Концепция мериторных благ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Теория общественных благ
Общественные блага - блага, к которым имеют доступ все индивиды. К общественным благам относятся: оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п.

Файлы: 1 файл

Основные тенденции теории социальных благ.pptx

Основные тенденции теории социальных благ.

Подготовили студенты II курса

Факультета управления

Вятский Сергей и

Паршинцева Екатерина

Теория общественных благ

Общая отличительная особенность общественных благ

    • Необходимым условием выпуска общественных благ, согласно Вайсброду, является использование социального (некоммерческого) маркетинга (вида маркетинга, направленного на формирование общественных ценностей). Применение некоммерческого маркетинга дает возможность производителям стимулировать потребление общественных благ у различных групп населения.
      • Ограниченность ресурсов производителей общественных благ определяет специфику трудовых отношений в этой области. Большое значение приобретает добровольчество, система трудовых отношений, построенная на механизме нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и иные общественно-полезные цели

      Концепция мериторных благ

      Некоторые особенности, проявляющиеся в разных видах мериторных благ, заставляют рассматривать каждый случай в отдельности:

      Мотивация общественной опеки

        • В соответствии с данной концепцией в трех случаях мотивацию опеки генерирует иррациональное поведение индивидуумов, обусловленное дефицитом информации, воли и ресурсов. В четвертом случае она связана со способностью некоторых благ удовлетворять коллективные потребности, не выявляемые в частных предпочтениях.

        Специфические проблемы

        Концепция Экономической социодинамики

        Опыт обсуждения данной концепции свидетельствует об уместности нескольких специальных замечаний.

        в виду категорию несводимых интересов, отметим, что речь идет о двух одновременно развивающихся параллельных процессах, о рыночной и политической ветвях формирования общественных интересов

        сам факт существования интереса общества как такового никак не означает подчинения ему интересов индивидуумов.

        в рамках используемой парадигмы комплементарность полезностей трансформируется в комплементарность субъектов рыночного обмена


        Результаты труда в культуре. Культурное благо

        6 лет ago Enottt Комментарии к записи Результаты труда в культуре. Культурное благо отключены

        Результаты труда в культуре

        Можно развести конечный общественно значимый результат (социальный эффект) культуры, который не поддается прямому измерению, и непосредственный результат деятельности организаций культуры — продукт. Так, для театра непосредственным результатом деятельности является спектакль, для концертной организации — концерт, для цирка — представление, для кинотеатра — сеанс, для библиотеки — выдача книг, периодических изданий, оказание информационных услуг.

        Культурное благо как непосредственный результат деятельности организаций культуры. Типологии культурных благ.

        Культурное благо — это разновидность экономического блага, созданного в результате культурной деятельности людей.

        Теория общественных благ (П. Вейсброд и др.)

        Различные культурные блага классифицируют в соответствии с признаками неисключаемости и несоперничества (отсутствие конкуренции) в потреблении.

        Неисключаемость — невозможность помешать индивидам использовать благо, ограничить их доступ к благам.

        Несоперничество в потреблении — потребление благ одним человеком не уменьшает возможности их применения другим.

        В соответствии с этими признаками выделяют общественные и частные блага.

        Общественное (социальное) благо — благо, потребляемое одним лицом и остающееся доступным для потребления другими лицами.

        Частное благо — благо, которое потребляется одним лицом и не может быть одновременно потреблено другим лицом.

        Концепция мериторных благ (мериторика)

        Концепция экономической социодинамики (Р. С. Гринберг, А. Я. Рубинштейн).

        • Частное благо (обладает индивидуальной полезностью).
        • Общественное (социальное) благо (обладает социальной полезностью).
        • Коммунальное благо (обладает индивидуальной полезностью и коммунальностью в потреблении).
        • Смешанное благо (обладает индивидуальной и социальной полезностью)

        Смешанное коммунальное благо (обладает индивидуальной и социальной полезностью, а также коммунальностью в потреблении).

        Подавляющая часть продуктов культуры существует в виде смешанных и смешанных коммунальных благ, обладающих одновременно индивидуальной и социальной полезностью, а также социальных благ, имеющих лишь социальную полезность. Производство и потребление таких благ обязано поддерживать государство.

        Услуга — основная форма культурного блага

        Услуга культуры — культурное благо, целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда в сфере культуры.

        Особенностями услуг культуры являются:

        • — нематериальный характер производимого эффекта;
        • — активное участие потребителя в производстве услуг;
        • — воздействие эффекта от услуги на личность потребителя;
        • — пространственно-временная локализация услуг.

        Характеристика услуг культуры как интеграция свойств самого продукта и условий его потребления.

        Можно развести конечный общественно значимый результат (со­циальный эффект) культуры, который не поддается прямому измере­нию, и непосредственный результат деятельности организаций культу­ры — продукт. Так, для театра непосредственным результатом дея тельности является спектакль, для концертной организации — кон­церт, для цирка — представление, для кинотеатра — сеанс, для библиотеки — выдача книг, периодических изданий, оказание информа­ционных услуг.

        Культурное благо — это разновидность экономического блага, созданного в результате культурной деятельности людей.

        Теория общественных благ (П. Вейсброд идр.)

        Различные культурные блага классифицируют в соответствии с признаками неисключаемости инесоперничества (отсутствие конку­ренции) в потреблении.

        Неисключаемость — невозможность помешать индивидам исполь­зовать благо, ограничить их доступ к благам.

        Несоперничество в потреблении — потребление благ одним чело­веком не уменьшает возможности их применения другим 11 .

        В соответствии с этими признаками выделяют общественные и ча­стные блага.

        Общественное (социальное) благо — благо, потребляемое одним лицом и остающееся доступным для потребления другими лицами.

        Частное благо — благо, которое потребляется одним лицом и не может быть одновременно потреблено другим лицом.

        Концепция мериторных благ (мериторика).

        Термин мериторные блага ("merit goods") был введен Ричардом Масгрейвом более 50 лет назад. Понятие мериторики непосредственно вытекает из общественных интересов, которые не проявляются в инди­видуальных предпочтениях.

        Мериторными называются блага, спрос на которые со стороны частных лиц отстает от "желаемого обществом" и стимулируется госу­дарством .

        Частное благо (обладает индивидуальной полезностью). Общественное (социальное) благо (обладает социальной полезностью).

        Коммунальное благо (обладает индивидуальной полезностью и коммунальностью в потреблении).

        Смешанное благо (обладает индивидуальной и социальной полез­ностью)

        Смешанное коммунальное благо (обладает индивидуальной и со­циальной полезностью, а также коммунальностью в потреблении).

        Подавляющая часть продуктов культуры существует в виде сме­шанных и смешанных коммунальных благ, обладающих одновременно индивидуальной и социальной полезностью, а также социальных благ, имеющих лишь социальную полезность. Производство и потребление таких благ обязано поддерживать государство.

        Услуга — основная форма культурного блага.

        Услуга культуры — культурное благо, целесообразная деятель­ность, существующая в форме полезного эффекта труда в сфере куль­туры.

        Особенностями услуг культуры являются:

        — нематериальный характер производимого эффекта;

        — активное участие потребителя в производстве услуг;

        — воздействие эффекта от услуги на личность потребителя;

        — пространственно-временная локализация услуг.

        — Характеристика услуг культуры как интеграция свойств самого продукта и условий его потребления.

        — Взаимосвязь и взаимодополняемость различных услуг культуры. Взаимозаменяемость услуг культуры только при дефиците предложения или для случайного, "неразборчивого" потребителя. 4.2.3. Доступность услуг культуры:

        — физическая — возможность получения определенных услуг культуры или их комплекса в конкретном регионе (населенном пункте).

        территориальная и временная — приближенность организа­ций (услуг) культуры к месту жительства; время, затраченное на дорогу и потребление услуг культуры; экономическая — возможность потребления услуг культуры при сложившемся уровне цен и доходов населения; "интеллектуальная" — уровень художественного вкуса, эсте­тического развития индивида;

        информационная — наличие информации об организациях и услугах культуры.

        Читайте также: