Концепция социализации ж пиаже кратко

Обновлено: 30.06.2024

Социализация является многогранным и длительным процессом, поэтому существует множество теорий социализации. Рассмотрим основные теории социализации.

Теория Зеркального Я Ч.Кули, Дж. Мид

Согласно этой теории, предложенной Ч.Хортоном Кули и Дж.Мидом, личность человека формируется посредством большого количества взаимодействий с внешней средой, где большое значение имеют первичные группы взаимодействия, такие как семья, друзья и т.д.

Дж.Мидом была расширена данная теория. Дж.Мид считал, что способность человека примерять на себя другие социальные роли, роли других людей, которая формируется в раннем детстве, является необходимой составляющей гармоничных социальных взаимоотношений. Основным средством формирования этой способности являются детские игры.

Именно в игре перед ребенком встает необходимость примерить на себя определенную роль, требуемую условиями игры.

Формирование личности согласно теории зеркального Я проходит три этапа: имитация, стадия игры и стадия коллективных игр.

Имитация - на этот этапе ребенок неосознанно повторяет поведение взрослых.

Стадия коллективных игр, в процессе которой у человека формируется способность осознания ожиданий целой группы. когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.

Готовые работы на аналогичную тему

Теория З. Фрейда: постоянный конфликт индивида с обществом

Согласно З.Фрейду социализация является сложным процессом взаимоотношений биологического и социального. Он полагал, социализация в социуме является процессом контролирования физиологических побуждений, которые вступают в противоречие с социальными нормами и нормами культуры. Согласно данной теории человек находится в состоянии постоянного конфликта с окружающей его средой.

З.Фрейд выделяет три элемента личности человека:

Таким образом, человек находится в постоянном конфликте с обществом, где, с одной стороны, им руководят желания и потребности, а с другой стороны, нормы и ценности общества, направленные на угнетение этих желаний.

Согласно этой теории личность в своем развитии проходит 4 этапа, каждый из которых связан с определенной эрогенной зоной:

  • оральная стадия. На данном этапе энергия ребенка направлена на получение удовольствия через рот;
  • анальная стадия. Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, на этом этапе ребенка приучают к горшку. На этом этапе важность приобретает навык контролирования процессов экскреции;
  • фаллическая стадия. Период проявления различий мальчиков и девочек. После окончания латентного периода, в течение которого ребенок не обеспокоен проблемой половой близости, в жизни ребенка наступает следующая стадия.
  • генитальная стадия. Характеризуется центральным значением полового сношения для получения удовольствия.

Теория социализации по Э. Эриксону: социализация как постоянный рост

Э.Эриксоном была предложена теория развивающего подхода личности, согласно которой, личность развивается на протяжении всей жизни. Им было выделено 8 стадий развития. Каждая стадия характеризуется возникновением кризиса, при преодолении которого человек переходит на следующую стадию развития. Рассмотрим стадии развития более подробно.

Младенчество, грудной возраст, стадия доверия-недоверия. В процессе ухода за младенцем, ребенок узнает степень удовлетворения своих потребностей. Переход к следующей стадии осуществляется, когда ребенок чувствует себя в безопасности даже в случае ухода тех, кто о нем заботится.

Вторая стадия – автономия - стыд и сомнение (1-2 года). Для данной стадии характерно желание ребенка быть самостоятельным и независимым. Знания малыша об окружающем мире расширяются, расширяется и количество требований родителей, предъявляемых малышу, что может вызывать у ребенка чувство стыда и неполноценности.

Третья стадия - Инициатива - чувство вины (3-5 лет). Этот период характеризуется подвижностью детей, склонностью фантазировать, изучать новое. В этот период в детях остро проявляется соперничество, ребенок осознают различие мальчиков и девочек.

Четвертая стадия – трудолюбие - неполноценность (младший школьный возраст). На данном этапе у ребенка формируется способность выполнять самостоятельные задания и групповые. Ребенок учится устанавливать межличностные отношения с учителем, а также учится осознавать сущность социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Пятая стадия - Становление индивидуальности (идентификация) - ролевая диффузия (юность). Для этого периода характерно наличие ситуаций выбора. На данном этапе перед молодым человеком стоят вопросы выбора образования, профессии, спутника жизни.

Шестая стадия - Интимность - одиночество (начало взрослого периода). Эта стадия характеризуется стремлением человека к постоянным, доверительным отношениям, ухаживаниями, браком. В случае неудачи на данном этапе в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, ведущие к разрыву.

Седьмая стадия - творческая активность - застой (средний возраст). На данном этапе люди осваивают профессиональную деятельность и роль родителя.

Восьмая стадия - умиротворение - отчаяние (старость). Это стадия угасания, когда человек осознают свою жизнь, подводит итоги, передает накопленный опыт.

В случае успешного прохождения всей стадий человек воспринимает свою жизнь как целостность всех этапов.

Теория развития познания как процесса обучения личности Ж. Пиаже

Согласно теории Ж.Пиаже, можно выделить несколько этапов когнитивного развития, каждый из которых предполагает формирование новых навыков. Эти этапы проходятся детьми в строгой последовательности, но с разной скоростью и итогами.

Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Главное меню

Самое читаемое

Концепция Ж. Пиаже о стадиях социализации

Концепция Ж. Пиаже о стадиях социализации

Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определённой последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.
Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира.
Второй период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения.
В возрасте от семи до одиннадцати лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками.
В возрасте примерно от двенадцати до пятнадцати лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а так же размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умение и навыки, усвоенные на этой стадии.
Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15) .

Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. С. включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование.

Основной целью социализации Эриксон считал адаптацию индивида в обществе, которая достигается благодаря ощущению целостности, представляющую адекватные ролевые ожидания и исполнения, возникающие из имеющихся у индивида статусов. На всех этапах формирования идентичности для Эриксона главный вопрос состоит не просто в факте существования в определенной среде, а в качестве этого существования.

Достижение идентичности является важным результатом социализации личности, а так как на этом процессе построен весь последующий сценарий жизни личности, то Эриксон выделяет стратегии социализации личности в зависимости от приобретаемого типа идентичности, например, позитивной и негативной идентичности.

Концепция идентичности проходит красной нитью через всю теории Эриксона, поэтому и личность он видит, как результат активного участия в многообразных социальных общностях, связь с которыми человек переживает как верность самому себе, как свою идентичность.

Заслуга Эриксона при анализе социализации через механизм идентичности в том, что он рассматривает стратегии развития в обществе, подверженном активным социальным изменениям. Поэтому неслучайно среди явлений, имеющих отношение к процессу социализации, идеология занимает особое место в его концепции.

Концепция Эриксона предлагает рассматривать не индивидуальный мир личности и ее творчества, не индивидуальное восприятие продуктов культуры, а всеобщие структуры социально-культурной целостности, определяющие на тот или иной момент истории любой акт индивидуального творчества и индивидуального восприятия.

Эриксон выдвинул 3 важных и новых положения.

1) в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

2) Эриксон утверждал, что становление личности растягивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подростковом возрасте.

3) каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут быть положительными и отрицательными.

Четвёртая стадия, Здесь Эриксон расширяет рамки психоанализа и указывает, что развитие ребёнка в этот период зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых. В этот период у ребёнка появляется дедукция, способность к организованным играм, регламентированным занятиям.

Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости. Специфический для этой стадии параметр заключён между положительным полюсом близости (брак, дружба) и отрицательным - одиночества.

Седьмая стадия - зрелый возраст. На этой стадии появляется новый параметр личности - общечеловечность. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться на жизнью будущих поколений. Тот, у кого такое чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и собственном комфорте.

Восьмой, последний параметр классификацииЭриксона - психосоциальный, он заключен между целостностью и безнадёжностью.

Эриксон считает, что у каждой стадии есть свои сильные стороны, что неудача на одной стадии может быть исправлена последующими удачами на других. Кроме того, Эриксон перекладывает часть ответственности за формирование личности с родителей на самого индивида и на общество.

Понятие социализации. Концепция Ж. Пиаже.

Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определённой последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.
Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира.

Второй период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения.

В возрасте от семи до одиннадцати лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками.

В возрасте примерно от двенадцати до пятнадцати лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умение и навыки, усвоенные на этой стадии.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

3) Понятие социализации. Концепция Л. Крисберг.

Разработанная модель социального конфликта носит циклический характер, что позволяет учитывать, как обратные связи, так и изменение управляющих параметров. Здесь воплощается идея о том, что всем межгрупповым конфликтам присущи общие структурные и динамические параметры. Методология, избранная Крисбергом, позволяет находить общие ориентиры диагностики, вырабатывать способы регулирования различных конфликтов. Сам конфликт выступает как активное отношение между двумя и более сторонами, уверенными в том, что у них существуют противоположные, несовместимые цели. Крисберг выделил следующие структурные элементы конфликта: характеристики субъектов, участников конфликта; состояние отношений между этими субъектами; природу спорного вопроса, а также влияние социальной среды на протекание конфликта. Крисберг предположил, что полный цикл динамики конфликта состоит из пяти стадий, длительность которых может отличаться в различных конфликтах. Так им были выделены — стадия возникновения конфликта, которая подразумевает под собой то, что субъекты осознают свои интересы и цели, как несовместимые, противоположные; стадия эскалации конфликта (прямого конфликтного взаимодействия субъектов); стадия ослабления и трансформации конфликта; завершение конфликта и его результат (Крисберг подчеркивает, что в некоторых случаях завершение конфликта может стать основой нового конфликта со своим вариантом завершения). Крисберг предположил, что все конфликты имеют некоторые общие структурные и динамические параметры.

Сущность своей концепции он формулирует следующим образом:

-Конфликт представляет собой рациональную деятельность в том смысле, что конфликтующие стороны оформляют свои интересы в виде определенных целей, выбирают пути их достижения и т.п.

- Возникновение, развитие и завершение конфликта определяется прежде всего взаимодействием конфликтующих сторон. В этой связи рациональные действия каждого конкретного участника могут в итоге привести к непредвиденным результатам.

-Взаимодействие конфликтующих сторон происходит в определенной социальной среде с присущими ей ценностями, процедурами регулирования конфликтных отношений.

- Социальные конфликты, как правило, развиваются в достаточно сложной системе взаимоотношений, где наряду с ними существуют сотрудничество и партнерство.

Конфликт и его виды.Социальные конфликты рассматриваются как неизбежные события, составляющие неотъемлемую часть социальной жизни. Внутригрупповые конфликты возникают тогда, когда члены двух или более групп демонстрируют убеждение в том, что их цели несовместимы, — это открытые конфликты.

Конфликт становится очевидным, когда:

1. Каждая сторона имеет чувство коллективной идентичности, отличной от других.

2. Члены как минимум одной из групп чувствуют себя ущемленными.

3. Ответственность за обиду приписывают группе с отличной идентичностью.

4. Члены ущемленной группы уверены в том, что своими действиями она может осуществить изменения в противнике, и предпринимает для этого попытки.

Крисберг подчеркивает, что даже осознание субъектами несовместимости их интересов и целей не всегда приводит к перерастанию возникающей на этой основе конфликтной ситуации в открытый конфликт. Это зависит от многих факторов, в том числе от характеристик сторон, отношений между ними, значимости спорного вопроса, влияния социальной среды. Поэтому в ситуации, когда наблюдатель рассматривает ее как конфликтную, а ее участники таковой ее не считают, не определяет ее как социальный конфликт. Такие ситуации характеризуют как объективные, потенциальные или латентные конфликты.

Особый вид конфликта у Крисберга — международный конфликт, так как он предполагает всецело межгосударственные отношения соперничества, кроме того, насилие является главнейшим способом разрешения международных разногласий. Однако подчеркиваются и сходства разнообразнейших конфликтов, а также вовлеченность в международные конфликты разного рода неправительственных и правительственных действующих лиц, роль ненасильственных средств и даже непротивления в ходе столкновений. Л. Крисберг дорабатывает классификацию конфликтов Козера и в связи с этим определяет нереальные конфликты как неадекватно отражающие объективную реальность.

Указывает на следующие характеристики таких конфликтов:

2) уровень остроты конфликтного столкновения неадекватен преследуемым целям. Возникновение подобных конфликтных ситуаций возможно как следствие искаженной информации или неадекватного понимания.

Сила конфликта. Как и многие исследователи, Крисберг изучает силу конфликта. Согласно его трактовке, термин сила относится к индивидуальному или групповому использованию (действительному или угрожаемому) негативных санкций (принуждения) для побуждения других действовать, как этого желают владельцы силы. Сила носит соотносительный характер, т.е. наличие и качество имеющейся силы может быть проверено только в ее применении — использовании против другой силы. Согласно Л. Крисбергу, в рассмотрении этой соотносительности следует выделять несколько основных компонентов. Во-первых, для каждой стороны имеется своя стоимость применения насилия против другой стороны. В демонстрации силы против другой стороны или даже в ходе приготовлений к этому издержки неизбежны. Размер этих издержек соотносится с ресурсами, остающимися для других надобностей, и влияет на силу каждой стороны относительно одна другой. Во-вторых, издержки для каждой стороны в противостоянии насилия другой различны для каждой из них. Их размер зависит от природы насилия и объема ресурсов стороны, подвергающейся насилию. В-третьих, издержки и желание использовать насилие и амортизировать насилие противника зависят в значительной степени от значимости темы, поставленной на карту. Издержки значимы только в отношении к устремлениям (выбору) каждой стороны.

Методы разрешения конфликтов по Крисбергу По мнению Л. Крисберга, разрешение конфликтов связано с преодолением противоречий, как объективных, так и субъективных, и созданием основ взаимопонимания. В связи с этим он говорит о том, что существует ряд методов, которые направлены на предотвращение возникновения или развития деструктивных конфликтов. Методы, применяемые на данном этапе, должны способствовать смягчению лежащих в основе условий, порождающих конфликты, путем уменьшения отрицания базовых потребностей, поощрением толерантности уважения к людям с другими взглядами, ценностями. Это совокупность всех тех методов, которые не способствуют ужесточению борьбы. Другие методы решения конфликтов направлены на их ослабление и трансформацию и включают действия для осуществления внутренних изменений одной или обеих сторон, так, чтобы существовала меньшая вероятность рассмотрения их целей в качестве несовместимых. Такие методы могут включать в себя диалоговые встречи, проблемно-разрешающие семинары, переговоры. Переговоры — тот метод разрешения конфликта, для которого чаще всего необходимы посредники, которые помогут обеспечить нейтральное социальное и /или физическое пространство для встречи сторон, ведущих переговоры. Крисберг консультировал многие правительственные учреждения и неправительственные организации по проблемам разрешения конфликтов.

Он выделяет два вида стратегий, направленных на практическую трансформацию затяжных конфликтов:

1. Прогрессивный взаимный обмен в стратегии уменьшения (GRIT) напряжения. В этой стратегии одна сторона односторонним образом инициирует совместное действие, оглашая их и приглашая вторую сторону к взаимности, примирительные действия продолжаются на протяжении долгого периода, даже без немедленной взаимности.

2. Стратегия TFT — одна сторона инициирует совместное действие и затем просто отвечает на действия другой стороны, независимо от того, совместное это действие или нет.

Л.Крисберг дает два варианта исхода социального конфликта: разделенный — компромисс — взаимные уступки сторон (проигрыш /выигрыш) совместный-взаимная выгода (выигрыш) или взаимное разрушение (проигрыш)

Применение методов разрешения конфликта в учебном процессе Преимущество внедрения методов разрешения конфликта в учебный процесс помогает студентам отработать искусство применения, проблемно-решающего разрешения конфликтов на занятиях, понять, как конфликты варьируются по конструктивности и деконструктивности. Более того, приобретение некоторой способности использовать это мастерство дает больше возможности студентам в их собственных межличностных отношениях, в отношениях между социальными общностями в городах и странах, и в воздействии на международные дела.

Выводы:Крисберг показал, что социальные конфликты естественны и часто необходимы для социальных изменений, в то время как конфликты, происходящие в организации, способны привести к дисфункции, но определенная доля конфликта позитивно влияет и на нее. В концепции Крисберга впервые рассматривается проблема взаимосвязи стадий конфликта, в том числе влияние последующих этапов на предыдущие, которое становится возможным на основании предположений, интуиции или через обратную связь. Крисберг определяет конфликт как рациональный в том смысле, что конфликтующие стороны оформляют свои интересы в виде определенных целей и выбирают пути их достижения. Автор указал на возможность разрешения конфликтных противоречий, связанных с применением особенных методов, облегчающих мирный исход переговоров. Здесь он подчеркнул особую значимость роли посредника.

Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или же процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему можно научить человека. Пиаже выделяет несколько периодов:

1. Сенсорно - моторная стадия (от рождения до 2 лет). В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До этой же стадии им кажется, что предмета не существует, когда они не видят его. Ребёнок формирует свои сенсорные и моторные способности.

2. Стадия конкретных операций. На данной стадии дети учатся различать символы и их значения. В начале этой стадии дети могут символизировать песочный замок как свой собственный дом. В конце же стадии дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают. Дальше же дети учатся мысленно совершать те действия, которые раньше они могли совершать лишь только руками.

Данную стадию можно разделить на три компонента:

а) Предоперациональный уровень (с 2 до 5 лет). Развивается символическое мышление у детей.

б) Первый уровень конкретных операций (с 5 до 8). Ребёнок приобретает способность к расположению объектов в ряд, их классификации, получает представление о массе и объёме.

в) Второй уровень конкретных операций (от 8 до 11 лет). Развитие логического мышления.

3. Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет). На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем.

Социолизация по Фрейду.

Зигмунд Фрейд один из первых выделил механизм социализации ребёнка. По концепции Фрейда личность состоит из трех компонентов, то есть из "Оно", "Я" и "Сверх я". Оно - это бессознательный компонент, который отображает инстинкты человека, которые направлены на удовлетворение биологических потребностей. Оно является основой личности любого ребёнка.
"Сверх Я"- это полное противоположность оно. Сверх Я олицетворяет совесть, идеалы, социальные нормы и все то, что ограничивает индивида, делает его цивилизованным и позволяет жить в человеческом обществе. Сверх я является так же бессознательным, но приобретенным.

"Я" - является сферой сознательного. Я в нормальных случаях владеет подступами к подвижности. Я превращает волю Оно в свою волю, как будто это была его собственная воля. Так, олицетворяя здравый смысл и благоразумие, Оно контролирует психические процессы происходящие в сознании. Я постоянно испытывает давление со стороны Оно и Сверх Я.

Чрезвычайное влияние любого из них ведёт к негативным влияниям. Например, если ребёнка воспитывают в строгости, наказывают и заставляют чувствовать вину за поведение, то постепенно давление родителей заменяется давлением Сверх Я. Наказания внешние становятся наказаниями внутренними, которые терзают душу человека. Становясь взрослым, такой человек часто впадает в депрессию, чувствует вину и испытывает муки совести. Вина и муки совести такого человека часто обусловлены не объективной оценкой своих поступков, а сформировавшимся представлением человека о том, что он этого заслуживает наказания.

Оно так же негативно влияет на человека. Есть множество людей, которые под давлением Оно игнорируют какие либо социальные ценности и нормы и ведут себя неподобающе в рамках общества.

Таким образом, нарушение баланса между тремя основными составляющими психики приносит личности страдания, а порой приводит и к нарушениям психики, возникновению неврозов.

Так же Фрейд выделяет пять стадий развития:

1. Оральная (0-18 месяцев от рождения). В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей. В концепции развития Фрейда удовольствие и сексуальность тесно переплетаются. Сексуальность же понимается как процесс возбуждения, сопровождающий процесс насыщения у младенца. Первым источником удовольствия у ребёнка становится женская грудь, а первым участком тела, с помощью которого ребёнок удовлетворяет потребности, является рот. На оральной стадии главными источниками удовольствия являются сосание, глотание и кусание. Они снижают напряжение младенца. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью.

2. Анальная стадия (1,5 - 3 года). Главным источником удовольствия является процесс выделения кала из организма. Приучение к туалету представляет собой первую попытку ребенка контролировать инстинкты.

3. Фаллическая (3 - 6 лет). Интересы ребёнка сдвигаются на гениталии. На протяжении этой стадии ребёнок может разглядывать свои половые органы, мастурбировать, интересоваться вопросами, связанными с половыми отношениями.

4. Латентная стадия (6 - 7 лет). На данном периоде происходит сексуальное затишье. Ребёнок начинает интересоваться интеллектуальными занятиями, спортом и отношениями со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению.

5. Генитальная стадия. С наступлением половой зрелости восстанавливаются сексуальные побуждения, а так же проявляется интерес к противоположному полу. Проявляется повышение возбудимости и сексуальной активности.

Агенты социолизации.

Агенты социализации - это группы людей или же организации, которые принимают участие в социализации личности. Есть первичные и вторичные агенты социализации.

Первичные агенты социолизации это ближнее окружение индивида - родители, близкие друзья, дальние родственники, учителя и так далее.

Семья - это важнейший агент социализации. Она составляет самое близкое социальное окружение ребёнка. Именно семья помогает ребёнку стать частью общества. Семья даст ему имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое. Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида. Именно в семье ребёнок учится правилам поведения в обществе, а так же общению с другими людьми. Так же семья может оказать и негативное влияние на процесс социализации. Начиная от плохого отношения с ребёнком и, заканчивая алкоголизмом, все это влияет на будущее мировоззрение ребёнка. А так же на его социальное положение и на социальные роли, которые ребёнок будет играть в будущем.

Спорт. Он оказывает позитивное влияние на личность как в физической так и в духовной форме. Развитие спорта в обществе и укрепление его позиций как агента социализации молодого поколения составляют одно из важнейших направлений оздоровления общества. Спорт придаёт человеку здоровый режим и избавляет от многих вредных привычек. Он дисциплинирует личность и является залогом здоровой психической деятельности человека.

Школа. Она является эмоционально нейтральной средой, где к ребёнку относятся максимально объективно. В школьный период у ребёнка формируется самооценка. Так же в школе ребёнок понимает, что такое социальная несправедливость. Далее в школе происходят социальные взаимодействия ребёнка с учителями или же со сверстниками. Данный опыт может оказаться позитивным или же негативным для ребёнка.

Агенты вторичной социализации - это формальные организации, официальные учреждения: администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, работники средств массовой информации, лидеры партий и т.д.

Огромную роль играет средства массовой информации. Их влияние на население слишком огромное. СМИ может легко манипулировать сознанием людей, предоставляя определённые ценности или же стереотипы. Фильмы могут формировать у индивида стереотипы поведения, которые он не мог видеть в семье и в окружении. Начиная от невозможной чрезмерно красивой жизни, заканчивая жестокими сценами насилия. Благодаря СМИ люди из разных слоев населения могут следить друг за другом. То есть малоимущие могут наблюдать за богатой жизнью. А богатые люди могут наблюдать за проблемами и трудностями малоимущих.

Важным фактором социализации является трудовая деятельность, которая обеспечивает социальную интеграцию индивида в мир взрослых людей, помогает найти свое место и быть признанным в социальной системе, то есть наделяет индивида социальной значимостью, дает ему ощущение престижа. Для многих профессия служит главным средством самоидентификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что социализация, то есть процесс усвоения социальных ролей, является самым важным аспектом в жизни любого индивида. Без общества человек не сможет быть человеком, так как он больше будет походить на животное.

Данный процесс происходит не сразу, а поэтапно. На протяжении всех этапов проходит социализация человека, но все же на каждом этапе усваиваются разные социальные нормы.

Так же социализация имеет множество задач и факторов, которые помогают развитию человека в обществе. Самое большое влияние на человека производят агенты социализации. Именно они создают мировоззрение человека, начиная от детства, заканчивая глубокой старостью.

И конечно же социализация имеет множество теорий развития человека в обществе, которые сильно отличаются, но при этом хорошо дополняют друг друга. Каждая из них имеет место быть и каждая из них может являться верной.

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Читайте также: