обратиться с требованием возместить убытки, которые они понесли из-за изъятия земельного участка.

Ненадлежащее использование земельных участков как причина реквизиции

Право на владение собственностью или другие права, связанные с земельным участком, могут быть аннулированы за счет земельного правонарушения. В таких случаях реквизиция выступает в качестве санкции за допущенное правонарушение. Изъятие и аннулирование прав собственности имеет определенный порядок, более подробно описанный в главе 7 ЗК РФ. При конфискации земли (из-за нарушения закона) также теряется право владения, аренды или срочного пользования изъятыми участками. Если же рассматривается чужая территория, владелец значительно ограничивается в правах ее использования в будущем.

Есть несколько возможностей прекратить право на земельный участок из-за правонарушения. Согласно земельному и гражданскому законодательствам, они выражены в двух формах:

  1. добровольное прекращение прав на владение землей со стороны правообладателя;
  2. принудительное прекращение права – суд выносит решение, или же данное решение может принять непосредственно арендодатель в случае права аренды.

В ст. 45-46 ЗК РФ четко указаны основные формы правовых норм, за нарушение которых собственник может потерять право аренды земельного участка:

  • земельный участок все время был использован не по своему целевому назначению, либо же он принадлежит к другой категории земель, которая не может быть использована подобным образом;
  • за счет неправильного использования земли снижается уровень плодородия хозяйственных земель, а также ухудшается общая экологическая обстановка окружающей среды;
  • правонарушения были совершены намеренно с определенной целью – загрязнение, отравление или уничтожение плодородного слоя почвы. В этом случае рассматривается неправильное использование удобрений и нелегальных химикатов, а также задействование опасных химических и биологических веществ. Хранение, транспортировка и использование таких веществ считается отдельным преступлением, так как причиняет дополнительный вред здоровью человека и экологии в целом;
  • земельный участок, выделенный для хозяйственной деятельности или жилищного строительства, не был использован по назначению на протяжение трех лет от срока его передачи владельцу. Исключением являются те ситуации, когда использование земельного участка по назначению считалось невозможным ввиду ряда определенных причин – стихийные бедствия и другие указанные форс-мажорные обстоятельства.

Отдельному рассмотрению подлежат особо охраняемые природные территории, природоохранные заповедники и рекреационные комплексы, историко-культурные пункты, особо ценные земли, а также другие земельные участки, которые раньше подвергались радиоактивному загрязнению. Для них отдельно прописаны нормы ответственности вследствие нарушения положений ЗК РФ.

Нарушением владения такими участками является, к примеру, несоблюдение критериев улучшения земли – почва была плохо защищена от влияния ветра, воды и эрозии, из-за чего плодородность участка значительно ухудшились. Еще одним примером нарушения закона является систематическое уклонение от уплаты налогов на землю – в случае подтверждения такого нарушения собственник может полностью потерять все права на владение и пользование земельными участками.

Основания для прекращения права собственности

В статьях 284 и 285 ГК РФ указаны все возможные виды нарушений ЗК, результатом которых является полное прекращение всех прав собственности на землю. К ним относятся следующие случаи:

  1. выделенный земельный участок не был использован по своему назначению в течение трех лет (законодательство может по просьбе владельца изменить срок на более длительный в случае возникновения определенных обстоятельств);
  2. во время пользования земельным участком неоднократно и грубо были нарушены основные правила рациональной эксплуатации территории, которые регулируются земельным законодательством. Речь идет о нарушении главной цели назначения земельного участка, что впоследствии вредит окружающей среде и разрушает плодородный слой земли.

Существует определенный порядок прекращения прав на владение и пользование землей, который регулируется ст. 54 ЗК РФ. Процедура состоит из нескольких пошаговых этапов:

  • государственный орган накладывает на лицо, которое допустило нарушение ЗК, административное взыскание – чаще всего это штраф на установленную сумму; осуществлением занимается государственный земельный контроль;
  • если существует отдельный орган, который предоставил земельный участок собственнику, госорган обязан дополнительно предупредить организацию о зафиксированном нарушении и назначении штрафа владельцу;

В предупреждении должны быть четко указаны причина и акт, который был нарушен, а также время, которое отводится лицу для решения проблемы и устранения земельного правонарушения. Если же данное нарушение не будет устранено в течение отведенного времени, орган оставляет за собой право принудительного прекращения права собственности на рассматриваемый земельный участок. Далее дело перейдет в суд, где начнется рассмотрение прав собственника на владение землей и условий, которые должны быть выполнены.

Исполнением всего процесса конфискации земельных прав занимается государственный земельный контроль. Положение о государственном земельном контроле предписывает земельный контроль Росреестру, Россельхознадзору, Россельхознадзору и территориальным органам, наделенным соответствующими полномочиями в выбранных сферах деятельности.

Стоит заметить, что возможность конфисковать право на владение землей возможно только в тех случаях, когда были представлены фактические доказательства совершения такого административного правонарушения. Чтобы обеспечить законность всего процесса, дополнительно подключается указы КоАП РФ, в которых дополнительно предусмотрены все размеры штрафов за нарушение правил. Несмотря на все предписания ГК РФ, нет четко сформулированного порядка прекращения права владения земельным участком. Поэтому официально можно отменить только право собственности, другие же права подлежат открытому рассмотрению (если дело не касается сельскохозяйственных земельных участков).

Даже если владелец теряет право на земельный участок, он должен возместить весь причиненный вред, который он причинил во время несанкционированного использования земли.

Если земельный участок был предоставлен владельцу другим органом, именно он будет решать, аннулировать ли право этого лица на бессрочное пользование участком ввиду совершенных им нарушений ЗК. То же самое касается аренды – реквизировать права аренды в данном случае может исключительно арендодатель.

Как происходит конфискация земельного участка

Под конфискацией земельного участка (согласно статье 50 ЗК РФ) подразумевается безвозмездное изъятие у собственника его имущества на основании вынесенного решения суда. Есть также и другие формы административных правонарушений, где в виде санкций используют реквизицию земельного участка, однако ст. 243 ГК РФ распространяется только на земельные участки в случае уголовных преступлений. Исходя из вышесказанного, финальное решение выносит судебный орган.

В 2003 году были внесены определенные изменения и дополнения в УК РФ, согласно которым нельзя конфисковать имущество у человека, признанного виновным в совершении преступления. Однако уже в 2006 году была внесена очередная поправка ввиду вступления в силу закона о ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма. Согласно этому положению, конфискованное имущество может быть обращено в государственную собственность как мера уголовно-правового характера.

Читайте также: