Концепция приоритета экономических интересов собственников герберт саймон кратко

Обновлено: 24.04.2024

Финансовый менеджмент можно рассматривать в различных контекстах:

· как научную дисциплину;

· как систему управления финансами организации;

· как вид предпринимательской деятельности.

Как научная дисциплина финансовый менеджмент представляет собой систему теоретических знаний, концепций, моделей и разработанных на их основе прикладных методов, приемов, инструментов, применяемых в процессе принятия управленческих решений.

Как и любая система управления, финансовый менеджмент включает объект и субъект, т. е. управляемую и управляющую подсистемы.

Объектом управления являются финансовые ресурсы, а также финансовые отношения организации, возникающие между ней и другими участниками хозяйственной деятельности, различными звеньями финансовой системы.

Субъектами управления в системе финансового менеджмента выступают собственники, финансовые менеджеры, соответствующие службы и организационные структуры, составляющие его управляющую подсистему.

В общем случае в составе управляющей подсистемы можно выделить следующие виды обеспечения:

· правовое. Функционирование любой системы управления в экономике осуществляется в рамках действующего правового обеспечения, к которому относятся законы Республики Беларусь, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты министерств и ведомств, лицензии, а также уставные документы, положения и инструкции, регламентирующие работу конкретного предприятия;

· организационное. Задает общую структуру системы управления финансами на конкретном предприятии, а также определяет в ее рамках функции и задачи соответствующих служб, подразделений и отдельных специалистов;

· методическое. Составляет комплекс общеэкономических, аналитических и специальных приемов, методов и моделей, призванных обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами хозяйственного объекта;

· кадровое, т. е. группа людей (финансовые директора, менеджеры и т. п.), которая посредством специальных приемов, инструментов и методов обеспечивает выработку и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект;

· информационное. Управление любым экономическим объектом неразрывно связано с обменом информацией между его структурными элементами и окружающей средой. Своевременность, полнота, точность и достоверность этой информации являются одним из ключевых факторов, определяющих успех в современном бизнесе. В широком смысле к информационному обеспечению в финансовом менеджменте можно отнести любую информацию, используемую в процессе принятия управленческих решений, которая в зависимости от источников формирования может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относится информация, получаемая в процессе функционирования предприятия его различными подразделениями: бухгалтерией, отделами производства, материально-технического снабжения, сбыта, маркетинга и др.

Поскольку подобная информация возникает, циркулирует и потребляется внутри предприятия, она должна быть всегда доступна финансовому менеджеру в полном объеме и с любой степенью детализации. Объемы, формы, степень детализации и периодичность ее получения определяются соответствующими положениями и инструкциями, регламентирующими работу конкретного предприятия.

При безусловной важности внутренней информации для финансового управления хозяйственным объектом успешность и эффективность его функционирования в условиях рынка во многом определяются способностью адаптации к внешней среде. В этой связи значительная доля информационных потребностей финансового менеджера приходится на внешнюю по отношению к объекту управления информацию: данные о рыночной конъюнктуре, поставщиках, покупателях, конкурентах, процентные ставки, макроэкономические индикаторы, котировки ценных бумаг, изменения в законодательстве и т. п.;

· техническое и программное обеспечение.

С развитием форм организации бизнеса финансовый менеджмент превратился в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Отделение собственности от управления способствовало появлению и развитию фирм, специализирующихся на профессиональном финансовом управлении предприятиями.

Базовые концепции финансового менеджмента

Систему теоретических концепций и моделей финансового менеджмента можно условно разделить на следующие группы:

1) концепции и модели, определяющие цель и основные параметры финансовой деятельности предприятия;

2) концепции и модели, обеспечивающие реальную рыночную оценку отдельных финансовых инструментов инвестирования в процессе их выбора;

3) концепции, связанные с информационным обеспечением участников финансового рынка и формированием рыночных цен.

К первой группе относятся:

Суть ее в том, что все решения менеджмента должны оцениваться с точки зрения их влияния на рыночную стоимость предприятия. Кроме того, собственникам компании полезно знать, сколько стоит их бизнес, чтобы понять, продолжать ли им заниматься. Основной задачей эффективного собственника должно являться создание ликвидной стоимости компании, а также системы управления стоимостью компании с целью ее максимизации.

Наиболее типичные понятия стоимости можно раскрыть с различных позиций (таблица 1).

Таблица 1.Классификация понятий стоимости

Стоимость бизнеса как критерий управления имеет ряд преимуществ перед другими показателями (доход, прибыль, рентабельность и т.д.). Во-первых, ее оценка требует полной информации, а также умения управлять всеми денежными потоками. Во-вторых, стоимость позволяет достигать более точных компромиссов, поскольку деятельность любого участника поддается стоимостной оценке. В-третьих, держатели акций имеют мощный стимул управлять ресурсами компании. Заботясь о максимальном повышении своего благосостояния, они одновременно способствуют повышению благосостояния других.

2. Теория портфеля (Гарри Марковиц “A Portrfolio Selection”,1952 г(англ. mean-variance analysis .)Основные выводы теории Марковица:

- для минимизации риска инвесторам следует объединять рисковые активы в портфель;

- уровень риска по каждому отдельному виду активов следует измерять неизолированно от остальных активов, а с точки зрения его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля инвестиций.

На основе этих данных строится множество возможных портфелей с различными соотношениями доходность-риск.

Так как в основе анализа лежат два критерия, менеджер выбирает портфели:

· Либо поиском эффективных, или неулучшаемых решений. В этом случае любое другое решение, лучше найденных по одному параметру обязательно будет хуже по другому.

· Либо выбирая главный критерий (например, доходность должна быть не ниже определённой величины) остальные используя лишь в качестве критериальных ограничений.

· Либо задавая некий суперкритерий, который является суперпозицией указанных двух (например, их функцией).

3. Концепция цены капитала (Cost of Capital Theory) (Джон Вильямсон, 1938 г.)Любые операции, приносящие предприятию прибыль, невозможно осуществить без активов, которые в свою очередь должны быть профинансированы за счет источников. Привлечение того или иного источника финансирования связано для предприятия с определенными затратами: банкам нужно выплачивать проценты за предоставленные ими средства, акционерам - дивиденды и др.

Определение цены капитала предприятия предполагает, во-первых, идентификацию основных его компонентов, во-вторых исчисление их цены. Результаты расчетов сводятся в единый показатель, называемый средневзвешенной ценой капитала.

Она показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке.

Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.

2. Теория портфеля. Автором теории является Гарри Марковиц. Теория утверждает, что для минимизации риска инвесторам следует объединять рисковые активы в портфель, уровень риска по каждому отдельному виду активов следует измерять не изолированно от ос-тальных активов, а с точки зрения его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля инвестиций. Г. Марковиц

в своих публикациях в 1952–1959 гг. раскрыл методологию принятия решений в области инвестирования в финансовые активы и предста-вил соответствующий научный инструментарий. Впоследствии тео-ретические положения Г. Марковица были развиты его учеником Уильямом Шарпом, который в 1963 г. предложил упрощённый и бо-лее практичный вариант математического аппарата, который позво-лял эффективно управлять крупными портфелями, включающими

в себя десятки и сотни финансовых активов. В дальнейшем эта тео-рия получила широкое развитие и была по достоинству оценена

в научном мире. В 1990 г. Г. Марковиц совместно с М. Миллером и У. Шарпом был награждён Нобелевской премией за работы по тео-рии финансовой экономики 1 .

1 Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент: учеб. М.: Финансы и ста-

тистика, 2001. С. 36.


3. Концепция цены (стоимости) капитала. Концепция выдвину-

та Джоном Вильямсоном в 1938 г. и получила дальнейшее развитие в 50-х гг. в работах Д. Дюрана. Она заключается в том, что обслужи-вание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково (получение банковского кредита сопровождает-ся необходимостью уплаты процентов, выпуск акций – выплатой ди-видендов и т.д.). Следовательно, цена капитала показывает мини-мальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по под-держанию каждого источника, предотвращающий убыточность

и снижение стоимости компании. Количественная оценка цены капи-тала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов

и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности организации.

4. Концепция структуры капитала. Согласно концепции, вы-

двинутой Франко Модильяни и Мертоном Миллером в 1958 г., в ус-ловиях идеального рынка капитала (с нулевым налогообложением) стоимость любой компании определяется исключительно её буду-щими доходами (как результатом решений по инвестиционным про-ектам) и не зависит от структуры капитала. Если финансирование деятельности фирмы более выгодно за счёт заёмного капитала (вме-сто собственных источников средств), то держатели акций компании со смешанной структурой капитала предпочтут продать часть её ак-ций и приобрести акции эмитента, не пользующегося заёмным капи-талом. Дефицит средств у такой компании восполняют за счёт заём-ного капитала. Одновременные операции с ценными бумагами кор-пораций с относительно высоким и относительно низким удельным весом заёмного капитала приведут в конечном итоге к выравнива-нию стоимости всех фирм одного класса с одинаковым доходом.

В 1963 г. Ф. Модильяни и М. Миллер усовершенствовали свою теорию, ввели в первоначальную модель фактор налогообложения корпораций. Уплата процентов по кредитам из прибыли до уплаты налогов уменьшает размер налогооблагаемой базы и величину этих налогов. Таким образом, часть налогов перекладывается с корпора-ции на её кредиторов, а финансово независимой фирме приходится

самой нести всё бремя налогов. Таким образом, при увеличении доли заёмного капитала увеличивается доля чистого дохода фирмы, остающаяся в распоряжении акционеров, и растёт рыночная цена акций.

Позднее различными исследователями было установлено, что с определённого момента (когда достигнута оптимальная структура капитала) при увеличении доли заёмного капитала стоимость фирмы начинает снижаться, так как экономия на налогах перекрывается рос-том затрат по обслуживанию долга (процентных платежей кредито-рам). Модифицированная теория полагает, что наличие определён-ной доли заёмного капитала идет на пользу фирме, чрезмерное ис-пользование заёмного капитала приносит фирме вред, для каждой фирмы существует своя оптимальная доля заёмного капитала.

5. Теория дивидендов Модильяни–Миллера. Теория, доказываю-

щая, что политика выплаты дивидендов не влияет на стоимость фир-мы, была предложена авторами в 1961–1963 гг. Суть теории в том, что каждый доллар, выплаченный сегодня в виде дивидендов, уменьшает нераспределённую прибыль, которая могла бы быть ин-вестирована в новые активы, и данное уменьшение должно быть компенсировано за счёт эмиссии акций. Новым акционерам необхо-димо будет выплачивать дивиденды, и эти выплаты снижают теку-щую стоимость ожидаемых дивидендов для предыдущих акционеров на величину, равную сумме дивидендов, полученных в текущем го-ду. Таким образом, каждый доллар полученных дивидендов лишает акционеров будущих дивидендов на эквивалентную величину. По-этому акционерам будет безразлично: получить дивиденд на сумму 1 долл. сегодня или получить дивиденд в будущем, текущая стои-мость которого составляет 1 долл. Следовательно, политика выплаты дивидендов не влияет на цену акций.

6. Модель финансового обеспечения устойчивого роста пред-

приятия. Модель была предложена Джеймсом Ван Хорном в1988г.и Робертом Хиггинсом в 1997 г. Модель устойчивого роста исходит из предположения, что использование предприятием имеющихся средств (активов) должно совпадать с устоявшимся соотношением

кредиторской задолженности и собственных средств как источников капитала. При планировании роста показатели, входящие в это соот-ношение, изменяются пропорционально. При условии оптимальности компания не идёт по пути увеличения внешнего финансирования, а ориентируется на использование прибыли, что характеризуется ог-раничениями коэффициента, определяющего соотношение заёмных и собственных средств. Определяя величину этих ограничений, фи-нансовые менеджеры исходят из задачи формирования рациональной структуры источников средств организации, основанной на положи-тельной величине эффекта финансового рычага. При этом задача определения данной рациональной структуры объединяется с разум-ной дивидендной политикой. Использование модели возможно в ком-паниях, удовлетворённых достигнутыми темпами развития и уверен-ных в стабильном воздействии внешней экономической среды.

7. Концепция альтернативных издержек. В качестве альтерна-

тивных издержек рассматриваются затраты упущенных возможно-стей. Принятие любого решения финансового характера почти всегда связано с отказом от альтернативного варианта. Обычно решение принимается финансовым менеджером в результате сравнения аль-тернативных затрат, выраженных в виде абсолютных или относи-тельных показателей. Концепция играет важную роль в оценке вари-антов возможного инвестирования капитала, использования произ-водственных мощностей, выбора типа кредитной политики и т.д.

8. Система сбалансированных показателей. Система предложе-

на Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом в 1990 г. В отличие от традиционных методов стратегического управления, сбалансирован-ная система показателей использует не только финансовые, но и не-финансовые показатели деятельности организации, отражая четыре важнейших аспекта (стратегические перспективы): финансы; клиен-ты; бизнес-процессы; обучение и развитие. Такой подход даёт воз-можность анализировать стратегические и тактические процессы управления, устанавливать причинно-следственные связи между стратегическими целями организации и обеспечивать её сбалансиро-ванное развитие.

В процессе практического использования сбалансированная система показателей превратилась в широкую управленческую сис-тему. Поэтому многие руководители видят в ней структуру всего процесса оперативного управления, который позволяет переводить перспективные планы и стратегии в форму конкретных показателей, обеспечивать реализацию стратегии на более низких уровнях обще-фирменной иерархии, налаживать обратную связь для проверки ги-потез и инициирования процессов обучения.

Основы финансового менеджмента

1.1. Теоретические концепции финансового менеджмента

1.2. Финансовая система и ее участники

1.3. Содержание финансового менеджмента

1.4. Информационная база финансового менеджмента

1.1. Теоретические концепции финансового менеджмента

Современный финансовый менеджмент базируется на теоретических положениях многих научных направлений и обобщает опыт финансового управления компаниями в контексте экономической и финансовой среды, взаимосвязи финансового управления организацией с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами).

В настоящее время в финансовом менеджменте изучаются управленческие финансовые решения, принимаемые на базе основных теоретических концепций экономики и финансов.

Теория финансового менеджмента состоит из ряда концепций, представляющих систематизированный подход к изучению вопросов распределения денежных ресурсов с учетом фактора времени, а также набора количественных моделей, с помощью которых оцениваются все альтернативные варианты и принимаются и воплощаются в жизнь финансовые решения.1

Рассмотрим ключевые теории финансового менеджмента, составляющие фундамент для принятия финансовых решений.

Концепция приоритета экономических интересов собственников.

В прикладном своем значении она формулирует цель финансового управления организацией – максимизация рыночной стоимости компании.

Концепция идеальных рынков капитала.

Современный уровень конкурентного производства и технологий требует значительных денежных вложений, поэтому первостепенными аспектами в финансовом менеджменте становятся привлечение капитала и его эффективное инвестирование. Большинство ранних теорий финансового управления основано на допущении существования идеальных рынков капитала (perfect capital markets). Данная концепция носит описательный – дескриптивный характер. Анализ и принятие этих решений требует изучения факторов окружающей финансовой среды и финансового рынка.

Идеальный рынок капитала – это рынок, на котором не существует никаких затруднений, вследствие чего обмен ценных бумаг и денег совершается легко и не сопряжен с какими-либо затратами.

Идеальный рынок капитала предполагает следующее:

– отсутствуют трансакционные затраты (расходы на взаимодействие с такими институтами как страховые компании и фондовые биржи, расходы на заключение и исполнение, юридической защиты контрактов, издержки сбора и обработки информации, проведения переговоров и принятия решений);

– имеется большое количество покупателей и продавцов, и ни один из них не может повлиять на рыночную цену финансовых активов;

– существует равный доступ на рынок для всех инвесторов;

– все субъекты рынка имеют одинаковый объем информации;

– все субъекты рынка имеют одинаковые ожидания. Хотя набор таких предпосылок является жестким, эта теория объясняет развитие взаимоотношений и сделок в финансовой среде. Часто действительность близка к исходным условиям теории. Если же в реальной ситуации исходные предпосылки не соблюдаются, их можно отбрасывать одно за другим и определять влияние каждого из условий на конечные результаты.

Теория заинтересованных лиц.

Деятельность компании в той или иной степени находится в зоне интересов множества заинтересованных лиц, а интересы всех этих лиц даже теоретически не могут совпадать, поэтому становится очевидным, что оптимизация управления крупной компанией требует учета множества факторов, имеющих не только материальную природу. Теория заинтересованных лиц – это одно из теоретических направлений в менеджменте, формирующее и объясняющее стратегию развития компании с точки зрения учета интересов, так называемых стейкхолдеров (заинтересованных сторон).

Финансовый менеджмент – это система, функционирование которой направлено на достижение общих целей хозяйствования. С одной стороны, это управляемая система, имеющая определенные закономерности и особенности, с другой – управляющая система, часть общей системы управления предприятием, корпорацией. Будучи управляемой системой, финансовый менеджмент в значительной мере подвержен государственному регулированию через налоги, цены, заработную плату и т. п. и является объектом управления, испытывающим воздействие потока управленческих решений. Субъекты управления включают органы государственного управления, финансовые и налоговые органы, банки, органы страхования и др. Главный субъект управления – собственник. Но именно собственник в большей мере сталкивается с финансовым менеджментом как управляемой системой, что нередко приводит к проблемам.

Необходимыми условиями функционирования финансового менеджмента являются:

– государственное регулирование деятельности предприятий, основанное на системе рыночного законодательства.

Решающее значение для определения сущности финансового менеджмента имеет проблема собственности, которая в настоящее время тесно связана с ходом приватизации. Взаимосвязь финансового менеджмента и отношений собственности проявляется в том, что собственники или лица, уполномоченные собственниками управлять их имуществом, в соответствии с законом и учредительными документами решают вопросы создания предприятия, определяют цели его деятельности, реорганизации и ликвидации, контролируют эффективность использования и сохранность имущества, распоряжаются финансовыми ресурсами и проводят самостоятельную финансовую политику.

Главное требование, предъявляемое предпринимателем к финансовому менеджеру, – это выработка базовой финансовой концепции. Она заключается в определении стратегии финансового развития, обеспечивающей достижение поставленных целей, эффективное управление денежным оборотом предприятия, формирование фондов денежных средств в заданных пропорциях, использование финансовых ресурсов по целевому назначению. Согласно общему подходу финансовый менеджер – это, по сути, фетишизированный собственник, осуществляющий воздействие на движение капитала, текущую прибыль, накопления и инвестиции.

Финансовыми источниками формирования имущества являются:

– денежные и материальные взносы учредителей или участников;

– доходы от всех видов деятельности;

– дивиденды и проценты, полученные по ценным бумагам;

– кредиты банков, заемные и привлеченные средства других кредиторов;

– капитальные вложения, дотации и субсидии из бюджетных и внебюджетных фондов;

– безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования;

– доходы от валютных курсовых разниц;

– доход от долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других предприятий, финансируемую аренду основных средств. Структура финансовых источников формирования имущества предприятий и коммерческих организаций зависит от их организационно-правовой формы, видов деятельности, объемов производства и реализации продукции, работ и услуг.

Концепция приоритета экономических интересов собственников, модель финансового обеспечения устойчивого роста, концепция эффективного рынка капитала

Операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, насколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка. Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:

- рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;

- информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;

- отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;

- сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;

- все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;

- сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.

В зависимости от условий информационного обеспечения участников следует различать слабую, среднюю (полусильную) и сильную ценовую эффективность фондового рынка. Эта гипотеза дала импульс многочисленным исследованиям в области прогнозирования повышенной доходности отдельных видов ценных бумаг, связанной с их недооценкой рынком.

Читайте также: